Научная статья на тему 'Детская неуспешность в учебной деятельности'

Детская неуспешность в учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ "ГРУППЫ РИСКА" В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / ОТДЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ФИКСАЦИЯ ДИНАМИКИ ИЗМЕНЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакшеева Татьяна Николаевна

В статье рассмотрена попытка систематизации деятельности учителя по созданию условий ликвидации затруднений детей «группы риска» в познавательной деятельности, описаны СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕятельности учителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакшеева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детская неуспешность в учебной деятельности»

В статье рассмотрена попытка систематизации деятельности учителя по созданию условий ликвидации затруднений детей «группы риска» в познавательной деятельности, описаны СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

Бакшеева Татьяна Николаевна

учитель русского языка и литературы

СОШ № 2 г. Салехард

Детская неуспешность в учебной деятельности

Как можно корректировать детскую неуспешность?

Ключевые слова: классификация детей «группы риска» в учебной деятельности, педагогическая техника, отдельные механизмы, фиксация динамики изменений.

/^"Чдна из составляющих качества образования ребенка - результаты его достижений в процессе освоения образовательных программ любой предметной области. Анализ ситуации педагогической практики любого образовательного учреждения, независимо от его статуса, рассматриваемой локальной области (предметов естественного цикла, гуманитарного, вариативной или основной базовой части учебного плана) актуализирует проблему разрешения хронической не успешности группы детей, которых можно отнести к «группе риска», или педагогически запущенных в разной степени. Острота проблемы очевидна, появилась она не в одночасье, разовыми кампаниями ее не устранить. Автор статьи не претендует на исчерпывающую полноту предложенного подхода к попытке изменить плачевное положение детей данной группы, но считает, что позитивные моменты все же отслеживаются, если рассмотреть пошаговый механизм проектирования такой деятельности.

Первый шаг: необходимо осуществить классификацию детей по уровню неутешности в познавательной деятельности, как на уроке, так и в свободное от урока время. Готовится учителем комплекс диагностических заданий определенной предметной области (в данном случае - русский язык), осуществляется проверочный этап после их выполнения учащимися, с последующим анализом ошибок и фиксацией результатов в специально разработанной индивидуальной карте данных, включающей все выбранные для контроля операции.

Второй шаг: осуществление интерпретации полученных данных и классификация детей по определенным признакам, которые условно назовем «типологическими», и укомплектуем их в определенные группы. Анализ достаточно большой выборки детей от общего их количества показывает типичную картину, что таких групп учащихся - три.

Первая — мотивация детей на выполнение любого типа заданий отсутствует, дети не работают совсем.

Вторая — ребенок тратит значительное время, прилагает определенные усилия, но с заданиями не справляется.

Третья — неудачно выполняет задания, переживает на первых этапах деятельности, постепенно переходит к состоянию равнодушия в достижении успеха.

К интерпретации данных привлекаются специалисты: педагоги - психологи, социальные работники, педагоги, работающие с данной группой детей, методисты. Методом согласования взглядов и позиций составляется характеристика ребенка, разрабатывается «карта» пробелов, выявляются возможные причины «состояния детей», уже находящихся в группе риска. Совместно разрабатывается комплекс предложений и рекомендаций организации работы с ребенком. Причин, как правило, вскрывается несколько:

- наличие пробелов в базовом минимуме знаний;

- частичное отсутствие или полное сформированных интеллектуальных операций и действий ребенка, адекватных данной возрастной группе;

- не овладение комплексом общих учебных навыков и умений осуществления самостоятельной деятельности;

- недостаточность информационных ресурсов (узость кругозора) и затруднения в деятельности;

- задержки психического развития ЗПР детей (встречаются случаи, упущено время диагностики на начальных этапах обучения).

Отсутствие профилактики и коррекции накопившихся затруднений в таких ситуациях будет способствовать негативному фону нарастания степени педагогической запущенности ребенка, и способствовать, как проявлению социальной его дезадаптации, так и смене поведенческого кода на негативный.

По результатам завершения выполнения проверочных заданий на оптимальном уровне фиксации с помощью несложных знаков в карте отражаются результаты Зх этапов, на которые разделено время, в течение которого шло изучение детей с целью осуществления их классификации на типологические группы по типу осуществляемой деятельности. Ниже представлена карта учета.

№ ребенка Дата, № орфограммы

18 сентября (вход) 10 октября 28 октября

№1 №4 № 17 №1 №4 № 17 №1 №4 № 17

1. - - - + - - + + -

2. - - - - - - + + -

3. - - - + - - + - +

4. - - - - - + + + +

Рефлексия результатов достижений каждого ребенка (системного согласования всех соучастников этапа диагностики детей на основе выполнения индивидуальных заданий) позволяет, учитывая разрабо-

танные рекомендации, выстроить план коррекционных действий индивидуально с каждым ребенком.

Третий шаг: формирование целевого блока коррекционной деятельности для каждого ребенка:

- выбор методов работы;

- отбор содержания предметной области;

- определение педагогической техники (форм, средств, приемов, информационных карт, тестов, памяток, алгоритмов деятельности, средств наглядности - схем, таблиц и др.);

- разработка комплекса условий, ориентированных на смену мотивации ребенка и поддержку «ростков ее позитивности»,

- обеспечение роста активности в процессе деятельности (за счет создания ситуаций успеха, адаптивности содержания к возможностям ребенка, согласования уровня притязаний и возможностей, учета актуальной зоны развития.)

Четвертый шаг: работа с содержанием:

1. Составление списка изучаемых орфограмм, в которых часто допускаются ошибки (специальных карточек). На лицевой стороне карточки - текст, правило или алгоритм. На обратной стороне - образец применения.

2. Главные ключевые слова, отражающие специфику действий, выделяются размером букв, цветовым оформлением, размещением, группировкой, обрамлением. Связи и зависимости показаны стрелками. Набор таких пронумерованных карточек (их нумерация соответствует номеру орфограммы в карте), помещается на рабочем столе школьника в специальной папке.

3. При появлении затруднения или неуверенности в правильности написания слова или предложения разрешается консультироваться с текстом соответствующей карточки, которая находится в папке, если ученик затрудняется.

4. Работа ребенка с картой. На первой странице каждый ребенок по индивидуальному плану работает с «Картой», переносит в нее те номера орфограмм, в которых при проведении контрольных и проверочных диктантов он допускал ошибку. Например, работая с карточкой, тогда учитель оказывает индивидуальную помощь.

Дата 18 сентября (вход) 10 октября 28 октября

№ орф. №1 №4 № 17 №1 №4 № 17 №1 №4 № 17

1. - - - + - - + + -

Продолжение

Дата проведения к[р, п[р № орф. Допущенная ошибка Работа над ошибкой

10.10. №1. Умалять (ма^, лый) Безударная гласная в корне проверяется ударением. Например: Показался (кажется)

«Карта» заполняется после каждой проверочной работы самим ребенком, чтобы самостоятельно определить тип ошибок. Каждое слово проговаривается и объясняется его написание.

Повторно сделав ошибку в той же орфограмме, ученик делает пометку возле слова (значок □) После трех - четырех пометок ребенок, практически, осваивает верное написание. Учитель осуществляет контроль во время процесса.

У доски ребенок работает тоже с «картой», которая помогает при затруднении найти верный ответ.

5. Ребенку предлагается памятка «Работа над ошибками» следующего содержания:

> Выпиши слово с ошибкой.

> Определи, в какой части слова допущена ошибка.

> Согласуй с орфограммой.

> Если есть, подбери проверочное слово.

> Графически выдели орфограмму.

> Приведи свой пример на применение данной орфограммы, выдели ее.

У Сгруппируй слова с ошибками по орфограммам.

□ Следующий этап - работа с памяткой «Как выполнять домашнее задание».

- Прежде чем выполнять письменные задания, прочитай и выучи правила.

- При чтении параграфа учебника задай себе вопросы, о чем речь в содержании текста.

- Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь.

- Если материал, который надо освоить, очень велик по объему или труден, разбей его на отдельные части, прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй отбор ключевых слов.

- После усвоения правил обязательно осмысли содержание образца рассуждения при его применении.

- Выполняй задания, используя образец рассуждения.

7. Включен этап освоения ребенком правил разработки алгоритмов, схем, таблиц.

Пятый шаг. Школьники целенаправленно учатся грамотно и осознанно писать, безошибочно находить в слове «опасное место», обосновывая и доказывая справедливость своего вывода.

Комплекс приемов, обеспечивающих эффективность, включает последовательность заданий:

1. Письмо с проговариванием. Ученик читает предложение, произнося каждое слово «орфографически» грамотно, диктует слово по слогам, называя их и буквы в нем.

2. Письмо с комментарием, позволяющее детям избежать возможных ошибок и содействующее наиболее прочному усвоению учебного содержания. Элементы комментирования включаются в самые разнообразные виды упражнений на разных этапах урока. Учитель диктует предложения и объясняет все орфограммы.

3. Копирование текста в рабочую тетрадь, с попутным повторением изученных орфограмм.

Примечание: Отработка каждой повторяемой орфограммы проводится в течение трех-четырех уроков. В это время нельзя допускать чередования нескольких орфограмм. Важно дозировать объем изучаемого содержания. По каждой, слабо усвоенной орфограмме, осуществляются упражнения на каждом уроке:

- с ключевыми словами (1 мин.)П

- со словарными словами (2-4 мин.)П

- на использование ассоциаций (1 мин.).

Работа с использованием словариков проходит в

режиме самопроверки, взаимопроверки. В этом случае время можно увеличить до пяти минут.

5. Формулировка правил с опорой на ключевые слова, которые повторяются в течение 3-4 уроков. Это приводит к постепенному их запоминанию. Чтобы применять правило школьник должен обладать целым рядом умений: различать части речи, грамматические признаки слов, части слова, буквы и звуки, видеть «опасные места», требующие применения правила, пользоваться опознавательными признаками.

□ Использование ассоциативного метода на уровне осознания и смыслового восприятия. Например, при склонении числительных с мягким знаком на конце и в середине слова мы основываемся на склонении существительного: 3 склонения женского рода с мягким знаком на конце (числительные - пять, пятнадцать, пятьдесят склоняются как существительное « мышь»)

7. Проведение диктантов: зрительных, объяснительных, выборочных (по орфограммам), предупредительных, «картинных», свободных. Диктанты подбираются таким образом, чтобы наряду с решением учебных задач учитель мог управлять развитием ребенка. Например, зрительный диктант «Старик и яблоня». Его содержание: «Старик сажал яблони. Ему сказали:

- Зачем тебе эти яблони Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка.

Старик ответил:

- Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут». (Л.Н. Толстой)

Этот же текст можно использовать и в качестве объяснительного диктанта. Например, при изучении темы «Глагол» в шестом классе Примерные вопросы:

• Почему текст имеет такое название □

• Найди слова, в которых выражена основная мысль текста.

• Выпишите глаголы, определите спряжение и наклонение.

• Какие глаголы являются разноспрягаемыми □

• Какой частью речи является слово «другие» □

• Объясните, когда употребляется глагол «есть», а когда - «кушать» □

8. Следующий диктант - «Проверяю себя», когда ученик пишет слова с пропуском букв, в написании

которых сомневается. Написав его, учитель и ученики разбирают орфограмму и только потом вставляют нужную букву. Только доброжелательное сотрудничество на уроке обеспечивает желаемый результат.

9. Рефлексии собственной деятельности полезна как метод - самопроверка по готовому образцу. Учитель диктует небольшой текст, ученики его записывают. Затем для сравнения предлагается готовый текст, по которому они проверяют то, что написано под диктовку.

10. Взаимопроверка эффективна как метод. Если слабый ученик понял, освоил способ действия на основе использования какой - либо орфограммы, ему можно поручить проверить работу по данной орфограмме другого ученика. Такая работа - эффективный способ закрепления содержания, смены статуса ребенка с «объекта» на «субъекта» деятельности и приобретения уверенности возможности быть успешным в учении.

11. Возможность реализации творческих работ появляется после использования такого плана коррекционной деятельности (мини-сочинений, рассказов, в форме «телеграмм» изложения, осмысленного суждения по проблеме) с последующим тестированием, использованием игровых упражнений, ребусов, кроссвордов.

Такая логика организации содержания и деятельности способствует появлению позитивной мотивации, смене поведенческого кода на позитивное взаимодействие, снятию социальной напряженности, и способствует появлению условий успешности.

Шестой шаг как контрольно - аналитический реализуется. Осуществляется целевая проверка состояния ликвидации пробелов, имевших место на первом этапе диагностики их наличия. На этом этапе выполняется свод правил и принципов деятельности учителя:

г сравнивается ребенок на уровне позитивных приращений только с самим собой.

г Отслеживается изменение индивидуального темпа работы.

^ Анализируется появление атмосферы комфортного сотрудничества, степени ее проявления.

^ Соблюдается условие создания психологической готовности ребенка к ответу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ Проверяется условие адаптивности содержания возможностям ребенка и нарастание степени сложности заданий.

^ Положительное принятие любого ответа ребенка, даже отрицательного.

Такой системный подход к организации обучения детей «группы риска» позволяет обеспечить приращение и позитивную динамику качеств личности ребенка в деятельности, но требует выдержки, терпения и своевременной коррекции в процессе по ходу его реализации в конкретных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.