УДК 070: 379.823 + 004.738.5
О. В. Пинчук
Воронежский государственный университет Университетская пл., 1, Воронеж, 394006, Россия
E-mail: prosto-belka@yandex.ru
ДЕТИ И ПОДРОСТКИ В ИНТЕРНЕТЕ: МЕДИЙНЫЕ ПРАКТИКИ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ, МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ
Рассматривается потенциальная аудитория онлайновых СМИ для детей и подростков. Эмпирической базой послужило исследование, проведенное среди 1 000 воронежских школьников, ярко демонстрирующее основные проблемы, возникающие при использовании детьми Интернета. Автор выделяет медиаобразование как основной элемент воспитания грамотного интернет-пользователя и формирования реальной аудитории интернет-СМИ.
Ключевые слова: Интернет, аудитория детских интернет-СМИ, интернет-пользователь, медиаобразование.
В современном Интернете, в том числе в Рунете, существует огромное количество сайтов самой различной тематики. Часть из них нацелена на детскую и юношескую аудиторию. Однако далеко не все они пригодны для детских глаз и умов. А вот по-настоящему качественные интернет-СМИ теряются в океане развлекательных сайтов и социальных сетей.
При исследовании аудитории СМИ, будь то общественно-политическое издание или бульварная газета, чаще всего обращаются к опросам, проведенным проверенными и надежными организациями (Фонд общественного мнения, ВЦИОМ и др.). Однако указанные исследовательские центры работают только с совершеннолетними людьми, а значит их данные об аудитории детских СМИ, о проблемах выхода детей в Интернет, об основных поисковых запросах подростков являются опосредованными, пропущенными через мнение родителей.
Наш исследовательский интерес охватывает явление детских интернет-СМИ, в том числе детского интернет-радио. Без сведений о потенциальной и реальной аудитории детских и юношеских СМИ в Сети невозможно полноценное и разностороннее понимание данного явления. Информация о том, как, когда, на какое время, зачем и почему школьники выходят в Интернет,
может быть полезна также для исследователей в сфере педагогики, медиаобразования, журналистики.
В октябре-ноябре 2012 г. нами было проведено статистическое исследование среди воронежских школьников. Цель работы заключалась в выявлении основных характеристик потенциальной аудитории интернет-СМИ для детей и подростков. Перед нами стояли следующие задачи.
Во-первых, выявить количество школьников, посещающих «мировую паутину».
Во-вторых, узнать, получает ли ребенок педагогическую помощь со стороны родителей при выходе в Интернет.
В-третьих, выяснить, какие образовательные и развлекательные сайты для детей и подростков наиболее популярны у современного школьника; насколько данные сайты соответствуют своей аудитории.
И наконец, получить представление об уровне медиаграмотности учащихся.
Всего было опрошено 1 000 учеников из вторых, шестых и девятых классов (7, 12, 15 лет). Второклассники уже умеют читать и писать, ознакомлены с азами математики, но в то же время они еще совсем дети: их привлекают игрушки, они наивны - всему верят. К шестому классу у ребенка формируются основные интересы (спорт, искусство, танцы, физика и др.), он готов искать
1818-7919
Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2013. Том 12, выпуск 10: Журналистика © О. В. Пинчук, 2013
по ним дополнительную информацию, не входящую в школьную программу. Однако в социальной сфере у двенадцатилетнего подростка понятия хорошего и плохого довольно размытые. Увиденное на экране он часто воспринимает как норму и нередко считает героями отрицательных персонажей, пытается им подражать. Так, многие шестиклассники хотят стать хакерами, не задумываясь о том, что такая деятельность незаконна и наказуема. Девятиклассник ищет себя, но основные интересы у него уже сформированы. При этом много времени отнимает учеба, внеклассные занятия. От того, грамотно ли подросток использует ресурсы Сети, зависит еще формирование качеств, необходимых будущему студенту. Тем более что часть девятиклассников уходит в профилирующие учебные заведения.
Таким образом, мы выбрали возрастные категории, в которых наиболее ярко выражаются основные характеристики учащихся начальных классов, подростков, юношества. Была также проведена выборка школ, где проводился опрос.
1. Лицей - престижное учебное заведение, куда дети поступают по конкурсу, а не зачисляются как в наиболее близкое к дому. К тому же учебная программа в лицее значительно шире, чем в обычной школе, что дает нам право говорить о более высоком уровне интеллектуального развития школьников, а также о более пристальном внимании к процессу обучения со стороны родителей.
2. Общеобразовательная школа со специализированными (экономический, гуманитарный, физико-математический) классами. Такая школа в основном принимает всех желающих, однако выявляет у ученика склонности к определенным наукам и позволяет развиваться более целенаправленно. Это также способствует формированию высокого интеллектуального уровня у большинства школьников.
3. Общеобразовательная школа. Сюда принимают всех детей, живущих в районе школы, независимо от способностей. Как правило, в таком учреждении учителя не могут уделить должного внимания школьникам с высоким интеллектом в силу того, что есть «отстающие» дети, которым требуется больше внимания и коррекции. Следовательно, учащиеся здесь не развивают свои способности на должном уровне.
Для исследования использовались опросные листы. Изначально нами были сформированы следующие рабочие гипотезы, характеризующие уровень медиаграмотности школьников:
• учащиеся лицея и общеобразовательной школы со специализированными классами выходят в Интернет чаще, чем учащиеся общеобразовательной школы;
• учащиеся лицея и общеобразовательной школы со специализированными классами обладают большей культурой пользования Сетью в результате грамотной педагогической коррекции со стороны родителей и учителей;
• чем старше школьник, тем чаще он выходит в Интернет;
• те, кто пользуется Сетью под надзором и с помощью родителей, обладают более развитой культурой пользователя;
• основной целью подростка в Интернете является общение с друзьями и новые знакомства;
• те, кто выходит в «мировую паутину» регулярно, могут назвать хотя бы один сайт, одобряемый взрослыми по содержанию и охвату тем.
Однако следует сразу обратить внимание на то, что показатели из разных школ оказались практически одинаковыми, варьировалось лишь количество выходящих в Интернет и никогда этого не делающих, да и то в диапазоне 2-3 %. Следовательно, полученные результаты мы можем объединить. Все выводы по исследованию имеют ориентацию на возраст (класс), но не на тип учебного заведения.
В 2004 г. большинство исследователей отмечали, что Интернетом пользуются чуть более 50 % детей в возрасте от 4 до 17 лет. По результатам проведенного нами опроса было выявлено, что в среднем этот показатель равен 90 %. При этом отмечена интересная особенность: во втором классе только 81 % школьников использует Сеть, а в шестом и девятом - по 95 %. Таким образом, мы можем говорить о том, что к шестому классу уже формируется тот слой ребят, которым интересен процесс поиска информации в Сети.
Вопрос «как часто ты выходишь в Интернет?» позволил нам выделить 4 группы шольников-пользователей.
1. Не-пользователь. Школьники, выбравшие вариант ответа «только при крайней
необходимости». Как правило, такой выход в Интернет подразумевает контроль со стороны родителей и целенаправленность, например, если в учебнике недостаточно информации по определенной теме.
2. Умеренный пользователь. Учащиеся, давшие ответ «редко или очень редко». Это близко к не-пользователю, однако их поиск информации шире, охватывает несколько тем, возможен переход по дополнительным указателям-гиперссылкам. Скорее всего, Интернет у таких школьников находится в прямой доступности, но не вызывает острого интереса.
3. Активный пользователь. Школьники, которые выходят в Сеть «время от времени или регулярно». Такого ребенка завораживает мир Интернета со всеми его возможностями, однако реальные увлечения, скажем, спортом, не оставляют достаточно времени для непрерывного онлайн-общения с монитором.
4. Сверхактивный пользователь. Ученики, отметившие вариант ответа «все свободное время провожу в Интернете». Эта группа вызывает наш самый острый интерес и беспокойство. Ведь виртуальное пространство способно формировать зависимость, размывать чувство и границы реального.
Нельзя не отметить зависимость частоты выхода в Сеть от возраста школьника (табл. 1).
Интересна тенденция снижения количества умеренных пользователей от 2-го класса к 9-му. Скорее всего школьники, относящиеся к этой группе, взрослея, переходят в крайние противоположности: либо все реже обращаются к Интернету и переходят в группу не-пользователей, либо увлекаются виртуальными соблазнами и используют Сеть чаще.
На наш взгляд, печален тот факт, что количество сверхактивных пользователей возрастает к 9-му классу. Более четверти 14летних подростков все свободное время проводят в Интернете.
Для более четкой картины нами был задан вопрос «Контролируют ли твои родители выходы в Интернет?». Здесь мы выявили 4 типа отношения родителей к педагогической помощи при пользовании Сетью. Это те, кто «полностью контролируют», «иногда контролируют», «поставили “защиту от детей” - специальную компьютерную программу, блокирующую вредоносные сайты»
и «не контролируют». Последний вариант является сборным результатом из ответов «не контролируют, так как доверяют мне» и «не контролируют, так как у них не хватает на это времени». Дело в том, что важный для нас итог один - ребенок не получает помощи и оказывается один на один фактически с миром взрослых, коим и является Интернет, рискуя наткнуться на вредную для себя информацию. Тем более что доверять семи- или двенадцатилетнему ребенку не является разумным поведением ответственного родителя: доверяй, но проверяй.
Для полного охвата мы свели результаты в таблицу отдельно для каждого класса (табл. 2).
Самый высокий процент среди второклассников 20,2 % - умеренный пользователь, которого полностью контролируют родители. На наш взгляд, это правильный педагогический шаг. Однако 17,3 %, вторая по величине цифра, относится к сверхактивным пользователям, которых не контролируют родители. Мария Наместникова, известный блогер, так высказалась в статье «Дети в Интернете»: «В этом мире первая помощь и поддержка маленькому мальчику или девочке должна оказываться, конечно же, со стороны родителей. Мы же не отпускаем своих маленьких детей гулять одних в большом городе. Мы боимся, что их собьет машина, кто-нибудь украдет, обидит. Интернет же, как правило, не вызывает у большинства родителей должного беспокойства» 1. Мы согласны с М. Наместнико-вой. Тем более печален тот факт, что среди умеренных и активных пользователей без родительского надзора оказались 9,4 и 11 % соответственно.
Если во втором классе родительский контроль был заметен, то к шестому классу процент пользователей, которые получают педагогическую помощь постоянно, ничтожен. Здесь наибольшее количество (22,8 %) тех, кто является активным пользователем, при этом получая нерегулярное родительское внимание. И снова высоки проценты активных и сверхактивных пользователей, которых не контролируют: 26 и 12 % соответственно.
В девятом классе мы можем обратить внимание только на два показателя: актив-
1 Ийр: antivirus-navigator.com/articles/kids-in-
temet.htm
Таблица 1
Частота выхода в Интернет, %
Тип пользователя Класс
2-й 6-й 9-й
Не-пользователь 32 7 14
Умеренный пользователь 14 11 4
Активный пользователь 31 60 55
Сверхактивный пользователь 23 22 27
Таблица 2
Отношение родителей к использованию Сети
Контроль
со стороны родителей
а
в
■ о
Я §
о
Е
Й’5Я
вто
л
«
е
т
2-е классы
Полностью контролируют 6,7 20,2 6,7 1,2
Иногда контролируют 2,7 5,4 7,8 1,2
«Защита от детей» 2,4 2 2 1,6
Не контролируют 2,4 9,4 11 17,3
6-е классы
Полностью контролируют 3,9 2,6 7,8 3,9
Иногда контролируют 5,5 2 22,8 6,8
«Защита от детей» - 0,3 1,6 0,3
Не контролируют 2,3 2,2 26 12
9-е классы
Полностью контролируют 0,7 1,7 1,5 1,4
Иногда контролируют 1 1 7,6 4
«Защита от детей» - 0,3 3 0,7
Не контролируют 1,7 1,3 49,3 23,8
ный и сверхактивный пользователь без родительского контроля - 49,3 и 23,8 % соответственно. С одной стороны, это печальный показатель, отношение к которому мы выразили выше, однако здесь эти цифры хоть отчасти оправданны. Пятнадцатилетний подросток влюбляется, строит планы, ищет свое «Я», и он должен иметь небольшие секреты от родителей, позволяющие ему научиться самостоятельно принимать решения, оценивать свое отношение к дружбе и любви, справляться с распределением внимания на учебу, увлечения и эмоциональные переживания. Даже у самых послушных детей происходят события, которые они описывают родителям, только став совсем взрослыми. Однако говорить о том, что ребенок в этом возрасте совсем не требует родительского внимания, не следует.
Проанализировав данные из табл. 2, мы можем сделать следующие выводы.
• Среди всех показателей ничтожны проценты пользователей, которых родители ограничили в использовании Интернета с помощью специальных программ «защита от детей». Скорее всего большинство родителей просто не умеют ими пользоваться или вообще не знают о существовании таких программ.
• Родительский контроль снижается к девятому классу - среди сверхактивных пользователей во 2, 6 и 9-м классах без педагогической помощи остаются 17,3, 12 и 23,8 % соответственно.
• Скорее всего низкие показатели контроля со стороны взрослых даже во втором классе связаны с тем, что для большинства родителей Интернет - малознакомое слово,
не ассоциирующееся с опасностью для ребенка. У них просто не было выхода в Сеть в детстве, т. е. их дети - пользователи в первом поколении.
Однако современные исследователи все чаще говорят о небезопасности «мировой паутины». Так, Ю. А. Годик, исследуя угрозы и риски детской и подростковой аудитории медиа в Интернете, на основании мнений зарубежных и российских исследователей выявила следующие опасности для детей-пользователей Сети:
• нежелательные контакты (которые могут привести к сексуальному насилию);
• кибербуллинг (оскорбления, агрессивные нападки, преследования в Сети);
• «опасные» материалы (порнография, видеоролики, изображения и тексты сексуального, экстремистского характера, призывы к насилию).
Кроме того, Ю. О. Годик отмечает, что «отечественные исследователи среди рисков и угроз в Сети называют интернет-зависимость и целый ряд проблем, связанных с процессом социализации подростков в Интернете. Среди них - недостоверная и навязчивая информация, нарушение прав человека, проблема изоляции и утраты “Я”, проблема в формировании идентичности, вред физическому здоровью, девальвация нравственности, снижение культурного уровня, вытеснение и ограничение традиционных форм общения, негативные социальные влияния» [Годик, 2011].
Большинство родителей уверены, что их дети в основном ищут информацию для школы, пишут рефераты и читают полезные статьи. Иногда взрослые даже предлагают ребенку скачать уже готовый реферат, чтобы освободить время для подготовки домашнего задания по более важному предме-
ту. Мы включили в наш опросный лист вопрос о том, чем занимаются дети в Интернете. Нужно было расставить цифры в порядке убывания по важности цели: 1 присваивается тому, что наиболее важно для ребенка; 7 -самое неинтересное и неважное. Мы взяли к рассмотрению только те строчки, где школьник поставил единичку (табл. 3).
Особое внимание нужно уделить второй строке. Любой процент выше 0 должен заставлять задуматься взрослых. Дело в том, что на сайтах знакомств для подростков иногда регистрируются взрослые с психическими отклонениями - педофилы. Понять, что за обычными «Ванечка», «Кошечка», «ВарВара» может скрываться асоциальная личность, может только профессионал. Из таблицы видно, что наиболее привлекательна такая цель выхода в Интернет для второклассников. А значит, уже в семилетнем возрасте ребенок должен быть обучен основным правилам поведения при виртуальном знакомстве: не сообщать свои координаты, не говорить о предстоящей поездке куда-либо, не ходить на встречи «в реальности» в одиночку (а брать родителей) и др.
Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что от второго к девятому классу падает интерес к поиску информации по школьной программе, а также к онлайн-играм. Фокус перемещается на общение с друзьями, знакомыми, родственниками. Если во втором классе эту цель преследовала почти четверть школьников, то к девятому классу - уже половина. Пятнадцатилетний подросток, полдня общавшийся с друзьями по школе, пару часов прогулявший с друзьями по двору и позанимавшийся в спортивной или музыкальной школе, приходит домой и «влезает» в социальные сети
Таблица 3
Интересы школьников, %
Цель выхода в Интернет Класс
2-й 6-й 9-й
Общение с друзьями, знакомыми, родственниками 23 39 49
Новые знакомства и виртуальная дружба 9 4 5
Поиск информации для школы 21 22 15
Поиск интересной информации вне школьной программы 13 11 13
Онлайн-игры 24 14 8
Развлечения (анекдоты, популярная музыка, смешные картинки и видеозаписи и др.) 10 10 10
Таблица 4
Осведомленность школьников о детском и подростковом контенте, %
Ответ Классы
2-е 6-е 9-е
Много, часто я не знаю, какой именно выбрать 30 24 15
Немного, но то, что интересно мне, я всегда нахожу на подобных сайтах 37 53 58
Мало, мне не хватает нужной информации 11 10 11
Я вообще не знаю таких сайтов 22 13 16
все для того же общения, в основном с теми же людьми. Создается впечатление, что таким образом школьники просто тратят впустую свое время, что не может не вызывать тревоги у педагогов и родителей.
Интересен тот факт, что разного рода развлечения все же не превалируют, независимо от возраста. Хотя многие исследователи проблем посещения Интернета детьми указывают на то, что ребенок выходит в Сеть именно для рекреации.
Нельзя не отметить то, что в Интернете есть и полезные, хорошие сайты для детей и подростков. Условно их можно назвать детско-юношескими СМИ, так как они выполняют те же функции, что и пресса, хотя и имеют ряд существенных отличий. Мы хотели выяснить, знают ли школьники о существовании качественных интернет-порталов, пользуются ли их услугами. Ответы на вопрос «Много ли интересных развлекательных, познавательных, полезных сайтов для детей и подростков ты знаешь?» представлены в табл. 4.
Если судить по данным табл. 4, подавляющее количество второклассников знакомо с основами поиска нужных сайтов, обладают развитой культурой пользования Сетью, умеют выбирать именно тот контент, который им необходим и полезен. Для проверки полученных на данный вопрос ответов мы попросили школьников написать названия таких сайтов. Если ребенок пользуется порталом постоянно, то он так или иначе запомнит его название, так же как запоминает название прочитанной книги или любимого журнала.
Результат оказался ошеломляющим. Только 3 % школьников (из общего количества) смогли сформулировать название сайта, около 1 % написали его в формате адресной
строки (www.......ги). Многие указали как
интернет-сайты для детей и подростков со-
циальные сети (ВКонтакте, Одноклассники, Мой Мир), большая часть написала название либо поисковой системы (Яндекс, Гугл), либо фразы, благодаря которым поисковая система выдает несколько миллионов страниц-сайтов (игры для девочек, игры для мальчиков, как не поссориться с мамой и т. д.).
Таким образом, абсолютно разные вещи не получают разделения в представлении школьников. Назвать поисковую систему сайтом - то же самое, что назвать каталог книг в библиотеке великим произведением Льва Николаевича Толстого.
А ведь это потенциальная аудитория тех качественных интернет-СМИ, которые существуют в Сети. И реальной она не станет, пока случайно не наткнется на такой сайт. Основное же время в «мировой паутине» дети проводят в мире взрослого - социальной сети, - где в открытом доступе находится информация, никоим образом не предназначенная для детских глаз и ушей. Пытаться убрать негативные данные из социальной сети - то же, что пробовать очистить авгиевы конюшни.
В 1967 г. академик А. Н. Глушко описал некую систему, которая объединит все человечество. По его словам, «эта система включит в себя огромный парк электронных машин и превратится в единую систему хранения, обработки и передачи информации. В ее задачу будет входить не только установление связи людей между людьми, но и людей с машинами и машин между собой... Через считанные секунды после нашего запроса мы будем иметь у себя на столе копию старинного манускрипта, сведения о только что найденном, новом научном факте, справку о свойствах тех или иных материалов, выпуск последних известий. Наличие подобной системы радикальным способом изменит труд ученых и конструк-
торов. Исчезнет необходимость рыться в ворохах статей, справочников, монографий. Возможности системы не ограничатся лишь простым перечислением известных фактов, она будет выдавать и более или менее сложные следствия и выводы из них» (Правда. 1967. 31 дек.).
В 1973 г. в сборнике «Будущее науки» с телевидением как современным медиа связывались следующие надежды: «У абонента автоматическим путем декодирования адреса выбираются персонально направляемые ему ЭВМ кадры. Их видеосигналы записываются на упрощенном видеомагнитофоне и немедленно в виде неподвижных изображений воспроизводятся на экране телевизора. Таким образом, абонент сможет непрерывно наблюдать в любой последовательности заказанные им информационные кадры. Например, фрагменты газет, журналов, книг и библиотек, фотографии, справки из энциклопедий, справочников, расчеты и инструкции с ЭВМ, программы обучения, прогнозы погоды, каталоги и образцы товаров, результат спортивных соревнований, местные объявления и другую информацию» [Будущее науки, 1973. С. 323].
В 1982 г. Э. Ефимов в статье «Телевидение и зритель» также давал с его точки зрения фантастические предсказания о телевидении: «С помощью универсального
пульта связи каждый человек сможет не только получать необходимую ему информацию, но и самостоятельно “монтировать” видеоматериал для своего личного пользования, создавать собственные телевизионные программы, включающие в себя записанные на видеоленту фильмы, спектакли, концерты, самые разнообразные передачи. Получение практически любой информации в максимально приближенном к реальности виде откроет новые возможности для познавательной деятельности человека» [Ефимов, 1982. С. 170].
Сегодня казавшиеся утопическими мечты стали реальностью. Техника и человек уже слились в некий симбиотический продукт, вся мудрость предшествующих поколений доступна через считанные секунды после запроса, а пресса уже перестала быть просто двумерным бумажным источником информации. Каждая новость представлена в аудио, видео, печатном выражении, а уж если говорить об Интернете, то во всех видах одновременно на одном сайте, да еще и
с возможностью обсудить данную новость с экспертами и обычными людьми.
В столь непостоянном и динамичном мире мы просто обязаны задуматься о том, что наших детей нужно направлять в потоке информации, дать им не только лодку, но и руль, и весла, и удочку на случай голода. Наше исследование ярко доказывает, что полезная и важная информация просто не доходит до целевой аудитории. А значит, создание качественных детско-юношеских интернет-СМИ сегодня бессмысленно, ведь из тысячи школьников только один-два человека могут их посетить.
В таком случае нужно говорить о медиаобразовании как в школе, так и со стороны родителей. Под медиаобразованием мы понимаем процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.
Сегодня уже разработаны и выпущены в форме методических пособий программы курса «Медиаобразование» для школ. Мы можем назвать, например, «Медиаобразование в школе. Сборник программ для преподавания дисциплин» Е. Л. Вартановой, О. В. Смирновой и др. (2010); «Медиаобразование в школе: школьный интернет-
портал» И. В. Стечкина, Д. А. Олеринской, Л. А. Кругловой (2009).
Однако данные программы применяются локально - в отдельных школах или в связке нескольких школ. Мы можем отметить, что указанная дисциплина не изучается в воронежских школах, что дает нам повод говорить об отсутствии системных знаний о современных медиа во многих городах, особенно маленьких. Результаты опроса явно свидетельствуют о низком уровне медиаграмотности учеников, как обычной средней школы, так и престижного лицея.
Некоторые исследователи связывают отсутствие медиаобразования с недостатком квалифицированных кадров, ведь основная нагрузка ложится на преподавателей информатики, часть которых не обладает нужными знаниями в сфере интернет-технологий.
И. А. Фатеева говорит о следующем возможном развитии событий: «В будущем же в школы должны прийти учителя, специально подготовленные для работы медиапедагогами, то есть окончившие вуз по специализации “Медиаобразование” в рамках специальности “Социальная педагогика”. Думается, что такой шаг, как официальное признание медиаобразования, может существенно сказаться на его качестве и массовости, превратив со временем в обязательный компонент формального общего образования. Однако не уверены, что наметившийся путь (при всей его логичности, соответствия бюрократически-образователь-ному стереотипу отнесения всей работы с детьми к педагогическому ведомству и, соответственно, - в плане постановки кадровых задач - к сфере ответственности педуниверситетов и педфакультетов) единственный и исключающий все другие подходы» [Фатеева, 2007].
Таким образом, для воспитания грамотного интернет-пользователя, ориентации школьника в бесконечном мире информации, корректировки поведения в Сети мы считаем необходимыми следующие элементы:
• педагогический контроль выхода в Сеть со стороны родителей;
• наличие материальной базы в школах (достаточное количество компьютеров, отлаженный выход в Интернет, учебники);
• обучение высококвалифицированных кадров по дисциплине «Медиаобразование»;
• разработка учебных программ для разных школ с учетом их специфики, в том числе для сельских и коррекционных школ;
• внимание со стороны государства и общественных организаций к существующему детскому и юношескому контенту в просторах Интернета и Рунета;
• создание и активное развитие качественных детско-юношеских СМИ.
Перечисленные условия, по нашему мнению, способны создать качественную среду, развивающую школьника, помогающую ориентироваться в Интернете, формирующую творческие способности и умение критически мыслить. А развитие грамотного интернет-пользователя, в свою очередь, сделает востребованными качественные сайты для детей и подростков, т. е. потенциальная многомиллионная аудитория перейдет в разряд реальной.
Список литературы
Будущее науки: Сб. ст. М., 1973.
Годик Ю. О. Угрозы и риски безопасности детской и подростковой аудитории новых медиа // Медиаскоп: электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. 2011. № 2.
Ефимов Э. Прогнозы на будущее. Телевидение: вчера, сегодня, завтра / Сост. Е. С. Сабашникова. М.: Искусство, 1982. Вып. 2. С. 170.
Фатеева И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: Моногр. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2007. 270 с.
Список источников
Вартанова Е. Л., Смирнова О. В. и др. Медиаобразование в школе: Сб. программ для преподавания дисциплин. М.: Медиа-Мир, 2010. 320 с.
Стечкин И. В., Олеринская Д. А., Круглова Л. А. Медиаобразование в школе: школьный интернет-портал. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2009. 40 с.
Материал поступил в редколлегию 20.06.2013
O. V. Pinchuk
CHILDREN AND ADOLESCENTS IN THE INTERNET:
MEDIA PRACTICES, PEDAGOGICAL ASPECT, MEDIA EDUCATION
This paper considers a problem of illiteracy of students using the Internet: potential audience of new online media and the lack of pedagogical help from parents. The author analyzes the results of the survey among students of Voronezh on the use of the Internet and singles out media education as an essential element of education of competent Internet user and the formation of a real audience of online media.
Keywords: the Internet, children’s audience of online media, Internet users, media education.