СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБЪЕДИНЕННАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
УДК 329.78
Окушко Татьяна Константиновна
кандидат педагогических наук Институт проблем воспитания Национальной академии педагогических наук Украины, г. Киев, Украина
ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье проанализировано развитие детских общественных организаций в Украине, их деятельность, представлены статистические данные.
Ключевые слова: социальное воспитание, воспитательная деятельность, детское движение.
] Гетское движение, как составляющая со-I I циальной системы общества, способ/ Д ствует обогащению социальной практики подрастающего поколения и одновременно обеспечивает условия для удовлетворения потребностей и интересов детей. Воспитание в детских общественных объединениях дополняет воспитание, осуществляемое другими социальными институтами. Детские и молодежные общественные объединения охватывают важную часть жизненного пространства ребенка, в котором не только удовлетворяются важные социогенные потребности ребенка, но и происходит его становление как человека и гражданина. Именно поэтому социальный потенциал и значимость детских общественных объединений в воспитании гражданской культуры, инициативы и социальной ответственности являются для государства стратегически значимыми.
Сегодня в Украине действуют разнообразные детские общественные объединения, в состав которых входят десятки тысяч детей разного возраста. За период 20-летия независимости сложилась принципиально новая ситуация в детском движении страны. В 1992 году был принят Закон Украины «Об объединениях граждан», а в 1998 году Закон Украины «О молодежных и детских общественных организациях», которые определяют сущность функционирования детских общественных организаций и объединений (существенные дополнения к этим Законам были внесены в 2006 и 2010 гг.).
Смещение акцентов в отношении к детским общественным объединениям как к субъектам, а не объектам процесса развития общества, актуализировало необходимость новой государственной политики с учетом проблем охраны здоровья, образования, демографии, культуры, профессиональной и физической подготовки. В соответствующих государственных нормативных документах больше внимания стало уделяться правам ребенка, социально-экономическим, правовым и организационным гарантиям физического, интеллектуально-духовного развития детей, поддержки их участия детей в жизни общества и т.д.
Общественные трансформации внесли существенные изменения в деятельность детских общественных объединений и организаций, повлияв как на их функционирование, так и социальный статус: вместо единой организации возникли многочисленные; на смену политическим целям пришли нравственные ориентиры; массовость перестала быть обязательной; пространство деятельности организаций вышло за пределы образовательных учреждений, расширились социально-педагогические функции их деятельности. Оставаясь явлением общественным, сегодня детские объединения выступают относительно самостоятельным фактором развития личности ребенка, субъектом социального воспитания.
Сегодня в Украине официально зарегистрировано 173 всеукраинских молодежных общественных организаций, 19 всеукраинских союзов молодежных общественных организаций и 18 все-
© Окушко Т.К., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
195
украинских детских общественных организаций, территориальными органами юстиции - 751 местную детскую общественную организацию, целью которых является деятельность в интересах детей. Значительная часть детских общественных организаций действует в городах и отдаленных районах Украины, статистических данных нет, поскольку в соответствии с действующим законодательством детские общественные организации регистрируются на местном уровне (а это и районные, и поселковые, и сельские органы власти). На базе общеобразовательных и внешкольных учреждений, по месту жительства действуют многочисленные детские общественные объединения (органы ученического самоуправления, клубы по интересам, хобби-центры, субкультурные объединения и др.).
К сожалению, до сих пор не удалось преодолеть определенную мозаичность и хаотичность развития детского движения в Украине. Тем не менее, в деятельности детских объединений все более приоритетными становятся мировоззренческие и поведенческие аспекты развития личности, ориентиры на содействие интеллектуально-волевому развитию детей, реализации их прав. Формируется новый аспект деятельности детских объединений в рыночных условиях, вызванный потребностями в раннем самоопределении и профессиональной ориентации детей и подростков. Большое внимание уделяется развитию социальной активности детей, их участию в социально-значимой деятельности. Создаются патриотические, краеведческие, культурологические объединения с новой гражданской направленностью; растет доверие детей и молодежи к общественным организациям, расширяются формы привлечения детей к принятию решений в собственных интересах; прослеживается новая позитивная мотивация родителей к участию их детей в объединениях культурологического, физкультурно-оздоровительного, экологического и других направлений.
В течение десятков лет активную общественную деятельность ведут детские организации скаутского типа: Национальная организация скаутов Украины (НОСУ), Национальная Скаутская Организация Украины «Пласт» (НСОУ «Пласт»), Асо-циация гайдов Украины, Всеукраинская детская общественная организация «Сч» (ВДОО «Сечь»), «СПОК»; Федерация детских общественных организаций Украины (ФДОУ), Всеукраинский детс-
кий союз «Екологічна варта» (Экологический дозор), Всеукраинское детское общественное движение «Школа безпеки» (Школа безопасности) и другие.
Анализ уставных документов, программ деятельности действующих детских общественных организаций Украины позволяет обозначить основные направления их деятельности. Среди них: привлечение детей к реализации общественно полезных дел; формирование активной жизненной позиции; гражданское и патриотическое воспитание, воспитание сознательного гражданина Украины; обеспечение гармонии физического, духовного и интеллектуального развития детей, защита их прав и свобод; охрана природной среды, экологическое воспитание; изучение истории и культуры народа, сохранение историко-культурного наследия, приумножение народных традиций; организация содержательного и активного досуга детей, пропаганда здорового образа жизни; безопасность жизнедеятельности, профилактика негативных явлений в детской среде; физическое закаливание, спортивно-туристическая и спортивно-оздоровительная работа; профориентационная работа и допрофессиональная подготовка подростков в новых рыночных условиях.
Опрос, проводимый в рамках проекта «Обзор молодежной политики. Исследовательская группа» Центром социальных экспертиз Института социологии НАН Украины в 2010 г., показал, что 72% опрошенных (дети и молодежь до 35 лет) высказались о необходимости деятельности общественных организаций, которые способны представлять и защищать их интересы.
Государственная поддержка детских общественных организаций осуществляется посредством грантовых проектов, направленных на реализацию актуальных программ для детей и молодежи. Среди приоритетных наравлений: профилактика табакокурения, алкоголизма, употребления наркотиков, предупреждения заболеваний ВИЧ/СПИДом, туберкулезом; привлечение детей и молодежи к содержательному и активному досугу, занятиям физкультурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни, реализация экологических проектов и др.
Цели социального воспитания в детских общественных объединениях сегодня можно охарактеризовать следующим образом:
- обеспечение педагогическими средствами естественного, свободного процесса становления
196
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
личности ребенка, развитие его духовного и творческого потенциала;
- поддержка и защита юного поколения в поисках смысла жизни, осознании важности жизненной позиции, снятие напряжения перед неопределенностью и быстротечностью мира;
- создание условий для реализации возможностей и удовлетворения потребностей в освоении культуры, для формировании ценностей, определения своего места в мире, реализации творческих интересов и способностей детей;
- защита и представление интересов детей, их участие в принятии решений в собственных интересах;
- реализация субъектной позиции ребенка в социально-значимой деятельности и жизни общества.
Воспитательная деятельность в детских общественных объединениях, уникальна по своей сути, поскольку основана, с одной стороны - на потребностях и интересах самих детей, с другой -на партнерстве взрослых и детей в реализации целей деятельности.
В современных социокультурных условиях важно:
- помочь ребенку справиться с интенсивными социальными переменами, которые требуют личностной зрелости, гибкости и быстродействия;
- помочь ребенку найти надежную жизненную опору, в основе которой такие важные составляющие, как духовные ценности, здоровый образ жизни, осмыслении себя и своего места в жизни, уверенность в своих силах;
- предоставить доступ к знаниям и навыкам, которые позволяют соответствовать ритму информационного и технического прогресса;
- утвердить ощущение социальной значимости и полезности, собственной причастности к развитию общества, государства;
- научить осознавать силу индивидуальной инициативы и социальной ответственности;
- помочь овладеть навыками сотрудничества и умения работать в команде, принимать решения;
- научить понимать свои чувства и владеть ими;
- научить справляться с проблемами личных взаимоотношений, денег, осознавать вред употребления табака, алкоголя, наркотиков, формировать правовую и гражданскую ответственность;
- научить брать на себя ответственность и быть счастливым, верить в себя, развивать свои способности, стремиться реализовать потенциальные возможности.
Вопросы деятельности детских общественных объединений, развития детского движения как социально-педагогического феномена не остаются без внимания психолого-педагогической науки. Различным аспектам деятельности ДОО посвящены работы украинских исследователей: О. Безпалько, Ю. Жданович, Г. Лактионовой, О. Лисовца, Ж. Петрочко, Ю. Полищука, Р. Ох-римчук, Н. Чернухи и других. Защищен ряд докторских и кандидатских диссертаций по проблемам детского движения и детских общественных объединений.
В декабре 2001 г. в Институте проблем воспитания Национальной академии педагогических наук Украины была создана лаборатория детских объединений.
Научные направления деятельности лаборатории:
- анализ современного состояния детского движения, деятельности детских общественных объединений;
- изучение сущностных характеристик детского движения и его места в системе институтов воспитания, социализации детей и молодежи; разработка теоретических положений и концепций как теоретико-методологических основ деятельности детских общественных объединений в Украине;
- анализ, обобщение и внедрение инновационного опыта деятельности детских объединений в Украине;
- исследование педагогических аспектов развития детского движения, его содержания и тенденций в разные исторические периоды в Украине и мире;
- исследование воспитательного потенциала детских объединений как субъектов социального воспитания;
- разработка авторских программ, методик, технологий деятельности детских объединений, апробация результатов научных исследований в практике.
Научным коллективом лаборатории осуществлены исследования по темам: «Социальнопедагогические основы деятельности детских объединений», «Личностное становление ребенка в Национальной Скаутской Организации», «Воспитательный потенциал детских общественных объединений». В настоящее время разрабатывается тема «Детское объединение как фактор формирования мировоззренческой позиции подростков». Результаты проведенных исследований
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
197
были использованы при подготовке Национальных докладов по воспитанию детей и молодежи, разработке теоретических положений и концепций как теоретико-методологических основ деятельности детских общественных объединений в Украине.
Сегодня существует ряд проблем, требующих как научно-педагогического осмысления, так и практического решения. Важными остаются вопросы совершенствования нормативно-правовой базы функционирования детских общественных объединений в Украине, решение которых обеспечило бы комплекс условий для их развития на всех уровнях и поддержку их деятельности. Отсутствует система координационных связей между детскими общественными организациями, информационная поддержка их деятельности (в определенной степени из-за переподчине-ния молодежной политики различным ведомствам). Необходимо качественное совершенствование научно-методического обеспечения деятельности детских общественных организаций и системы подготовки и переподготовки кадров
для работы с детьми. Требуют дальнейшего осмысления такие важные вопросы, как целепола-гание, самоуправление в деятельности детского общественного объединения, развитие социальной инициативы, социальной активности и социальной ответственности детей, лидеры и лидерство, позиция и роль взрослого в детском общественном объединении, подготовка кадров для работы с детьми.
В заключение следует заметить, что, демонстрируя свой, достаточно апробированный, опыт воспитательной работы, подтверждая эффективность воспитательных технологий, детские общественные объединения утверждают себя в качестве активных участников воспитательного процесса и, как субъекты воспитания, способствуют утверждению нравственных ценностей в обществе. Они нужны детям для проявления инициативы, самостоятельности, для посильного и реального участия в жизни общества, для удовлетворения потребностей в общении с ровесниками, личностного утверждения в общественно значимой деятельности.
УДК 329.78
Кульпединова Марлена Евгеньевна
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Институт семьи и воспитания РАО, г. Москва
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Статья посвящена рассмотрению специфики и возможностей влияния неформального образования, осуществляемого в общественном объединении, на социальное самоопределение детей и молодежи.
Ключевые слова: неформальное образование, организованная социальная среда социального самоопределения личности, общественные объединения.
Качество образования современного человека все больше определяется не .столько объемом его фактических знаний, спектром сформированных умений, сколько мерой их проявления в разных ситуациях и обстоятельствах, способностью и готовностью мобилизовать в данной ситуации знания и опыт и принять нужные решения. Поэтому закономерно, что за основу обновления системы образования международным педагогическим сообществом принят компетентностный подход. Его реализация относительно результатов предполагает сформированность у обучающихся совокупности ключевых компетентностей, обусловлива-
ющей процессы жизненного самоопределения растущего человека, его адаптации в условиях экономических, политических и социальных изменений в обществе, самореализации в достижении выдвигаемых целей.
Сегодняшняя молодежь и дети в большей мере являются объектом социальных воздействий, нежели субъектом активного преобразования, совершенствования окружающей жизни. Между тем социальная среда - та часть их жизненного пространства, где они приобщаются к разным по своей направленности ценностям и нормам общества, приобретают социальный опыт, где реализуются их потребности в принадлежности
198
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Кульпединова М.Е., 2012