УДК 616.89-053.2(-17)
В.Т. Манчук, Е.л. Инденбаум
детерминанты психического здоровья детей на севере
Институт медицинских проблем Севера СО РАМН (Красноярск)
Нарушения психического здоровья детей малочисленных народов Севера представляют большую медико-социальную проблему. В настоящем исследовании проанализированы, факторы риска возникновения отклонений в психическом, здоровье детей малочисленных народов Севера и. проведена сопоставительная, оценка их значимости. Установлена доминирующая, роль социокультурных факторов, в первую очередь взросления в условиях аномальной психосоциальной ситуации и социокультурной депривации. Большую роль играют, конституционально обусловленные особенности ВНД, темперамента и. межполушарного взаимодействия, затрудняющие психосоциальную адаптацию в полиэтнической, среде.
Ключевые слова: психическое здоровье, факторы риска, народы Севера
determinants OF psYcmcAL HEALTH OF cHiLDREN iN THE NORTH
V.T. Manchuk, E.L. Indenbaum Institute of medical problems of the North SB RAMS (Krasnoyarsk)
Mental health, abnormalities in children of indigenous people of the North represent a great medical-social problem.. In the present research the risk factors for occurrence of deviations in mental health of indigenous people's children are analyzed, and the comparative estimation, of their importance is done. The dominating role of social and cultural factors, first of all becoming adult in abnormal mental-social conditions and social-cultural deprivation, is determined. A great role play constitutional determined, features of the higher nervous activity, temperament and interhemispheric interactions, which, complicate mental-social adaptation, in the polyethnic environment.
Key words: mental health, risk factors, indigenous people
Сохранение психического здоровья детей малочисленных народов Севера представляет собой важную проблему. В настоящее время среди них высока распространенность эмоциональных и поведенческих расстройств, начинающихся в детском возрасте (Б 90-98), расстройств психологического развития (Б 80-83), умственной отсталости (Б 70-71) [2, 7]. Это имеет своим следствием социальную дизадаптацию: алкоголизм, суицидальное или криминальное поведение и т.п. [3, 11].
Целью нашего многолетнего исследования была иерархизация факторов, влияющих на психическое здоровье детей коренного населения Севера от старшего дошкольного до подросткового возраста. Нами в ходе 23 комплексных экспедиций Института медицинских проблем Севера было проведено сплошное обследование старших дошкольников и младших школьников коренного населения в 10 поселках Илимпийского района Эвенкийского автономного округа. Подростки обследовались выборочно. Контрольные группы комплектовались из детей некоренного (пришлого) населения в тех же социокультурных условиях. Общее количество обследованных детей 1287. Основную массу обследованных представителей коренного населения составляли эвенки (42,75 %). Доля якутов среди обследованных коренного населения составила 22,46 %, других национальностей (долгане, нганасане, кето) — 10,72 %. Отмечен достаточно высокий процент детей от межнациональных браков представителей коренного и некоренного населения — 22,61 %.
методика
В качестве факторов, способных оказать влияние на уровень психического здоровья, выделялись: принадлежность к коренному населению, проживание в условиях отдаленного поселка (социокультурной депривации), социально-экономический статус семьи, индивидуальная ситуация развития ребенка (эмоциональный климат в семье, отношение к ребенку со стороны родителей, их социокультурный статус). Оценка социально-экономического статуса осуществлялась по следующим параметрам: уровень дохода родителей (1 — крайне низкий, 2 — низкий, 3 — достаточный, 4 — высокий), жилищные условия (1 — ребенок не имеет отдельного спального места и места для приготовления уроков, 2 — имеет отдельное спальное место, 3 — родители спят в другой комнате, 4 — живет в улучшенных жилищных условиях), полная (2 балла) / неполная (1 балл) семья, количество детей в семье (1 балл — более 5, 2 балла — 3 — 5 детей, 3 балла — 2 ребенка, 4 балла — ребенок единственный). Максимальный количественный балл (подсчитываемый на основе отнесения к качественному критерию) мог составлять 14. Показатель социокультурного статуса подсчитывался по параметрам образования матери и отца (1 — неполное среднее, 2 — среднее, 3 — среднее специальное, 4 — высшее), профессиональная квалификация матери и отца (1 —низкая, 2 — средняя, 3 — высокая), наличия в семье библиотеки (1 — до 10 книг, 2 — до 50 книг, 3 — до 100 книг, 4 — более) и наличия периодических изданий (0 — нет, 1 — читают газеты, 2 — читают газеты и
журналы, 3 — читают литературные и специальные журналы). Другие показатели не включались из-за неразвитой социальной инфраструктуры (отсутствие театров, выставок и т.п.). Максимальный балл мог составлять 21. Эмоциональный климат в семье оценивался по параметрам отношений между взрослыми (2 — резко конфликтные, 1 —эпизодические конфликты, 3 — в целом благоприятные), отношений между родителями и детьми (те же градации), использованию физических наказаний (2 — постоянно, 0 — изредка, 2 — не применяются), занятий родителей с детьми (0 — отсутствуют, 1 — при необходимости, 3 — постоянно), а также удовлетворенности матери своей семейной ситуацией, работой, материальным положением, местом жительства. Для каждого параметра оценка могла быть: 0 — не удовлетворена, 1 — относительно удовлетворена, 2 — полностью удовлетворена. Максимальный балл мог составлять 19. Специально выделялись аномальные психосоциальные ситуации в соответствии с МКБ-10 (воспитание в отрыве от семьи, наличие в семье лиц, страдающих психическими расстройствами, в т.ч. алкоголизмом). В анализ включались половая принадлежность ребенка и год обучения. Помимо этого изучались состояние физического и темпы биологического развития (темпы прорезывания постоянных зубов), наличие признаков микроорганического повреждения ЦНС. Оценивались также профиль латеральной организации (по методике Корсаковой, Микадзе), темпераментальные особенности по параметрам экстраверсии — интроверсии (по рисунку человека, данным анкетирования педагогов), подвижность нервных процессов (по показателям индивидуального темпа деятельности и переключаемости).
Отнесение ребенка к группе психического здоровья осуществлялось на основании данных клинического осмотра, жалоб педагогов (значительно реже — родителей) и психологического обследования с применением комплекса стандартизованных, клинических патопсихологических и исследовательских методик. К 1 группе относились дети без признаков нервно-психической патологии (соответствующие возрасту темпы психического развития, эмоциональное благополучие, свиде-
тельствующее о нормальном функциональном состоянии ЦНС), ко 2 — с доклиническими проявлениями, к 3 — с клиническими проявлениями в стадии субкомпенсации, к 4 — с клиническими проявлениями в стадии декомпенсации. Дети с диагнозами умственной отсталости, тяжелыми расстройствами поведения и адаптации выделялись в отдельную группу, обозначаемую как пятая.
Статистическая обработка результатов и дисперсионный факторный анализ проводились с помощью программы STATISTICA 6.0.
результаты
Обследованные дети коренного населения в большинстве случаев проживали в специфических условиях социокультурной депривации (СКД), т.е. не имели полноценного доступа ни к своей, ни к доминирующей культуре. Обедненность среды по отношению к традиционной культуре заключалась в утрате возможности вести образ жизни в соответствии с культурными нормами. Это касается как питания, негативное влияние изменения характера которого доказано многими исследованиями [3], так и жизненного уклада. Большое значение имеет и необходимость обучаться на русском языке, независимо от того, какой язык (русский или национальный) является основным средством коммуникации. Обедненность среды по отношению к доминирующей культуре проявлялась, во-первых, неразвитостью социальной инфраструктуры, во-вторых, разнообразными дефицитами, в том числе и информационным. Таким образом, феномен СКД носит комплексный характер, где, аналогично ситуации материнской депривации, выделить наиболее значимый фактор не представляется возможным [1, 4, 6].
Результаты распределения детей по группам психического здоровья, приведенные в таблице 1, показывают, что среди обследованных как коренного, так и пришлого населения, проживавших в условиях СКД, доля детей, обнаруживающих существенные отклонения в психическом здоровье (3, 4 группы и психическая патология) достигала 40 %.
В условиях СКД дети коренного населения наиболее часто относились во 2 группу. В этом
Таблица 1
Сопоставительная характеристика распределения обследованных детей по группам психического здоровья
(%)
№ Группа населения 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа
Вне усп. 1 Некоренное (п = 239) 60,67 15,90 13,81 9,62 0
СКД 2 Коренное (п =105) 35,24 33,33 18,10 11,43 1,90
В уел. 3 Некоренное (п = 169) 42,01 18,34 23,08 13,61 2,96
СКД 4 Коренное (п = 556) 19,42 32,37 22,48 18,88 6,83
Группы 1, 2 Р < 0,001 Р < 0,001 н.д. н.д. -
Достоверность (ф*) Группы 3, 4 Р < 0,001 Р < 0,001 н.д. Р < 0,06 Н.Д.
Группы 1, 3 Р < 0,001 н.д. Р < 0,01 Р < 0,01 -
Группы 2, 4 Р < 0,001 н.д. н.д. Р < 0,03 Р < 0,001
случае они были в достаточной мере адаптированы к требованиям социокультурного норматива, но обнаруживали некоторое отставание в темпах когнитивного развития и отдельные полиморфные симптомы эмоциональных нарушений. У детей пришлого населения, относимых к этой группе, симптоматика эмоционального неблагополучия была ведущей. Основанием для отнесения в 3 и 4 группу чаще всего были задержки психоречевого развития, вызванные «педагогической запущенностью» (Б80.81), смешанные специфические расстройства развития (Б83), преобладавшие у детей коренного населения, затем — различные поведенческие и эмоциональные расстройства (Б90-Б98), органические расстройства (Б06-Б07). Среди детей некоренного населения относительно большой удельный вес имели гиперкинетическое расстройство (Б90), специфические расстройства развития (Б80, Б80.81, Б81), заикание (Б98.5).
Самой неблагополучной по показателям психического здоровья является группа сирот, изначально воспитывавшихся в доме ребенка или потерявших родителей в дошкольном возрасте (35 человек). Среди них не было детей, которых можно было отнести к 1 группе психического здоровья, ко 2 группе относилось 19,99 %, к третьей — 31,43 %, к четвертой — 34,29 %, у остальных обнаруживалась умственная отсталость. Этот факт в целом соответствует литературным данным и позволяет рассматривать сиротство любого генеза (биологического или социального) как наиболее существенный фактор риска для отклонений в психическом здоровье и последующих нарушений социализации [4].
Анализ изменчивости признака под влиянием контролируемых переменных факторов проводился с помощью дисперсионного анализа (ANOVA). В качестве результативного признака рассматривалась группа психического здоровья. Иерархия влияния факторов на психическое здоровье детей, имеющих семью, приводится в таблице 2.
Наибольшую значимость для возникновения отклонений в психическом здоровье детей имеет аномальная психосоциальная ситуация. При проживании в условиях СКД, в сочетании с такой ситуацией (чаще всего наличие лиц с психической патологией в семье, реже — длительное нахож-
дение в интернате) 83,86 % детей обнаруживало отклонения в психическом здоровье.
Проживание в условиях СКД было вторым по значимости фактором, в равной мере значимым для детей коренного и некоренного населения (различия факторных весов обусловлены разным количеством детей в сопоставляемых выборках). Вероятно, очень большое значение в этом случае имеют тяжелые бытовые условия (35 % детей не имели даже отдельного спального места, 73 % семей коренного населения были многодетными) в сочетании с недостатками ранней диагностики и медицинской помощи.
Принадлежность к коренному населению также имеет достаточно большое значение (Б = 56,79; p < 0,001). По-видимому, это происходит из-за целого ряда причин, порождающих своеобразие индивидуальной ситуации развития ребенка коренного населения, факторный вес которой практически равен предыдущему. В числе основных механизмов влияния, обнаруженных нами, можно назвать своеобразие языковой ситуации (несовершенное владение родителями и национальным, и русским языками, неопределенность языковой ситуации, в которой растет ребенок, получившая название несбалансированного билингвизма) [8]. Второй причиной является своеобразие взаимодействия ребенка и взрослого в ранние периоды его развития, в дошкольном детстве (родители, согласно результатам наших наблюдений, значительно меньше используют вербальные способы коммуникации) и в младшем школьном возрасте (родители в 5 раз реже помогают детям в приготовлении учебных заданий). Третьей причиной, на наш взгляд, является то, что родители (35 %) низко оценивают умственные способности своего ребенка и лишь в редких случаях (13 %) обнаруживают притязания на его послешкольное образование. В этом отношении значительно более благополучна группа детей, живущих вне условий СКД, родителей которых можно считать в определенной мере аккультурировавшимися. В целом же, как показано в таблице 3 и социокультурный статус семей пришлого населения, и эмоциональный климат в семьях несколько лучше. Достоверных различий в социально-экономическом статусе семей коренного и некоренного населения нам
Таблица 2
Показатели степени влияния различных факторов на психическое здоровье детей
Фактор Коренное население (п = 836) Некоренное население (п = 408)
F Р F Р
Аномальная психосоциальная ситуация 79,11 0,001 35,61 0,001
Проживание в условиях отдаленного поселка 70,54 0,001 24,46 0,001
Индивидуальная ситуация развития 55,81 0,001 23,34 0,001
Социально-экономический статус семьи 11,49 0,001 4,34 0,001
Половая принадлежность 19,38 0,001 8,43 0,004
Год обучения 2,36 0,02 2,15 0,03
выявить не удалось (скорее по причине общей бедности населения).
В целом семьи детей в значительной степени неблагополучны. Приблизительно в трети из них (независимо от этнокультурной принадлежности) родители систематически злоупотребляют алкоголем. Нами были получены выборочные данные, свидетельствующие о том, что существуют различия поведения в состоянии опьянения между представителями коренного и некоренного населения. Первые значительно чаще отмечают рост агрессивности и потребность пить «до отключения». В этом случае значительно возрастает риск проявлений жестокости по отношению к детям и к другим членам семьи. Жестокое отношение к детям предрасполагает к возникновению разнообразных отклонений в психическом здоровье, причем весьма существенно снижается и обучаемость детей [5]. Доля же семей, которые представляются педагогам полностью благополучными, составляет лишь 10—15 %. Таким образом, влияние социальных факторов на психическое здоровье детей проявилось достаточно отчетливо.
Достоверно зависел уровень психического здоровья детей и от года обучения. По мере усложнения учебных программ дети коренного населения полностью утрачивают мотивацию к обучению. У них еще отчетливей проявляется клинически выраженная симптоматика эмоциональных и поведенческих расстройств. Это, на наш взгляд, служит доказательством того, что для значительной части детей учебные программы являются избыточно сложными. Неспособность же справиться с учебной нагрузкой выделяется многими авторами в качестве первоочередной причины ухудшения нервно-психического здоровья [6, 10, 12].
Не менее важным нам представлялся и анализ других факторов, по литературным данным тесно сопряженных с особенностями психического раз-
вития детей. Дети коренного населения Севера обнаруживают более медленные темпы биологического развития, но достоверной зависимости между ними и уровнем психического здоровья нами не выявлено [3]. В то же время формирование психологической готовности к школе тесно связано с темпами морфофункционального созревания организма. У подавляющего большинства обследованных дошкольников целевой группы отсутствуют достаточные предпосылки для формирования функциональных умений, необходимых школьнику (умение различать звуковые сочетания, концентрировать внимание в течение достаточно длительного времени, запоминать предъявляемый словесный материал и т.п.). Этот факт неправомерно объяснять только социальными условиями. У 6-8-летних детей коренного населения обнаруживается более тесная связь успешности выполнения различных психологических методик с возрастом (определенным с точностью до месяца) (г = 0,63), тогда как у их «пришлых» сверстников она намного меньше (г = 0,17). Таким образом, можно предполагать, что в условиях депривации большое значение имеют общие темпы созревания организма.
Одним из дискуссионных вопросов является мнение о «правополушарности» представителей малочисленных народов Севера. Часто цитируемые данные В.В. Аршавского показывали, что у определенной части обследованных им школьников к 10—15 годам не обнаруживается инверсии полушарного знака, они в большей мере реагируют на перцептивно воспринимаемые стимулы, чем на словесные. Можно было предполагать, что измененная доминантность полушарий найдет отражение в результатах нейропсихологической диагностики профиля латеральной организации (ПЛО). По нашим результатам изучения типов ПЛО детей коренного населения с отклонениями в психическом здоровье, приведенным в таблице
Таблица 3
Характеристика ситуации развития детей обследованных групп (М ± m)
Группа Социальные-'"-^,^^ условия Коренное Некоренное
Поселки (п = 119) Окружной центр (п = 30) Поселки (п = 27) Окружной центр (п = 82)
Социально-экономический статус (тах-14) 7,43 ± 0,15 9,87 ± 0,27 7,93 ± 0,21 9,78 ± 0,21
Социокультурный уровень (тах-21) 6,51 ± 0,23 10,97 ± 0,55 7,56 ± 0,29 9,66 ± 0,26
Эмоциональная атмосфера (тах-19) 5,30 ± 0,25 8,27 ± 0,35 6,39 ± 0,34 8,15 ± 0,24
Общий балл 19,27 ± 0,52 29,10 ± 0,67 21,87 ± 0,77 27,57 ± 0,60
Таблица 4
Представленность различных профилей латеральной организации у детей коренного населения разных групп
психического здоровья (%)
Группа психического здоровья Левосторонние Смешанные Правосторонние
5 группа 0 62,5 37,5
4 группа 13,33 26,67 60,0
3 группа 0 33,3 66,7
4, не было обнаружено значительного количества левосторонних латеральных предпочтений.
У умственно отсталых детей латеральные предпочтения были преимущественно недифференцированными, в остальных группах преобладали правосторонние предпочтения. Однако во всех группах количество детей со смешанным ПЛО было высоким. Дети с таким ПЛО чаще всего обнаруживают склонность к неблагоприятным эмоциональным состояниям. Кроме того, они отличаются особым когнитивным стилем, нуждаются в более длительной и поэтапной проработке учебного материала [9]. Таким образом, полученные результаты в определенной мере проливают свет на проблему недостаточной учебной успешности части детей коренного населения.
Разные методики исследования не позволяют однозначно сопоставлять наши данные с результатами, полученными В.В. Аршавским. Однако можно согласиться с автором в том, что «левополушарность» — следствие культурных отличий, приоритетов вербального опосредствования своей деятельности и поведения в культурах европейского типа. Отмеченная нами меньшая стимуляция речевого развития детей и, особенно, их речемыслительных навыков, что особенно ярко проявляется в условиях СКД, теоретически может приводить к замедлению созревания структур левого полушария. В то же время смешанный ПЛО часто свидетельствует о первичной недостаточности правого полушария, незрелости фронтоталамической регуляторной системы, т.е. наличии остаточных явлений органического повреждения головного мозга. В таком случае недостаточность левого полушария носит уже вторичный характер. Необходимо отметить, что ЭЭГ-исследования детей малочисленных народов Севера проводились О.И. Артеменко и показали значительное замедление темпов созревания головного мозга [2].
Можно полагать, что достоверными могли бы быть только результаты сопоставительного изучения детей одной этнической группы из одинаковых социокультурных условий, т.е. из условий СКД и вне ее. Нами были проведены такие сопоставления. Обнаружилось, что дети коренного населения в обычных социокультурных условиях (окружной центр, общеобразовательная школа, относительно или полностью благополучная семья) не имеют существенных отличий от своих некоренных сверстников по большинству познавательных
процессов. В то же время у них был ниже уровень речевого развития (возможность использовать логико-грамматические структуры) и несколько хуже память на слова. Это могло быть связано как с «правополушарностью», которую В.В. Аршавский считал генетически закрепленной, так и со специфической ситуацией речевого развития (менее совершенные речевые образцы, предъявляемые ребенку в сензитивные периоды речевого развития). В условиях СКД уровень речевого развития детей коренного населения был еще ниже, а отличия от сверстников пришлого населения по успешности выполнения различных психологических методик значительно более отчетливыми.
Следовательно, одной из существенных причин недостаточной учебной успешности детей является неполная сформированность возможности использовать речевые средства для решения познавательных задач, трудности выражения своих мыслей. Речь развивается функционально благодаря развитию таких форм деятельности ребенка как символическая игра, рисование, что и превращает ее в средство переноса действия во внутренний план. В условиях СКД дефицит символической деятельности ребенка препятствует формированию такой возможности. Это можно считать одним из предикторов для ухудшения психического здоровья [5, 6, 12].
Важное значение в ухудшении психического здоровья ребенка имеют последствия повреждений ЦНС. Остаточная неврологическая микросимптоматика обнаруживалась невропатологами у 40 — 50 % детей независимо от их этнической принадлежности. У отнесенных к 4 группе психического здоровья она обнаруживалась в 90 % случаев. Но сам факт наличия повреждения ЦНС не являлся первостепенным предиктором степени отклонений в психическом здоровье детей (Б = 12,73 при p < 0,001). Доля влияния социальных факторов оказывалась более высокой. В то же время сочетание негативных факторов органического и социального ряда предрешало тяжесть отклонений в психическом здоровье, причем дети коренного населения хуже компенсировали имеющиеся нарушения. Можно предполагать, что это предопределялось как указанными выше причинами, так и конституционально обусловленными характеристиками ВНД. При любом уровне когнитивного развития у детей целевой группы значимо чаще обнаруживались признаки инертности нервных процессов,
Таблица 5
Показатели выполнения психологической методики «Обучающий эксперимент» детьми малочисленных
народов Севера
Группа психического здоровья Количество обучающей помощи Среднее время выполнения (мин)
1 и 2 (п = 75) 6,0 ± 0,52 10,0 ± 0,66
3 и 4 (п = 135) 9,44 ± 0,51 13,5 ± 0,60
5) 3 = 5 13,82 ± 0,78 16,5 ± 1,18
Достоверность Р1,2 < 0,001; Р2,з < 0,005 Р"1,2 < 0,001; Р2,3 < 0,04
что находило отражение в снижении темпа интеллектуальной деятельности. Так, уже в дошкольном возрасте педагоги отмечали его у 66,67 % детей (у детей некоренного населения — в 12,5 %, p < 0,001). В школьном возрасте такая тенденция сохранялась. В таблице 5 приведены результаты выполнения обучающего эксперимента (с фиксацией времени) детьми коренного населения, отнесенных к разным группам психического здоровья. Методика не требует словесного отчета, широко применяется в патопсихологических исследованиях.
Приведенные данные показывают, во-первых, снижение темпа деятельности, а во-вторых — повышенную инертность психических процессов, вызывающую потребность вмешательства со стороны экспериментатора. Увеличение времени, затрачиваемого на выполнение задания, во всех группах испытуемых очевидно (обычно оно составляет 5 — 7 мин.). Возможно, при таком типе нервной системы возможности компенсации ее незначительных повреждений хуже. Таким образом, в числе детерминант психического здоровья детей выделяются разнообразные факторы, позволяющие нам разработать структурно-факторную модель детерминации психосоциального развития детей и подростков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Попытка иерархизации факторов риска отклонений в психическом здоровье детей малочисленных народов Севера показала, что доминирующее значение имеют социокультурные факторы. Вне условий СКД ребенок обнаруживает значительно меньший риск отклонений в психическом здоровье, но только в случае раннего и достаточно успешного включения в полиэтническую среду. Для улучшения ситуации необходима ранняя комплексная диагностика характера отставания в развитии ребенка. Однако приоритеты должны быть отданы его психолого-медико-социальному сопровождению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова Г.М. Образ жизни и состояние здоровья детей из многодетных семей. Комплексное клинико-социальное исследование по м-лам респу-
Сведения об авторах:
блики Татарстан: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук / Г.М. Волкова. — Казань, 1998. — 24 с.
2. Инденбаум Е.Л. Дети Севера: проблемы психического здоровья / Е.Л. Инденбаум, В.Т. Ман-чук. — Иркутск: ИГПУ, 2006. — 112 с.
3. Клиническая и психологическая оценка психического здоровья младших школьников Севера / Е.Л. Инденбаум, В.Т. Манчук, С.А. Домишкевич, Е.И. Прахин. — Иркутск: Сибирь, 1998. — 144 с.
4. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников. — М.: ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.
5. Мэш Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с.
6. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников / Т.Г. Хамаганова, Д.Н. Крылов, О.В. Даниленко, С.Б. Семке // Гигиена и санитария. — 2000. — № 2. — С. 71—73.
7. Семенова Н.Б. Характер интеллектуального дефекта при тяжелом йодном дефиците / Н.Б. Семенова, В.Т. Манчук // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2007. — Т. 107, № 4. — С. 59 — 63.
8. Сивакова Ю.Н. Речевое развитие личности в условиях билингвизма Крайнего Севера: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю.Н. Сивакова. — СПб., 1998. — 18 с.
9. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред.
С.Ю. Циркина. — СПб.: Питер, 2004. — 896 с.
9. Сухотина Н.К. Школьная адаптация и нервно-психическое здоровье детей / Н.К. Сухотина // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь: М-лы Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 22 — 25 сентября 1998 г. — М., 1998. — С. 210 — 211.
11. Топеха Т.А. Факторы, влияющие на социализацию молодежи в условиях трансформации Российского общества: Автореф. дисс. ... канд. социол. наук / Т.А. Топеха. — Пермь, 2005. — 19 с.
12. Шалимов В.Ф. Школьная адаптация детей с пограничными нервно-психическими расстройствами / В.Ф. Шалимов // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2007. — Т. 107, № 3. — С. 24 — 29.
Манчук Валерий Тимофеевич - д.м.н, профессор, член-корр. РАМН, директор Института медицинских проблем Севера СО РАМН, г Красноярск
Инденбаум Елена Леонидовна - канд. психол. н., доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории физического и психического здоровья детей и подростков Института медицинских проблем Севера СО РАМН, зав. каф. клинико-психологических основ дефектологии и логопедии Иркутского госпедуниверситета; тел.: 8 (3952) 24-34-37, 8 (3952) 53-52-78, 8 (914) 92280-07