Научная статья на тему 'Детерминанты кодирования детьми лицевой экспрессии эмоций: опыт общения и гендер'

Детерминанты кодирования детьми лицевой экспрессии эмоций: опыт общения и гендер Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
423
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОДИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИИ / БАЗОВЫЕ ЭМОЦИИ / ОПЫТ ОБЩЕНИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / FACIAL EXPRESSION CODING / BASIC EMOTIONS / COMMUNICATION EXPERIENCE / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А.

Представлены результаты исследования успешности кодирования детьми лицевой экспрессии базовых эмоций (радость, удивление, печаль, страх) с позиций гуманитарно-психологического подхода. Кодирование и декодирование экспрессии эмоциональных состояний рассматривается нами как один из компонентов социального интеллекта и показатель эмоциональной компетентности. Успешность кодирования изучалась в ситуации общения со сверстниками, в детских сообществах, где один и тот же дошкольник выступал как в роли субъекта кодирования, так и в роли кодера-наблюдателя. В качестве базовых факторов успешности кодирования рассматривались: 1) длительный непосредственный опыт общения детей друг с другом, принадлежность к одной детской группе (знакомые дети); 2) отсутствие опыта общения, совместной деятельности с субъектом кодирования (незнакомые дети). 100 детей старшего дошкольного возраста из четырех различных детских садов приняли участие в нашем исследовании (6 лет; 49 мальчиков и 51 девочка).Проведенное исследование подтверждает, что дети дошкольного возраста владеют различными техниками кодирования лицевой экспрессии эмоций. Дети успешно осуществляют контроль движений лица, образующих грустные и счастливые выражения. Менее успешно они кодируют лицевую экспрессию страха и удивления. Не обнаружено ярко выраженного дифференцированного влияния пола и возраста на кодирование экспрессии базовых эмоций. Этот вывод согласуется с результатами тех работ, в которых утверждается, что пол и возраст в большей мере влияют на успешность распознания неинтенсивной и неоднозначной лицевой экспрессии. Вместе с тем опыт общения в большей мере оказывает влияние на процессы кодирования лицевой экспрессии мальчиков, чем девочек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF FACIAL EXPRESSION CODING IN PRESCHOOL CHILDREN: ROLE OF COMMUNICATION EXPERIENCE AND GENDER

The aim of our research was to analyse the coding of facial expression of basic emotions by preschool children (happiness, surprise, sadness, fear) from the point of view of the humanistic-psychological approach. Coding and decoding expression of emotional states is considered as one of the components of social intellect and an index of emotional competence. The coding performance was studied in the situations of «communication with peers», in «children groups», where each preschool child both was observed from the peer and decoded the facial expression of the peer himself. Following factors were treated as basic factors of successful coding: 1) long term face-to-face communication experience with peers attending to the same kindergarten group (familiar children); 2) lack of the interaction and communication experience with the target (unfamiliar children). 100 children from four different kindergartens of senior preschool took part in our research (6 years old; 49 boys and 51 girls).The research confirms that preschool children possess different techniques of coding facial emotional expressions. The children successfully control facial moves forming sad and happy expressions. Less successfully they code facial expressions of fear and surprise. No pronounced differentiated influence of sex and age is registered to influence coding the expression of basic emotions. The conclusion accords with the results of researches claiming that sex and age more intensively influence non-intensive and multivalued facial expression. With that, communicative experience more influence the processes of coding facial expression of boys than of girls.

Текст научной работы на тему «Детерминанты кодирования детьми лицевой экспрессии эмоций: опыт общения и гендер»

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

ДЕТЕРМИНАНТЫ КОДИРОВАНИЯ ДЕТЬМИ ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕССИИ ЭМОЦИЙ: ОПЫТ ОБЩЕНИЯ И ГЕНДЕР

В . А . Лабунская, Ю. А . Менджерицкая1

Представлены результаты исследования успешности кодирования детьми лицевой экспрессии базовых эмоций (радость, удивление, печаль, страх) с позиций гуманитарно-психологического подхода. Кодирование и декодирование экспрессии эмоциональных состояний рассматривается нами как один из компонентов социального интеллекта и показатель эмоциональной компетентности. Успешность кодирования изучалась в ситуации общения со сверстниками, в детских сообществах, где один и тот же дошкольник выступал как в роли субъекта кодирования, так и в роли кодера-наблюдателя. В качестве базовых факторов успешности кодирования рассматривались: 1) длительный непосредственный опыт общения детей друг с другом, принадлежность к одной детской группе (знакомые дети); 2) отсутствие опыта общения, совместной деятельности с субъектом кодирования (незнакомые дети). 100 детей старшего дошкольного возраста из четырех различных детских садов приняли участие в нашем исследовании (6 лет; 49 мальчиков и 51 девочка).

Проведенное исследование подтверждает, что дети дошкольного возраста владеют различными техниками кодирования лицевой экспрессии эмоций. Дети успешно осуществляют контроль движений лица, образующих грустные и счастливые выражения. Менее успешно они кодируют лицевую экспрессию страха и удивления. Не обнаружено ярко выраженного дифференцированного влияния пола и возраста на кодирование экспрессии базовых эмоций. Этот вывод согласуется с результатами тех работ, в которых утверждается, что пол и возраст в большей мере влияют на успешность распознания неинтенсивной и неоднознач-ной лицевой экспрессии. Вместе с тем опыт общения в большей мере оказывает влияние на процессы кодирования лицевой экспрессии мальчиков, чем девочек.

Ключевые слова: кодирование эмоциональной экспрессии, базовые эмоции, опыт общения, дошкольники.

Введение

Проблема кодирования-декодирования экспрессии эмоциональных состояний имеет долгую историю изучения [Барабанщиков, 2012; Изард, 1980;

1 Лабунская Вера Александровна - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону). Эл. почта: [email protected].

Менджерицкая Юлия Александровна - PhD, доцент, руководитель Центра повышения качества образования в области социальных наук Университета Гёте (Франкфурт). Эл. почта: [email protected].

Лабунская, 2009; Ekman, 1993; Ambady, Weisbuch, 2010] и затрагивает вопросы культурного развития взрослого человека и детей, становления культурных форм поведения, овладения культурными средствами выражения. В коллективной монографии [The new handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research, 2005], посвященной методологии и методам исследования невербального экспрессивного поведения, отмечается, что для современного состояния психологии невербального экспрессивного поведения характерно использование различных компонентов невербального поведения в качестве показателей, средств измерения, фиксации установок, стилей поведения личности или в качестве надежного инструмента измерения уровня развития различных способностей и умений. Важное место занимает изучение невербального экспрессивного поведения в контексте интроперсональной сензитивности [Hall, Bernieri, Carney, 2005], исследование систем кодирования невербального поведения в диадах различного типа [Yoshimoto, Shapiro, Brie, Gottman, 2005], рассмотрение вертикальных отношений: доминирования, власти, статуса [Hall, Bernieri, Carney, 2005; Mendzheritskaya, Hansen, 2013]. В психологии невербального экспрессивного поведения ставится вопрос об изменении невербального поведения на различных стадиях отношений [Prinsen, Punyanunt-Carter, 2009], обсуждаются вопросы, касающиеся использования экспертов в целях определения основных характеристик невербального поведения участников исследований [The new handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research, 2005], а также технические подходы к изучению кодирования и декодирования невербальной экспрессии, успешности ее распознания и т.д. Большое место в психологии невербального экспрессивного поведения занимают работы, посвященные изучению влияния социокультурных и этнопсихологических факторов на кодирование эмоций и отношений [Гармаева, 2009; Мацумото, 2008; Mendzheritskaya, 2008]. Все эти исследования приводят к фундаментальному выводу о том, что в различных социальных контекстах невербальное экспрессивное поведение человека выполняет многообразные функции, выступая одновременно как средство познания личности, средство влияния, воздействия, регуляции своего и чужого поведения, как способ контроля и показатель уровня развития навыков и умений.

Несмотря на большое количество работ, затрагивающих проблему кодирования-декодирования экспрессии эмоциональных состояний, до настоящего времени недостаточно изучена данная проблема в детском, подростковом и юношеском возрастах [Herba, Phillips, 2004]. Авторы статьи отмечают, что возраст, интеллектуальные способности, ситуативный контекст оказывают значительное влияние на развитие эмоциональной компетентности детей, следовательно, на процессы кодирования-декодирования экспрессивного поведения. На эти процессы влияют социокультурные, социально-психологические и личностные факторы [Лабунская, Дроздова, 2003]. В этой связи необходимо развивать гуманитарный подход к решению проблем кодирования-декодиро-

вания экспрессивного поведения, который мы рассматриваем как сочетание гуманитарных и психологических идей (гуманитарно-психологический подход).

Теоретический подход

Гуманитарно-психологический взгляд на проблему кодирования-декодирования детьми эмоциональной экспрессии предполагает исследование этих процессов с позиции психологии общения, межличностных отношений, с точки зрения социально-эмоционального развития дошкольника, эмоциональной социализации, формирования в дошкольном возрасте социальных чувств и эмоций [Абраменкова, 2000; Приходько, 2009; Dunsmore, Her Pa, Halberstadt, Perez-Rivera, 2009]. Выполненные исследования подтверждают, что кодирование и декодирование экспрессии эмоциональных состояний — один из компонентов социального интеллекта и показатель эмоциональной компетентности [Прусакова, Сергиенко, 2006; Chinnici, Crippa, Agliati, Anolli, 2002]. Успешность кодирования и декодирования лицевой экспрессии и жестов оказывает влияние на популярность детей в группе [Boyatzis, Satyaprasad, 1994]. К концу дошкольного возраста формируется сензитивность к паттернам эмоционального поведения, указывающим на различные события в сфере межличностных отношений [Springer, Meier, Berry, 1996]. Дети 6-7 лет дифференцированно применяют эмоциональную экспрессию с целью регуляции отношений в различных ситуациях социального взаимодействия [Коваль, 2006], к 5-6 годам они свободно передают в рисунках как собственные, так и чужие эмоции путем изображения адекватных лицевых экспрессий [Прусакова, Сергиенко, 2006].

В основе нашего понимания процесса кодирования экспрессии эмоциональных состояний лежит ряд теоретических положений и выводов.

1. Фундаментальная особенность экспрессивного поведения состоит в том, что это составная часть целостного поведения личности и как все поведение, оно представляет культурно-исторический, интерперсональный феномен [Выготский, 2005; Рубинштейн, 2003]. Формирование экспрессивного поведения личности, ее экспрессивного репертуара осуществляется на стыке природных форм выражения состояний, переживаний, отношений и социокультурных способов их предъявления [Ekman, 1993].

2. Экспрессивное поведение представляет целостность, состоящую из движений, отличающихся степенью интенциональности, направленности, осознанности. Наряду с устойчиво повторяющимися движениями в него входят те элементы, которые соответствуют динамическим состояниям личности. Они, в свою очередь, накладываются на индивидуально-личностные и групповые программы экспрессивного поведения. В силу этих обстоятельств экспрессия личности не является системой кодов, с жестко закрепленными значениями, а имеет поле психологических значений.

3. Трактовка экспрессивного кода в русле экспрессивного невербального поведения чаще всего базируется на идеях невербальной семиотики [Крейдлин, 2002], где четко определены критерии отнесения компонентов, элементов экспрессивного поведения к знакам, к кодам. Один из уязвимых моментов в таком подходе к экспрессивным знакам, кодам заключается в том, что данный подход незначительно учитывает роль субъекта кодирования, ситуации общения. В этой связи мы обращаемся к семиологии, изучающей функционирование знаков в общественной жизни, в процессе коммуникации [Эко, 1998]. В семиологии коммуникативные феномены определяются как сообщения, построенные на основе определенных кодов или знаковых систем. Исходя из семио-логического подхода, учитывающего гуманитарно-психологические аспекты функционирования знаковых систем, мы трактуем кодирование экспрессии как коммуникативный феномен — «построенное сообщение», зависящее от умения человека адекватно выражать свои переживания и от умения изменять структуру кода в соответствии с различными переменными контекста, ситуации общения. Близка к нашему пониманию процесса кодирования экспрессии состояний трактовка кодирования как невербального производства (nonverbal production for encoding), а декодирования — как восприятия, распознания (nonverbalperception for decoding) [Ambady, Weisbuch, 2010].

4. Успешность кодирования экспрессии эмоциональных состояний с позиций гуманитарно-психологического подхода определяется нами не только на основе соответствия экспрессивных кодов разработанным схемам и моделям экспрессии, но и на основе кодирования наблюдателем, включенным в круг общения субъекта кодирования, имеющим непосредственный опыт общения с ним, например, опыт взаимодействия дошкольников со сверстниками в условиях детского сада.

Таким образом, сформулированные теоретические представления о кодировании экспрессии эмоциональных состояний с позиции гуманитарно-психологического подхода легли в основу нашего эмпирического исследования, направленного на проверку гипотезы о влиянии опыта общения дошкольников со сверстниками на успешность кодирования лицевой экспрессии эмоций.

В исследовании приняли участие 100 детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет; 49 мальчиков и 51 девочка), посещающие различные детские сады.

Процедура и методы исследования

При проведении исследования нас в психологии экспрессивного поведения интересовал вопрос о преднамеренном контроле детьми движений лица. В качестве методического приема используется прием лицевого изображения детьми эмоций [Gosselin, Maassarani, Younger, Perron, 2011]. На первом этапе исследования мы предлагали детям создать коды лицевой экспрессии таких эмо-

циональных состояний, как радость, удивление, страх, печаль. Эксперимент проводился индивидуально с каждым дошкольником в специально оборудованном помещении. Дети сидели напротив фотоаппарата. Экспериментатор просил каждого дошкольника изобразить на своем лице радость, удивление, страх, печаль. Фотоаппарат фиксировал лицевую экспрессию каждой эмоции после того, как дети были готовы к созданию экспрессивного кода той или иной эмоции и сообщали об этом экспериментатору. Таким образом было получено 400 фотоизображений экспрессивных кодов базовых эмоций, созданных детьми: 204 экспрессивных кода, созданных девочками, и 196 кодов, созданных мальчиками. На втором этапе исследования детям, принявшим участие в первом этапе, предъявлялись фотокоды лицевой экспрессии эмоций. Дети должны были выступить в роли кодера-наблюдателя и определить, какую эмоцию выражает лицо. На втором этапе исследования было проведено 20 экспериментальных сессий: каждый участник исследования (кодер-наблюдатель) кодировал в течение одной экспериментальной сессии 20 фотокодов лицевой экспрессии эмоций. В сборе эмпирических данных принимала участие Ю. Б. Коваль.

Показатель успешности кодирования детьми лицевой экспрессии эмоций рассчитывался на основе ответов детей, выступающих в роли кодеров-наблюдателей. Эти ответы сопоставлялись со списком эмоций, которые дети должны были закодировать на первом этапе исследования. Если кодер-наблюдатель называл эмоцию, соответствующую той, которую предлагал экспериментатор изобразить с помощью лицевой экспрессии, дошкольник — субъект кодирования получал 1 балл. Индекс успешности кодирования дошкольником экспрессии каждой эмоции рассчитывался по формуле К = 100Ы/Е, где К — индекс успешности кодирования; N — количество правильных ответов, которые дали дети — кодеры-наблюдатели; Е - сумма всех полученных ответов. Самый высокий уровень успешности кодирования экспрессии каждого эмоционального состояния соответствует 10 баллам. В исследовании рассчитывался: 1) индекс успешности кодирования экспрессии радости; 2) индекс успешности кодирования экспрессии удивления; 3) индекс успешности кодирования экспрессии страха; 4) индекс успешности кодирования экспрессии печали; 5) интегральный индекс успешности кодирования экспрессии эмоциональных состояний; 6) индекс успешности кодирования эмоциональной экспрессии знакомых и незнакомых детей (мальчики и девочки); 7) индекс успешности кодирования выражения собственного лица. Применялись следующие математические приемы: описательные статистики, метод сравнения парных выборок.

Результаты исследования

Из данных, приведенных в табл. 1, следует, что успешность кодирования дошкольниками лицевой экспрессии эмоций изменяется в зависимости от влия-

Таблица 1

Предикторы успешности кодирования дошкольниками лицевой экспрессии эмоций

Показатель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

N 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

M 7,74 3,10 6,25 2,42 4,75 4,88 5,16 5,97 5,02 5,05 5,55 4,66 4,72 4,77

Примечание: 1 — успешность кодирования участниками исследования экспрессии радости; 2 — успешность кодирования участниками исследования экспрессии удивления; 3 — успешность кодирования участниками исследования экспрессии печали; 4 — успешность кодирования участниками исследования экспрессии страха; 5 — успешность кодирования участниками исследования четырех базовый эмоций; 6 — успешность кодирования девочками четырех базовых эмоций; 7 — успешность кодирования мальчиками четырех базовый эмоций; 8 — успешность кодирования собственных выражений эмоций; 9 — успешность кодирования знакомыми детьми базовых эмоций; 10 — успешность кодирования незнакомыми детьми базовых эмоций; 11 — успешность кодирования знакомыми мальчиками базовых эмоций; 12 — успешность кодирования незнакомыми мальчиками базовых эмоций; 13 — успешность кодирования знакомыми девочками базовых эмоций; 14 — успешность кодирования незнакомыми девочками базовых эмоций.

ния нескольких факторов: 1) модальности эмоции (радость, удивление, печаль, страх); 2) от пола субъекта кодирования (мальчики, девочки); 3) от опыта общения кодера-наблюдателя (знакомые — незнакомые дети); от сочетания пола субъекта кодирования и степени его знакомства (знакомый — незнакомый) кодеру-наблюдателю; от принадлежности кода лицевой экспрессии эмоций субъекту кодирования «Self-code». Успешнее всего дошкольники кодируют лицевую экспрессию радости (М = 7,74) и печали (М = 6,25); лицевую экспрессию эмоций, принадлежащую субъекту кодирования «Self-code» (М = 5,97); лицевое выражение эмоций знакомых мальчиков (М = 5,55); лицевое выражение эмоций мальчиками.

В табл. 2 приводятся данные о дифференцированном влиянии обозначенных факторов на успешность кодирования лицевой экспрессии эмоций. Коэффициент t-критерия Стюдента (сравнение парных выборок) свидетельствует о том, что успешность кодирования радости и печали значимо выше, чем успешность кодирования удивления и страха, а успешность кодирования удивления значимо выше, чем успешность кодирования страха. Намного успешнее кодируется лицевая экспрессия мальчиками, чем девочками (t = -3,023). Дошкольники намного успешнее кодируют собственную лицевую экспрессию («Self-code») по сравнению с кодированием лицевой экспрессии эмоций других детей (t = -4,774). Отсутствуют значимые различия в кодировании лицевой экспрессии эмоций знакомых и незнакомых детей (t = -0,274) в том случае, когда не учитывается пол субъекта кодирования. Кодирование лицевой экспрессии знакомых мальчиков значимо выше, чем не знакомых (t = 4,910), а также чем знакомых девочек (t = 5,756). В то же время отсутствуют значимые

Таблица 2

Сравнительный анализ влияния факторов успешности кодирования дошкольниками

лицевой экспрессии эмоций

Пары показателей t Value (2-fore)

1. Кодирование радости — кодирование удивления 5,59 0,000

2. Кодирование радости — кодирование печали 1,88 0,062

3. Кодирование радости — кодирование страха 6,56 0,000

4. Кодирование удивления — кодирование печали -11,42 0,000

5. Кодирование удивления — кодирование страха 3,68 0,000

6. Кодирование печали — кодирование страха 14,77 0,000

7. Кодирование всеми детьми 4 эмоций — кодирование девочками 4 эмоций -1,29 0,197

8. Кодирование всеми детьми 4 эмоций — кодирование мальчиками 4 эмоций coding -4,37 0,000

9. Кодирование девочками 4 эмоций — кодирование мальчиками 4 эмоций -3,02 0,003

10. Кодирование всеми детьми 4 эмоций coding — кодирование «Self-code» -4,77 0,000

11. Кодирование знакомыми детьми эмоций — кодирование незнакомыми детьми эмоций -0,274 0,784

12. Кодирование знакомыми мальчиками эмоций — кодирование незнакомыми мальчиками эмоций 4,91 0,000

13. Кодирование знакомыми мальчиками эмоций — кодирование знакомыми девочками эмоций 5,75 0,000

14. Кодирование незнакомыми мальчиками эмоций — кодирование незнакомыми девочками эмоций coding -0,865 0,389

15. Кодирование знакомыми девочками эмоций — кодирование незнакомыми девочками эмоций -0,508 0,612

различия в кодировании лицевой экспрессии эмоций знакомых и не знакомых девочек (t = -0,508).

Обсуждение результатов исследования

Проведенное нами исследование подтверждает выводы ряда работ о том, что дети дошкольного возраста владеют различными техниками кодирования лицевой экспрессии эмоций [Bisson, 2013]. Получены данные о том, что дошкольники менее успешно кодируют лицевую экспрессию страха и удивления, что отмечается также в других исследованиях [Щетинина, 1984; Gagnon, Gosselin, Hudon-ven der Buhs, Larocque, Milliard, 2010]. Наши данные согласуются и с выводами о том, что дети успешно осуществляют преднамеренный контроль движений лица, образующих грустные и счастливые выражения [Gosselin, Maassarani, Younger, Perron, 2011]. Мы не обнаружили ярко выражен-

ного дифференцированного влияния половозрастных факторов на кодирование экспрессии базовых эмоций. Данный вывод согласуется с результатами тех работ, в которых утверждается, что половозрастные факторы в большей мере влияют на успешность распознания неинтенсивной и неоднозначной лицевой экспрессии [Beek, Dubas, 2008]. Но мы обнаружили, что влияние полового фактора на процессы кодирования усиливается в сочетании с показателями опыта общения дошкольников друг с другом.

Заключение

Выполненное исследование было осуществлено нами с позиций гуманитарно-психологического подхода к решению проблемы кодирования детьми лицевой экспрессии базовых эмоций. Мы рассматривали особенности кодирования дошкольниками экспрессии в общении с равными, в детских сообществах, когда один и тот же дошкольник выступает как в роли субъекта кодирования, так и в роли кодера-наблюдателя. В отличие от других работ, успешность кодирования детьми лицевой экспрессии эмоций нами оценивалась на основе ответов кодера-наблюдателя, включенного в круг общения субъекта кодирования. С целью определения влияния опыта общения на успешность кодирования экспрессии нами был введен фактор: «знакомые — незнакомые», т.е. дети, которые имеют длительный непосредственный опыт общения друг с другом, принадлежат к одной детской группе (знакомые), и дети, которые не имеют опыта совместной деятельности, общения друг с другом, принадлежат к различным детским группам (незнакомые). В процессе проверки нашей главной гипотезы о влиянии опыта общения дошкольников со сверстниками на успешность кодирования лицевой экспрессии эмоций мы также рассмотрели влияние пола субъекта кодирования, вида эмоций. Полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу и одновременно уточняют ее: опыт общения в большей мере оказывает влияние на процессы кодирования лицевой экспрессии мальчиков, чем девочек.

Библиографический список

1. Абраменкова В. В. 2000. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: МОДЕК.

2. Барабанщиков В. А. 2012. Экспрессии лица и их восприятие. М.: ИП РАН.

3. Выготский Л. С. 2005. Психология развития человека. M.: ЕКСМО.

4. Гармаева Т. В. 2009. Социокультурные и этнопсихологические детерминанты кодирования эмоций // Психологические исследования: электронный научный журнал. № 1 (3). URL: http://psystudy.ru

5. Изард К. Е. 1980. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ.

6. Коваль Ю. Б. 2006. Особенности выбора дошкольниками эмоциональной экспрессии с целью регуляции отношений в различных ситуациях социального взаимодействия // Гуманитарные и социально-экономические науки. № 6.

7. Крейдлин Г. Е. 2002. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М.: Новое литературное обозрение.

8. Лабунская В. А. 2009. Не язык тела, а язык души. Невербальное выражение личности. Ростов н/Д: Феникс.

9. Лабунская В. А., Дроздова И. И. 2003. Социально-психологические особенности субъектов педагогического общения с различным типом соотношения успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний // Северо-Кавказский психологический вестник. № 1.

10. Мацумото Д. 2008. Человек. Культура. Психология. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК.

11. Приходько А. И. 2009. Эмоциональная социализация: содержание и механизмы // Психологические исследования: электронный научный журнал. № 4 (6). URL: http://psystudy.ru

12. Прусакова О. А., Сергиенко Е. А. 2006. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. № 4.

13. Рубинштейн С. Л. 2003. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер.

14. Щетинина А. М. 1984. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии. № 3.

15. Эко У. 1998. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Питер.

16. Ambady N., Weisbuch M. 2010. Nonverbal Behavior/Handbook of Social Psychology /еd. by S. T. Fiske, D. T. Gilbert, Gardner Lindzey: John Wiley & Sons. Vol. 1.

17. Beek van Y., Dubas J. 2008. Age and Gender Differences in Decoding Basic and Non-basic Facial Expressions in Late Childhood and Early Adolescence // J. of Nonverbal Behavior. Vol. 32 (1).

18. Bisson J. B. 2013. The Development of Emotion Understanding in Preschoolers. Doctoral Dissertations. http//digitalcommons.uconn.edu/dissertations/139

19. Boyatzis Ch. J ., Satyaprasad Ch. 1994. Children's facial and gestural decoding and encoding: Relations between skills and with popularity // J. of Nonverbal Behavior. Vol. 18 (1).

20. Chinnici S. G., Crippa M., Agliati A. & Anolli L. 2002. Nonverbal Communication of Emotions: An analysis of Behavioral Patterns in Children/4th International Conference on Methods and Techniques in Behavioral Research, 27-30 August. Amsterdam.

21. Dunsmore J., Her Pa, Halberstadt A., Perez-Rivera M. 2009. Parents' Beliefs about Emotions and Children's Recognition of Parents' Emotions // J. of Nonverbal Behavior. Vol. 33. № 2.

22. Ekman P. 1993. Facial expression and emotion // American Psychologist. Vol. 48.

23. Gagnon M., Gosselin P., Hudon-ven der Buhs I., Larocque K., Milliard K. 2010. Children's Recognition and Discrimination of Fear and Disgust Facial Expressions // J. of Nonverbal Behavior. Vol. 34. № 1.

24. Gosselin P., Maassarani R., Younger A., Perron M. 2011. Children's Deliberate Control of Facial Action Units Involved in Sad and Happy Expressions // J. of Nonverbal Behavior. Vol. 35 (3).

25. Hall J. A., Bernieri F. J., Carney D. R. 2005. Nonverbal behavior and interpersonal sensitivity / The new handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research. Oxford: University Press Inc., New York.

26. Herba C., Phillips M. 2004. Development of facial expression recognition from childhood to adolescence: behavioral and neurological perspectives // J. of Child Psychology and Psychiatry. Vol. 45.

27. Mendzheritskaya J. A. 2008. Empathic Accuracy in Poly-Ethnic Interaction // Russian Psychological Journal. № 4.

28. Mendzheritskaya J., Hansen M. 2013. Shall I show my anger? Display rules in lecturer-student interaction in Germany and Russia / Materials of the 15th Biennial EARLI and JURE Conference "Responsible Teaching and Sustainable Learning". München.

29. Prinsen T., Punyanunt-Carter N. M. 2009. The Difference in Nonverbal Behaviors and How It Changes In Different Stages of A Relationship // Texas Speech Communication Journal. Vol. 34.

30. Springer K., Meier J. A., & Berry D. 1996. Nonverbal bases of social perception: Developmental change in sensitivity to patterns of motion that reveal interpersonal events // J. Nonverbal Behavior. Vol. 20. № 4.

31. The new handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research. 2005/Ed. by J. A. Harrigan, R. Rosenthal, K. R. Scherer. Oxford: University Press Inc., New York.

32. Yoshimoto D., Shapiro A., Brie K., Gottman J. 2005. Nonverbal communication coding systems of committed couples / The new handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research. Oxford: University Press Inc., New York.

Статья поступила в редакцию 15.10.2013.

DETERMINANTS OF FACIAL EXPRESSION CODING IN PRESCHOOL CHILDREN: ROLE OF COMMUNICATION EXPERIENCE AND GENDER

V. A. Labunskaya, J. A. Mendzheritskaya Prof. Vera A. Labunskaya, Dr. Sci. (Psychology), Southern Federal University (Rostov-on-Don), Dept. for psychology, Chair for social psychology, e-mail: [email protected].

Dr. Yu. A. Mendzheritskaya, Cand. Sci. (Psychology), Gothe Institut (Frankfurt-am-Main), Center for improving education quality in the field of social sciences, Head, email: [email protected].

The aim of our research was to analyse the coding of facial expression of basic emotions by preschool children (happiness, surprise, sadness, fear) from the point of view of the humanistic-psychological approach. Coding and decoding expression of emotional states is considered as one of the components of social intellect and an index of emotional competence. The coding performance was studied in the situations of «communication with peers», in «children groups», where each preschool child both was observed from the peer and decoded the facial expression of the peer himself. Following factors were treated as basic factors of successful coding: 1) long term face-to-face communication experience with peers attending to the same kindergarten group (familiar children); 2) lack of the interaction and communication experience with the target (unfamiliar children). 100 children from four different kindergartens of senior preschool took part in our research (6 years old; 49 boys and 51 girls).

The research confirms that preschool children possess different techniques of coding facial emotional expressions. The children successfully control facial moves forming sad and happy expressions. Less successfully they code facial expressions of fear and surprise. No pronounced differentiated influence of sex and age is registered to influence coding the expres-

sion of basic emotions. The conclusion accords with the results of researches claiming that sex and age more intensively influence non-intensive and multivalued facial expression. With that, communicative experience more influence the processes of coding facial expression of boys than of girls.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: facial expression coding; basic emotions; communication experience; preschool children.

References:

1. Abramenkova V. V. 2000. Sotsialnaya psikhologiya detstva: razvitie otnosheniy rebenka v detskoy subculture (Social psychology of the childhood: development of the children relations in children subculture). Moscow, MODEK.

2. Barabanschikov V. A. 2012. Ekspressii litsa i ikh vospriyatie (Expression of facial and their perception). Moscow: IP RAN.

3. Vygotskiy L. S. 2005. Psikhologiya razvitiya cheloveka (Psychology of human development), Moscow: EKSMO.

4. Garmaeva V. V. 2009. Sotsiokulturnye i etnopsikhologicheskie determinanty kodirovaniya emotsiy, Psikhologicheskie issledovaniya: elektronnyy nauchnyy zhurnal (Socio-cultural and etnopsychological determinants of emotion coding, Psychological researches: electronic scientific journal). No. 1 (3), URL: http://psystudy.ru.

5. Izard K. E. 1980. Emotsii cheloveka (Human emotions). Moscow: Moscow State University. 1980.

6. Koval Yu. B. 2006. Osobennosti vybora doshkol'nikami emotsional'noy ekspressii s tsel'yu regulyatsii otnosheniy v razlichnykh situatsiyakh sotsial'nogo vzaimodeystviya, Gumanitarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki (Particularities while choosing emotional expressions by preschool children with the aim of regulation of the relations in different situations of the social interaction // Humanities and socio-economic sciences). No. 6.

7. Kreydlin G. E. 2002. Neverbalnaya semiotika: Yazyk tela i estestvennyy yazyk (Nonverbal semiotics: Body language and natural language). Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie.

8. Labunskaya V. A. 2009. Ne yazyk tela, a yazyk dushi. Neverbal»noe vyrazhenie lichnosti (Non-body language, and soul language. Nonverbal expression of the person). Rostov-na-Donu: Feniks.

9. Labunskaya V. A., Drozdova I. I. 2003. Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti sub'ektov pedagogicheskogo obshcheniya s razlichnym tipom sootnosheniya uspeshnosti kodirovaniya i interpretatsii ekspressii emotsional'nykh sostoyaniy, Severo-Kavkazskiy psikhologicheskiy vestnik (Socio-psychological particularities of the subjects of the pedagogical communication differed in accuracy level of coding and interpretation of emotional expression, North-Caucasian psychological bulletin). No. 1.

10. Matsumoto D. 2008. Chelovek. Kultura. Psikhologiya (Man. Culture. Psychology). St. Petersburg: Praym EVROZNAK.

11. Prikhodko, A. I. 2009. Emotsional'naya sotsializatsiya: soderzhanie i mekhanizmy, Psikhologicheskie issledovaniya: elektronnyy nauchnyy zhurnal (Emotional socialization: contents and mechanisms, Psychological researches: electronic scientific journal). No. 4 (6). URL: http://psystudy.ru.

12. Prusakova O. A., Sergienko E. A. 2006. Ponimanie emotsiy det'mi doshkol'nogo vozrasta, Voprosy psikhologii (Comprehension of emotions by preschoolers, Questions of psychology). No.4.

13. Rubinshteyn S. L. 2003. Bytie i soznanie. Chelovek i Mir (Being and consciousness. Human and world). St. Petersburg, Piter.

14. Shchetinina A. Moscow 1984. Vospriyatie iponimanie doshkol»nikami emotsional»nogo sostoyaniya cheloveka, Voprosy psikhologii (Perception and understanding preschool children of an emotional condition of the person, Questions of psychology). No. 3.

15. Eco U. 1998. Otsutstvuyushchaya struktura. Vvedenie v semiologiyu (Lacking structure. Introduction into semiology. St. Petersburg: Peter). St. Petersburg: Piter.

16. Ambady N., Weisbuch M. 2010. Nonverbal Behavior/Handbook of Social Psychology/cd. by S. T. Fiske, D. T. Gilbert, Gardner Lindzey: John Wiley & Sons. Vol. 1.

17. Beek van Y., Dubas J. 2008. Age and Gender Differences in Decoding Basic and Non-basic Facial Expressions in Late Childhood and Early Adolescence // J. of Nonverbal Behavior. Vol. 32 (1).

18. Bisson J. B. 2013. The Development of Emotion Understanding in Preschoolers. Doctoral Dissertations. http//digitalcommons.uconn.edu/dissertations/139

19. Boyatzis Ch. J., Satyaprasad Ch. 1994. Children's facial and gestural decoding and encoding: Relations between skills and with popularity // J. of Nonverbal Behavior. Vol. 18 (1).

20. Chinnici S. G., Crippa M., Agliati A. & Anolli L. 2002. Nonverbal Communication of Emotions: An analysis of Behavioral Patterns in Children / 4th International Conference on Methods and Techniques in Behavioral Research, 27-30 August. Amsterdam.

21. Dunsmore J., Her Pa, Halberstadt A., Perez-Rivera M. 2009. Parents' Beliefs about Emotions and Children's Recognition of Parents' Emotions // J. of Nonverbal Behavior. Vol. 33. № 2.

22. Ekman P. 1993. Facial expression and emotion // American Psychologist. Vol. 48.

23. Gagnon M., Gosselin P., Hudon-ven der Buhs I., Larocque K., Milliard K. 2010. Children's Recognition and Discrimination of Fear and Disgust Facial Expressions // J. of Nonverbal Behavior. Vol. 34. № 1.

24. Gosselin P., Maassarani R., Younger A., Perron M. 2011. Children's Deliberate Control of Facial Action Units Involved in Sad and Happy Expressions // J. of Nonverbal Behavior. Vol. 35 (3).

25. Hall J. A., Bernieri F. J., Carney D. R. 2005. Nonverbal behavior and interpersonal sensitivity / The new handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research. Oxford: University Press Inc., New York.

26. Herba C., Phillips M. 2004. Development of facial expression recognition from childhood to adolescence: behavioral and neurological perspectives // J. of Child Psychology and Psychiatry. Vol. 45.

27. Mendzheritskaya J. A. 2008. Empathic Accuracy in Poly-Ethnic Interaction // Russian Psychological Journal. № 4.

28. Mendzheritskaya J., Hansen M. 2013. Shall I show my anger? Display rules in lecturer-student interaction in Germany and Russia / Materials of the 15th Biennial EARLI and JURE Conference "Responsible Teaching and Sustainable Learning". München.

29. Prinsen T., Punyanunt-Carter N. M. 2009. The Difference in Nonverbal Behaviors and How It Changes In Different Stages of A Relationship // Texas Speech Communication Journal. Vol. 34.

30. Springer K., Meier J. A., & Berry D. 1996. Nonverbal bases of social perception: Developmental change in sensitivity to patterns of motion that reveal interpersonal events // J. Nonverbal Behavior. Vol. 20. № 4.

31. The new handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research. 2005 / Ed. by J. A. Harrigan, R. Rosenthal, K. R. Scherer. Oxford: University Press Inc., New York.

32. Yoshimoto D., Shapiro A., Brie K., Gottman J. 2005. Nonverbal communication coding systems of committed couples / The new handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research. Oxford: University Press Inc., New York.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.