ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА —
центр патриотического воспитания
Наталья Владимировна Бубекина,
главный библиотекарь Российской государственной детской библиотеки, Москва
Патриотическим воспитанием школьные библиотеки занимались всегда, даже в те годы, когда это понятие широко не употреблялось. Что такое патриотизм? Словарное определение: «Патриотизм — это любовь к Родине, к Отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями».
Любовь к Родине, патриотизм очень хорошо определил М.Е. Салтыков-Щедрин: «Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчётливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать — сделал из тебя существо, способное жить...». Мы, сотрудники детской библиотеки из этого глубокого и точного высказывания сделали вывод: в работе библиотек по патриотическому воспитанию надо объединить интеллектуальное и эмоциональное начала, привлечь спектр художественной, научно-познавательной литературы, аудио- и видеоматериалы, электронные продукты.
Школьные библиотеки
Многообразная деятельность детских и школьных библиотек органично связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием: главная цель любой и тем более детской библиотеки — приобщить к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни страны, Родины. Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать с пелёнок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна, причём именно детской, школьной библиотеки, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп.
Если в работе с дошкольниками и младшими школьниками библиотеки ставят во главу угла эмоциональное воздействие на ребёнка, то по отношению к подросткам очевидна ещё одна педагогическая задача — помочь взрослеющему человеку: сформировать понятия и представления, связанные
с патриотизмом, помочь осмыслить высшие человеческие ценности и идеи, защитить от псевдокультурных и псевдонациональных вторжений в сознание ребёнка. Воспитание патриотизма — очень тонкое дело, поскольку крайние его проявления граничат с такими страшными для общества явлениями, как шовинизм и национализм.
Библиотека как социальный институт в полной мере должна входить в систему патриотического воспитания граждан страны. Детские библиотеки включились в региональные программы патриотического воспитания, разрабатывают собственные программы, в которых патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сторонам жизни общества и государства, ду-
торое определяется словами «историческое наследие», научить им дорожить.
Вычленим главные направления патриотического воспитания в детских библиотеках:
• воспитание любви к Родине, к «малой» Родине: как правило, это делается в рамках краеведческой деятельности библиотек;
• воспитание любви и интереса к истории России, в том числе военной истории страны;
• правовое просвещение детей и подростков;
• эколого-патриотическое воспитание;
• воспитание любви к родному слову, родному языку, литературе и культуре.
ховного достояния личности. Патриотизм — любовь к своему Отечеству, связь с его историей, культурой, задача детских библиотек — сохранить и передать молодому поколению россиян то богатство, ко-
Программы
Работа по целевым творческим программам патриотического воспитания предусматривает целый комплекс мероприятий как для детей, так и для самих библиотекарей. Наиболее распространены
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
и эффективны массовые мероприятия, для которых открываются фонды детских библиотек, изучаются документы. Сильная сторона этих программ — координация усилий социальных институтов, общественных организаций, Советов, фондов.
Так, цель программы «Книжный ковчег ми ра» Ростовской областной детской библиотеки — объединение детских библиотек Северо-Кавказского региона, создание единого пространства для диалога культур. В рамках программы прошли творческие уроки «Ступени» на материале классической литературы. Дети знакомились с историей книги, с традициями взаимопонимания и гостеприимства у разных народов. В «Гостевой горнице» клуба «Богатый колодезь» встречались дети разных национальностей. В рамках «Книжного ковчега мира» дети из всех республик и областей
Завершилась программа двумя крупными мероприятиями: фестивалем читателей детских библиотек региона «Книги строят мосты» и региональной конференцией детских библиотекарей. Фестиваль читателей-детей проходил как театрализованная игра-путешествие на «Книжном ковчеге», где дети вступали в диалог, рассказывая о культуре своего народа, демонстрируя творческие работы (рисунки, альбомы, поделки). Книги помогали услышать и понять друг друга, путешествовать во времени и пространстве, узнать о традициях разных народов. В фестивале приняли участие дети из разных республик, областей и районов Северного Кавказа, победившие в региональных творческих конкурсах «Книжного ковчега».
Северного Кавказа выполняли творческие проекты, обменивались ими, вели через библиотеки переписку. Библиотеки работали совместно со школьниками, с краеведческими музеями, активами национальных диаспор, отделениями Союза писателей России.
Ещё одно важное мероприятие в рамках программы Ростовской областной детской библиотеки — конференция детских библиотекарей Северного Кавказа, Ставропольского, Краснодарского краев и Ростовской области. С библиотекарями на конференции сотрудничали учёные
Ростовского государственного университета, государственного педагогического университета, преподаватели училищ культуры, журналисты, общественные организации. Мы так подробно остановились на опыте Ростовской областной библиотеки потому, что считаем: воспитание патриотизма невозможно без воспитания терпимости к людям других национальностей, верований, культур. Иначе патриотизм может выродиться в национализм и фашизм.
Акции
Детские библиотеки активно участвуют в различных общерегиональных акциях по патриотическому воспитанию детей и молодёжи, и главную роль здесь играют крупные детские библиотеки регионов: они проводят комплексные литературно-творческие, историко-литературные экспедиции, конкурсы детских библиотек и библиотек семейного чтения на лучшую работу по патриотическому воспитанию, смотры-конкурсы учреждений культуры по нравственному и патриотическому воспитанию детей и юношества; семинары, консультации.
Подготовка таких акций требует много времени и сил, но участие в них даёт библиотекам возможность найти свою нишу в системе патриотического воспитания. Анализ материалов, присланных детскими библиотеками в Российскую государственную детскую библиотеку, позволяет сделать вывод: лучше проводить меньше массовых мероприятий, но зато более крупных и добротно подготовленных, чем тратить силы на множество мероприятий, не составляющих единую систему.
Историческое наследство
Важное и наиболее разработанное (также как краеведение) направление патриотического воспитания в детских библиотеках — историко-героико-патриотическое воспитание.
О Великой Отечественной войне, о героях современных войн в детских библиотеках проводятся книжно-иллюстративные выставки, выставки-портреты, литературно-музыкальные композиции, конкурсы детских рисунков, литературные вечера, встречи с ветеранами, викторины, исторические диалоги, диспуты, конференции по книгам фронтовиков, материалам о Великой Отечественной войне и русской армии. В детских библиотеках Московской области прошли часы истории «С русским воином через века», «Выдающиеся воины России», беседа «Вам повестка из военкомата».
Детские библиотеки с выдумкой, интересно отмечают День защитника Отечества. Например, в Рязанской областной детской библиотеке 23 февраля читальный зал превращается в «Армейский магазин», где проходят развлекательные конкурсы для мальчишек: они демонстрируют свои познания в истории и современном состоянии армии, физическую подготовку. В Саратовской областной детской и юношеской библиотеке ко Дню защитника Отечества проводится литературно-историческая игра «О доблести, о подвигах, о славе» (конкурсы и викторины). В центральной библиотеке г. Переславля Ярославской области несколько лет действует военно-патриотический клуб «Переслав-ская дружина», налажены хорошие контакты с военкоматом, воинской частью, гарнизонным офицерским клубом, кадетским корпусом.
Многие библиотеки имеют целые серии методических рекомендаций по патриотическому воспитанию детей, публикуют списки литературы по теме, рекомендательные библиографические указатели, статьи в периодических изданиях. В Российской государственной детской библиотеке создаётся электронная база данных по результатам исследований детских библиотек всей страны. НО