Ланкин В. Е.
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ВЛАСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНОВ
Введение
Проблема организации государственного регулирования экономики страны сегодня весьма актуальна. Задача децентрализации власти, передача прав и полномочий на уровень регионов, провинций и городов с целью повышения эффективности управления особенно остро стоит перед Россией, Италией, Голландией и другими странами.
Проблема. Разделение политической власти между центром и регионами и далее вниз должно базироваться на некоторых принципах, обеспечивающих в идеале:
• с одной стороны, экономическую самостоятельность регионов (муниципальных образований);
• с другой — сохранение управляемости регионов в государственной системе в целом.
Под экономической самостоятельностью здесь понимается способность некоторой локальной системы обеспечить свои социальные и экономические нужды за счет собственных, неотчуждаемых центром ресурсов. Оценка экономической самостоятельности методически хорошо проработана и используется для определения донорных и дотационных регионов и образований.
Вопрос управляемости экономической системы в экономической литературе не обсуждается вообще. В то же время, это — центральный вопрос стратегии и политики государственного регулирования социально-экономической системы. Интуитивное восприятие важности этого явления привело в свое время к жестокому подавлению в зародыше попытки децентрализации системы экономического управления бывшим тоталитарным режимом советской власти (НЭП — Россия, Венгрия — 1963 г., Чехословакия — 1968 г. и другие примеры).
1. Управляемость экономических систем
Категория "управляемость" достаточно строго определена для формализованных технических систем и связана с переводом (переходом) системы посредством управления из одного состояния в другое [1]. Концептуально это понятие применимо и в случае моделей экономических систем. Из множества вариантов управления экономическим системам наиболее соответствует случай "неполной управляемости", предусматривающей переход из одного состояния х^) в другое х^), не сильно отличающееся по характеристикам, за короткий в экономическом отношении период времени t (рис. 1). Здесь х^) — некий интегральный показатель состояния системы, например — определитель матрицы, элементами которой являются параметры (индикаторы), описывающие экономическую систему в пространстве состояний (экономический рост, ВНП, М1 и/или другие). Разумеется, такое математическое трактованное х^) не является единственным.
Отметим, что в сейчас рассматривается детерминированная (строго фиксированные параметры) стационарная (параметры не меняются в краткосрочном периоде) экономическая система. Кардинальные экономические реформы могут быть интерпретированы самым сложным видом управления, рассматривающим переход из произвольной точки п-мерного
пространства состояний в произвольную точку этого же пространства, причем никаких ограничений на характер движения, кроме конечного времени перехода ^^ц, не накладывается ("шоковая терапия" — русский
Х2
Рис. 1
Для описания китайского, японского, турецкого вариантов могут быть использованы другие случаи управления, отличающиеся степенью "жесткости", определенности и временем переходного процесса.
2. Устойчивость
Как отражение бинарности естественных процессов управляемость имеет свой антипод — "устойчивость".
В самом общем виде под устойчивостью понимается способность системы восстанавливать исходный или близкий к исходному режим при малом его нарушении и продолжать нормальную работу после резкого нарушения режима, сохраняя качественно прежнее состояние, описываемое системой параметров [2].
Таким образом, устойчивость предполагает сохранение параметров процесса, управляемость изменения этих параметров при воздействии на систему. Очевидно, устойчивость и управляемость есть категории-антаго-
нисты, и достижение компромисса или баланса между ними есть важнейшая цель задачи управления в системах любой природы, включая социально-экономические.
Например:
• центральная симпатическая и парасимпатическая системы нервной деятельности человека;
• организация экономической системы Германии.
Для определения большинства понятий устойчивости используется евклидово пространство состояния, хотя не представляет труда обобщение на любые другие метрические пространства состояния. Под пространством состояния применительно к экономической системе разумно понимать множество параметров (х;), характеризующих стационарную систему.
Для устойчивой системы (рис. 3) в пространстве состояний можно выделить две области:
— область невозмущенных движений (состояний, процессов) — набор параметров равновесного состояния системы;
— область (множество) притяжения для устойчивой системы — множество состояния системы вне области равновесия (неустойчивое состояние).
Множество невозмущенных состояний (движений, процессов) называется асимптотически устойчивым с областью притяжения О0, если всякое движение х^), начавшееся в О0, в силу законов динамической системы попадет в сколь угодно малую окрестность за конечный отрезок времени t.
Одна система может иметь несколько множеств невозмущенных движений и соответствующих областей притяжения (рис. 4).
Особое условие существования нескольких устойчивых множеств одной системы — непересечение их областей невозмущенных движений В противном случае система принципиально неустойчива. Такая ситуация характерна для переходного режима российской экономики
Рис. 3
1990—98 г. г.
Ах
Х2
Рис. 4
Проблема управляемости состоит в возможности перехода системы из одной области невозмущенных воздействий (О^ц) в другую (Оо2). В силу воздействия системных факторов, она распадается, по существу, на две задачи:
1. Определение принципиальной возможности перехода из области Од в область Оо2, поскольку в теории автоматического управления существуют модели, запрещающие такую возможность, например система, описываемая уравнениями вида (рис. 5):
X = 11Х + ху;
X = ^2Х + Ху.
В такой системе между множествами и существует непреодолимый барьер по оси X, поскольку при х=0 система теряет смысл.
2. Формирование параметров управляющего сигнала, способного перевести систему из одного состояния в другое, если это в принципе возможно.
У
»
Рис. 5
3. Категории устойчивости и управляемости в экономических системах
Опишем понятие экономической системы в категориях математических моделей.
Определение. По аналогии с определениями систем различной природы, экономическая система — это упорядоченная совокупность элементов (субъектов) экономической деятельности и связей между ними, объединенных единой целью или иерархией целей (целевая функция — функционал).
Для описания систем используются, как минимум, следующие модели:
• структурная — отражает организационные процессы;
• структурно-функциональная — совокупность выполняемых функций и их организация;
• функциональная — совокупность функций, необходимых для достижения конечной цели или иерархии целей (получение финансового результата в производственной структуре и т. д.);
• информационная — отражение потоков информации, узлов их обработки и принятия управленческих решений;
• комбинация перечисленных моделей, отражаемых так называемой "архитектурой" экономической системы [4].
Традиционным в классической экономической теории описанием экономических систем является структурно-функциональная модель. Примером такой модели может служить замкнутая система макроэкономических отношений на уровне государства (рис. 6).
Товарно-денежный рынок
Финансово-ресурсный рынок Рис. 6
Элементы системы:
1) потребитель благ/собственник ресурсов;
2) производитель благ/потребитель ресурсов;
3) товарно-денежный рынок;
4) финансово-ресурсный рынок;
5) институт государственности/регулятор отношений. Связи:
1) поток товаров и услуг;
2) денежный поток;
3) поток ресурсов;
4) поток финансов;
5) поток государственных расходов;
6) поток налогов/изъятий.
Основные функции, отраженные в системе (системообразующие факторы):
потребление/распределение благ;
производство товаров и услуг;
потребление/распределение ресурсов;
изъятия/социальная защита.
Очевидно, связи системы имеют функциональную нагрузку.
Четыре важнейшие функции, заложенные в описанной системе, реализуют основную цель — макроэкономическое равновесие в обмене благами, объединенными в пять структурных элементов и шесть важнейших связей.
Количественные показатели важнейших функций системы: объемы производства, потребления, сбережений и т. д. могут служить параметрами для описания системы в пространстве состояний при определении характеристик устойчивости и управляемости экономических систем разного уровня.
Математические модели для описаний таких сложных явлений, как экономические и, тем более, социально-экономические системы, очень грубы, оперируют с минимальным числом переменных (2—3) и могут служить лишь для определения тенденций поведения сложных систем при изменении одного или двух ее параметров, например денежных агрегатов М1, М2, в плане устойчивости и управления.
Для технических систем проблема устойчивости является приоритетной, для экономических систем управляемость и устойчивость — характеристики равноценные, поскольку характеризуют стабильность социально-экономической системы в целом. При этом задачи устойчивости присущи преимущественно экономической системе, задачи управляемости обусловлены социальными проблемами, но направлены на экономические объекты.
Устойчивость
Рис. 7.
Как уже отмечалось выше, управляемость и устойчивость — антагонистические понятия: повышение устойчивости ведет к уменьшению управляемости и наоборот (рис. 7).
Таким образом, одной из важнейших задач государственного регулирования экономики общества является поиск оптимума между управляемостью и устойчивостью основных экономических образований в рамках различных уровней государственной иерархии.
Новиков М. В., Саак А. Э., Портье М. В.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ТАГАНРОГЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
Еще 27 июля 1696 года Петр I выбрал мыс Таганний рог для строительства крепости на Азовском море, а в октябре уже была созвана Боярская Дума по вопросу о строительстве гавани в этом месте. В 1698 г., возвратившись из-за границы, Петр I передает дело постройки гавани итальянскому инженеру Матео Симунту, который 12 сентября 1698 г. официально возглавил сооружение гавани в Таганроге. Общее руководство строительными работами по гавани и крепости поручается сподвижнику Петра Великого Федору Матвеевичу Апраксину.
С 1700 г. начинает складываться устройство местной администрации. В 1702 г. Петром I произведено разделение России на губернии. Таганрог был причислен к Азовской губернии, с главным административным центром — городом Воронежем. Губернатором Азова был назначен И. А. Толстой — ближайший административный начальник. Высшую административную единицу занимал генерал-губернатор адмирал Апраксин. Непосредственное управление Таганрогом — городом-крепостью осуществляла приказная палата.
Необходимо заметить, что только в 1784 г. по указу Екатерины Великой Таганрогская крепость упраздняется и Таганрог приобретает статус города. Высшей управленческой инстанцией становится Екатерино-славское наместничество, которому подчинялась таможня (Адмиралтейский департамент) и губернатор Азова. Управление городом находилось непосредственно в руках коменданта Таганрогской крепости. В его ведении находились: три гарнизонных батальона, греческий магистрат, городской магистрат, управа благочиния, гражданский голова и староста, сиротский и словесный (позже Мировой) суды, таможня.
В 1797 г., по указу императора Павла, упраздняются наместничества — Таганрог вошел в состав Новороссийской губернии. Появилась новая административная единица — градоначальство, состоящая из города и прилежащих к нему земель, и должностное лицо — градоначальник, управляющий на правах губернатора.
В 1802 г., по приказу Александра I, Новороссийская губерния была разделена на три: Николаевскую, Таврическую и Екатеринославскую, из последней выделен Таганрогский уезд и создано Таганрогское градоначальство. Указом 1807 г. Таганрогу стали подчиняться по линии торговли купеческие навигации и полиция Ростова-на-Дону (до 1834 г.), Нахичевани и Мариуполя (до 1859 г.), а в 1816 г. в Таганрог были переведены все уездные учреждения.
В 1870 г. была проведена Городская реформа. Реализация этой реформы выразилась в усовершенствовании системы управления городом и, на наш взгляд, в некоторой степени была сходна с современной структурой Администрации г. Таганрога. Она разграничила функции Думы и