Научная статья на тему 'Детские общественные объединения просоциальной направленности как благоприятная среда для становления гражданской позиции школьников старшего подросткового возраста'

Детские общественные объединения просоциальной направленности как благоприятная среда для становления гражданской позиции школьников старшего подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
590
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попович Н. В.

В статье рассматривается вопрос о необходимости становления гражданской позиции школьников старшего подросткового возраста. Детские общественные объединения просоциальной направленности, основа деятельности которых заключается в организации социально значимой деятельности, разработке и реализации социальных проектов, являются благоприятной средой для становления гражданской позиции подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socially oriented children public associations as a means of formation the elder teenage students civil position

The article is dealing with the problem of a personal civil position category from psychological and pedagogical sciences points of view. Researches prove the child welfare public associations importance in the formation the elder teenage students active civil position through their participation in socially significant activity, in social projects elaboration and implementayion.

Текст научной работы на тему «Детские общественные объединения просоциальной направленности как благоприятная среда для становления гражданской позиции школьников старшего подросткового возраста»

УДК 371 035 Н. В. ПОПОВИЧ

Омский государственный педагогический университет

ДЕТСКИЕ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК БЛАГОПРИЯТНАЯ СРЕДА ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА_____________________

В статье рассматривается вопрос о необходимости становления гражданской позиции школьников старшего подросткового возраста. Детские общественные объединения просоциальной направленности, основа деятельности которых заключается в организации социально значимой деятельности, разработке и реализации социальных проектов, являются благоприятной средой для становления гражданской позиции подростков.

Активное формирование и развитие детских общественных объединений началось в 90-е годы ХХ века. На федеральном уровне была создана нормативноправовая база деятельности и государственной поддержки детских и молодежных общественных объединений, стала формироваться государственная молодежная политика. Важным шагом в формировании нормативно-правовой базы государственной поддержки молодежного движения стала Федеральная программа «Молодежь России» (сентябрь 1994 года).

Базой правового регулирования современного детского общественного движения являются: Федеральный закон «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ (от 14 апреля 1995 года), Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» № 98-ФЗ (от

26.05.1995 года), Указ Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военнопатриотическому воспитанию молодежи» № 727 (от

16.05.1996 года), постановление Правительства Российской Федерации «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» № 31 ю-50-1936 /46 (от 15.08.2000 года), Указ Губернатора Омской области № 157 «О поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 27.07.2004 года), Закон Омской области «О поддержке детских и молодежных общественных объединений в Омской области» № 51-ОЗ (от 27.10.1996 года).

Появление вышеперечисленных законодательных актов способствовало развитию современного детского общественного движения. Однако оно происходит достаточно медленно. Степень участия подростков в общественном движении, по данным коллегии Министерства образования (май 2001 года) — 10 %. В некоторых областях России (в том числе и Омской, Новосибирской, Смоленской, Нижегородской и ряде других) этот показатель немного выше.

Задача современных детских общественных объединений — формирование готовности подрастающего поколения к цивилизованным человеческим от-

ношениям на базе общественных ценностей; к политическим отношениям на основе норм демократической культуры через самоуправление и самодеятельность; формирование готовности внести вклад в построение демократического общества и правового государства. Участие подростков в деятельности детских общественных объединений, просоциальной направленности «поможет активно и системно влиять на политику властей, получать такие навыки управления, какие не способна дать ни одна школа менеджеров» [5].

Современным детским общественным объединениям присущи три основные функции: развивающая (обеспечивает гражданское, нравственное становление личности подростка, развитие его социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели); ориентационная (обеспечение условий для ориентации подростков в системе социальных, нравственных, политических ценностей); компенсаторная (создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей подростка, не востребованные в других общностях, членом которых он является; для устранения дефицита общения и взаимодействия).

Несмотря на малочисленность, немногочисленный состав, детские общественные объединения на современном этапе исторического развития России — этапе развития гражданского общества, являются благоприятной средой для становления гражданской позиции подростков.

Требования к личности гражданина имеют конкретно-исторический характер и изменяются в зависимости от социального строя государства, господствующей идеологии, уровня развития педагогической науки.

Гражданская позиция — психолого-педагогичес-кая категория, включающая следующие составляющие: гражданское самосознание, гражданский долг, гражданскую ответственность, правовую культуру, соблюдение законов государства, личную свободу,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008

гражданское достоинство, гражданскую активность, политическую культуру, патриотизм и интернационализм, гражданскую компетентность личности.

С точки зрения общественно-политических наук категория гражданская позиция рассматривается как идеологическое выражение специфики демократического общества; способ включения в жизнедеятельность общества, ведущий к активному участию личности в разрешении общественных противоречий и к ее собственному всестороннему и гармоническому развитию; совокупность взглядов, убеждений, социально значимых умений и соответствующих им действий личности, реализующих ее отношения к окружающему миру; форма общественного самоутверждения личности; единство реальных практических дел и душевных переживаний за судьбу страны, выражающееся в готовности прийти на помощь нуждающимся [3].

Становление гражданской направленности личности школьников старшего подросткового возраста, участников детских общественных объединений просоциальной направленности происходит через формирование готовности: к цивилизованным человеческим отношениям; отношениям в духовной сфере на базе общественных ценностей; политическим отношениям на основе норм демократической культуры через самоуправление и самодеятельность; готовности внести вклад в построение демократического общества и правового государства.

Детское общественное объединение — коллектив, оказывающий наибольшее влияние на формирование моральной сферы подростков, в котором:

1) в центр внимания ставятся вопросы, связанные с нормами и правилами общественного поведения, нормами взаимоотношения между людьми;

2) начинают складываться относительно устойчивые и независимые от случайных влияний («автономные») моральные взгляды, суждения и оценки, нравственные переживания и важнейшие качества личности.

Открытость детского общественного объединения для новых людей и постоянный контакт с другими общественными организациями и государственными институтами с позиции равенства и равноправия, способствует формированию культуры общения, развитию коммуникативных навыков, навыков делового общения.

Проблема деятельности — одна из наиболее актуальных, сложных и перманентно обсуждаемых в системе научных знаний — философских, культурологических, психологических и других. В рамках каждой науки существует свое особое пространство анализа данной общей и кардинальной проблемы. В мире психологии она рассматривается постоянно. Открываются новые аспекты психологической характеристики деятельности, формируются новые уровни и подходы к её осмыслению. В то же время эта проблема до сих пор остается дискуссионной.

Деятельность в общественной организации развивает потребность реализации себя для общества. Через многоплановую общественно полезную деятельность происходит расширение социального пространства, формируется ответственность за общечеловеческие дела, за себя самого как хозяина собственной судьбы. Деятельность, в которую включаются подростки — участники общественных объединений просоциальной направленности, рассматривается нами как основание роста — социального развития взрослеющего человека; условие саморазвития индивида, когда в деятельности и деятельностью в процессе

онтогенеза формируется личность; реальное и активное взаимодействие общества и ребенка, давая возможность не просто занять место во взрослом мире, но и получать нравственное самоудовлетворение от помощи другим людям, а, одновременно наиболее высокую оценку в обществе за бескорыстно отданный труд; предпосылка становления гражданской позиции.

Воспитание юного гражданина — процесс целостный, сложный. Гражданская позиция личности формируется системой общественного воспитания и совокупностью социальных явлений. «Человек, — писал А. С. Макаренко, — не воспитывается по частям, а создается синтетически, суммой влияний, которым он подвергается, и выступает концентрированным выражением всей совокупности общественных отношений». Система целенаправленной воспитательной деятельности может трансформировать содержание общественных отношений в обществе в личностные качества, в гражданские устремления индивида.

Становлению и развитию гражданской позиции участников детских общественных объединений просоциальной направленности способствует функционирование органов самоуправления. Принципы самоуправления в детском общественном объединении: принципы равноправия, открытости и гласности, самодеятельности, добровольности и гуманности.

Компоненты самоуправления в детском общественном объединении:

•собственно управленческая деятельность выборных органов (совет, заседание, принятие решений, контроль исполнения в пределах компетенции);

•деятельность по соуправлению (реализация представительских функций внутри и вне общественного объединения, наличие ответственности и получение права на деятельность в управлении выборными органами);

•деятельность органов самоуправления (постоянных и временных), выстроенных в определенной системе и влияющих на уровень организаторской деятельности и развивающих организаторские способности участников.

Активная гражданская позиция подростков формируется через деятельное освоение явлений социально-экономического спектра, при участии в моделировании социальных явлений, практическом освоении навыков ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения... Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование [1].

Метод социального проектирования основан на идеях коллективного творческого дела (И. П. Иванов), формирования опыта «заботы» (В. А. Сухомлин-ский), деятельности разновозрастных групп (А. С. Макаренко). Гражданин взращивается поэтапно — от простых дел, сделанных для себя, к деяниям, адресованным другим (Е. И. Казакова, Б. В. Неупокоев) [4].

Социальный проект — специально организованная педагогом и самостоятельно выполняемая учащимися программа действий, основанная на решении актуальной для общества и лично значимой для ученика проблемы, решение которой направлено на позитивное изменение социальной ситуации. Социальное проектирование — полифункциональная деятельность, имеющая два результата: предметный и отношенческий (Е. Н. Щуркова). Предметный результат достигается в процессе выполнения алгоритма действий по проекту и сопровождается каким-либо изменением (очищенный родник, написанное обращение

к представителям власти, благотворительная акция и так далее). Отношенческий — результат позитивного изменения гражданской позиции человека (характеризует личные изменения) [2].

Участники детских общественных объединений, команды школьников разных районов Омской области и города Омска уже второй год участвуют в областном этапе Всероссийской акции «Я — гражданин России» (далее Акция), где представляют социальные проекты, преобразующие окружающую жизнь. Цель Акции — формирование активной гражданской позиции, социализация обучающихся стимулирование интереса молодого поколения к решению важных проблем российского общества.

Анализ документов, представленных на конкурс, показал, что проблемы, волнующие современных подростков совпадают с проблемами, которые волнуют общественность и государство (здоровый образ жизни, организация досуга школьников, экологические проблемы своего района, города, забота о ветеранах и сохранение памяти о Великой Отечественной войне, история семьи и родословная и многие другие). Участникам детских общественных объединений уда-лость подойти к решению выбранных проблем юридически правомерно, познакомиться с работой различных ветвей власти, приобрести опыт социальной практики.

Результаты анкетирования, с целью выявить какие умения и навыки приобрели участники Акции следующие: 46 % — приобрели навыки взаимодействия с представителями различных ветвей власти, социальных институтов, администрацией различных учреждений; 34 % — научились проводить социологические опросы и исследования; 10 % — овладели способами сбора и анализа информации о проблеме (изучение законодательной и нормативно-правовой базы); 30 % — научились разрабатывать собственный вариант решения проблемы; 32 % — приобрели навыки экономического обоснования проблемы; 98 % внесли непосредственное личное участие в реализацию проекта.

На основании приведенных данных необходимо сделать вывод: метод социального проектирования способствует развитию следующих гражданских компетенций личности: учебно-познавательной (выражающейся в самостоятельном поиске и получении информации из различных источников, умении ее анализировать, умении критически мыслить); общественно-политической и правовой (заключается в реализации прав и обязанностей, выполнении функций гражданина во взаимодействии с другими людьми и властью); морально-нравственной (проявляется в личном совершенстве человека, умении определять и оценивать свое поведение, основываясь на моральных нормах и эстетических понятиях, соответствующих гуманистическим и демократическим ценностям).

В процессе становления гражданской позиции школьников старшего подросткового возраста, членов детских общественных объединений можно выделить три ступени. На первой ступени закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Решение одной из главных задач на этой ступени — развитие творческого потенциала — помога-

ет сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

На второй ступени стержнем становления гражданской позиции является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом, познание элементарных и правовых норм.

На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа — совершенствование готовности и умения защищать сои права и права других людей, развитие умения строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Участие в деятельности детской общественной организации дает возможность подросткам получить опыт взаимодействия с различными социальными институтами, сформировать локальную подростковую микромодель гражданского общества; является средством вовлечения подростков в общественную практику; помогает подросткам компетентно и конституционно отстаивать свои интересы и интересы различных социальных слоев, становиться активными и ответственными гражданами.

Библиографический список

1. Письмо Министерства образования Российской Федерации «О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений РФ» (от 15.01. 2003 года № 13-51-08/13) //Сборник законодательства РФ. — 2000. — № 31.

2. Программа формирования гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования «Твоя позиция, гражданин»: Методические рекомендации для учителей граждановедения и обществознания / Составитель Т.И. Ко-белева. — Самара: изд-во СГПУ, 2006. — 56 с.

3. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие / Сост.: Г.В. Дмитриенко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова /Под ред. Т.В. Черниковой. — М.: изд-во «Глобус», 2006. — 224 с.

4. Казакова Е.И., Неупокоев Б.В. Внимание и уважение к социальному творчеству юных //Детское движение: проблемы, действия, ориентиры / Сост.: Волкова Н.И., Евланова И.А., Петрова В.А. /Под ред. М. Басина. — СПб: изд-во Центр развития дополнительного образования ГОУ СПб ГДТЮ, 2002. — № 14 — 163 с.

5. Юрков А.А. Общество или толпа //Детское движение: проблемы, действия, ориентиры /Сост.: Волкова Н.И., Евланова И.А., Петрова В.А. / Под ред. М. Басина. — СПб: изд-во Центр развития дополнительного образования ГОУ СПб ГДТЮ, 2002. — № 14. — 163 с.

ПОПОВИЧ Наталья Васильевна, аспирант кафедры социальной педагогики ОмГПУ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе государственного образовательного учреждения Омской области дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования».

Статья поступила в редакцию 05.03.08 г.

© Н. В. Попович

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.