Научная статья на тему 'Дети Израиля'

Дети Израиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1335
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗРАИЛЬ / ЕВРЕИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Маргарита Владимировна

Государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948 г. в соответствии с планом разделения Палестины, принятым ООН. Тысячи и сотни тысяч евреев переехали в разное время в Израиль из разных концов света. «Потомки Царя Давида» начали свое воссоединение с культурой предков, сохранившейся даже в рассеянии. Евреи веками хранили и передавали нравственные ценности от поколения к поколению, осознавая, какую при этом особую роль играют дети. Именно они начинают познавать и принимать с молоком матери культуру своего народа, через детей еврейский народ передает все свои главные ценности, поэтому дети Израиля самые главные граждане страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дети Израиля»

М. В. Воробьева

Дети Израиля

Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих. Книга притчей Соломоновых, гл.4 (7)

Государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948 г. в соответствии с планом разделения Палестины, принятым ООН. Тысячи и сотни тысяч евреев переехали в разное время в Израиль из разных концов света. «Потомки Царя Давида» начали свое воссоединение с культурой предков, сохранившейся даже в рассеянии. Евреи веками хранили и передавали нравственные ценности от поколения к поколению, осознавая, какую при этом особую роль играют дети. Именно они начинают познавать и принимать с молоком матери культуру своего народа, через детей еврейский народ передает все свои главные ценности, поэтому дети Израиля - самые главные граждане страны.

Воробьева Маргарита Владимировна - кандидат педагогических наук, руководитель ресурсного центра «Маленькие гении», детский сад № 2523 «Академия детства», г. Москва.

Ребенок ничего не должен

Детей в семье должно быть много. Отношение израильтян к детям трепетное - выражается в формуле, которую исповедуют все взрослые - маленький ребенок НИЧЕГО не должен. Самый важный принцип - не просто развивать ребенка в каких-то отдельных направлениях, но видеть его как целое, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей - эмоциональных, интеллектуальных и физических. Для детей в Израиле созданы все условия, чтобы они были здоровыми и счастливыми. Особенно внимательно израильтяне относятся к детям дошкольного возраста.

Основная особенность системы израильского дошкольного образования - отсутствие жестких стереотипов, инструкций и регламента (образовательных и воспитательных), которым необходимо подчиняться всем, кто работает в детском саду.

Рациональное использование всех помещений

Организацией детских садов в Израиле занимаются государственные, муниципальные, местные власти и кибуц. Как, правило, для детских садов выделяются или строятся

отдельные здания, специально предназначенные для дошкольников.

В Израиле мало земли, поэтому для прогулок в детских садах отводятся маленькие площади, которые обязательно закрыты тентом, т. к. солнечные дни преобладают, а температура воздуха с апреля месяца постоянно повышается и может достигать в летнее время +40-45 градусов.

Проекты зданий нельзя назвать «типовыми», в отличие от наших детские сады в Израиле разные по архитектуре. Объединяет их один принцип - рациональное использование всех помещений учреждения. В групповых комнатах

(площадь не более 50 кв. м) нет спален, отсутствуют специальные раздевальные помещения, просторные холлы используются для совещаний, консультаций, педсоветов, тренингов, встреч с родителями; хорошо оборудованы, оформлены и функциональны коридоры, в которых есть «уголок достижений ребенка». Учитывая специфику дошкольного учреждения, «нормативные» (общеобразовательные) или для детей-инвалидов, проектировщики предусматривают в детских садах кабинеты для индивидуальных занятий с логопедом, социальным работником, трудотерапии, музыкальных занятий, сенсорные комнаты, физкультурные залы. В зависимости от финансирования (государственное, частное, спонсорское) и формы собственности, в детском саду может быть бассейн, специально оборудованный тренажерный зал, лифт для подъема детей-инвалидов, настил, пандус.

Обычно в детском саду работают от двух до восьми дошкольных групп, в каждой от 15 до 17 детей. В детских садах для детей-инвалидов в группах (классах) 5-8-10 детей, общее количество не более 76, превышать норму комплектования нельзя.

Религиозные и светские

Детский сад дети могут посещать начиная с трех лет. Согласно Закону о всеобщем обязательном образовании 5-6-летние дети должны обязательно ходить в детский сад.

Ответственность за исполнение закона берут на себя родители. Посещение обязательной (предшкольной) группы бесплатно.

Среди государственных детских садов есть религиозные и светские. Существуют частные детские сады, принадлежащие разным религиозным и общественным организациям. Они тоже получают от министерства образования рекомендации и финансирование. Кстати, все, что касается еврейских праздников, изучают и в религиозных, и в светских садах, хотя подход к этому несколько разный.

Для маленьких детей (с 6 месяцев или 1,5 лет) организованы ясли, которые не входят в систему государственного образования. Если в частном детском саду или в кибуце находится 10 и более детей от 3 до 6 лет, то они должны находиться под инспекцией министерства образования, а педагоги работать с учетом определенных требований.

Учебный год в детских садах начинается в сентябре, заканчивается в июне, каникулы длятся два месяца - июль и август.

В детский сад дети приходят к 7.30 и могут находиться там до 13.00. Это время оплачивается родителями, государством или муниципалитетами, последующее пребывание детей оплачивается по договоренности с родителями дополнительно, но в 16.00-17.00 детский сад заканчивает свою работу. Оплата за детский сад 400 шекелей, что составляет примерно 130 $ в месяц. Если родители не могут полностью вносить такую сумму, но им необходимо «продолженное» пребывание малыша в детском саду, часть оплаты производит муниципалитет города или кибуц.

Детям - только качественные продукты

С 7.30 до 13.00 играют, гуляют, занимаются. Питание в детских садах трехразовое: первый завтрак - 8.30, в 10.30-10.45 - второй легкий завтрак, который помогают организовать мамы-волонтеры, в 12.30-13.00 горячий обед, состоящий из четырех блюд (салат, суп, горячее, напиток). Дети, которые остаются на «продолженное» время, получают еще полдник.

Организация питания детей и отношение к нему достаточно демократичное. Завтраки состоят из того, что приносят для детей родители из дома, если необходимо, пищу можно подогреть в микроволновой печке. Детский сад самостоятельно за свои средства покупает фрукты, соки. Обеды привозят готовые и оплачиваются за счет муниципалитетов или ки-буц. В детском саду ответственности за качество продуктов никто не несет, т. к. все продукты подвергаются специальной санитарной экспертизе в магазинах и комбинатах, снабжающих

детские учреждения. Именно они полностью отвечают за качество продуктов.

Продукты, из которых готовится детская еда, на 70% происходят от биологически чистой культивации, т. е. без вредных для здоровья веществ. Строгие правила выбора продуктов, способы их приготовления, запрет собирать урожай с одного и того же поля в каждый седьмой «шабатный» год, приготовление пищи только иудеями - все это особый знак качества.

За здоровье отвечает семейный доктор

В штате сотрудников детского сада нет медсестры и врача. Врач приходит только в детские сады для детей-инвалидов два раза в неделю на консультации. Директор приглашает разных врачей-специалистов, в которых нуждаются его воспитанники. За здоровье детей целиком отвечает семейный доктор. Никто другой не имеет право вмешиваться в процесс постановки диагноза, лечения, назначения процедур и др. Если ребенку в детском саду требуется медицинская помощь, то сначала срочно информируются родители, а они ставят в известность семейного доктора. Семейный доктор принимает решение, что делать с ребенком.

Это еще одна особенность организации и функционирования дошкольных учреждений Израиля. Детские сады отвечают только за воспитание и образование, а все «вспомогательные» службы несут ответственность за качественное функционирование детского сада, которые, в свою очередь, строго контролируются, например, мэрией.

«Тохнит мисгерет» - программа, определяющая рамки

Существующая на сегодняшний день учебная программа для детских садов была разработана 15 лет назад. Она представляет собой сборник рекомендаций для педагога. На иврите программа называется «Тохнит мисгерет» -«программа, определяющая рамки», в которых специалист должен планировать свою работу. В сборнике рекомендаций определены цели и принципы образования. То есть то, к чему детей нужно привести и как этого достичь. Воспитатель сам выбирает, что подходит детям. Ориентируется не только на возраст детей, но и учитывает культурную среду и обстановку, в которой живут воспитанники: кто их

родители, что важнее для этих детей, что их интересует? Чтобы ответить на эти вопросы, педагог самостоятельно выбирает рекомендации в пределах существующих рамок. Программа охватывает рамки таких областей знаний, как математика, устная и письменная речь, наука и технология, физкультура, искусство.

Контроль за работой всех специалистов, педагогов и обслуживающего персонала детского сада осуществляет директор. Он же набирает штатных сотрудников, количество которых определяется финансовыми возможностями учреждения. Чем лучше и крепче финансовая составляющая, тем больше сотрудников руководитель может принять на работу. Основной педагогический состав: логопед, психолог, социальный работник, физиотерапист (воспитатель или инструктор по физкультуре со специализацией ЛФК), воспитатель, помощник воспитателя, волонтеры из израильской армии (солдаты альтернативной службы) и из общественных организаций (пенсионеры, домохозяйки, молодежные организации и др.). Волонтеры не имеют никакой специальной подготовки, а учатся работать с детьми, помогая воспитателям.

Творческие инициативы не приветствуются

В детских садах для детей-инвалидов воспитатели не пишут отдельного плана работы, а строго руководствуются указаниями психолога, логопеда, социального работника. По сути, воспитатели выполняют «вспомогательную» педагогическую работу, проявление самостоятельной творческой инициативы не приветствуется. Воспитатель должен четко проводить занятия с детьми по рекомендациям специалистов. Такой порядок воспитательно-образовательной работы является обязательным условием работы с детьми-инвалидами.

Зачисление ребенка в детский сад производится по заявлению родителей. После подачи заявления родители приглашаются на собеседование, на котором обязательно присутствуют мама и папа, директор, психолог, социальный работник, логопед. Родители ребенка-инвалида высказывают пожелания специалистам, какие бы результаты они хотели увидеть в конце года. Например, хотели бы, чтобы дочь научилась держать ложку, или у сына были очевидны успехи в развитии речи и т. п. Затем для ребенка составляется индивидуальный план занятий

и в течение года два раза проводится диагностика и, соответственно, коррекция индивидуального плана развития. Родители обязательно получают информацию о развитии их ребенка через записи в специальной индивидуальной тетради, конфиденциальные консультации, беседы с воспитателем и специалистами. Мама и папа являются соучастниками воспитательного и образовательного процесса. Дома выполняют рекомендации и пожелания педагогов.

В Израиле категорически запрещается грубо обращаться с ребенком, кричать или предъявлять жесткие требования.

Педагоги в детских садах составляют письменный отчет, чтобы было легче говорить с родителями, которые в Израиле очень активны и живо интересуются воспитанием своих детей, приходят в детский сад, задают вопросы. Если родителям что-то кажется не в порядке - они сразу дают знать об этом воспитателям группы.

В Израиле категорически запрещается грубо обращаться с ребенком, кричать или предъявлять жесткие требования. За нарушения этих норм воспитатель может быть оштрафован или получить административное взыскание. На практике такое случается очень редко, воспитатели умеют проявлять профессионализм и добиваться необходимых результатов.

Образование для воспитателей

Профессию педагога-дошкольника в Израиле можно получить в колледже, срок обучения - 4 года. На последнем курсе студенты проходят стажировку. Они могут выбрать одну из двух специализаций: педагог для детей в возрасте от 3 до 6 лет или для детей от 3 до 8 лет (такие преподаватели могут работать и в начальной школе).

Несколько лет назад воспитателей детских садов в Израиле готовили на специальных семинарах. Но, как выяснилось, такой подготовки явно недостаточно для квалифицированной работы с детьми. Сейчас педагоги-специалисты получают образование в университетах. Слушатели, посещающие семинары, могут работать только в ортодоксальных религиозных детских садах, которые не входят в систему государственного образования.

Игра - основное средство обучения

Дети в Израиле учатся через игру. Вместе с воспитателем они ищут ответы на вопросы, которые сами задают, занимаются темами, которые их интересуют. В саду нет обучения в виде фронтальных занятий, когда дети сидят за столами и все вместе делают что-то одно. Обучение происходит как бы в процессе повседневной жизни. Даже если дети всей группой занимаются за столами, у них нет единого задания: за одним столом рисуют, за другим лепят, за третьим выполняют какую-то творческую работу.

Допустим, дети в детском саду готовятся к традиционному празднику света - Хануке. Предварительно они обсуждают, что и почему хотят сделать - это развитие речи. Потом они узнают, из чего и как это можно сделать, то есть учатся ориентироваться в предметном мире.

Дети пытаются нарисовать, слепить, приготовить самостоятельно традиционные праздничные пончики «суфганиот» на Хануку. Дети 5-6 лет списывают из книги названия ингредиентов - это подготовка к письму. Пока

они готовят пончики - узнают массу интересных сведений из науки и технологии, изучают свойства различных материалов. Младшим детям воспитатель рассказывает о символах праздника, старшим - об истории. Таким образом, педагог, вовлекая детей в интересную для них деятельность, обучает их. Естественно, взрослый планирует, чему именно должен обучить детей в процессе игрового занятия.

Дети - хранители традиций

Детям в Израиле отводится еще одна очень важная роль в сохранении древних традиций, благодаря которой пустынная земля покрыта лесами.

Согласно преданию, еврейский праздник Ту Бишват появился после того, как деревья попросили Бога даровать им свой Новый год. Этот праздник отмечается с древних времен в 15-й день месяца шват и является очень веселым, т. к. проходит водоразделом между урожаем прошлого и нового года и тесно связан с землей и плодородием. В этот день в Израиле традиционно сажают деревья. В основном эта почетная миссия отдается детям. Старшие дети и взрослые помогают младшим. Гостям в праздник Ту Бишват обязательно ставят на стол семь плодов, про которые говорится в Писании, и ими прославлена земля Израиля: ячмень, пшеница, виноград, инжир, гранаты, оливки, финики.

Рассказы о традициях еврейского народа, их праздниках и участие в них детей - важный элемент объединения евреев во всем мире. Если еврейский ребенок, который сегодня живет где-то в Европе или Аргентине, вовлечен в культуру своего народа, то, когда он вырастет и переедет жить на обетованную землю в Израиль, сможет легко там адаптироваться.

Международный учебный центр им. Ахарона Офри, созданный в 1989 г. МАШАВом в сотрудничестве с министерством просвещения Израиля, готовит педагогов для работы с детьми с учетом главной задачи израильской системы образования - это сокращение огромного разрыва в уровне учащихся, принадлежащих к разным социоэкономическим слоям. Д-р Яффа Гев отмечает, что «...Израилю удалось создать эффективно действующую образовательную систему, охватывающую свыше 1 600 000 учащихся. Конкретные условия израильской действительности вынуждают образовательную систему учитывать сочетание трех

важнейших факторов: репатриация, культурное многообразие и различия между структурными секторами населения. Согласно Закону об обязательном образовании детей с четырехлетнего возраста до окончания 12-летнего школьного обучения, образовательная система несет ответственность за все сферы просвещения и воспитания».

В целях сближения групп, отличающихся по этническому происхождению, религиозной принадлежности и месту проживания, был разработан единый план воспитания и обучения детей Израиля, отвечающий требованиям XXI века. Этот план воспитания и образования подрастающего поколения не подрывает культурные традиции и ценности, в которых воспитаны дети.

Например, возьмем праздник Хануку. В любом израильском детском саду будут говорить с детьми о том, как отмечают этот праздник у них дома. Но, может быть, кто-то дома празднует и Хануку, и Новый год, и Рождество. И у ребенка дома горит и семисвечник, и стоит наряженная елка. Он может рассказать об этом в детском саду, это не запрещается. Однако, если дети не знают еврейские праздники и традиции, их обязательно с ними познакомят.

Детей-репатриантов попросят принести из дома книги на родном языке и сравнить с книгой на иврите. Приветствуется, когда ребенок

хорошо знает родной язык (русский, болгарский, французский и т. д.), иврит, а в школе еще учит английский. В детский сад принято приглашать родителей, чтобы они выступили перед детьми и рассказали о своей общине и стране исхода.

Израильское общество неоднородно. Оно мультикультурно, и это учитывается при воспитании и обучении дошкольников. Все дети и семьи должны чувствовать себя хорошо и знать, что разные культуры надо уважать, и они действительно уважаются. С другой стороны, есть традиции, которые должны уважать и поддерживать все евреи, независимо, из какой культуры и страны они пришли.

Для педагогов, работающих с детьми младшего возраста, разрабатывается и издается

много пособий, в которых есть рекомендации по обучению детей. Например, есть пособие по изучению правил дорожного движения. Воспитатель выбирает то, что подходит его детям соответственно возрасту и среде обитания. Допустим, дети растут в кибуце, где дорожного движения практически нет. В таком случае они выберут пособие, в котором будет отражена эта особенность, но это вовсе не означает, что дети вообще не будут знакомиться с правилами дорожного движения.

Быть педагогом престижно

Профессия педагога в Израиле пользуется уважением. Зарплата немного ниже с точки зрения общенациональной, но вполне приличная в сопоставлении, например, с Россией -в месяц воспитатели получают $5000, логопеды, социальные работники, психологи - $9000. Специалисты, которые ведут экспериментальную работу в детском саду, имеют помощь из Педагогической академии. Разницы в зарплате между воспитателями в детских садах нет. Израильские педагоги - социально защищенная часть общества, у них есть профсоюз и постоянство в работе. Профсоюз часто подключается к защите прав педагогов. Отпуск у педагогов два месяца - июль и август, есть выходные и праздничные дни. Но одна привилегия израильских педагогов вызывает у коллег из других стран восхищение - это так называемый «шабатный год». Что это такое? У евреев есть традиция - шесть дней трудиться, а седьмой день отдыхать. Эту традицию «увеличили» для педагогов. Шесть лет педагоги трудятся на своем месте, т. к. работа педагога это особое призвание, а на седьмой весь календарный год им дается отпуск. Этот отпуск полностью

оплачивается государством. В это время педагог, если конечно, хочет, может посещать курсы повышения квалификации или немного где-то «подрабатывать», а может вообще ничего не делать, только отдыхать. Затем возвращается к своей работе. Может быть, поэтому у израильских педагогов нет такого сильного эмоционального «выгорания» и текучки кадров.

Умнее тот,

кто не боится думать

Как осуществляется контроль за уровнем знаний детей?

Для этого рекомендуются всевозможные мероприятия, которые нужны, в первую очередь, педагогу, чтобы знать, насколько продвинулся конкретный ребенок в обучении. При этом учитывается также то, что ребенок любит и не любит. Соответственно, педагог решает, как перевести ребенка на следующую стадию обучения.

В последнее время от педагогов начали требовать, чтобы по крайней мере три раза в год они делали записи, в которых указывали успехи и проблемы ребенка в обучении.

В конце учебного года педагог может сделать характеристику своей группы. Естественно, его работу проверяет инспектор министерства образования, но на одного инспектора приходится 80 воспитателей, а это много.

Успехи израильской системы дошкольного образования заключаются в том, что в Израиле более 90% детей посещают детские сады, и нет детей старше трех лет, которые не охвачены рамками дошкольного образования. Это касается практически всех слоев общества, в том числе и в арабском секторе.

Дети в израильских детских садах получают образование и находятся в комфортной для развития атмосфере. Они воспитываются и учатся играя, с удовольствием. Ведь умнее не тот, кто знает больше фактов, а тот, кто не боится думать, а думать еврейских детей учат с самого раннего возраста.

И совершенно неважно - инвалид ребенок или здоровый, каждый одним только своим существованием приносит пользу своей стране и народу. Здоровый - это крепкое, здоровое будущее, а ребенок-инвалид - это совесть общества и народа: благодаря социальным гарантиям эти дети имеют не только перспективу в жизни, но и чувствуют себя уютно в обществе. В этом вы можете убедиться, побывав в Израиле и посетив детские сады. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.