Научная статья на тему '«ДЕТСКАЯ МУЗЫКА» В ФОРМИРОВАНИИ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛАХ КИТАЯ'

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКА» В ФОРМИРОВАНИИ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛАХ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальная школа / китайские школьники / уроки музыки / начальное обучение музыке / музыкальное искусство / слушательская культура / музыкальная культура / музыкальные произведения / Primary School / Chinese schoolchildren / music lessons / initial music training / musical art / listening culture / musical culture / musical works

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ли Шимэй, Тагильцева Наталия Григорьевна

В новых Стандартах обязательного образования в сфере искусства, появившихся в Китае в 2022 году, выдвигаются требования по развитию общей и музыкальной культуры обучаю-щихся, формированию у них умений слушать музыку в процессе ознакомления с произведениями китайской академической музыки и мирового классического наследия. Примером такой музыки могут стать произведения известных китайских композиторов и всемирно известных композито-ров-классиков, которые сочиняли циклы произведений для детей. К таким соответствующим уров-ню восприятия детей и их техническим возможностям произведениям относятся циклы произведе-ний, называемые альбомами. В китайском школьном музыкальном образовании такие всемирно известные детские альбомы являются мало используемыми. Цель данной статьи – раскрыть прин-ципы введения циклов детской музыки в систему школьного музыкального образования: «доступ-ность обучения», «тематизм», «историзм» включения художественного материала в содержание урока, а также представить методы и приемы, способствующие формированию слушательской культуры обучающихся в начальной китайской школе. Методами поиска путей достижения постав-ленной цели являются: анализ литературы по музыкальной педагогике китайских и российских ав-торов, контент-анализ музыкального материала для слушания музыки на уроке в школах Китая, обобщение идей китайских и российских авторов по проблеме формирования слушательской куль-туры школьников. Материалы статьи могут быть полезны для всех тех, кто изучает систему разви-тия музыкального образования в Китае, а также новые подходы к организации процесса формиро-вания слушательской культуры школьников на уроках музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ли Шимэй, Тагильцева Наталия Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“CHILDREN’S MUSIC” IN THE FORMATION OF LISTENING CULTURE OF STUDENTS IN PRIMARY SCHOOLS IN CHINA

The new Standards for compulsory education in the field of art, which appeared in China in 2022, put forward requirements for the development of the general and musical culture of students, the formation of their ability to listen to music in the process of becoming familiar with works of Chinese aca-demic music and world classical heritage. An example of such music can be the works of famous Chinese composers and world-famous classical composers who composed cycles of works for children. Such works, corresponding to the level of perception of children and their technical capabilities, include cycles of works called albums. In Chinese school music education, such world-famous children’s albums are underutilized. The purpose of this article is to reveal the principles of introducing cycles of children’s music into the sys-tem of school music education: “accessibility of learning”, “thematicism”, “historicism” of the inclusion of artistic material in the content of the lesson, as well as present methods and techniques that contribute to the formation of a listening culture of students in a Chinese primary school. Methods for finding ways to achieve this goal are: analysis of literature on music pedagogy by Chinese and Russian authors, content analysis of musical material for listening to music in the classroom in Chinese schools, generalization of the ideas of Chinese and Russian authors on the problem of forming the listening culture of schoolchildren. The materials of the article can be useful for all those who study the development system of music education in China, as well as new approaches to organizing the process of forming the listening culture of schoolchildren in music lessons.

Текст научной работы на тему ««ДЕТСКАЯ МУЗЫКА» В ФОРМИРОВАНИИ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛАХ КИТАЯ»

УДК 373.31+372.878

ББК Ч426.853-243 ГРНТИ 14.25.09 Код ВАК 5.8.2

Ли Шимэй,

SPIN-код: 8018-1745

аспирант, кафедра музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; учитель музыки, Экспериментальная начальная школа, провинция Ляонин, г. Телин, КНР, e-mail: lishimei.li@yandex.ru

Тагильцева Наталия Григорьевна,

SPIN-код: 7447-9417

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: musis52nt@mail.ru

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКА» В ФОРМИРОВАНИИ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛАХ КИТАЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: начальная школа; китайские школьники; уроки музыки; начальное обучение музыке; музыкальное искусство; слушательская культура; музыкальная культура; музыкальные произведения

АННОТАЦИЯ. В новых Стандартах обязательного образования в сфере искусства, появившихся в Китае в 2022 году, выдвигаются требования по развитию общей и музыкальной культуры обучающихся, формированию у них умений слушать музыку в процессе ознакомления с произведениями китайской академической музыки и мирового классического наследия. Примером такой музыки могут стать произведения известных китайских композиторов и всемирно известных композиторов-классиков, которые сочиняли циклы произведений для детей. К таким соответствующим уровню восприятия детей и их техническим возможностям произведениям относятся циклы произведений, называемые альбомами. В китайском школьном музыкальном образовании такие всемирно известные детские альбомы являются мало используемыми. Цель данной статьи - раскрыть принципы введения циклов детской музыки в систему школьного музыкального образования: «доступность обучения», «тематизм», «историзм» включения художественного материала в содержание урока, а также представить методы и приемы, способствующие формированию слушательской культуры обучающихся в начальной китайской школе. Методами поиска путей достижения поставленной цели являются: анализ литературы по музыкальной педагогике китайских и российских авторов, контент-анализ музыкального материала для слушания музыки на уроке в школах Китая, обобщение идей китайских и российских авторов по проблеме формирования слушательской культуры школьников. Материалы статьи могут быть полезны для всех тех, кто изучает систему развития музыкального образования в Китае, а также новые подходы к организации процесса формирования слушательской культуры школьников на уроках музыки.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Ли, Шимэй. «Детская музыка» в формировании слушательской культуры обучающихся в начальных школах Китая / Ли Шимэй, Н. Г. Тагильцева. - Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2024. - № 1. - С. 65-69.

Li Shimei,

Postgraduate Student, Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia; Teacher, Experimental Primary School, Tieling, Liaoning Province, China

Таgiltseva Natalia Grigorievna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

"CHILDREN'S MUSIC" IN THE FORMATION OF LISTENING CULTURE OF STUDENTS IN PRIMARY SCHOOLS IN CHINA

KEYWORDS: Primary School; Chinese schoolchildren; music lessons; initial music training; musical art; listening culture; musical culture; musical works

ABSTRACT. The new Standards for compulsory education in the field of art, which appeared in China in 2022, put forward requirements for the development of the general and musical culture of students, the formation of their ability to listen to music in the process of becoming familiar with works of Chinese academic music and world classical heritage. An example of such music can be the works of famous Chinese composers and world-famous classical composers who composed cycles of works for children. Such works, corresponding to the level of perception of children and their technical capabilities, include cycles of works called albums. In Chinese school music education, such world-famous children's albums are underutilized. The purpose of this article is to reveal the principles of introducing cycles of children's music into the system of school music education: "accessibility of learning", "thematicism", "historicism" of the inclusion of artistic material in the content of the lesson, as well as present methods and techniques that contribute to the formation of a listening culture of students in a Chinese primary school. Methods for finding ways to achieve this goal are: analysis of literature on music pedagogy by Chinese and Russian authors, content analysis of musical material for listening to music in the classroom in Chinese schools, generalization of the ideas of Chinese and Russian authors on the problem of forming the listening culture of schoolchildren. The materials of the article can be useful for all those who study the development system of music educa-

© Ли Шимэй, Тагильцева Н. Г., 2024

tion in China, as well as new approaches to organizing the process of forming the listening culture of schoolchildren in music lessons.

FOR CITATION: Li, Shimei, Tagiltseva, N. G. (2024). "Children's Music" in the Formation of Listening Culture of Students in Primary Schools in China. In Pedagogical Education in Russia. No. 1, pp. 65-69.

B1

о

(ведение. Классическая музыка, ) отличаясь гуманизмом, единством содержания и выверенностью музыкальной формы, обладает огромным воспитательным потенциалом, побуждая в слушателях высокие чувства и мысли, формируя нравственные устои и ценностные ориентации. К определенному пласту классических музыкальных произведений относится и детская классическая музыка, созданная композиторами специально для детей. К ней музыковеды относят прежде всего произведения, которые могут быть с успехом исполнены самими детьми, в отличие от тех произведений «музыки о детях», в которых ребенок выступает в качестве определенного образа. Детская музыка для прослушивания и исполнения детьми отличается по форме воплощения, техническим приемам, образному содержанию [8]. Создавая циклы произведений детской музыки, композиторы передавали игры ребенка, пытались раскрыть картину одного дня его жизни, представить детям радостные или печальные события, т. е. «увидеть» картину мира глазами самого ребенка.

Традиция создания детской музыки как определенного цикла произведений восходит к XIX веку, когда Р. Шуман создал свой «Альбом для юношества», первая часть которого хорошо известна музыкантам всего мира. В России идею создания такого альбома, как подражание Р. Шуману, воплотил П. И. Чайковский. Затем, уже в ХХ-ХХ1 веках, к такому «виду музыкального искусства» [8], стали активно обращаться композиторы разных стран, в том числе и Китайской Народной Республики.

Китайские музыковеды и педагоги (Ань Инцзе, Ван И ) [2; 3] обращают внимание на то, что классическая детская музыка предоставляет ребенку возможность услышать в звуках «жизнь детей, обучение, игры, эмоции и т. д.» [2, с. 133]. Ань Инцзе отмечает, что «за простотой формы детских произведений скрывается огромный воспитательный смысл» [2, с. 134]. Детская музыка, по мнению Ван И, «оказывает огромное влияние на развитие духовной личности, формирует у ребенка яркое духовное мировоззрение» [3, с. 107]. Прослушивание детской музыки может иметь и прагматический эффект: будучи достаточно простой в построении, детская музыка характеризуется повторяющимися музыкальными фразами, что, в свою очередь, способствует «развитию музыкальной памяти у детей» [3, с. 105]. Продолжая эту мысль, Ху Яцзюань подчер-

кивает, что «детская музыка раскрывает в детях способность к сопереживанию, выражаемому через "движение тела"» [13, с. 86]. Прослушивание детской музыки, звуковые характеристики которой легко соотносятся со знакомыми детям элементами из их жизни, «способствует формированию детского мировоззрения и может стимулировать творчество и воображение» [13, с. 86]. Принимая во внимание содержание такого феномена, как слушательская культура, включающее особенности восприятия ребенком звуков мира, которые отражаются в звуках музыки и в музыкальной интонации, эмоциональный отклик на нее, можно с уверенностью сказать, что детская классическая музыка активно влияет и на формирование умений ее слушать.

В российской педагогике проблема формирования слушательской культуры в опоре на классические произведения рассматривалась многими исследователями, педагогами, методистами [10; 6; 1]. Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др. [9; 15] уделяют огромное внимание развитию слушательской культуры, связывая данный процесс с формированием музыкальной культуры ребенка. Широко известны и применимы в российском школьном образовании учебно-методические комплексы для уроков музыки в разных классах (в том числе в начальной школе), разработанные Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шма-гиной [7; 11], в которых раскрывается методическая составляющая формирования слушательской культуры. Идеями, положившими начало для решения проблемы развития слушательской и музыкальной культуры детей, явились положения, сформулированные в ХХ веке в работах Д. Б. Кабалевского [4], которые сегодня активно развиваются российскими авторами.

С позиции китайских и российских авторов, чьи работы были указаны в данной статье, рассмотрим возможность формирования слушательской культуры детей в первом классе китайской школы при введении примеров детской музыки в содержание школьных уроков. Необходимость включения примеров классической «детской музыки» в школьный урок была обусловлена отсутствием такого материала в содержаниях уроков музыки в китайской начальной школе. В учебнике по музыке для первого класса (издательство «Народная музыка»), рецензированном Министерством образования Китая в 2012 году, содержатся произведения классической музыки, что позволя-

ет говорить о решении поставленной в различных методических статьях и государственных документах задачи формирования слушательской культуры обучающихся. Однако произведенный контент-анализ выбранного нами учебника показывает, что таких произведений явно недостаточно. В поурочный план первого класса входят 32 произведения, предназначенные для организации процесса слушания музыки у первоклассников. В самом учебнике встречаются 7 произведений европейской классической музыки: «Слон» и «Кенгуру» (К. Сен-Санс) из «Карнавала животных», «Колыбельная» (И. Брамс), «Поезд отправляется» (Э. Штраус), полька «Кузнец» (Й. Штраус), «Парад оловянных солдатиков» (Л. Ессель), марш «Труба и барабан» (Ж. Бизе). К сожалению, в перечень включено только одно произведение русской классической музыки -«Полет шмеля» (Н. А. Римский-Корсаков). Несмотря на то, что эта музыка доступна для восприятия детьми семилетнего возраста (первый класс школы), специальных сочинений западноевропейских и российских композиторов-классиков для детей нами обнаружено не было, исключением являются лишь два произведения из сюиты «Карнавал животных» К. Сенс-Санса.

Помимо зарубежных произведений классической музыки в названный перечень входят 6 китайских произведений. Именно они - «Пиколло» (Хэ Люйтин), «Скакалка» (Дин Шанде), «Маленькая лягушка» (Сюй И) и т. п. - являются примером классической «детской музыки», которая используется на уроке у младших школьников. Таким образом, классическая «детская музыка» китайских композиторов включается в урок, однако примеры такой музыки композиторов других стран в перечне произведений для слушания на уроке в китайской начальной школе, как указывалось, отсутствуют.

Согласно требованиям Стандартов музыкальной программы обязательного образования 2022 года «музыкальные произведения, отбираемые для занятий, должны быть достаточно короткими, образными, легко понятными для детей»1, они должны быть высоко художественными и интересными, а их введение в урок музыки осуществляется с целью формирования эмоционального отношения к музыке, умения ее слушать, сравнивать со звуками жизни музыкальные звуки, т. е. с целью формирования слушательской культуры. В связи с ука-

1 Стандарты обязательного образования в сфере искусства на 2022 год (о предметах музыкального цикла) // Министерство образования КНР. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A26/s8001/202204/W02 0220420582364678888.pdf (дата обращения: 14.10.2023).

занными требованиями в урок музыки были добавлены несколько произведений из детской музыки композиторов разных стран.

Исследование. Основной идеей по включению примеров детской музыки в репертуар для прослушивания на уроке в первом классе китайской начальной школы стало представление обучающимся произведений из детских альбом композиторов-классиков: Р. Шумана (немецкий композитор-романтик), П. И. Чайковского (русский композитор-романтик), С. С. Прокофьева (классик ХХ века) и Шанде Дина (классик ХХ века). Выбор именно такого музыкального материала был обусловлен возможностью представить детям музыку композиторов разных национальных школ: Германии, России и Китая.

Одним из главных принципов отбора и введения художественного материала стал принцип историзма, когда детям представлялись произведения композитора-романтика начала и середины XIX века («Альбом для юношества» Р. Шумана), середины и конца

XIX века («Детский альбом» П. И. Чайковского), композитора-классика середины

XX века («Детская музыка» С. С. Прокофьева) и композитора-классика конца ХХ века (альбом для детей «Счастливые праздники» Ш. Дина).

Для того чтобы не нарушать структуру урока, был определен и еще один принцип по введению дополнительного музыкального материала для слушания детской музыки, которым стал принцип тематизма. В первом классе для уроков выбирались темы, которые по содержанию подходили для включения в них того или иного произведения детской музыки. Эти произведения служили определенным музыкальным дополнением, позволяющим более полно раскрыть тему урока. Так, например, в содержание урока, связанного с Новым Годом, в который включена народная цзилиньская песня «Новогодние поздравления», было введено прослушивание и обсуждение произведения Р. Шумана «Дед Мороз» из Альбома для юношества.

Выбранные примеры детской музыки были доступны для их восприятия и понятны им, так как все произведения отличались изобразительностью, например «Игра в лошадки» П. И. Чайковского из Детского альбома или «Скакалка» Ш. Дина; жанровой определенностью, например «Вечер» С. С. Прокофьева из Детской музыки (жанр песни) или пьеса Р. Шумана из Альбома для юношества «Веселый крестьянин» (жанр танца), и определенным эмоциональным посылом, например «Первая утрата» Р. Шумана из Альбома для юношества.

В качестве комплекса методов и прие-

мов, способствующих стимулированию первоклассников на прослушивание музыкального материала, выбраны:

- игра на шумовых инструментах - метод, предполагающий аккомпанирование музыкальному произведению при помощи шумовых инструментов (колокольчиков, шейкера, кастаньет и т. д.). Этот метод был заимствован из системы музыкального воспитания К. Орфа, широко применяемой в детских садах и начальных школах Китая и включающей знакомство с различными простыми «элементарными» музыкальными инструментами, создающими ритм и аккомпанемент к музыкальным произведениям. Главным правилом исполнения аккомпанемента для вводимых произведений детской музыки стали внимательное прослушание произведения, невозможность громкого звука аккомпанемента, создающегося шумовым инструментом, для того чтобы не заглушать звучание произведения;

- движение под музыку - метод, предполагающий отражение развития музыки в движении детей. Главное правило - движение выбирают сами дети, а не учитель, который показывает им примеры того, как надо двигаться под определенное музыкальное произведение;

- прием «визуализация музыки детскими игрушками», позволяющий визуализировать образы музыкального произведения через использование тех игрушек, которые изображаются в музыке. Слушая некоторые музыкальные произведения («Новая кукла» и «Игра в лошадки» из Детского альбома П. И. Чайковского), дети могут включать в данный процесс игрушки, принесенные в класс: куклы (девочки), лошадки (мальчики);

- прием «рисование иероглифов», позволяющий каждому ребенку посредством зарисованного одного иероглифа выразить свое отношение к музыкальному произведению. Этот метод используется в середине и конце первого класса, когда дети уже научились рисовать несколько иероглифов. Главное правило - рисунок иероглифа делается таким цветом, который соответствует

его значению и эмоциональному определению характера музыкального произведения. Например, иероглиф «радость» (^ (le)) зарисовывался детьми красным или желтым цветом при определении произведения «Скакалка» из альбома Ш. Дина. Отметим, что в китайском языке имеются иероглифы, обозначающие самостоятельные слова, такие как Ш (bei) - «грусть» (его можно использовать для передачи грустного характера музыки, такой иероглиф пишется детьми синим или фиолетовым цветом), 'К (kuai) - «быстро» (его можно использовать для передачи быстрого темпа радостного произведения, а зарисовать красным цветом), ^ (zou) - «шагать» (его можно использовать для обозначения жанра марша, а зарисовать желтым цветом) и т. п.

Заключение. Успешность введения в содержание уроков музыки предложенных классических произведений детской музыки для формирования слушательской культуры детей подтвердилась результатами диагностического исследования, проводимого среди обучающихся первого класса экспериментальной начальной школы провинции Ляолин города Телин (Китайская Народная Республика) в начале и в конце учебного года. Показателем успешности освоения детьми произведений детской музыки является и то, что они ознакомились не только с рядом музыкальных произведений, но и с такими понятиями, как «китайский композитор» и «композитор другой страны», закрепили представления о жанрах музыки. Результаты диагностики позволили констатировать, что расширение репертуарного списка классических музыкальных произведений для восприятия на уроке путем включения в него произведений детской музыки разных композиторов, а также освоение их с применением представленных методов могут расширить музыкальный кругозор детей, повысить их интерес к классической музыке, а главное, позволят успешно формировать их слушательскую культуру.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова, О. А. Развитие слушательской культуры младших школьников на уроках музыки / О. А. Акимова, Л. А. Калантарян. - Текст : непосредственный // Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки : сборник научных статей. - М., 2023. - С. 29-33.

2. Ань, Инцзе. Краткое обсуждение художественных особенностей детского песенного творчества / Ань Инцзе. - Текст : непосредственный // Материалы конференции по китайской народной культуре и искусству 2011-2013 гг. - 2013. - № 3. - С. 133-134.

3. Ван, И. Важная роль детских песен в воспитании музыкального эстетического чувства у детей / Ван И. - Текст : непосредственный // Драматический дом. - 2023. - № 2. - С. 105-107.

4. Кабалевский, Д. Б. Беседы о музыке. Беседа 1. О трех китах в музыке / Д. Б. Кабалевский. - URL: http://kabalevsky.ra/page/article-music-conversations-one (дата обращения: 19.12.2023). - Текст : электронный.

5. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца : кн. для учителя / Д. Б. Кабалевский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1984. - 206 с. - Текст : непосредственный.

6. Коновалова, Ю. А. Проблема становления слушательской культуры младших школьников на уроках музыки / Ю. А. Коновалова. - Текст : непосредственный // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. - 2018. - № 15. - С. 328-333.

7. Критская, Е. Д. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - 256 с. - Текст : непосредственный.

8. Музыка : энциклопедия / под ред. Е. А. Коньковой. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 287 с. - Текст : непосредственный.

9. Музыкальное образование в школе : учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская [и др.] ; под ред. Л. В. Школяр. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 232 с. - Текст : непосредственный.

10. Подчередниченко, Н. А. Функции детской музыки в культуре детства / Н. А. Подчередниченко. -Текст : непосредственный // Вестник ТГПУ. - 2013. - № 9 (137). - С. 161-166.

11. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 64 с. - Текст : непосредственный.

12. Тенюкова, Г. Г. Формирование слушательской культуры школьников в процессе внеурочной деятельности / Г. Г. Тенюкова, И. А. Медведева. - Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2023. - № 4. - С. 72. - DOI: 10.17513/spno.32916. - EDN GABTDH.

13. Ху, Яцзюань. Исследования развития типов современных детских песен / Ху Яцзюань. - Текст : непосредственный // Драматический дом. - 2023. - № 7. - С. 86-87.

14. Чэнь, Гуань Юе. Влияние музыки в Интернете на музыкальную эстетику младших школьников и стратегии ее решения / Чэнь Гуань Юе. - Текст : непосредственный // Китайское музыкальное образование. - 2020. - № 20. - C. 76-77.

15. Школяр, Л. В. Диагностика развития музыкальной культуры школьников. Программа и методика изучения музыкальной культуры детей / Л. В. Школяр. - 2001. - URL: http://refdb.ru/l00k/1068219.html (дата обращения: 19.11.2023). - Текст : электронный.

REFERENCES

1. Akimova, O. A., Kalantaryan, L. A. (2023). Razvitie slushatel'skoi kul'tury mladshikh shkol'nikov na uro-kakh muzyki [Development of the Listening Culture of Junior Schoolchildren in Music Lessons]. In Aktual'nye tendentsii i innovatsii v razvitii rossiiskoi nauki: sbornik nauchnykh statei. Moscow, pp. 29-33.

2. An, Yingjie. (2013). Kratkoe obsuzhdenie khudozhestvennykh osobennostei detskogo pesennogo tvorche-stva [Brief Discussion of the Artistic Features of Children's Song Creativity]. In Materialy konferentsiipo kitaiskoi narodnoi kul'ture i iskusstvu 2011-2013 gg■ No. 3, pp. 133-134.

3. Wang, I. (2023). Vazhnaya rol' detskikh pesen v vospitanii muzykal'nogo esteticheskogo chuvstva u detei [The Important Role of Children's Songs in Developing a Musical Aesthetic Sense in Children]. In Dramaticheskii dom. No. 2, pp. 105-107.

4. Kabalevsky, D. B. Besedy o muzyke■ Beseda 1■ O trekh kitakh v muzyke [Conversations about Music. Conversation 1. About the Three Pillars of Music]. URL: http://kabalevsky.ru/page/article-music-conversations-one (mode of access: 19.12.2023).

5. Kabalevsky, D. B. (1984). Vospitanie uma i serdtsa [Education of the Mind and Heart]. 2nd edition. Moscow, Prosveshchenie. 206 p.

6. Konovalova, Yu. A. (2018). Problema stanovleniya slushatel'skoi kul'tury mladshikh shkol'nikov na uro-kakh muzyki [The Problem of Developing the Listening Culture of Junior Schoolchildren in Music Lessons]. In Mezhkul'turnoe vzaimodeistvie v sovremennom muzykal'no-obrazovatel'nom prostranstve. No. 15, pp. 328-333.

7. Kritskaya, E. D., Sergeeva, G. P., Shmagina, T. S. (2015). Uroki muzyki■ Pourochnye razrabotki■ 1-4 klassy [Music Lessons. Lesson-Based Developments. 1-4 grades]. 4th edition. Moscow, Prosveshchenie. 256 p

8. Konkova, E. A. (Ed.). (2002). Muzyka [Music]. Moscow, OLMA-PRESS. 287 p.

9. Shkolyar, L. V., Shkolyar, V. A., Kritskaya, E. D. et al. (2001). Muzykal'noe obrazovanie v shkole [Music Education at School]. Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiya». 232 p.

10. Podcherednichenko, N. A. (2013). Funktsii detskoi muzyki v kul'ture detstva [Functions of Children's Music in the Culture of Childhood]. In Vestnik TGPU. No. 9 (137), pp. 161-166.

11. Sergeeva, G. P., Kritskaya, E. D., Shmagina, T. S. (2014). Muzyka■ Rabochie programmy■ 1-4 klassy [Music. Work Programs. 1-4 Grades]. 6th edition. Moscow, Prosveshchenie. 64 p.

12. Tenyukova, G. G., Medvedeva, I. A. (2023). Formirovanie slushatel'skoi kul'tury shkol'nikov v protsesse vneurochnoi deyatel'nosti [Formation of the Listening Culture of Schoolchildren in the Process of Extracurricular Activities]. In Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya. No. 4, p. 72. DOI: 10.17513/spno.32916. EDN GABTDH.

13. Hu, Yajuan. (2023). Issledovaniya razvitiya tipov sovremennykh detskikh pesen [Research on the Development of Types of Modern Children's Songs]. In Dramaticheskii dom. No. 7, pp. 86-87.

14. Chen, Guan Yue. (2020). Vliyanie muzyki v Internete na muzykal'nuyu estetiku mladshikh shkol'nikov i strategii ee resheniya [The Influence of Music on the Internet on the Musical Aesthetics of Primary Schoolchildren and Strategies for Solving It]. In Kitaiskoe muzykal'noe obrazovanie. No. 20, pp. 76-77.

15. Shkolyar, L. V. (2001). Diagnostika razvitiya muzykal'noi kul'tury shkol'nikov■ Programma i metodika izucheniya muzykal'noi kul'tury detei [Diagnostics of the Development of Musical Culture of Schoolchildren. Program and Methodology for Studying the Musical Culture of Children]. URL: http://refdb.ru/look/1068219.html (mode of access: 19.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.