Научная статья на тему 'ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
детская литература / нравственное воспитание / внутренний самоконтроль / мотивы поведения / children's literature / moral education / internal self-control / motives of behavior

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сажина В.В., Газизова Ф.С.

Основой развития нравственных качеств дошкольника является его положительная мотивация. Она, в свою очередь, вызвана яркими эмоциями от прочтения произведений детской литературы. Книги – это главный источник знаний, поэтому необходимо выбирать его учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Читаемое произведение должно быть осмыслено ребенком, вследствие чего он познает его нравственный смысл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN'S LITERATURE AS MEANS OF MORAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS

The basis for the development of moral qualities of a preschooler is his positive motivation. It, in turn, is caused by vivid emotions from reading works of children's literature. Books are the main source of knowledge, so it is necessary to choose it taking into account the age and individual characteristics of the child. The work being read must be comprehended by the child, as a result of which he learns its moral meaning.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37 Сажина В.В., Газизова Ф.С.

Сажина В.В.

студент

Елабужский институт (филиал) Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга, Россия)

Газизова Ф.С.

кандидат педагогических наук (доцент), заведующий кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Елабужский институт (филиал) Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга, Россия)

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: основой развития нравственных качеств дошкольника является его положительная мотивация. Она, в свою очередь, вызвана яркими эмоциями от прочтения произведений детской литературы. Книги - это главный источник знаний, поэтому необходимо выбирать его учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Читаемое произведение должно быть осмыслено ребенком, вследствие чего он познает его нравственный смысл.

Ключевые слова: детская литература, нравственное воспитание, внутренний самоконтроль, мотивы поведения.

Детская литература является одним из главных инструментов в воспитании ребенка, в формировании его личности. Она служит средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, при этом,

неизбежно развивает и обогащает речь ребенка, вводит его в мир человеческих отношений. Какую же ценность детская литература представляет как средство нравственного воспитания дошкольников?

Детская литература это непосредственно книги, которые написаны именно для детей. Такие книги авторы создают с учётом возрастных особенностей детей, и чем меньше возраст, тем специфичнее требования. По мысли Л. Кассиля, специфика детской книги - это учет возрастных возможностей понимания читателя и в соответствии с этим расчетливый выбор художественных средств. Л. Кассиля поддерживает и даже повторяет И. Мотяшов: «Весь же вопрос так называемой возрастной специфики еще со времен Белинского сводится к стилю детских произведений, излагать должно «сообразно с детским восприятием, доступно, живо, образно, увлекательно, красочно, эмоционально, просто, ясно». Таким образом, необходимо отметить, что эффективность использования детской литературы зависит от правильности работы автора.

В современном мире существует неисчислимое разнообразие детских книг: они могут быть сделаны из любого материала и с различными иллюстрациями, содержать необычные детали, музыкальное сопровождение или иную озвучку и др. В любом случае, у всех этих книг одна цель - вызвать интерес у ребенка, что в свою очередь уже выполняет другие задачи, такие как, например, нравственное воспитание.

Проблема нравственного воспитания дошкольников является одной из самых актуальных на сегодняшние дни. Следует отметить, что в педагогике понятие нравственное воспитание понимается как формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения. А нравственное воспитание дошкольника - это многогранный процесс, требующий внимания и усилий со стороны родителей и педагогов. Его результаты существенно влияют на формирование личности ребенка и его принадлежность к нравственной

культуре общества. В первоначальный период жизни, дошкольник находится в стадии формирования своей личности и активно усваивает все, что происходит вокруг него. Поэтому особенно важно помочь ему усвоить принципы морали и этики. Одним из средств, которые взрослые используют в воспитании нравственности ребенка это книги. Сейчас всех нас окружают электронные информационные ресурсы, которые не всегда влияют наилучшим способом как на взрослых, так и на детей. Чаще всего такие источники лишены какой-либо воспитательной ценности, затрагивают лишь поверхностный, примитивный уровень эмоций и почти не требуют умственных усилий для восприятия.

Очень важно в ДОУ иметь яркий и интересный книжный уголок, который будет вызывать у ребенка наибольшую любознательность в виде информационного центра. Для ребенка это должно быть таким местом, где он сам может выбрать понравившуюся ему книгу, посмотреть ее и вспомнить. Создание книжного уголка приобщает ребенка к художественному чтению и помогает ему привить любовь к детской литературе.

Все мы знаем, что дети очень чутко воспринимают окружающую их обстановку и впитывают информацию, словно губка. Поэтому, чтение детской литературы, наполненной позитивными образцами поведения и моральными уроками, помогает сформировать у детей нравственные принципы и ценности. Сказки, стихи, былины, легенды, рассказы для ребенка это не только мир фантазий и чудес, а первый источник знаний. Благодаря детской литературе дети познают сложные явления и чувства, как добра и зла, сострадания и гнева, и др. Главной задачей детской литературы всегда являлось пробуждение «добрых чувств» в душе ребенка. Детские произведения отлично развивают человечность, гуманные качества ребенка: понимание и любовь к окружающим, честность, дружелюбие, чувство справедливости и добра, и многое другое. При чтении сказок дети стараются подражать лучшим героям произведений. Через примеры героев книг, они учатся быть уверенными в себе, находить выход из сложных ситуаций, стремиться к достижению целей и

преодолевать трудности. Благодаря этому дети развивают смелость, настойчивость, ответственность и самостоятельность.

Традиционные методы нравственного воспитания дошкольников являются эффективными, при условии, что взрослые проявляют строгий контроль и обращают внимание ребенка на общественное мнение. Главной составляющей показателя сформированности нравственных качеств личности является наличие внутреннего самоконтроля. Именно он ставит ребенка в зону дискомфорта в случае неправильного поступка. Сформировать внутренний контроль можно, опираясь на активную деятельность ребенка в различных сферах. Свои мотивы ребенок подчиняет знаниям о марали и культуре человеческих отношений, что способствует повышению его самооценки, развитию чувства собственного достоинства. Самоконтроль дает возможность успешно развить нравственные качества личности.

С раннего детства правильно подобранная детская литература формирует у ребенка способность к рефлексии окружающих его ситуаций. Изначально он может не понимать собственных мотивов поведения и не выстраивает их в какую-либо систему по значимости. Во внутреннем мире ребенка только начинает формироваться некая устойчивость, определенность, поэтому необходимо выделить, что решающая роль отводится взрослому.

Любая сказка несет в себе определенный нравственный смысл. Взрослый должен помочь ребенку его познать. Из различных произведений дети могут познать к чему могут привести плохие качества героев, и как с ними справляются герои с хорошими качествами. В любом случае, ребенок сам выбирает, как ему поступать. Взрослые не могут привить ребенку собственные мотивы поведения в какой-либо ситуации.

Таким образом, детская художественная литература формирует у детей такие чувства, как отзывчивость, эмпатия, взаимопомощь, любовь, благородство и доброта. На сегодняшний день детская литература необычайно разнообразна жанрово и тематически. Множество писателей мира отдают свой талант детям, так как мы всегда понимали, что будущее в руках подрастающего

поколения. Поэтому, единственной реальной преградой деградации общественных ценностей остаются книги, проверенные временем, наполненные возвышенным смыслом и добросердечностью. Умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. При целенаправленном педагогическом руководстве возможно

обеспечить восприятие художественного произведения и осознание ребенком его содержания. Дошкольник живет вместе с героями любимых книг, он сочувствует и радуется, и переживает вместе с ними. Поэтому не стоит забывать, что при знакомстве с книгой надо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Иногда дети слушают внимательно, но не понимают смысл прочитанного, а иногда у них пропадает интерес к книге.

Книга, прочитанная раньше времени, не производит впечатлений, значит она будет прочитана зазря.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бичева, И.Б. Методические основы воспитания эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста / И.Б. Бичева, А.С. Большакова, Е.И. Пушкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №66-2. - С. 47-50;

2. Казначеева, С.Н. Педагогические условия развития положительно-эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста / С.Н. Казначеева, И.Б. Бичева, Д.А. Казначеев // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №74-4. - С.90-95;

3. Малинко, С. В. Роль сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста / С. В. Малинко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 9-12;

4. Стрекалова, С. М. Влияние сказок на нравственное воспитание детей в начальной школе / С. М. Стрекалова, И. Ш. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 563-565;

5. Трошина, А.В. Детская книга в жизни современных детей / А. В. Трошина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - №46 (441). -С. 143-146.

Sazhina V. V., Gazizova F.S.

Sazhina V.V.

Kazan Federal University (Elabuga, Russia)

Gazizova F.S.

Kazan Federal University (Elabuga, Russia)

CHILDREN'S LITERATURE AS MEANS OF MORAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS

Abstract: the basis for the development of moral qualities of a preschooler is his positive motivation. It, in turn, is caused by vivid emotions from reading works of children's literature. Books are the main source of knowledge, so it is necessary to choose it taking into account the age and individual characteristics of the child. The work being read must be comprehended by the child, as a result of which he learns its moral meaning.

Keywords: children's literature, moral education, internal self-control, motives of behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.