Научная статья на тему 'Децентрализация административной власти и самостоятельность регионов'

Децентрализация административной власти и самостоятельность регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Децентрализация административной власти и самостоятельность регионов»

Ланкин В. Е.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ВЛАСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНОВ

Введение

Проблема организации государственного регулирования экономики страны сегодня весьма актуальна. Задача децентрализации власти, передача прав и полномочий на уровень регионов, провинций и городов с целью повышения эффективности управления особенно остро стоит перед Россией, Италией, Голландией и другими странами.

Проблема. Разделение политической власти между центром и регионами и далее вниз должно базироваться на некоторых принципах, обеспечивающих в идеале:

• с одной стороны, экономическую самостоятельность регионов (муниципальных образований);

• с другой — сохранение управляемости регионов в государственной системе в целом.

Под экономической самостоятельностью здесь понимается способность некоторой локальной системы обеспечить свои социальные и экономические нужды за счет собственных, неотчуждаемых центром ресурсов. Оценка экономической самостоятельности методически хорошо проработана и используется для определения донорных и дотационных регионов и образований.

Вопрос управляемости экономической системы в экономической литературе не обсуждается вообще. В то же время, это — центральный вопрос стратегии и политики государственного регулирования социально-экономической системы. Интуитивное восприятие важности этого явления привело в свое время к жестокому подавлению в зародыше попытки децентрализации системы экономического управления бывшим тоталитарным режимом советской власти (НЭП — Россия, Венгрия — 1963 г., Чехословакия — 1968 г. и другие примеры).

1. Управляемость экономических систем

Категория "управляемость" достаточно строго определена для формализованных технических систем и связана с переводом (переходом) системы посредством управления из одного состояния в другое [1]. Концептуально это понятие применимо и в случае моделей экономических систем. Из множества вариантов управления экономическим системам наиболее соответствует случай "неполной управляемости", предусматривающей переход из одного состояния х^) в другое х^), не сильно отличающееся по характеристикам, за короткий в экономическом отношении период времени t (рис. 1). Здесь х^) — некий интегральный показатель состояния системы, например — определитель матрицы, элементами которой являются параметры (индикаторы), описывающие экономическую систему в пространстве состояний (экономический рост, ВНП, М1 и/или другие). Разумеется, такое математическое трактованное х^) не является единственным.

Отметим, что в сейчас рассматривается детерминированная (строго фиксированные параметры) стационарная (параметры не меняются в краткосрочном периоде) экономическая система. Кардинальные экономические реформы могут быть интерпретированы самым сложным видом управления, рассматривающим переход из произвольной точки п-мерного

пространства состояний в произвольную точку этого же пространства, причем никаких ограничений на характер движения, кроме конечного времени перехода ^^ц, не накладывается ("шоковая терапия" — русский

Х2

Рис. 1

Для описания китайского, японского, турецкого вариантов могут быть использованы другие случаи управления, отличающиеся степенью "жесткости", определенности и временем переходного процесса.

2. Устойчивость

Как отражение бинарности естественных процессов управляемость имеет свой антипод — "устойчивость".

В самом общем виде под устойчивостью понимается способность системы восстанавливать исходный или близкий к исходному режим при малом его нарушении и продолжать нормальную работу после резкого нарушения режима, сохраняя качественно прежнее состояние, описываемое системой параметров [2].

Таким образом, устойчивость предполагает сохранение параметров процесса, управляемость изменения этих параметров при воздействии на систему. Очевидно, устойчивость и управляемость есть категории-антаго-

нисты, и достижение компромисса или баланса между ними есть важнейшая цель задачи управления в системах любой природы, включая социально-экономические.

Например:

• центральная симпатическая и парасимпатическая системы нервной деятельности человека;

• организация экономической системы Германии.

Для определения большинства понятий устойчивости используется евклидово пространство состояния, хотя не представляет труда обобщение на любые другие метрические пространства состояния. Под пространством состояния применительно к экономической системе разумно понимать множество параметров (х;), характеризующих стационарную систему.

Для устойчивой системы (рис. 3) в пространстве состояний можно выделить две области:

— область невозмущенных движений (состояний, процессов) — набор параметров равновесного состояния системы;

— область (множество) притяжения для устойчивой системы — множество состояния системы вне области равновесия (неустойчивое состояние).

Множество невозмущенных состояний (движений, процессов) называется асимптотически устойчивым с областью притяжения О0, если всякое движение х^), начавшееся в О0, в силу законов динамической системы попадет в сколь угодно малую окрестность за конечный отрезок времени t.

Одна система может иметь несколько множеств невозмущенных движений и соответствующих областей притяжения (рис. 4).

Особое условие существования нескольких устойчивых множеств одной системы — непересечение их областей невозмущенных движений В противном случае система принципиально неустойчива. Такая ситуация характерна для переходного режима российской экономики

Рис. 3

1990—98 г. г.

Ах

Х2

Рис. 4

Проблема управляемости состоит в возможности перехода системы из одной области невозмущенных воздействий (О^ц) в другую (Оо2). В силу воздействия системных факторов, она распадается, по существу, на две задачи:

1. Определение принципиальной возможности перехода из области Од в область Оо2, поскольку в теории автоматического управления существуют модели, запрещающие такую возможность, например система, описываемая уравнениями вида (рис. 5):

X = 11Х + ху;

X = ^2Х + Ху.

В такой системе между множествами и существует непреодолимый барьер по оси X, поскольку при х=0 система теряет смысл.

2. Формирование параметров управляющего сигнала, способного перевести систему из одного состояния в другое, если это в принципе возможно.

У

»

Рис. 5

3. Категории устойчивости и управляемости в экономических системах

Опишем понятие экономической системы в категориях математических моделей.

Определение. По аналогии с определениями систем различной природы, экономическая система — это упорядоченная совокупность элементов (субъектов) экономической деятельности и связей между ними, объединенных единой целью или иерархией целей (целевая функция — функционал).

Для описания систем используются, как минимум, следующие модели:

• структурная — отражает организационные процессы;

• структурно-функциональная — совокупность выполняемых функций и их организация;

• функциональная — совокупность функций, необходимых для достижения конечной цели или иерархии целей (получение финансового результата в производственной структуре и т. д.);

• информационная — отражение потоков информации, узлов их обработки и принятия управленческих решений;

• комбинация перечисленных моделей, отражаемых так называемой "архитектурой" экономической системы [4].

Традиционным в классической экономической теории описанием экономических систем является структурно-функциональная модель. Примером такой модели может служить замкнутая система макроэкономических отношений на уровне государства (рис. 6).

Товарно-денежный рынок

Финансово-ресурсный рынок Рис. 6

Элементы системы:

1) потребитель благ/собственник ресурсов;

2) производитель благ/потребитель ресурсов;

3) товарно-денежный рынок;

4) финансово-ресурсный рынок;

5) институт государственности/регулятор отношений. Связи:

1) поток товаров и услуг;

2) денежный поток;

3) поток ресурсов;

4) поток финансов;

5) поток государственных расходов;

6) поток налогов/изъятий.

Основные функции, отраженные в системе (системообразующие факторы):

потребление/распределение благ;

производство товаров и услуг;

потребление/распределение ресурсов;

изъятия/социальная защита.

Очевидно, связи системы имеют функциональную нагрузку.

Четыре важнейшие функции, заложенные в описанной системе, реализуют основную цель — макроэкономическое равновесие в обмене благами, объединенными в пять структурных элементов и шесть важнейших связей.

Количественные показатели важнейших функций системы: объемы производства, потребления, сбережений и т. д. могут служить параметрами для описания системы в пространстве состояний при определении характеристик устойчивости и управляемости экономических систем разного уровня.

Математические модели для описаний таких сложных явлений, как экономические и, тем более, социально-экономические системы, очень грубы, оперируют с минимальным числом переменных (2—3) и могут служить лишь для определения тенденций поведения сложных систем при изменении одного или двух ее параметров, например денежных агрегатов М1, М2, в плане устойчивости и управления.

Для технических систем проблема устойчивости является приоритетной, для экономических систем управляемость и устойчивость — характеристики равноценные, поскольку характеризуют стабильность социально-экономической системы в целом. При этом задачи устойчивости присущи преимущественно экономической системе, задачи управляемости обусловлены социальными проблемами, но направлены на экономические объекты.

Устойчивость

Рис. 7.

Как уже отмечалось выше, управляемость и устойчивость — антагонистические понятия: повышение устойчивости ведет к уменьшению управляемости и наоборот (рис. 7).

Таким образом, одной из важнейших задач государственного регулирования экономики общества является поиск оптимума между управляемостью и устойчивостью основных экономических образований в рамках различных уровней государственной иерархии.

Новиков М. В., Саак А. Э., Портье М. В.

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ТАГАНРОГЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

Еще 27 июля 1696 года Петр I выбрал мыс Таганний рог для строительства крепости на Азовском море, а в октябре уже была созвана Боярская Дума по вопросу о строительстве гавани в этом месте. В 1698 г., возвратившись из-за границы, Петр I передает дело постройки гавани итальянскому инженеру Матео Симунту, который 12 сентября 1698 г. официально возглавил сооружение гавани в Таганроге. Общее руководство строительными работами по гавани и крепости поручается сподвижнику Петра Великого Федору Матвеевичу Апраксину.

С 1700 г. начинает складываться устройство местной администрации. В 1702 г. Петром I произведено разделение России на губернии. Таганрог был причислен к Азовской губернии, с главным административным центром — городом Воронежем. Губернатором Азова был назначен И. А. Толстой — ближайший административный начальник. Высшую административную единицу занимал генерал-губернатор адмирал Апраксин. Непосредственное управление Таганрогом — городом-крепостью осуществляла приказная палата.

Необходимо заметить, что только в 1784 г. по указу Екатерины Великой Таганрогская крепость упраздняется и Таганрог приобретает статус города. Высшей управленческой инстанцией становится Екатерино-славское наместничество, которому подчинялась таможня (Адмиралтейский департамент) и губернатор Азова. Управление городом находилось непосредственно в руках коменданта Таганрогской крепости. В его ведении находились: три гарнизонных батальона, греческий магистрат, городской магистрат, управа благочиния, гражданский голова и староста, сиротский и словесный (позже Мировой) суды, таможня.

В 1797 г., по указу императора Павла, упраздняются наместничества — Таганрог вошел в состав Новороссийской губернии. Появилась новая административная единица — градоначальство, состоящая из города и прилежащих к нему земель, и должностное лицо — градоначальник, управляющий на правах губернатора.

В 1802 г., по приказу Александра I, Новороссийская губерния была разделена на три: Николаевскую, Таврическую и Екатеринославскую, из последней выделен Таганрогский уезд и создано Таганрогское градоначальство. Указом 1807 г. Таганрогу стали подчиняться по линии торговли купеческие навигации и полиция Ростова-на-Дону (до 1834 г.), Нахичевани и Мариуполя (до 1859 г.), а в 1816 г. в Таганрог были переведены все уездные учреждения.

В 1870 г. была проведена Городская реформа. Реализация этой реформы выразилась в усовершенствовании системы управления городом и, на наш взгляд, в некоторой степени была сходна с современной структурой Администрации г. Таганрога. Она разграничила функции Думы и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.