Научная статья на тему 'Детские общественные объединения как субъекты социального воспитания'

Детские общественные объединения как субъекты социального воспитания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1711
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / CHILDREN'S MOVEMENT / SOCIAL UPBRINGING / UPBRINGING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Окушко Татьяна Константиновна

В статье проанализировано развитие детских общественных организаций в Украине, их деятельность, представлены статистические данные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Окушко Татьяна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Childrens social associations as social upbringing subjects

Children's social organizations development in the Ukraine, their activity are analyzed in the article, statistic data are presented.

Текст научной работы на тему «Детские общественные объединения как субъекты социального воспитания»

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБЪЕДИНЕННАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

УДК 329.78

Окушко Татьяна Константиновна

кандидат педагогических наук Институт проблем воспитания Национальной академии педагогических наук Украины, г. Киев, Украина

[email protected]

ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье проанализировано развитие детских общественных организаций в Украине, их деятельность, представлены статистические данные.

Ключевые слова: социальное воспитание, воспитательная деятельность, детское движение.

] Гетское движение, как составляющая со-I I циальной системы общества, способ/ Д ствует обогащению социальной практики подрастающего поколения и одновременно обеспечивает условия для удовлетворения потребностей и интересов детей. Воспитание в детских общественных объединениях дополняет воспитание, осуществляемое другими социальными институтами. Детские и молодежные общественные объединения охватывают важную часть жизненного пространства ребенка, в котором не только удовлетворяются важные социогенные потребности ребенка, но и происходит его становление как человека и гражданина. Именно поэтому социальный потенциал и значимость детских общественных объединений в воспитании гражданской культуры, инициативы и социальной ответственности являются для государства стратегически значимыми.

Сегодня в Украине действуют разнообразные детские общественные объединения, в состав которых входят десятки тысяч детей разного возраста. За период 20-летия независимости сложилась принципиально новая ситуация в детском движении страны. В 1992 году был принят Закон Украины «Об объединениях граждан», а в 1998 году Закон Украины «О молодежных и детских общественных организациях», которые определяют сущность функционирования детских общественных организаций и объединений (существенные дополнения к этим Законам были внесены в 2006 и 2010 гг.).

Смещение акцентов в отношении к детским общественным объединениям как к субъектам, а не объектам процесса развития общества, актуализировало необходимость новой государственной политики с учетом проблем охраны здоровья, образования, демографии, культуры, профессиональной и физической подготовки. В соответствующих государственных нормативных документах больше внимания стало уделяться правам ребенка, социально-экономическим, правовым и организационным гарантиям физического, интеллектуально-духовного развития детей, поддержки их участия детей в жизни общества и т.д.

Общественные трансформации внесли существенные изменения в деятельность детских общественных объединений и организаций, повлияв как на их функционирование, так и социальный статус: вместо единой организации возникли многочисленные; на смену политическим целям пришли нравственные ориентиры; массовость перестала быть обязательной; пространство деятельности организаций вышло за пределы образовательных учреждений, расширились социально-педагогические функции их деятельности. Оставаясь явлением общественным, сегодня детские объединения выступают относительно самостоятельным фактором развития личности ребенка, субъектом социального воспитания.

Сегодня в Украине официально зарегистрировано 173 всеукраинских молодежных общественных организаций, 19 всеукраинских союзов молодежных общественных организаций и 18 все-

© Окушко Т.К., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

195

украинских детских общественных организаций, территориальными органами юстиции - 751 местную детскую общественную организацию, целью которых является деятельность в интересах детей. Значительная часть детских общественных организаций действует в городах и отдаленных районах Украины, статистических данных нет, поскольку в соответствии с действующим законодательством детские общественные организации регистрируются на местном уровне (а это и районные, и поселковые, и сельские органы власти). На базе общеобразовательных и внешкольных учреждений, по месту жительства действуют многочисленные детские общественные объединения (органы ученического самоуправления, клубы по интересам, хобби-центры, субкультурные объединения и др.).

К сожалению, до сих пор не удалось преодолеть определенную мозаичность и хаотичность развития детского движения в Украине. Тем не менее, в деятельности детских объединений все более приоритетными становятся мировоззренческие и поведенческие аспекты развития личности, ориентиры на содействие интеллектуально-волевому развитию детей, реализации их прав. Формируется новый аспект деятельности детских объединений в рыночных условиях, вызванный потребностями в раннем самоопределении и профессиональной ориентации детей и подростков. Большое внимание уделяется развитию социальной активности детей, их участию в социально-значимой деятельности. Создаются патриотические, краеведческие, культурологические объединения с новой гражданской направленностью; растет доверие детей и молодежи к общественным организациям, расширяются формы привлечения детей к принятию решений в собственных интересах; прослеживается новая позитивная мотивация родителей к участию их детей в объединениях культурологического, физкультурно-оздоровительного, экологического и других направлений.

В течение десятков лет активную общественную деятельность ведут детские организации скаутского типа: Национальная организация скаутов Украины (НОСУ), Национальная Скаутская Организация Украины «Пласт» (НСОУ «Пласт»), Асо-циация гайдов Украины, Всеукраинская детская общественная организация «Сч» (ВДОО «Сечь»), «СПОК»; Федерация детских общественных организаций Украины (ФДОУ), Всеукраинский детс-

кий союз «Екологічна варта» (Экологический дозор), Всеукраинское детское общественное движение «Школа безпеки» (Школа безопасности) и другие.

Анализ уставных документов, программ деятельности действующих детских общественных организаций Украины позволяет обозначить основные направления их деятельности. Среди них: привлечение детей к реализации общественно полезных дел; формирование активной жизненной позиции; гражданское и патриотическое воспитание, воспитание сознательного гражданина Украины; обеспечение гармонии физического, духовного и интеллектуального развития детей, защита их прав и свобод; охрана природной среды, экологическое воспитание; изучение истории и культуры народа, сохранение историко-культурного наследия, приумножение народных традиций; организация содержательного и активного досуга детей, пропаганда здорового образа жизни; безопасность жизнедеятельности, профилактика негативных явлений в детской среде; физическое закаливание, спортивно-туристическая и спортивно-оздоровительная работа; профориентационная работа и допрофессиональная подготовка подростков в новых рыночных условиях.

Опрос, проводимый в рамках проекта «Обзор молодежной политики. Исследовательская группа» Центром социальных экспертиз Института социологии НАН Украины в 2010 г., показал, что 72% опрошенных (дети и молодежь до 35 лет) высказались о необходимости деятельности общественных организаций, которые способны представлять и защищать их интересы.

Государственная поддержка детских общественных организаций осуществляется посредством грантовых проектов, направленных на реализацию актуальных программ для детей и молодежи. Среди приоритетных наравлений: профилактика табакокурения, алкоголизма, употребления наркотиков, предупреждения заболеваний ВИЧ/СПИДом, туберкулезом; привлечение детей и молодежи к содержательному и активному досугу, занятиям физкультурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни, реализация экологических проектов и др.

Цели социального воспитания в детских общественных объединениях сегодня можно охарактеризовать следующим образом:

- обеспечение педагогическими средствами естественного, свободного процесса становления

196

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

личности ребенка, развитие его духовного и творческого потенциала;

- поддержка и защита юного поколения в поисках смысла жизни, осознании важности жизненной позиции, снятие напряжения перед неопределенностью и быстротечностью мира;

- создание условий для реализации возможностей и удовлетворения потребностей в освоении культуры, для формировании ценностей, определения своего места в мире, реализации творческих интересов и способностей детей;

- защита и представление интересов детей, их участие в принятии решений в собственных интересах;

- реализация субъектной позиции ребенка в социально-значимой деятельности и жизни общества.

Воспитательная деятельность в детских общественных объединениях, уникальна по своей сути, поскольку основана, с одной стороны - на потребностях и интересах самих детей, с другой -на партнерстве взрослых и детей в реализации целей деятельности.

В современных социокультурных условиях важно:

- помочь ребенку справиться с интенсивными социальными переменами, которые требуют личностной зрелости, гибкости и быстродействия;

- помочь ребенку найти надежную жизненную опору, в основе которой такие важные составляющие, как духовные ценности, здоровый образ жизни, осмыслении себя и своего места в жизни, уверенность в своих силах;

- предоставить доступ к знаниям и навыкам, которые позволяют соответствовать ритму информационного и технического прогресса;

- утвердить ощущение социальной значимости и полезности, собственной причастности к развитию общества, государства;

- научить осознавать силу индивидуальной инициативы и социальной ответственности;

- помочь овладеть навыками сотрудничества и умения работать в команде, принимать решения;

- научить понимать свои чувства и владеть ими;

- научить справляться с проблемами личных взаимоотношений, денег, осознавать вред употребления табака, алкоголя, наркотиков, формировать правовую и гражданскую ответственность;

- научить брать на себя ответственность и быть счастливым, верить в себя, развивать свои способности, стремиться реализовать потенциальные возможности.

Вопросы деятельности детских общественных объединений, развития детского движения как социально-педагогического феномена не остаются без внимания психолого-педагогической науки. Различным аспектам деятельности ДОО посвящены работы украинских исследователей: О. Безпалько, Ю. Жданович, Г. Лактионовой, О. Лисовца, Ж. Петрочко, Ю. Полищука, Р. Ох-римчук, Н. Чернухи и других. Защищен ряд докторских и кандидатских диссертаций по проблемам детского движения и детских общественных объединений.

В декабре 2001 г. в Институте проблем воспитания Национальной академии педагогических наук Украины была создана лаборатория детских объединений.

Научные направления деятельности лаборатории:

- анализ современного состояния детского движения, деятельности детских общественных объединений;

- изучение сущностных характеристик детского движения и его места в системе институтов воспитания, социализации детей и молодежи; разработка теоретических положений и концепций как теоретико-методологических основ деятельности детских общественных объединений в Украине;

- анализ, обобщение и внедрение инновационного опыта деятельности детских объединений в Украине;

- исследование педагогических аспектов развития детского движения, его содержания и тенденций в разные исторические периоды в Украине и мире;

- исследование воспитательного потенциала детских объединений как субъектов социального воспитания;

- разработка авторских программ, методик, технологий деятельности детских объединений, апробация результатов научных исследований в практике.

Научным коллективом лаборатории осуществлены исследования по темам: «Социальнопедагогические основы деятельности детских объединений», «Личностное становление ребенка в Национальной Скаутской Организации», «Воспитательный потенциал детских общественных объединений». В настоящее время разрабатывается тема «Детское объединение как фактор формирования мировоззренческой позиции подростков». Результаты проведенных исследований

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

197

были использованы при подготовке Национальных докладов по воспитанию детей и молодежи, разработке теоретических положений и концепций как теоретико-методологических основ деятельности детских общественных объединений в Украине.

Сегодня существует ряд проблем, требующих как научно-педагогического осмысления, так и практического решения. Важными остаются вопросы совершенствования нормативно-правовой базы функционирования детских общественных объединений в Украине, решение которых обеспечило бы комплекс условий для их развития на всех уровнях и поддержку их деятельности. Отсутствует система координационных связей между детскими общественными организациями, информационная поддержка их деятельности (в определенной степени из-за переподчине-ния молодежной политики различным ведомствам). Необходимо качественное совершенствование научно-методического обеспечения деятельности детских общественных организаций и системы подготовки и переподготовки кадров

для работы с детьми. Требуют дальнейшего осмысления такие важные вопросы, как целепола-гание, самоуправление в деятельности детского общественного объединения, развитие социальной инициативы, социальной активности и социальной ответственности детей, лидеры и лидерство, позиция и роль взрослого в детском общественном объединении, подготовка кадров для работы с детьми.

В заключение следует заметить, что, демонстрируя свой, достаточно апробированный, опыт воспитательной работы, подтверждая эффективность воспитательных технологий, детские общественные объединения утверждают себя в качестве активных участников воспитательного процесса и, как субъекты воспитания, способствуют утверждению нравственных ценностей в обществе. Они нужны детям для проявления инициативы, самостоятельности, для посильного и реального участия в жизни общества, для удовлетворения потребностей в общении с ровесниками, личностного утверждения в общественно значимой деятельности.

УДК 329.78

Кульпединова Марлена Евгеньевна

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Институт семьи и воспитания РАО, г. Москва

[email protected]

НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Статья посвящена рассмотрению специфики и возможностей влияния неформального образования, осуществляемого в общественном объединении, на социальное самоопределение детей и молодежи.

Ключевые слова: неформальное образование, организованная социальная среда социального самоопределения личности, общественные объединения.

Качество образования современного человека все больше определяется не .столько объемом его фактических знаний, спектром сформированных умений, сколько мерой их проявления в разных ситуациях и обстоятельствах, способностью и готовностью мобилизовать в данной ситуации знания и опыт и принять нужные решения. Поэтому закономерно, что за основу обновления системы образования международным педагогическим сообществом принят компетентностный подход. Его реализация относительно результатов предполагает сформированность у обучающихся совокупности ключевых компетентностей, обусловлива-

ющей процессы жизненного самоопределения растущего человека, его адаптации в условиях экономических, политических и социальных изменений в обществе, самореализации в достижении выдвигаемых целей.

Сегодняшняя молодежь и дети в большей мере являются объектом социальных воздействий, нежели субъектом активного преобразования, совершенствования окружающей жизни. Между тем социальная среда - та часть их жизненного пространства, где они приобщаются к разным по своей направленности ценностям и нормам общества, приобретают социальный опыт, где реализуются их потребности в принадлежности

198

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Кульпединова М.Е., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.