Научная статья на тему 'Детские и юношеские годы святителя Иннокентия (Вениаминова): становление личности (1797-1817 гг. )'

Детские и юношеские годы святителя Иннокентия (Вениаминова): становление личности (1797-1817 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
120
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ (ВЕНИАМИНОВ) / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ / ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА / SAINT INNOCENT (VENIAMINOV) / THE FORMATION OF AN EXCEPTIONAL PERSONALITY / PARENTAL EDUCATION / EDUCATIONAL METHODS / CHRISTIAN PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васенин Дмитрий Александрович

В статье сделана попытка по-новому взглянуть на уже известные факты из жизни святителя Иннокентия (Вениаминова), апостола Сибири и Америки (1797-1879). В центре внимания автора проблема формирования личности в раннем детстве, отрочестве и юности. Изучение данного периода биографии обогатит наши знания и представления о святителе. Одним из перспективных путей исследования данной темы является междисциплинарный подход, и в частности применение принципов христианской педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детские и юношеские годы святителя Иннокентия (Вениаминова): становление личности (1797-1817 гг. )»

Д. А. Васенин

Детские и юношеские годы святителя Иннокентия (Вениаминова): становление личности (1797-1817 гг.)

В статье сделана попытка по-новому взглянуть на уже известные факты из жизни святителя Иннокентия (Вениаминова), апостола Сибири и Америки (17971879). В центре внимания автора — проблема формирования личности в раннем детстве, отрочестве и юности. Изучение данного периода биографии обогатит наши знания и представления о святителе. Одним из перспективных путей исследования данной темы является междисциплинарный подход, и в частности применение принципов христианской педагогики.

Ключевые слова: святитель Иннокентий (Вениаминов), становление личности, родительское воспитание, воспитательные методы, христианская педагогика

Во все времена Господь Бог воздвигает Своих угодников, сострадательно любящих Отечество и молящихся за свой народ. Одним из таких Божиих угодников был святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Сибири и Америки (1797-1879). Сегодня, когда идут поиски национальной идеи духовного возрождения России, личность святителя Иннокентия предстает как пример патриота, отдавшего жизнь служению Отечеству и Церкви.

Вызывает интерес, как обычный мальчик Ваня Попов из иркутского села Анга стал святителем. Исследователи отмечают, что для святителя Иннокентия были характерны черты, свойственные всем великим русским миссионерам: жертвенность, всеобъемлющая любовь к людям, послушание воле Божией [13, с. 69-70]. Безусловно, преосвященнейший приобрел названные черты во время своего апостольского служения. Однако основа характера — это переданные родителями (и от Бога) свойства и развитые в нем воспитанием христианские добродетели.

Жизнь святителя Иннокентия стала предметом исследования еще в дореволюционные годы. Первые сведения о нем были опубликованы в 1862 г. (в этот год, как видно из биографических сведений, архиепископу Камчатскому, Курильскому и Алеутскому Иннокентию был пожалован алмазный знак ордена святого благоверного Александра Невского [15, с. 9]). Тогда же была опубликована статья прот. П. В. Громова «Черты

для будущей биографии Иннокентия, архиепископа Камчатского» [17, с. 36-37].

Прокопий Васильевич Громов — плодовитый и талантливый восточносибирский писатель, проповедник, церковный историк, агиограф, мемуарист, первый биограф митрополита Иннокентия (Вениаминова). Он был не просто современником святителя, а его сокурсником по Иркутской семинарии, а затем служил под началом епископа Иннокентия в Камчатской епархии. Воспоминания В. П. Громова опубликованы в книге «Припоминания современника о высокопреосвященном Иннокентии, митрополите Московском», где изложены факты из жизни выдающегося православного подвижника от рождения в селе Анга и учебы в Иркутской семинарии до его назначения на должность главы Московской митрополии [6, с. 51].

Первая официальная биография Святителя появилась в 1868 г., когда он был возведен в сан митрополита Московского и Коломенского. Среди публикаций следует отметить статьи Д. Завалишина «Поправки к сведениям о высокопреосвященном митрополите Иннокентии», «Несколько слов о новом архипастыре Московском Иннокентии» (без указания автора) [17, с. 39, 45].

Ответом на кончину высокопреосвященнейшего в 1879 г. стал ряд публикаций. Кроме некрологов появились биографические статьи [17, с. 35, 38, 46, 47].

Большой труд под названием «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников» (1883) был написан биографом святителя И. П. Барсуковым (1841-1906) [2]. Более чем за 120 лет он не потерял своей актуальности. До недавнего времени об Иване Платоновиче Барсукове было известно очень мало. Так, в печатных и электронных энциклопедиях приведены одни и те же факты, поместившиеся в двух-трех строчках, например: «...историк, археограф. Автор историко-биографических трудов о генерал-губернаторе Восточной Сибири Н. Н. Муравьеве-Амурском и уроженце Сибири святителе Иннокентии (Вениаминове), митрополите Московском. Собрал и издал сочинения и письма Иннокентия» [10].

В 2017 г. в хабаровском журнале была опубликована статья Н. И.Дубининой о И. П. Барсукове, в которой автор излагает интересные факты из его биографии, а также пишет о том, как создавалась книга «Иннокентий, митрополит Московский.». Автор сообщает, что знакомство И. П. Барсукова с митрополитом Иннокентием состоялось на Московском подворье Троице-Сергиевской лавры, после литургии. Иван Платонович был поражен масштабом личности святителя, его человеколюбием, блестящим умом и скромностью, добросердечностью и простотой в общении. У Барсукова

возникла мысль рассказать о необыкновенной жизни, служении и подвиге архипастыря. Начиная с 1876 г. он трудился над жизнеописанием митрополита Иннокентия, собрал многочисленные материалы, среди которых рукописи, статьи, письма, заметки. Капитальный труд, около 800 страниц, был закончен в 1883 г. [7].

В 1977 г. святитель Иннокентий был канонизирован, что обусловило рост интереса к его личности, трудам и подвигам. Однако самый значительный объем публикаций наблюдается в последние два-три десятилетия, когда исследовательская работа по изучению жизни и деятельности святителя Иннокентия активизировалась. Изданы работы, в которых раскрывается миссионерская [8], научно-исследовательская деятельность [1; 3; 4; 21], дается анализ литературных трудов владыки [10], рассказывается о его вкладе в развитие языков бесписьменных народов России и Америки [5; 20].

Большой массив публикаций был вызван 200-летним юбилеем со дня рождения высокопреосвященнейшего Иннокентия, который широко отмечался в 1997 г. Новые биографические данные апостола Сибири и Америки были введены в научный оборот в 1999 г. в специализированном выпуске научно-популярного журнала «Тальцы» (Иркутск). Здесь были опубликованы статьи Н. М. Полуниной, А. К. Нефедьевой, Н. М. Матхановой, В. С. Глаголева, О. В. Бычкова о родословии святителя, об учебе в Иркутской семинарии, о деятельности в Восточной Сибири [22].

Исследовательская и публикаторская работа ведется в Якутской епархии. Первые исследования якутских историков были опубликованы в сборнике «На службе Богу и Якутскому народу» (статьи В. Г. Никулина, Е. П. Гуляевой, А. А. Бурыкина и С. И. Шариной, Г. И. Спиридонова, Н. В. Янковой, П. А. Слепцова, Е. С. Шишигина, Т. Саран, П. П. Петрова) [11]. В 2010 г. увидела свет книга исследовательницы истории православия в Якутии И. И. Юр-гановой «Епископы Якутии», в которой даны сведения о жизни и деятельности святителя [26]. В 2015 г. был издан сборник документов, отражающих деятельность архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского Иннокентия в Якутии [18]. В 2015 г. прошла Международная научно-практическая конференция «Святитель Иннокентий (Вениаминов) в судьбах Якутии», посвященная 145-летию учреждения Якутской епархии. В материалах конференции опубликованы результаты исследований, проведенных клириками епархии. Так правящий архиерей, архиепископ Якутский и Ленский Роман изучил по письмам святителя Иннокентия церковную жизнь Якутска [16]. Иеромонах Никандр (Горбатюк) посвятил свою работу организации в Якутии святителем Иннокентием катехизических поучений для детей [12]. Иеромонах Фаддей (Булгаков) исследовал педагогические воззрения святителя [23].

Вызывает интерес, что иеромонах Фаддей (Булгаков) в своей статье связывает воспитание детей с Божественными заповедями. Он пишет, что «.обязанность воспитания детей возлагалась на родителей, которые воспитывали ребенка в Боге и для Бога» [23, с. 199]. Автор считает, что соображения по поводу воспитания детей в христианской вере пришли к святителю еще в юности и стали руководящими на всю жизнь. Отец Фаддей делает вывод, что педагогические воззрения святителя Иннокентия «.созвучны святоотеческому учению о религиозном просвещении. Равно как и отцы Православной Церкви, преосвященный Иннокентий выделял приоритет воспитания над образованием.» [23, с. 205].

Таким образом, из историографического очерка следует, что основные факты о жизни и деятельности святителя уже известны. Особо изучается его миссионерская деятельность, то есть обращается внимание в основном на то время, когда святитель Иннокентий вел активную церковную деятельность и уже был сложившейся личностью. Период, когда он был ребенком, а личность его только формировалась, в исследовательской литературе изучен мало.

В рамках выпускной квалификационной работы было проведено исследование с целью определения факторов, повлиявших на формирование исключительной личности святителя Иннокентия. Задачи исследования можно сформулировать так: определить, какое влияние на формирование личности оказали самые близкие для Иоанна Попова люди (родители, дядя); показать, какие черты были присущи семейству Поповых в целом; выявить, как могли повлиять на формирование отрока Иоанна преподаватели Иркутской духовной семинарии, ректор, правящий епископ Иркутской епархии; установить, какие воспитательные методы использовались в Иркутской духовной семинарии и в каких условиях жили и воспитывались семинаристы.

Источниковой базой исследования стали опубликованные труды П. В. Громова («Припоминания современника.») и И. П. Барсукова («Иннокентий, митрополит Московский.»). Однако основным источником при сборе материала были сочинения и письма самого святителя, изданные в 7 томах [19].

В результате проведенного исследования были сделаны следующие наблюдения и выводы. Главным фактором в развитии человека, становлении его как личности является семья, где приобретается первый жизненный опыт, стереотипы поведения в различных ситуациях и т.д. В жизни Ивана Попова его родители Евсевий Иванович и Фекла Саввишна сыграли большую роль. Они были обычными людьми, имевшими, однако, глубокую христианскую веру. Отец и мать воспитывали сына согласно христианским законом, научили читать, молиться, трудиться уже с самых ранних

лет жизни. После смерти отца дядя Димитрий взял племянника на воспитание. Дядя продолжил обучение отрока Ивана, подготовил к поступлению и обучению в Иркутской семинарии, опекал, когда тот проходил курс обучения. Дядя также привил племяннику интерес к ремеслам и механике. Таким образом, именно основы семейного благочестивого воспитания Ивана определили степень развития духовных потребностей и интересов его личности.

Как было установлено в процессе написания текста, самая важная черта рода Поповых — искренняя вера; они были православными христианами, сохраняли традиции Православной Церкви. По мужской линии, начиная от прадеда Ивана Ивановича, все были священнослужителями. Другой отличительной особенностью рода Поповых можно назвать жертвенность, верность своему призванию и служение на пользу Церкви, Отечеству и народу. Они преданно исполняли свой долг, безропотно несли послушания, были терпеливы и богобоязненны. Также необходимо указать такие качества, как смирение и кротость. Все эти семейные черты отразились и в натуре Ивана.

Вот как характеризовали святителя Иннокентия его современники: «был очень добр», отличался «первобытною простотой, приветливостью и добродушием», обладал свойственными только ему одному среди всех архиереев самобытными чертами. «Был прост и доступен, ласков и приветлив, прям и беспристрастен, не любил ни в чем искусственной нарядности, не любил выставлять напоказ ни свои знания, ни заслуги, а всегда держал себя просто и смиренно. Сильный природный ум свой он обогатил такими обширными и многосторонними познаниями, какими немногие обладали. Сердце его было чуждо зависти и лукавства, честолюбия и самомнения, жадности к богатству и роскоши» [2, с. 582].

Заметный след в судьбе Ивана Попова оставила учеба в Иркутской духовной семинарии. Сам Иркутск, его храмы, святыни (мощи святителя Иннокентия (Кульчицкого) в Вознесенском мужском монастыре), уникальные люди — архиереи, ректор, преподаватели и соученики Ивана, богатейшая библиотека — все это создавало условия для его духовно-нравственного развития. Среди преподавателей были уникальные личности, которые не только делились духовными знаниями, но и воспитывали в христианском духе пасомых учеников, являли собой живой пример и образец веры, благочестия, нравственности и любви. Годы учебы в Иркутской духовной семинарии стали для Ивана школой внутреннего самовоспитания, дисциплины, воздержания. Условия пребывания были аскетическими: ученики содержались в строгости, пища была скудной. В семинарии Иван приобрел очень важные христианские добродетели — послушание и терпение, которые стали его спутниками по жизни с юношеского возраста.

Итак, родительская любовь и воспитание в православном духе, здоровая наследственность, Промысел Божий — все это во многом определило дальнейший путь святителя Иннокентия.

Следует отметить, что у самого святителя Иннокентия были дети. Они также имели благочестивое родительское воспитание, пример доброго отца и матери, учились в лучших духовных школах. Однако старший сын высокопреосвященнейшего выбрал дурную жизнь, что ставит под сомнение высказанный тезис о том, что личность складывается воспитанием в детстве и отрочестве. Поэтому необходимо добавить, что, кроме названных выше условий (родительское воспитание, характер, Промысел Божий), необходимо иметь также и желание, особую предрасположенность к служению. Святитель Феофан Затворник назвал это одним словом — решимость, имея в виду намерение жить по вере. Именно это намерение, по мнению Вышенского Затворника, составляет «храм души» [24, с. 104].

Источники и литература

1. Арсеньев А. А. Этнографическое наследие И. Е. Вениаминова // Советская этнография. 1979. № 5. С. 76-89.

2. [Барсуков И. П.] Святитель Иннокентий по его сочинениям, письмам и рассказам современников. Псков, 2007.

3. Близнюк А. Этнографические и географические наблюдения в миссионерских поездках святителя Иннокентия (Вениаминова) // Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. Т. I. Белгород, 1999. С. 53-59.

4. Бломквист Е. Э. История изучения в России языков североамериканских индейцев (из архива Музея антропологии и этнографии) // Сборник Музея антропологии и этнографии АН СССР. Т. XXXI. Из культурного наследия народов Америки и Африки. Л., 1975. С. 97-117.

5. Бурыкин А. А., Шарина С. И. Иннокентий Вениаминов и письменность малочисленных народов Севера // На службе Богу и якутскому народу: материалы правосл. конф. Якутск, 2006. С. 96-101.

6. Громов П. В., прот. Припоминания современника о высокопреосвященном Иннокентии, митрополите Московском. Иркутск, 2014.

7. Дубинина Н. И. И. П. Барсуков — историк Дальнего Востока России [Электронный ресурс]. Фрагменты будущей книги // Словесница Искусств: региональный культурно-просветительский журнал. Хабаровск, 2017. № 1 (39). URL: http:// www. slovoart.ru/node/2284 (дата обращения: 26.03.2019).

8. Ефимов А. Б. Основные принципы православного миссионерства и их воплощение святителем Иннокентием Вениаминовым // Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. Т. I. Белгород, 1999. С. 146-153.

9. Житие святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, апостола Америки и Сибири / сост. инокиня Павла (Мишина). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005.

10. Матханова Н. П. Барсуков Иван Платонович [Электронный ресурс] // Историческая энциклопедия Сибири: сайт. URL: Ь|Мр:/^ЬЬ^огу^и54.ш/БАРСУКОВ_Иван_Пла-тонович (дата обращения: 26.03.2019).

11. На службе Богу и якутскому народу: материалы правосл. конф. Якутск 2006.

12. Никандр (Горбатюк), иером. Организация в Якутии святителем Иннокентием (Вениа-миновым) катехизических поучений для детей // Святитель Иннокентий (Вениаминов) в судьбах Якутии: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 145-летию учреждения Якутской епархии (Якутск, 23 марта 2015 г.). Якутск, 2015. С. 138-143.

13. Петр (Еремеев), игум. Святитель Иннокентий (Вениаминов) как пример для подражания современным пастырям // Путь апостольского служения святителя Иннокентия (Вениаминова): материалы науч.-практ. конф. (Хабаровск, 30 мая — 1 июня 2007 г.). Хабаровск, 2007. С. 69-70.

14. Пивоваров Б., прот. О литературном наследии святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (1797-1879) // Избранные труды святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Юбилейное издание, посвященное 200-летию со дня рождения святителя Иннокентия. Новосибирск, 1997. С. 5-21.

15. Полунина Н. М. Краткая летопись земной жизни и апостольских деяний свт. Иннокентия // Тальцы: науч.-попул. иллюстрир. журн. 1999. № 1 (5). С. 3-11.

16. Роман, еп. Якутский и Ленский. Церковная жизнь в Якутске в середине XIX века по письмам святителя Иннокентия (Вениаминова) // Святитель Иннокентий (Вениаминов) в судьбах Якутии: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 145-летию учреждения Якутской епархии (Якутск, 23 марта 2015 г.). Якутск, 2015. С. 8-24.

17. Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, апостол народов Сибири и Америки: библиогр. справ. Новосибирск, 1997.

18. Святитель Иннокентий (Вениаминов) в Якутии: сб. док. / сост. И. И. Юрганова. Якутск, 2015.

19. Святитель Иннокентий Московский, просветитель Америки и Сибири. Собр. соч. и писем: в 7 т. М., 2012-2015.

20. Слепцов П. А. Миссионерская школа Иннокентия (Вениаминова) и якутская филология // На службе Богу и якутскому народу: материалы правосл. конф. Якутск, 2006. С. 128-132.

21. Степанова М. В. И. Вениаминов как этнограф // Труды института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. Новая серия. Т. 2. М. — Л., 1947. С. 294-314.

22. Тальцы. № 1 (5). 1999.

23. Фаддей (Булгаков), иером. Педагогические воззрения святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, просветителя Сибири и Америки // Святитель Иннокентий (Вениаминов) в судьбах Якутии: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 145-летию учреждения Якутской епархии (Якутск, 23 марта 2015 г.). Якутск, 2015. С. 197-206.

24. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. М., 2008.

25. Шишигин Е. С. Митрополит Иннокентий (Вениаминов) и его место в истории народов Аляски, Сибири и Дальнего Востока // На службе Богу и якутскому народу: материалы правосл. конф. Якутск, 2006. С. 132-139.

26. Юрганова И. И. Епископы Якутии. Омск, 2010.

D. A. Vasenin

Childhood and Youth of Saint Innocent (Veniaminov): Formation of Personality (1797-1817)

The article attempts to take a fresh look at the already known facts from the life of St. Innocent (Veniaminov), the Apostle of Siberia and America (1797-1879). The author focuses on the problem of personality formation in early childhood, adolescence and youth, which enriches our ideas about the personality of the Saint. An interdisciplinary approach is shown as one of the promising topics for understanding, in particular, the principles of Christian pedagogy are applied.

Key words: Saint Innocent (Veniaminov), the formation of an exceptional personality, parental education, educational methods, Christian pedagogy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.