Научная статья на тему 'Дети военных чинов в горнозаводских школах Екатеринбурга (1726—1750 гг.)'

Дети военных чинов в горнозаводских школах Екатеринбурга (1726—1750 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Урал / горнозаводские школы / военные роты / дети нижних военных чинов / офицеров / распределение к делам / арифметическая школа / словесная школа / немецкая школа / солдатские дети / Екатеринбургские роты / Екатеринбургский завод / В.И. Геннин / В.Н. Татищев / И.И. Ползунов / Ural / mining schools / military companies / children of lower military ranks / officers / distribution to job / arithmetic school / verbal school / German school / soldiers' children / Ekaterinburg companies / Ekaterinburg plant / V.I. Gennin / V.N. Tatishchev / I.I. Polzunov

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сафронова Алевтина Михайловна

В статье впервые на основе архивных документов реконструируется история обучения детей военных в школах Екатеринбурга, не являвшаяся ранее предметом исследования. Раскрывается история формирования военных частей на территории горнозаводского Урала, политика верховной власти, Берг-коллегии, Сибирского обер-бергамта (1723—1734 гг.) и Канцелярии Главного правления Сибирских и Казанских заводов (с 1734 г.) в отношении детей военных чинов. Показывается, что впервые дети военных чинов стали зачисляться в школы с 1726 г., с 1735 г. — в обязательном порядке, проводились переписи этих детей, поиски отъехавших в другие населенные пункты. На основе анализа ведомостей учащихся школ устанавливается численность детей военных чинов в школах, их удельный вес (более 20-30% учащихся в словесной и арифметической школах), перевод в школы более высокой ступени — немецкую и знаменования (рисования). Особое внимание уделено детям офицеров, которые получая основы знаний на дому, собирались в школы Екатеринбурга со всех заводов. Показано, что с сентября 1742 г. дети нижних военных чинов получили приоритетное право наряду с сиротами, детьми отставных от дел обучаться в школах, получая казенное жалованье, дети мастеровых, составлявшие ранее большинство учащихся, могли учиться лишь с согласия отцов, за их счет. Многочисленные прошения о приеме детей в школы позволяют говорить о положительном отношении родителей и других родственников к обучению детей. Изучение решений начальства об определении учащихся к делам приводит к выводу, что дети военных использовались в основном в интересах горнозаводского ведомства: направлялись в копиисты, в ученики к маркшейдерам, геодезистам, лекарям, обучались механике, пробе металлов, их плавке. К военной службе они стали привлекаться лишь с 1743 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children of military officials in mining schools in Yekaterinburg (1726—1750)

The article reconstructs for the first time on the basis of archival documents the history of education of military children in schools of Yekaterinburg, which was not previously the subject of research. The history of formation of military units in the territory of the mining and factory Urals, the policy of the supreme power, the Berg-Collegium, the Siberian Ober-Bergamt (1723-1734) and the Office of the Main Board of the Siberian and Kazan factories (since 1734) in relation to the children of military officials is revealed. It is shown that for the first time children of military officials began to be enrolled in schools from 1726, from 1735 in a compulsory order, censuses of these children were conducted, searches for those who had left for other settlements, On the basis of the analysis of school student records the number of children of military officials in schools, their specific weight (more than 20-30% of students in verbal and arithmetic schools), transfer to schools of a higher level German and sign (drawing) is established. Special attention is paid to the children of officers, who, receiving the basics of knowledge at home, were going to the schools of Yekaterinburg from all the factories. It is shown that since September 1742 children of lower military ranks received the priority right, along with orphans, children of retired officers to study in schools, receiving a government salary, children of craftsmen, who were previously the majority of students, could study only with the consent of their fathers, at their expense. Numerous petitions for the admission of children to schools allow us to speak of the positive attitude of parents and other relatives to the education of their children. The study of the decisions of the superiors on the assignment of pupils to cases leads to the conclusion that military children were used mainly in the interests of the mining and factory department: they were sent to be copyists, apprentices to surveyors, geodesists, physicians, were trained in mechanics, metal sampling and smelting. They began to be involved in military service only since 1743.

Текст научной работы на тему «Дети военных чинов в горнозаводских школах Екатеринбурга (1726—1750 гг.)»

Сафронова А.М. Дети военных чинов в горнозаводских школах Екатеринбурга (1726—1750 гг.)

9 марта 2024 10:00 // 2024-1(38)

Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12. № 1. С. 3-3.

Nauka. Obsestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 1. P. 3-3.

УДК: 94(470.5)

DOI: 10.24412/2311-1763-2024-1-3-3

Поступила в редакцию: 08.02.2024 г. Опубликована: 10.03.2024 г. Submitted: February 8, 2024 Published online: March 10, 2024

Для цитирования: Сафронова А.М. Дети военных чинов в горнозаводских школах Екатеринбурга (1726—1750 гг.) // Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12, №1(38). С. 3-3.

https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-1-3-3.

For citation: Safronova A.M. Children of military officials in mining schools in Yekaterinburg (1726—1750). - Nauka. Obsestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2024;12(1):3-3. (In Russ.).

https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-1-3-3.

Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось. Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.

© 2024 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ © 2024 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)

ОБЩЕСТВО РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Оригинальная статья

ДЕТИ ВОЕННЫХ ЧИНОВ В ГОРНОЗАВОДСКИХ ШКОЛАХ ЕКАТЕРИНБУРГА

(1726—1750 гг.)

Сафронова Алевтина Михайловна 1

1 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Российская Федерация,

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4692-3025, e-mail: Alevtina.Safronova@gmail.com

Аннотация:

В статье впервые на основе архивных документов реконструируется история обучения детей военных в школах Екатеринбурга, не являвшаяся ранее предметом исследования. Раскрывается история формирования военных частей на территории горнозаводского Урала, политика верховной власти, Берг-коллегии, Сибирского обер-бергамта (1723— 1734 гг.) и Канцелярии Главного правления Сибирских и Казанских заводов (с 1734 г.) в отношении детей военных чинов. Показывается, что впервые дети военных чинов стали зачисляться в школы с 1726 г., с 1735 г. — в обязательном порядке, проводились переписи этих детей, поиски отъехавших в другие населенные пункты. На основе анализа ведомостей учащихся школ устанавливается численность детей военных чинов в школах, их удельный вес (более 2030% учащихся в словесной и арифметической школах), перевод в школы более высокой ступени — немецкую и знаменования (рисования). Особое внимание уделено детям офицеров, которые получая основы знаний на дому, собирались в школы Екатеринбурга со всех заводов. Показано, что с сентября 1742 г. дети нижних военных чинов получили приоритетное право наряду с сиротами, детьми отставных от дел обучаться в школах, получая казенное жалованье, дети мастеровых, составлявшие ранее большинство учащихся, могли учиться лишь с согласия отцов, за их счет. Многочисленные прошения о приеме детей в школы позволяют говорить о положительном отношении родителей и других родственников к обучению детей. Изучение решений начальства об определении учащихся к делам приводит к выводу, что дети военных использовались в основном в интересах горнозаводского ведомства: направлялись в копиисты, в ученики к маркшейдерам, геодезистам, лекарям, обучались механике, пробе металлов, их плавке. К военной службе они стали привлекаться лишь с 1743 года.

Ключевые слова: Урал, горнозаводские школы, военные роты, дети нижних военных чинов, офицеров, распределение к делам, арифметическая школа, словесная школа, немецкая школа, солдатские дети, Екатеринбургские роты, Екатеринбургский завод, В.И. Геннин, В.Н. Татищев, И.И. Ползунов

ВВЕДЕНИЕ

Среди видов начальных учебных заведений, действовавших в России в первой половине XVIII в., наиболее крупными являлись гарнизонные школы, находившиеся в ведении Военной коллегии. В них с 1721 г. обучались дети низших военных чинов, с 1736 г. — и дети офицеров на казенном жалованье. Их организация и развитие активно регламентировались государством. На территории горнозаводского Урала, находившейся под контролем Сибирского обер-бергамта (1723—1734) и Канцелярии Главного правления Сибирских и Казанских заводов (с октября 1734 г.), эти местные органы активно привлекали детей нижних военных чинов и офицеров в свои ведомственные школы, действовавшие в Екатеринбурге. В итоге это сыграло важную роль в обучении этих детей грамоте, арифметике, немецкому языку, рисованию и другим предметам. Из них формировались кадры специалистов горнозаводского дела, пополнялись и свои военные подразделения.

Проблема обучения в школах горнозаводского ведомства детей военных чинов, важная для изучения истории школьного образования как в масштабах России, так и Урала, не получила освещения в литературе, имеются лишь отдельные данные: Н.В. Нечаев сообщил о наличии сына пушкаря в арифметической школе Екатеринбурга в 1727 г.; в 1736 г. — трех детей солдат в словесной школе, двух — в арифметической, восьми — в немецкой, в отношении словесной данные явно заниженные [5, с. 57—60]. Интерес представляют сведения В.Н. Будрина о размерах жалованья военных на Урале в 1742 г.: у солдат — 10 руб., капралов —12, канониров —14, сержантов — 16 руб. в год [1, с. 64)]. Э.А. Пензин упомянул о наличии в 1728 г. в словесной школе ученика из служилых людей, в 1734 — 11 [6, с. 70]. Нами приведены данные о зачислении в 1732 г. детей драгун с южных рубежей Урала, списки детей с указанием должности отцов, принятых в немецкую школу, что позволяет выделить среди них детей военных [9, с. 32—33; 8, с. 45—135].

Учитывая не изученность темы, мы поставили целью реконструировать историю пребывания детей военных в горнозаводских школах, показать причины появления военных частей на территории Урала, раскрыть политику верховной власти, Берг-коллегии и местных органов по привлечению детей военных чинов в школы, установить их численность, показать отношение родителей к школьному обучению, раскрыть их последующую судьбу. Поскольку все воинские подразделения сосредотачивались в Екатеринбурге, в школы при этом заводе забирались дети офицеров и отставных военных чинов с других заводов, дети драгун с южноуральских рубежей, история пребывания детей военных в школах Екатеринбурга касается территории горнозаводского Урала в целом.

Источниками для изучения темы послужили указы именные, Сената, Берг-коллегии, местных органов — Обер-бергамта, Канцелярии, протоколы их заседаний. Изучались переписи детей, ведомости учащихся школ, подававшиеся с 1735 г. по третям года, доношения учителей, родителей, детей. При этом использовался историко-динамический метод, позволивший проследить изменения политики властей в отношении привлечения детей военных в школы; историко-сравнительный — для установления удельного веса детей военных чинов в школах в различные годы. Применялся историко-антропологический подход, предусматривающий осмысление проблем, стоявших перед учащимися и их родителями.

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННЫХ ЧАСТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРНОЗАВОДСКОГО ВЕДОМСТВА НА УРАЛЕ

Первые военные прибыли из Тобольска по требованию главы заводов генерал-майора В.И. Геннина в 1723 г. для строительства Екатеринбургского завода — два батальона Тобольского гарнизонного полка из четырех рот, около тысячи человек [4, с. 12—13]. В 1724 г. большинство солдат покинуло Екатеринбург, в 1727 г. еще 200 было переведено с основным полком в Забайкалье [4, с. 20; 7, с. 15]. По просьбам уральской администрации Сенат указом от 12 июня 1725 г. разрешил приписных к заводам крестьян, зачисленных в число рекрут, не отправлять в армию, а обучать заводскому мастерству, использовать «для охранения заводов и пограничных слобод» (37). Это положило начало систематическому переводу крестьян в число мастеровых, драгун и солдат.

В 1727 г. по указу Военной коллегии в Екатеринбурге была оставлена пехотная рота, подчиненная Екатеринбургским ротным делам, созданным в составе горнозаводского ведомства. Рота предназначалась для охраны крепости, караульной и противопожарной службы, посылок по заводам, сопровождения караванов с металлом в Москву и Санкт-Петербург. В Горном щите, в 19 верстах от Екатеринбурга, с 1721 г. размещалась рота Тобольского драгунского полка для охраны заводов и пограничных слобод Екатеринбургского и Тобольского ведомства (1, с. 435—436). В 1736 г. начала формироваться 2-я солдатская рота, в 1737 г. определены их штаты: капитан, 2 поручика или подпоручика, 2 прапорщика, 4 сержанта, 6 каптенармусов, подпрапорщиков и фурьеров, 12 капралов, 6 барабанщиков, 228 солдат. Постепенно была сформирована артиллерийская команда: штык-юнкер, сержант, 2 капрала, 12 пушкарей, 24 фузелера [3, с. 29—30], но эти штаты были введены в действие лишь в 1741 году.

ЗАЧИСЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ВОЕННЫХ В СЛОВЕСНУЮ И АРИФМЕТИЧЕСКУЮ ШКОЛЫ ЕКАТЕРИНБУРГА В 1726—1734 гг.

30 декабря 1726 г. в Сибирском обер-бергамте заслушивался указ Берг-коллегии от 20 сентября «о определении из драгунских и салдатских детей и протчих чинов людей, також и ис приписных сирот, кои неспособны ко обучению в школу, в горную и заводскую работы». Постановили: «сирот и всякого звания, також драгунских и салдатцких и других разночинцов ведомства Сибирского обер-бергамта детей малолетных определить всех в комплект по Табелю в школу для обучения», а возрастных — к мастерствам, «не обходя никого»; единственного сына оставлять при отцах. Табелью 1726 г. комплект учащихся словесной и арифметической школ на жалованье был установлен в 100 человек: по 2 руб. в год, ржаной муки по 1,5 пуда в месяц тем, чьи отцы имеют годовой оклад до 30 руб. (2).

Появились в школах и дети военных. В 1726 г. в ходе смотра молодых людей всех заводов был зачислен в арифметическую школу сын капитана Ранчковского, служившего в Колчеданском остроге Каменского дистрикта. В сентябре он уже числился в учениках «у платных дел», был надзирателем припасов, управителем Лялинского завода, шихтмейстером на Мотовилихинском в чине обер-офицера [10, с. 300—302]. В марте 1726 г. двое детей солдата Албычева зачислены в словесную школу, отец просил отдать младшего из школы с обязательством обучить грамоте за 3 года на дому. Власти разрешили с условием: обучить за 2 года, «за не выучку» уплатить штраф 20 руб. в пользу госпиталя (3). Старший Иван в феврале 1728 г. был определен в копиисты Обер-бергамта, служил надзирателем работ, управителем ряда заводов, в 1748 г. получил горный чин берггешворена [10, с. 273—274].

Нуждаясь в заполнении штатных должностей новых 8 заводов, 31 июля 1727 г. Геннин приговорил: «у всех здешних жителей мастеровых людей и бобылей и разночинцов забрать всех детей и родственников, которые обретаютца не у дел, ко смотру и переписать». В реестр попали двое детей солдата Олонецкого батальона Долгорукова, прибывшего с командой Геннина; племянник фарлауфера 11 лет, уже школьник, отец которого взят в солдаты на Каменский завод; пасынок кузнеца 10 лет, школьник, отец которого — сын драгуна Каменского завода и взят в солдаты. Детей школьного возраста у военных было еще мало, в июне 1728 г. в словесной числился сын умершего пушкаря (4); в арифметической школе — ни одного. Некоторые военные сами стали просить о приеме детей в школу с жалованьем, и их сразу зачисляли. Так, у канонира Иванова в октябре 1730 г. взяли «Ивана большего и меньшого» 11 и 8 лет для обучения словесному, писать, арифметике (5).

В 1732 г. были приняты дети драгун, положенные в подушный оклад. Указом от 23 августа 1731 г. Берг-коллегия предписала Обер-бергамту удовлетворить требование Военной коллегии — отправить с Урала в Сибирский полк драгунских детей, не положенных в подушный оклад, но детей, числившихся в окладе, переводить запретила, поскольку отвечала за поступление налогов от людей своего ведомства (6). Их отцы, крестьяне из приписных к Каменскому заводу острогов и деревень, ранее были зачислены в Тобольский драгунский полк и отправлены для защиты южных рубежей Урала от набегов соседей. Малолетние сыновья последовали с отцами в Царево Городище (Курган), Ишим, на Сакмару. По представлению В.И. Геннина Берг-коллегия разрешила этих детей забрать в Екатеринбург, возрастных распределить к горным делам, малолетних зачислить в школу. В октябре 1732 г. прибыли из Царева Городища и прилегающих слобод 18 подростков, пятерых из них определили в словесную школу. Вторая партия (21 человек) прибыла 19 декабря и 31 числа Обер-бергамт зачислил 11 из них для обучения (7). Таким образом, 16 драгунских детей, прибывших с пограничных рубежей, были взяты обучаться грамоте.

22 января 1733 г. учитель сообщал в Обер-бергамт, что драгунские дети, числящиеся учениками с 1 января, «беспрестанно о даче им жалованья просят», «здесь пропитания себе не имеют» (8). Видимо, еда, выданная родителями на дорогу, давно закончилась. Власти разрешили дать им жалованье раньше срока (за январь полагалось — в феврале), но до выплаты в марте им опять пришлось ждать вдвое дольше, чем остальным. Разместили детей на постой в домах чужих людей. Наверняка, им приходилось оказывать разные услуги за проживание, приготовление пищи или платить из жалованья. Непривычно было и пребывание в школе летом по 12, весной и осенью — по 9, зимой — по 7 часов (1, с. 100), участие по приказу начальства в выполнении срочных заводских работ, непривычных и тяжелых для детей. Двое из них оказались больны. Лекарь госпиталя свидетельствовал о «застарелой» «горляной» не излечимой болезни у одного; другой из-за болезни рук и ног, видимо, помороженных в пути, едва мог ходить, и их отпустили домой для платежа подушных денег (9).

В 1733 г. начались побеги детей драгун декабрьского набора — учитель сообщал в Обер-бергамт: двое сбежали в январе, двое — в феврале, один — в марте, четверо — в сентябре; привел данные о массовом использовании школьников на заводских работах: «А понеже оные ученики нынешнего лета при науках были малое время, но более что всегда в завоцких работах..., которая бывает им за малолетством их по силе и не по силе, и також платье и обувь носятся вдвое, а взять где, не имеют» (10). До 1732 г. подушную подать за детей драгун платили крестьяне и разночинцы Каменского дистрикта, но поскольку детей взяли в школу и «в работы» с предписанием — вычитать подушные деньги из их окладов, они стали взиматься из их жалованья, начиная с 1732 г. (11). Обязанность платить подушную подать, 1 руб. 10 коп., которая шла на содержание армии, лишала драгунских детей части скудного школьного жалованья, обрекала на голодное существование.

В январе 1733 г. в Обер-бергамте слушали именной печатный указ от 21 сентября 1732 г. о гарнизонных школах, согласно которому все дети солдат, драгун, рейтар, городовых казаков и прочих служилых от 7 до 15 лет, не положенные в подушный оклад, должны учиться в школе и оставаться в воинской службе по окончании обучения (36). Обер-бергамт приказал переписать детей Екатеринбургской солдатской и драгунской рот, не определенных к делам, с указанием имен, возраста, и одновременно — детей мастеровых. В Екатеринбурге из 88 учтенных детей 27 были солдатскими, а среди детей работников заводов числился сын драгуна, о котором требовались сведения — не записан ли в подушный оклад. В январе 1734 г. выяснилось, что в комплекте на жалованье всего 43 ученика из положенных 100, поэтому приказывалось дополнить их число за счет учтенных переписью 1733 г., и в марте состоялся массовый набор детей в школу, но из солдатских детей был принят лишь сирота Иван Красильников (12). Уральское начальство, естественно, стремилось обеспечить свои интересы и отдало предпочтение детям мастеровых.

Изменилось и отношение к детям, записанным в подушный оклад. В связи с введением новых штатов Геннин 10 мая 1734 г. предписал «разобрать» учеников; положенных в подушный оклад отпустить по домам. В словесной школе среди 43 учеников числились двое детей канонира Иванова и пятеро детей драгун, зачисленных в 1732 г., плативших оклад. В арифметической школе учились сыновья солдат 20 лет, в геометрии — Ефим Пастухов, положенный в подушный оклад в Каменской слободе (в школе с июня 1731); и Сергей Суслов, «в простых дробях» (с июля 1732). В ходе «разбора» оказалось, что многие из них понятливы, на жалованье им «издержан кошт немалой» и, если распустить по домам, выученное забудут. Поэтому 23 августа 1734 г. решено было оставить их для обучения (13).

ДЕТИ ВОЕННЫХ ЧИНОВ В СЛОВЕСНОЙ ШКОЛЕ ЕКАТЕРИНБУРГА (1735—1740-е гг.)

Новый начальник заводов В.Н. Татищев, вошедший в историю и как выдающийся деятель Просвещения, приняв от Геннина дела в октябре 1734 г., решил открыть словесные и арифметические школы при всех заводах, в Екатеринбурге еще и немецкую, латинскую, рисования; зачислять в них всех детей заводских жителей. 8 февраля 1735 г. были введены новые нормы жалованья учащимся, чьи родители имели оклады ниже 25 руб. в год и всем «иногородним»: в словесной школе — 3 руб. в год, в арифметической, немецкой, латинской — 4 руб., в чертежах, механике — 5 руб. Были проведены переписи детей, 3 ноября 1735 г. в Канцелярии обсуждались основные вопросы организации школ. 5 ноября «по пересмотру годных и негодных в школу» решили: малолетних всех по силе определения от 3 ноября 1735 г. обучать русской грамоте, обученных письму от 14 до 17 лет — немецкому языку, возрастных солдатских, не записанных в подушный оклад, определить в солдатскую роту (14).

В ведомости учеников словесной школы за 1/3 1737 г. впервые были показаны должности отцов (15). Среди принятых в ноябре 1735 г. числились дети канонира, сержанта, подпрапорщика и 20 солдат. Возраст их указывался на момент зачисления: в основном 6—7 лет, были 8, 10 и 11. В декабре 1735 г. зачислили еще трех детей 7—8 лет; в разные месяцы 1736 г. — 9 человек, т. е. с ноября 1735 и в 1736 гг. учиться грамоте было принято 35 детей военных чинов. Одновременно начальство начало розыск детей военных, выехавших с территории Екатеринбургского ведомства: в декабре 1735 г. воевода Шадринска выслал сына солдата Салмина; в апреле 1737 г. с Алапаевского завода был вызван сын служившего там канонира Аникина, с сыскной памятью туда отправили рассыльщика Канцелярии, оказалось, что сын живет в его доме Белослудской слободе, оттуда его и доставили в Екатеринбург. В июле 1735 г. на запрос Конторы судных и земских дел, включать ли детей драгун при переписи в число рекрут, решили: плативших оклад отпускать домой и в школы не зачислять (16).

Стали поступать и доношения-прошения о приеме в школу с назначением жалованья. В январе 1735 г. сын канонира Аврам Панкратова писал: «желаю я, нижайший, записатца и быть в здешной Екатеринбурхской школе для научения грамоте и писать, також арифметика и геометрии и протчему». В сентябре 1736 г. по прошению матери был зачислен сын солдата Яким Прокопьев, «которому уже по летам учитца можно», а старший уже обучался. 29 сентября 1736 г. удовлетворено прошение солдата Енисейского полка Ивана Ползунова от 27 числа о принятии в словесную школу сына Ивана 7 лет, будущего выдающегося изобретателя. В октябре 1736 г. солдат Замятин Тобольского полка определил сына Ивана 10 лет. В марте 1737 г. вдова бывшего барабанщика, служившего в Екатеринбургской роте Тобольского гарнизона Енисейского полка около 10 лет, просила за сына Дмитрия Сороченкова (17). Разные названия полков свидетельствуют, что солдаты Екатеринбургской роты ранее служили в Тобольске в разных полках. В 1727 г. Санкт-Петербургский был переименован в Тобольский, Московский — в Енисейский, Тобольский — в Якутский, в 1725 г. отправленный в Забайкалье [7, с. 14]. Безусловно, солдат, драгун и прочих военных чинов, служивших в горнозаводском ведомстве, привлекала возможность обучения детей в школах с получением материальной поддержки. Они понимали, что обучение в школе могло помочь детям продвинуться в будущей жизни, занять более престижные должности, получить горные или заводские чины.

Уральское начальство в марте 1737 г. организовало специальный набор детей военных в словесную школу от 6 до 15 лет. На основе сказок унтер-офицеров, капралов и солдат о детях, собранных от Екатеринбургских ротных дел, предписало: показанных в списке детей, не записанных в подушный оклад, взять в школу с назначением жалованья. В ведомости за 1/3 1737 г. видим результат — 15 апреля принято 13 детей солдат. Всего в этой ведомости числилось 193 ученика, разбитых на 3 класса, по 63, 25 и 105 человек. Среди них мы выявили 48 детей низших военных чинов, они

составили 24,8% учащихся, т. е. почти каждый четвертый ученик был из их числа! Помимо детей солдат, есть сыновья бывшего барабанщика, двух канониров, низших унтер-офицерских чинов — капрала, сержанта, подпрапорщика. Среди ранее зачисленных, с 11 марта 1734 г., числился сын умершего солдата 11 лет Иван Красильников.

В марте 1737 г. солдат Замятин опередил действия властей и сам отдал сына обучаться грамоте. Сын солдата Ульянов 7 лет, числившийся среди подлежащих обучению, 1 декабря 1737 г. был объявлен в Канцелярии подмастерьем Екатеринбургского завода как присланный к нему отцом с Кушвинского завода (почти за 200 верст) для отдачи в школу. В мае 1737 г. вдова солдата Евдокия Налимова похлопотала об обучении сына Моисея, которому шел еще 7-й год (18). В июле 1737 г. вдова, живущая в Екатеринбурге, Матрена Колмагорова просила взять в школу своего внука, Перфилея Бородулина, сына солдата, жившего со своей матерью в деревне Камышевской слободы. Ему 8-й год, ссылаясь на решение Канцелярии 1737 г. о наборе в школу детей разных чинов, просила послать в деревню за внуком. Сказкой показала, что ее сын солдат отправлен на Колывано-Воскресенский завод. Внука зачислили в школу, но по какой-то причине не прислали в Екатеринбург. В марте 1738 г. Матрена просит отпустить его с собой к сыну на Красноярские заводы, куда тот переведен по службе с Колывани. Власти позволили ей съехать, выдать паспорт, но внука — отдать в школу, поэтому Матрена решила остаться в Екатеринбурге, чтобы его «содержать здесь в призрении своем». К старосте Камышевской слободы отправили указ о высылке Перфилия, но тот сообщил о его смерти в этом году (19).

В 1740 г. была проведена перепись детей приказных, мастеровых и солдатских людей от 1 года до 13 лет, и 4 марта начальство приказало детей офицерских, солдатских, подьяческих, мастерских взять в школы. Зачисление состоялось 5 мая 1740 г., из 36 новичков 11 детей военных — сын умершего подпрапорщика 7 лет, капрала 9 и 7 лет, умершего капрала 8 лет; дети солдат, в основном 7 лет, по одному — 8 и 9 лет. (20). Солдаты и сами, не дожидаясь распоряжения властей, продолжали подавать доношения об определении сыновей в школу. В марте 1741 г. фурьер Екатеринбургской роты Каменщиков просил об обучении грамоте сына Семена 7 лет, «ибо за малым мне жалованьем обучать ево чем, не имею». В июне солдат Тараданов просил о пасынке 8 лет, сыне мастера, мотивируя тем, что «в таковые ево лета у протчих моей братьи екатеринбурхских солдат дети взяты к научению в школы грамоте и протчим наукам, а втуне время их не проходит». Сам солдат в подушном окладе, сын — нет. Сын солдата Иван Исаков 9 лет, принятый в январе, учивший часослов и писавший слова, умер в госпитале 7 декабря (21). Все эти прошения — свидетельство положительного отношения к обучению в школах детей со стороны нижних военных чинов и их родных, сформировавшееся в результате политики В.Н. Татищева по привлечению всех детей жителей заводов с 1735 года.

В июне 1741 г. в школу зачислили даже 21 подростка, в основном 16-18 лет, работавших подкладчиками на монетном дворе, но в связи с отменой печатания денег их направили учиться грамоте. Среди них — сын отставного драгуна Горин 20 лет, канонира — Панкратов 19 лет и солдата — Подкин 17 лет (22). Их отчислили из школы в 1737 г. из-за плохой успеваемости, но предпочли вернуть, чтобы завершить обучение грамоте, поскольку заводы из-за понижения уровня воды в прудах сократили производство и не нуждались в новых работниках.

11 сентября 1742 г. из-за хронического перерасхода сумм, положенных на школы заводскими штатами 1737 г., из-за больших расходов на выплату жалованья ученикам и увеличения их численности, уральское начальство решило закрыть школы при 7 заводах. Сокращался и круг учащихся, получавших казенное жалованье: только сироты, дети отставных, солдат и разночинцев. Таким образом, солдаты получили преимущество обучать детей в школах с назначением жалованья, в то время как дети мастеровых, заводских работников, составлявшие ранее большинство учащихся, стали приниматься лишь по желанию родителей, на «их коште». В конце 1742 г. дети военных составили 32,6% учащихся словесной школы — 30 из 92 учеников (23).

Согласно ведомости школы за 1/2 1743 г., в марте были приняты сын каптенармуса Козленкова 10 лет, заведовавшего оружием и припасами Екатеринбургской роты, и отставного драгуна Елистархова 13 лет, взятого с Каменского завода (90 верст) в связи с закрытием там школы. В 1744 г. подпрапорщик Пагадаев и солдат Огнев по своей инициативе отдали детей 6 и 7 лет, подпрапорщик, владевший грамотой, и доношение написал сам. В сентябре 1745 г. инициативу проявило уральское начальство, предписав «учинить опись» детям с 7 лет, «яко салдатским, отставных..., умерших», прислать их списки (24). К сожалению, нам не удалось выявить число детей служилых среди 43-х принятых, отметим лишь, что детей старше 12 лет для обучения грамоте брать в школу перестали.

На протяжении 1746 г. поступали доношения солдат, в т. ч. вышедших в отставку, о приеме в школу сыновей 7-8 лет. Отставной Рязанов просил сразу за двоих, 7 и 8 лет, записанных в подушный оклад. Сын умершего солдата Федор Налимов, сам солдат, просил о брате Матвее, которому шел 11-й год: во время переписи детей в ноябре 1745 г. он с матерью отъезжал на территорию Казанского горного начальства. Солдат Утешев объявил сына Семена 13 лет, которого «обучил своим коштом читать и писать, а ныне желаю, чтоб обучить арифметику и другим наукам», сын был учтен в переписи, но находился в это время в Тюмени. Начальство решило взять его в словесную или арифметическую школу, освидетельствовав в науке, «в которую способен явится» (25).

В 1747 г. просили о зачислении детей 7-8 лет трое солдат, а отставной Рязанов повторно хлопотал об этом. В первый раз из-за записи детей в подушный оклад ему отказали, на сей раз взяли. В мае 1748 г. по просьбе солдата Шевелева был взят его сын 7 лет, в мае 1749 г. зачислили сына солдата Котельникова 9 лет. Были прошения и об увольнении из школ для домашнего обучения. Бывший сержант Панаев в ноябре 1746 г. просил отдать детей Василия и Ивана из школы, чтобы обучить грамоте за год. Начальство потребовало через год предъявить для обучения другим наукам. В мае 1750 г. подпрапорщику Лысову и солдату Колобову отдали детей обучаться на дому с условием представить в указной срок «без всякого за собою удержания» (26).

Необычным способом был зачислен в школу 10-летний сын солдата Илья Волков. В мае 1746 г. с прочими «пришлыми» из Канцелярии генеральной ревизии Сибирской губернии мужского пола душ, действовавшей в Екатеринбурге, Илья был прислан с матерью и сестрой 7 лет при промемории в Канцелярию. Мать Орина, 25 лет, родилась в семье государственного крестьянина в деревне Балахнинского уезда Нижегородской губернии, вышла замуж за крестьянина, взятого на службу в лейб-гвардии Семеновский полк. Оставшись с малолетними детьми, в 1743 г. получила разрешение воеводы Балахны сойти «для прокормления» с паспортом, «ходила по разным местам, кормилась мирским подаянием». 6 июня уральское начальство зачислило Илью в школу с назначением жалованья (27). Случай показательный. Солдатке с детьми, чтобы прокормиться, пришлось в течение трех лет пройти более полутора тысяч верст. Уральское начальство на территории своего ведомства детей солдат, не только служащих, но и отставных, умерших, определяло в школу с назначением жалованья, как и других нижних военных чинов, не бросало их на произвол судьбы. В ведомости за 2/3 1749 г. в школе числилось не менее 36 детей военных из 160 учеников (22,5%), на деле их было больше — на нескольких страницах левая графа с данными об отцах не читаема.

Основываясь на данных ведомостей словесной школы, прошениях отцов о зачислении детей, можно утверждать, что тот или иной срок в словесной школе с 1726 г. обучалось грамоте по неполным данным около 120 детей военного ведомства.

ДЕТИ ВОЕННЫХ В АРИФМЕТИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ ЕКАТЕРИНБУРГА И ШКОЛЕ РИСОВАНИЯ

Овладевшие грамотой дети солдат переводились в школу второй ступени — арифметическую. Сравнение дат их поступления в словесную и перевода в арифметическую школу показывает, что часть детей служилых осваивала чтение и письмо за 2 года, другие — месяца на 2-3 дольше, у некоторых это растягивалось года на 3, а то и 4. Но целом, успеваемость детей военных была неплохой, они крайне редко фигурировали в списках «непонятливых». И в арифметической школе за год успевали освоить начала математики, включая тройное правило, и некоторых из них начинали распределять к делам.

В 1735—1737 гг. к обучению арифметике переводились по двое детей из драгун и солдат, на протяжении 1738 г. перевели уже 13 — 6 сыновей солдат, 2-х сержантов, 2-х драгун, канонира, пасынка подпрапорщика, фарлауфера, пушкаря. Среди них в сентябре был и Иван Ползунов 9 лет, освоивший грамоту за 2 года. Ученики школы часто использовались для письма в Канцелярии и конторах. Наиболее способные по очереди посылались посменно обучать арифметике на другие заводы из-за отсутствия там своих учителей: на Верх-Исетский, Уктусский, Полевской. Так, в 1740 г. сын сержанта Черепанов, изучавший геометрию, ездил на Полевской завод за 50 верст на 5 недель, сын отставного драгуна Черемисинов ходил на ближний Верх-Исетский 25 дней. В первой половине 1743 г. среди 113 учеников арифметической школы насчитывалось уже 23 сына военных, в основном солдат (22,1%), т. е. каждый 5-й ученик был из их числа; в 1749 г. из 107 — 35, т. е. 32,7% (28).

Проследим дальнейшую судьбу первых учащихся арифметической школы. Двое детей драгун, привезенных в Екатеринбург в 1732 г., в июне 1735 г. дошли до арифметики, и через год были определены в куренные надзиратели на Полевской и Северский заводы. Сын солдата Евсеев, осиливший большую часть грамоты на дому, за год освоил арифметику и был определен в ученики плавильного дела. Сын умершего солдата Красильников, дойдя до копирования чертежей, взят в ученики геодезии, как и пасынок солдата Егор Сунгуров. Сын отставного драгуна Иван Лоскутов, из начал геометрии, в феврале 1740 г. отдан в пробирные ученики. Трое учеников, сыновья отставного драгуна, солдата и сержанта, были назначены копиистами. В марте 1742 г. Иван Ползунов и сын отставного драгуна Семен Черемисинов, из начал геометрии, были переведены в ученики механики (29).

В феврале 1737 г. сразу же в арифметическую были зачислены сын умершего капитана Сибирского гарнизона Алексей Порецкий 15 лет, учивший уже раздробление и тройное правило, и сын поручика Василий Суворов 18 лет, через год приступивший к геометрии. Порецкий дорос до управляющего Сылвенским заводом, в 1750-е гг. стал секретарем Канцелярии, потом третьим членом, в 1763 г. получил чин коллежского асессора (30); [10, с. 299—300].

Несколько детей военных были определены учиться в школу знаменования (рисования), число ее учащихся до приостановки деятельности в мае 1745 г. было небольшим: 4, 6-10 учеников, и отбирали их, видимо, с учетом способностей. Среди первых ее учащихся — сын солдата Семен Звонарев 18 лет, переведенный из арифметической (ноябрь 1735); сын капрала Гаврило Панаев, взятый из словесной (1736); солдатские — Тимофей Прокопьев, Егор Сунгуров, Степан Лопаницын (1739); Тимофей Петров (1740); Тимофей Прокопьев (1744). Они обучались рисунку, живописи, арифметике, раскрашиванию карт. Звонарев, год проучившись, на 3 месяца был взят для помощи геодезисту при проведении картографических работ, в феврале 1739 г. распределен в ученики геодезии. Егор Сунгуров в 1749 г. был представлен надзирателем школ на должность подмастерья знаменования и «малевания» в помощь учителю, поскольку рисованию должны были обучаться и все ученики арифметической школы, приступившие к геометрии, но Сунгурову поручили «смотрение иметь... над каменною мраморною фабрикою и притом самому тому каменному делу и вождению машин практикою обучаться». В 1751 г. он официально был назначен смотрителем первой камнерезной фабрики Екатеринбурга (31).

ДЕТИ НИЖНИХ ЧИНОВ И ОФИЦЕРОВ В ШКОЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Как только в ноябре 1735 г. открылась немецкая школа, дети военных чинов стали зачисляться и в нее. Школа считалась элитной, наряду с немецким языком и первыми основами латинского, здесь изучали математику, рисование, основы

истории и географии. На основе анализа данных о социальной принадлежности учащихся можно говорить об обучении в ней до середины века, по далеко неполным данным, по меньшей мере 24 детей нижних военных чинов: 15 солдат, 3 канониров, 2 детей драгун, сержанта присланных в 1732 г. с южных рубежей, затинщика, фурьера, сержанта, подпрапорщика.

Сыны отставных драгун Никифор Голомолзин в 1737 г. был взят к лекарским делам, вырос до подлекаря уральских заводов, Иван Бердников был распределен в геодезические ученики (1738); маркшейдерским учеником стал сын канонира Федор Пахоруков (1740); в ученики лекаря взят сын солдата Иван Каменщиков (1744) (32).

В немецкую школу зачислялись дети офицеров, получивших домашнее образование (6 человек). В 1736 г. был принят сын поручика Сикорского, участника Северной войны, присланного в 1727 г. из лейб-гвардии Московского гарнизона, Иван 12 лет, и сын поручика Сибирского гарнизона Иван Костыгин 17 лет, в 1738 г. назначенный в пробирные ученики Пермского горного начальства. На горнозаводской службе Костыгин дорос до управителя Егошихинского, Полевского заводов, главы Казанского горного начальства, получил чин берггешворена. Алексей Княгинкин 10 лет, сын умершего капитана из Тобольска, в июле 1737 г., став учеником немецкой школы, в марте 1747 г., получил сразу назначение унтер-шихтмейстером на Кушвинский завод, управлял Полевским, Алапаевским заводом, возглавлял Пермскую контору судных и земских дел, получил чин гиттенфервальтера (33) [10, с. 290—292].

Из Сибирской губернской канцелярии в феврале 1736 г. был прислан Иван Парфентьев, сын подполковника Сибирского драгунского полка 10 лет, но в июле 1737 г. его отпустили для содержания дома после смерти отца. Подполковник Уфимского пехотного полка Чемодуров решил дать сыну Александру 13 лет хорошее образование в немецкой школе и из Самары отослал его в Екатеринбург, где тот обучался с февраля 1738 до сентября 1739 г. и вернулся в Самару, чтобы отправиться на смотр дворянских детей в Москву или Петербург. Иван Брандт, сын капитана, полицмейстера Екатеринбурга, с января 1746 г. — ученик немецкой, с июля 1749 г. — латинской школы. В сентябре 1750 г. он подал прошение об определении «к делу, к какому он будет способен»: умер отец, дети и дворовые люди «претерпевают нужду»; он «обучил по-руски, по-немецки читать и писать, и арифметике и геометрии до расчисления корпусов прошел, да и знаменования первые две части один раз прорисовал и для обучения пробирному делу в лабораторию ходил». Начальство определило его унтер-шихтмейстером при Екатеринбургской заводской конторе с жалованьем 18 руб., предписав при этом заканчивать науки, но карьеру сделать он не успел, утонув в 1754 г. в Полевском пруду (34).

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СОЛДАТ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

Поскольку Екатеринбургские роты могли активно пополняться за счет рекрутов, детей солдат зачисляли в них редко. В 1741 г. впервые взяли в солдаты школьника, сына отставного мастера; в 1743 г. из арифметической определили в денщики сына солдата 20 лет Чепурина. В апреле 1744 г. трое детей солдат сами захотели пойти по стопам отцов. Тихон Выдрин писал в доношении: в 1743 г. переведен в арифметику, «но та наука дается мне весьма невнятно», мне 18-й год, отец, солдат Екатеринбургских рот, умер в 1731 г. «Я же охоту имею быть в солдатех же». Иван Лаптев сообщал: «Имею я. охоту в солдатскую службу» в комплект. Отец «пришел в старость, к тому ж он болен ногами и глазами», объявлен с престарелыми в Канцелярию к отставке от ротных дел, «и мундиры все отобраны», малым же школьным жалованьем не только отца содержать, «но и самому себя содержать нечем». Степан Лопаницин из знаменования: «за возрастом...стал быть непонятен». Была запрошена справка о наличии вакансий при Екатеринбургских ротах. Оказалось, их 10, но 8 солдат сопровождали караван с металлом в столицу, по возвращении их введут в комплект, поэтому вакансий две. Уральское начальство в июне решило: представить к смотру в Канцелярию всех возрастных учеников, детей солдат, определить в комплект двух самых старших, остальных зачислять по мере появления свободных мест. 5 июля был издан указ об этом и в роту назначены Лаптев и Дамесов 21 и 20 лет. К ротным делам отсылалась «Роспись оставших в школах возрастным солдатским детям» 18, 19 и 20 лет, семи учащихся из всех школ (35).

САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ ВЫПУСКНИК ЕКАТЕРИНБУРГСКИХ ШКОЛ — СОЛДАТСКИЙ СЫН ИВАН ИВАНОВИЧ ПОЛЗУНОВ

Пройдя обучение в словесной, арифметической школах (1736—1742), в течение 5 лет — учеником механики, в 1747 г. Ползунов был направлен на Колывано-Воскресенские заводы в Барнаул, получил должность гиттеншрейбера, в 1750 г. стал унтер-шихтмейстером, сопровождал в Санкт-Петербург караван золота и серебра в 1758 г., в 1759 — получил первый обер-офицерский чин шихтмейстера. В 1763 г. представил проект «огненной машины» — первый в мире двухцилиндровый двигатель, работающий без какого-либо использования гидравлической энергии, без воды. Президент Берг-коллегии И.А. Шлаттер высоко оценил проект, предложив наградить изобретателя крупной суммой в 400 руб. и присвоить ему чин сразу на две ступени выше. Екатерина II утвердила это предложение, Ползунов произведен в «механикусы с чином и званием инженерного капитан-поручика». В марте 1764 г. он создал новый проект машины, в 15 раз мощнее предыдущей, началось ее строительство. Но за неделю до пробного пуска изобретатель скончался от чахотки, 16 мая 1766 г. [2]. Имя Ползунова носят Колыванский камнерезный завод, Алтайский государственный технический университет, железнодорожная станция, горно-металлургический колледж в Екатеринбурге и улицы многих городов в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, дети военных чинов Екатеринбургских солдатских рот, роты Тобольского драгунского полка, забирались для обучения в школы горнозаводского ведомства. Если с 1726 г. они привлекались от случая к случаю, то с 1735 г.

стали проводиться коллективные наборы и дети военных составляли более 20—30% учащихся. В арифметическую и особенно немецкую школы привлекались дети офицеров со всех заводов, также из Тобольска, Самары. С 1742 г. дети низших военных чинов получили преимущественное право наряду с детьми отставных от дел, сирот на обучение с сохранением казенного жалованья. Обучение в школах стало притягательным для военных чинов, о чем свидетельствуют прошения о зачислении их детей в школы. Их распределяли в копиисты, в ученики к заводским специалистам, обучали маркшейдерству, геодезии, механике, пробе металлов, лекарскому делу. К службе в Екатеринбургских ротах они стали привлекаться лишь с 1743 года. Результаты исследования, проведенного нами, могут стать основой для сравнения обучения детей военных в горнозаводских школах с гарнизонными школами, находившихся в ведении Военной коллегии, для выявления общего и особенного в их организации и деятельности.

Примечания

1. Геннин В. Описание Уральских и Сибирских заводов 1735. М.: Гос. изд-во «История заводов», 1937. 656 с.

2. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 24. Оп. 12. Д. 194. Л. 155—155 об.; 465—465 об.; Д. 10. Л.

92.

3. ГАСО. Ф. 24. Оп. 12. Д. 194. Л. 94 об.

4. ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 177. Л. 77, 81, 94 об.— 95, 101 об.

5. ГАСО. Ф. 24. Оп. 12. Д. 201. Л. 162 об.

6. ГАСО. Ф. 24. Оп. 12. Д. 207. Л. 168—168 об.

7. ГАСО. Ф. 24. Оп. 12. Д. 207. Л. 168 об., 512 об.—513 об.

8. ГАСО. Ф. 24. Оп. 12. Д. 209. Л. 87 об.—88.

9. ГАСО. Ф. 24. Оп. 12. Д. 207. Л. 400—400 об.; Д. 209. Л. 82 об.—83.

10. ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 381. Л. 1—12, 186; Оп. 12. Д. 209. Л. 112, 285—285 об.

11. ГАСО. Ф. 24. Оп. 12. Д. 210. Л. 63—63 об.

12. ГАСО. Ф. 24. Оп. 12. Д. 209. Л. 101—101 об.; Оп. 1. Д. 460. Л. 10—15

13. ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 506. Л. 1—2, 88 об.— 89, 86—86 об., 100.

14. ГАСО. Ф. 24. Оп. 12. Д. 217. Л. 64; Д. 226. Л. 11-13.

15. ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 694. Л. 96-121.

16. ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 624. Т. 1. Л. 46; Д. 691. Л. 37-43, 158—159.

17. ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 577а. Л. 105—106; Д. 624. Т. 2. Л. 595 -об., 601—602; Д. 692. Л. 289-290, 397.

18. ГАСО. Ф. 24. Оп. 12. Д. 242. Л. 124; Д. 692. Л. 172—173, 493—494.

19. ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 691. Л. 14—17; Д. 760. Л. 106-108.

20. ГАСО. Ф. 24. Оп. 12. Д. 278. Л. 14.

21. ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 907. Л. 92; Д. 2321. Л. 12—13; Д. 957. Л. 8 об.

22. ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 906. Л. 147—148.

23. ГАСО. Ф. 24. Оп. 12. Д. 308. Л. 86; Оп. 1. Д. 957. Л. 19—26.

24. ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1039. Л. 124-124 об; Д. 1035. Л.140,174 об.; Д. 2321. Л. 140 об.

25. ГАСО. Ф. 24. Оп. 12. Д. 350. Л. 370; Д. 2321. Л. 241—242; Д. 1128. Л. 94.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. ГАСО. Ф. 24. Оп. 12. Д. 370. Л. 84; Д. 376. Л. 87; Д. 388. Л. 14—15; Д. 358. Л. 281—282; Д. 400. Л. 2—3.

27. ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1128. Л. 156—157.

28. ГАСО. 306. Ф. 24. Оп. 1. Д. 737. Л. 119—129; Д. 756. Л. 74—89; Д. 957. Л. 14—16 об.; Д. 1039. Л. 131-135; Д. 1248. Л. 298—

29. ГАСО. Ф. — 91 об. 24. Оп. 1. Д. 625. Л. 107—107 об., 1 об.; Д. 602. Л. 58; Д. 756. Л. 74, 76, 88; Д. 857. Л. 53; Д. 957. Л. 15 об., 91

30. ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 756. Л. 76; Д. 816. Л. 8—15 об.

31. ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 625. Л. 114; Д. 1035. Л. 64; Оп. 12. Д. 389. Л. 108—110; Д. 411. Л. 35.

32. ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 756. Л. 97; Д. 692. Л. 85—86; Д. 857. Л. 61.

33. ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 694. Л. 318—320; Д. 760. Л. 97—100; Оп. 12. Д. 362. Л. 215.

34. ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 692. Л. 607—617; Д. 816. Л. 81; Оп. 12. Д. 404. Л. 10—14.

35. ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 957. Л. 16 об.; Д. 1039. Л. 131 об.; Д. 1035. Л. 61-68.

36. Полное собрание законов Российской империи. 1-е собр. СПб: Типография 2-го Отд-ния Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1830. Т.8. № 6188.

37. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 271. Оп. 1. Д. 5. Л. 180 об.

Список литературы

1. Будрин В. Н. Горнозаводские школы Урала в XVIII и в начале XIX в. // Материалы второй науч. конф. по истории Екатеринбурга—Свердловска. Свердловск: [б. и.], 1950. С. 45—98.

2. Виргинский В. С. Иван Иванович Ползунов (1729—1766). М.: Наука, 1989. 165 с.

3. Земцов В. Н., Ляпин В. А. Екатеринбург в мундире. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. Изд-во, 1992. 240 с.

4. Корепанов Н. С. Первый век Екатеринбурга. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. 274 с.

5. Нечаев Н. В. Школы при горных заводах Урала в первой половине 18-го столетия: К истории профессионального образования в России. М.: Гудок, 1944. 120 с.

6. Пензин Э. А. Школы при горных заводах Урала в первой трети XVIII в. (по документам местных органов горнозаводского управления) // Общественно-политическая мысль дореволюционного Урала. Свердловск, 1983. С. 57—75.

7. Пузанов В. Д. Гарнизонные полки Сибири и башкирское восстание 1735—1741 гг. // Вестник Сургутского государственного университета. 2015. Вып. 4 (10). С. 14—20.

8. Сафронова А. М. Первые иноязычные школы раннего Екатеринбурга (1735—1750-е гг.). Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. 432 с.

9. Сафронова А. М. Первые школы Екатеринбурга (1724—1734): К 275-летию основания. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. 144 с.

10. Цеменкова С. И., Черноухов А. В. Руководители аппарата горнозаводской власти Урала в 20-е — 50-е гг. XVIII в.: биографический справочник. СПб.: Алетейя, 2022. 446 с.

Информация об авторе

Сафронова Алевтина Михайловна, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры документоведения, архивоведения и истории государственного управления Уральского федерального университета, г. Екатеринбург, Российская Федерация.

Автор-корреспондент

Сафронова Алевтина Михайловна, e-mail: Alevtina.Safronova@gmail.com

RUSSIAN SOCIETY: HISTORY AND MODERNITY

Original Paper

Children of military officials in mining schools in Yekaterinburg (1726—1750)

Alevtina M. Safronova 1

1 Ural Federal University,

Yekaterinburg, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4692-3025, e-mail: Alevtina.Safronova@gmail.com

Abstract:

The article reconstructs for the first time on the basis of archival documents the history of education of military children in schools of Yekaterinburg, which was not previously the subject of research. The history of formation of military units in the territory of the mining and factory Urals, the policy of the supreme power, the Berg-Collegium, the Siberian Ober-Bergamt (17231734) and the Office of the Main Board of the Siberian and Kazan factories (since 1734) in relation to the children of military officials is revealed. It is shown that for the first time children of military officials began to be enrolled in schools from 1726, from 1735 - in a compulsory order, censuses of these children were conducted, searches for those who had left for other settlements, On the basis of the analysis of school student records the number of children of military officials in schools, their specific weight (more than 20-30% of students in verbal and arithmetic schools), transfer to schools of a higher level - German and sign (drawing) is established. Special attention is paid to the children of officers, who, receiving the basics of knowledge at home, were going to the schools of Yekaterinburg from all the factories. It is shown that since September 1742 children of lower military ranks received the priority right, along with orphans, children of retired officers to study in schools, receiving a government salary, children of craftsmen, who were previously the majority of students, could study only with the consent of their fathers, at their expense. Numerous petitions for the admission of children to schools allow us to speak of the positive attitude of parents and other relatives to the education of their children. The study of the decisions of the superiors on the assignment of pupils to cases leads to the conclusion that military children were used mainly in the interests of the mining and factory department: they were sent to be copyists, apprentices to surveyors, geodesists, physicians, were trained in mechanics, metal sampling and smelting. They began to be involved in military service only since 1743.

Keywords: Ural, mining schools, military companies, children of lower military ranks, officers, distribution to job, arithmetic school, verbal school, German school, soldiers' children, Ekaterinburg companies, Ekaterinburg plant, V.I. Gennin, V.N. Tatishchev, I.I. Polzunov

References

1. Budrin, V. N. (1950) Gornozavodskie shkoly Urala v XVIII i v nachale XIX v. [Mining schools of the Urals in the 18th and early 19th centuries]. In Materialy vtoroi nauch. konf. po istorii Ekaterinburga—Sverdlovska. Sverdlovsk. pp. 45-98. (In Russ.).

2. Virginskii, V. S. (1989) Ivan Ivanovich Polzunov (1729—1766). Moscow. 165 p. (In Russ.).

3. Zemtsov, V. N.; Lyapin, V. A. (1992) Ekaterinburg v mundire [Yekaterinburg in uniform]. Yekaterinburg, Sredne-Ural'skoe knizhnoe izdatel'stvo publ. 240 p. (In Russ.).

4. Korepanov, N. S. (2005) Pervyi vek Ekaterinburga [The first century of Yekaterinburg]. Yekaterinburg, Bank kul'turnoi informatsii publ. 274 p. (In Russ.).

5. Nechaev, N. V. (1944) Shkoly pri gornykh zavodakh Urala v pervoi polovine 18-go stoletiya: K istorii professional'nogo obrazovaniya vRossii [Schools at the Ural mining plants in the first half of the 18th century: Toward the History of Vocational Education in Russia]. Moscow, Gudok publ. 120 p. (In Russ.).

6. Penzin, E. A. (1983) Shkoly pri gornykh zavodakh Urala v pervoi treti XVIII v. (po dokumentam mestnykh organov gornozavodskogo upravleniya) [Schools at the Ural mining plants in the first third of the XVIII century (based on the documents of the local bodies of mining and plant management)]. In: Obshchestvenno-politicheskaya mysl' dorevolyutsionnogo Urala. pp. 57—75. (In Russ.).

7. Puzanov, V. D. (2015) Garnizonnye polki Sibiri i bashkirskoe vosstanie 1735—1741 gg. [The garrison regiments of Siberia and the Bashkir uprising of 1735—1741]. In: Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo universiteta. Vol. 4. pp. 14—20. (In Russ.).

8. Safronova, A. M. (2020) Pervye inoyazychnye shkoly rannego Ekaterinburga (1735—1750-e gg.) [The first foreign-language schools of early Yekaterinburg (1735—1750s)]. Yekaterinburg, Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta publ. 432 p. (In Russ.).

9. Safronova, A. M. (2000) Pervye shkoly Ekaterinburga (1724—1734): K 275-letiyu osnovaniya [The first schools of Yekaterinburg (1724—1734): To the 275th anniversary of the foundation]. Yekaterinburg, Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta publ. 144 p. (In Russ.).

10. Tsemenkova, S. I., Chernoukhov, A. V. (2022). Rukovoditeli apparata gornozavodskoi vlasti Urala v 20-e — 50-e gg. XVIII v.: biograficheskii spravochnik [Heads of the apparatus of the mining authorities of the Urals in the 20s — 50s of the XVIII century: biographical reference]. Saint Petersburg, Aleteya publ. 446 p. (In Russ.).

Information about the author

Alevtina M. Safronova, Dr. Sci. (History), Assoc. Prof., Professor of the Department of Document Management, Archival Science and History of Public Administration, Ural Federal University, Ekaterinburg, Russian Federation.

Corresponding author

Alevtina M. Safronova, e-mail: Alevtina.Safronova@gmail.com Nauka. Obsestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 1. P. 3-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.