Научная статья на тему 'Детерминанты деофшоризации Российской экономики: современные тенденции и механизм реализации'

Детерминанты деофшоризации Российской экономики: современные тенденции и механизм реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
412
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФШОРНЫЕ ЮРИСДИКЦИИ / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ОТТОК КАПИТАЛА / ДЕОФШОРИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИИ / OFFSHORE JURISDICTIONS / TAX PLANNING / CAPITAL OUTFLOW / DEOFFSHORIZATION / NATIONAL ECONOMY / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиниша Ольга Станиславовна, Сурнина Юлия Вадимовна

В статье рассматривается современная проблема деофшоризации российского бизнеса в условиях макроэкономической нестабильности. Приводятся основные мотивы бизнеса и частных лиц, побуждающие к вывозу национальных активов в безналоговые или низконалоговые юрисдикции. Анализируется динамика оттока национального капитала посредством корпоративного и государственного секторов российской экономики, а также перечень офшорных государств, которые рассматриваются как наиболее привлекательные для российского бизнеса. Выявляются возможные пути решения проблемы деофшоризации национальной экономики и рассматриваются ключевые законы, принятые российским законодательством для решения указанной проблемы. В заключение дается прогноз о масштабах оттока национального капитала на ближайшую среднесрочную перспективу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEOFFSHORIZATION DETERMINANTS OF RUSSIAN ECONOMY: CURRENT TRENDS AND A MECHANISM OF IMPLEMENTATION

The article deals with the current deoffshorization problem of Russian business in the conditions of macroeconomic instability. The main incentives of business and private persons determining the national assets exports to the tax-exempt or low-tax jurisdictions are given. The dynamics of national capital outflow by the means of corporate and state sectors of the Russian economy is analyzed. Also the list of the offshore states which are considered as the most attractive to the Russian business is considered. Possible solutions to the national economy deoffshorization problem and key laws adopted by the Russian legislation for the solution to the specified problem are analyzed. In the conclusion the authors propose a national capital outflow forecast for the middle-term period

Текст научной работы на тему «Детерминанты деофшоризации Российской экономики: современные тенденции и механизм реализации»

УДК 330.147

08.00.00 Экономические науки

ДЕТЕРМИНАНТЫ ДЕОФШОРИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Зиниша Ольга Станиславовна

канд. экон. наук, доцент кафедры денежного

обращения и кредита

Тел.: 8-(918)-443-79-73

e-mail: Zinisha@rambler.ru

РИНЦ SPIN-код: 7059-2807

Сурнина Юлия Вадимовна

студентка 4-го курса экономического факультета e-mail: Jujuice@mail.ru

Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия

В статье рассматривается современная проблема деофшоризации российского бизнеса в условиях макроэкономической нестабильности. Приводятся основные мотивы бизнеса и частных лиц, побуждающие к вывозу национальных активов в безналоговые или низконалоговые юрисдикции. Анализируется динамика оттока национального капитала посредством корпоративного и государственного секторов российской экономики, а также перечень офшорных государств, которые рассматриваются как наиболее привлекательные для российского бизнеса. Выявляются возможные пути решения проблемы деофшоризации национальной экономики и рассматриваются ключевые законы, принятые российским законодательством для решения указанной проблемы. В заключение дается прогноз о масштабах оттока национального капитала на ближайшую среднесрочную перспективу

Ключевые слова: ОФШОРНЫЕ ЮРИСДИКЦИИ, НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ОТТОК КАПИТАЛА, ДЕОФШОРИЗАЦИЯ, НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, ИНВЕСТИЦИИ

Doi: 10.21515/1990-4665-123-003

UDC 330.147 Economic sciences

DEOFFSHORIZATION DETERMINANTS OF RUSSIAN ECONOMY: CURRENT TRENDS AND A MECHANISM OF IMPLEMENTATION

Zinisha Olga Stanislavovna Cand.Econ.Sci., associate professor of the Department of monetary circulation and credit Tel.: 89184437973 e-mail: Zinisha@rambler.ru RSCI SPIN-ID: 7059-2807

Surnina Yuliya Vadimovna

4th year student of the Faculty of Economics

e-mail: Jujuice@mail.ru

Kuban State Agrarian University named after

I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia

The article deals with the current deoffshorization problem of Russian business in the conditions of macroeconomic instability. The main incentives of business and private persons determining the national assets exports to the tax-exempt or low-tax jurisdictions are given. The dynamics of national capital outflow by the means of corporate and state sectors of the Russian economy is analyzed. Also the list of the offshore states which are considered as the most attractive to the Russian business is considered. Possible solutions to the national economy deoffshorization problem and key laws adopted by the Russian legislation for the solution to the specified problem are analyzed. In the conclusion the authors propose a national capital outflow forecast for the middle-term period

Keywords: OFFSHORE JURISDICTIONS, TAX PLANNING, CAPITAL OUTFLOW, DEOFFSHORIZATION, NATIONAL ECONOMY, INVESTMENTS

В контексте сложившихся современных тенденций развития мирового сообщества офшоризация национальных экономик стала ее неотъемлемой детерминантой, прочно закрепившимся элементом в «ткани» мирового хозяйства. Общеизвестно, что помимо налогового

планирования офшорные юрисдикции предоставляют своим участникам конфиденциальность корпоративных данных, тайность банковских счетов, а также скрытость информации о владельцах активов и отсутствие валютных ограничений [11].

Желая оптимизировать свои налоговые выплаты, участники бизнеса инвестируют в экономики тех регионов, где расположены офшорные зоны, тем самым насыщая рынок капитала и стимулируя социально-экономическое развитие в таком государстве. Это, в свою очередь, влечет за собой отток мобильного капитала из экономик стран гражданства таких предпринимателей, что зачастую приводит к нехватке финансовых средств на национальном рынке и стагнациям в экономике.

Таким образом, целью создания офшорных зон является привлечение зарубежного капитала и повышение занятости населения в пределах оффшорной территории за счет создания новых рабочих мест.

Ключевой проблемой существования офшорных юрисдикций является их прямое участие в оттоке национального капитала из стран, что приводит к существенным бюджетным потерям государств-доноров. А поскольку офшорный бизнес подразумевает полную или частичную конфиденциальность данных о владельцах компаний, их счетах и банковских расчетах - существующая статистика о циркуляции офшорного капитала остается неполной.

Сегодня различные международные организации и правительства стран по-разному относятся к толкованию понятия «оффшорной юрисдикции». Это обусловливает отсутствие единой классификации таких зон на мировом уровне.

Однако при анализе финансовой деятельности офшорных юрисдикций мировое сообщество использует следующую классификацию (таблица 1).

Таблица 1 - Классификация офшорных зон по признакам приоритетности

[9]

Классификационный признак Виды офшорных зон

Налогообложение 1. Безналоговые 2. Низконалоговые (налог на прибыль до 10%)

География 1. Островные и центрально-американские юрисдикции 2. Континентальные европейские 3. Административно-территориальные образования

Отчетность 1. Юрисдикции, не предусматривающие предоставление финансовой отчетности 2. Юрисдикции, обязывающие вести бухгалтерский учет.

Конфиденциальность 1. Юрисдикции с публичным (открытым) реестром директоров/акционеров 2. Юрисдикции с закрытым реестром. 3. Юрисдикции без требования вести реестр.

Сотрудничество с международными организациями (ОЭСР, ФАТФ) Юрисдикции подразделяются на белые, серые, черные списки (согласно классификациям международных организаций).

За последние двадцать пять лет перехода к рыночной экономике российская экономика в полной мере не адаптировалась к требованиям международного сообщества. В большей мере этот тезис верен для кредитно-финансовой системы. Несовершенство судебной и правовой систем также стимулируют оттоки национального богатства за рубеж с более благоприятными условиями налогообложения и развитой правоохранительной структурой. Только за 2014 год через офшорные юрисдикции прошло 151,6 млрд. долл. США, инвестированных российскими корпорациями в другие государства [3].

Аналитиками российского специализированного делового канала РБК был проведен анализ 500 российский компаний относительно их регистрации на территории Российской Федерации и за её пределами - в офшорных юрисдикциях (рисунок 1).

РБК 500: какие юрисдикции выбирает русский бизнес

а&личество компаний из рейтинга РБН 500 РБК 500

Сштус компании

300

Частная Ш

Л

V ^ ff

Государственная 87

СП 19

Иностранная 1

Юрисдикция контролирующего акционера компании, для компаний-оболочек* - юрисдикция компании

Зарубежная 183

ОСолочна* 38

Нетданных ¿0

Нидерланды 21

Британские I Виргинские о-ва 14

I Люксембург? I Швейцария 7

• Великобритания 5

• Бермудские о-вэ 5 Джерси 3 Сингапур 3 Гонконг 2 Австрия 2 Гибралтар 2

США 2 Белиз 1

Каймановы о-ва 1 Гернси 1 Лихтенштейн 1

Другие и совместные юрисдикции

Рисунок 1. Соотношение российских корпораций, зарегистрированных в России и за её пределами в «налоговых гаванях» по

состоянию за 2014 год [12]

Проанализировав представленные статистические данные, можно сделать вывод, что из 500 компаний, входящих в группировочную выборку, наибольший удельный вес приходится на российские фирмы, зарегистрированные в России (239 ед.). Однако не так уж мала и доля отечественных корпораций, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях (183 ед.).

Стоит также отметить, что из 239 национальных компаний, зарегистрированных на территории Российской Федерации, 87 из них являются государственными, т.е. в момент своего учреждения они не располагали правом выбора страны-регистрации. Таким образом, только 152 фирмы осознанно выбрали Россию для осуществления своей http://ej .kubagro.ru/2016/09/pdf/03 .pdf

деятельности, против 183 отечественных корпораций, зарегистрированных в странах с льготным налогообложением [12].

Как видно на рисунке, наибольшим предпочтением среди российских бизнесменов пользуется Кипр, затем на 2-м месте -Нидерланды, и на 3-м - Британские Виргинские острова. Такое положение дел обусловлено низкими налоговыми ставками, а также тем, что эти государства имеют свыше 30 международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Так, заплатив лишь 10% налога на прибыль организации, бизнес освобождается от уплаты такого налога в размере 20% на территории Российской Федерации [1].

Таблица 2 - Соотношение выручки 500 российских фирм,

зарегистрированных в России и за её пределами за 2014 г. [12]

Государства регистрации Выручка, Удельный вес,

корпорации млрд. руб. %

Российская Федерация, 32 474,7 57,9

в том числе:

- государственные корпорации 24 500 43,7

- частные корпорации 7 974,7 14,2

Иностранные государства, в том числе: 23 573,4 42,1

- Кипр 9 054,1 16,2

- Нидерланды 1 979 3,5

- Британские Виргинские о-ва 1 275,8 2,3

- Люксембург 551,7 1,0

- Великобритания 703 1,3

- Бермудские о-ва 946,4 1,7

- Гибралтар 685,8 1,2

- Другие и совместные юрисдикции 7 005,3 12,5

- Компании оболочки 0 0,0

- Нет данных 1 372,3 2,4

Всего 56 048,1 100,0

Анализ исходных данных таблицы 2 по исследуемым 500 корпорациям показывает, что значительную часть выручки, полученную российскими корпорациями от осуществления своей деятельности в

России, составляет выручка государственных компаний в размере 24,5 трлн. руб. К числу корпораций, которые внесли основной вклад в данную сумму, относятся: «Газпром», «Роснефть», Сбербанк, РЖД, ВТБ, «Россети» и «Интер РАО» [12].

На частные фирмы приходится лишь 8 трлн. руб. против 23,5 трлн. руб., приходящихся на фирмы, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях.

Если рассматривать выручку в спектре по российским корпорациям с резиденством в офшорных зонах, то на первом месте располагается Кипр с переведенной в него выручкой в 9 трлн. руб., далее следует европейское государство Нидерланды, и замыкают тройку лидеров Британские Виргинские острова с полученной выручкой в 1,3 трлн. руб.

Рост числа российских предприятий в офшорных юрисдикциях в 2014 году был продиктован введенными со стороны западных государств санкциями и попытками российского бизнеса оставить за собой прежние позиции.

Офшоризация российской экономики затрагивает и расходование средств бюджетов различных уровней. В 2015 году Счетная палата Российской Федерации совместно с Росфинмониторингом провели анализ финансовой составляющей государственных заказов, осуществляемых государственными корпорациями и государственными органами Российской Федерации в 2014 году, результаты которого представлены нами в таблице 3.

Счетной палатой Российской Федерации в 2014 году было рассмотрено 280 госзаказов, стоимостью в 1,3 трлн. рублей, 50 контрактов из которых пришлось на сделки с компаниями, зарегистрированными в низконалоговых юрисдикциях. В итоге 272,4 млрд. рублей, или 21% бюджетных средств России в 2014 году были направлены в офшорные зоны. Прежде всего, это корпорации, занимающиеся добычей полезных

ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ, уголь), черных и цветных металлов.

Таблица 3 - Структура государственных заказов России в 2014 году [2]

Структура государственных заказов Количественное выражение, шт. Стоимостное выражение, млрд. руб. Удельный вес стоимости, %

- контракты, заключенные с резидентами РФ 230 1 025 79,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- контракты, заключенные с фирмами, зарегистрированными в офшорных юрисдикциях 50 272,4 21,0

Всего 280 1 297,4 100,0

Причем в статистическую выборку проведенного анализа не были включены дочерние фирмы государственных корпораций, учет которых увеличил бы число средств, направленных в офшорные юрисдикции.

К сожалению, рынок государственных закупок отличается слабой конкурентной средой и отсутствием сбалансированности.

Для урегулирования данного положения в 2014 году в силу вступил Федеральный закон Российской Федерации «О контрактной системе в сфере государственных закупок» № 44-ФЗ [5]. Юридически полноценно положения данного закона начнут действовать только лишь в 2017 году. Закон предусматривает обязанность унитарных предприятий организовывать все закупки в соответствии с требованиями закона. Предполагается, что нормы закона позволят повысить уровень конкуренции и эффективности расходования бюджетных средств при закупках государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В целях сокращения офшоризации российского бизнеса и экономики в целом был разработан и принят Федеральный закон от 08 июня 2015 года № 140-ФЗ (ред. от 29.12.2015 г.) «О добровольном декларировании

физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7].

Данный закон призван обеспечить решение следующих задач, представленных нами в таблице 4.

Таблица 4 - Ключевые положения федерального закона Российской Федерации № 140-ФЗ и степень их воздействия на деофшоризацию

экономики России [7]

Концептуальные положения Закона Степень воздействия положений на решение проблемы офшоризации национальной экономики

1. Освобождение декларанта своих ранее вывезенных за пределы Российской Федерации средств (имущества) от уголовной, административной ответственностей, а также от ответственности за налоговое правонарушение. Данные положения закона обеспечивают правовую защиту имущественных интересов физических лиц, участвующих в добровольном декларировании имущества и счетов (вкладов) в банках, конфиденциальности полученной информации. Все это создает стимулы для беспрепятственной репатриации ранее вывезенных активов за пределы России.

2. Операции по передаче имущества его номинальным владельцем фактическому владельцу имущества освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Указанное положение закона создает правовые основания для передачи имущества, принадлежащего на праве собственности лицам, которые владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в чужом интересе, в пользу фактических владельцев этого имущества, без возникновения обязанности по уплате налогов в связи с такой передачей.

3. Ошибки в декларации и документах, прилагаемых к декларации, не препятствующие идентификации декларанта, а также указанных в декларации номинальных владельцев имущества, имущества контролируемых иностранных компаний, счетов (вкладов), не являются основанием для отказа в предоставлении декларанту гарантий, предусмотренных настоящей статьей. Данное положение примечательно тем, что допускает некоторые отклонения от установленного образца деклараций, что существенно сокращает временные и бюрократические затраты декларанта при осуществлении им добровольного декларирования своего имущества. Также обеспечивается полное и беспрепятственное предоставление гарантий, указанных в настоящем законе.

Таким образом, закон предоставляет возможность раскрытия

имущественной информации российскими бизнесменами без существенных потерь. Также в случае декларирования дохода и имущества предпринимателям, совершившим экономические преступления, гарантируется освобождение от судимости по ряду статей уголовного

кодекса (уклонение от репатриации денежных средств, уклонение от уплаты налогов, сокрытие денежных средств и имущества) [7].

Особенно актуальным данное предложение со стороны федерального законодательства стало после очередной публикации «панамского досье», в котором были раскрыты данные о компаниях и финансовых накоплениях в офшорных юрисдикциях, принадлежащих 16 российским долларовым миллиардерам [1].

Предполагается, что федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» должен обеспечить «безболезненную» репатриацию российского национального богатства, что приведет к пополнению бюджета страны.

Однако необходимыми условиями выполнения данной программы должны быть реальные гарантии конфиденциальности налоговой информации и освобождение от уголовного преследования. Также необходимо дальнейшее развитие начавшейся патриотической информационной пиар-компании, которая сегодня стимулируется, в том числе, и санкционным режимом со стороны западноевропейских государств.

В случае успеха реализации концептуальных задач вышеуказанного законодательного акта, можно будет говорить об улучшении и инвестиционного климата в Российской Федерации, поскольку гарантия более лояльного отношения властей к российскому бизнесу будет содействовать увеличению лояльности и со стороны предпринимательства к местным и федеральным властям, а также национальному законодательству, что, как известно, и является первопричинным стимулом вывоза капитала за рубеж.

Говоря о прогнозах совокупного оттока национального капитала из России, стоит отметить, что в ближайшие годы он будет существенно снижен в сравнении с 2015 годом, по причине отсутствия возможности российского бизнеса торговать с большинством западных стран и получать прежние прибыли. Так, по прогнозам Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) вывоз российского капитала в 2016 году составит около 25 млрд. долл. США, в 2017 году - 25 млрд. долл. США, а в 2018 году - 29 млрд. долл. США [10].

Однако в случае отмены санкционнного режима в отношении российского бизнеса, отток национального капитала может снова набрать обороты. Чтобы предотвратить в дальнейшем увеличение объемов вывоза капитала резидентами Российской Федерации необходимо усовершенствовать законодательную базу в банковской и инвестиционной сфере.

Резюмируя, стоит сказать, что в современных условиях рыночной конъюнктуры национального и мирового рынков необходимость в стимулировании притока инвестиций в российскую экономику - как в виде репатриации офшорных капиталов, так и в виде зарубежных инвестиций -возрастает. Вывоз российского капитала за пределы государства, а также сокрытие налогов от национальных фискальных органов - всё это обостряет проблему нехватки финансовых ресурсов и, в связи с этим, усугубляет диспропорции в развитии национального рынка товаров и услуг.

Российская экономика нуждается в улучшении инвестиционного климата, а это станет возможно только при четко отлаженном аппарате управления со стороны государственных структур во взаимосвязи с базовыми рыночными механизмами. Также необходимо устранять противоречия в законодательной основе ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Список литературы

1. Влияние оттока капитала на платежеспособность и инвестиционный климат России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://viperson.ru (дата обращения: 25.09.2016).

2. Голикова: 21% бюджетных средств, потраченных на госзакупки, ушли в офшоры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://regnum.ru (дата обращения: 25.09.2016).

3. Калабеков, И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах / И.Г. Калабеков. -Изд. второе, перераб. и доп. - М.: РУСАКИ, 2016. - 498 с.

4. О банках и банковской деятельности: федеральный закон Российской Федерации № 17-ФЗ от 02 декабря 1990 г. (в ред. федерального закона от 8 июля 1999 г. № 137-Ф3, от 28 июля 2004 г. № 84-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 246-ФЗ) [принят Гос.Думой 07 июля 1995 г.: по сост. на 30 декабря 2005 г.] // КонсультантПлюс: Версия Проф. - Справ.-прав. система.

5. О валютном регулировании и валютном контроле: федеральный закон Российской Федерации № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. (в ред. федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013 г.) [принят Гос.Думой 21 ноября 2003 г.; одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 г.] // КонсультантПлюс: Версия Проф. - Справ.-прав. система.

6. О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» - проект Министерства финансов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://regulations.gov.ru/ (дата обращения: 08.05.2016).

7. О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 8 июня 2015 г. N 140-ФЗ (ред. от 05.04.2016) [принят Гос.Думой 22 мая 2015 г.; одобрен Советом Федерации 3 июня 2015 г.] // КонсультантПлюс: Версия Проф. - Справ.-прав. система.

8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016) [принят Гос. Думой 22 марта 2013 г.; одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 г.] // КонсультантПлюс: Версия Проф. - Справ.-прав. система.

9. Основные типы существующих оффшорных юрисдикций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fa.ru/chair/ar/news/Documents (дата обращения: 24.09.2016).

10. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/ (дата обращения: 24.09.2016).

11. Оффшорные зоны, их место и роль в мировой экономике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://novainfo.ru (дата обращения: 24.09.2016).

12. Россия или офшор: где зарегистрировано 500 крупнейших компаний страны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru (дата обращения: 25.09.2016).

References

1. Vlijanie ottoka kapitala na platezhesposobnost' i investicionnyj klimat Rossii [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://viperson.ru (data obrashhenija: 25.09.2016).

2. Golikova: 21 % bjudzhetnyh sredstv, potrachennyh na goszakupki, ushli v ofshory [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://regnum.ru (data obrashhenija: 25.09.2016).

3. Kalabekov, I.G. Rossijskie reformy v cifrah i faktah / I.G. Kalabekov. - Izd. vtoroe, pererab. i dop. - M.: RUSAKI, 2016. - 498 s.

4. O bankah i bankovskoj dejatel'nosti: federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii № 17-FZ ot 02 dekabrja 1990 g. (v red. federal'nogo zakona ot 8 ijulja 1999 g. № 137-FZ, ot 28 ijulja 2004 g. № 84-FZ, s izm., vnesennymi Federal'nym zakonom ot 29 dekabrja 2006 g. № 246-FZ) [prinjat Gos.Dumoj 07 ijulja 1995 g.: po sost. na 30 dekabrja 2005 g.] // KonsultantPljus: Versija Prof. - Sprav.-prav. sistema.

5. O valjutnom regulirovanii i valjutnom kontrole: federalnyj zakon Rossijskoj Federacii № 173-FZ ot 10.12.2003 g. (v red. federal'nogo zakona ot 06.12.2011 № 409-FZ, s izm. i dop., vstupajushhimi v silu s 01.01.2013 g.) [prinjat Gos.Dumoj 21 nojabrja 2003 g.; odobren Sovetom Federacii 26 nojabrja 2003 g.] // KonsultantPljus: Versija Prof. - Sprav.-prav. sistema.

6. O vnesenii izmenenij v stat'ju 23 Federal'nogo zakona «O valjutnom regulirovanii i valjutnom kontrole» i Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah» -proekt Ministerstva finansov [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://regulations.gov.ru/ (data obrashhenija: 08.05.2016).

7. O dobrovol'nom deklarirovanii fizicheskimi licami aktivov i schetov (vkladov) v bankah i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 8 ijunja 2015 g. N 140-FZ (red. ot 05.04.2016) [prinjat Gos.Dumoj 22 maja 2015 g.; odobren Sovetom Federacii 3 ijunja 2015 g.] // Konsul'tantPljus: Versija Prof. - Sprav.-prav. sistema.

8. O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlja obespechenija gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd: federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 5 aprelja 2013 g. N 44-FZ (red. ot 05.04.2016) [prinjat Gos.Dumoj 22 marta 2013 g.; odobren Sovetom Federacii 27 marta 2013 g.] // Konsul'tantPljus: Versija Prof. - Sprav.-prav. sistema.

9. Osnovnye tipy sushhestvujushhih offshornyh jurisdikcij [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.fa.ru/chair/ar/news/Documents (data obrashhenija: 24.09.2016).

10. Oficial'nyj sajt Central'nogo Banka Rossijskoj Federacii (Banka Rossii) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.cbr.ru/statistics/ (data obrashhenija: 24.09.2016).

11. Offshornye zony, ih mesto i rol' v mirovoj jekonomike [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://novainfo.ru (data obrashhenija: 24.09.2016).

12. Rossija ili ofshor: gde zaregistrirovano 500 krupnejshih kompanij strany [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.rbc.ru (data obrashhenija: 25.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.