Детерминанты влияния на историческое сознание общества
Пичугин Виталий Григорьевич,
кандидат психологических наук, доцент департамента «Психологии и развития человеческого капитала», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема становления и развития детерминант влияния на историческое сознание общества. Актуальность исследования определяется содержанием исторического сознания, изучение которого требует учета всех условий и факторов, активно влияющих на его функционирование в контексте использования исторического опыта для поступательного развития человека и общества. В исследовании обозначены основные детерминанты, которые через механизмы социально-психологического воздействия оказывают непосредственное или косвенное влияние на историческое сознание. Представлен обзор изменения основных детерминант влияния в процессе развития общества от древности до современности. По результатам исследования сделан вывод об информационной войне как о главном факторе, влияющем на историческое сознание в современном мире, а также о том, что информационно-коммуникационные технологии являются средством воздействия на массовое сознание. Обоснована необходимость и важность государственного управления процессами влияния на историческое сознание общества.
Ключевые слова: сознание, история, социальный конструкт, массовое сознание, историческое сознание, детерминанты влияния.
Введение
Историческое сознание - это сложное явление, имеющее социальную природу и включающее в себя множество элементов. Оно формируется в процессе общения людей, изучения истории и культуры, а также социальных и политических событий. Как духовно-практический феномен современной общественной жизни историческое сознание требует в своем изучении учета всех условий и факторов, активно влияющих на его функционирование в контексте использования исторического опыта для поступательного развития человека и общества [8]. Детерминантами влияния можно назвать совокупность причин, условий, обстоятельств, определяющих формирование исторического сознания в определённый период времени. Чем более развито общество, тем выше уровень влияния и управления массовым сознанием. Стоит отметить, что современность кардинальным образом отличается технологичностью воздействия. Например, технология CGI позволяет фальсифицировать любое событие ближайшего прошлого, создавая видео с реальными историческими персонажами, которые могут произносить речи и совершать действия, которых никогда не было на самом деле. Вся структура исторического сознания подвержена постоянной динамике, которая в настоящее время перестаёт основываться на исторической реальности, а переходит в хаотичное конструирование под влиянием определённых факторов, чему, безусловно, способствуют современные технологии.
Историческая память как представление о прошлом, которое формируется на основе информации, передаваемой из поколения в поколение, подвержена деструкции, поскольку основные потоки исторической информации перестали существовать исключительно в форме устной или письменной передачи, а присутствуют в массовом сознании скорее в виде хаотичной картины прошлого, сложенной из коротких видеосюжетов, популярных «новых хронологий», художественно-исторической литературы, где больше художественного вымысла, чем исторической реальности, и т.п. Таким же процессам подвержены историческое мышление, культура, историческое сознание как идеология, практика, ценностное и духовное основание общества. Этому способствует природа массового сознания, которое не оперирует научным знанием и лишь отчасти отражает исторический опыт, причём скорее на уровне чувств, эмоций, переживаний. Ф.Р. Ан-керсмит замечает: «Возвышенный опыт ближе чувствам и настроениям, чем знанию; как и они, он скорее онтоло-гичен, чем эпистемологичен, и потому должен определяться скорее через то, что вы суть, чем через то, что вы знаете, каким знанием обладаете. Возвышенный опыт -и исторический опыт - не предназначен для утоления нашей жажды знания» [1, с. 314]. Поэтому детерминанты влияния на историческое сознание реализуются через механизм эмоционально-иррационального воздействия посредством появляющихся в определённую историческую эпоху средств, например письменности, массовой печати, радио, телевидения, интернета, искусственного интеллекта. Каждая детерминанта качественно меняет эффективность влияния и в своём пределе может замещать реальную историю совершенным вымыслом.
Таким образом, актуальной и значимой проблемой является выявление и классификация детерминант вли-
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
-о
=Е СГ
со
I_
и
см О)
яния на историческое сознание, механизм их действия в прошлом и настоящем.
Изменение основных детерминант влияния в процессе развития общества
Детерминанты влияния на историческое сознание менялись в зависимости от множества факторов, таких как политические системы, экономические реалии, технологические и демографические изменения. До появления письменности события прошлого могли передаваться непосредственно от человека к человеку, у небольших сообществ (племён) была своя история, ограниченная ареалом обитания и разбавленная мифами, легендами, сказаниями. Появление письменности детерминировало значительные изменения в сохранении и передаче событий прошлых времён, что коренным образом повлияло на восприятие и сохранение информации, а также на её передачу будущим поколениям. Ю.М. Лотман назвал это механизмом сохранения коллективной памяти: «Подобно тому, как индивидуальное сознание обладает своими механизмами памяти, коллективное сознание, обнаруживая потребность фиксировать нечто общее для всего коллектива, создает механизмы коллективной памяти. К ним следует отнести и письменность» [3, с. 103]. Другими словами, письменность качественно повысила длительность и точность сохранения информации, а также позволила не только сохранять исторические данные, но и связывать их вместе, создавать общую картину истории человечества. Сама письменность как детерминанта влияния на историческое сознание также менялась от примитивных форм до полноценного алфавита, что позволяло более полно отражать события, факты, их интерпретацию. Исторические события приобрели множественные интерпретации, поскольку разные авторы исторических документов описывали реальность с различных точек зрения, а другие авторы анализировали ранее написанное и представляли в комментариях своё восприятие и понимание прошлого. Это расширяет возможности оценки исторических событий. По мнению А.Р. Анкерсмита, «.. .если у нас есть только одна историческая интерпретация некоторой исторической темы, мы вообще не имеем интерпретации» [14, с. 239].
Религия и церковь также оказали (и оказывают) значимое влияние на историческое сознание. Религиозные тексты, мифы, предания могут служить источником изучения многих исторических событий, а также определять их значение и воздействие на общество. История религии и церкви - это не только культурное наследие, но и источник моральных и этических ценностей, влияющих на мировоззрение и поведение людей. В различные периоды истории религия была тесно связана с политическими, экономическими и социальными процессами, которые определяли развитие общества. Религия была и источником конфликтов, и механизмом их разрешения, проявлялась как инструмент власти и оппозиции. Поскольку религия имеет большое влияние на социально-политическую жизнь общества, многие исследователи придают ей политическую функцию [2], помимо мировоззренческой, компенсаторной, регулирующей и др. Религиозность людей и их вера создают субъективно обусловленный фильтр восприятия прошлого, через который происходит оценка исторических событий - часто социально-политическая, идеологическая, культурная, идентификация «своих» и «чужих», как в прошлом, так и настоящем. Каждая традиционная религия имеет большой исторический путь развития и является неотъемлемой частью общей истории, в которой события могут восприниматься и трактоваться по-разному в зависимости от принадлежности человека или общности
людей к той или иной религии. Поэтому историческое сознание во многом определяется религиозной принадлежностью людей, их культурной и религиозной традицией, обрядами, праздниками, памятными датами. Всё это направлено на сохранение памяти о прошлых поколениях, передачу их знаний и опыта потомкам.
Очень большое влияние на историческое сознание оказали технологические изменения, которые способствовали распространению информации на огромные расстояния, осуществляя массовый охват населения. Это произошло благодаря изобретению печатного станка, телеграфа, радио и телевидения. Новые технологии позволили передавать информацию мгновенно и одновременно, что значительно ускорило процессы воздействия на мировоззрение и поведение людей. П. Нора во фрагменте семитомного труда «Проблематика мест памяти» [6] сделал вывод о коренном изменении исторического сознания благодаря средствам массовой информации и об исчезновении памяти социальных групп ввиду исчезновения самих этих групп - например, крестьянства. Автор констатировал, что историческое сознание лишилось целостности, перестали работать институты передачи социальной памяти и традиций: семья, школа, церковь, государство, идеология.
Телевидение к 80-90-м годам XX века стало ведущим средством распространения информации, создавая образы, всё дальше уходящие от реальности, в том числе кардинально меняя восприятие исторических событий, выдавая фантазию за действительность: «.фантазия реальнее реальности, оттиски убедительнее оригиналов. Псевдореальность более интересна и более приемлема, чем естественность» [10, с. 141].
Одна из главных детерминант влияния на историческое сознание, актуальная в настоящем и ближайшем будущем, - появление и развитие интернета, а также связанных с ним информационно-коммуникационных технологий.
Влияние информационно-коммуникационных технологий на историческое сознание современности
Интернет дал возможность быстрого и удобного доступа к огромному количеству информации, включающей исторические факты, документы, тексты, фотографии и видео. Это позволило пользователям более глубоко изучать исторические события и пересматривать представления о них. Однако, с другой стороны, интернет стал площадкой распространения мифов и ложной информации о прошлом, а также мощным инструментом пропаганды и искажения исторических фактов с целью достижения политических и идеологических целей. Историческая информация теперь в основном представлена для массового потребителя в виртуальном пространстве. Это формирует поле «массового создания и переработки исторических смыслов, значений и критериев интерпретации, переставших быть уделом «признанных» и традиционных исторических институций» [11, с. 4]. Как закономерное развитие интернета активно разрабатывалась и формировалась совокупность методов и средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами, что в настоящем представляет собой важное средство влияния на массовое сознание, получившее название «информационно-коммуникационные технологии». Применение технологий создаёт всемирное поле исторического дискурса без пространственных
ограничений. Это общая медиасреда, которая, «втягивая в свою орбиту человека, предлагает ему не только принципиально новые коммуникативные средства и практики постижения социальной реальности, социализации и социальной интеграции, но также создает серьезные риски и угрозы, связанные с формированием искаженной картины мира, ложной интерпретацией исторических событий, фальсификацией истории» [4, с. 20].
Информационно-коммуникационные технологии являются важным фактором влияния на историческое сознание общества посредством системы информационного потока, обеспечивающего доступ к различным историческим событиям, фактам и документам. Например, к электронным архивам, которые позволяют хранить цифровые копии исторических документов и материалов, облегчая массовый доступ к этим ресурсам.
Технологии виртуальной реальности используются для реконструкции исторических событий и мест, обеспечивая более яркое восприятие и понимание истории. Эта же технология позволяет фальсифицировать любые события прошлого, что также будет восприниматься в массовом сознании как убедительное доказательство реальности происходивших событий.
Социальные сети стали платформой для множественной интерпретации исторических событий, формирования различных сообществ, которые спорят и претендуют на знание истинной истории, часто излагая набор мифов и заблуждений, а также сознательно продвигаемых идеологических конструкций.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют посредством компьютерных программ визуализировать исторические данные для массового восприятия в виде графиков, таблиц, диаграмм, 3D-моделей. Наглядность и упрощение восприятия облегчают встраивание в историческое сознание определённых постулатов, тезисов, формулировок, которые должны легко запоминаться и воспроизводиться. Это особенно эффективно воздействует на молодое поколение, поскольку оно привыкло получать «сжатую» информацию в виде коротких роликов, анимации или краткой презентации, картинок.
Компьютерные игры могут включать в себя исторические сюжеты, позволяя игрокам узнавать историю и формировать определённое представление о прошлом. Это наиболее удобная технология для манипулирования массовым сознанием, встраивания необходимых разработчику мифов, искажений, откровенной лжи об исторических событиях. Компьютерная игра воспроизводит пространство виртуальной реальности, в котором прошлое можно просто создавать, переписывать, отменять, вновь воссоздавать. В этом процессе полностью теряются правда и вымысел, формируется восприятие виртуальности самой истории как того, что можно придумывать и отменять силой воображения. Компьютерные игры с историческим содержанием - это продукт эпохи постмодерна, который не считает историю наукой, не верит в ее познаваемость, отрицает историческую реальность и считает, что она конструируется [12, с. 105]. В игре идеально реализуется механизм встраивания ложных исторических представлений через внушение. Главное в процессе игры - это сама игра, то есть сознание полностью захвачено производством определённых действий, при этом естественным образом (при отсутствии сознательного контроля) в подсознании (или вне сознания) формируются и принимаются несуществующие, выдуманные исторические события, которые в ходе игры не могут быть осмыслены, проанализированы, проверены на достоверность. Поскольку в компьютерные игры в основном, играют молодые люди, которые часто в силу отсутствия исторических знаний и жизненно-
го опыта не могут критически оценивать (и даже отслеживать) манипуляцию, обман, фальсификацию, то они более всех подвержены негативному влиянию ложной исторической информации. Стоит также отметить, что компьютерные игры с историческим содержанием, основанные на проверенной и научно обоснованной информации, могут быть безусловно полезными.
Социальные сети и мессенджеры также являются важной составляющей информационно-коммуникационных технологий, значимо влияют на историческое сознание общества. Это главный источник информации в современности. Социальные сети и мессенджеры всегда доступны получателю, они встроены в телефоны, планшеты, компьютеры, что обеспечивает лёгкую доступность и непрерывность информационного потока.
Особенностями любой информации, в том числе и исторической, в социальных сетях и мессенджерах являются несистематичность, неполнота, незавершённость, произвольность, чаще - недостоверность или умышленное искажение.
Несистематичность образуется из отсутствия логики последовательности событий, перерывов в изложении, произвольности порядка предоставления информации. Неполнота является следствием представления исторических событий в пределах коротких заметок или фрагментарных сообщений, не содержащих полной информации о происходившем. Незавершенность появляется ввиду того, что данные могут быть опубликованы пользователями в любой момент времени, а исторические факты зачастую представлены не в полном объеме и не дополнены последующими событиями. Произвольность - следствие общей доступности изложения своего мнения для любого человека: информация, размещаемая в социальных сетях и мессенджерах, может быть представлена не только официальными источниками, но и людьми, чьи мнения являются предвзятыми или ошибочными. За недостоверностью и умышленным искажением исторической информации зачастую стоит проявление сознательной деятельности определённых лиц и организаций в рамках информационной войны, средствами которой являются в том числе информационно-коммуникационные технологии.
Информационные войны как основной фактор влияния на историческое сознание современности
Понятие «информационная война» упоминается в вышедшей в 1953 году книге «Тайная капитуляция» А. Даллеса, одного из основателей идеологии «холодной войны». Это, наверное, первое обоснование необходимости победы не только на поле боя, но и в информационном пространстве, причём победа в «информационной войне» может существенно облегчить или полностью исключить необходимость ведения «горячей войны». В настоящее время в отечественной науке присутствуют термины «информационное противоборство», «информационно-психологическая война», «войны памяти» как часть «информационной войны» [7, с. 4].
Так, например, В.Г. Рощупкин оперирует тремя вариантами: под «информационным противоборством» подразумеваются действия наступательного или оборонительного характера, осуществляемые в целях достижения национальных интересов в информационно-психологической сфере, - прежде всего, обеспечение геополитической и информационно-психологической безопасности государства [9, с. 13], «информационную войну» он рассматривает как операции, мероприятия, способы
сз о
сг ш
0
1
-1 У
"О ш
сг
и средства ведения межгосударственного информационного противоборства [9, с. 45], а «информационно-психологическую войну» определяет как осуществляемые тайно информационно-психологические операции, представляющие собой систему военных, дипломатических, экономических и информационных мероприятий и предполагающие оказание воздействия на отдельные социальные группы посредством внедрения им чуждых идеологических и социальных установок для формирования у них ложных стереотипов поведения [9, с. 55].
Активно влиять и тем самым формировать историческое сознание в обществе, например, враждебного государства, - одна из основных целей информационной войны. Тем самым можно нанести ущерб идеологической, политической, социально-психологической, государственно-управленческой сферам функционирования государства. Информационная война обязательно направлена на выработку необходимого восприятия и «правильной» оценки исторических процессов, действий, решений, а также отношения к прошлому в общем, что является основой формирования в настоящем определённого мировоззрения, создания представлений о норме, традициях, правилах поведения и ритуалах памяти о значимых исторических событиях.
Информационные войны переформатируют историческое сознание тем эффективнее, чем больше допускается манипулирование информацией о прошлом, создаются определенные стереотипы и мифы, формирующие восприятие собственной истории исключительно в негативном ключе. В памяти сохраняются только поражения, неудачи, разрушения и произвол. Искажение памяти о прошлом - это часть информационной войны, в которой главная задача - сформировать в обществе ложные, извращённые, недостоверные образы, события, воспоминания прошлого, что приобрело характер настоящих «войн памяти». Термин «войны памяти» впервые появился у отечественного социолога и антрополога В.А. Шнирельмана, изучавшего историю народов Закавказья, который столкнулся с тем, что историки, подталкиваемые к этому этническими элитами, используя различные интерпретации событий минувших дней и недостаток сведений о прошлом, манипулируя фактами, находят корни современных наций в древности и занимаются масштабным созданием новой исторической реальности в политических интересах [13, с. 13-14]. Войны памяти как часть глобальной информационной войны вызывают серьёзные социальные, политические и культурные последствия, так как влияют на формирование коллективной идентичности народов, на то, как разные страны, этносы и нации взаимно воспринимают друг друга, а также на политическую историю. Методы, применяемые для искажения памяти, не новы, но имеют важную особенность, обусловленную информационно-коммуникационными технологиями современности. Теперь пропаганда, манипуляция, фальсификация исторических документов и доказательств, создание мифов и легенд исполняются на высочайшем техническом уровне и легко внедряются в массовое сознание посредством компьютерных игр, социальных сетей, совокупности всех элементов медиасреды. Если государство не заботится о сохранении исторической памяти, такое попустительство оборачивается тем, что различные заинтересованные силы внедряют в память конструкции извне. „ Социум, лишённый национальной памяти, теряет спо-£2 собность передавать историческое наследие будущим ~ поколениям. Меняется два-три поколения - и, например, о «Япония состоит в военном союзе с США, зависит от них о, и подтверждает своё нахождение под гарантиями без-^ опасности США» [5 с. 15], поэтому США отказываются
приносить извинения за ядерную бомбардировку Японии, а 60% молодых японцев уже не могут назвать, какая страна нанесла по Хиросиме и Нагасаки ядерный удар. Именно информационная война является основной де-терминантой влияния на историческое сознание в современном мире, поскольку включает в себя всю совокупность средств и методов манипуляции массовым сознанием на непревзойдённом технологическом уровне, который с каждым годом становится всё выше, что усложняет противодействие искажению исторических фактов, формированию ложных установок и верований. Системный характер влияния информационной войны на историческое сознание обеспечивается за счёт синхронного и целенаправленного использования различных меди-аканалов: телевидения, радио, социальных сетей и т.п. Создаются сайты, Те1едгат-каналы и другие интернет-площадки, которые распространяют фальшивые документы, недостоверные сведения о важных и значимых событиях прошлого, причём такая деятельность планомерна, длительна по времени, привязана к определённым историческим и памятным датам. Обобщая основные манипулятивные технологии влияния на историческое сознание общества в процессе информационной войны, следует выделить:
1. Изменение фактов и событий. Искажение реальной истории путем частичной или полной подмены фактов, неточного описания или частичное придумывание исторических событий.
2. Выборочное представление фактов в «нужной» последовательности, сокрытие контекста событий. Представление выборочной искаженной информации, которая подтверждает определенную точку зрения и исключает другие точки зрения.
3. Сокрытие и опущение исторической информации, которая может изменить восприятие события или опровергнуть определенную точку зрения.
4. Манипуляция образами. Использование образов и символов для манипулирования мнением об определенной исторической личности, событии или действии.
5. Использование откровенной лжи. Представление ложной информации в форме так называемой «реконструкции истории». В данном случае используется безапелляционное, масштабное, лживое описание исторических событий, которые в действительности не имели места.
6. Использование и популяризация исторических мифов как достоверно установленных событий для поддержания в массовом сознании определенного восприятия прошлого.
7. Обесценивание прошлого. Демонизация исторических личностей или интерпретация свершений и фактов исключительно в эмоционально негативных характеристиках. В итоге это должно создавать в массовом сознании представление о «тёмном прошлом», в котором нечем гордиться, а значит, необходимо чувствовать себя «без роду, без племени», без надёжного исторического фундамента для настоящих и будущих побед, которых также быть не должно.
8. Обесценивание традиций, гипертрофированное негативное представление национальных особенностей, менталитета, что обосновывается «тёмной, кровавой» историей страны (народа).
Заключение
Активное влияние на историческое сознание является одной из главных целей информационной войны, которая детерминирует изменения в восприятии и понимании прошлого, его оценке и интерпретации. Результаты информа-
ционной войны могут быть долгосрочными и определить восприятие истории на десятилетия вперед. Поэтому активная защита от такого влияния, а также критический подход к историческим событиям и личностям являются важными элементами сохранения исторической правды и формирования адекватного исторического сознания.
Любые новшества в информационно-коммуникационной сфере используются в том числе для совершенствования методов и средств манипуляции массовым сознанием. Эффективность манипулятивных конструкций, внедряемых в историческое сознание общества, определяется совершенствованием социально-психологических технологий, основанных на всей совокупности средств управления медиапространством.
Появление новых детерминант влияния может качественно менять историческое сознание общества, в том числе внося конструкты, замещающие реальную историю совершенным вымыслом. Средством влияния на историческое сознание общества являются современные, постоянно развивающиеся информационно-коммуникационные технологии, которые, с одной стороны, активно применяются в информационной войне и в войнах памяти, а с другой стороны, могут служить мощным ресурсом, позволяющим получить доступ к историческим фактам, документам, материалам. Созидательное и целенаправленное управление информационно-коммуникационными технологиями -одна из важных задач государства.
Литература
1. Анкерсмит Ф.Р. Возвышенный исторический опыт. -М.: Европа, 2007. - 612 с.
2. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1998.
3. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур // Статьи по семиотике и типологии культуры. -Таллин, 1992. - Т. I. - С. 102-109.
4. Мерзлякова И. Л., Кошман М.В., Каирова И.А. Специфика формирования исторического сознания в современной медиасреде // Гуманитарные и социальные науки. - 2021. - Т. 88. - № 5. - С. 18-25.
5. Муратшина К.Г. Япония и Договор о запрещении ядерного оружия // Японские исследования. -2019. - № 4. С. 6-23.
6. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память. - Спб.: СПбГУ, 1999. - С. 17-50.
7. Пичугин В.Г. Концепция информационной войны будущего / В.Г. Пичугин, Л.А. Годунова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2021. - № 3. - С. 3-15.
8. Пичугин В.Г. Феномен практик социального конструирования истории: сущность и специфика их проявления в современном социуме / В.Г. Пичугин, В.В. Кафтан // Социально-политические науки. -2022. - Т. 12, № 1. - С. 119-126.
9. Рощупкин В.Г. Информационно-психологическое противоборство и обеспечение информационной безопасности. - Самара: Изд-во Самарского университета, 2018. - 92 с.
10. Ученова В.В. Реклама и массовая культура: служанка или госпожа?: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» и «Реклама». - М., 2008.
11. Хмелевская Ю.Ю. Медиатизация истории // Учебно-методические материалы кафедры отечественной и зарубежной истории ЮУрГУ. - Челябинск, 2017. -22 с.
12. Чернова Н. В., Макарова Н.Н. Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории //
Перспективы науки и образования. - 2018. - № 6 (36). - С. 105-113.
13. Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. - М.: Академкнига, 2003. - 592 с.
14. Ankersmit F.R. Narrative Logic: A semantic analysis of the historian's language, Den Haag, Nijhoff, 1983. P. 239.
DETERMINANTS OF INFLUENCE ON THE HISTORICAL CONSCIOUSNESS OF SOCIETY
Pichugin V.G.
Financial University under the government of the Russian Federation
The article examines the problem of the formation and development of determinants of influence on the historical consciousness of the society. The relevance of the present research is determined by the content of historical consciousness, the study of which requires taking into account all conditions and factors that actively influence its functioning in the context of using historical experience for the progressive development of people and society. The research identifies the main determinants that have a direct or indirect impact on historical consciousness through mechanisms of sociopsychological influence. An overview of changes in the main determinants of influence during the development of society from antiquity to modern times is presented. Based on the results of the study, a conclusion was made that information warfare is the main factor influencing historical consciousness in the modern world, as well as that information and communication technologies are a means of influencing mass consciousness. The necessity and importance of state management of the processes of influencing the society's historical consciousness is justified.
Keywords: consciousness, history, social construct, mass consciousness, historical consciousness, determinants of influence.
References
1. Ankersmit F.R. Sublime historical experience. - M.: Europe, 2007. - 612 p.
2. Vasiliev L.S. History of Eastern religions. - M., 1998.
3. Lotman Yu.M. Several thoughts on the typology of cultures // Articles on semiotics and typology of culture. - Tallinn, 1992. - T. I. - pp. 102-109.
4. Merzlyakova I. L., Koshman M.V., Kairova I.A. Specifics of the formation of historical consciousness in the modern media environment // Humanitarian and social sciences. - 2021. - T. 88. -No. 5. - P. 18-25.
5. Muratshina K.G. Japan and the Treaty on the Prohibition of Nuclear Weapons // Japanese Studies. - 2019. - No. 4. P. 6-23.
6. Nora P. Problems of places of memory // France-memory. -St. Petersburg: St. Petersburg State University, 1999. - pp. 1750.
7. Pichugin V.G. Concept of information warfare of the future / V.G. Pichugin, L.A. Godunova // News of Tula State University. Humanitarian sciences. - 2021. - No. 3. - P. 3-15.
8. Pichugin V.G. The phenomenon of practices of social construction of history: the essence and specificity of their manifestation in modern society / V.G. Pichugin, V.V. Kaftan // Socio-political sciences. - 2022. - T. 12, No. 1. - P. 119-126.
9. Roshchupkin V.G. Information-psychological confrontation and ensuring information security. - Samara: Samara University Publishing House, 2018. - 92 p.
10. Uchenova V.V. Advertising and mass culture: servant or mistress?: textbook a manual for university students studying in the specialty "Journalism" and "Advertising". - M., 2008.
11. Khmelevskaya Yu. Yu. Mediatization of history // Educational and methodological materials of the Department of Domestic and Foreign History of SUSU. - Chelyabinsk, 2017. - 22 p.
12. Chernova N.V., Makarova N.N. Visual teaching methods and design techniques in the history lesson // Perspectives of science and education. - 2018. - No. 6 (36). - pp. 105-113.
13. Shnirelman V.A. Memory wars: myths, identity and politics in Transcaucasia. - M.: Akademkniga, 2003. - 592 p.
14. Ankersmit F.R. Narrative Logic: A semantic analysis of the historian's language, Den Haag, Nijhoff, 1983. P. 239.
C3
о
u~
IE
0
1
-1 У
"О
IE
u~