Научная статья на тему 'ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: АНАЛИЗ ПРАВОСОЗНАНИЯ, ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СЕМЬЕЙ'

ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: АНАЛИЗ ПРАВОСОЗНАНИЯ, ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СЕМЬЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
193
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛИНКВЕНТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕВИАНТ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕФОРМАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Говенко Ю.А., Таболова Э.С., Концевич Г.Е.

Рассматриваются специфические аспекты делинквентного поведения у подростков. Базовые обследования были проведены среди учащихся мужского и женского пола 6-9-х классов в городских и сельских школах Ставропольского края. Исследование было проведено на более 1000 участниках из выбранных школ Ставропольского края, Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания, в Майском районе Республики Кабардино-Балкария. Исследователи использовали тесты для анонимного анкетирования разнообразия девиантного поведения. Они состояли из пунктов (незначительных и серьезных) о различных девиантных действиях (табакокурение, употребление психоактивных веществ или наркотиков и алкоголя, словесная и физическая агрессия, прогулы, ложь) и опроса, где брали деньги для приобретения сигарет, алкоголя и пр. Из всех участников большинство соответствовали критериям шкалы девиантного поведения. В соответствии с социальной психологией люди учатся и формируют свое поведение и личность через взаимодействие со своими значимыми людьми, значимыми событиями в их жизни, нормами, установками и ориентациями поведения, независимо от того, плохо это или хорошо. В исследовании проведена работа, которая состоит в том, чтобы найти детерминанту девиантного поведения среди подростков, используя такие переменные, как индивидуальные черты личности, ее правовое сознание, структура семьи и уровень удовлетворенности семьей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF VARIOUS FORMS OF DEVIANT BEHAVIOUR OF ADOLESCENTS: ANALYSIS OF LEGAL AWARENESS, PERSONALITY TRAITS AND SATISFACTION WITH FAMILY

The article deals with specific aspects of delinquent behaviour in adolescents. Baseline surveys were conducted among male and female students in grades 6-9 in urban and rural schools in Stavropol Territory. The study embraced over 1,000 participants from chosen schools in Stavropol Territory, Mozdok District of the Republic of North Ossetia-Alania, and Maisky District of the Kabardino-Balkarian Republic. The researchers used tests to anonymously survey a variety of deviant behaviours. They consist of items (minor and major) about various deviant activities (smoking, using psychoactive substances or drugs and alcohol, verbal and physical aggression, absenteeism, lying) and a survey about where money was taken to buy cigarettes, alcohol, etc. Of all the participants, the majority met the criteria for the scale of deviant behavior. In accordance with Social Psychology, people learn and shape their behaviour and personality through interaction with their significant people, significant events in their lives, norms, attitudes and orientations of behaviour, regardless of whether it is good or bad. Thus, the study aims at finding the determinant of deviant behaviour among adolescents, using variables such as personality traits, its legal awareness, family structure and the level of satisfaction with the family.

Текст научной работы на тему «ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: АНАЛИЗ ПРАВОСОЗНАНИЯ, ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СЕМЬЕЙ»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2023.1.6 УДК 316.624:316.4.06

Ю.А. Говенко, Э.С. Таболова, Г.Е. Концевич

ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: АНАЛИЗ ПРАВОСОЗНАНИЯ, ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СЕМЬЕЙ

Рассматриваются специфические аспекты делинквентного поведения у подростков. Базовые обследования были проведены среди учащихся мужского и женского пола 6-9-х классов в городских и сельских школах Ставропольского края. Исследование было проведено на более 1000 участниках из выбранных школ Ставропольского края, Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания, в Майском районе Республики Кабардино-Балкария. Исследователи использовали тесты для анонимного анкетирования разнообразия девиантного поведения. Они состояли из пунктов (незначительных и серьезных) о различных девиантных действиях (табакокурение, употребление психоактивных веществ или наркотиков и алкоголя, словесная и физическая агрессия, прогулы, ложь) и опроса, где брали деньги для приобретения сигарет, алкоголя и пр. Из всех участников большинство соответствовали критериям шкалы девиантного поведения.

В соответствии с социальной психологией люди учатся и формируют свое поведение и личность через взаимодействие со своими значимыми людьми, значимыми событиями в их жизни, нормами, установками и ориентациями поведения, независимо от того, плохо это или хорошо. В исследовании проведена работа, которая состоит в том, чтобы найти детерминанту девиантного поведения среди подростков, используя такие переменные, как индивидуальные черты личности, ее правовое сознание, структура семьи и уровень удовлетворенности семьей.

Ключевые слова: делинквентные действия, делинквентное поведение, девиант, девиант-ное поведение, неформальный социальный контроль.

В предыдущие десятилетия количество вовлеченных подростков в деви-антное поведение возрастало. Известны работы, где исследователи изучали различные переменные, которые могут влиять на это явление. Настоящее исследование было проведено для поиска возможных предикторов девиантного поведения, а также его связи с удовлетворенностью семьей и личностными чертами (в том числе индивидуальным правосознанием подростка).

Исследование было проведено на более 1000 участниках из выбранных школ Ставропольского края, Моздокского района Республики Северная Осетия - Ала© Говенко Ю.А., Таболова Э.С., Концевич Г.Е., 2023

Говенко Юрий Анатольевич - канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», филиал СГПИ в г. Железноводске, e-mail: kirsankir05@mail.ru.

Таболова Элита Сергеевна - канд. пед. наук, доцент, декан факультета психологии и педагогики ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», филиал СГПИ в г. Железноводске, e-mail: elita721@rambler.ru.

Концевич Галина Евгеньевна - канд. социол. наук, доцент, филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», филиал СГПИ в г. Железноводске, e-mail: galinakoncevich@rambler.ru.

ния, в Майском районе Республики Кабардино-Балкария. Исследователи использовали тесты для анонимного анкетирования разнообразия девиантного поведения. Они состояли из пунктов (незначительных и серьезных) о различных деви-антных действиях (табакокурение, употребление психоактивных веществ или наркотиков и алкоголя, словесная и физическая агрессия, прогулы, ложь) и опроса, где брали деньги для приобретения сигарет, алкоголя и пр. Из всех участников большинство соответствовали критериям шкалы девиантного поведения.

Исследование показало, что существуют различия в уровнях девиантного поведения (незначительные и серьезные нарушения) между полами: участницы женского пола имеют более высокую склонность к совершению незначительных нарушений (девиантных действий), в то время как у мужчин был более высокий показатель участия в серьезных нарушениях.

Более того, существует отрицательная/обратная связь между удовлетворенностью семьей и девиантным поведением. Это означает, что респонденты, которые больше вовлечены в девиантное поведение, оказываются менее удовлетворенными своей жизнью в семье, в то время как респонденты, которые меньше склонны к девиантному поведению, более удовлетворены своей жизнью в семье.

Исследование показало, что способность хорошо распознавать и манипулировать чужими эмоциями становится для подростков своеобразным «искушением» выбора в качестве самоутверждения формы нарушения установленных норм и правил, в том числе «чужими руками». Возможно, это определяется и спецификой самого подросткового возраста, который традиционно определяется как этап «провокационного» поведения, стремления к «увеличению зоны риска».

В большинстве исследований подростковый возраст описан как тяжелая стадия взросления, поскольку фактически подросток находится в стадии кризиса, и трудности, связанные с этим, испытывают и окружающие его люди. Подростки испытывают множество метаморфоз, таких как изменения в организме, слишком высокие требования к жизни, адаптация к окружающей среде, стресс, вызванный внешними силами, давление в школе, семье, со стороны сверстников и других лиц. Все это может привести к серьезным вызывающим действиям со стороны подростков.

Более того, подростковый возраст - это безудержное время роста, когда дело доходит до их личности [1]. Исследования в этой области показали, что в период, когда они являются детьми, их окружение и особенно семья являются наиболее значимыми факторами, которые могут формировать личность подростков. Создавая свою собственную идентичность, подростки могут столкнуться с конфликтами, с обучением неправильному поведению у значимых для них людей и, соответственно, неправильным решением своих проблем.

В соответствии с общеизвестными данными социальной психологии люди учатся и формируют свое поведение и личность через взаимодействие со значимыми для них людьми, значимыми событиями в их жизни, социальными

и правовыми нормами, установками и ориентациями поведения, независимо от того, плохо это или хорошо. Поскольку первое индивидуальное взаимодействие происходит в семейной обстановке, важно изучить этот контекст. Семейные отношения и процессы, а также их связь с личностью подростков уже были предметом исследования.

Некоторые родители рассматривают девиантное поведение подростков как преувеличенный вариант реакции на окружающий мир, который может быть управляемым [2, с. 140]. Однако эти шансы всегда сопряжены с риском. Если это отклоняющееся поведение не воспринимается семьей всерьез, если у подростка не сформировался достаточный уровень правосознания, оно может привести к более серьезным действиям, таким как антиобщественное поведение или преступление.

Можно определить девиантность как любое поведение, которое не соответствует ожидаемым правилам, убеждениям, социальным и правовым нормам. Следовательно, некоторые поступки считаются отклоняющимися от определенной культуры общества, а не от других людей. Таким образом, классификация того, что является отклоняющимся, всегда основана на том, как общество рассматривает, принимает или описывает отклоняющиеся действия.

Кроме того, некоторые авторы определяют девиантность как структуру поведения, противоречащую принятым нормам и проявляющуюся в виде неуравновешенных психических процессов, нарушающих самореализацию и уклоняющихся от собственного морального поведения и контроля личности [3, с. 188].

Как показывают исследования, в Ставропольском крае частота проявлений девиантного поведения возросла с незначительной до тяжелой формы, что можно наблюдать в каждом районе, а тревожно высокий уровень девиантного поведения наблюдался на протяжении последних десяти лет. Отмеченные высокие показатели девиантных действий среди подростков стали более серьезными, наиболее характерными среди них являются те формы поведения, которые оказывают существенное негативное влияние на других людей, т.е. переход к делинквентному поведению: издевательствам, вандализму, наркомании и злоупотреблению психоактивными веществами.

Таким образом, основной целью исследования является поиск возможных предикторов девиантного поведения, а также его связи между уровнем сформировавшегося у подростка индивидуального правосознания, удовлетворенностью семьей и личностными чертами. Дополнительной целью исследования является поиск различий в показателях мужчин и женщин по шкале девиант-ного поведения и удовлетворенности жизнью.

Основной целью настоящего исследования является изучение взаимосвязи между неформальным социальным контролем за табакокурением, употреблением алкоголя, употреблением психоактивных веществ в образовательной среде, а также поведения и намерений делинквентного поведения у подростков. Основным методом исследования является использование анонимных анкет-тестов.

Теоретико-методологической основой нашей работы выступает ряд психолого-педагогических исследований: фундаментальные труды В.А. Сухомлинского, Я.А. Каменского о духовно-нравственном воспитании; труды Е.Е. Хатаева, Э.С. Таболовой, А.П. Мазуренко, Н.А. Перепелкиной, которые в своих исследованиях выделяют проблемы воспитания детей и подростков, условия успешного воспитания духовности и нравственности [4, с. 179].

С помощью метода теоретического анализа литературы, конкретизации, синтеза и обобщения, а также эмпирических методов исследуются специфические аспекты делинквентного поведения у подростков. Также нами широко применяется метод анкетирования.

Базовые обследования были проведены среди учащихся мужского и женского пола 6-9-х классов в городских и сельских школ Ставропольского края, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Кабардино-Балкария.

Выборкой исследования охвачены школьники-подростки в возрасте 12-17 лет. Общий состав участников - более 1000 человек. Для отбора участников применялась целенаправленная выборка. В качестве непрерывных данных использовался возраст.

В настоящем исследовании использовалась кластерная выборка среди списка школ в Ставропольском крае. Школы были выбраны случайным образом, для обеспечения равных возможностей при отборе. Исследователи целенаправленно отбирали респондентов в возрасте от 12 до 17 лет, с условием быть учащимися средних школ в городах Кисловодск, Минеральные Воды, Георгиевск, Железноводск, Пятигорск, станицах Курская, Лысогорская, Кум-ская Долина, селах Ульяновка, Прикумское, Этока Предгорного района Ставропольского края, Моздок административный центр Моздокского района Республика Северная Осетия - Алания, ст. Александровская - станица в Майском районе Республики Кабардино-Балкария. Из общего количества участников только 55-68 % прошли критерий девиантного поведения, т.е. пробовали курить, употреблять алкоголь либо психоактивные вещества в образовательной среде или это уже стало для них потребностью.

Приборы. Анкета анонимная состоит из различных разделов и вопросов, которые включают основные данные девиантного поведения, удовлетворенности семьей и перечень личностных черт.

Процедура сбора данных. Исследователи направлялись в выбранные школы из филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт».

Рекомендательное письмо с просьбой о разрешении выступить перед проведением основного обучения в школах было направлено преподавателям и в администрации школ.

После того, как преподаватели и администрация школы позволили исследователям провести анкетирование для проведения исследования, исследова-

тели целенаправленно отбирали респондентов в возрасте от 12 до 17 лет. Прежде чем проводить исследование респондентам представлялась его цель. Затем респонденты заполняли два вопросника за один сеанс. Респонденты проинформировали участников о том, что данные будут анализироваться индивидуально и анонимно.

После сбора всех данных исследователи «отфильтровали» их. Критерием для этого было то, что баллы, которые были указаны в анализе результатов как участие в отклоняющихся действиях. Исследователи рассмотрели социально-демографические данные участников (возраст, пол и структура семьи), уровень удовлетворенности семьей, а также их личностные черты.

Этические соображения. Все этические аспекты были предусмотрены в отношении безопасности участников. Это исследование было проведено при добровольном участии каждого респондента, и исследователи проинформировали всех участников о том, что они имеют право отозвать свои данные в любое время, если они не чувствуют себя комфортно, позволяя использовать их в объекте текущего исследования.

Участники были проинформированы о содержании анкеты, также была применена защита данных, собранные данные оставались анонимными. Не было никакого обмана или манипулирования данными, собранными у респондентов. Все полученные данные остались в своем первоначальном виде. Наконец, анонимные анкеты, которые использовались в этом исследовании, были стандартизированы, протестированы и обработаны.

Анализ данных. Описательные статистические данные, такие как среднее значение, частота, использовались для анализа социально-демографических характеристик участников. Для выявления детерминант девиантного поведения подростков использовались статистические данные, такие как корреляционный и регрессионный анализ Пирсона [5, с. 160]. Критерий корреляции Пирсона - это метод параметрической статистики, позволяющий определить наличие или отсутствие линейной связи между двумя количественными показателями, а также оценить ее тесноту и статистическую значимость. Другими словами, критерий корреляции Пирсона позволяет определить, изменяется ли (возрастает или уменьшается) один показатель в ответ на изменения другого [6, с. 44].

Удовлетворенность семьей и девиантное поведение. Основываясь на эмпирических исследованиях, удовлетворенность - это сознательная или когнитивная оценка индивида и оценка его уровня удовлетворенности жизнью и качества жизни с использованием таких факторов, как семейные отношения, друзья, школа, на основе приемлемого уровня удовлетворенности жизнью. Высокая удовлетворенность может оградить человека от рискованного поведения [7, с. 41]. Кроме того, вовлеченность и переживания в семье являются двумя наиболее важными источниками удовлетворенности жизнью и негативных эмоций членов семьи.

Удовлетворенность семьей определяется состоянием, в котором индивид из структуры семьи и человек, с которым у него есть семейные отношения (родители, дети, братья и сестры), удовлетворен независимо от того, какая у них структура семьи. В ходе недавних исследований на Ставрополье было установлено, что основным источником счастья и удовлетворенности среди школьников-подростков являются их семьи. Более того, исследование мировых ценностей показало, что удовлетворенный человек имеет прочные семейные отношения. Поэтому люди с прочными семейными отношениями и высокой удовлетворенностью жизнью в семье не склонны к рискованному поведению [8, с. 138]. Это также служит защитой от негативных жизненных событий, таких как эмоциональное расстройство, рискованное поведение, насилие, плохая успеваемость и пристрастие к алкоголю, сигаретам и наркотикам. Люди, не имеющие тесных семейных связей, склонны к негативным порокам.

Соответственно, в коллективных культурах хорошие отношения с другими считаются более важными по сравнению с личными целями [9, с. 588]. Таким образом, в нашей коллективной культуре больше внимания уделяется удовлетворенности семьей по сравнению с личными целями.

Таким образом, у некоторых подростков поддержка семьи и родительское руководство могут существенно влиять на удовлетворенность семьей. Возможно, подросток, который доволен своей семьей, может подвергаться меньшему риску вовлечения в девиантное поведение. С учетом недавнего исследования выдвигается гипотеза, что те люди, которые имеют более низкий уровень удовлетворенности семьей или имели тревожный жизненный опыт, могут подвергаться риску когнитивных и поведенческих проблем.

Личное правосознание, индивидуальные особенности личности и девиантное поведение подростка. Личностные черты (правосознание подростка, его индивидуальные особенности) выступают одними из наиболее значимых предикторов индивидуальных результатов его поведения [10, с. 163]. В то время как «черты характера» относятся к способам восприятия, мышления и поведения по отношению к окружающей среде и самому себе, личностные черты указывают на то, как мы справляемся со стрессовыми ситуациями в нашей жизни. Стрессовый жизненный опыт и то, как подростки справляются с ним, играют жизненно важную роль в их поведении.

С другой стороны, черты личности можно определить как способ, с помощью которого ментальный мир индивида проявляется в окружающем мире, который стабилен и постоянен с течением времени. Когда дело доходит до определения индивидуальных черт личности, одна из самых известных и полезных моделей - модель «Большой пятерки», т.е. оценки индивидуальных различий человеческой личности в таких разнообразных культурах, как американская, английская, голландская, датская, венгерская, итальянская, немецкая, румынская, русская, филиппинская, чешская, японская [11]. Ниже приведены пять личностных черт, которые подлежат определению.

1. Открытость опыту. Определяется как открытость личности, которая рассматривается как готовность искать новый опыт и принимать изменения, проявлять творческий потенциал и исследовать незнакомые вещи [12, с. 111]. Кроме того, считается, что люди с высоким потенциалом должны быть открытыми для новых впечатлений, готовы к переменам и новым событиям в своей жизни.

2. Добросовестность. Определяется как черты, которые включают в себя: надежность, способность и стремление к достижению целей, ответственность, высокое, правосознание, самоконтроль и эффективность [13, с. 157]. Люди с высоким уровнем добросовестности считаются хорошо организованными, грамотно планирующими, правопослушными, ориентированными на достижение результатов, более удовлетворенными работой и имеющими позитивные социальные отношения.

Люди с высокой добросовестностью склонны быть трудолюбивыми, надежными, заслуживающими доверия и твердыми; а люди с низкой добросовестностью склонны быть ленивыми, неорганизованными, ненадежными и нерешительными. Исследования показали, что эти несознательные люди проявляют преступные наклонности и связаны с позитивным отношением к преступности.

3. Экстраверсия. Измеряет межличностное взаимодействие людей по отношению к другим людям в форме общительности или застенчивости, а также способность к радости. Люди с высоким уровнем экстраверсии общительны, напористы, порой не сдержанны; люди с низким уровнем экстраверсии, как правило, тихие, сдержанные и робкие [14, с. 134].

Низкий уровень экстраверсии, т.е. интроверсия, характеризует застенчивость, необщительность и замкнутость личности. Также были проведены исследования, которые показали, что экстраверсия зачастую связана с неадаптивным, антисоциальным и девиантным поведением.

4. Приемлемость. Относится к уровню сострадания внутри «я», к негодованию индивида, а также к различным эмоциям, связанным с этим эффектом и поведением. Принято, что приемлемые люди считаются приятными, терпимыми, полезными для других, доверчивыми, прощающими, внимательными и готовыми к сотрудничеству. Склонность подростка к высокой сговорчивости с гораздо большей вероятностью будет рассматриваться как более понимающая, теплая, искренняя, от природы добрая, сострадательная, дружелюбная и отзывчивая. Склонность же к низкой сговорчивости с большей вероятностью будет резкой, грубой, холодной, необщительной, неискренней и несимпатичной [15, с. 66].

Кроме того, некоторые исследования называют людей с низким уровнем симпатии равнодушными к другим и, следовательно, могут быть недружелюбными и несговорчивыми, независимыми и иметь плохие личные привязанности к другим. Этот тип личности (низкий уровень удовлетворенности) может привести людей к девиантному и делинквентному поведению.

5. Нейротизм. Оценивает индивида с точки зрения эмоциональной нестабильности. Психологический стресс, вызванный комплексом невыполнимых идей и неадаптивных копинг-реакций, может привести к состоянию напряженности, неуверенности в себе, раздражительности и т.п.; люди с низким уровнем нейро-тизма, как правило, бывают спокойными, уверенными в себе [16, с. 75].

В ассоциациях модели пяти факторов все еще есть много областей, которые необходимо изучать. Существует лишь небольшое число исследований, которые демонстрируют личностные черты подростков и их связь с девиант-ным поведением. Таким образом, настоящий проект направлен на дальнейшее изучение этой области и ее связи с девиантным поведением.

Теория пяти факторов. Р.Р. Маккрей и П.Т. Коста в своей работе «Оценка нормальной личности в клинической практике: инвентаризация личности НЕО» (1992) обосновывают эту концепцию. Базовые тенденции - материалы черт и сущностей, которые служат измерителями согласованности поведения в разных ситуациях [17, с. 432]. Поскольку черты личности базируются на биологической основе, они универсальны и развиваются с течением времени. Таким образом, исследователи хотели бы знать, имеют ли личностные черты какое-то отношение к вовлечению подростков в девиантное поведение.

Характеристики. Адаптация - это приобретенные характеристики, на которые влияют условия и их способность подвергаться влиянию внешних воздействий [18, с. 48]. То, чему научился определенный человек, приобрел индивид, конкретные навыки являются характерными адаптациями. Характерная адаптация отличается от культуры к культуре и позволяет человеку постоянно вписываться в окружающую социальную среду. Поэтому девиантные тенденции подростков рассматриваются как характерные адаптации, поскольку они обладают способностью стать таковыми.

Я-концепция относится к знаниям и отношению к себе, также являющимся частью характерной адаптации [19, с. 120]. Это важная адаптация, которая заключается в том, как индивид обретает чувство цели и смотрит на свою жизнь. Я-концепция - это вера человека в свою собственную цель и осознание себя. Таким образом, в данном исследовании уровень удовлетворенности семьей рассматривается как я-концепция.

Текущее исследование. На основе на представленных в литературе факторов, связанных с девиантным поведением подростков, таких, например, как семейные факторы и давление со стороны сверстников, выявлено, что на Ставрополье растет уровень девиантного поведения среди молодежи, которое включает такие инциденты, как употребление наркотиков, алкоголя, курение, нечестность в школе, низкий уровень правосознания, ведущие к таким правонарушениям, как кражи, драки, вымогательство и иные виды преступности несовершеннолетних.

Школьники в основном получают информацию о курении от родителей (47 %) и только 13 % - из школы, газет и журналов (незначительный процент

от друзей - 1 %), а не получают информацию 20 %. Информацию о вреде курения школьники считают наиболее интересной и достоверной от родителей (60 %), только 27 % из школы и 13 % из газет и журналов.

Связи между неформальным социальным контролем за употреблением алкоголя и родительским мониторингом были положительными и значительными. Прямые пути от родительского контроля ко всем трем подростковым результатам были отрицательными и статистически значимыми (употребление алкоголя, поведение и намерения и делинквентное поведение). Усилия по привлечению родителей к более активному мониторингу деятельности подростков могут быть связаны с более низким уровнем различных форм де-виантного поведения.

Результаты. В этой части исследователи изучали взаимосвязь девиант-ного поведения, индивидуального правосознания, структуры семьи, удовлетворенности семьей и личностных черт.

Результаты показали, что среди отдельных подростков наблюдается разнообразное девиантное поведение. Участники довольно часто совершают незначительные девиантные поступки. Они могут включать употребление алкоголя, ложь взрослым, пользование общественным транспортом без оплаты, пропуск школы в течение нескольких дней без ведома родителей и нанесение граффити на здания или другие места (например, школа, общественный транспорт, стены и т.д.).

Участие молодежи в девиантном поведении может характеризоваться импульсивностью и безрассудством поступков [20, с. 20]. Для дальнейшего изучения в настоящем исследовании была выдвинута гипотеза о том, что на участие подростков в девиантных действиях сильно влияют несколько переменных, включая структуру семьи, удовлетворенность семьей и личностные черты, которые будут обсуждаться далее.

Отклоняющееся поведение и удовлетворенность семьей, а также стандартное отклонение между мужским и женским полом и структурой семьи. Результаты исследования показали, что участники мужского пола имеют более низкий уровень удовлетворенности семьей и более высокую склонность к участию в различных девиантных действиях. С другой стороны, участники женского пола достигли более высокого уровня удовлетворенности семьей и низкой склонности к девиантному поведению. Эти результаты согласуются с прошлыми исследованиями, указывающими на то, что мужчины имеют более высокую склонность к рискованному поведению или просто девиантным действиям, чем женщины.

В исследовании, проводимом с помощью метаанализа, посвященном изучению гендерных различий в девиантности, было определено различие между женщинами, которые считали, что действия девиантного характера могут быть захватывающими и рискованными, они в этом случае были склонны совер-

шать девиантные действия, и женщинами, которые придерживались морали против девиантных действий и были менее склонны к девиации.

Таким образом, участие в девиантных действиях зависит от определенных ценностей, которых придерживаются и которым учатся в своей среде как мужчины, так и женщины.

В контексте сравнения участников с родителями, состоящими в браке, и участников с распавшимися семьями, их вовлеченности в девиантные действия и уровня удовлетворенности семьей результаты показали, что участники с распавшимися семьями чаще совершали серьезные девиантные действия и имеют низкий уровень удовлетворенности семьей по сравнению с участниками, имеющими родителей, состоящих в браке.

Существует высокая дисперсия девиантности среди подростков, воспитывающихся в неполных семьях. Лица, вышедшие из распавшихся семей, могут испытывать ослабление связей с родителями, а также братьями и сестрами, они меньше времени тратят на семейные мероприятия, поэтому чаще подвергаются риску совершения девиантных действий.

Кроме того, подростки из распавшихся семей чаще испытывают трудности в социальном общении, что тоже влияет на совершаемые ими девиантные поступки. Таким образом, чем больше времени родители проводят со своими отпрысками, тем меньше они участвуют в преступлениях и девиантных деяниях.

Взаимосвязь удовлетворенности семьей и девиантного поведения. Результаты показали очень значимые и обратные умеренные отношения в удовлетворенности семьей и девиантном поведении. Это означает, что участники, которые высоко оценили удовлетворенность семьей, с меньшей вероятностью будут совершать девиантные поступки.

В то время как участники, которые менее удовлетворены своей семейной жизнью, склонны к девиантному поведению. Этот результат также согласуется с более ранним исследованием родительских и девиантных тенденций, в котором мы выяснили, что те участники, у которых был зафиксирован низкий уровень удовлетворенности семьей, имеют высокий уровень склонности к деви-антным действиям, что также можно объяснить отсутствием положительных моделей общения.

Участники с высоким уровнем удовлетворенности семьей реже совершают девиантные поступки. Это говорит о том, что люди, проживающие в семьях с родителями, состоящими в браке, получают больше внимания и поддержки и больше находятся под родительским контролем.

Взаимосвязь личностных черт и девиантного поведения и ее значение для теории пяти факторов. Результаты этого исследования не обнаружили статистически значимых связей между экстраверсией личностных черт и добросовестностью и, что удивительно, низкой статистической значимостью и слабой связью с нейротизмом. Однако есть умеренная значимая обратная связь с открытостью опыту и высокая значимая обратная связь с удовлетворенностью семьей.

Исследование показывает, что основные качества личности подростка находятся в его внутреннем мире и что его личность вполне последовательна в различных ситуациях, а исследование личностных черт полезно для прогнозирования будущего поведения подростков.

В литературе высказывается предположение, что личность влияет на социальное поведение и социализацию, а также на социальную этику. Ниже приведены возможные объяснения этих выводов.

На основе полученных результатов была выявлена весьма значимая обратная связь открытости опыту и девиантному поведению. Это указывало на то, что участники, которые высоко оценили такие личностные черты, как открытость опыту или готовность к изменениям и новым событиям в жизни, не склонны к девиантному поведению. Кроме того, результаты показали, что подростки, которые высоко оценивают эту черту личности, были наделены богатым воображением, умны, любознательны, изобретательны и находчивы.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что добросовестность имеет незначительную и слабую связь с девиантным поведением. Результат противоречит предыдущим исследованиям связи девиантного поведения и добросовестности. Результаты этих исследований показали, что недобросовестность имеет негативную связь с девиантным поведением, что свидетельствует о том, что люди с низкими добросовестными личностными чертами чаще участвуют в различных девиантных деяниях.

Результаты исследования показали, что экстравертность существенно не коррелирует с девиантным поведением. Это согласуется с исследованиями А. Алексич и М. Вукови (2018). В работе «Связь личностных черт с девиант-ным поведением на рабочем месте» [19] они заявили о несущественности взаимосвязи между экстраверсией и девиантным поведением. Напротив, они выявили экстраверсию как достоверный предиктор девиантного поведения, который связывает ее с вероятностью участия в девиантных действиях. Это еще одна серая зона в изучении экстраверсии и девиантного поведения с тех пор, как были обнаружены противоречивые результаты.

Нейротизм и его корреляция с девиантным поведением привели к низкой и слабой значимой связи. Вопреки результатам ранее проведенных исследований люди, обладающие этой личностной чертой, склонны испытывать негативные эмоции, которые могут быть связаны с конфликтом и могут приводить к девиант-ным поступкам, результат исследования показал обратное. Еще один противоречивый результат, который может быть изучен в будущих исследованиях.

Модель регрессии показывает, что существует высокая и обратная корреляция между приемлемостью и отклоняющимся поведением. В некотором смысле слабые отношения подразумевали, что удовлетворенность не является идеальным прогнозом девиантного поведения среди подростков, но, поскольку она значима, то может оказать некоторое влияние. Это означает, что очень приятный человек

имеет тенденцию ладить с другими людьми, в то время как малоприятный человек может испытывать трудности во взаимодействии с другими людьми.

Согласно проведенному исследованию приятный человек обладает такими качествами, как отзывчивость, доброта, дружелюбие, готовность к сотрудничеству, услужливость и доверие. В то время как малоприятные люди оказываются придирчивыми, холодными, недружелюбными, эгоистичными, сварливыми и жестокими.

Результаты настоящего исследования во многом подтверждаются предыдущими исследованиями, которые показывают, что существует обратная корреляция между приемлемостью и отклоняющимся поведением. Следовательно, индивид, обладающий низким уровнем приемлемости, с большей вероятностью будет проявлять агрессивное поведение и более склонен к конфликту, следовательно, с большей вероятностью будет участвовать в девиантных действиях.

Доказано, что низкая приемлемость характеризуется чертами грубости, холодности, безразличия, антипатии и запугивания. Они также могут проявлять большую агрессивность и с большей готовностью вступать в конфликты со своим окружением, что повышает вероятность участия в различных деви-антных действиях.

Выводы. Личностными психологическими детерминантами девиантного поведения подростков являются общие черты личности: агрессивность, экстраверсия, конформность-нейротизм, различные расстройства личности, конфликтность.

Основным методом исследования является использование модели большой пятерки удовлетворенности личностью и семьей в качестве предиктора девиантного поведения.

Согласно полученным результатам выявленные личностные черты и низкое правосознание подростков, скорее всего, будут предсказывать возможность их девиантного поведения. Кроме того, низкая удовлетворенность семьей также является причиной девиантного поведения подростков. Более того, участники мужского пола имеют более высокую склонность к девиантным действиям, в то время как участники женского пола более удовлетворены своей семьей, чем их подростки-мужчины.

Рекомендации. Результаты исследования дают основания сделать вывод о необходимости продолжить изучение переменных личностных черт и их взаимосвязи с различными видами девиантного поведения, учитывая его противоречивые результаты с прошлыми исследованиями. Кроме того, необходимы новые стратегии для изучения взаимосвязи между такими чертами личности, как экстраверсия и нейротизм в их связи с девиантным поведением.

Предлагается учитывать как ситуационные, так и личностные факторы, такие как отношения с другими членами семьи (например, братские отношения). Исследователи также предлагают использовать полученные данные в

разработке семейной политики, поскольку она тесно связана с девиантным поведением подростков и его предикторами.

Будущие исследования должны включать перекрестный анализ, при котором сравниваются возрастные группы среднего и пожилого возраста, а также рассмотреть возможность взаимодействия между ними и различными ситуационными факторами. Кроме того, авторы настоящего исследования рекомендуют изучить межкультурные факторы для оценки изменчивости предикторов девиантного поведения.

Список литературы

1. Дамрон-Белл Дж. Развитие девиантного поведения у подростков: влияние особенностей учащихся и социального климата: докторская диссертация / Университет Луисвилла. - Луисвилл, Кентукки, 2011.

2. Погосян М., Таболова Э.С., Говенко Ю.А. Национальное единство: роль межкультурного и межрегионального диалога молодежи // Университетская наука. - 2018. - № 1 (5). - С. 139-142.

3. Таболова Э.С., Донев Д.Д. Формирование образа профессии у студентов в рамках компетентностного подхода // Университетская наука. - 2018. -№ 2 (6). - С. 188-191.

4. Говенко Ю.А., Таболова Э.С. Классификация и характеристика наиболее распространенных видов наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ // Университетская наука. - 2019. - № 1 (7). - С. 179-187.

5. Перепелкина Н.А., Таболова Э.С., Ларионова Е.Г. Психолого-педагогическая деятельность по социальной адаптации депривированных воспитанников детского дома дошкольного возраста средствами музыкального искусства // Социально-гуманитарные знания. - 2019. - № 12. - С. 158-170.

6. Перепелкина Н.А., Арутюнян А.А. Особенности работы учителя в начальных классах с семьями обучающихся «группы риска» // Гуманитарный научный журнал. - 2017. - № 1. - С. 43-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Таболова Э.С., Остапенко М.С. Формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию средствами субъект-субъектного взаимодействия // Педагогическое наследие Н.К. Крупской и современность. К 150-летию со дня рождения Н.К. Крупской. - М., 2019. - С. 35-43.

8. Лежава Е.О., Таболова Э.С., Говенко Ю.А. Социокультурная адаптация детей мигрантов // Университетская наука. - 2017. - № 2 (4). - С. 137-140.

9. Чиненова Л.И., Перепелкина Н.А. Развитие эмпатии у девиантных подростков как механизм формирования социального поведения // Защита детства: проблемы, поиски, решения: сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф., приуроченной к Десятилетию детства в России / под ред. М.В. Смагиной. - М., 2019. - С. 585-590.

10. Криминализация молодежи как социально-политическая проблема / А.П. Мазуренко, Ю.А. Говенко, Э.С. Таболова, А.Р. Шерудило // Современная наука и инновации. - Ставрополь - Пятигорск, 2021. - Вып. № 1 (33). -С.162-173.

11. Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения: методологический аспект. - М.: Экономика, 2017. - 150 с.

12. Хатаев Е.Е., Таболова Э.С. О проблеме этнического воспитания детей и подростков // Образование и наука. - 2006. - № 6. - С. 109-112.

13. Педагог как субъект педагогической деятельности / Э.С. Таболова, О.В. Донева, К.А. Кознеделева, Ф.А. Хоконова // Университетская наука. -2019. - № 1 (7). - С. 156-162.

14. Киргуева Ф.Х., Перепелкина Н.А., Таболова Э.С. Формирование духовности, нравственности и патриотических чувств у детей младшего школьного возраста // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. - 2021. - № 2. - С. 130-136.

15. Педагогическая технология профилактики и коррекции компьютерной зависимости у школьников / Т.И. Ланцова, И.С. Буракова, Н.А. Перепелкина, И.В. Иванченко, В. А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2020. - № 4 (268). -С. 65-72.

16. Игра как основная форма развития личности ребенка: моногр. / С.Н. Безус, О.В. Бережнова, Ю.А. Говенко [и др.]. // Педагогическое новаторство А.С. Макаренко в контексте современности. - Уфа, 2018. - С. 75-81.

17. Говенко Ю.А., Максимова А.А. Здоровый образ жизни и алкоголизм в жизни ребенка // Защита детства: проблемы, поиски, решения: сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. И.В. Иванченко. - М., 2021. -С. 430-433.

18. Говенко Ю.А., Дзебоева И.С., Миняшева С.Р. Современная государственная политика в области образовательных услуг как одно из условий защиты детства в современных условиях // Защита детства: проблемы, поиски, решения: сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. И.В. Иванченко. - М., 2021. - С. 46-50.

19. Алексич А., Вукови М. Связь личностных черт с девиантным поведением на рабочем месте // Журнал критики СМИ. - 2018. - № 4. - С. 119-129. DOI: 10.17349/jmc118209

20. Абдулла А., Марикан С. Влияние личностных черт большой пятерки на девиантное поведение // Procedía Социальные и поведенческие науки. -2016. - № 219. - С. 19-25. DOI: 10.1016/j.sbspro.2016.04.027

References

1. Damron-Bell J. The development of deviant behavior in adolescents: The influence of student characteristics and school climate (Russ. ed.: Damron-Bell Dzh. Razvitie deviantnogo povedeniia u podrostkov: vliianie osobennostei uchashchikhsia i sotsial'nogo klimata. Louisville, Kentucky, University of Louisville, 2011).

2. Pogosian M., Tabolova E.S., Govenko Iu.A. Natsional'noe edinstvo: rol' mezhkul'turnogo i mezhregional'nogo dialoga molodezhi [National unity: The role of the inter-cultural and inter-regional dialogue of young people]. Universitetskaia nauka, 2018, no. 1 (5), pp. 139-142.

3. Tabolova E.S., Donev D.D. Formirovanie obraza professii u studentov v ramkakh kompetentnostnogo podkhoda [Forming the image of the profession among students in the framework of a competence approach]. Universitetskaia nauka, 2018, no. 2 (6), pp. 188-191.

4. Govenko Iu.A., Tabolova E.S. Klassifikatsiia i kharakteristika naibolee rasprostranennykh vidov narkoticheskikh sredstv, psikhotropnykh i sil'nodeistvuiu-shchikh veshchestv [Classification and characteristics of the most common types of narcotic drugs and psychotropic substances]. Universitetskaia nauka, 2019, no. 1 (7), pp.179-187.

5. Perepelkina N.A., Tabolova E.S., Larionova E.G. Psikhologo-pedago-gicheskaia deiatel'nost' po sotsial'noi adaptatsii deprivirovannykh vospitannikov detskogo doma doshkol'nogo vozrasta sredstvami muzykal'nogo iskusstva [Psychological and pedagogical activity on the social adaptation of preschool-age deprived pupils of an orphanage by means of musical art]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniia, 2019, no. 12, pp. 158-170.

6. Perepelkina N.A., Arutiunian A.A. Osobennosti raboty uchitelia v nachal'-nykh klassakh s sem'iami obuchaiushchikhsia "gruppy riska" [Working features with the students of "risk group" families in the primary grades]. Gumanitarnyi nauchnyi zhurnal, 2017, no. 1, pp. 43-46.

7. Tabolova E.S., Ostapenko M.S. Formirovanie gotovnosti obuchaiushchikhsia k samorazvitiiu i samoobrazovaniiu sredstvami sub"ekt-sub"ektnogo vzaimodeistviia [Forming students' readiness for self-development and self-education by means of subject-subject interaction]. Pedagogicheskoe nasledie N.K. Krupskoi i sovremennost'. K 150-letiiu so dnia rozhdeniia N.K. Krupskoi, Moscow, 2019,pp.35-43.

8. Lezhava E.O., Tabolova E.S., Govenko Iu.A. Sotsiokul'turnaia adaptatsiia detei migrantov [Sociocultural adaptation of migrant children]. Universitetskaia nauka, 2017, no. 2 (4), pp. 137-140.

9. Chinenova L.I., Perepelkina N.A. Razvitie empatii u deviantnykh podrostkov kak mekhanizm formirovaniia sotsial'nogo povedeniia [Developing empathy in deviant adolescents as a mechanism to form social behavior]. Zashchita

detstva: problemy, poiski, resheniia. Proc. 2nd All-Russian Acad. Conf. Ed. M.V. Smagina. Moscow, 2019, pp. 585-590.

10. Mazurenko A.P., Govenko Iu.A., Tabolova E.S., Sherudilo A.R. Krimi-nalizatsiia molodezhi kak sotsial'no-politicheskaia problema [Criminalization of youth as a socio-political problem]. Sovremennaia nauka i innovatsii, Stavropol, Pyatigorsk, 2021, iss. 1 (33), pp. 162-173.

11. Vendelin A.G. Podgotovka i priniatie upravlencheskogo resheniia: Metodologicheskii aspek [Preparation and adoption of a managerial decision: Methodological aspect]. Moscow, Ekonomika, 2017, 150 p.

12. Khataev E.E., Tabolova E.S. O probleme etnicheskogo vospitaniia detei i podrostkov [On the ethnic education problem of children and adolescents]. Obrazovanie i nauka, 2006, no. 6, pp. 109-112.

13. Tabolova E.S., Doneva O.V., Koznedeleva K.A., Khokonova F.A. Peda-gog kak sub"ekt pedagogicheskoi deiatel'nosti [The teacher as subject of pedagogical activity]. Universitetskaia nauka, 2019, no. 1 (7), pp. 156-162.

14. Kirgueva F.Kh., Perepelkina N.A., Tabolova E.S. Formirovanie dukhovnosti, nravstvennosti i patrioticheskikh chuvstv u detei mladshego shkol'nogo vozrasta [Formation of spirituality, morality and patriotic feelings in children of primary school age]. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K. L. Khetagurova, 2021, no. 2, pp. 130-136.

15. Lantsova T.I., Burakova I.S., Perepelkina N.A., Ivanchenko I.V., Pet'kov V.A. Pedagogicheskaia tekhnologiia profilaktiki i korrektsii komp'iuternoi zavisimosti u shkol'nikov [Pedagogical technology for prevention and correction of computer addiction in schoolchildren]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 3: Pedagogika i psikhologiia, 2020, no. 4 (268), pp. 65-72.

16. Bezus S.N., Berezhnova O.V., Govenko Iu.A. Igra kak osnovnaia forma razvitiia lichnosti rebenka [Game as the main form of forming child's personality]. Pedagogicheskoe novatorstvo A.S. Makarenko v kontekste sovremennosti, Ufa, 2018, pp. 75-81.

17. Govenko Iu.A., Maksimova A.A. Zdorovyi obraz zhizni i alkogolizm v zhizni rebenka [Healthy way of life and alcoholism in the child's life]. Zashchita detstva: problemy, poiski, resheniia. Proc. 4th All-Russian Acad. Conf. Ed. I.V. Ivanchenko. Moscow, 2021, pp. 430-433.

18. Govenko Iu.A., Dzeboeva I.S., Miniasheva S.R. Sovremennaia gosu-darstvennaia politika v oblasti obrazovatel'nykh uslug kak odno iz uslovii zashchity detstva v sovremennykh usloviiakh [Modern state policy in the field of educational services as one of the conditions to protect childhood in present world]. Zashchita detstva: problemy, poiski, resheniia. Proc. 4th All-Russian Acad. Conf. Ed. I.V. Ivanchenko. Moscow, 2021, pp. 46-50.

19. Aleksich A., Vukovi M. Sviaz' lichnostnykh chert s deviantnym povedeniem na rabochem meste [The relationship of personality traits with deviant

behavior in the workplace]. Zhurnal kritiki SMI, 2018, no. 4, pp. 119-129. DOI: 10.17349/jmc118209.

20. Abdulla A., Marikan S. Vliianie lichnostnykh chert bol'shoi piaterki na deviantnoe povedenie [The influence of the big five personality traits on deviant behavior]. Procedia Sotsial'nye i povedencheskie nauki, 2016, no. 219, pp. 19-25. DOI: 10.1016/j.sbspro.2016.04.027.

Оригинальность 84 %

Поступила 11.04.2022 Одобрена 05.05.2022 Принята к публикации 15.03.2023

Yu.A. Govenko, E.S. Tabolova, G.Ye. Kontsevich

DETERMINANTS OF VARIOUS FORMS OF DEVIANT BEHAVIOUR OF ADOLESCENTS: ANALYSIS OF LEGAL AWARENESS, PERSONALITY TRAITS AND SATISFACTION WITH FAMILY

The article deals with specific aspects of delinquent behaviour in adolescents. Baseline surveys were conducted among male and female students in grades 6-9 in urban and rural schools in Stavropol Territory. The study embraced over 1,000 participants from chosen schools in Stavropol Territory, Mozdok District of the Republic of North Ossetia-Alania, and Maisky District of the Kabardino-Balkarian Republic. The researchers used tests to anonymously survey a variety of deviant behaviours. They consist of items (minor and major) about various deviant activities (smoking, using psychoactive substances or drugs and alcohol, verbal and physical aggression, absenteeism, lying) and a survey about where money was taken to buy cigarettes, alcohol, etc. Of all the participants, the majority met the criteria for the scale of deviant behavior.

In accordance with Social Psychology, people learn and shape their behaviour and personality through interaction with their significant people, significant events in their lives, norms, attitudes and orientations of behaviour, regardless of whether it is good or bad. Thus, the study aims at finding the determinant of deviant behaviour among adolescents, using variables such as personality traits, its legal awareness, family structure and the level of satisfaction with the family.

Keywords: delinquent actions, delinquent behavior, deviant, deviant behavior, informal social control.

Yury A. Govenko - Cand. Sc. (Law), Associate Professor, Department of Humanities and SocioEconomic Disciplines, Stavropol State Pedagogical Institute, Zheleznovodsk Branch, e-mail: kirsankir05@mail.ru.

Elita S. Tabolova - Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Dean of the Faculty of Psychology and Pedagogy, Stavropol State Pedagogical Institute, Zheleznovodsk Branch, e-mail: elita721@rambler.ru.

Galina Ye. Kontsevich - Cand. Sc. (Sociology), Associate Professor, Stavropol State Pedagogical Institute, Zheleznovodsk Branch, e-mail: galinakoncevich@rambler.ru.

Received 11.04.2022 Approved 05.05.2022 Accepted for publication 15.03.2023

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Говенко, Ю.А. Детерминанты различных форм девиантного поведения подростков: анализ правосознания, личностных черт и удовлетворенности семьей / Ю.А. Говенко, Э.С. Таболова, Г.Е. Концевич // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. -2023. - № 1. - С. 75-92.

Please cite this article in English as:

Govenko Yu.A., Tabolova E.S., Kontsevich G.Ye. Determinants of various forms of deviant behaviour of adolescents: analysis of legal awareness, personality traits and satisfaction with family. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2023, no. 1, pp. 75-92 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.