Научная статья на тему '"ДЕТСКИЕ ДЕТИ": ПЕРИОД ДЕТСТВА ПО ПОРТРЕТАМ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА'

"ДЕТСКИЕ ДЕТИ": ПЕРИОД ДЕТСТВА ПО ПОРТРЕТАМ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
330
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ПОРТРЕТ / ОБРАЗ / СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ / ИСТОРИЯ ДЕТСТВА / XIX ВЕК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Майборода О.А.

В статье рассматриваются портреты дворянских детей первой половины XIX века в качестве ценных визуальных источников по социальной истории России. Акцентируется внимание на выявлении связи между детскими портретами и пониманием в обществе детства как особого состояния с присущими только ему практиками. Рассмотрение детских изображений под таким углом позволило прийти к выводу о том, что в дворянской среде в первой половине XIX века детство начинают признавать важным и особенным периодом в жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"CHILDREN'S CHILDREN": THE PERIOD OF CHILDHOOD ACCORDING TO PORTRAITS OF THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY

The article considers portraits of noble children of the first half of the 19th century as valuable visual sources on the social history of Russia. Attention is focused on identifying the relationship between children's portraits and understanding in society of childhood as a special state with its inherent practices. Examination of children's images from this angle allowed us to conclude that in the noble environment in the first half of the 19th century, childhood was beginning to be recognized as an important and special period in human life.

Текст научной работы на тему «"ДЕТСКИЕ ДЕТИ": ПЕРИОД ДЕТСТВА ПО ПОРТРЕТАМ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»

УДК 94(47).07 МАЙБОРОДА О.А.

аспирант, кафедра истории и философии, Череповецкий государственный университет E-mail: olialal@yandex.ru

UDC 94(47).07

MAYBORODA O.A.

Postgraduate Student, Department of History and Philosophy,

Cherepovets State University E-mail: olialal@yandex.ru

«ДЕТСКИЕ ДЕТИ»: ПЕРИОД ДЕТСТВА ПО ПОРТРЕТАМ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

«CHILDREN'S CHILDREN»: THE PERIOD OF CHILDHOOD ACCORDING TO PORTRAITS OF THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY

В статье рассматриваются портреты дворянских детей первой половины XIX века в качестве ценных визуальных источников по социальной истории России. Акцентируется внимание на выявлении связи между детскими портретами и пониманием в обществе детства как особого состояния с присущими только ему практиками. Рассмотрение детских изображений под таким углом позволило прийти к выводу о том, что в дворянской среде в первой половине XIX века детство начинают признавать важным и особенным периодом в жизни человека.

Ключевые слова: детский портрет, образ, семейный портрет, история детства, XIX век.

The article considers portraits of noble children of the first half of the 19th century as valuable visual sources on the social history of Russia. Attention is focused on identifying the relationship between children's portraits and understanding in society of childhood as a special state with its inherent practices. Examination of children's images from this angle allowed us to conclude that in the noble environment in the first half of the 19th century, childhood was beginning to be recognized as an important and special period in human life.

Keywords: child portrait, image, family portrait, childhood history, XIX century.

Детство является особым состоянием в жизни человека, через которое проходили все люди во все исторические эпохи, но отношение к ребенку и периоду детства не всегда было одинаковым, оно менялось на протяжении всей истории человечества. «В то время как в зарубежной историографии история детства является динамично развивающимся направлением, в России происходит пока еще лишь приращение и научное оформление этого нового исследовательского пространства» [5, с. 6]. Для воссоздания более полной картины детской жизни в прошлом, зарубежные авторы в своих работах уже давно и успешно используют визуальные источники (например, Ф. Арьес [2] и К. Калверт [8]), что вполне соответствует тенденциям развития современной историографии, для которой характерен «визуальный поворот». Если раньше при написании исторических работ визуальные материалы привлекались только в качестве иллюстраций, то сейчас их используют в качестве дополнительных источников информации, а иногда и основных. Невербальные сообщения (поза, взгляд, жест, выражение лиц и т.п.) позволяют дополнить исторический нарратив, приблизиться к исторической реальности, понять суть различных событий и процессов. В таком случае от исследователя не ускользнут те стороны жизни общества, которые считались современниками обыденными и настолько очевидными, что не были отражены в письменных источниках. Но здесь важно учитывать возможные искажения объективной реальности, которые возникают в визуальных материалах из-за подгонки их под вкусы и ожидания заказчика и всего общества. Эти искажения могут стать ценным источником для изучения менталитета социума в определенную историческую эпоху. Таким образом, опираясь на опыт зарубежных исследователей истории детства и учитывая тенденции современной историографии, попробуем выявить связь между детскими портретами первой половины XIX века и культурными конструктами, что поможет открытию базовых убеждений общества, которые прямо не проговаривались.

Возникновение жанра детского портрета в русском искусстве относят к первой четверти XVIII века, в этот период

появляются преимущественно изображения детей императорской семьи [см. 3, с. 108; 6, с. 139]. На полотнах художников первой четверти - середины XVIII века ребенок изображался как представитель своего рода, в виде уменьшенной копии взрослого человека, самому периоду детства в обществе не уделялось особого внимания. Историк А.В. Белова пишет об этом периоде: «.. .осознания самоценности, самозначимости и самодостаточности детства как уникального этапа жизненного цикла все еще не существовало» [3, с. 117]. Со второй половины XVIII века под влиянием идей Просвещения постепенно начинает меняться отношение к ребенку, его наделяют индивидуальными чертами [см. 1]. Но наиболее заметные перемены произошли в первой половине XIX века.

Одним из художников, который в начале XIX столетия в своем творчестве показывал ребенка и специфику детского возраста, был В.А. Тропинин, написавший более 20 детских портретов. Художник создавал собирательные образы детей разных сословий и половозрастных групп, ему было интересно само детство как особый период жизни человека. Так, названия портретов не выдают нам имя главного героя, которое прячут за обобщенными названиями по типу «ребенок с предметом», даже если имя этого ребенка хорошо известно. По таким портретам, выполненным в виде жанровой сценки, мы можем заметить появление атрибутов именно детского состояния. Так, «Мальчик с пушкой. Портрет князя М.А. Оболенского» написан В.А. Тропининым около 1812 года (Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени). Перед нами предстает мальчик лет семи, одетый в белую рубашку и сюртучок черного цвета, — удобную одежду для активного ребенка. Герой картины, оторвавшись от книги, смотрит на нас внимательным и серьезным взглядом. Игрушечная пушка, стоящая на столе, интерпретируется не только как детская игрушка, но и указывает на период написания картины, когда во время Отечественной войны были сильны патриотические настроения, а также на предполагаемую в будущем военную карьеру для маленького князя. Отметим, что при написании детских портретов Тропинин копировал не-

© Майборода О.А. © Mayboroda O.A.

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIODXHISTORICAL SCIENCES)

которые сюжеты у французского художника-сентименталиста Жана-Батиста Греза, чье творчество пользовалось популярностью в России [10].

Тема детства звучит и в работах других художников первой половины XIX века. На полотнах М.-В. Шардона, А.Г. Варнека, О.А. Кипренского, П.Н. Орлова, А.Г. Венецианова запечатлены образы детей с куклами, книгами, лошадками, ракетками и обручами, а также другими предметами для игры. Мы видим маленького ребенка уже не в одежде взрослого человека, а в специальной детской одежде и с детскими аксессуарами.

При рассмотрении портретов XIX века можно заметить сохранение традиции XVHI века одевать маленьких дворянских детей обоего пола в платьица [см. 3, с. 115], что вызывает трудности при определении пола ребенка. Некоторые исследователи связывают это явление с убеждением общества в «бесполости» и ангелоподобности ребенка до двухлетнего возраста [3, с. 115]. Другие исследователи [8] (при изучении детства в США) связывают эту традицию с тем, что маленький мальчик еще не дорос до мира взрослых мужчин, он находится в подчинении, поэтому и носит женское платье (неформальную одежду) до семи-восьми лет. Приведем несколько примеров из рассматриваемого нами периода. Так, плохо поддается идентификации пол ребенка на портретах детей дипломата Павла Ивановича Кривцова, написанных в середине XIX века (П.М. Шамшин «Портрет Ольги Павловны Кривцовой», 1842, Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени; П.М. Шамшин «Портрет Николая Павловича Кривцова», 1842, Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени). На них дети (Ольга и Николай) находятся в окружении вьющихся растений и цветов, они одеты в пышные платья с яркими поясами вокруг талии, завязанными в бант. Причем на девочке пояс голубого цвета, а на мальчике красного. В современном обществе голубой цвет традиционно присутствует в одежде мальчика, а красный или розовый цвет у девочек.

Рассмотрим еще один пример - портрет М.Ю. Лермонтова в детстве, где будущий писатель запечатлен в белом (вероятно, муслиновом) платье в возрасте трех-четырех лет (неизвестный художник «Портрет М.Ю. Лермонтова в возрасте 3-4 лет»,1817-1818 гг., Государственный литературный музей, Москва). Михаил Лермонтов с детства проявлял интерес к рисованию. Это увлечение и было подчеркнуто художником: в левой руке ребенок держит лист бумаги с зарисовками, а правой что-то чертит на грифельной доске. Портретист уловил основные черты модели: большие задумчивые глаза, немного вздернутый нос. До нас дошел еще один портрет М.Ю. Лермонтова в детстве, но уже в возрасте шести-восьми лет (неизвестный художник «М.Ю. Лермонтов в возрасте 6-8 лет»,1820-1822 гг., Институт русской литературы РАН, Санкт-Петербург). На нем изображен мальчик в одежде для ребенка мужского пола (красная курточка и синий костюм с золотым шитьем), каштановые волосы гладко причесаны, сделана мужская стрижка. Взгляд модели сосредоточен. Художнику интересен сам ребенок, его внутренний мир, который художник показывает нам. Таким образом, прослеживается смена одежды с детской универсальной для обоих полов на детскую одежду для мальчиков и для девочек при достижении определенного возраста.

Семейные портреты в первой половине XIX века претерпевают серьезные изменения. Если раньше центральной фигурой являлись родители, а дети лишь дополняли образ, помогали его раскрытию (например, неизвестный художник первой четверти XVIII века «Портрет А.Я. Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной», между 1709 и 1715 гг., ГТГ), то теперь художник рисует сцены из жизни счастливых родителей. Так, на «Портрете В.И. Ершовой с дочерью» (В.А. Тропинин, 1831 г., Государственный художественный музей Беларуси,

Минск) мать с нежностью и с гордостью смотрит на своего ребенка, который в естественной позе прильнул к ней. На девочке белое платье с розовыми бантиками, в такой одежде она напоминает ангелочка. Осенний пейзаж на заднем фоне усиливает впечатление умиротворенности и гармонии. Научный интерес представляют семейные портреты в интерьере, на них запечатлены повседневные занятия детей. На портрете сенатора А.А. Башилова и его племянников, детей графа де Бальмен, дети рисуют, читают книгу, играют на гитаре, а дядюшка одобрительно наблюдает за ними (Е.Ф. Крендовский «Портрет А.А. Башилова и детей графа де Бальмен», начало 1830-х гг., ГТГ ). Ф.П. Толстой на семейном портрете изобразил себя, занимающегося лепкой, жену и двух дочерей, одна из которых раскладывает карты (Ф.П. Толстой «Семейный портрет», 1830 г., ГРМ). Подобные полотна показывают семейную идиллию, где важен каждый член семьи независимо от возраста.

Изображения детей первой половины XIX века показывают нам изменение отношения общества к периоду детства, толчком к которому послужило распространение идей романтизма - западноевропейского течения, сложившегося на рубеже XVIII-XIX веков. Для детской аудитории в этот период стало издаваться все больше литературы: разнообразные варианты азбук, детских журналов, а также специально написанные произведения (стихи и сказки Жуковского, рассказы и сказки Одоевского и Погорельского) [см. 6, с. 141]. Изменения коснулись и живописи, особенно детского портрета, начали появляться изображения детских комнат и детских вещей. Советский литературовед Н.Я. Берковский пишет о формировании в этот период особого отношения к детству: «Романтизм установил культ ребенка и культ детства. <...> С романтиков начинаются «детские дети», их ценят самих по себе, а не в качестве кандидатов в будущие взрослые» [4, с. 42-43]. Романтики обращали внимание в ребенке на то, что будет утрачено взрослым человеком, им становится интересен сам ребенок и его детский мир.

Несмотря на такие, казалось бы, положительные перемены, мы не можем говорить об объективности в изображении детства в живописи первой половины XIX века. Художник идеализировал ребенка. «Постулировав самоценность мира детства, романтизм превратил ребенка в миф...» [9, с. 14]. Выдающийся художник В.А. Тропинин сам признавался в этом: «Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица? Зачем же передавать полотну неприятное, которое останется без изменений, зачем производить тяжелое впечатление, возбуждать тяжелые воспоминания в любящих этого человека? Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни» [7, с. 84]. Несмотря на некоторый обобщенно-идеалистический характер образов, художники смогли показать важные изменения в восприятии детства, характерные для целого круга представителей русского дворянства.

Итак, портрет в нашем случае является материальным свидетелем, с помощью которого можно проследить культурные изменения, происходившие в российском обществе первой половины XIX века. Если раньше с полотен художников XVIII века на нас смотрел не ребенок, а представитель знатной фамилии, помещенный в специально придуманное пространство, то теперь мы видим «детских детей». На портретах появляются дети в адаптированной к возрасту одежде, которых мы можем наблюдать в их собственном детском пространстве за повседневными занятиями. Обществу становится интересен сам период детства как этап развития человека, что и нашло отражение в детских портретах первой половины XIX века. Таким образом, за полстолетия отношение к ребенку и детству серьезно трансформировалось: от восприятия ребенка как уменьшенной копии взрослого в XVIII веке до признания детства особым состоянием и важным периодом в жизни человека к середине XIX века.

Библиографический список

1. Александрова Н.В. Дети и детство в русской мемуаристике и портретном жанре во второй половине XVIII века // Вестник Челябинского государственного университета. 2003. № 1 (1). С. 35-47.

2. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. 416 с.

3. Белова А.В. Четыре возраста женщины: Повседневная жизнь русской провинциальной дворянки XVIII - середины XIX в. СПб., 2010. 480 с.

4. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л.: Художественная литература, 1973. 568 с.

5. Веременко В.А. Дети в дворянских семьях России (вторая половина XIX - начало XX в.). Санкт-Петербург : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. 203 с.

6. Ганина С.А. Феномен детства в русской культуре XIX - начала XX в.: культурно-философский анализ русской живописи // Ценности и смыслы. 2012. № 3 (19). С. 138-149.

7. Евстратова Е.Н. Мастера и шедевры русской живописи. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. 480 с.

8. Калверт К. Дети в доме: Материальная культура раннего детства, 1600-1900 / Пер. с англ. О. Кошелевой, И. Савельевой, В. Безрогова. М. : Новое литературное обозрение, 2009. 272 с.

9. Кон И.С. Открытия Филиппа Арьеса и гендерные аспекты истории детства // Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2010. № 15 (58). С. 12-24.

10. ШарноваЕ.Б. Жан-Батист Грёз. Взгляд из России // Искусствознание. 2018. № 3. С. 74-97.

References

1. Alexandrova N.V. Children and childhood in a Russian school of the XVIII century // Bulletin of Chelyabinsk State University. 2003. № 1 (1). Pp. 35-47.

2. AriesF. Child and family life under the Old Order. Yekaterinburg: Publishing House of the Ural University, 1999. 416 p.

3. BelovaA.V. Four ages of a woman: Everyday life of a Russian provincial noblewoman of the XVIII - mid XIX century. Saint-Petersburg, 2010. 480 p.

4. BerkovskyN.Ya. Romanticism in Germany. L .: Fiction, 1973. 568 p.

5. Veremenko V. A. Children in the noble families of Russia (second half of the 19th - early 20th centuries). Saint-Petersburg: Leningrad State University A.S. Pushkin, 2015. 203 p.

6. Ganina S.A. The phenomenon of childhood in Russian culture of the 19th - early 20th centuries: cultural and philosophical analysis of Russian painting // Values and meanings. 2012. № 3 (19). Pp. 138-149.

7. Evstratova E.N. Masters and masterpieces of Russian painting. M .: OLMA Media Group, 2013. 480 p.

8. CalvertK. Children in the house: Material culture of early childhood, 1600-1900 / Per. from English O. Kosheleva, I. Savelyeva, V. Bezrogova. M.: New Literary Review, 2009. 272 p.

9. Kon I.S. Discoveries of Philippe Aries and gender aspects of childhood history // Bulletin of the Russian State Humanitarian University. Series «Philosophy. Sociology. Art History», 2010. № 15 (58). P. 12-24.

10. Sharnova EB Jean-Baptiste Greuze. A look from Russia // Art studies. 2018. № 3. P. 74-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.