УДК 159.923. 2:616 - 006 М.А. Егикян
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО
Аннотация. Психологическая травма, полученная в детстве, является ключевым моментом в развитии тяжелых болезней во взрослом возрасте. Сталкиваясь с сильнейшим стрессом в детстве, ребенок приобретает устойчивые черты, которые находят свое отражение не только в эмоциональной и личностной сфере, но и в склонности занимать инфантильную позицию.
Ключевые слова: психологическая травма, стресс, адаптация, депрессия, инфантильность, экстернализация локус контроля.
Manusimk Egikyan INFANTILE EMOTIONAL SCAR AS A BASIS
OF CHARACTER TRAINING OF CANCER PATIENT
Annotation. Emotional scar received in childhood is a key factor in serious diseases' development in adulthood. A child acquires sustainable traits of character facing the strongest stress in childhood. Those traits of character reflect not only in emotional and personal aspects of life, but also in inclination to take infantile position.
Keywords: psychological damage, stress, adaptation, depression, «infantilism», locus control externalization.
Внешние и внутренние изменения условий жизни диктуют правила, с которыми многим людям справиться сложно. Вопреки собственным адаптивным возможностям, они исчерпывают свои психологические ресурсы, надеются на решение проблем по типу «нужно немного подождать», что может стать причиной разрушительных процессов в организме. Поэтому роль стресса в современном мире трудно переоценить. Стрессу подвергаются не только взрослые, но и дети. И от того, насколько сильным был стресс, полученный в детском возрасте, можно говорить о проблемах во взрослой жизни.
Среди исследователей психологического направления (К. и С. Саймонтон, А. Васютин, Л. Бурбо), бытует мнение, что у онкологических больных, как правило, в анамнезе можно проследить сильнейший стресс до 7-9 лет, который причинил им почти нестерпимую боль [2; 3; 7]. Травма отвергнутого, травма покинутого, травма униженного, травма предательства и несправедливости - основа развития рака. При этом онкологическим пациентам присуще отсутствие осознания сильных страданий в детстве, связанных с отказом себе в собственном праве злиться на родителей. То есть при всей многоликости рака, типичным является подавление сильных эмоций [2].
Так, З.Д. Липовски отмечает, что психологические реакции на болезнь складываются из реакций на информацию о заболевании, эмоциональных реакций: тревоги, уровня депрессии, чувства вины и реакций преодоления болезни. Реакции на информацию о заболевании зависят от значения болезни для больного: 1) болезнь - это угроза или вызов, а тип реакции - противодействие, тревога, уход или борьба; 2) болезнь - это утрата, а соответствующие типы реакций - депрессия или ипохондрия, растерянность, горе, попытка привлечь к себе внимание, нарушение режима; 3) болезнь - это выигрыш или избавление, а типы реакций при этом - безразличие, жизнерадостность, нарушение, враждебность по отношению к врачу. 4) Болезнь - это наказание, а соответствующий тип реакции -гнев [4].
Данные проявления характерны для детской позиции. Причем речь идет далеко не о счастливом ребенке, а о мечтающем быть признанным своими родителями. Ради получения этого он подавляет свою сущность, становится послушным, удобным, «не имеющим своего голоса», «сдавшимся в плен» и все более отчуждающимся от самого себя. Именно такого ребенка напоминают взрослые
© Егикян М.А., 2015
больные, у которых в преморбидной стадии «преобладают депрессивные личностные черты со склонностью легко впадать в состояние беспомощности и безнадежности при фрустрации.
Эрик Берн выделяет три роли, которые каждый человек применяет в различных ситуациях: родитель, ребенок, взрослый. Эти роли не зависят от возраста личности, как правило, все три присущи каждому человеку, но существует одна излюбленная, которая повторятся в большинстве ситуаций [1]. Онкологический больной, подобно ребенку «бросается в бегство», испытывая страх перед трудностями. Отговорки, оправдания, игра в жертву, выпячивание своей слабости, за подобного рода проявлениями явно просматривается позиция «ребенка». Онкологическим больным присущи такие общие психологические особенности как «трудности эмоционального и рационального восприятия и реагирования на стрессовую ситуацию, а главное, склонности занимать инфантильную позицию» [5].
Инфантильность, в данном контексте понимается не просто как видение мира глазами «ребенка», а своего рода психологический профиль. Личности с подобным психологическими характеристиками обычно перекладывают ответственность за свою жизнь и поступки на других людей. Они не способны контролировать свои чувства и желания, обладают низким уровнем психологической грамотности, что выражается в неумении конструктивно относиться к трудностям, а так же адекватно реагировать на разные жизненные ситуации (разочарования, победы и пр.) [7].
Онкологическим пациентам (так же как и детям) свойственна тенденция к экстернализации локуса контроля. Экстернальность наиболее характерна для детей, чем для взрослых, поскольку перевод способности брать на себя ответственность во внутренний план, только начинает формироваться в младшем школьном возрасте.
Для преодоления стрессовых ситуаций у ребенка могут формироваться определенные стратегии, которые, «перекочевав» во взрослую жизнь, перестают быть осознанными и ограничивают возможности копинг-поведения. Сложившиеся поведенческие паттерны распространяются и на эмоциональную сферу, вызывая затруднения в осознании своего эмоционального состояния.
Ле Шан Э. на основе анализа психологических аспектов жизни более пятисот больных выделяет в них основные моменты, предшествующие возникновению рака:
- юность пациентов была отмечена чувством одиночества, покинутости, отчаяния. Близость с другими людьми вызывала недоверие;
в ранний период зрелости пациенты либо установили глубокие, очень значимые для них отношения с каким-либо человеком, либо получали огромное удовлетворение от своей работы. Это стало смыслом их существования, вокруг этого строилась вся их жизнь. Затем эти отношения или роль исчезли из их жизни. Причины могли быть самые разные: смерть любимого человека, переезд на новое место жительства, уход на пенсию, начало самостоятельной жизни их ребенка и т.п. В результате наступило отчаяние, как будто недавнее событие больно задело не зажившую с молодости рану;
одной из основных особенностей этих больных было то, что их отчаяние не имело выхода, они переживали его в себе. Они были не способны излить свою боль, гнев, враждебность на других [6].
Цель проведенного нами исследования - выявить психотравмирующие ситуации, которые испытали онкологические пациенты в младшем школьном возрасте, провести анализ: как психотравми-рующие ситуации отражаются в их эмоциональной и личностной сфере.
Методы и методики исследования: 1) методика оценки уровня субъективного локус контроля (УСК); 2) диагностика доминирующих ролевых «позиций» (тест «Ребенок-Родитель-Взрослый» по Берну); 3) опросник на выявление доминирующих типов личности (ЛОБИ); 4) тест на выявление уровня фрустрации (экспресс-методика Бойко В.В.); 5) опросник личностной и ситуативной тревож-
ности Ч.Д. Спилбергера; 6) опросник депрессии Бека; 7) методика на выявление уровня стрессо-устойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге; 8) беседа.
Эмпирическую базу исследования составили 100 человек - респонденты с онкологическим заболеванием щитовидной железы. Контрольную группу составили 100 человек - здоровые респонденты.
Для выявления статистически значимых различий между исследуемыми группами использовался T - критерий Стьюдента (для несвязанных выборок). Для обработки результатов использовались программы «STATISTICA» и «MS Excel».
Были получены следующие результаты. Респондентам экспериментальной группы было предложено рассказать о самых важных положительных и отрицательных ситуациях, которые произошли с ними в младшем школьном возрасте. Примечательно, что у онкологических больных чаще всего на первый план выходят негативные воспоминания, связанные во взаимоотношениях с родителями. Многие пациенты подчеркивали, что им важно присутствие родителей и во взрослом возрасте. Так, например, 2 % респондентов экспериментальной группы, считают смерть своих родителей предательством. Их жизнь сложилась бы иначе, если бы родитель не «покинул» их в беспомощном возрасте. Сложившееся в детском возрасте понимание предательства остается для них важным критерием оценки и во взаимоотношениях с супругом или супругой. Хотя, покинутые или брошенные в действительности дети чаще не испытывают негатива к собственным родителям, более того, стремятся всю жизнь найти оправдание их поступкам.
Быть послушным, «удобным», не имеющим права голоса, всю свою жизнь стремятся онкологические пациенты, для которых важно было стать значимыми в глазах своих родителей. Так, 12 % из них всю свою жизнь хотели быть лучшими в глазах своих родителей, искали понимания, стремились достичь высоких результатов в учебе, спорте и т.д. Страх перед безразличием и эмоциональная холодность, вызывает у них сильное огорчение и разочарование в себе и собственных силах (см. рис. 1).
Отсутствие травм Травма несправедливости Травма предательства Травма покинутого Травма отверженного
23%
-J 23% 20% 19%
I Психологическая травма во взрослом возрасте
Психологическая травма в детском возрасте
0%
20%
40%
Рис. 1. Психологические травмы, которым подвергались респонденты экспериментальной группы
в младшем школьном и взрослом возрасте
Онкологическим пациентам часто присущи такие психологические качества, как неспособность выразить отрицательные эмоции, простить былые обиды, что может стать важным элементом профилактики заболеваний. Так, 25 % респондентов экспериментальной группы обвиняли в собственной болезни близких родственников, порой, даже тех, кого давно уже нет в живых. Затаенная обида - это продолжительный процесс, который оказывает на человека постоянное стрессовое воздействие. Нередко во взрослом человеке живет горечь детских переживаний и связанное с этим переживанием событие он помнит в мельчайших подробностях всю жизнь. Это может быть как нелю-
бовь родителей, так и неприятие его другими детьми или учителем. Подобных событий в жизни может быть несколько. Так, в беседе одна из пациенток пояснила, что всю жизнь была несчастна, потому что отец ушел из семьи. С трудом пережив «предательство» в детстве, она столкнулась с подобной ситуацией во взрослом возрасте. Развод с супругом стал для нее нестерпимо болезненной травмой, поэтому виновным в своем недуге она считает именно его. Но, бывает и абсолютно противоположная ситуация, когда пациент считает себя виновным в событиях, которые, по его мнению, он мог предотвратить, но в силу определенных причин не удалось. К. и С. Саймонтон отмечали, что если пациенту удастся простить себя, то удастся простить и других. Преодоление затаенных негативных чувств не только освобождает тело от стресса, но изменит и чувства - «появится ощущение завершенности чего-то важного» [8]. Все описанные выше проявления отражены в устойчивых особенностях эмоциональной и личностной сферы пациентов.
Так, опираясь, на полученные эмпирические данные мы выяснили, что онкологическим больным присущи доминирующие типы личности: ипохондрический - 21 %, апатический - 19 %, тревожный - 13 % обсесивно-фобический - 12 %. У пациентов с ипохондрическим типом личности отмечена чрезмерная озабоченность собственным здоровьем. Они стремятся найти у себя новые симптомы болезни, даже если прогнозы врача противоположны, что проявляется в невозможности переключиться, отвлечься от неприятных мыслей в постоянном ощущении дискомфорта, под действием которого возникают отрицательные эмоции, наводящие на мысль о неизлечимости болезни. Апатический тип характеризуется полным безразличием к своей судьбе, исходу болезни. Ипохондрический и апатический тип - это две противоположные крайности, к которым относятся пациенты чаще всего. Тревожный и обсесивно-фобический типы схожи по своим проявлениям, однако для первого значимы объективные данные о болезни, когда как вторых волнуют воображаемые опасности, более чем реальные. Пациенты с данными типами личности склонны неадекватно оценивать собственную болезнь (см. рис. 2).
Доминирующие типы личности
25%
20%
10%
15%
5%
21°%
Доминирующие типы личности
0%
Рис. 2. Доминирующие типы личности - экспериментальная группа
Им свойственно перекладывание ответственности за свои поступки на близких людей, бога и т.д. (р<0,01). Они полагают, что происходящее с ними не зависит от их собственных усилий, а является лишь результатом внешних причин, которые им не под силу изменить, что характеризуется низкими показателями общей интериальиости - 83 %, «отношения к здоровью и болезни» - 86 % и к «области неудач» - 78 % (р<0,01). Онкологический больной становится похож на ребенка, который, завидев перед собой угрозу, прячется за спиной взрослого, спасаясь «бегством», что подтверждается высокими показателями фрустрации - 33 % (р<0,01), личностной (67 %) и ситуативной (58 %) тревожности респондентов эмпирической группы. В беседах пациенты жаловались на возникающую тревожность, особенно в ночной период времени, нарушение или отсутствие сна, снижение аппетита, плохое самочувствие, снижение настроения.
При исследовании стрессоустойчивости (с помощью методики Холмса и Раге) был выявлен низкий уровень стрессоустойчивости у 19 % пациентов. Мы пришли к выводу о том, что за последние два года жизни у респондентов экспериментальной группы количество ситуаций, вызывающих у них стресс, достигло критической отметки. Установлено, что в данной группе за последние два года 12 из 100 пациентов овдовели, а 9 пережили развод. В контрольной группе у 76 % респондентов выявлен высокий уровень стрессоустойчивости. То есть показатели стрессоустойчивости респондентов экспериментальной группы имеют существенные статистические различия по сравнению с респондентами контрольной группы (р<0,01).
Анализ данных по методике «Ребенок-Родитель-Взрослый» подтверждает, что у 79 % респондентов эмпирической группы в формуле потенциальных ролей доминирует «детская» позиция (р<0,01).
Таким образом, проведенное нами эмпирическое исследование проиллюстрировало, что психологическая травма, полученная в младшем школьном возрасте, имеет яркую выраженность в личностной и эмоциональной сфере у онкологических больных. Выяснено, что одним из таких важных факторов является схожесть личностных особенностей онкологических пациентов с личностными особенностями детей, проявляющаяся через принятие на себя так называемого «детского видения мира», неспособности решать возникающие проблемы, справляться с трудностями через призму взрослости. Примечательно, что у онкологических больных чаще всего на первом план выходят негативные воспоминания, связанные во взаимоотношениях с родителями. Многие пациенты подчеркивали, что им важно присутствие родителей в собственной жизни и во взрослом возрасте. Онкологическим пациентам также присущи такие психологические качества, как неспособность выразить отрицательные эмоции, простить былые обиды. За подобного рода проявлениями явно просматривается «позиция ребенка». Люди с «детской позицией» связывают свои успехи, достижения и радости с внешними обстоятельствами - везением, счастливой судьбой или помощью других людей. А здоровье и болезнь считают результатом случая, и надеятся на то, что выздоровление придет в результате действий прежде всего врачей. Не прилагают собственных усилий и не несут ответственность за свое выздоровление, что обычно не свойственно взрослому человеку. Данные по методике ЛОБИ лишь подтверждают, что для онкологических пациентов характерна нерешительность, страхи, неспособность рационально оценивать собственную болезнь, что так же близко «ребенку». Подобные особенности влияют на многие сферы жизни, особенно на эмоциональную сферу, что проявляется высоком уровне депрессии, тревожности.
Библиографический список
1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. - Екатеринбург : Литур, 2001. - 247 с.
2. Бурбо, Л. Метафизика болезней и недугов / Л. Бурбо. - Киев : София, 2009. - 96 с.
3. Васютин, А. Рак как психосоматоз / А. Васютин. - Ростов н/Д. : Феникс, 2011. - 72 с.
4. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. - М. : Академия, 1999. - 496 с.
5. Ивашкина, М. Г. Личностные особенности онкологических больных : автореферат, дис. ... канд. психол. наук / М. Г. Ивашкина. - М., 1998. - 166 с.
6. Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика. Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. - М. : Эксмо, 2005. - 236 с.