УДК 343.97
DOI: 10.51522/2307-0382-2021-233-10-21-30
ЕВГЕНИЯ АНАТОЛЬЕВНА ЛАПУТИНА
заместитель начальника кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики юридического факультета ВЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук, полковник внутренней службы, [email protected]
Владимир
EVGENIYA A. LAPUTINA
Deputy Head of the Department of Criminal Procedure and Criminology, Faculty of Law of the VLI of the FPS of Russia, Candidate of Law, Colonel of the Internal Service, [email protected]
Vladimir
Аннотация. В статье рассматривается правовая основа применения физической силы и специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы, приводятся статистические данные о случаях их неправомерного применения и определяются детерминанты этого негативного явления. На основе анализа сложившейся ситуации предлагаются меры по предупреждению неправомерного применения физической силы и специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Предметом исследования в статье выступили официальные статистические данные, отечественное законодательство, научная литература по теме работы. Цель исследования - на основе анализа детерминантов неправомерного применения физической силы и специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы сформулировать меры по предупреждению рассматриваемого явления. Методологическую основу исследования составили статистический метод, анализ, синтез, анкетирование. В результате проведенной работы изуче-
Детерминанты неправомерного применения физической силы и специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и меры его предупреждения
Determinants of the Unlawful Use of Physical Force and Special Means by Personnel of the Penitentiary System of the Russian Federation and Measures of Its Prevention
ны нормативные правовые акты, составляющие правовую основу применения физической силы и специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы, проанализированы статистические данные, позволяющие говорить о злободневности проблемы, отдельное внимание обращено на детерминанты психологического характера. Проанализирована работа, проделанная учреждениями и органами ФСИН России по искоренению анализируемого негативного явления. Обоснована необходимость комплексного анализа случаев неправомерного применения сотрудниками УИС физической силы и специальных средств и их детерминантов для выработки эффективных мер профилактики. Сделаны выводы о важности применения комплекса мер по предупреждению неправомерного применения физической силы и специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, физическая сила, специальные средства, незаконное применение мер безопасности, детерминанты, профилактика, осужденные.
Abstract. The article examines the legal basis for the use of physical force and special means by employees of the penal system, provides statistical data on cases of their unlawful use and defines the determinants of this negative phenomenon. Based on the analysis of the current situation, measures are proposed to prevent the unlawful use of physical force and special means by the personnel of the penal system. The article is devoted to the research of official statistics, domestic legislation and scientific literature on the topic of the work. The purpose of the study is to formulate measures to prevent the phenomenon under consideration on the basis of analyzing the determinants of the unlawful use of physical force and special means by the personnel of the penal system. The methodological basis of the research was formed by the statistical method, analysis, synthesis and questionnaires. As a result of the work carried out, the normative legal acts that constitute the legal basis for the use of physical force and special means by the personnel of the penal system have been studied, statistical data have been analyzed that make it possible to speak of the topicality of the problem, special attention is paid to the determinants of psychological nature. The work done by the institutions and bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia to eradicate the negative phenomenon under study is analyzed. The necessity of a comprehensive analysis of cases of unlawful use of physical force and special means by the personnel of the penal system and their determinants for the development of effective preventive measures has been substantiated. Conclusions are made about the importance of applying a set of measures to prevent the unlawful use of physical force and special means by the personnel of the penal system.
Key words: penal system, physical force, special means, illegal use of security measures, determinants, prevention, convicts.
Для цитирования
Лапутина Е. А. Детерминанты неправомерного применения физической силы и специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и меры его предупреждения // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2021. № 10. С. 21-30.
12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Criminal Law and Criminology; penal law (legal sciences)
Вопросам правомерности применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС) физической силы и специальных средств уделяется сейчас пристальное внимание как со стороны руководства ФСИН России, так и со стороны различных правозащитных организаций и средств массовой информации. Интерес
к данной проблеме проявляют и ученые. Различные аспекты применения физической силы и специальных средств сотрудниками УИС освещали в своих трудах А. Е. Батурин, В. В. Вольский, Ю. А. Янчен-ков [1], А. В. Быков [2], В. А. Поникаров, И. Н. Калуцкий, С. М. Смолев, С. В. Строи-лов [3], А. М. Смирнов [4], Н. Г. Шурухнов, Н. Е. Мерецкий, В. С. Ишигеев [5] и другие.
Прежде чем обратиться к изучению детерминантов неправомерного применения физической силы и специальных средств сотрудниками УИС и профилактических мер этого негативного явления, проанализируем правовую основу применения рассматриваемых мер безопасности и нормального функционирования исправительных учреждений ФСИН России.
Статья 86 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации наделяет сотрудников уголовно-исполнительной системы должностной обязанностью в четко обозначенных в данной статье случаях применять меры безопасности (физическая сила, специальные средства и оружие), то есть применение физической силы, специальных средств и оружия является одной из мер обеспечения нормального функционирования исправительных учреждений и мест содержания под стражей ФСИН России. При этом рассматриваемая мера носит чрезвычайный характер. Вместе с тем, как показывает практика, бывают ситуации, когда имеет место превышение пределов правомерного применения сотрудниками физической силы, специальных средств и оружия. Такие неправомерные действия влекут за собой юридическую (в том числе уголовную) ответственность в зависимости от характера совершенного правонарушения.
В связи с указанными обстоятельствами назрела необходимость комплексного анализа случаев неправомерного применения сотрудниками УИС мер безопасности и на этой основе определения детерминантов данного негативного явления. Такой анализ позволит разработать меры по их предупреждению, что имеет важное значение как для сотрудников УИС, которые смогут использовать данные меры в своей повседневной профессиональной деятель-
ности, так и для обучающихся образовательных организаций ФСИН России.
Правовую основу применения физической силы и специальных средств сотрудниками УИС составляют следующие нормативные правовые акты:
1) Уголовный кодекс Российской Федерации (статьи 37, 38, 42) [6];
2) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (статья 86) [7];
3) Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (глава V) [8];
4) Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (статья 43) [9].
Согласно результатам анкетирования сотрудников следственных изоляторов и исправительных колоний Владимирской области*, 86 % респондентов положительно оценили внесенные в Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» изменения, касающиеся порядка применения физической силы и специальных средств сотрудниками УИС.
Как показывает практика, в настоящее время в учреждениях УИС имеют место случаи неправомерного применения физической силы и специальных средств сотрудниками в отношении лиц, содержащихся под стражей или отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы.
В 2019 году физическая сила и специальные средства применялись сотрудниками исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных в 7 588 случаях, что практически в два раза
* Анкетирование проводилось среди сотрудников отделов безопасности и оперативных отделов ФКУ СИЗО-1, ИК-3, ИК-5, ИК-6, ИК-7, ЛИУ-8 УФСИН России по Владимирской области. Всего было проанкетировано 100 сотрудников.
реже, чем в 2018 году (14 360 случаев). Физическая сила применялась в 2 664 случаях, что немного больше, чем в 2018 году (2 457 случаев), специальные средства -в 4 924 случаях (в 2018 году - 11 903 случая). Таким образом, в 2019 году отмечается снижение количества случаев применения специальных средств в 2,4 раза при незначительном увеличении количества применений физической силы на 8,4 %. При этом следует отметить, что за период с 2014 по 2019 год количество случаев применения сотрудниками УИС физической силы и спецсредств в отношении осужденных увеличилось (физической силы - с 2 233 в 2014 году до 2 664 в 2019 году, а специальных средств - с 2 643 в 2014 году до 4 924 в 2018 году) [10].
В качестве специальных средств сотрудниками УИС чаще всего применялись наручники (4 724 раза), значительно реже -специальные газовые средства (77 раз), палки специальные (71 раз), электрошоковые устройства (50 раз), служебные собаки (1 раз) [10].
В 2019 году в отношении сотрудников УИС по фактам возможного совершения насилия в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных было возбуждено 22 уголовных дела, а в 2020 году - 33 [10].
В 2020 году в исправительных учреждениях и следственных изоляторах территориальных органов ФСИН России физическая сила и специальные средства в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных в связи с противоправным поведением последних применялись в 4 843 случаях, что в 1,6 раза меньше, чем в 2019 году [10]. При этом зарегистрирован рост количества применений физической силы, что обусловлено увеличением количества противоправных действий со стороны осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в отношении сотрудников учреждений.
Случаи неправомерного применения физической силы и специальных средств в отношении осужденных отрицательно отражаются на имидже и деятельности УИС и вызывают большой общественный резонанс.
Залогом эффективной профилактики неправомерного применения физической силы и специальных средств сотрудниками УИС в отношении осужденных является понимание причин и условий распространения данного негативного явления. Как показало исследование обстоятельств совершения указанных действий, причины этого весьма разнообразны, но наиболее серьезными из них являются причины психологического характера. Согласно результатам анкетирования, к их числу относятся:
- деформация правосознания сотрудников УИС;
- низкий уровень нравственности у некоторых сотрудников УИС;
- неверное толкование понятия «интересы службы»;
- отсутствие навыков самостоятельного принятия решений в экстремальных ситуациях, неспособность адаптироваться к условиям работы со спецконтингентом;
- профессиональное выгорание сотрудников УИС;
- отсутствие правовых средств воздействия на осужденных;
- недостаточная правовая подготовка сотрудников;
- ненормированный рабочий день;
- неблагоприятная морально-психологическая атмосфера в учреждении.
Ряд сотрудников в качестве основных детерминантов неправомерного применения физической силы и специальных средств в отношении осужденных указали причины организационного, правового и иного характера, крайне низкий уровень профессионализма сотрудников (несмо-
тря на наличие среднего специального или высшего профессионального образования), социальную нестабильность в российском обществе, которая негативно сказывается на материальном и социально-бытовом положении большинства сотрудников УИС. Так, большинство респондентов считают оплату своего труда неудовлетворительной (не могут приобрести жилье, автотранспорт, бытовую технику и тому подобное).
На заседании коллегии ФСИН России, состоявшемся 24.09.2020, начальником управления режима и надзора ФСИН России было сделано заключение, что основными причинами фактов неправомерного применения физической силы и специальных средств сотрудниками УИС в отношении лиц, содержащихся под стражей или отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, является ненадлежащий контроль со стороны руководства учреждений и территориальных органов ФСИН России за выполнением сотрудниками вверенных подразделений указаний и методических рекомендаций ФСИН России, обучением личного состава и, как следствие, незнание и несоблюдение порядка применения физической силы и специальных средств.
Таким образом, детерминанты неправомерного применения физической силы и специальных средств сотрудниками УИС в отношении спецконтингента носят объективный и субъективный характер и тесно взаимосвязаны. Без их понимания невозможно осуществлять эффективную профилактику анализируемого негативного явления.
Исследование профилактической деятельности, осуществляемой в территориальных органах и учреждениях ФСИН России и направленной на недопущение незаконного применения сотрудниками
физической силы и специальных средств, показало, что основными реализуемыми мерами являются:
1) инструктаж по охране и безопасности труда сотрудников УИС (в большинстве случаев носит формальный характер);
2) повышение квалификации сотрудников УИС;
3) психологическое тестирование сотрудников, принимаемых на службу в УИС, и сотрудников, перемещаемых по службе.
Статистические данные и результаты опросов сотрудников УИС свидетельствуют, что этих мер явно недостаточно.
В связи с этим на основании изучения различных аспектов правомерности применения сотрудниками УИС физической силы и специальных средств сформулируем ряд мер по предупреждению их неправомерного применения.
1. Необходимо рассмотреть возможность внесения изменений в российское законодательство на уровне федеральных законов и ведомственных нормативных актов, которые бы обеспечили реальную правовую защиту сотрудников УИС при возникновении обстоятельств, исключающих преступность деяния. Для обеспечения надежной правовой защиты сотрудников УИС, реализующих право на применение физической силы и специальных средств в установленных законом случаях, целесообразно закрепленные в пункте 2 части 1 статьи 281 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и в части 3 статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» [11] положения, ограничивающие право сотрудников УИС на необходимую оборону, причинение вреда в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершающего побег из учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора либо
иное преступление, исключить. Это позволит избежать неоднозначного, свободного толкования данных положений правоприменителями.
2. Исправительные учреждения ФСИН России необходимо укомплектовать высококвалифицированными сотрудниками, руководствующимися в своей профессиональной деятельности не только собственными знаниями в области нормативного правового регулирования своей деятельности, но и общепризнанными духовно-нравственными ценностями. Всем сотрудникам УИС необходимо регулярно (не реже двух раз в год) проходить инструктаж по охране и безопасности труда и знакомиться с правилами проведения фиксации лиц, оказывающих сопротивление.
3. При приеме граждан на службу в УИС необходимо учитывать следующие факторы.
Деятельность сотрудников УИС осуществляется в специфических условиях, регулируемых ведомственными нормативными правовыми актами. Специфика условий заключается в том числе в наличии ряда ограничений: запреты на сон, ограничения по времени приема пищи и другие, что неминуемо формирует у сотрудников определенную психическую напряженность. Кроме того, важную роль играют такие факторы, как дефицит времени для принятия решения, угроза для жизни или здоровья со стороны спецконтингента исправительных учреждений.
В связи с этим к обязательным требованиям при приеме граждан на службу в УИС должны быть отнесены стрессоус-тойчивость, высокие адаптационные возможности, низкая восприимчивость к воздействию внешних экстремальных факторов. Следует понимать, что в ситуации необходимости применения физической силы или специальных средств сотрудник УИС всегда делает осознанный выбор
причинения вреда осужденному (лицу, содержащемуся под стражей). И даже при наличии правового регулирования данной ситуации такое решение будет носить в определенной степени субъективный характер. Невозможно для каждой конкретной ситуации разработать четкую инструкцию поведения, поэтому сотрудник должен самостоятельно определить, что в данной ситуации, исходя из его субъективного мнения, он может и должен сделать, не превышая границы допустимого, законодательно одобряемого. Так, 20 % опрошенных сотрудников считают действующую нормативную базу несовершенной, требующей уточнения. Между тем четкое представление о границах своей компетенции и способность принять решение в условиях дефицита времени, по мнению В. А. Пантелеева, являются одними из ведущих требований к деятельности сотрудника УИС, что потенциально усиливает профессиональную нагрузку и увеличивает стрессовую составляющую служебной деятельности [12].
Кроме того, необходимо принимать во внимание степень сформированности психологической готовности сотрудника к применению физической силы и специальных средств. Это является обязательным условием для осуществления профессиональной деятельности, так как оперативная обстановка в исправительном учреждении или следственном изоляторе постоянно требует высокой скорости мышления под воздействием множества факторов, которые необходимо учесть, чтобы не допустить ошибки.
4. Требуется осуществлять обязательное психологическое сопровождение процесса адаптации вновь поступивших на службу в УИС сотрудников к условиям профессиональной деятельности.
5. Надлежит активно использовать институт наставничества.
6. Следует согласиться с М. Ю. Конаре-вым в том, что в образовательных организациях и учреждениях ФСИН России необходимо создать благоприятные педагогические условия для закрепления у обучающихся и сотрудников основ порядка применения физической силы и спецсредств, а также привития духовно-нравственных ценностей и обогащения их такими профессиональными качествами, которые будут способствовать становлению целостной личности, готовой применять актуальные нормативные правовые акты и уверенно действовать в рамках возложенных на нее должностных обязанностей [13].
7. Необходимо определить границы и порядок повышения квалификации сотрудников территориальных органов ФСИН России в целях совершенствования их профессиональных навыков.
8. Требуется также восполнить пробел в праве, касающийся применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС за пределами территорий, установленных Законом «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Отсутствие соответствующих правомочий у сотрудников УИС существенно сокращает спектр мер и средств, которые они могут применять для предупреждения причинения вреда жизни, здоровью или имуществу защищаемого лица при применении в отношении него мер безопасности.
9. Важно постоянно уделять внимание созданию благоприятных условий для осуществления профессиональной деятельности сотрудниками УИС по месту службы.
Отметим, что в настоящее время ведется активная работа по искоренению анализируемого негативного явления.
Так, проводится планомерная работа по наращиванию технических средств надзора в запираемых и камерных помещениях.
Большое внимание уделяется обучению сотрудников и повышению их профессиональных навыков в рамках служебной подготовки. Продолжается практика изучения аналитических обзоров о причинах и условиях совершения сотрудниками УИС насильственных действий в отношении спецконтингента, научно-исследовательских работ по практике применения физической силы и специальных средств сотрудниками УИС, учебных фильмов по той же тематике, методических рекомендаций, посвященных алгоритмизации действий сотрудников УИС при совершении подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными правонарушений и оказании ими противодействия законным требованиям администрации, и тому подобного. В рамках ведомственного контроля сотрудниками управления режима и надзора ФСИН России, в том числе при осуществлении выездов в территориальные органы ФСИН России, обеспечивается проверка законности применения физической силы и специальных средств в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также анализ видеозаписей с систем видеонаблюдения и переносных видеорегистраторов учреждений УИС.
На основе анализа нормативных правовых актов, регламентирующих применение сотрудниками УИС физической силы и специальных средств в отношении осужденных и находящихся под стражей лиц, статистических данных о фактах их неправомерного применения, а также детерминантов этого негативного явления можно сформулировать следующие ключевые положения и возможные меры по предупреждению неправомерного применения сотрудниками УИС физической силы и специальных средств.
1. Правовая основа применения сотрудниками УИС мер безопасности была существенно пересмотрена законодателем, что
в определенной степени способствовало устранению неточностей и противоречий как в самом в законодательстве, так и в правоприменительной деятельности сотрудников УИС. Можно говорить о том, что законодателю практически удалось уйти от ориентирующего характера норм.
2. Согласно статистике ФСИН России, в деятельности по профилактике неправомерного применения сотрудниками УИС физической силы и специальных средств наблюдается положительная динамика.
3. Основными детерминантами неправомерного применения сотрудниками УИС физической силы и специальных средств являются деформация правосознания сотрудников УИС; низкий уровень нравственности у некоторых сотрудников; неверное толкование понятия «интересы службы»; отсутствие у сотрудников навыков самостоятельного принятия решений в экстремальных ситуациях, неспособность адаптироваться к условиям работы со спецконтингентом; профессиональное выгорание сотрудников УИС; отсутствие правовых средств воздействия на осужденных; недостаточная правовая подготовка сотрудников; ненормированный рабочий день; неблагоприятная морально-психологическая атмосфера в учреждении, низкий профессионализм некоторых сотрудников УИС; социальная нестабильность в российском обществе; отсутствие должного контроля со стороны руководства учреждений и территориальных органов ФСИН России за выполнением сотрудниками вверенных подразделений указаний и методических рекомендаций ФСИН России, обучением личного состава.
4. Основными мерами предупреждения неправомерного применения физической силы и специальных средств сотрудниками УИС являются:
- внесение изменений в российское законодательство на уровне федеральных законов и ведомственных нормативных актов, которые бы обеспечили реальную правовую защиту сотрудников УИС при возникновении обстоятельств, исключающих преступность деяния;
- обеспечение исправительных учреждений высококвалифицированными кадрами, которые должны руководствоваться в своей профессиональной деятельности в том числе духовно-нравственными ценностями;
- регулярный (не реже двух раз в год) инструктаж сотрудников УИС по охране и безопасности труда и ознакомление их с правилами проведения фиксации лиц, оказывающих сопротивление;
- обязательное психологическое сопровождение процесса адаптации вновь поступивших на службу в УИС сотрудников к условиям профессиональной деятельности;
- активное использование института наставничества;
- создание в образовательных организациях и учреждениях ФСИН России благоприятных педагогических условий для закрепления у обучающихся и сотрудников основ порядка применения физической силы и спецсредств, а также духовно-нравственных ценностей;
- определение четких границ и порядка повышения квалификации сотрудников территориальных органов ФСИН России в целях совершенствования их профессиональных навыков;
- законодательное урегулирование вопроса применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС за пределами территорий исправительных учреждений.
1. Батурин А. Е., Вольский В. В., Янченков Ю. А. Изучение готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к применению физической силы и специальных средств с использованием проблемно-ситуационного метода // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2016. № 5. С. 17-20.
2. Быков А. В., Смирнов А. М. Профилактика совершения сотрудниками исправительных учреждений неправомерного применения физической силы и специальных средств в отношении осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2020. № 2. С. 4-8.
3. Поникаров В. А., Калуцкий И. Н., Смолев С. М., Строилов С. В. Новеллы, связанные с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы в их правоохранительной деятельности // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25 (1-4), № 3. С. 384-389.
4. Смирнов А. М. Психологическая компонента неправомерного применения физической силы и (или) специальных средств в отношении осужденных к лишению свободы // Прикладная юридическая психология. 2019. № 3. С. 123-129.
5. Шурухнов Н. Г., Мерецкий Н. Е., Ишигеев В. С. Некоторые причины и условия совершения должностными лицами действий, явно выходящих за пределы полномочий: незаконное воздействие на лиц, лишенных свободы // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13, № 5. C. 772-781.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 25, ст. 2954.
7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1997. № 2, ст. 198.
8. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон Рос. Федерации от 21.07.1993 № 5473-I // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993. № 33, ст. 1316.
9. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений : федер. закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ // Российская газета. 1995. 20 июля.
10. Сводные отчеты о результатах оперативно-служебной деятельности отделов безопасности (режима и надзора) исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, воспитательных колоний, тюрем, следственных изоляторов, отделов (отделений, групп) режима и надзора территориальных органов ФСИН России (форма 2-УИС) за 2014, 2018, 2019, 2020 годы. Доступ из АИС «Статистика УИС».
11. О полиции : федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Российская газета. 2011. 8 февраля ;10 февраля.
12. Пантелеев В. А. Негативные факторы, влияющие на сотрудников уголовно-исполнительной системы при применении физической силы, специальных средств или оружия // Гуманитарные научные исследования : сетевое издание. 2019. № 5. URL: https://human.snauka.ru/2019/05/25910 (дата обращения: 20.01.2021).
13. Конарев М. Ю. Проблемы гражданско-правовой ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы России за неправомерное применение физической силы, специальных средств и оружия и пути их решения // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25 (1-4), № 3. С. 390-393.
1. Baturin, A. E., Wolski, V. V., Yanchenkov, Yu. A. (2016) Study of readiness of the employees of the correctional system to apply the physical force and special means with using the problem situational method // Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. 5, 17-20.
2. Bykov, A. V., Smirnov, A. M. (2020) Prevention of unlawful use of physical force and special means by law enforcement officers against convicts // Bulletin of the penal system. 2, 4-8.
3. Ponikarov, V. A., Kalutsky, I. N., Smolev, S. M., Stroilov, S. V. (2017) The legal innovations connected with use of physical force, special means and firearms by employees of a penal system in their law-enforcement activities // Man: crime and punishment. V. 25 (1-4), 3, 384-389.
4. Smirnov, A. M. (2019) The psychological component of the unlawful use of physical force and (or) special means in relation to convicts sentenced to imprisonment // Applied Legal Psychology. 3, 123-129.
5. Shuruhnov, N. G., Mereckiy, N. E., Ishigeev, V. S. (2019) Some causes and conditions of manifest excesses of authority by penitentiary employees: unlawful acts against inmates // Russian Journal of Criminology. V. 13, 5, 772-781.
6. The Criminal Code of the Russian Federation // Code of laws of the Russian Federation. 1996. No. 25, Art. 2954.
7. The Criminal and Executive Code of the Russian Federation // Code of laws of the Russian Federation. 1997. No. 2, Art. 198.
8. On Institutions and Bodies Executing Criminal Sentences of Imprisonment : Law of the Russian Federation dated 21.07.1993 No. 5473-I // Bulletin of the Congress of People's Deputies of the RSFSR and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1993. No. 33, Art. 1316.
9. On the remand in custody of suspects and accused of committing crimes : Federal Law of 15.07.1995 No. 103-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 1995. July 20.
10. Consolidated reports on the results of operational activities of the security units (regime and supervision) of correctional colonies, medical correctional institutions, medical prevention institutions, educational colonies, prisons, pre-trial detention centers, departments (divisions, groups) of the regime and supervision of territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia (form 2-UIS) for 2014, 2018, 2019 and 2020. Access from Automatic Information System «Penal system Statistics».
11. Law on the Police : Federal Law of 07.02.2011 No. 3-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 2011. February 8 ; February 10.
12. Panteleev, V. A. (2019) Negative Factors Affecting the Personnel of the Penitentiary System When Using Physical Force, Special Means or Arms // Humanitarian Scientific Research : Network Edition. 5. URL: https://human.snauka.ru/2019/05/25910 [Accessed 20thJanuary 2021].
13. Konarev, M. Yu. (2017) Civil responsibility of penal system officials in Russia for illegal use of physical force, special means and weapon and ways of solving the problem // Man: crime and punishment. V. 25 (1-4), 3, 384-393.