Научная статья на тему 'ДЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ТОМСКА В ЗЕРКАЛЕ ПЕРИОДИКИ (1961-1964 ГГ.)'

ДЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ТОМСКА В ЗЕРКАЛЕ ПЕРИОДИКИ (1961-1964 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ДЕТСТВА / ДЕТИ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ПЕРИОДИКА / ТОМСК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ермолова Александра Ивановна

В фокусе внимания статьи - представления о детской повседневности Томска в текстах местной периодической печати, газетах «Красное знамя» и «Молодой Ленинец» (1961-1964 гг.). Рассматривается содержательная направленность информационных сообщений о детях. Наиболее освещаемыми темами стали учебный процесс в школе и деятельность городской пионерской организации. Особое внимание также уделялось роли государства в жизни детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN DAILY LIFE OF TOMSK IN THE REFLECTION OF PERIODICALS (1961-1964)

The article discusses concept about children daily life in Tomsk in the reflection of periodicals (1961-1964). There are several reasons for addressing this problem. In the USSR, children were always not only in the care of the state, but also a part of the political discourse about ‘the happy childhood’ and ‘the man of the future’ who was expected to live under communism. The purpose of this article is to consider what informational reasons, problems, topics were the basis of publications about children’s daily life in Tomsk. Sources include regional papers “Krasnoye Znamya” and “Molodoy Leninets” that regularly covered this theme. The obtained data were divided into thematic categories: “school and teaching and learning process”, “pioneers and activities of the pioneer organization”, “health, care, safety”, “urban children’s space”, “children’s leisure”, “children’s sports”, “state and children”, “kindergarten”, “extended education”. School and the activities of the pioneer organization were the main topics of publications about children. The main activities of the pioneers were greening the city, distributing literature, collecting scrap metal and waste paper. Periodicals also discussed forms and methods of the educational process: topics and problems discussed in the lessons, achievements. Particular attention was paid to the labor education of schooler. Children in Tomsk were sent to factories to receive industrial worker job. Also the most popular were publications (34 messages) telling about the relationship between the state and children. It was reported to support the universality and accessibility of children’s education, the construction of new schools, kindergartens, as well as material and technical equipment for schools. The next topic is urban children’s spaces. Two issues were discussed. The first one is the improvement of playgrounds. The second is the organization of the employment of children in the courtyards. The reports on children’s sports primarily concerned the develo pment of accessibility to sports facilities and city children’s competitions in various sports. Another topic for publications in the local press was children’s leisure. Announcements of events for children, reviews of already passed children’s performances were published, the activities of city children’s libraries were widely covered as well. The least attention from the press was paid to additional education and kindergarten: 14 and 9 reports. The author concludes that the main attention of the press is paid to the labor, cultural and educational component of children’s life. In addition, an ideal image of a Soviet child and his daily life is being created - this is a comprehensively developed person, a young Soviet citizen, a diligent schooler, engaged in extracurricular activities, under the constant supervision of the state.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ТОМСКА В ЗЕРКАЛЕ ПЕРИОДИКИ (1961-1964 ГГ.)»

Вестник Томского государственного университета. История. 2021. № 70

УДК 94(57)

DOI: 10.17223/19988613/70/2

А.И. Ермолова

ДЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ТОМСКА В ЗЕРКАЛЕ ПЕРИОДИКИ (1961-1964 гг.)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-39-90023 «Дети и советское государство 1960-1980-х годов: визуальные образы и повседневные практики (по материалам города Томска)».

В фокусе внимания статьи - представления о детской повседневности Томска в текстах местной периодической печати, газетах «Красное знамя» и «Молодой Ленинец» (1961-1964 гг.). Рассматривается содержательная направленность информационных сообщений о детях. Наиболее освещаемыми темами стали учебный процесс в школе и деятельность городской пионерской организации. Особое внимание также уделялось роли государства в жизни детей.

Ключевые слова: история детства; дети; повседневность; периодика; Томск.

Актуальность исследований феномена детской повседневности обусловлена междисциплинарным характером поднимаемой темы. Реконструкция сюжетов детской жизни, форм и способов работы с детьми со стороны школы, семьи и государства открывает не только перспективы использования полученных данных в педагогике, истории, социальной антропологии, но и возможности выстроить адекватную социальную политику по отношению к детям сегодня.

Данная статья обращена к опыту советского детства, одним из направлений изучения которого становятся исследования периодических изданий, не только направленных на детей, таких как «Пионер», «Мур-зилка», «Веселые картинки», но и новостного и общественно-политического содержания.

Цель статьи состоит в рассмотрении информационных поводов, проблем, тем, лежавших в основе публикаций о детской повседневности в томских газетах «Красное Знамя» и «Молодой Ленинец». Названные издания характеризуются широкой тематической направленностью. Здесь публиковались новости международного и местного характера, отображалась трудовая и общественная активность томичей, были заметки о спорте, юморески, фельетоны и т.д. Особенностью такого рода источников является то, что пресса в заявленный период обрела новый социально-политический вес, функционируя как основной посредник в деле формирования мировоззрения читателей, мобилизации и дисциплинарной практики [1. C. 284].

Изучение советской детской повседневности сквозь призму региональной периодики - активно развивающееся направление, здесь хочется отметить работы коллег из Омска - А.В. Сушко [2], М.С. Носова [3], К.К. Нуркина [4], и из Перми - В.М. Коренюк [5], Е.В. Протасова [6]. Авторы обращаются к исследованию писем школьников в газеты, реконструируют жизнь детей во время Великой Отечественной войны, в том числе отправленных в Сибирь в эвакуацию, рассматривают репрезентации образовательной и трудовой деятельности школьников и пионеров, детский досуг.

В рамках данного исследования были просмотрены 1 221 номер газеты «Красное знамя» и 622 номера «Молодого Ленинца» за период с 1 января 1961 г. по 31 декабря 1964 г. В выбранный временной промежуток на детей возлагалась особая роль - как на жителей общества будущего, а значит, и строителей коммунизма. В 1961 г. принимается Третья программа КПСС, где не только содержится призыв об обеспечении счастливого детства каждому советскому ребенку, но и сформулирован ряд общественно одобряемых качеств для подрастающего поколения: любовь к Родине, трудовая и общественная активность, преданность делу коммунизма [7. С 98]. Последним годом правления Н.С. Хрущева станет 1964 г., в октябре он будет отправлен на пенсию, смена руководства обусловит изменение социальных, экономических и идеологических векторов развития страны, что и станет решающим фактором при определении верхней временной границы.

Материалом данной статьи служит региональная пресса, работа с которой включала в себя несколько этапов. Первый - просмотр и отбор текстов публикаций, содержащих информацию о детской жизни в областном центре. Индикаторами, по которым статья попадала в общий массив данных, стали слова и словосочетания «дети», «детство», «пионер», «октябренок», «школа», «отряд», «детский сад», «двор», «детская площадка», «дворец пионеров», «музыкальная школа», «детская спортивная секция», «художественная школа», «кружок».

Второй шаг - объединение выбранных информационных сообщений в общие тематические категории для последующей их интерпретации. Всего сформировано девять блоков: «школа и учебный процесс», «пионеры и деятельность пионерской организации», «здоровье, уход, безопасность», «городское детское пространство», «детский досуг», «детский спорт», «государство и дети», «детский сад», «дополнительное образование». Рассмотрим подробнее каждый из них.

Блоки «школа и учебный процесс» и «пионеры и деятельность пионерской организации» близки друг

другу, практически каждый школьник СССР был октябренком и пионером, этот статус был почетным и важным, поэтому часто мероприятия, проводимые пионерской организацией, проходили в школе. Стоит отметить, что в первую категорию были отнесены сообщения об организации учебного процесса и содержании уроков, во вторую попали статьи о приеме в пионеры, пионерских праздниках, об участии пионеров в общественно-полезной работе.

На страницах локальных изданий публиковались материалы, подготовленные местными врачами о детских болезнях, прививках, уходе за новорожденными. Сотрудники милиции готовили информацию о поведении на дороге, деятельности детской комнаты милиции, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Пожарные информировали о том, что делать в случае пожара, об опасности игр с легковоспламеняющимися предметами. Были сообщения о детском питании, игрушках, одежде, мебели. Все это отнесено в блок «здоровье, уход, безопасность».

Жизнь детей в свободном пространстве города занимала важную роль в дискурсе печатных изданий, поднимались вопросы о благоустройстве детских площадок во дворах домов, городских парках, о времяпрепровождении детей на них, все это нашло отображение в четвертой тематической категории - «городские детские пространства». Блок «детский досуг» объединил в себе информационные сообщения о мероприятиях, проводимых для детей, сюда же отнесены рецензии на спектакли, отзывы о кинофильмах для детей и подростков.

Отдельной категорией был обозначен «детский спорт», государство особое внимание уделяло его развитию, ведь советский человек в первую очередь дол-

Томская область ^

119

Дополнительное 4 образование

О

Детскии сад

34

Государство в жизни

20

Детский досуг

жен быть сильным и здоровым. В Томске работали разные спортивные школы. Кроме того, постоянно организовывались мероприятия по зимним и летним видам спорта: «Золотая шайба» (хоккей), «Кожаный мяч» (футбол), лыжные гонки на призы газеты «Пионерская правда», соревнования по легкой атлетике, гимнастике, шахматам. Процесс подготовки к ним, а также ключевые состязания активно освещались в местной прессе.

Еще одна важная тема - государство в жизни детей. Сюда были отнесены статьи, в которых рассказывалось о том, какие постановления, связанные с детьми, приняты партией, как это отразится на их жизни, как они реализуются на местах. Локальные СМИ часто освещали деятельность горкома и райкомов с точки зрения их взаимодействия со школами, учреждениями дополнительного образования.

Два оставшихся тематических блока связаны с сообщениями о деятельности городских детских садов и яслей, а также учреждений дополнительного образования (музыкальные и художественные школы, школы искусств, дворец пионеров).

За период с 1961 по 1964 г. было обнаружено 507 информационных сообщений разнообразного формата: новости, репортажи с детских мероприятий, заметки и эссе, авторами которых выступали сами дети, интервью со школьниками, вожатыми, учителями и др. Стоит отметить, что нас интересовали только публикации о жизни детей в Томске; большое количество сообщений было посвящено повседневности детей в населенных пунктах области, эти сообщения не попали в анализируемую выборку, но для наглядности отображены в графике о тематическом распределении сообщений (рис. 1.).

Школа и учебный ^^^ процесс

113

130

17

Рис. 1. Тематическое распределение сообщений о детской повседневности (количество сообщений)

Количество сообщений о детской повседневности в разные годы представлено в таблице. Из нее видно, что наибольшее число приходится на 1961 г. (193), а наименьшее - на 1964 г. (96). Примечательно, что за три года цифра сократилась в два раза. Пик интереса к детской теме приходится на 1961 г. В это время идет подготовка новой программы партии к XXII съезду КПСС, где 31 октября она и будет принята. В программе был представлен не только план строительства коммунизма, а также описан моральный облик его строителей, которыми и должны стать подрастающие поколения, ведь именно им предстояло жить в обществе будущего. Локальные газеты пестрят заголовками: «Воспитать молодое поколение в духе коммуниз-

Позиционированием газеты «Молодой Ленинец» как молодежной можно объяснить большее количество сообщений (кроме 1962 г.), посвященных детям. В разные годы здесь велись специализированные рубрики о школьниках и пионерах: «Бригантина», «Зорька», «Пионерский салют». Стоит отметить также язык описания: несмотря на то, что и «Красное Знамя» и «Молодой Ленинец» были трансляторами так называемого «авторитарного дискурса», для которого характерно использование официальной и безэмоциональной лексики, информационные сообщения и статьи «Молодого Ленинца» можно охарактеризовать как «живые» - с использованием метафор, эпитетов, в отличие от «Красного Знамени», для которого свойствен исключительно строгий стиль повествования.

Школьная жизнь и деятельность пионерской организации были основными темами публикаций о детях (см. рис 1). Как правило, большими репортажами освещались прием детей в пионеры на пл. Ленина [8], шествие в честь «Дня Пионерии» [9, 10], проходившее 19 мая. Также рассказывалось о «пионерских двухлетках» [11, 12], когда городские дружины и отряды брались за различные обязательства, выполнение которых давало право называться «спутниками семилетки». Главными делами пионеров были помощь на производстве, озеленение города, шефство, распространение литературы, сбор металлолома и макулатуры. Вот, например, как описывают свои достижения пионеры дружины школы № 1 на страницах «Молодого Ленинца»: «Четыре отряда дружины стали за двухлетку "спутниками семилетки". С десятью бригадами Томского инструментального завода дружат пионерские отряды. В школе создана "Мичуринская копилка", в которую принесли пионеры 5 кг 200 г семян желтой акации - целый лес будущих деревьев. Вырастили 50 000 цветов. За двухлетку радиофицировали школу, пионеры 6-го «В» класса создали кукольный театр. Починили книги в школьной библиотеке, сделали игры для малышей дома ребенка № 1 и детских садов № 3 и № 11» [13].

ма», «Программа нашей жизни. Дети наше будущее», «Маленький гражданин Страны Советов», «Разговор о человеке будущего», «Воспитание нового человека -важнейшая задача». Можно предположить, что на частоту упоминаний детей и связанных с ними тематических направлений, речь о которых пойдет ниже, повлияли публикация и принятие новой программы КПСС. В последующие годы другие информационные поводы стали более значимыми, а значит, и более освещаемыми: успехи СССР в космосе (полеты Ю.А. Гагарина, Г.С. Титова, В.В. Терешковой, выход советских космонавтов в открытый космос, полет экипажа в составе трех человек), усиление холодной войны -Карибский кризис.

Публикации, отнейнные к тематическому блоку «школа и учебный процесс» рассказывали о формах и способах образовательного процесса [14, 15], о темах и проблемах, рассматриваемых на уроках [16, 17], об успеваемости. Во многом на репрезентацию учебного процесса на страницах локальных изданий повлиял закон 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» [18], основная цель которого заключалась в развитии коммунистического мировоззрения у молодых людей, а также их ознакомлении с рабочими профессиями.

Постановление внесло большие изменения в жизнь средней школы в Томске. Учителя пересматривали подходы к преподаванию, внося элементы трудового воспитания в общеобразовательные предметы, уделяя внимание развитию у детей таких качеств, как точность, внимательность, аккуратность, что могло пригодиться в условиях реальной практики в заводских цехах и мастерских, куда, согласно постановлению, отправлялись школьники для получения специальностей, приближенных к жизни. Например, ученики 47-й школы проходили производственную практику на подшипниковом заводе, 51-й школы - на «Сибэлектромоторе», 48-й школы - на заводе «Манометр», 24-й школы -на заводе «Томкабель». В свете этого повышенное внимание в публикациях уделялось урокам труда, технической оснащенности школьных помещений для развития навыков рабочих специальностей [19, 20], условиям в которых проходит заводская практика [21].

«Дети - наша радость! Глядя на них каждый советский человек испытывает теплое чувство и с гордостью думает, что они будут жить и трудиться в коммунистическом обществе» [22], - так на страницах «Красного знамени» рассуждала заместитель заведующего Томского облоно З. Колюшкина. Этот тезис в полной мере отображает тон и направленность информационных сообщений о присутствии государства в жизни детей в 1961-1964 гг.

Число публикаций, посвященных детям

Год «Молодой Ленинец» «Красное Знамя» Всего

1961 150 43 193

1962 45 76 121

1963 62 35 97

1964 55 41 96

Публикации данного тематического блока являются третьими по популярности после освещения учебы и пионерской деятельности, всего 34 сообщения. Преобладают данные о поддержке государством детского образования, всеобщность и массовость которого -следствие революции. Делается акцент на строительстве новых школ, детских садов и учреждений дополнительного образования, а также на материально-техническом оснащении уже имеющихся [23, 24].

Обращает на себя внимание, что не обходится и без упоминания личного вклада Н.С. Хрущева в заботу о подрастающем поколении: «Трудно найти более благодатный материал для воспитания нашей молодежи, чем речь Никиты Сергеевича Хрущева на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства» [25]; «В наш детский сад родители принесли газеты с докладом Н.С. Хрушева и стали поздравлять друг друга. Партия рассматривает воспитание нового человека как важнейшую составляющую в коммунистическом преобразовании общества, государство все более берет на себя содержание подрастающего поколения», - пишут местные газеты [26].

Активное присутствие государственного внимания о детях продолжалось и в, казалось бы, совершенно свободных от взрослых дворовых городских пространствах. Поощрялась деятельность школ, пионерских и комсомольских организаций, домоуправлений по организации детской занятости в городских дворах. Все это широко освящала местная пресса.

Важное место занимала и работа по облагораживанию территории, в том числе и силами самих детей [27]. Несмотря на все усилия, проблема увеличения и обустроенности городских детских пространств в Томске оставалась открытой. Место для детских площадок, как правило, было занято гаражами, самовольными постройками (сараями), огородами, столами для вечерних посиделок взрослых.

Особенностью томских дворов было присутствие общественных воспитателей; как правило, это были действующие или бывшие педагоги городских школ и учреждений дополнительного образования. Они курировали и организовывали занятость детей. «Ребята с воспитателем пойдут в кино, или на речку, или в лес. Вечером будут готовиться к концерту самодеятельности. Сейчас готовится второй концерт. Первое выступление ребят прошло с большим успехом» [28]. Впрочем, частой темой на страницах местных газет были вопросы нехватки или отсутствия воспитателей

на городских детских площадках, отмечалось, что детьми никто не занимается, они предоставлены сами себе [29].

Одним из положений программы Коммунистической партии было указание на то, что физкультура и спорт должны прочно войти в повседневный быт советских людей. Сообщения о детском спорте в первую очередь касались доступности спортивных объектов: турники, футбольные поля и хоккейные коробки должны появляться в городских дворах и на пришкольных территориях. Увеличение сообщений о детском спорте характерно для 1964 г. В это время советский футболист Лев Яшин выступил с инициативой создания всесоюзных соревнований дворовых команд «Кожаный мяч», его инициативу поддержал советский тренер по хоккею Анатолий Тарасов, основав турнир «Золотая шайба», что станет важными инфоповодами спортивной работы среди детей.

Еще одной темой для публикаций в местной печати был детский досуг. Публиковались анонсы и объявления о мероприятиях для детей, рецензии на уже прошедшие детские спектакли, широко освещалась деятельность городских детских библиотек [30-32].

Наименьшее внимание со стороны прессы было уделено дополнительному образованию и детским садам: 14 и 9 сообщений соответственно.

Анализ публикаций в региональной прессе позволяет определить ряд особенностей детской повседневности в Томске. В первую очередь внимание уделяется трудовой и культурно-образовательной составляющим детской жизни. В периодической печати это отражается в том, что в каждом выделенном нами тематическом блоке присутствуют данные компоненты. Пионеры и школьники собирают металлом, участвуют в субботниках, убирают урожай в колхозе, проходят практику на заводах, но в то же время прилежно учатся, посещают спектакли, выставки, библиотеки, дополнительно занимаются в музыкальных и художественных школах. Даже во дворах с детьми ведется образовательно-воспитательная работа силами общественных педагогов.

В целом в оптике публикаций томской периодики создается идеальный образ советского ребенка и его повседневности - это всесторонне развитый человек, юный советский гражданин, прилежный ученик или ученица, занимающийся общественной работой, находящийся под постоянным контролем со стороны общественности и государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Уль К.Б. Поколение между «Героическим прошлым» и «Светлым будущим»: роль молодежи во время «Оттепели» // Антропологический

форум. 2011. № 15. С. 279-326.

2. Сушко А.В., Носова М.С. Дети Ленинграда на Омской земле в годы Великой Отечественной войны // Новейшая история России. 2020. Т. 10,

№ 2. С. 330-347.

3. Носова М.С. Повседневная жизнь детей Омска в годы Великой Отечественной войны в отражении газеты «Омская правда» // Вестник Ом-

ского университета. Сер. Исторические науки. 2019. № 2 (22). С. 106-111.

4. Нуркина К.К. Повседневная жизнь Омского ребенка в отражении периодической печати (1960-1970 гг.) // Омский научный вестник. 2015.

№ 2 (136). С. 44-47.

5. Коренюк В.М. Детская игровая повседневность 1940-1950-х гг. (на материалах Молотовской области) // Исторические, философские, поли-

тические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 7 (69), ч. 2. С. 80-82.

6. Протасова Е.В. Заметки школьников в периодических изданиях Пермской области (на материалах 1960-х - 1970-х гг. // Научный диалог.

2013. № 8 (20): Педагогика. С. 152-166.

7. Программа Коммунистической партии Советского Союза // XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза : стенографический

отчет. М. : Госполитиздат, 1962. Т. 2. 608 с.

8. Внучата Ильича вступают в пионеры // Красное знамя. 1963. 24 апр.

9. Рапортует пионерия // Красное знамя. 1963. 19 мая.

10. Празднует пионерия // Молодой Ленинец. 1961. 24 мая.

11. Незабываемый год двухлетки // Молодой Ленинец. 1961. 1 окт.

12. Двухлетка в двенадцатой // Молодой Ленинец. 1962. 16 мая.

13. Двухлетка выполнена // Молодой Ленинец. 1962. 13 мая.

14. Долой шаблонные уроки // Красное знамя. 1964. 12 мая.

15. Идут уроки // Красное знамя. 1962. 5 окт.

16. Разговор о литературе // Красное знамя. 1962. 24 сент.

17. На уроке химии // Молодой Ленинец. 1964. 24 янв.

18. Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования : закон в СССР от 22.12.1958 // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. 2020. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5337.html (дата обращения: 17.11.2020).

19. Уроки труда // Красное знамя. 1961. 1 апр.

20. На уроках труда // Красное знамя. 1962. 27 окт.

21. Нравится ли нам завод? // Молодой Ленинец. 1964. 7 февр.

22. Все лучшее детям! // Красное знамя. 1962. 1 июня.

23. Школьное дело - дело партийное // Красное знамя. 1962. 12 окт.

24. Новый учебный год не за горами // Красное знамя. 1964. 28 марта.

25. На повестке дня - идейно-политическое воспитание молодежи // Молодой Ленинец. 1963. 10 апр.

26. Дети, здоровье, восхищение // Красное знамя. 1964. 15 июля.

27. Детская дворовая // Красное знамя. 1962. 5 июля.

28. Почему у двора приуныла детвора // Молодой Ленинец. 1961. 16 июля.

29. Остался мальчонка в городе // Красное знамя. 1961. 11 июля.

30. Снежная королева // Молодой Ленинец. 1961. 8 янв.

31. Удачный спектакль // Молодой Ленинец. 1961. 24 фев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Марсиане // Красное знамя. 1963. 5 марта.

Alexsandra I. Ermolova, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: mery-05@mail.ru CHILDREN DAILY LIFE OF TOMSK IN THE REFLECTION OF PERIODICALS (1961-1964)

Keywords: children; children daily life; periodicals; childhood history; Tomsk.

The article discusses concept about children daily life in Tomsk in the reflection of periodicals (1961-1964). There are several reasons for addressing this problem. In the USSR, children were always not only in the care of the state, but also a part of the political discourse about 'the happy childhood' and 'the man of the future' who was expected to live under communism. The purpose of this article is to consider what informational reasons, problems, topics were the basis of publications about children's daily life in Tomsk. Sources include regional papers "Krasnoye Znamya" and "Molodoy Leninets" that regularly covered this theme. The obtained data were divided into thematic categories: "school and teaching and learning process", "pioneers and activities of the pioneer organization", "health, care, safety", "urban children's space", "children's leisure", "children's sports", "state and children", "kindergarten", "extended education". School and the activities of the pioneer organization were the main topics of publications about children. The main activities of the pioneers were greening the city, distributing literature, collecting scrap metal and waste paper. Periodicals also discussed forms and methods of the educational process: topics and problems discussed in the lessons, achievements. Particular attention was paid to the labor education of schooler. Children in Tomsk were sent to factories to receive industrial worker job. Also the most popular were publications (34 messages) telling about the relationship between the state and children. It was reported to support the universality and accessibility of children's education, the construction of new schools, kindergartens, as well as material and technical equipment for schools. The next topic is urban children's spaces. Two issues were discussed. The first one is the improvement of playgrounds. The second is the organization of the employment of children in the courtyards. The reports on children's sports primarily concerned the develo pment of accessibility to sports facilities and city children's competitions in various sports. Another topic for publications in the local press was children's leisure. Announcements of events for children, reviews of already passed children's performances were published, the activities of city children's libraries were widely covered as well. The least attention from the press was paid to additional education and kindergarten: 14 and 9 reports. The author concludes that the main attention of the press is paid to the labor, cultural and educational component of children's life. In addition, an ideal image of a Soviet child and his daily life is being created - this is a comprehensively developed person, a young Soviet citizen, a diligent schooler, engaged in extracurricular activities, under the constant supervision of the state.

REFERENCES

1. Uhl, K.B. (2011) A generation between the "heroic past" and the "bright future": the role of youth in the Thaw period. Antropologicheskiy forum -

Forum for Anthropology and Culture. 15. pp. 279-326. (In Russian).

2. Sushko, A.V. & Nosova, M.S. (2020) Leningrad children in Omsk during the Great Patriotic War. Noveyshaya istoriya Rossii -Modern History of

Russian. 10(2). pp. 330-347. (In Russian). DOI: 10.21638/11701/spbu24.2020.204

3. Nosova, M.S. (2019) Daily Life of Children of Omsk during the Great Patriotic War in the Reflection of the Newspaper "Omskaya pravda". Vestnik

Omskogo universiteta. Ser. Istoricheskie nauki - Herald of Omsk University. Historical Studies. 2(22). pp. 106-111. (In Russian).

4. Nurkina, K.K. (2015) Povsednevnaya zhizn' Omskogo rebenka v otrazhenii periodicheskoy pechati (1960-1970 gg.) [The daily life of a child in

Oomsk as reflected in periodicals (1960-70s)]. Omskiy nauchnyy vestnik - Omsk Scietntific Bulletin. 2(136). pp. 44-47.

5. Korenyuk, V.M. (2016) Children's playing daily routine in the 1940-1950s (a case study of Molotov Region). Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i

yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki - Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. 7(2). pp. 80-82. (In Russian).

6. Protasova, E.V. (2013) Zametki shkol'nikov v periodicheskikh izdaniyakh Permskoy oblasti (na materialakh 1960-kh - 1970-kh gg. [Schoolchildren's

articles in Perm periodicals (based on the materials of the 1960s - 1970s]. Nauchnyy dialog - Scientific Dialogue. 8(20). pp. 152-166.

7. The Communist Party of the Soviet Union. (1962) Programma Kommunisticheskoy partii Sovetskogo Soyuza [Program of the Communist Party of the

Soviet Union]. In: XXII s"ezdKommunisticheskoy partii Sovetskogo Soyuza: stenograficheskiy otchet [The 22nd Congress of the Communist Party of the Soviet Union: verbatim report]. Vol. 2. Moscow: Gospolitizdat.

8. Krasnoeznamya. (1963a) Vnuchata Il'icha vstupayut v pionery [Ilyich's grandchildren join the pioneers]. 24th April.

9. Krasnoe znamya. (1963b) Raportuet pioneriya [report]. 19th May.

10.MolodoyLeninets. (1961a) Prazdnuet pioneriya [Pioneers celebrate]. 24th May.

11. Molodoy Leninets. (1961b) Nezabyvaemyy god dvukhletki [An unforgettable yea of the two-year plan]. 1st October.

12. Molodoy Leninets. (1962) Dvukhletka v dvenadtsatoy [The two-year plan in the 12th]. 16th May.

13. Molodoy Leninets. (1964a) Dvukhletka vypolnena [The two-year plan is completed]. 13th May.

14. Krasnoe znamya. (1964a) Doloy shablonnye uroki [Down with stereotyped lessons]. 12th May.

15. Krasnoe znamya. (1962a) Idut uroki [Lessons are in progress]. 5th October.

16. Krasnoe znamya. (1962b) Razgovor o literature [Conversation about literature]. 24th September.

17. Molodoy Leninets. (1964b) Na uroke khimii [At a chemistry lesson]. 24th January.

18. USSR. (1958) Ob ukreplenii svyazi shkoly s zhizn'yu i o dal'neyshem razvitii sistemy narodnogo obrazovaniya: zakon v SSSR ot 22.12.1958 [On

strengthening the connection between school and life and on the further development of the public education system: Law in the USSR dated December 22, 1958]. [Online] Available from: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5337.html (Accessed: 17th November 2020).

19. Krasnoe znamya. (1961a) Uroki truda [Labor lessons]. 1st April.

20. Krasnoe znamya. (1962c) Na urokakh truda [At labor lessons]. 27th October.

21. Molodoy Leninets. (1964c) Nravitsya li nam zavod? [Do we like the plant?]. 7th February.

22. Krasnoe znamya. (1962d) Vse luchshee detyam! [All the best for children!]. 1st June.

23. Krasnoe znamya. (1962e). Shkol'noe delo - delo partiynoe [School is a party concernment]. 12th October.

24. Krasnoe znamya. (1964b). Novyy uchebnyy god ne za gorami [The new school year is just around the corner]. 28th March.

25. Molodoy Leninets. (1963) Na povestke dnya - ideyno-politicheskoe vospitanie molodezhi [The ideological and political education of youth is on the

agenda]. 10th April.

26. Krasnoe znamya. (1964c) Deti, zdorov'e, voskhishchenie [Children, health, admiration]. 15th July.

27. Krasnoe znamya. (1962f) Detskaya dvorovaya [Children's yard]. 5th July.

28. Molodoy Leninets. (1961c) Pochemu u dvora priunyla detvora [Why the children were sad at the yard]. 16th July.

29. Krasnoe znamya. (1961b) Ostalsya mal'chonka v gorode [The little boy stayed in the city]. 11th July.

30. Molodoy Leninets. (1961d) Snezhnaya koroleva [Snow Queen]. 8th January.

31. Molodoy Leninets. (1961e) Udachnyy spektakl' [Successful performance]. 24th February.

32. Krasnoe znamya. (1963c) Marsiane [The Martians]. 5th March.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.