Региональные проблемы. 2009. № 12
УДК 316.334.52.(571.621)
ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ И УРОВНИ СОЦИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
С.В. Кутовая
Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, г. Биробиджан
В данной статье даётся классификация факторов, детерминирующих социально-пространственную локализацию населения: первичные и вторичные, внешние и внутренние, объективные и субъективные. Выделены основные уровни: индивидуальный, групповой, административно-территориальный, региональный, государственный, глобальный
Изучение детерминирующих факторов социальнопространственной локализации в регионе, хотя бы в пределах одного из субъектов Российской Федерации (Еврейской автономной области), входит в число исследований того, что может влиять на приток и закрепление населения на дальневосточных российских территориях. Эго напрямую связано с решением проблемы создания необходимых для устойчивого развития территории, человеческих ресурсов и повышения социального благополучия живущих на ней людей.
Влияние различных факторов на расселение и распределение населения на территории Земли изучают многие научные дисциплины. При этом внимание исследователей привлечено преимущественно к анализу экономических, политических и ресурсных факторов. Значению и влиянию самой территории на локализацию населения уделяется меньше внимания.
В настоящее время в социологической науке возрос интерес к комплексному анализу отдельно взятых регионов. Появились работы, связанные с изучением взаимовлияния географического положения, природно-клима-тических и социально-культурных условий территории и проживающего на данной территории населения; социальной структуры локальных сообществ, территориальной идентичности и территориального поведения [11,3]. Усиление региональной направленности социологических исследований обусловлено появлением сепаратистских стремлений ряда политиков после распада Советского Союза, социально-пространственной диверсификацией политики, экономики и социальной сферы [15; 7]. Среди таких исследований имеют место и поиски конкретных детерминант конкретных локальных поселенческих образований. Выявление причин социально-пространственной локализации населения позволяет не только ответить на вопрос о том, «почему люди живут там, где они живут», но и создать предпосылки для более рационального, с точки зрения самих людей и интересов государства, территориального размещения и локального закрепления населения. Детерминирующие факторы системны - имеют между собой тесные отношения, в результате изменения одних из них изменяются другие, и вместе с тем в каждом присутствует та особенность и неповторимость, которая позволяет им индивидуализироваться. Исследование одних детерминантов обусловливает познание других, в итоге получается целостное представление о суще-
ствовании комплекса детерминирующих факторов [4; 138].
Одним из направлений, изучающих неразрывную связь социума, его географического различия и природных условий, в истории, социологии, этнографии и других общественных науках является географический детерминизм. Родоначальником данного подхода, по мнению A.B. Корякина, является Аристотель, утверждающий, что развитие народов и обществ полностью или почти полностью объясняется их географическим положением и природными условиями [5; 7].
Ф. Бродель инициировал гипотезу, согласно которой географически однородные области (например, аллювиальные равнины) способствуют централизации и высокой плотности населения, тогда как области географически неоднородные (например, горные районы), как правило, остаются децентрализованными [3; 330].
Ф. Бродель отмечал: «Все, или почти все, строилось вокруг главных дорог.. .Географический детерминизм -не все в генезисе территориальных государств, но он сыграл свою роль» [13;291].
К. Валло, сопоставив карту государств и карту обитаемого мира, констатировал, что они не совпали только в двух случаях: в арктической области и лесной экваториальной зоне [13; 170].
В русле детерминизма в XIX веке в России сложилась парадигма географизма. Это направление имеет исторические корни в российской социологии. По мнению В. Харчевой, основателем географического детерминизма был крупнейший отечественный историк С.М. Соловьев, который смог развить эту идею (справедливым было бы назвать его впервые обосновавшим данный метод изучения мира).
В концепции Соловьева можно выделить три взаимосвязанных подхода. Во-первых, социологический реализм, получивший своё воплощение в раскрытии механизма влияния географической среды на жизнь людей. Во-вторых, положение, идущее от гегелевских взглядов на государство как на разумного творца власти и сословий. В-третьих, религиозный подход, согласно которому нравственный и общественный прогресс есть стремление человека к идеалу христианства [9; 115].
В работах Соловьева встречаются также положения, о том, что психологический склад населения, социальное устройство Западной Европы и России ставилось в непосредственную зависимость от окружающих природ-
ных условий. Например, он считал, что горы и камень разделили Западную Европу на отдельные государства, позволили создать «мужам» мощные укрепления и владеть «мужиками». В отличие от Запада Русская равнина привела к образованию единого государства, а обилие леса - дешевого строительного материала - способствовало значительной подвижности населения, при которой классовые отношения не могли приобрести столь острую форму борьбы, как на Западе.
Изучению социально-экономических факторов в истории развития общества уделяли внимание и экономисты, и регионологи, и социологи. Экономический детерминизм наиболее ярко представлен марксистской теорией общественно-экономических формаций - концепцией, утверждающей, что экономические факторы являются решающими в социальной деятельности человека, обусловливающей, в конечном счете, все социальные отношения формами собственности, экономической составляющей. При изложении своей социологической концепции К. Маркс, отталкиваясь от характеристики исторического развития продукта деятельности людей, от личности, от особенного и индивидуального, дает теорию общества в крайне сжатой форме, ограничивается конечным числом социальных структур, отражающих целостный социум [4;77].
Т.Г. Лаврова отмечает, что выбор поселения в течение многих веков оказывал существенное воздействие на характер экономической деятельности людей. Деревни возникали там, где природа благоприятствовала занятием сельскохозяйственными видами производства. Крупные города возникали вблизи естественных транспортных путей, на берегах больших рек, морей. И сегодняшний уклад жизни - традиции, культура, специфические потребности местного населения - предопределяет возможности и пространственные границы деятельности производителей товаров и услуг, ориентированных на местный рынок. Более того, любое местное сообщество имеет собственную систему ценностей, норм поведения, этических установок, определяющих представления членов сообщества о добре и зле, хорошем и плохом, что оказывает существенное влияние на выбор сообществ индивидами [7; 88].
Не менее распространенной концепцией является технологический детерминизм, отводящий решающую роль в общественно-экономическом развитии технологическим изменениям в системе производства. Согласно этой концепции, любые крупные изменения в технике или технологиях влекут соответствующие социальные изменения, так как требуют не только новой организационной структуры, но и новой организационной культуры производства. Эго, в свою очередь, изменяет ценностные ориентации и установки работающих и заставляет их повышать уровень образования, профессиональных знаний, что изменяет социально-профессиональную структуру работающих и характер их взаимодействий.
Концепции технологического детерминизма в разных формах представлены в работах западных ученых (социологов, социальных психологов и экономистов): Т. Вебле-на, Дж. Гэлбрейта, Д. Белла, П. Дракера и др. Они последовательно выделяют в эволюции человечества следующие
типы обществ: доаграрное, аграрное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Смену одного типа общества другим сторонники технологического детерминизма объясняют изменениями в применяемых технических средствах, под влиянием чего происходят изменения во всех других общественных сферах [9; 118].
Крайней формой технологического детерминизма является техницизм - особый тип общественного сознания, связывающий решение социальных проблем и социального развития с нововведениями в технологиях и технике. В русле техницизма разработаны многочисленные социологические концепции общественно-экономического развития и современного устройства капиталистической системы, учитывающие конкретные стадии технического прогресса: технократическое общество, индустриальное, постиндустриальное и т.д. [9].
Локализация населения в социальном пространстве детерминирована и социально-культурными факторами. Культурный детерминизм в западной социологии берет свое начало в трудах М. Вебера. В частности, в работах по религии он рассматривает общество в зависимости от господствующих в нем религиозных ценностей. На формирование идей культурного детерминизма оказала большое влияние и школа культурной антропологии Л.У-айта, М. Мида, А. Кардинера и др. Согласно концепции культурного детерминизма, явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии общества и общественных отношений. При этом сама культура рассматривается как автономное, независимое от других сфер общества образование. Представители концепции культурного детерминизма определяют культуру как совокупность общеразделяемых символов и значений, включающую в свое содержание фундаментальные ценности, обычаи, традиции, верования, язык и т.д. [14].
Истоки демографического детерминизма восходят к древнему Китаю. Еще в III в. до н. э. Хань Фэй Цзы писал: «В древности... усилий не прилагали, а для жизни хватало, народ был малочисленный, а запасов было в избытке. Поэтому в народе не было борьбы. Ныне же иметь пять детей не считается много, а у каждого их них имеется еще пять детей. Поэтому-то народ такой многочисленный и испытывает недостаток в припасах, трудится изо всех сил, а пропитания все равно не хватает... Поэтому в народе идет борьба» [8; 7].
В европейской науке демографический детерминизм связан с именем Р. Мальтуса, сформулировавшего закон народонаселения. Он говорил, что перенаселение и голод порождают революцию и диктатуру [6; 7].
Изучая процесс перехода от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему, М. Коэн высказал мысль о том, что «рост и давление населения являются важнейшими факторами зарождения и развития земледельческого хозяйства во всем мире» [8; 147].
В социальном детерминизме В.П. Огородников выделяет две его формы: детерминацию исторического процесса развития человеческого общества и детерминацию социальных взаимодействий на уровне отдельного события в данном временном срезе и для данного конкретного места. Если в первом случае объектом исследования является взаимодействие межу социальными
группами в их историческом развитии, то во втором главное внимание уделяется преломлению этих основных взаимодействий в повседневном общении отдельных личностей. Вторая форма социальной детерминации связана с деятельностью отдельного человека, имеет сою специфику и относительно независима от первой [ 10; 160].
Важным аспектом социального детерминизма, выражающим его наиболее характерные черты, является проблема целевого причинения, вопросы о месте и роли целевого начала в структуре деятельности, в определении ее направления и конечных результатов. Решение этих вопросов требует обращения к проблемам сущности цели, природы информационной причинности, субстанционального бытия социального будущего и его взаимоотношения с социальным прошлым и настоящим в процессе деятельности [1].
Из обобщения разных подходов к пониманию социально-пространственной локализации населения в их приложении к современной картине локализованного общества вытекает изложенное ниже.
Структура пространственной локализации населения детерминирована рядом факторов, которые можно сгруппировать на первичные и вторичные, внешние и внутренние, объективные и субъективные, в той или иной степени имеющие значение в формировании поселенческих локусов (рис. 1).
Среди представленных на рис. 1 факторов к первичным (базовым) относятся географические, экономические, социальные, политические, исторические, культурные, которые взаимодействуют и изначально имеют доминирующее значение при формировании поселенческих локусов. В последние десятилетия в данную группу включены и экологические факторы.
На основе первичных факторов и взаимодействия социума с природной средой, ресурсами, другими социальными группами на той или иной территории возникают вторичные факторы, влияющие на дальнейшую локализацию населения в социальном пространстве: со-
циально-географические, социально-экономические, социально-культурные, социально-политические, социально-демографические.
Влияние государства, а также любые другие влияния из-за пределов локализованных социальных пространств относятся к внешним факторам. Влияния же природно-климатических, социально-культурных, ресурсных и других условий непосредственно той территории, на которой происходит социально-пространственная локализация населения, относятся к внутренним факторам. К объективным факторам относятся ландшафтные характеристики территории, политический режим государства, состояние охраны государственной границы и т.п., к субъективным - степень удовлетворенности индивидов и социальных групп условиями жизни и жизнедеятельности, соц-культурным окружением, возможностью профессиональной, творческой и другой самореализации в границах той или иной территории, менталитет личности и степень её интеграции с данной территорией (малая родина).
Структурно социально-пространственная локализация населения представляет собой иерархию уровней -индивидуальная, групповая (в пределах административно-территориальных границ), региональная (в пределах федеральных округов), общегосударственная и глобальная. Наглядно структура социально-пространственной локализации населения представляется в виде перевернутой вершиной вниз пирамиды, в которой первый уровень индивидуальный, а далее по восходящей - слои перечисленных выше уровней.
Индивидуальная локализация зависит от желания отдельных индивидов или семей обособится. Например, семья староверов Лыковых, ушедшая в тайгу в 1937 г. и найденная геологами в 1978 г. К этой же группе относятся обитатели скитов. Известны случаи, когда достаточно состоятельные в материальном и интеллектуальном отношении люди выбирают аскетический образ жизни, из мегаполисов переселяются жить в обособленных заимках.
Вторичные факторы локализации населения
М\( I . 11-1II 1>1
Первичные факторы локализации населения
Рис. 1. Факторы влияния на пространственную локализацию населения
Второй уровень пространственной локализации -группы людей или семей. Это может быть, социальная общность, объединенная какими-либо интересами (творческими, этнонациональными и другими) или же религиозными верованиями. Примером такого обособления служат семьи, уходящие для жительства на хутора и создающие поселения из нескольких дворов, при этом не теряющие взаимосвязь с окружающим миром, использующие современные технические средства в своей жизнедеятельности. Такими примерами являются малые поселения староверов, этнических групп (пос. Джари в Нанайском районе, Улика Национальная по р. Тунгуска и т.п.).
Уровень локализации в пределах административно-территориальных границ представлен совокупностями населения муниципальных образований, сложившихся вокруг административных центров.
Региональная локализация (в пределах федеральных округов) - совокупность жителей поселений и муниципальных образований вокруг областных, краевых центров и столиц национальных республик и округов.
Общегосударственный уровень пространственной локализации предполагает распределение населения в границах того или иного государства вокруг их столиц.
Глобальный уровень социально-пространственной локализации включает в себя всё население Земли, распределённое неравномерно и включающее в себя локу-сы с различной плотностью населения.
Локализация населения в социальном пространстве является одновременно сложившейся концентрацией населения на определённой территории и процессом присоединения индивидов, социальных групп, общностей к уже существующим локальным образованиям. Изучение факторов, уровней, типологии пространственных локусов населения напрямую связано с решением проблемы народонаселения на российском Дальнем Востоке, привлечения в этот регион переселенцев и укоренения в нём уже живущего населения.
Человек создает условия для своего существования и таким образом искусственно снимает некоторые природные препятствия, ограничивающие его развитие. Социальная форма существования материи отличается от биологической тем, что она способна изменять мир сообразно потребностям людей. Значит, действия субъективного фактора и составляет основную специфичность детерминации социальных явлений. Однако воля, желания, идеи людей во многом детерминированы материальными факторами, за ними следует видеть их материальную объективную основу в виде потребностей и интересов масс, социальных групп, отдельных личностей. В структуру субъективного фактора принято включать осознание цели, интересы, волю, которые определяют выбор действий, осуществляемых на их основе. [1; 88].
В конечном счете, объективные факторы являются основой, на которой базируется субъективные факторы, предопределяющие социально-типичные формы, способы и направления деятельности людей [ 1; 90].
Вопрос о соотношении глобального и локального появляется только в современном обществе. Локальность нельзя отнести к социокультурным феноменам, свойственным лишь второй половине XX столетия, ее проявления эмпирически очевидны еще в традиционном обществе. На досовременной стадии социальное развитие проявились преимущественно локально [12].
Итак, установление основных факторов - лишь начало анализа сложной структуры локализации населения в социальном пространстве и ее социальной детерминации. Определить первичные и вторичные, внешние и внутренние, объективные и субъективные факторы локализации, выделить ее уровни позволяет комплексно и системно подойти к проблемам социально-экономического развития дальневосточных регионов РФ.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алабердина O.E. Детерминизм как научная основа познания общественного развития // Общество.Культура. Управление. М., 2001. С. 86-94.
2. Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIIIbb. М., 1992. Т. 3. 430 с.
3. Зинков Е.Г. Руральные основания формирования социокультурного пространства региона. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦВМ, 2001. 108 с.
4. Кевбрин Б.Ф. Развитие. Детерминизм. Закон. М.: Московский ун-т потребкооперации, 1998.244 с.
5. Корякин A.B. Идеологическая детерминанта групповой интеграции. Н. Новгород: ННГУ, 1994. 152 с.
6. Краткий словарь по философии / под. Ред. И.В. Блау-берга, И.К. Пантина. М.: Политиздат, 1982.414 с.
7. Лаврова Т.Г. Теории местоположения в контексте развития местного сообщества // Человек. Сообщество. Управление. Краснодар, 2005. № 1. С. 87-92.
8. Нефедов С. А. История поднебесной: Роман истории. Екатеринбург, 1992. 512 с.
9. Общая социология: Учеб. пособие / Под. ред. А.Г. Эфендиева. М.: Инфра-М, 2004. 654с.
10. Огородников В.П. Познание необходимости: Детерминизм как принцип научного мировоззрения. М.: Мысль, 1985. 206 с.
11. Рязанцев И.П., Завалишин А.Ю. Территориальное поведение россиян (историко-социологический анализ). М.: Академический проект; Гауцеамус, 2006.456 с.
12. Сергодеева Е. А. Глобальное и локальное в современном обществе // Россия в условиях глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы. Невинномысск, 2004. С. 245-256.
13. Филатов Ю. А. Начала телеологии. М.: Русское слово, 1994.170 с.
14. ХарчеваВ. Основы социологии. М.: «Логос», 1997. 304 с.
15. Центр и региональные идентичности в России: рамки анализа/ под ред.В.Я. Гельмана и Т. Хопфа. СПб.: Летний сад, 2003.256 с.
In this work it is represented a classification of the factors, determining social-spatial localization of the population: primary and secondary, external and internal, objective and subjective. The basic levels are selected: individual, group, administrative-territorial, regional, state, global.