Научная статья на тему 'Детерминанты брачного выбора современной российской молодежи: сравнительный анализ социологических исследований'

Детерминанты брачного выбора современной российской молодежи: сравнительный анализ социологических исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
711
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
БРАЧНЫЙ ВЫБОР / МАТРИМОНИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / КАЧЕСТВА БРАЧНЫХ ПАРТНЕРОВ / ВОЗРАСТ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК / МОТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК / БРАЧНЫЕ ПАРТНЕРЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Миронова Ю.Г., Тырнова Н.А.

В данной статье анализируются детерминанты брачного выбора современной российской молодежи. Авторы проводят сравнительный анализ социологических исследований брачного выбора современной российской молодежи, основных факторов, влияющих на этот выбор. В результате проведенного анализа авторы приходят к выводу, о том, что молодежь при выборе брачного партнера используют именно эмоциональную стратегию, руководствуясь чувством любви. Такие добрачные характеристики брачных партнеров как возраст, социально экономический статус, национальность, ценностные ориентации лишь в незначительной степени влияют на брачный выбор. Такой фактор как уровень образования, для большинства опрошенных не является важным при осуществлении выбора. Молодежь, как правило, предпочитает искать подходящего партнера, в местах проведения досуга, по месту работы, в кругу друзей, это связано с тем, что, как правило стремятся выбирать себе в партнеры людей со схожими социальными характеристиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детерминанты брачного выбора современной российской молодежи: сравнительный анализ социологических исследований»

МОЛОДЕЖИ

Детерминанты брачного выбора современной российской молодежи: сравнительный анализ социологических исследований

Миронова Ю.Г., Тырнова Н.А.

В данной статье анализируются детерминанты брачного выбора современной российской молодежи. Авторы проводят сравнительный анализ социологических исследований брачного выбора современной российской молодежи, основных факторов, влияющих на этот выбор. В результате проведенного анализа авторы приходят к выводу, о том, что молодежь при выборе брачного партнера используют именно эмоциональную стратегию, руководствуясь чувством любви. Такие добрачные характеристики брачных партнеров как возраст, социально экономический статус, национальность, ценностные ориентации лишь в незначительной степени влияют на брачный выбор. Такой фактор как уровень образования, для большинства опрошенных не является важным при осуществлении выбора. Молодежь, как правило, предпочитает искать подходящего партнера, в местах проведения досуга, по месту работы, в кругу друзей, это связано с тем, что, как правило стремятся выбирать себе в партнеры людей со схожими социальными характеристиками. Ключевые слова: брачный выбор, матримониальное поведение, молодежь, качества брачных партнеров, возраст вступления в брак, мотивы вступления в брак, брачные партнеры

Mironova Ju.G., Tyrnova N.A.

Determinants of marrine choice of modern russian youth: a comparative analysis of sociological researches

This article analyzes the determinants of the marriage choice of contemporary Russian youth. The authors conduct a comparative analysis of sociological studies of the marriage choice of contemporary Russian youth, the main factors influencing this choice. As a result of the analysis, the authors come to the conclusion that when choosing a marriage partner, young people use precisely emotional strategy, guided by the feeling of love. Such premarital characteristics of marriage partners as age, socioeconomic status, nationality, value orientations only slightly affect the marriage choice. Such a factor as the level of education for the majority of respondents is not important when making choices. Young people, as a rule, prefer to look for a suitable partner, in places of leisure, at work, among friends, this is due to the fact that, as a rule, people with similar social characteristics tend to choose their partners. Thus, the authors conclude that the pattern of social endogamy is clearly manifested in the marriage choice of young people. Key words: marriage choice, matrimonial behavior, youth, quality of marriage partners, age of marriage, reasons for marriage, marriage partners

В настоящее время наблюдается значительная трансформация брачно-семейных отношений и кризис семьи, переход от «традиционного» типа брачных отношений к «современному. Происходит увеличение числа разводов, растет количество пар, которые официально не регистрируют свои отношения, наблюдается трансформация ролей внутри семьи. Немало важным является и то, что сейчас молодые люди вступают в брак значительно позже, нежели предшествующие поколения, тем самым откладывая время рождение детей на более поздние сроки. В связи с этим, именно брачный выбор, имеет решающее значение для будущего функционирования семьи, так как выступает первым и ключевым этапом в формировании брачного союза. Многие факторы риска разрушения и распада брака имеют место уже в момент его заключения и во многом зависят от выбора брачного партнера. В связи с этим брачный выбор является основным структурным элементом брачно-семейных отношений, изучение данного феномена, выходит на первый план и приобретает повышенную актуальность, значимыми становятся исследования факторов брачного выбора, его механизмов и основных критериев [1, с. 32-36].

С целью объяснения механизмов брачного выбора, учеными были созданы ряд концепций. Среди них наибольшую значимость имеют работы Р. Уинча (теория комплементарных потребностей), Р. Сентера (инструментальная теория вле-

Социо

огня №4 2018

Социология молодежи

чения и любви), Дж. Хаманса (теория обмена), Б. Мурстайна (теория «стимулов-ценностей-ролей»), Дж. Удри и А. Керкгоффа (модель «фильтров»). Свои научные взгляды на проблему выбора потенциального брачного партнера, освещали в своих трудах российских ученые: М.В. Мед-ков, А.И. Антонов, М.С. Мацковский, Т.А. Гурко. В исследованиях брачного выбора в основном используется концепция С.И. Голода, ее суть состоит в рассмотрении широкого спектра брачных мотивов: духовная близость, любовь, психологическая адекватность, моральные убеждения и материальная обеспеченность [2, с. 53-58].

При построении методологии исследований брачного выбора авторами использовались идеи, которые были предложены российскими социологами, Чистяковой Т.С, Курамшевым А.В, ими выделялись два основных типа стратегий брачного выбора: рациональную и эмоциональную. Эмоциональная стратегия, обусловлена преобладанием эмоционально-чувственных компонентов в отношениях с партнером, чувством влюбленности или любви к нему. Рациональная стратегия, характеризуется целенаправленным рациональным выбором партнера, целью которой является максимизация эффективности брака. Данная стратегия основана на теории социального обмена, однако выбор не ограничен строго рациональным поведением, которое ориентировано только на материальную выгоду [3, с. 43-49].

Для того что бы лучше понять особенности и детерминанты осуществления брачного выбора современной российской молодёжи, необходимо проанализировать проведенные за последнее время российскими социологами исследования, которые затрагивают данный социальный феномен.

Так в рамках данного социологического анализа особый интерес представляет исследование, приведённое сотрудниками исследовательской группы факультета социологии Института гендерных исследований (СПбГУ) под руководством Ушаковой В.Г. В данном исследовании была использована целевая выборка. Охват обследуемой совокупности был не большой, он составил 50 брачных пар, однако особый интерес представляли непосредственно характеристики и установки мужчин и женщин до брака, которые впоследствии и определяли их брачный выбор [4, с. 175-187].

Полученные в результате проведения исследования данные показали, что (88%) опрошенных пар по признаку национальности оказалось гомогамны, при этом стоит отметить, что данные свидетельствуют о том, женщины вступают в межнациональный брак чаще чем мужчины. Наибольшее число знакомств происходит в местах проведения досуга (24%) и по месту работы (18%). Вместе с тем, в связи с быстрым развитием информационных технологий, появляется новая тенденция знакомств через сеть интернет, о таком способе знакомства сообщили (12%) опрошенных пар. Показательным является и то, что процент знакомств по месту жительства уменьшается, это прежде всего, связано с возросшей мобильностью населения и ростом интенсивности миграционных процессов в России за последние время. В большинстве случаев (52%) возраст жениха и невесты находятся о одном возрастном интервале не более трех лет, в (36%) случаев жених является старше невесты, и меньший всего процент (12%) приходится на случаи, когда невеста старше жениха. В большинстве случаев у будущих супругов уровень образования, жениха и невесты полностью совпадает (60%), в (26%) случаев у невесты уровень образования выше, и соответственно в (14%) случаев, уровень образования выше у жениха. Полученные результаты показывают, что в большинстве случаев (44%) профессиональный статус жениха и невесты находятся на близком уровне, у (36%) пар статус полностью совпадает, статус жениха оказался выше в (20%) случаев. Сопоставляя уровень благосостояния родительских семей, исследователи получили следующие результаты: по данному признаку доля гомогамных пар составила (52%), у (34%) пар уровень благосостояния семьи невесты превышает уровень благосостояния семьи жениха, и только в (14%) уровень благосостояния семьи жениха был выше. Как правило с родителями будущего супруга знакомы подавляющая часть опрошенных (89%), при этом невесты, в большей степени стараются прислушиваться к мнению родителей относительно выбора супруга, об этом сообщили (34%) невест. Женихам, обычно, безразлично мнение старшего поколения по этому поводу, женихи предпочитают выслушать родителей, но сделать по-своему (42%) [4, с. 175187].

В качестве мотива вступления в брак большая часть опрошенных женихов назвали -стремление проявить свою заботу и любовь к близкому человеку. Для большинства невест основным мотивом является - потребность во взаимопонимании, психологической поддержке, желании иметь рядом заботливого и нежного человека. Что касается ролевых ожиданий, то 60% опрошенных вступающих в брак считают справедливым равное распределение домашних обязанностей между супругами.

Рассмотрим данные, полученных в ходе исследования «Проблема брачного выбора и факторов, на него влияющих» проведённого исследователями Антоновой Н.Л. Щербаковой М.В., в конце 2014г, объектом данного исследования выступила молодежь Екатеринбурга ^ = 220), которая представлена в равных долях студенческой общностью и работающими. основным методом сбора информации стал анкетный опрос [5, с. 122-127]

В качестве наиболее подходящего возраста для вступления в брак, как для мужчин, так и для женщин, около половины респондентов (49%) назвали возрастной интервал от 24 до 26 лет. Результаты опроса демонстрируют преобладание эмоциональной стратегии при выборе брачного партнера. Так большинство (78%) опрошенных в качестве наиболее значимого фактора брачного выбора, указали - чувства к партнеру. Таким образом среди множества других факторов, молодежь отдает предпочтение чувствам любви. В результате вместо рационального подхода к выбору супруга, на первый план выходит эмоциональная стратегия, это подтверждается, тем что основным критерием брачного выбора для опрошенной молодежи, являются личностные качества потенциального партнера (73%). Так, только для четверти студентов, (25%) принявших участие в опросе, уровень образования партнера является важным при осуществлении брачного выбора, при этом уровень образования будущего партнера более значим для студентов, нежели для уже работающей молодежи [5, с. 122-127].

В ходе исследования, так же выяснялось отношение молодежи к межнациональным бракам. О нейтральном отношении к ним сообщили (41,5%) опрошенной молодежи. В качестве места знакомства с партнером, по мнению молодежи, самыми подходящими выступают ком-

пании знакомых и друзей, об этом сообщили (65,5%) опрошенных, а также места учебы и работы (54,5%). Молодежь полагает, что искать партнера, лучше всего в тех местах, где проводишь большую часть времени. Для молодых людей важен равный социальный статус и близкое с потенциальным партнером социальное окружение. Больше половины опрошенных (57%) считают, что совершенно не важно кто является инициатором знакомства. Однако, все же треть респондентов, по большей части молодые люди, придерживаются традиционных взглядов в данном вопросе и полагают, что инициатором знакомства должен быть мужчина. Согласно, полученным данным, 64,5% из опрошенных, при осуществлении брачного выбора, опираются только на свое личное мнение. На каждого третьего опрошенного, оказывает влияние суждение родителей и родственников (32%), в отличии от знакомых и друзей, мнением которых молодежь готова пренебречь. Такие показатели свидетельствуют о стремлении к самостоятельному выбору партнера, но в тоже время достаточно высоком авторитете родителей в этом вопросе [6, с. 33-38].

Для более подробного представления о том, какие качества наиболее важны при выборе брачного партнера и где, по мнению молодежи нужно знакомится с потенциальном партнером, мы обратимся к данным опросов, представленных Всероссийским центром изучения общественного мнения.

ВЦИОМ представляет данные исследования, посвященного изучению предпочтений мужчин и женщин при выборе брачного партнера. Исследование было проведено 5 - 6 февраля 2017 года, с использованием метода - телефонное интервью, объём выборки составил 1200 респондентов.

Опрошенные главным достоинством женщины, мужчины считают красоту, это качество выделили (27%) мужчин, на втором месте по значимости для мужчин является ум и интеллект (17%), мужчины ценят в женщинах, искренность (15%), доброту (13%) и хозяйственность (9%). Женщинам, по их собственному признанию, в мужчинах ценят честность, это качество отметили (23%) женщин, такие качества как доброта (20%) и надежность (16%) занимают в структуре качеств брачного партнера второе и третье место. Также в мужчинах женщины ценят поря-

Социо

югия №4 2018

Социология молодежи

дочность (15%), мужественность (12%), трудолюбие (11%), ум (11%) и заботливость (10%). При этом можно выделить универсальные ценности, которые примерно в равной степени, являются значимыми при брачном выборе для представителей обоих полов. Так, например, почти равны доли мужчин и женщин, называют, в числе наиболее значимых качеств верность (7% среди мужчин и женщин) и понимание (6% и 4%). Лучшим вариантом для поиска будущего мужа и жены (43%) опрошенных считают общий круг друзей. Каждый четвертый (26%) предпочел бы завести приятное знакомство в вузе или работе. Популярность этих мест, вероятно, обусловлена личным опытом: дружеская среда, а также учеба или компания-работодатель возглавляют рейтинг сфер, где респонденты уже повстречали свои вторые половинки (37% и 28%, соответственно). В список подходящих мест для знакомства также входят клубы по интересам, всевозможные курсы, их назвали (18%) респондентов, концерты и спектакли (1б%), уличные пространства (14%) [7].

При участии авторов «Центром социологических исследований АГУ» было проведено исследование целью которого было выявление особенностей брачно-семейного поведения современной молодежи, было опрошено 600 человек, октябрь-декабрь 2015 г. В качестве объекта исследования выступила молодежь г. Астрахани и Астраханской области в возрасте от 18 до 35 лет, выборка многоступенчатая, квотная.

В ходе исследования были получены следующие результаты, так, по мнению большинства, опрошенных (55,1%), оптимальный возраст вступления в брак для мужчин, приходится на интервал от 26 до 30 лет. Возраст от 22 до 25 лет посчитали наиболее подходящим (25,6%) респондентов. Что касается оптимально возрастная вступлении в брак для женщин, то здесь (69,6%) опрошенной молодежи выделили в качества наиболее подходящего возраст 22 - 25 лет. Респонденты считают, что оптимальный возраст вступления в брак у женщин ниже чем у мужчин. Это связано с социальными и тендерными стереотипами, которые предполагают, что карьерное продвижение и успех в профессиональной сфере является для женщин менее важным, чем создание своей семьи. Главной причиной вступления в брак, более половины опрошенных (53,2%) считают возможность быть с

любимым человеком, (46,6%) в качестве основной причины выбрали продолжение рода. Для гарантии стабильной старости и отсутствия одиночества вступили бы в брак (26,6%) респондентов. На основе представленных данных можно говорить о том, что большинство опрошенной молодежи при выборе брачного партнера используют именно эмоциональную стратегию [8, с. 50-58].

Следует обратить внимание, на то какими качествами, по мнению опрошенных должен обладать идеальным партнер. Что касается идеального мужчины, то у него, прежде всего, по мнению подавляющего большинства респондентов (83,5%) должен быть развитый ум и интеллект, (75,9%) опрошенных, считают важным способность мужчины обеспечить материальный достаток, физическая сила и здоровье важны для (60,8%) опрошенной молодежи. Кроме этого, идеальный мужчина должен быть верен в любви (44,3%), уверен в себе (43%), иметь хорошее чувство юмора (27,8%), быть добрым (25,3%) и не иметь вредных привычек (20,3%). Идеальная женщина, по мнению большинства опрошенных должна обладать следующими качествами: (72,2%) любовь к детям, следующими важными характеристиками идеальной женщины стали верность в любви (65,8%) и хозяйственность (60,8%). Интеллект и развитый ум посчитали необходимыми почти половина респондентов (46,8%).

Таким образом проанализировав результаты различных социологических исследований, можно сделать вывод о том, что молодежь при выборе брачного партнера используют именно эмоциональную стратегию, руководствуясь лишь чувством любви. Любовь оказалась главной ценностью и мотивом вступления в брак современной молодежи. Наиболее вероятным является совпадение возрастов партнеров и не значительное (около трех лет) превышение возраста жениха. Между уровнем образования партнеров наблюдается высокая корреляция, но все же чаще более высокий уровень образования при вступлении в брак имеют женщины. Мужчины в процессе выбора супруги в меньшей степени нежели женщины руководствуются мнением родителей. Такие добрачные характеристики как возраст, социально экономический статус, национальность, ценностные ориентации лишь в некоторой степени влияют на брачный выбор.

Мужчины в среднем в качестве брачных партнеров предпочитают более молодых женщин. Такой фактор как уровень образования, для большинства опрошенных не является важным при осуществлении выбора супруга. Женщины выбирают мужчин, в первую очередь по таким критериям, как честность, доброта и надежность, ум, мужчины дам - по красоте, искренности, верности, любви к детям. Молодежь, как правило, предпочитает искать подходящего партнера, в тех местах, где проводят большую часть времени (по месту работы и учебы, в кругу друзей, в местах проведения досуга,) это связано с тем, что, как правило стремятся выбирать себе в партнеры людей со схожими социальным статусом и характеристиками. В основном респонденты имеют эгалитарные установки в процессе брачного выбора. Социологические исследования показывают, что наиболее вероятными являются браки между теми, чьи добрачные социальные характеристики являются схожими, то есть в брачном выборе действует правило социальной эндогамии.

Литература

1. Миронова Ю.Г., Тырнова Н. А. Интернет-знакомства как форма брачного выбора современной молодежи: социологический анализ // Социология №4 2017. С.32-36.

2. Миронова Ю.Г. Социальные факторы брачного отбора в структуре матримониального поведения // Общество XXI века: итоги, вызовы, перспективы. 2016. № 5. С. 53-58.

3. Чистякова Т.С., Курамшев А.В. Стратегии добрачных практик современной молодежи // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2010. № 3. С. 43-49.

4. Ушакова В.Г. Брачный выбор в современном Российском обществе: гендерный аспект // Вестник Санкт-Петербургского Университета. 2012. № 12. С. 175-187.

5. Антонова Н.Л. Щербакова М.В. Брачный выбор молодежи: социологическое измерение // Известия Уральского федерального университета. 2015. № 3. С. 122-127.

6. Антонова Н.Л. Щербакова М.В. Брачный выбор молодежи: стратегии и факторы // Перспективы науки. 2015. № 3. С. 33-38.

7. Всероссийский центр изучения общественного мнения. «Женщины любят ушами» [Электронный ресурс] URL: http://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=116063. (дата обращения: 27.09.2018)

8. Иванова А.А. Гендерные особенности брач-но-семейного поведения молодежи / Вестник Волгоградского Государственного университета. 2015. № 1. С. 50-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.