Научная статья на тему 'Детская инвалидность как комплексная проблема современности'

Детская инвалидность как комплексная проблема современности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
694
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / СОЦИАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CHILDREN WITH DISABILITIES / SOCIAL INSUFFICIENCY / SOCIALIZATION / INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Афонькина Юлия Александровна, Лапина Алина Сергеевна

Инвалидность в детском возрасте обусловливает комплекс серьезных проблем медицинского, социального, экономического, психолого-педагогического характера, что приводит к стойкому нарушению процесса социализации и социальной адаптации представителей подрастающего поколения, сохраняя тенденцию к поступательному росту и снижая качество жизни детей. Исследование детской инвалидности является актуальной научной проблемой на современном этапе развития общества для создания научной основы поддержки и возвращения к нормальной жизни ребенка с инвалидностью и его семьи. В статье представлен статистический анализ детской инвалидности на примере Мурманской области, обоснованы и разработаны пути сопровождения ребенка с инвалидностью в условиях инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Афонькина Юлия Александровна, Лапина Алина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN''S DISABILITY AS A COMPLEX PROBLEM OF MODERNITY

Disability in childhood causes a complex of serious problems of medical, social, economic, psychological and pedagogical nature, which leads to a persistent violation of the process of socialization and social adaptation of the younger generation, while maintaining a tendency to progressive growth and reducing the quality of life of children. The study of child disability is an urgent scientific problem at the present stage of development of society to create a scientific basis for the support and return to normal life of a child with disabilities and his family. The article presents a statistical analysis of child disability on the example of the Murmansk region, justified and developed ways to support children with disabilities in an inclusive education.

Текст научной работы на тему «Детская инвалидность как комплексная проблема современности»

Психология

УДК: 159.99

кандидат психологических наук, доцент Афонькина Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск); магистрант по направлению подготовки 44.04.03

Специальное (дефектологическое) образование Лапина Алина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)

ДЕТСКАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ КАК КОМПЛЕКСНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация. Инвалидность в детском возрасте обусловливает комплекс серьезных проблем медицинского, социального, экономического, психолого-педагогического характера, что приводит к стойкому нарушению процесса социализации и социальной адаптации представителей подрастающего поколения, сохраняя тенденцию к поступательному росту и снижая качество жизни детей. Исследование детской инвалидности является актуальной научной проблемой на современном этапе развития общества для создания научной основы поддержки и возвращения к нормальной жизни ребенка с инвалидностью и его семьи. В статье представлен статистический анализ детской инвалидности на примере Мурманской области, обоснованы и разработаны пути сопровождения ребенка с инвалидностью в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: дети с инвалидностью, социальная недостаточность, социализация, инклюзивное образование.

Annotation. Disability in childhood causes a complex of serious problems of medical, social, economic, psychological and pedagogical nature, which leads to a persistent violation of the process of socialization and social adaptation of the younger generation, while maintaining a tendency to progressive growth and reducing the quality of life of children. The study of child disability is an urgent scientific problem at the present stage of development of society to create a scientific basis for the support and return to normal life of a child with disabilities and his family. The article presents a statistical analysis of child disability on the example of the Murmansk region, justified and developed ways to support children with disabilities in an inclusive education.

Keywords: children with disabilities, social insufficiency, socialization, inclusive education.

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 18-011-00712 «Ресурсные возможности социальной среды в контексте обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью (на примере Мурманской области)»

Введение. Уровень инвалидности и отношение к инвалидам в любой стране рассматривается как показатель не только физического и социального здоровья населения, но и отражение уровня социально-экономического развития общества, экологического состояния территории, качества профилактических, просветительских и реабилитационных мероприятий.

Развитие общественных представлений об инвалидности и эволюция отношения к особым людям привели к оформлению идеи инклюзии, в отечественной практике концентрированно отразившейся в области образования на всех его уровнях: от дошкольного до высшего.

Вектор на включение людей с инвалидностью в образование вместе с другими обучающимися, на доступность для них образовательных сред, объектов и услуг на сегодня нашел отражение в многочисленных теоретико-эмпирических исследованиях.

Необходимо подчеркнуть, что решение проблемы инклюзии лиц с инвалидностью неотъемлемо предполагает социальное восприятие группы «лица с инвалидностью» как неоднородной, имеющей разные социальные характеристики, среди которых выделяется характеристика возраста как одна из важнейших для конструирования и реализации инклюзивных практик в образовании.

Инвалидность в детском возрасте может быть понята как состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту процессы обучения и воспитания, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре.

Именно детская инвалидность имеет наиболее серьезные негативные последствия в отношении социализации ребенка, ограничивая его контакты с внешним миром, возможность выполнять виды деятельности, а значит, возможность полноценно приобретает необходимый для становления и развития личности в детские годы социальный опыт. Следовательно, традиционные подходы к детской инвалидности с медицинской или медико-социальной позиции [1, 3, 10, 12] оказываются недостаточными для включения детей данной категории в общество и преодоления инвалидизации. Необходимо исследование данной проблемы с психолого-педагогической точки зрения. В данном контексте наибольшую актуальность имеет инклюзивное образование как условие социализации детей с инвалидностью, развития их социального потенциала.

Изложение основного материала статьи. В России, как и во всем мире, наблюдается неуклонный рост числа детей-инвалидов [9]. Их количество с каждым годом становится больше.

Рассмотрим динамику детской инвалидности на примере Мурманской области - территории Крайнего Севера, имеющей особо неблагоприятные климато-географические и экологические условия.

В Мурманской области количество детей-инвалидов в 2007-2009 годы имело тенденцию к сокращению на 4-5% в год и в 2010 году составило 2212 человек, в 2011 году - 1860 человек. С 2012 года начинается увеличение количества детей с инвалидностью: по сравнению с 2011 годом число детей инвалидов выросло на 33 ребенка и составило 1893. В последующие года с 2013 по 2016 года число детей-инвалидов увеличивалось в процентном соотношении: 2013 - увеличение на 4% или 147 детей, 2014 - на 4,7% или 98 детей, 2015 - на 3,0 % или 65 детей больше, 2016 - на 1,5 % или 34 ребенка больше. По статистическим данным на 2017 год численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляет 2 тысячи 493 человека, что в среднем на 100 человек больше, чем в 2016 году.

Численность первично освидетельствованных детей ежегодно (с 2007 по 2010 годы) уменьшается на 10 %. В структуре первично освидетельствованных дети в возрасте 10 - 14 лет составляют 13,3 %, 5 -9 лет-22 %, 15 - 17 лет - 4,4 %. Основная группа первично освидетельствованных детей - в возрасте от 0 до 4 лет, 57,2 %. В 2010 году впервые установлена инвалидность 226 детям, 60 % из них составляют дети в возрасте до 4 лет. В 2011 году впервые установлена инвалидность 225 детям, в 2012 году - 219 детям, что составляет 11,6% от общего числа детей-инвалидов, в 2013 - 258 детям, что на 33 ребенка больше, чем в предыдущем году. В 2014 году впервые установлена инвалидность 257 детям, что на 1 ребенка меньше, чем в 2013 году. В

2015 году впервые установлена инвалидность 285 детям, что на 28 детей больше, чем в предыдущем году, а в

2016 году - 276 детям.

В структуре первично освидетельствованных преобладают дети в возрасте от 0 до 4 лет (44- 45,7%), с возрастом их количество уменьшается: 5 - 9 лет - (31-25,3%), 10 - 14 лет - 15%- 16%, 15 - 17 лет - 10-12,9%.

В целом, можно сказать, что за последние 3 года растет доля детей в возрасте до 4 лет среди впервые освидетельствованных, что, на наш взгляд связано с развитием системы ранней помощи. Однако вызывает обеспокоенность возрастной период 10-14 лет, по которому отсутствует снижение соответствующих показателей в процентном соотношении.

В отношении причин детской инвалидности анализ статистических данных демонстрирует следующие тенденции. В 2010 году ведущими причинами инвалидности являлись болезни нервной системы и психические расстройства, снижается доля болезней глаза. В 2011 году ведущими причинами инвалидности остаются болезни нервной системы, врожденные аномалии и психические расстройства. В последующих годах с 2012 по 2016 года лидирующее место по причине инвалидности занимают болезни нервной системы (от 25% до 27%). Категория болезней по причине врожденной аномалии развития с 2017 года не меняется и составляет 17%. Показатели по психическим расстройствам, которые являются также одной из причин инвалидности, подвержены незначительным колебаниям от 23 до 24,4%. Благодаря тому, что качество проведения диагностики повышается, это позволяет на ранних этапах развития выявлять нарушения, связанных с нервной системой, позволяет выявлять психические расстройства.

Соотношение мальчиков и девочек в структуре детской инвалидности в 2007-2010 годах практически не меняется: в 2007 году мальчики составили 57 %, девочки - 43 %, в 2011 году: 58 и 42% соответственно, демонстрируя разницу в 14-16%. Поскольку в более поздних статистических отчетах гендерный аспект детской инвалидности не рассматривался, невозможно установит дальнейшие тенденции. Однако его отсутствие является показателем недооценки гендерного фактора как значимого.

В период с 2007 по 2011 годы рассматривается такой показатель, как «контингенты детей-инвалидов по месту проживания». В результате анализа данных нами было выяснено, что большинство детей-инвалидов проживают в семьях, но наблюдается повышение по годам процента детей, проживающих в учреждениях Минобразования.

Таблица

Контингенты детей-инвалидов по месту проживания

Место проживания (% к числу детей инвалидов) 2007 2008 2009 2010 2011

Семья 78,6 78,8 77,8 78,6 76,9

Учреждения МЗ и СР 9,0 8,5 9,0 8,7 7,4

Учреждения Минобразования 12,3 12,7 13,2 12,7 15,7

Инвалидность приводит к социальной недостаточности не сама по себе, а при ограничении контактов ребенка с окружающим миром, изоляции его от привычных детских дел и занятий, от коллектива ровесников. Социальная недостаточность предполагает не только ограничения мобильности, но и развития способностей к самообслуживанию, к адекватному поведению в обществе, заниматься деятельностью по интересам, то есть физической и личностной независимости. В последствии возникают ограничения в профессиональной деятельности, и, в целом, к интеграции в общество.

В результате у данной категории детей снижается возможность социальной адаптации.

В многочисленных исследованиях показаны трудности социализации ребенка с инвалидностью (А.Е. Гагарина [11, М.В. Жигорева [51, С.А. Завражин [61, С.В. Захарова [81, Т.В. Егорова [41, И.Ю. Левченко [111 Л.М. Шипицына [141), среди которых выделяется сложность проникновения в человеческие взаимоотношения, что связано с существенным ограничением тех социальных ролей, которые выполняет ребенок.

На преодоление социальной недостаточности у детей с инвалидностью направлено инклюзивное образование, которое имеет ресурс для реализации идей и Л.С. Выготского о необходимости соединения специального обучения и обучения детей с нормальным ходом развития. Тем самым преодолевается замкнутый мир ребенка с инвалидностью, в котором все приспособлено к его нарушению, окружение фиксирует его внимание на своем недостатке и отгораживает от нормальной жизни, формируя способы деятельности. ведущие к еще большей изоляции.

Успешность включения детей с инвалидностью в общество определяется не только эффективностью дидактических аспектов организации их обучения, но в не меньшей степени системой отношения к таким детям в образовательной среде, становление которой обеспечивается развитием инклюзивных образовательных практик.

В условиях инклюзивного образование социальная недостаточность ребенка с инвалидностью преодолевается развитием его социального потенциала, который должен стать значимой категорией инклюзивного образования.

Термин потенциал подразумевает понимание некоторых скрытых, нереализованных, скрытых возможностях [7, 13]. Взгляд на ребенка с инвалидностью с точки зрения его потенциала предполагает смещение акцента с его ограничений на компенсаторные механизмы, формируемые под влиянием социальной среды.

Под социальным потенциалом мы понимаем совокупность не только реализующихся, но и способных реализоваться человеческих сил и качеств. Его характеристикой выступает способность к созидательной деятельности.

Ресурсом инклюзивного образования в отношении развития социального потенциала выступает постепенное усвоение всеми детьми, а не только детьми с ОВЗ, инвалидностью, широкого позитивного социального опыта взаимодействия, социально одобряемого репертуара поведения, норм общения путем включения в совместные практики в разных видах деятельности, организуемые путем целенаправленного социально-педагогического взаимодействия.

Следует подчеркнуть, что успешность развитие социального потенциала ребенка с инвалидностью определяется двусторонней активность - активностью влияния социализирующих агентов, которые помогают ему освоить социальные роли, ценности и нормы, модели поведения в разнообразных видах деятельности, а также активность самого ребенка по освоению социального опыта в повседневных, повторяющихся, положительно окрашенных ситуациях.

Развитию социального потенциала детей с инвалидностью в условиях инклюзивного образования способствует решение следующих задач, отражающих поле удовлетворения общечеловеческих потребностей ребенка с инвалидностью в познании, общении, творчестве:

-помочь детям с инвалидности преодолеть трудности в самоорганизации своей учебно-познавательной, коммуникативной, игровой и других видов деятельности;

-создавать условия для проявления детьми личностной активности в ситуациях выбора;

-организовать деятельность по интересам;

-обогащать ролевой репертуар, поскольку именно социальная роль заключает в себе определенные ценности, норм и правила, которые при выполнении этой роли присваиваются ребенком;

-научить использовать свободное время;

-помочь приобрести благоприятный социальный статус в детском коллективе;

-стимулировать и поощрять самостоятельность, инициативу, творческие проявления.

Выводы. Итак, инвалидность в детском возрасте имеет тенденцию к увеличению, обращает на себя внимание все более ранее выявление детей, имеющие стойкие нарушения здоровья, получающих инвалидность до 4 лет.

Инвалидность как таковая является не столько биологической, сколько социальной проблемой, отражая социальную изоляцию ребенка, приводящую к его социальной недостаточности. Инклюзивное образование имеет ресурсы для преодоления социальной недостаточности детей с инвалидностью путем его включения в разные виды деятельности совместно с ровесниками, что позволяет удовлетворять социальные потребности путем целенаправленного социально-педагогического взаимодействия, результатом которого выступает развитие социального потенциала ребенка с инвалидностью.

Литература:

1. Гагарина, А.Е. Проблема социализации детей-инвалидов в современном обществе [Текст] / А.Н. Гагарина // Амурский научный вестник. - 2016. - № 3. - С. 15-22.

2. Деннер, В. А. Научный обзор вопроса детской инвалидности как медико-социальной проблемы [Текст] / В.А. Деннер, П.С. Федюгина, О.В. Давлетшина, М.В. Набатников // Молодой ученый. - 2016. - №20. - С. 71-75. - URL https://moluch.ru/archive/124/34288/ (дата обращения: 28.05.2018).

3. Дубровская, Т. А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т. А. Дубровская, М. В. Воронцова, В. С. Кукушкин. - М.: Изд-во Российского государственного социального университета, 2012. - 362 c.

4. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями [Текст] / Т.В. Егорова. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2012. - 80 с.

5. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями в развития: педагогическая помощь. - М: Академия, 2006. - 240 с.

6. Завражин, С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями [Текст] / С.А. Завражин, Л.К. Фортова. - М.: Академический проект, 2009. - 394 с.

7. Замараева, З. П. Ресурсно-потенциальный подход в системе социальной защиты населения: монография [Текст] / З.П. Замараева. - Пермь, 2009. - 181 с.

8. Захарова, С.В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / С.В. Захарова, Н.Ю. Ковырева, С.Ф. Почитаева // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 3. -С. 35-38.

9. Землянова, Е. В. Прогноз показателей инвалидности детского населения России на период до 2020 года [Текст] // Е. В. Землянова, Ж. И. Войцеховская // Информационно-аналитический вестник. - 2009. - № 9. Т.1. с. 11.

10. Кириченко, Ю. Н. Медико-социальные проблемы совершенствования службы реабилитации детей-инвалидов [Текст] / Ю. Н. Кириченко // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - № 3. - с. 37-40.

11. Левченко И.Ю., Приходько, О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И.Ю. Левеченко, О.Г. Приходько. М: Академия, 2006. - 192 с.

12. Медик, В. А. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст] / В.А. Медик. -М.: Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2013. 608 с.

13. Реанович Е. А. Смысловые значения понятия «потенциал» [Текст] / Е. А. Реанович // Международный научно-исследовательский журнал. - 2012. - № 7 (7) Часть 2. - С. 14-15.

14. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта [Текст] / Л.М.Шипицына. 2-е изд,, перераб. и доп. СПб: Речь, 2005. - 477 с.

Психология

УДК 378.0

кандидат психологических наук Василенко Ирина Юрьевна

Севастопольский государственный университет (г. Севастополь); кандидат технических наук, доцент кафедры энергоустановок морских судов и сооружений Токарев Денис Александрович Севастопольский государственный университет (г. Севастополь);

кандидат технических наук, доцент кафедры информатики и управления в технических системах Балабанов Алексей Николаевич Севастопольский государственный университет (г. Севастополь)

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ BIG DATA ПРИ РАБОТЕ С ПСИХОМЕТРИЧЕСКИМИ ДАННЫМИ В СФЕРЕ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема применения технологии получения, обработки, хранения и интерпретации больших данных в сфере педагогики при работе с психометрическими данными. Проведен краткий обзор возможностей и ограничений использования Big Data на современном этапе развития; описаны особенности применения технологии в контексте специфичности областей использования, в частности психометрических измерений в педагогике.

Ключевые слова: педагогика, информатизация, большие данные, психометрические измерения, визуализация информации, источники больших данных в педагогике.

Annotation. The article deals with the problem of using the technology of receiving, processing, storing and interpreting big data in the field of pedagogics when working with psychometric data. A brief overview of the possibilities and limitations of using Big Data at the present stage of development; describes the features of the use of technology in the context of the specificity of use areas, in particular psychometric measurements in pedagogy.

Keywords: pedagogy, informatization, big data, psychometric measurements, information visualization, sources of big data in pedagogy.

Работа выполнена в рамках проекта «Исследование современных способов визуализации информации, полученной при работе с большими данными в сфере инженерной деятельности и психометрических данных

в сфере педагогики», шифр 25.12692.2018/12.1.

Введение. Современная информационная эпоха, ставит перед образованием новые проблемы и вызовы. Один из них - это социально технологический, а именно высокий уровень требований к современному профессионалу в плане социальной мобильности, активной адаптации к новым практическим новациям и информатизации общества. Все это обеспечивает усиление информационной ориентации образования. Практически каждый участник образовательного процесса сегодня является активным пользователем информационно-коммуникационных технологий: использует ресурсы интернет-пространства, социальных сетей.

Информатизация образования сопровождается не только активным внедрением средств информационных и коммуникационных технологий в предметные области, профессиональную деятельность педагогов, организацию новых форм обучения, например дистанционную, возникает ряд предпосылок и условий к использованию современных IT-технологий, которые раньше не применялись в образовании.

Так одним из инструментов изучения общества является технология Big Data. Сегодня применение этой технологии в мире активно реализуется в различных сферах: экономике, медицине, юридической и политической сферах, социологии. Активно используется технология в области психометрии - науке о психологических измерениях с помощью различных анкет, тестов.

Big Data является реальным инструментом изучения общества через анализ различных структурированных и неструктурированных данных с использованием современных технологий их обработки.

Проведенный анализ источников показал, что в России технология Big Data в силу ряда причин, пока еще не достаточно широко применяется в образовании. Одной из них является малая информатизация образовательного процесса. Второй проблемой является отсутствие единого понимания необходимости применения данной технологии и способов её реализации в педагогике, что вносит диссонанс в видение конечного результата применения. Не смотря на это, ряд исследователей приходят к общему выводу о том, что данное направление является достаточно перспективным, а его развитие обеспечит конкурентоспособность российского образования и российской экономики в будущем [1-22].

Ряд авторов выделяют несколько направлений для внедрения Big Data в сферу образования [1-22]: улучшение качества образовательного процесса, управление образовательными процессами, развитие образования и перевод на новый уровень с применением новых технологий. Тем не менее, анализ источников позволил сделать вывод о том, что единого видения и понимания возможностей и перспектив применения Big Data в образовании и педагогической деятельности пока нет.

Формулировка цели статьи и задач. Целью данной работы является анализ и систематизация возможностей применения технологии обработки больших данных полученных в педагогической деятельности и психометрии. Для достижения поставленной цели в работе проанализированы следующие проблемы: источники больших данных в педагогике; возможности хранения и обработки персональных данных при использовании психометрических методов педагогике; способы визуализации данных.

Изложение основного материала статьи. Использования больших данных в педагогике является обсуждаемым вопросом, что является показателем актуальности самой проблемы. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают насущную необходимость и целесообразность применения технологии в образовательной деятельности [1, 2], рассматривают возможности и перспективы подобного новшества. Среди обозначенных вариантов применения технологии отметим возможности анализа и обработки, данных текущей успеваемости и посещаемости обучающихся, персональных достижений, выявление психотипа, составление психологического портрета личности и прогноза поведения в будущем, что на сегодняшний день

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.