Научная статья на тему 'Детерминанты развития отношений в диаде «Преподаватель студент»'

Детерминанты развития отношений в диаде «Преподаватель студент» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
264
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗРЕНЧЕСКАЯ СФЕРА / СФЕРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / PROFESSIONAL SPHERE / VALUES AND WORLD-OUTLOOK SPHERE / SPHERE OF INTERPERSONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крылова О. В.

В статье рассматривается межличностная дифференциация как установление различий между членами диады по результатам межличностного восприятия и оценивания, которая может протекать в условиях преобладания различных по характеру процессов межличностных отношений (интеграции или дезинтеграции).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крылова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF DEVELOPMENT OF RELATIONS IN DYAD «TEACHER STUDENT»

In this paper, the interpersonal differentiation is considered as establishment of distinctions among members of the dyad, based on the results of interpersonal perception and estimation. The differentiation can progress under the conditions of predominance of the naturally different processes of interpersonal relations integration and disintegration.

Текст научной работы на тему «Детерминанты развития отношений в диаде «Преподаватель студент»»

ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ

В ДИАДЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - СТУДЕНТ»

О. В. КРЫЛОВА

В статье рассматривается межличностная дифференциация как установление различий между членами диады по результатам межличностного восприятия и оценивания, которая может протекать в условиях преобладания различных по характеру процессов межличностных отношений (интеграции или дезинтеграции).

Ключевые слова: профессиональная сфера, ценностно-мировозренческая сфера, сфера межличностных отношений.

Детерминанты развития отношений в диаде «преподаватель - студент» охватывают бесчисленное множество самых различных признаков и свойств объектов в их взаимозависимости друг от друга, в их взаиморасположенности и взаимосвязи. В силу своей всеобщности детерминанты развития отношений в диаде «преподаватель - студент» приобретают предметно-содержательный характер только в случае их интерпретации применительно к какой-либо определенной системе. В нашей работе система - образовательная среда вуза.

В рамках анализа детерминантов отношений в диаде «преподаватель - студент» можно выделить следующие сферы: профессиональную, ценностно-мировоззренческую и сферу межличностных отношений.

Профессиональная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе решения поставленных задач:

- субординационные отношения между руководителями и подчиненными;

- отношения, связанные с координацией совместной деятельности.

Ценностно-мировоззренческая сфера связана с взаимоотношениями между личными и корпоративными ценностями, нравственными установками, преобладающими в конкретной социальной группе. Данное соотношение может варьироваться от полной поддержки до глубокого несогласия и конфронтации.

Сфера межличностных отношений связана с реализацией потребности в общении и самоутверждении личности, степенью удовлетворенно-

сти своей профессиональной деятельностью, формальным и неформальным статусом.

В основе конфликтного взаимодействия всегда лежит какое-то противоречие. Любое противоречие обусловлено наличием факторов, являющихся поводом для возникновения конфликтной ситуации.

Их можно классифицировать по следующим основаниям: социально-психологиче-ские и психологические.

1. Социально-психологические факторы обусловлены непосредственным взаимодействием людей, их включением в социальные группы. Они отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения групп, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения, а также индивидуальные потребности, мотивы, цели деятельности и поведения различных людей.

2. Психологические факторы связаны с индивидуально-психологическими особенностями участников конфликта. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.

Данные факторы могут реализовываться в ситуациях конфликтных отношений в конструктивном и деструктивном вариантах [1].

Межличностные отношения отражают психологический климат группы. Отношения, которые складываются в диаде «преподаватель - студент» могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на эмоциональное состояние, поведение, систему ценностей.

Можно выделить достаточно много факторов, способствующих развитию конфликтных отношений.

1. Проблемы восприятия информации, возникающие при нечеткой формулировке мыслей в беседе, при предвзятом отношении к собеседнику. Это могут быть неверные предположения в отношении чьих-либо действий; искажение, потеря или отсутствие информации во взаимодействии, плохая передача информации; приемлемость информации для сторон (например, то, что является аксиомой для одного, для другого неприемлемо); своеобразие источников информации (это могут быть неполные и неточные факты, слухи, которые дезинформируют партнеров по общению); подозрения в умышленном сокрытии информации; сомнения в надежности и достоверности источников информации; спорные вопросы законодательства, правил порядка действий; восприятие намеков как конкретных высказываний; правильное восприятие, но ложная интерпретация; ложное восприятие эмоционального и рационального содержания информации.

2. Проблемы и барьеры общения:

- установки, деструктивно влияющие на процесс общения: идеи социальной справедливости, представления о собственном превосходстве, завышенные требования к окружающим, отсутствие критических требований к себе;

- барьеры общения: потребность в признании, в эмоциональном контакте, в осознании смысла жизни;

- речевые проявления: темп, ритм, окраска; барьеры фонетического, семантического, стилистического непонимания, логический барьер;

- социокультурные барьеры: социальные,

политические, религиозные, профессиональные различия;

- стереотипы восприятия, когда оппонент воспринимается как представитель определенной профессии, определенной национальности, пола, возраста, как более или менее авторитетное лицо. Исходя из этих представлений делается вывод (часто ошибочный) о психологических особенностях партнера по общению, ему приписываются положительные или отрицательные качества;

- барьеры отношения, когда чувство неприязни, недоверия к оппоненту распространяется и на содержательный аспект общения;

- психологическая защита от постороннего психического воздействия;

- проекции, ситуации, когда свои недостатки приписываются оппоненту; тенденция смяг-

чать оценки наиболее ярких особенностей оппонента в сторону среднего;

- ореол либо выдающегося, либо ущербного порядка, т. е. при противоречивой информации приоритет отдается информации полученной ранее;

- общение с трудными людьми, например, с такими как агрессор, жалобщик, «разгневанный ребенок», максималист, молчун, «тайный мститель», «ложный альтруист», «хронический обвинитель»;

- взаимное непонимание ролей партнеров по взаимодействию;

- незнание особенностей психики, например, характеристик возрастного развития и поведенческих реакций другого человека.

3. Эмоциональные барьеры: ощущение себя хуже других, переживание своей ущербности по сравнению с окружающими, страх оценки или неуспеха, чрезмерные требования к себе и окружающим, вспыльчивость, обидчивость, нерешительность (необходимо знать, что данные проявления обусловлены неврозом, но повышенную возбудимость имеют также и творческие люди), опасения утратить что-либо значимое: дружбу, мир, спокойствие.

4. Причины, называемые психологическими особенностями человеческих отношений:

- различные мотивы деятельности и цели субъектов, например, один работает за деньги, другой за идею;

- совместимость или несовместимость субъектов взаимодействия из-за антипатий, неприязни друг к другу на основе несовпадения ценностей, установок, норм и принципов;

- неблагоприятная социально-психологическая атмосфера в коллективе, которая может быть вызвана образованием противостоящих группировок, культурными, эстетическими различиями людей, действиями руководителей;

- отсутствие умений передачи и приема информации о состоянии внутреннего мира, о проблемах и потребностях;

- фактор индивидуальной и групповой территориальности и его влияние на межличностные отношения: каждый «обживает свое пространство» по своему усмотрению, и вряд ли он будет рад вторжениям других на его территорию [3].

5. На процесс общения влияют также гендерные различия, которые проявляются:

- в выборе стратегии поведения: женщина ориентирована на процесс, мужчина на результат; в общении для женщины важны детали, нюансы,

оттенки, а мужчина воспринимает это как мелочность, подозрительность;

- в интерпретации обращений друг к другу, например, если женщина просит совета, то чаще ей нужен собеседник, его сочувствие, то есть эмоциональное содержание взаимодействия; а для мужчины важны дело, помощь, совет, то есть рациональное содержание взаимодействия;

- в целеполагании: для женщин характерна большая частота конфликтов, связанных с их личностными потребностями (зарплата, распределение отпусков); а у мужчин конфликты связаны непосредственно с самой трудовой деятельностью: организация труда, определенность трудовых функций;

- в модели поведения в конфликте: мужчины конфликтуют реже, но ведут себя более агрессивно, жестко, поскольку социальный статус для них важен и необходим, они постоянно борются за свою независимость, демонстрируют свое превосходство; для женщины важна эмоциональная близость, поэтому в конфликте женщину остановить труднее, но и спровоцировать легче.

6. Возрастные отличия также по-разному влияют на конфликтные отношения:

- у различных поколений могут не совпадать смысложизненные представления;

- различаются и манера поведения, и жизненный опыт, которые уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных слоев и подразделений;

- у людей разных возрастных групп различны и целеполагания: у молодых - конфликты, связанные с адаптацией: нарушения дисциплины, несоответствия требованиям и нормативам отношений во внешней среде; с увеличением возраста большее место занимают конфликты, связанные с целевыми характеристиками деятельности;

- в кризисные периоды развития отмечается своеобразие жизненных задач каждого возрастного этапа.

7. Психологические факторы профессиональной деятельности и межличностных коммуникаций также могут провоцировать возникновение конфликтов.

В условиях различных сфер, где идет интенсивное взаимодействие людей в сочетании с решением сложных задач можно отметить следующие факторы профессиональной деятельности, влияющие на формирование конфликтных отношений:

- особенности восприятия трудовой деятельности, проявляющиеся в несправедливости оценки собственных действий, в искаженном восприятии мотивов другого, в зеркальном воспроизведении в другом субъекте собственных пороков, в двойной этике, т. е. то, что позволено мне, не позволено другому;

- организационные моменты профессиональной деятельности, например, предъявление взаимоисключающих требований к работе, неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений;

- неопределенность перспектив роста, вызывающая тягостное отношение к трудовому процессу и отсутствие энтузиазма;

- неудовлетворенность условиями деятельности: посторонний шум, жара или холод, неудачная организация рабочего места;

- угроза или блокирование удовлетворения каких-либо активных мотивов и отношений, например, блокирование познавательного интереса в условиях чрезмерной перегрузки рутинными делами;

- функциональные нарушения в системе «руководства - подчинения», препятствующие достижению личных целей как руководителем, так и подчиненным;

- ролевые несоответствия в системе отношений «руководства - подчинения» (несовпадающие представления о деятельности руководителя у подчиненных и у руководства);

- накопление неудовлетворенности существующим положением дел; возрастание уровня притязаний и занижение самооценки; изменение самосознания и социального самочувствия на фоне сравнения с привычным образом жизни или с положением жизнедеятельности в других социальных группах;

- объективное противоречие между функциональной и личностной составляющими деятельности руководителя и подчиненных. Здесь имеются отношения субординации и наличие двух уровней взаимодействия, что изначально дает конфликтную основу, поскольку игнорируется паритет человеческих отношений [2].

Именно характер межличностного взаимодействия, кооперативного (сотрудничество) или конкурентного (соперничество, противодействие) определяет, какой из двух процессов - интеграция или дезинтеграция преобладает во взаимоотношениях. Межличностная дифференциация как установление различий между членами диады по

результатам межличностного восприятия и оценивания может протекать в условиях преобладания различных по характеру процессов межличностных отношений (интеграции или дезинтеграции). Однако сами по себе процессы межличностной дифференциации не предопределяют однозначно характер межличностных отношений как отношений сотрудничества или противоборства, доброжелательности или враждебности, интеграции или дезинтеграции. Напротив, та форма, которую принимают процессы межличностной дифференциации определяется характером межличностных отношений.

Таким образом, отношения в диаде носят дифференцированный характер, зависят от того:

а) насколько компетентны и квалифицированны участники межличностных отношений;

б) в какой мере они могут доверять друг другу (особенно когда отсутствует непосредственный контроль со стороны руководителя);

в) насколько они готовы взять на себя ответственность в решении вопросов, касающихся среды взаимодействия.

Подчиненные с высокой степенью проявления названных выше особенностей (так называемые «ингрупповые» члены) относятся к числу предпочитаемых руководителем [4].

Деятельность преподавателя как руководителя группы осуществляется в процессе «субъект-субъектных» взаимодействий и требует общих и специальных психологических и акмеологических знаний и умений, компетентности как свойств личности и важного условия профессионализма. В соответствии с научными традициями психоло-го-акмеологических исследований (Л. Л. Бодалев, Л. Л. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, Л. Л. Ре-ан и др.) содержание акмеологической компетентности на уровне общего и особенного следует осуществлять, раскрывая конкретное содержание отдельных компонентов, определяющих универсальную структуру:

- гностического или когнитивного компонента, характеризующего наличие необходимых и специальных профессиональных знаний;

- регулятивного компонента, позволяющего использовать имеющиеся профессиональные знания для решения профессиональных задач;

- рефлексивного компонента, дающего возможность осуществлять развитие в условиях действия прямых и обратных связей;

- коммуникативного компонента, так как исследуемый вид профессиональной деятельности всегда осуществляется в условиях делового общения и взаимодействий;

- проектировочного компонента, предусматривающего умение планировать личностнопрофессиональное развитие;

- конструктивного компонента, определяющего методическую оснащенность развития.

При этом в системных описаниях акмеологической компетентности руководителя следует раскрывать содержание ее связей:

- с профессиональной компетентностью, проявляющейся во владении собственно профессиональной деятельностью, способностью проектировать дальнейшее профессиональное развитие:

- с социальной компетентностью как ответственностью за результаты своего труда, высоким уровнем профессионального взаимодействия и общения;

- с личностной компетентностью, проявляющейся во владении приемами личностного самовыражения, противостояния профессиональной деформации;

- с индивидуальной компетентностью как владением приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии.

В соответствии с данными условиями системное описание акмеологической компетентности субъекта управление организацией должно отличаться, прежде всего, содержательной наполненностью, функциональными связями различных характеристик или показателей [5].

Таким образом, психолого-акмеологические детерминанты развития отношений в диаде «преподаватель - студент» проявляются по нескольким направлениям. Первое состоит в том, что внутренние условия личности рассматриваются как побудительные причины и детерминанты развития. Второе состоит в том, что движущей силой развития становится сам человек, а механизмом -саморегуляция, самоорганизация. Третье состоит в том, что процесс совершенствования личности имеет двойную детерминацию: внутреннюю и внешнюю. При этом решающую роль играет внутренняя детерминация, высвобождение внутренних движущих сил, выявление возможностей человека. Внешнее акмеологическое воздействие оказывается конструктивным только в силу того, что оно обращено к человеку как субъекту, т. е. строится на признании решающей роли внутренних механизмов, условий.

Таким образом, психолого-акмеологические детерминанты развития отношений в диаде «преподаватель - студент» констатируют субъектный, ценностный, восходящий характер развития через разрешение противоречий.

Литература

1. Акмеология: методология, методы и технологии: мат-лы науч. сессии / под ред. А. А. Деркача. М., 1998.

2. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М., 2008.

3. Бодалев А. А. Личность и общение // Избранные труды. М., 1983.

4. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология -наука о путях достижения вершин профессионализма. М., 2003.

5. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя. М., 1990.

* * *

DETERMINANTS OF DEVELOPMENT OF RELATIONS IN DYAD «TEACHER - STUDENT»

O. V. Krylova

In this paper, the interpersonal differentiation is considered as establishment of distinctions among members of the dyad, based on the results of interpersonal perception and estimation. The differentiation can progress under the conditions of predominance of the naturally different processes of interpersonal relations - integration and disintegration.

Key words: professional sphere; values and world-outlook sphere; sphere of interpersonal relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.