Научная статья на тему 'ДЕТСКАЯ ТЫЛОВАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ. (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ З. М. АСТАФЬЕВОЙ)'

ДЕТСКАЯ ТЫЛОВАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ. (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ З. М. АСТАФЬЕВОЙ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
299
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭГО-ДОКУМЕНТ / ЛИЧНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ / ДЕТСТВО / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ДЕТСКАЯ ТЫЛОВАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ШКОЛЬНАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / З.М. АСТАФЬЕВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Астафьев Д.А.

В статье представлены личные воспоминания З.М. Астафьевой о детских годах, проведенных в тылу на Урале. Автор повествует о повседневной жизни детей, оказавшихся в сложных условиях военного времени. Из них мы узнаем, как жили, трудились, играли и учились сельские ребята, детство которых пришлось на трудные годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). На конкретных примерах показаны ключевые элементы детской тыловой повседневности: семья, школьная жизнь, трудовая деятельность, отношения с взрослыми и друзьями, досуг. Данные воспоминания представляют собой взгляд взрослого человека, возвращающегося спустя долгие годы в мир своего детства. При этом, читая их, возникает ощущение, что Зинаида Максимовна как будто бы записывала их сразу после происходящих событий, каждого дня своего детства в те далекие годы, просто рассказывая, каким видел ребенок мир вокруг него. Несмотря на все сложности и трудности, жизнь ребенка все равно состояла из простых, понятных вещей, радостей и горестей, всегда оставалось время для дружбы, шалостей, игр и забав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN'S REAR EVERYDAY LIFE DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945 (ACCORDING TO THE MEMOIRS OF Z. M. ASTAFIEVA)

The article presents personal memories of Z.M. Astafieva about the childhood years spent in the rear in the Urals. The author of the memoirs tells about the daily life of children who found themselves in difficult wartime conditions. From them we will learn how rural children, whose childhood fell during the hard years of the Great Patriotic War (1941-1945), lived, worked, played and studied. Concrete examples show the key elements of children's rear everyday life: family, school life, work, relationships with adults and friends, leisure. These memories represent the view of an adult returning after many years to the world of his childhood. At the same time, while reading them, it seems that Zinaida Maksimovna wrote them down immediately after the events that took place, every day of her childhood in those distant years, simply describing how the child saw the world around. Despite all the difficulties and complications, the child's life still consisted of simple, understandable things, joys and sorrows, there was always time for friendship, pranks, games and fun.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКАЯ ТЫЛОВАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ. (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ З. М. АСТАФЬЕВОЙ)»

Научная статья

УДК 930.2(470)"1941/1945":355.41-053.2/.5

ГРНТИ 03.23.55: История России Новейшего времени

OPEN

03.61.21: Историческая антропология DOI 10.35231/25422375_2022_3_189

Детская тыловая повседневность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Д. А. Астафьев

В статье представлены личные воспоминания З.М. Астафьевой о детских годах, проведенных в тылу на Урале. Автор повествует о повседневной жизни детей, оказавшихся в сложных условиях военного времени. Из них мы узнаем, как жили, трудились, играли и учились сельские ребята, детство которых пришлось на трудные годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). На конкретных примерах показаны ключевые элементы детской тыловой повседневности: семья, школьная жизнь, трудовая деятельность, отношения с взрослыми и друзьями, досуг. Данные воспоминания представляют собой взгляд взрослого человека, возвращающегося спустя долгие годы в мир своего детства. При этом, читая их, возникает ощущение, что Зинаида Максимовна как будто бы записывала их сразу после происходящих событий, каждого дня своего детства в те далекие годы, просто рассказывая, каким видел ребенок мир вокруг него. Несмотря на все сложности и трудности, жизнь ребенка все равно состояла из простых, понятных вещей, радостей и горестей, всегда оставалось время для дружбы, шалостей, игр и забав.

Ключевые слова: эго-документ, личные воспоминания, детство, повседневность, детская тыловая повседневность, школьная повседневность, Великая Отечественная война, З.М. Астафьева.

Для цитирования: Астафьев Д.А. Детская тыловая повседневность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (по воспоминаниям З.М. Астафьевой) // История повседневности. 2022. № 3. С. 189-201. DOI 10.35231/25422375_2022_3_189

© Астафьев Д.А., 2022

Исследование детской тыловой повседневности в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) - одно из направлений в истории повседневности. Основные источники, применяемые для изучения повседневности детей в годы войны: нормативно-правовые документы, делопроизводственная документация различных учреждений, ведомств и партийных органов, материалы периодической печати, источники личного происхождения. Большая часть данных источников показывает нам повседневную жизнь советских детей в тылу через призму статистической отчетности, официальных документов, идеологических установок. При изучении повседневности важную роль играют источники личного происхождения, которые дают возможность почувствовать эмоциональную сторону происходивших событий, течение обыденной жизни в суровых условиях того времени, проанализировать аспекты повседневности, не учтенные официальными документами, выявить мотивы совершаемых людьми поступков. Цель настоящей статьи - представить детскую тыловую повседневность через эго-документ - воспоминания моей бабушки Астафьевой (Самойленко) Зинаиды Максимовны (1931-2022 гг.). Воспоминания записаны ею собственноручно.

Отечественные исследователи в последние годы стали активно обращаться к анализу и интерпретации эго-документов. Термин «эго-документ» впервые был введен в научный оборот профессором Амстердамского университета Жаком Прессе-ром (Jacques Presser) в 50-х гг. ХХ в. [1] для обозначения группы источников, носящих субъективный характер (автобиографии, мемуары, личные дневники и письма), поскольку они фиксируются на личной интерпретации происходящих событий и несут в себе эмоциональный заряд, не присущий другим источникам.

Приращение российской историографией таких направлений, как история повседневности, военно-историческая антропология, гендерная история, устная история стало своеобразным плацдармом для смещения локуса исследований от изучения событий к изучению состояний, что ориентировало историков к широкому массиву эго-текстов, позиционируемых, в отличие от источника личного происхождения, не столько в качестве поставщика информации, сколько как

хранителя и транслятора личных переживаний, внутренних ощущений и авторской идентичности [2, с. 69].

Изучение детской повседневности в годы Великой Отечественной войны является одним из актуальных направлений в истории детской повседневности. В большинстве своем данные публикации написаны на основании материалов отдельных регионов Российской Федерации, а также ряда бывших советских республик. Например, А.Н. Соболева на основе неопубликованных архивных источников характеризует особенности детской повседневности в Бурят-Монгольской АССР [3]. Основный вывод - главное место в повседневной жизни женщин и детей того времени заняла трудовая деятельность. В статьях А.В. Сушко и М.С. Носовой представлено положение эвакуированных из Ленинграда детей на омской земле, отражены и проблемы, возникавшие на местах в связи с организацией размещения детей [4; 5].

В статье историков из Республики Казахстан З.Г. Сактагано-вой и Ж.К. Абдукаримовой исследуются оздоровительные кампании для детей в годы Великой Отечественной войны, основываясь на региональных материалах Карагандинской области [6]. Авторы отмечают, что, несмотря на определенные трудности, практика оздоровления детей в годы войны осуществлялась достаточно успешно.

Л.Э. Мезит обращается к исследованию повседневной жизни эвакуированных из Ленинграда детских домов в Красноярский край, таким образом, выделяя еще одно направление в изучении детской повседневности в годы войны [7]. Р.Н. Су-лейманова, основываясь на архивных документах, материалах периодической печати, воспоминаниях детей войны, на примере Башкирской АССР показывает отдельные аспекты поддержки детства на государственном уровне, отмечая их противоречивый характер [8].

Среди исследователей детской тыловой повседневности на Урале можно выделить В.М. Коренюк [9], Т.С. Крапивину [10], А.Б. Суслова [11], Е.В. Протасову [12], М.В. Ромашову [13], Р.Р. Хисамутдинову [14; 15]. Научные публикации этих авторов основаны на материалах Молотовской области (современного Пермского края), Курганской области, Чкаловской области (современной Оренбургской области). Н.П. Палецких подвергает

исследованию семейно-бытовые аспекты повседневной жизни населения Урала в годы Великой Отечественной войны, в т.ч. анализируя положение детей в этот период [16].

Значительное количество научных публикаций последних лет [17-23 и др.] основано на устных и письменных воспоминаниях людей, детство которых пришлось на годы Великой Отечественной войны.

Основой настоящей статьи послужил источник личного происхождения - воспоминания о детских годах, записанные З.М. Астафьевой. Источники личного происхождения позволяют расширить границы исторических исследований, особенно в рамках изучения истории повседневностивразличных ее аспектах.

З.М. Астафьева родилась 13 июня 1931 г. в с. Рождественка Буртинского района Чкаловской области в семье колхозников Самойленко Максима Александровича и Самойленко Татьяны Фоминичны. Затем с родителями она переехала в п. Караванный Буртинского района, где и прошло ее детство.

Значительную часть жизни Зинаида Максимовна проработала в Троицкой средней школе Бузулукского района Оренбургской области: учителем биологии и домоводства, заведовала библиотекой и школьным интернатом, своими руками создала школьный музей, посвященный жителям села Троицкое - участникам Великой Отечественной войны. Она удостоена звания «Труженик тыла», награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», а в 2022 г. - памятной медалью «Дети войны».

Война началась, когда Зинаиде Максимовне исполнилось 10 лет. Так вспоминает она об этом событии: «22 июня ровно в 4 часа нам объявили, что началась война. В это время папа работал на поле. Тогда мужчины на ночь не приезжали домой, ночевали в вагончиках в поле. В это утро папа приехал по повестке. Стал бриться, и увидел, что его бритвой я точила карандаши. Он сказал мне так: "Твое счастье, что я уезжаю, а то бы тебе попало"»1.

Большинство мужчин призвали на фронт, и, как следствие, женщина выполняла одновременно женские и муж-

1 Здесь и далее. Личный архив Астафьева Д.А. Воспоминания Астафьевой З.М. 192

ские функции, а дети помогали матери по хозяйству или устраивались на работу.

В качестве основных составляющих элементов детской тыловой повседневности можно выделить следующие: семья, школьная жизнь, труд, отношения с взрослыми и друзьями, досуг. Нельзя сказать, что детская повседневность совершенно изменилась в годы войны, по ряду позиций она оставалась такой же, как и в предвоенные годы. При этом необходимо отметить, что на одно из первых мест в военные годы вышел такой элемент детской повседневности, как трудовая деятельность. Дети начали раньше работать и относились ответственно к трудовой деятельности. «Все для фронта, все для победы!» - это слова были не просто словами, взрослые и дети доказывали это делами.

Дети с ранних лет собирали ягоды, грибы, съедобные и лекарственные растения, ловили рыбу, заготавливали дрова, помогали дома по хозяйству. Стоит отметить и такой факт, что для сельских детей трудовая деятельность выступала исконным элементом их повседневности, только в годы войны объемы выполняемых работ стали значительно больше.

Зинаида Максимовна вспоминала: «С началом войны мы повзрослели. Все лето мы что-нибудь добывали. Ходили за щавелем, хмелем. Переплывали или переходили вброд Урал и рвали там черемуху. Ловили рыбу. Из тряпок шили бредень и забредали. Ловилась мелкая рыба, но мы и ей были рады.

Возле барака была летняя печка с плитой, вечерами женщины готовили на ней ужин. Наше дело было заготовить топливо. И вот мы с шитыми сумками ходило на стойло коров, и собирали подсохшие коровьи "котяхи".

Вишню рвали по степным оврагам. Это было очень далеко. Видели журавлей, они на нас не обращали внимания, но мы их боялись, потому что они очень большие. А еще мы боялись орла. Не раз находили гнезда с птенцами, никогда их не трогали и старались быстрее уйти от них, особенно если видели летящего орла. Нас всегда мучила жажда, не знаю, почему мы не брали с собой воду.

До сих пор в памяти, когда зимой стоишь на берегу Урала, видишь, как по белому ледяному полю двигаются черные точ-

ки, это дети на саночках везут дрова. Иногда можно увидеть подводу на быках или верблюдах.

Мне приходилось с мамой возить на верблюдах. Это такая скотина, если захочет - везет, а нет - встанет и стоит, только плюется, а то и вообще ляжет. Лучше его не бить, а ждать, пока ему надоест лежать. Встанет сам и пойдет, а то и побежит».

В период Великой Отечественной войны дети привлекались и к трудовой деятельности в колхозах и совхозах, чем оказали существенную помощь для тыла и фронта. Дети трудились наравне со взрослыми работниками, также выполняя установленные нормы.

З.М. Астафьева так характеризует эту сторону трудовой деятельности: «В совхозе была организована бригада детей. Мы работали на совхозном огороде. Денег нам не давали, но зато в обед кормили, особенно запомнилась гороховая каша. Нам доверяли полоть только то, что мы не могли съесть, помню только лук порей. Нами руководил старик, которому дали прозвище "Осот".

Родители тоже работали на огороде, но овощи детям они не могли унести, так как на полпути их встречала заведующая огородом и проверяла сумки».

Однако даже в такие времена с детьми происходили веселые и интересные истории, они общались, дружили, играли, и жизнь текла своим чередом. Несмотря на все сложности, дети позитивно смотрели на мир.

Вот как описывала это З.М. Астафьева: «У меня были друзья Брехунцовы Лида и Коля. Однажды мы нашли низину, которая затапливалась Уралом. Там крупная рыба (щука) задыхалась. Она хватала воздух, и мы просто брали ее руками. Вот была радость, когда вечером нас похвалили. На другой день с утра нам опять повезло. Но мы не торопились домой, купались, загорали. А вечером поняли, что рыба протухла.

У меня была подруга Солопова Вера, наши двери в бараке были напротив, и в школе мы сидели за одной партой. По арифметике решали задачи вместе, я составляла вопросы, а она решала. По русскому я была более грамотной и потому, когда был диктант, я проверяла ее работу. Однажды я получила двойку по диктанту. Может, чтобы проучить меня, учительница сказала: "Когда будешь учительницей, тогда можешь

проверять работы других, а пока проверяй свою работу" (спустя годы З.М. действительно стала учителем - Д. А.).

С Верой постоянно что-нибудь случалось. Например, по истории получила двойку и возле школы громко говорит: "Вот лысый Павел поставил двойку", а позади Павел Андреевич, директор школы спрашивает: "Кто тебя обидел?".

По вечерам мы играли в прятки. Вера спряталась на сарае и когда прыгала с него, зацепилась шубой за кол и висит. Мы все, кто сверху, кто снизу, снимали ее, долго не могли снять. Совершенно новое платье как-то ухитрилась порвать и боялась идти домой. Платье было каким-то мелким рисунком. Я выдергивала из лоскутков нитки и штопала. Дома заметили, только когда после стирки сестра его гладила».

Школьная повседневность являлась одним из важных элементов детской повседневности, поскольку многие дети продолжали учиться и ходить в школу. Советская школа выполняла не только образовательную функцию, но воспитывала советского гражданина. Партийное руководство было заинтересовано не только в рабочих руках, но и одновременно в том, чтобы дети получали образование, поскольку прекрасно понимало, что государству необходимы образованные и квалифицированные кадры как на фронте, так и в тылу, на производстве. Руководство школ, комсомольские организации, профсоюзы приняли активное участие в борьбе за возвращение детей в школы.

Несмотря на то что некоторым детям иногда нечего было надеть, чтобы пойти в школу, они все равно бежали в школу с удовольствием. Ведь там можно было не только узнать новое, но и поесть!

Зинаида Максимовна училась в Караванной школе, которая перед началом войны получила статус средней 10-летней школы, при этом она располагалась в бараке, и в школе не хватало классных комнат на всех учащихся. Неудовлетворительная материально-техническая база выступала одной из серьезных проблем общеобразовательных школ того времени. В школах практически всегда было холодно, поскольку их не отапливали, не хватало учебников и учебных принадлежностей. Учебники зачастую передавались от одного ученика к другому, а затем к следующему. Школьные тетради делали из старых газет,

разных листовок, писали между строк в книгах и журналах, чернила самостоятельно изготавливали из молока и сажи.

Существовала проблема кадрового обеспечения общеобразовательных школ: учителя-мужчины ушли на фронт, многие педагоги вели несколько разных предметов, в сельских школах один учитель мог вести все предметы. В тыловых областях, в т. ч. и на Урале, данная проблема во многом решалась за счет эвакуированных педагогов из Москвы, Ленинграда и других городов центральных областей нашей страны. Данное обстоятельство положительно сказалось на уровне обучения в провинциальных тыловых районах.

Для многих детей обучение в школе становилось невозможным из-за отдаленности проживания (часто школа находилась за несколько километров от дома учащегося), занятости их трудовой деятельностью, сложного материального положения семьи, во многих случаях детям просто нечего было надеть в школу.

По воспоминаниям З.М. Астафьевой: «В школе всегда было холодно. Здание большое, с высокими потолками. Сидели в пальто. Чтобы чернила не замерзали, у каждого с внутренней стороны пальто был пришит карман. Чернила делали из печной сажи. Писали на газетах. Складывали газету как тетрадь и сшивали.

Однажды я "стащила" из библиотеки книгу и спрятала под пальто. Книга была тонкая, я использовала листочки для диктанта или контрольной по арифметике.

В начальных классах преподавала эвакуированная старушка Екатерина Эдуардовна. Жила она в бараке с дочерью и рыжей собачкой. Мы знали, что они, как и все эвакуированные, жили впроголодь, ведь у них не было своего хозяйства. Еду они получали из столовой. Девочки решили приносить им хлеб по очереди. Первая девочка принесла какие-то крендельки, положила их на стол и сказала, что это собачке. На уроке Екатерина Эдуардовна вызвала эту девочку отвечать, а она была не готова. И учительница сказала: "Чем крендельки печь, лучше бы урок выучила". На этом и закончилась наша благотворительность».

Таким образом, при изучении истории детской тыловой повседневности обращение к эго-документам позволяет исследователю посмотреть на исторические события с пози-

ции ребенка, если источник, с которым мы работаем, детский дневник, или глазами взрослого человека, современника тех событий, обращающегося к воспоминаниям о своем детстве спустя годы. Эго-документы позволяют прочувствовать эмоциональные переживания людей, повседневную деятельность и «мелочи жизни». Из воспоминаний З. М. Астафьевой видим, как Великая Отечественная война изменила детскую повседневность: они стали больше работать, активнее помогать взрослым по хозяйству, но при этом по-прежнему оставались детьми с простым и ясным взглядом на мир, со своими радостями и горестями. В своих воспоминаниях «дети войны» часто отмечают, что война заставила их рано повзрослеть. Однако, несмотря на это, многие из них по-прежнему играли со своими сверстниками, дружили, ходили в школу, ценили каждый момент своей жизни.

Список литературы

1. Dekker R.M. Jacques Presser's heritage. Egodocuments in the study of history // Memoria y Civilización. Anuario de Historia. - 2002. - № 5. pp. 13-14.

2. Чуркин М.К., Умнов Е.Е. Воспоминания как эго-текст: детская тыловая повседневность сибирской провинции в годы Великой Отечественной войны // Вестник Томского государственного университета. - 2020. - № 65. - С. 69-74. DOI 10.17223/19988613/65/9.

3. Соболева А.Н. Женская и детская повседневность в Бурят-Монгольской АССР в годы Великой Отечественной войны // Манускрипт. - 2020. - Т. 13. - № 11. - С. 63-66. DOI 10.30853/mns200511

4. Сушко А.В., Носова М.С. Дети Ленинграда на Омской земле в годы Великой Отечественной войны // Новейшая история России. - 2020. - Т. 10. - № 2. - С. 330-347. DOI 10.21638/11701/spbu24.2020.204.

5. Сушко А.В., Носова А.С. «Дети вышли из всякого терпения ждать посулы, написали письмо тов. СТАЛИНУ...». Спецзаписка начальника районного отделения НКВД о размещении эвакуированных детей из города Ленинграда в Калачинском районе Омской области // Вестник архивиста. - 2020. - № 1. - С. 236-248. DOI 10.28995/2073-0101-2020-1236-248.

6. Сактаганова З.Г., Абдукаримова Ж.К. Повседневность детей Карагандинской области в годы Великой Отечественной войны: оздоровительные кампании в период летних и зимних каникул // Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. Серия: Исторические науки. Философия. Религиоведение. - 2021. - № 2(135). - С. 6378. DOI 10.32523/2616-7255-2021-135-2-63-78.

7. Мезит Л.Э. Повседневная жизнь эвакуированных ленинградских детских домов в годы Великой Отечественной войны // Манускрипт. - 2021. - Т. 14. - № 9. - С. 1801-1805. DOI 10.30853/mns210327.

8. Сулейманова Р.Н. Меры по защите детства в годы Великой Отечественной войны: из региональной истории // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2021. -Т. 13. - № 3. - С. 46-60. - DOI 10.17748/2075-9908-2021-13-3-46-60.

9. Коренюк В.М. Провинциальное детство в 1941-1945 гг. (на материалах Молотов-ской области) // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. 3. Гуманитарные и общественные науки. - 2015. - Вып. 2. - С. 72-76.

10. Коренюк В.М., Суслов А.Б. Военная повседневность детей репрессированных родителей в годы Великой Отечественной войны (на материалах Молотовской области) // Вестник Томского государственного университета. История. - 2016. - № 6 (44). - С. 44-52.

11. Крапивина Т.С. Детская повседневность в годы Великой Отечественной войны по материалам газеты «Красный Курган» // Документ. Архив. История. Современность: материалы VI Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 2-3 декабря 2016 г. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - С. 382-384.

12. Протасова Е.В. Военное детство в воспоминаниях уральцев о 1941-1945 годах // Научный диалог. - 2017. - № 10. - С. 355-367.

13. Ромашова М.В. Вспоминая войну: детский взгляд на большую историю // Вестник Пермского университета. История. - 2010. - № 1 (13). - С. 65.

14. Хисамутдинова Р.Р., Аптикиев А.Х. Тыловая повседневность войны глазами детей (по материалам Южного Урала) // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2020. - № 4. - С. 78-87.

15. Хисамутдинова Р.Р. Материально-бытовые условия жизни сельских детей Чка-ловской (Оренбургской) области в годы Великой Отечественной войны по их воспоминаниям // Великая Отечественная война и Казахстан: проблемы исторической памяти: материалы Республиканской науч.-практ. конф. с международным участием. 13 мая 2020. - Караганда: РГП «Карагандинский государственный университет имени Е.А. Бу-кетова», 2020. - С. 355-361.

16. Палецких Н.П. Семейно-бытовые аспекты тыловой повседневности: на материалах Урала периода Великой Отечественной // Социум и власть. - 2018. - № 5(73). - С. 121129.

17. Тихонов С.С. Воспоминания детей о войне и глубина исторической памяти // Великая Отечественная война в исторической памяти народа: изучение, интерпретация, уроки прошлого: сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием, Новосибирск, 21-22 сентября 2020 г. / Институт истории СО РАН. - Новосибирск: Параллель, 2020. - С. 55-60.

18. Калдузова В.А. Воспоминания детей войны в контексте устной истории: по страницам одной судьбы // Великая Отечественная война и проблемы национальной безопасности современной России: сборник статей Международной науч.-практ. конф. к 75-летию Победы Советского Союза над фашистской Германией, Оренбург, 23-25 апреля 2020 г. - Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2020. - С. 152-155.

19. Хубулова С.А. Трансформация «детского мира» в период оккупации части Севе-ро-осетинской АССР // История, археология и этнография Кавказа. - 2021. - Т. 17. - № 3. -С. 622-637. DOI 10.32653/СН173622-637.

20. Федорова А.В., Богданова Е.Г. Дети военной поры (по материалам Южного Урала) // Демографическая и семейная политика в контексте целей устойчивого развития: сборник статей IX Уральского демографического форума, Екатеринбург, 08-09 июня 2018 г. -Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2018. - С. 217-228.

21. Эмирханов И.А. Повседневность дагестанских школьников в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // История повседневности. - 2018. - № 1(6). - С. 52-62.

22. Уваров С.Н. Устная история: Великая отечественная война глазами сельских подростков Удмуртии (на примере воспоминаний Е.А. Бикмеметьева) // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. - 2018. - Т. 28. - № 4. - С. 570-579.

23. Фернандес-Эрес А.П. Испанские военнопленные в Карелии: личный опыт одного из «детей войны» // История повседневности. - 2019. - № 2(10). - С. 115-122.

Children's rear everyday life during the Great Patriotic War of 1941-1945 (according to the memoirs of Z. M. Astafieva)

Dmitry A. Astafiev

The article presents personal memories of Z.M. Astafieva about the childhood years spent in the rear in the Urals. The author of the memoirs tells about the daily life of children who found themselves in difficult wartime conditions. From them we will learn how rural children, whose childhood fell during the hard years of the Great Patriotic War (1941-1945), lived, worked, played and studied. Concrete examples show the key elements of children's rear everyday life: family, school life, work, relationships with adults and friends, leisure.

These memories represent the view of an adult returning after many years to the world of his childhood. At the same time, while reading them, it seems that Zinaida Maksimovna wrote them down immediately after the events that took place, every day of her childhood in those distant years, simply describing how the child saw the world around. Despite all the difficulties and complications, the child's life still consisted of simple, understandable things, joys and sorrows, there was always time for friendship, pranks, games and fun.

Key words: ego-document, personal memories, childhood, everyday life, children's rear everyday life, school everyday life, the Great Patriotic War, Z.M. Astafieva.

For citation: Astafiev, D.A. (2022). Detskaya tylovaya povsednevnost' v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 gg. (po vospominaniyam Z.M. Astaf'evoj) [Children's rear everyday life during the Great Patriotic War of 1941-1945 (according to the memoirs of Z.M. Astafieva)]. Istoriyapovsednevnosti - History of everyday life. No. 3. pp. 189-201. (In Russ.). DOI 10.35231/25422375_2022_3_189

References

1. Dekker R.M. Jacques Presser's heritage. Egodocuments in the study of history // Memoria y Civilización. Anuario de Historia. 2002. № 5. pp. 13-14.

2. CHurkin M.K., Umnov E.E. Vospominaniya kak ego-tekst: detskaya tylovaya povsednevnost' sibirskoj provincii v gody Velikoj Otechestvennoj vojny [Memories as an ego-text: children's rear everyday life of the Siberian province during the Great Patriotic War] // Vestnik Tomsko-go gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University]. 2020. № 65. pp. 69-74. DOI 10.17223/19988613/65/9. (In Russ.)

3. Soboleva A.N. ZHenskaya i detskaya povsednevnost' v Buryat-Mongol'skoj ASSR v gody Velikoj Otechestvennoj vojny [Women's and children's daily life in the Buryat-Mongolian ASSR during the Great Patriotic War] // Manuskript [The manuscript]. 2021. Vol. 14. № 9. pp. 1801-1805. DOI 10.30853/mns210327. (In Russ.)

4. Sushko A.V., Nosova M.S. Deti Leningrada na Omskoj zemle vgody Velikoj Otechestvennoj vojny [Children of Leningrad on Omsk land during the Great Patriotic War] // Novejshaya istori-

ya Rossii [The Modern History of Russia]. 2020. Vol. 10. № 2. pp. 330-347. DOI 10.21638/11701/ spbu24.2020.204. (In Russ.)

5. Sushko A.V., Nosova M.S. «Deti vyshli izvsyakogo terpeniyazhdat'posuly, napisalipis'mo tov. STALINU...». Speczapiska nachal'nika rajonnogo otdeleniya NKVD o razmeshchenii evakuirovannyh detej iz goroda Leningrada v Kalachinskom rajone Omskoj oblasti [«The children went out of all patience to wait for promises, wrote a letter to Comrade STALIN...». A special note from the head of the district department of the NKVD about the placement of evacuated children from the city of Leningrad in the Kalachinsky district of the Omsk region] // Vestnik arhivista [Gerald of an archivist]. 2020. № 1. pp. 236-248. DOI 10.28995/2073-0101-2020-1-236-248. (In Russ.)

6. Saktaganova Z.G., Abdukarimova ZH.K. Povsednevnost' detej Karagandinskoj oblasti v gody Velikoj Otechestvennoj vojny: ozdorovitel'nye kampanii vperiod letnih i zimnih kanikul [Everyday life of children of the Karaganda region during the Great Patriotic War: health campaigns during the summer and winter holidays] // Vestnik Evrazijskogo nacional'nogo universiteta im. L.N. Gumi-leva. Seriya: Istoricheskie nauki. Filosofiya. Religiovedenie. [Bulletin of the L.N. Gumilyov Eurasian National University. Series: Historical Sciences. Philosophy. Religious studies]. 2021. № 2(135). pp. 63-78. DOI 10.32523/2616-7255-2021-135-2-63-78. (In Russ.)

7. Mezit L.E. Povsednevnaya zhizn' evakuirovannyh leningradskih detskih domov v gody Ve-likoj Otechestvennoj vojny [Daily life of evacuated Leningrad orphanages during the Great Patriotic War] // Manuskript [The manuscript]. 2021. Vol. 14. № 9. pp. 1801-1805. DOI 10.30853/ mns210327. (In Russ.)

8. Sulejmanova R.N. Mery po zashchite detstva v gody Velikoj Otechestvennoj vojny: iz region-al'noj istorii [Measures to protect childhood during the Great Patriotic War: from regional history] // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl [Historical and socio-educational thought.]. 2021. Vol. 13. № 3. pp. 46-60. DOI 10.17748/2075-9908-2021-13-3-46-60. (In Russ.)

9. Korenyuk V.M. Provincial'noe detstvo v 1941-1945 gg. (na materialah Molotovskoj oblasti) [Provincial childhood in 1941-1945. (based on the materials of the Molotov region)] // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Ser. 3. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki [Bulletin of the Perm State Humanitarian Pedagogical University. Ser. 3. Humanities and Social Sciences]. 2015. № 2. pp. 72-76. (In Russ.)

10. Korenyuk V.M., Suslov A.B. Voennayapovsednevnost' detej repressirovannyh roditelej vgody Velikoj Otechestvennoj vojny (na materialah Molotovskoj oblasti) ["Military everyday life of children of repressed parents during the Great Patriotic War (based on the materials of the Molotov region)"] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya [Bulletin of Tomsk State University. History]. 2016. № 6(44). pp. 44-52. (In Russ.)

11. Krapivina T.S. Detskaya povsednevnost' v gody Velikoj Otechestvennoj vojny po materialam gazety «Krasnyj Kurgan» [Children's daily life during the Great Patriotic War based on the materials of the newspaper "Krasny Kurgan"] // Dokument. Arhiv. Istoriya. Sovremennost' [Document. Archive. History. Modernity]. Materials of the VI International Scientific and Practical Conference, Yekaterinburg, December 2-3, 2016. Yekaterinburg: Ural Publishing House. un-ta, 2016. pp. 382-384. (In Russ.)

12. Protasova E.V. Voennoe detstvo v vospominaniyah ural'cev o 1941-1945 godah [Military childhood in the memories of the Urals about 1941-1945] // Nauchnyj dialog [Scientific Dialogue]. 2017. № 10. pp. 355-367. (In Russ.)

13. Romashova M.V. Vspominaya vojnu: detskij vzglyad na bol'shuyu istoriyu [Remembering the War: a child's view of the Big Story] // Vestnik Permskogo universiteta. Istoriya [Bulletin of Perm University. History]. 2010. № 1 (13). P. 65. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Hisamutdinova R.R., Aptikiev A.H. Tylovaya povsednevnost' vojny glazami detej (po materialam YUzhnogo Urala) [The rear everyday life of war through the eyes of children (based on the materials of the Southern Urals)] // Sovremennye problemy gumanitarnyh i obshchestvennyh nauk [Modern problems of humanities and social sciences]. 2020. № 4. pp. 78-87. (In Russ.)

15. Hisamutdinova R.R. Material'no-bytovye usloviya zhizni sel'skih detej CHkalovskoj (Oren-burgskoj) oblasti v gody Velikoj Otechestvennoj vojny po ih vospominaniyam [Material and living conditions of rural children of the Chkalovsky (Orenburg) region during the Great Patriotic War according to their memories] // Velikaya Otechestvennaya vojna i Kazahstan: problemy istoricheskoj pamyati [The Great Patriotic War and Kazakhstan: problems of historical memory]. Materialy Respublikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 13 maya

2020. Karaganda: RGP «Karagandinskij gosudarstvennyj universitet imeni E.A. Buketova», 2020. pp. 355-361. (In Russ.)

16. Paleckih N.P. Semejno-bytovye aspekty tylovoj povsednevnosti: na materialah Urala perio-da Velikoj Otechestvennoj [Family and household aspects of rear everyday life: on the materials of the Urals of the Great Patriotic War period] // Socium i vlast' [Society and Power]. 2018. № 5(73). pp. 121-129. (In Russ.)

17. Tihonov S.S. Vospominaniya detej o vojne i glubina istoricheskojpamyati [Children's memories of the war and the depth of historical memory] // Velikaya Otechestvennaya vojna v istorich-eskojpamyati naroda: izuchenie, interpretaciya, urokiproshlogo [The Great Patriotic War in the historical memory of the people: study, interpretation, lessons of the past]. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Novosibirsk, 21-22 sentyabrya 2020 goda / Institut istorii SO RAN. Novosibirsk: Izdatel'stvo Parallel', 2020. pp.55-60. (In Russ.)

18. Kalduzova V.A. Vospominaniya detej vojny v kontekste ustnoj istorii: po stranicam odnoj sud'by [Memories of war children in the context of oral history: according to the pages of one fate] // Velikaya Otechestvennaya vojna i problemy nacionalnoj bezopasnosti sovremennoj Rossii [The Great Patriotic War and the problems of national security of modern Russia]. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya k 75-letiyu Pobedy Sovetskogo Soyuza nad fashistskoj Germaniej. Sbornik statej, Orenburg, 23-25 aprelya 2020 goda. Orenburg: Orenburgskij gosu-darstvennyj pedagogicheskij universitet, 2020. pp. 152-155. (In Russ.)

19. Hubulova S.A. Transformaciya «detskogo mira» v period okkupacii chasti Severo-osetinskoj ASSR [Transformation of the «children's world» during the occupation of a part of the North Os-setian ASSR] // Istoriya, arheologiya i etnografiya Kavkaza [History, Archeology and Ethnography of the Caucasus]. 2021. Vol. 17. № 3. pp. 622-637. DOI 10.32653/CH173622-637. (In Russ.)

20. Fedorova A.V., Bogdanova E.G. Deti voennoj pory (po materialam YUzhnogo Urala) [Children of the wartime (based on the materials of the Southern Urals)] // emograficheskaya i seme-jnaya politika v kontekste celej ustojchivogo razvitiya [Demographic and family policy in the context of sustainable development Goals]. Sbornik statej IX Ural'skogo demograficheskogo foruma, Ekaterinburg, 08-09 iyunya 2018 goda. Ekaterinburg: Institut ekonomiki Ural'skogo otdeleniya RAN, 2018. pp. 217-228. (In Russ.)

21. Emirhanov I.A. Povsednevnost' dagestanskih shkol'nikov v gody Velikoj Otechestven-noj vojny 1941-1945 gg. [Everyday life of Dagestan schoolchildren during the Great Patriotic War of 1941-1945] // Istoriya povsednevnosti [History of everyday life]. 2018. № 1(6). pp. 52-62. (In Russ.)

22. Uvarov S.N. Ustnaya istoriya: Velikaya otechestvennaya vojna glazami sel'skih podrostkov Udmurtii (na primere vospominanij E. A. Bikmemet'eva) [Oral history: The Great Patriotic War through the eyes of rural teenagers of Udmurtia (on the example of the memoirs of E.A. Bikme-metyev)] // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Istoriya i filologiya. [Bulletin of the Udmurt University. History and Philology series]. 2018. Vol. 28. № 4. pp. 570-579. (In Russ.)

23. Fernandes-Eres A.P. Ispanskie voennoplennye v Karelii: lichnyj opyt odnogo iz «detej vojny» [Spanish prisoners of war in Karelia: personal experience of one of the «children of war»] // Istoriya povsednevnosti [History of everyday life]. 2019. № 2(10). pp. 115-122. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 11.07.2022 Одобрена после рецензирования 7.08.2022 Принята к публикации 18.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.