Научная статья на тему 'Детерминанты преступности коррупционной направленности'

Детерминанты преступности коррупционной направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1528
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ КОРРУПЦИИ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / CORRUPTION / REASONS AND CONDITIONS OF CORRUPTION / JUDICIAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алимпиев Сергей Александрович

Раскрываются общественная опасность преступности коррупционной направленности, ее причины и условия. Обозначенные вопросы освещаются на основе социологического материала, судебной практики, а также деятельности правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determinants of corruption directed criminality

Public insecurity of corruption directed criminality, its reasons and conditions are disclosed. Specified questions are covered on the basis of sociological material, judicial practice and law machinery actions.

Текст научной работы на тему «Детерминанты преступности коррупционной направленности»

Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

ББКХ628.111.7

ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПНОСТИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

С.А. Алимпиев, преподаватель кафедры криминологии и уголовно-исполнительного

права Уральского юридического института МВД РФ

Раскрываются общественная опасность преступности коррупционной направленности, ее причины и условия. Обозначенные вопросы освещаются на основе социологического материала, судебной практики, а также деятельности правоохранительных органов.

Ключевые слова: коррупция, причины и условия коррупции, судебная

практика.

В обращении Президента РФ Д.А. Медведева 5 ноября 2008 г. с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию России говорится: «Основной причиной, «врагом номер один» к формированию свободного, демократического и справедливого общества является коррупция и государственная бюрократия. Последняя «периодически «кошмарит» бизнес, берет под контроль средства массовой информации, вмешивается в избирательный процесс, давит на суды и т.д.». И как результат - государственный аппарат у нас в стране и самый большой работодатель, самый активный издатель, самый лучший продюсер, сам себе суд, сам себе партия и сам себе в конечном счете народ. Такая система абсолютно неэффективна и создает только одно - коррупцию»1. Именно коррупция является сегодня наиболее острой угрозой для безопасности граждан и страны в целом. Коррупция, дискредитируя право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, разрушает правовые и демократические институты государства и общества и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

Понятие коррупции прочно вошло в жизнь российского общества, несмотря на то что в законодательстве оно отсутствует. В УК РФ нет даже упоминания о коррупции, хотя общепризнанно, что в основном коррупция состоит из совокупности преступлений, совершаемых чиновниками различного ранга.

Повышенная общественная опасность коррупционных деяний продиктована не только и даже не столько тем, что, совершая их, должностное лицо или служащий руководствуется своими, часто корыстными интере-

сами, а не интересами службы; она заключается в возможности третьим организациям и лицам произвольно, в зависимости только от назначенной цены и своих интересов, формировать поведение указанного субъекта.

Согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения главной причиной коррупции в России 43 % респондентов считают жадность и аморальность российских чиновников, 35 % неэффективность государства и несовершенство законов, 18 % низкий уровень правовой культуры и законопослушания большинства населения.

Для эффективного противодействия коррупционным преступлениям нужно на основе серьезного научного анализа этого социального явления выявить причины и условия, способствующие им, а также на основе проведенного анализа рекомендовать комплекс противодействующих мер.

Так, обобщение судебной практики г. Екатеринбурга и Свердловской области за период с 2000 года по первое полугодие 2008 года, материалов 73 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, возбужденных и (или) рассмотренных на территории Свердловской области, статистических данных ИЦ ГУВД по Свердловской области, отдела статистики ГУ МВД России по Уральскому федеральному округу, ГИЦ МВД России, а также Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ по Свердловской области позволяет автору констатировать, что среди причин и условий, способствующих совершению преступлений коррупционной направленности, можно выделить экономические, политико-правовые,

социально-психологические и организации-онные.

В экономическую группу можно включить следующие причины и условия.

1. Отсутствие стабильного состояния экономики в России, которая, в частности, оказывает непосредственное влияние на проходящие процессы в сфере интересов службы в государственных, коммерческих и иных организациях.

Влияние мирового экономического кризиса на российскую экономику очевидно, так как продолжаются рост инфляции, снижение доходов, безработица и т.д. Все это приводит к обесцениванию денежных средств и, как результат, к необходимости поиска соответствующими должностными лицами и лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, любых иных способов увеличения своих доходов.

2. Одним из немаловажных экономических факторов совершения рассматриваемых преступлений является имущественная поляризация населения, которая привела к появлению слоя людей, имеющих сверхвысокие доходы, и, следовательно, свободные деньги, которые могут широко использоваться для осуществления преступлений коррупционной направленности.

3. Отсутствие эффективных инструментов защиты интересов экономики в сфере предпринимательства от преступных действий указанных лиц.

4. Отсутствие должного контроля получаемых доходов в связи с пробелами в налоговом законодательстве.

5. Недостаточное финансирование правоохранительных органов.

К политико-правовым факторам можно отнести следующие.

1. Отсутствие законодательного определения коррупционной преступности.

Так, высокое криминогенное значение, по нашему мнению, имеет отсутствие Федерального закона «О противодействии коррупции»2. Примечательно то, что проект закона уже четырежды за минувшие 10 лет проходил обсуждение в Государственной Думе РФ. Сегодня подобный законопроект обсуждается Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области.

2. Отсутствие законодательных инструментов для эффективного контроля коррупции.

Так, действующее уголовное законодательство не в полной мере позволяет привлекать лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, в связи с заложенным принципом диспо-зитивности, так как в соответствии с примечанием к ст. 201 УК РФ уголовное преследование осуществляется только по заявлению организации или с ее согласия.

3. Существующие пробелы и коллизии в законодательстве, определенные противоречия законов и подзаконных нормативных актов. Отсутствие, а иногда, напротив, избыток должной регламентации многих вопросов способствуют бюрократизму, произволу чиновников и коррупционной преступности, а также затрудняют эффективную деятельность по противодействию коррупционной преступности. Примером противоречия различных законодательных актов может служить вопрос о размере стоимости подарка государственному служащему: Гражданский кодекс РФ не допускает дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Уголовный же кодекс РФ позволяет любой подарок считать взяткой. Так, в качестве одного из подобных примеров можно привести уголовное дело, возбужденное 25 мая 2007 г. Следственным управлением при Верх-Исетском РУВД г. Екатеринбурга по ч. 2 ст. 290 УК РФ в отношении заведующей терапевтическим отделением поликлиники И. по факту получения ею коробки конфет стоимостью 45 руб. за выдачу листка нетрудоспособности от Т. Последняя передала конфеты И. по собственной инициативе без каких-либо предварительных договоренностей. В ходе следствия не было установлено, что вручение «подарка» предшествовало вышеуказанным действиям должностного лица либо такие действия были обусловлены последующим вознаграждением в виде «подарка», в связи с чем, учитывая положения ст. 575 ГК РФ, следствие пришло к выводу об отсутствии в действиях И. состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, и уголовное дело было прекращено по ч. 1 ст. 24 УПК РФ3.

4. Условием, препятствующим эффективной борьбе с коррупционной преступностью,

Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

является иммунитет некоторых категорий должностных лиц, совершивших преступления, так как предусмотрена крайне сложная процедура привлечения их к уголовной ответственности (например, судей).

К социально-психологическим факторам преступлений коррупционной направленности можно отнести следующие.

1. Историческая обусловленность. Как свидетельствует практика, коррупция является достаточно распространенным явлением в России. К сожалению, исторически сложилось так, что общество в целом довольно равнодушно относится к коррупционной преступности.

2. Наличие позитивного отношения граждан и, в частности, лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, к взятке-подкупу как способу решения различных проблем.

3. Правовая безграмотность граждан, выражающаяся в незнании и нежелании знать свои права, т.е. правовой нигилизм. Значительная часть населения, вовлеченная прямо или косвенно в теневую экономику, привыкшая получать зарплату в конвертах и уклоняться от налогов, будучи свидетелем многочисленных злоупотреблений и нарушений закона, начинает относиться к нормам права как к чему-то необязательному, особенно если речь не идет об общеуголовных преступлениях. Например, приговором Серовского городского суда Свердловской области от 2 мая 2006 г. А. в соответствии с предъявленным обвинением был признан виновным в совершении 24 эпизодов преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). А. являлся сотрудником Серовского ГРУВД и согласно приказу ГУВД по Свердловской области замещал должность начальника ГИБДД. В соответствии с положениями КоАП РФ и должностной инструкцией он обладал полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения. При рассмотрении материалов об административных правонарушениях он требовал от провинившихся водителей оказывать «спонсорскую помощь» ГИБДД г. Серова путем внесения денежных сумм на счета организаций, которые А. называл, обещая при этом не ставить вопрос о лишении водительских прав4.

На наш взгляд, одной из причин совершения данного преступления можно считать

правовой нигилизм общества, который выразился в том, что граждане воспринимали требование о «спонсорской помощи» как должное.

4. Чувство безнаказанности субъекта совершения преступления ввиду заинтересованности сторон о неразглашении совершенного деяния. Все это свидетельствует о высокой степени латентности преступлений коррупционной направленности. Как правило, при таких деяниях отсутствует потерпевший, который бы мог заявить о совершенном против него преступлении. Стороны чаще всего остаются довольны возникшими противозаконными отношениями. Государство же без нарушения чьих-либо интересов не может вмешиваться в деятельность коммерческих или иных организаций в связи с особым порядком возбуждения уголовного дела (см., например, примечания к ст. 201 УК РФ).

Причины и условия коррупции организационного характера.

1. Недостаточно эффективная организация контроля деятельности государственных служащих, чрезмерная закрытость и иногда необоснованная корпоративная солидарность большинства государственных органов и коммерческих организаций, недостаток гласности и прозрачности в их деятельности, слабость внутреннего, ведомственного контроля создают благоприятную почву для коррупционной преступности.

2. Низкая подготовленность сотрудников правоохранительных органов по вопросам борьбы с коррупционной преступностью и, как результат, низкие показатели регистрации и раскрытия преступлений коррупционной направленности. В основном это связано с тем, что выявляются данные преступления часто при расследовании иных преступлений, т.е. попутно.

3. Следует отметить зачастую недостаточно эффективную организацию деятельности аналитических подразделений правоохранительных органов, нехватку сотрудников, целенаправленно занимающихся подобной работой. Отсюда просчеты в прогнозировании криминологической ситуации, в планировании и осуществлении предупредительной деятельности.

4. Способствует распространению коррупционной преступности и недостаточная научная обеспеченность деятельности правоохранительных органов. Имеются в виду как слабая научная исследованность многих про-

блем, связанных с противодействием преступности коррупционной направленности, недостаток методических рекомендаций практической направленности, так и игнорирование органами государственного управления, правоохранительными органами существующих научных разработок, а также не вполне эффективный механизм внедрения результатов научных исследований в практическую деятельность.

5. Отсутствие должного контроля со стороны государственных органов и общественности за лицами, которым запрещено зани-

мать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности.

1 http://www.rg. ги.

2 От редакции: после поступления данной статьи в редакцию 25 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон «О противодедействии коррупции» №273-Ф3, который вступил в силу с 10 января 2009 г. См.: СЗ РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.

3 См.: Архив СУ при Верх-Исетском РУВД г. Екатеринбурга. Уголовное дело № 40688.

4 См.: Архив Серовского районного суда. Уголовное дело № 456.

Статья поступила в редакцию 18 декабря 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.