Научная статья на тему 'Децентрализация власти как тенденция и признаки деволюции'

Децентрализация власти как тенденция и признаки деволюции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
716
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / ВЛАСТЬ / POWER / ДЕВОЛЮЦИЯ / DEVOLUTION / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / РЕГИОН / REGION / ФЕДЕРАЛИЗМ / FEDERALISM / DECENTRALISATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пузаков Александр Владимирович

В статье освещаются процессы, позволяющие говорить о децентрализации власти как о глобальной тенденции. Выявляются характерные признаки, наличие которых свидетельствует о том, что исследуемые процессы децентрализации относятся к числу деволюционных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Decentralisation of Power as Tendency and Signs of Devolution

Processes allowing treating decentralisation of power as a global tendency are brought to light in the article. Attributes proving that the decentralisation processes under research should be referred to as devolutional are uncovered.

Текст научной работы на тему «Децентрализация власти как тенденция и признаки деволюции»

А. В. ПУЗАКОВ

Ключевые слова: децентрализация, власть, дево-люция, управление, регион, федерализм

Key words: decentralisation, power, devolution, management, region, federalism

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ КАК ТЕНДЕНЦИЯ И ПРИЗНАКИ ДЕВОЛЮЦИИ

До начала процесса глобализации в

мире доминировали сильные национальные правительства, а региональные органы управления либо были слабы, либо отсутствовали вовсе. Так в Европе, за исключением Австрии, Германии, Швейцарии и Югославии, а также в Африке и Азии центральные правительства главенствовали в послевоенный период. Хотя в некоторых странах, например, таких как Бразилия, Мексика и Венесуэла, существовали федералистские или регионалистские конституции, федерализм там существовал лишь номинально, а регионы или штаты были просто административными единицами.

Ситуация в Советском Союзе напоминала латиноамериканскую. СССР формально состоял из суверенных государств, но в действительности жестко контролировался коммунистической партией из Москвы. Помимо вышеупомянутых европейских стран, только Австралия, Канада и США имели системы, при которых региональный уровень власти играл сколько-нибудь значимую роль. Но даже в этих странах эта роль становилась все менее значимой. Так было в США, где полномочия и функции штатов уменьшались по сравнению с властью федерального правительства, по крайней мере, с началом реформ Ф. Рузвельта во времена Великой депрессии.

В конце XX — начале ХХ! в. ситуация радикально изменилась: тенденция к децентрализации получила рас-

ПУЗАКОВ Александр Владимирович, докторант кафедры всеобщей истории и мирового политического процесса Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент.

пространение во всем мире. В некоторых случаях субнациональные противоречия привели к образованию новых государств. Пятнадцать республик Советского Союза стали независимыми государствами, Чехословакия мирно разделилась на Чехию и Словакию, несколько новых государств возникли на месте Югославии. Это коснулось не только бывших социалистических стран Восточной Европы. В Африке Эритрея получила независимость от Эфиопии после продолжительной партизанской войны и референдума 1993 г. Некоторые исследователи называют появление новых независимых государств крайней формой более общей глобальной тенденции перемещения власти, полномочий и ресурсов на субнациональные уровни управления1.

Многие в прошлом централизованные государства испытали на себе ту или иную форму децентрализации, а страны, которые уже были ей подвержены, претерпели еще большее перемещение властных полномочий на другие уровни управления. Эта тенденция не затронула лишь некоторые государства. С 1980 г. Бельгия стала представлять собой федеративное государство в составе трех областей — Валлонии, Фландрии и Брюсселя2. Признаки федерализма отмечаются в Италии. Испания, хотя и не является федеративным государством, возможно, представляет собой наиболее децентрализованную страну в Западной Европе. Франция предприняла некоторые шаги в сторону деволюции, в частности, она предоставила региональную автономию и особый статус Корсике. Великобритания и Португалия наделили регионы многими властными полномочиями.

Тенденция к деволюции существует не только в Европе, но и во многих других, особенно крупных, странах. Так, в Индонезии приняты законы об автономии, меняющие ситуацию, когда в течение нескольких десятилетий система управления страной была крайне централизованной. Хотя в Китае политической децентрализации официально так и не произошло, однако была отмечена широкомасштабная финансовая децентрализация, дающая региональным органам управления значительные полномочия.

В начале 80-х гг. ХХ в. резкое снижение мировых цен на энергоносители превратило Мексику в крупнейшего должника. В августе 1982 г. она объявила дефолт по внешним долгам. Крах экономической системы и политическая

неопределенность, последовавшая за ним, привели к значительным изменениям территориальной (региональной) политики. Хотя официально конституция Мексики провозглашала федерализм, в последующие 70 лет доминировала президентская и исполнительная власть, что привело к ее крайней централизации. Однако в последние десятилетия произошли серьезные перемены в политической системе представительства, открытости, гибкости и демократии, что повлекло за собой изменения территориальной политики в сторону развития федерализма. В Бразилии полномочия штатов были значительно расширены после принятия конституции 1988 г. Тенденции к децентрализации отмечаются в Индии. В США только политика нового федерализма, проводившаяся Р. Рейганом в 1980-х гг., предоставила штатам большую свободу действий.

Глобальная тенденция к децентрализации и деволюции основана на субнациональной легитимности и предполагает передачу все больших объемов полномочий и ресурсов центра регионам. В большинстве случаев региональная легитимность имеет историческую, этнолингвистическую, религиозную и культурную основу, поскольку именно регионы, характеризующиеся собственными этническими, историческими, культурными или лингвистическими особенностями, проложили путь к децентрализации. Так было с Каталонией и Страной Басков в Испании, Шотландией в Великобритании, Бретанью и Корсикой во Франции, штатом Чьяпас в Мексике, Тибетом в Китае.

Экономические аргументы также все чаще становятся источником субнациональной легитимности. Итальянская «Лига Севера» первой обосновала свои деволюционные претензии экономическими потребностями, после того как традиционные этнолингвистические аргументы не принесли желаемого результата. В некоторых случаях деволюция сопровождает приход демократии, как, например, в случае с Бразилией и большинством стран Латинской Америки. Еще одним примером тому может послужить Испания. После 40 лет диктатуры деволюционные тенденции получили широкую общественную поддержку и привели к значительным территориальным преобразованиям в Испании3.

В настоящее время субнациональные органы управления имеют гораздо больше полномочий, чем несколько десятиле-

тий назад. Так, полномочия итальянских регионов постоянно расширяются с конца 70-х гг. ХХ в. Сегодня они значительно управляют такими сферами, как сельское хозяйство, туризм, региональное планирование, охрана окружающей среды и экономическое развитие. Все испанские регионы занимаются вопросами здравоохранения и образования, причем некоторые из них имеют полномочия принимать решения по вопросам налогообложения, охраны правопорядка, казны, ранее традиционно являвшимся прерогативой центральной власти государства.

Парламент Шотландии имеет как законодательные полномочия, так и право изменять налоги, а Ассамблея Северной Ирландии и Национальная ассамблея Уэльса занимаются вопросами, которыми ранее также занималась центральная власть. В США децентрализация, которую часто называют деволюцией, затронула в основном социальную сферу и медицинское страхование. В Мексике передача власти штатам наделила региональные власти полномочиями в сфере налогообложения, распоряжения финансовыми фондами, управления муниципальными вопросами. Более четко стали распределяться полномочия между органами управления федерального уровня и уровня штатов и муниципалитетов. В Индии к компетенции штатов стали относиться вопросы охраны общественного порядка, полиции, тюремного содержания, сельского хозяйства, землепользования, орошения земель, здравоохранения, промышленности, торговли и коммерческой деятельности. С 80-х гг. ХХ в. китайские реформы были направлены на наделение провинций большими полномочиями по формированию бюджетов. Бразильская конституция 1988 г. дает органам управления штатов все полномочия, не зарезервированные за центральными органами власти.

В тех странах, где субнациональные органы управления имеют относительно высокую легитимность (Испания), можно ожидать, что деволюция будет происходить в форме децентрализации ресурсов, в то время как в странах, в которых доминирует центральное правительство (Великобритания), более вероятна форма деволюции в наделении регионов большими полномочиями4.

В Китае инициативы по децентрализации предпринимались с конца 1970-х гг. Финансовые реформы 1980-х гг.

привели к увеличению роли региональных органов управления в распределении государственных ресурсов. В Бразилии желание избежать доминирования одной партии привело к тому, что в 1990 г. 27 штатов были представлены на центральном уровне 11 различными партиями. Новые полномочия штатов привели к непредсказуемой финансовой политике, когда в начале 1990-х гг. штаты начали печатать собственные деньги, заимствовать их у собственных банков, накапливать огромные долги. Позже центральное правительство было вынуждено погашать задолженности штатов и предоставлять им финансовую поддержку.

В США во времена правления президентов Р. Никсона и Р. Рейгана тенденции к децентрализации инициировались центром. Р. Никсону принадлежит термин «новый федерализм», под которым он понимал большую степень участия штатов в управлении страной. Снижение популярности центральной власти в 70—80-е гг. ХХ в. после вьетнамской войны и нефтяного кризиса 1973 г. послужило подходящей платформой для политики передачи властных полномочий региональным органам управления. Эта тенденция продолжалась и во время президентства Б. Клинтона, когда были введены блочные субсидии на социальные нужды, распоряжаться которыми могли сами штаты5.

Л. Вудолл проводит аналогии между деволюционными процессами в Великобритании и современным федерализмом в США. Он отмечает, что из определений, которые имеют понятия «федерализм» и «деволюция», следует, что не может быть сходства между американскими и британскими правительственными структурами: федерализм предполагает четкое разделение власти и полномочий между центральным и субнациональными правительствами, а деволюция — передачу власти и полномочий от вышестоящего органа власти нижестоящему6. Таким образом, в случае с деволюцией подчеркивается наличие определенной уступки со стороны центрального правительства. Центральная власть Великобритании не ставила перед собой задачу распределять полномочия регионам в равном объеме. Такая асимметрия в распределении полномочий отмечается во всех странах, вставших на путь деволюции.

Можно сделать вывод, что это и есть одна из характерных черт, позволяющих называть процессы децентрализации

именно деволюционными. Насколько предпосылки деволю-ции уникальны для каждого региона, настолько различаются и пути распределения полномочий между центром и субнациональными органами. В случае полной унификации процессов децентрализации мы, вероятно, уже не сможем говорить о деволюции.

Рассмотренный материал позволяет сделать вывод, что деволюция — это форма децентрализации власти, осуществляемая путем передачи региональным органам управления части полномочий и ресурсов центрального правительства и вызванная усилением политической активности населения этих регионов, требующего большей самостоятельности в силу политических или экономических обстоятельств.

Чтобы разграничить понятия «децентрализация» и «де-волюция», необходимо выделить следующие признаки, по которым можно называть процессы децентрализации дево-люционными: асимметричность процесса децентрализации, т. е. степень и форма передачи власти индивидуальны для каждого региона, что указывает на то, что такие решения не являются системными, не будут автоматически распространяться на другие регионы; создание специфических региональных законодательных органов, не существовавших ранее (либо наделение имевшихся органов новыми специфическими законодательными полномочиями); инициатива начала процесса деволюции, принадлежащая отдельным регионам (а не всему населению страны), в которых широко распространена идея о несправедливости, недостаточной эффективности существующего порядка управления их регионом и распределения ресурсов центральной властью; реформы, которые носят характер некоторой уступки центральной власти в ответ на волеизъявление части населения страны (т. е. деволюция — это компромисс между центральной властью, готовой пойти на некоторые уступки, и региональными политическими силами, способными такие уступки принять); формальная, закрепленная в законе способность центральной власти отменить решения, принятые региональными органами управления, которая, однако, не применяется фактически, чтобы не дискредитировать идею деволюции и не осложнять ситуацию.

Таким образом, ключевыми признаками, позволяющими отнести процессы децентрализации к деволюции, являют-

ся их асимметричность, индивидуальность и внутриполитическая (а не экономическая) подоплека. Экономическая составляющая деволюции, безусловно, крайне важна, но определяющими факторами этого процесса остаются именно внутриполитические. Если процессы затрагивают все регионы страны в равной степени, а стимулом к реформам являются экономические (а не внутриполитические) факторы, то мы будем говорить не о деволюции, а о децентрализации, регионализации или деконцентрации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Rodriguez-Pose A., Gill N. The Global Trend towards Devolution and Its Implications. URL: http://personal.lse.ac.uk/R0DRIGU1/e&p%20c.pdf (дата обращения: 27.06.2012).

2 См.: Трухачев В. Бельгия распадется? URL: http://www.contrtv.ru/ print/3604 (дата обращения: 27.06.2012).

3 См.: Rodriguez-Pose A., Gill N. The Global Trend towards Devolution and Its Implications ...

4 Там же.

5 Там же.

6 См.: Woodall L. American Federalism and Post-1997 Devolution in Britain. URL: http://www.e-ir.info/?p=9936 (дата обращения: 27.06.2012).

Поступила 29.06.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.