Научная статья на тему 'Десятилетие факультета: «Визитные карточки»'

Десятилетие факультета: «Визитные карточки» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
140
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Десятилетие факультета: «Визитные карточки»»

Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2012. Т. 9, №3. С. 17-19.

Специальная тема выпуска: Десять лет факультету психологии НИУ ВШЭ

ДЕСЯТИЛЕТИЕ ФАКУЛЬТЕТА: «ВИЗИТНЫЕ КАРТОЧКИ»

В.А. ПЕТРОВСКИЙ

Петровский Вадим Артурович — ординарный профессор НИУ ВШЭ, профессор факультета психологии НИУ ВШЭ, член-корреспондент РАО, профессор, доктор психологических наук. Лауреат премии «Золотая Вышка - 2011» в номинации «Достижения в науке». Главный редактор журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

Сфера научных интересов — теория и методология психологии, общая персонология, транзактный анализ. Автор мультисубъект-ной теории личности, моделей воспитания дошкольников, вхождения личности в стабильную социальную общность, импульсной модели экзистенциального выбора, а также ряда исследовательских и практических методов и методик.

Автор более 160 работ, среди которых монографии: «Психология неадаптивной активности» (1992), «Личность: феномен субъектно-сти» (1993), «Одаренные дети: экология творчества» (1993, в соавт.), «Психология воспитания» (1995, отв. ред. и автор), «Личность в психологии: парадигма субъектности» (1996), «Основы практической консультативной психологии» (2008, отв. ред. и автор), «Человек над ситуацией» (2010) и др. Контакты: petrowskiy@mail.ru

«Пусть расцветают все цветы!» — такой соблазнительный и, как позже выяснилось, коварный лозунг выдвинули китайские товарищи в канун культурной революции. Все цветы расцвели... Потом появился еще один лозунг, вдогон первому: «... кроме сорняков». После чего сорняки стали оперативно выкорчевывать.

Если бы не последнее весьма печальное и даже трагическое обстоятельство, призыв «Пусть расцветают» можно было бы взять как эпиграф. За десять лет существования факультета психологии все цветы расцвели, и о сорняках в дни 10-летия факультета даже не приходится вспоминать.

18

В.А. Петровский

Когда мы задумывали этот выпуск, мы хотели найти форму, отвечающую духу факультета. А дух факультета — единство в многообразии. Мы сразу решили, что «отчетных статей» в этом номере журнала не будет (кто из наших коллег не измучен отчетами, которые пишутся, но редко читаются?), а вот ощущение многообразия, объединяющее нас всех, попытаемся передать.

Поэтому, обратившись с просьбой к представителям кафедр и лабораторий рассказать «о главном», мы не связывали никого какими-либо требованиями и обязательствами к форме повествования. «Визитные карточки» должны отвечать вкусу их обладателя, нет смысла их унифицировать... В итоге родились тексты, во многом для нас неожиданные и совершенно непохожие друг на друга.

Кафедра психофизиологии в качестве своей «визитной карточки» представила материалы магистерской диссертации одного из выпускников. Всего одну работу! Но почему бы и нет? В маленьком фрагменте голограммы, как известно, содержится целое. А психофизиологи — люди конкретные! Они как бы говорят нам: зачем рассуждать «вообще»? Вот перед вами рабочий момент, смотрите, чем живет кафедра «здесь и теперь», и тогда, может быть, вы поймете все.

Профессор И.Н. Семенов, представляя исследования рефлексивных процессов, охарактеризовал научные школы факультета психологии НИУ ВШЭ, проанализировал концепции рефлексии, разрабатываемые профессорами В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьевым, В.А. Петровским, А.В. Рос-

сохиным, И.Н. Семеновым, Е.Б. Ста-ровойтенко, В.Д. Шадриковым, выделил инновационные направления исследований рефлексивности, обрисовал формы межкафедрального, межуниверситетского и межинституционального сотрудничества в изучении рефлексии. Игорь Никитович Семенов, подлинный эксперт в области философии и психологии рефлексии, в очередной раз показал нам, что значит рефлексия в ее смыс-лополагающем значении; на «визитной карточке», присмотревшись, мы могли бы прочитать: «рефлексия и научная жизнь».

Алла Константиновна Болотова, человек, трудами которой создавался факультет, повествует в журнале о «мистическом триединстве Пространства, Времени и Истоков становления нашего факультета». «Все это непостижимое для меня и в чем-то мистическое триединство, — пишет Алла Константиновна, — оказывается каким-то невидимым образом связанным со сферой моих научных интересов — с психологией времени. Так возникает замысел статьи о времени и пространстве межличностных отношений». Обратившись к Алле Константиновне лично, я бы сказал, что мне не кажется это «триединство» мистичным. Кто как не Алла Константиновна на своем личном опыте знает, что есть время в пространстве межличностных отношений, когда приходится именно строить жизнь не только свою (или близких), но также жизнь целой организации, включающей в себя пространства жизни многих людей, притом далеко не всегда «близких», а то и весьма далеких по духу. Мне кажется, уходят в прошлое годы,

Десятилетие факультета: «Визитные карточки»

19

когда казалось вполне справедливой шутка, будто каждый психолог занимается тем, чего лично у него мало или вовсе нет (кто-то неэмоциональный исследует эмоции, а кто-то, извините, — мышление и т.п.). Мне кажется, сегодня психологи, «тема-тизируя» свою научную жизнь, все чаще озабочены тем, что им дорого лично в себе; на иное просто времени нет... Однако же, согласимся, есть что-то в этом посыле интригующее своей новизной! Действительно, что видим мы на визитной карточке кафедры общей психологии? Идею общности («триединства») пространства, времени и межличностных отношений! Особый абрис общей психологии как науки...

Кафедра психологии личности предлагает персонологическую «визитную карточку». Развиваемая на кафедре общая персонология (наука личности, наука о личности, наука во имя личности) представляет собой опыт синтеза теории, практики, герменевтики, искусства самопостижения и самополагания. Небольшой экскурс в кафедральную жизнь, представленный на страницах журнала, служит иллюстрацией тому, что так ценится персонологами как исследователями и практиками: искусство жить! Сотрудники кафедры делятся сокровенным, отвечая на вопросы интервью, где первый вопрос созвучен песенному: «С чего начинается кафедра?» Вы помните, в перестроечные годы была популярна фраза: «Не надо принимать решение с голоса!» Будет неправильным решить для себя, что значит это слово «персонология» с голоса, одна-

ко, кто они — персонологи, — с голоса понять можно... Прислушайтесь!

Организационные психологи очередной раз показали всем, что такое настоящий тайм-менеджмент: ни одной минуты потерянного читателем времени, ни одного лишнего слова, зато каждое произнесенное ими — на вес золота. Дары кафедры — бесценны. Шутка ли: новые принципы организации работы! Новая логика жизни!! К примеру: «Проснулся в понедельник, чтобы во вторник пойти на работу, но в среду я узнал, что в четверг будет дождь, и тогда в пятницу я подумал: зачем идти работать в субботу, если в воскресенье выходной?» Позвольте же и нам, сотрудникам журнала, принять к исполнению Ваши рекомендации, дорогой Владимир Артурович! Но если серьезно, «визитная карточка» кафедры — вся многосложная жизнь факультета, 10-летие которой мы празднуем, само построение нашей жизни, немыслимое без дирижерской палочки в руках опытных профессионалов. «Организационщики», прежде всего, — люди действия, а не только разговоров о том, «как это делается...».

Есть совсем молодые кафедры и лаборатории, юбилейное 10-летие которых еще впереди. Мы попросили их руководителей поделиться своими воспоминаниями о десятилетнем будущем...

А первое слово в специальном выпуске журнала, посвященном 10-летию факультета, предоставлено его бессменному научному руководителю и создателю, академику РАО Владимиру Дмитриевичу Шадрикову.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.