Научная статья на тему 'Десять вопросов, ответов и правил для студента-экономиста, изучающего профессиональный английский язык'

Десять вопросов, ответов и правил для студента-экономиста, изучающего профессиональный английский язык Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ENGLISH LANGUAGE / ИЗУЧЕНИЕ / STUDYING / ПРАВИЛА / RULES / ЭКОНОМИСТ / ECONOMIST / ПРОЕКТ / PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звягинцева Е.П.

В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с изучение иностранного языка и развитием иноязычных профессиональных компетенций, востребованных в современной экономике. Автор делится своими наблюдениями и дает советы будущим экономистам по более грамотной и эффективной организации учебной деятельности в рамках изучаемой дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEN QUESTIONS, ANSWERS AND RULES FOR UNDERGRADUATES-IN-ECONOMICS WHO STUDIES PROFESSIONAL ENGLISH

The article is devoted to the analysis of major problems that arise in the process of foreign language studying as well as developing professional language competences demanded in contemporary economy. The author shares her surveys and findings and gives advice to prospective economists in order to help them organize training activity of studying English more correctly and effectively.

Текст научной работы на тему «Десять вопросов, ответов и правил для студента-экономиста, изучающего профессиональный английский язык»

УДК 811.111-26

ДЕСЯТЬ ВОПРОСОВ, ОТВЕТОВ И ПРАВИЛ ДЛЯ СТУДЕНТА-ЭКОНОМИСТА, ИЗУЧАЮЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Звягинцева Е. П., канд. педагогических наук, доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет),

г. Москва, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с изучение иностранного языка и развитием иноязычных профессиональных компетенций, востребованных в современной экономике. Автор делится своими наблюдениями и дает советы будущим экономистам по более грамотной и эффективной организации учебной деятельности в рамках изучаемой дисциплины.

Ключевые слова: иностранный язык; английский язык; изучение; правила; экономист; проект.

TEN QUESTIONS, ANSWERS AND RULES FOR UNDERGRADUATES-IN-ECONOMICS WHO STUDIES PROFESSIONAL ENGLISH

Zvyagintseva E. P., Cand. of Sciences (in Pedagogy), associate professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract. The article is devoted to the analysis of major problems that arise in the process of foreign language studying as well as developing professional language competences demanded in contemporary economy. The author shares her surveys and findings and gives advice to prospective economists in order to help them organize training activity of studying English more correctly and effectively.

Key words: foreign language; English language; studying; rules; economist; project.

На современном этапе развития общества уже невозможно отрицать тот факт, что экономика стала взаимозависимой, а технологи распространяются по свету буквально со скоростью передачи цифровой информации через интернет-каналы. Политические и социальные взаимоотношения вносят лепту в процессы построения различных сообществ и в единое мировое полотно в целом. Таким образом, человек настоящего и будущего должен владеть языковыми знаниями, чтобы уметь общаться с представителями различных культур, научных сообществ, технологических кластеров,

образовательных систем, экономических и финансовых центов. Следует признать, что на современном этапе глобализации экономической, научной, культурной жизни общества английский язык стал основным средством международного общения. Практически все выпускники вуза понимают, что без знания языка бриттов и саксов довольно трудно найти в настоящее время высокооплачиваемую работу, а в международных компаниях вообще немыслимо пройти собеседование, если уровень владения английским ниже В1 по шкале Общеевропейских компетенций владения

иностранным языком (это пороговый уровень). Можно ли достичь хороших результатов в области изучения английского языка за время обучения в вузе

и как это сделать? Многолетняя практика автора показывает, что, используя 10 вопросительных слов и ответив всего на 10 вопросов, привычных и знакомых каждому со школьной скамьи, можно сформулировать 10 главных правил, способных помочь студенту даже со средними языковыми способностями в достижении цели, а именно -иноязычное общение на профессиональные темы, возможности более стремительного карьерного роста, желание зарабатывать больше, развиваться в конце концов. Каковы же эти вопросы и что дают ответы на них?

■ Вопрос первый: Какой, чей (язык)?

Возможно, кто-то не знает, но в иноязычном обучении существуют разные виды языков. Например, в английском языке есть General English, English for Special Purposes, Professional English, Business English и еще много-много других его разновидностей. В любом случае, начинать нужно с изучения общего английского (General English), а уже потом двигаться дальше и все больше углубляться именно в ту сферу профессиональной деятельности, которая поможет в развитии как языковых, так и профессиональных навыков. Для кого-то это будет деловой английский (умение вести переписку на языке, общаться по телефону, беседовать с клиентами, уметь рассказывать о сфере своих

профессиональных обязанностей и интересов, вести переговоры о поставках, условиях, сроках, оформлять несложные транзакции и т.д.), а кому-то нужно будет учить финансовый английский, чтобы оперировать понятиями в сфере бухучета, налоговых вопросах, банковской деятельности, работать на бирже и т.д. Поэтому именно во время обучения в вузе остро встает вопрос: какое направление иноязычной подготовки выбрать, чтобы потом не наверстывать упущенное время на рабочем месте и не кусать локти.

Кроме того, разновидностей английского языка бывает много не только по сферам деятельности, но и по их локальному распространению (американский, британский, австралийский английский). Вы, наверное, уже сталкивались с тем, что спеллинг одного и того же слова (его написание и произношение) может отличаться в разных странах друг от друга. Например, слово «акция» в Америки называется a stock, а в Британии - а share, словосочетание «налог на прибыль» - income tax и corporation tax соответственно. Чтобы в будущем грамотно оперировать понятиями в рамках профессиональной деятельности, стоит определиться на этапе выбора варианта английского языка, хотя порой бывает сложно угадать, какой конкретно вам может пригодиться. Конечно, беспроигрышный вариант - учить British English (классический британский английский). На его основе потом легче пойдет (по мере надобности) изучение американского (если вы планируете поехать в США по программе академической мобильности), австралийского английского (если планируете работать в «Большой четверке» и уехать на континент кенгуру по программе "Secondment" - двухгодичного обмена сотрудниками фирмы) и т.д.

Правило первое: Понимание типологии и учет локации иностранного языка.

■ Вопрос второй: Зачем (учить) ?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно создать для себя Цель Целей. Для этого лучше всего подойдет разработанная учеными-практиками технология под названием SMART, которая включает в себя описание нужных целей:

Specific — конкретная;

Measurable — измеримая;

Attainable — достижимая;

Relevant — значимая;

Time-bounded — определенная временными рамками.

Психологи, в дополнении к поставленной цели, советуют использовать метод визуализации, поэтому свою цель вы можете представить в виде паззла желаний, который состоит из картинок, отражающих вашу конечную амбициозную Цель (директор

собственной корпорации, представитель российской стороны в крупном проекте, дом на Виргинских островах и т.д.).

Чтобы придуманную Цель максимально приблизить, мало мечтать и медитировать перед картой желаний, надо засучить рукава и настраиваться на хорошую производительность труда, при этом, не забывая про свои человеко-часы в этом проекте.

Правило второе: Целеполагание как основа.

■ Вопрос третий: Как долго (учить)?

Процесс постижения иностранного языка тернист

и долог, и не верьте данайцам, кто обещает подарить вам уникальную методику и обучить вас неродному языку за 3 недели. Для постижения «стратегий выживания» за границей этого времени, может быть, и достаточно, но для того, чтобы овладеть всеми четырьмя видами иноязычной речи (чтение, говорение, аудирование, письмо), потребуются годы. И это самый печальный факт: проект под названием «Английский язык» может продолжаться всю жизнь, и как только вы перестаете им заниматься (читать, смотреть фильмы, общаться, переписываться на иностранном языке и т.д.), вы его теряете и забываете. В результате, как только в вашей жизни возникнет резкий спрос на английский язык, вам придется начинать почти все заново. Из этого делаем вывод: умение поддерживать мотивацию к изучению неродного языка происходит через формирование эмоционально-положительного отношения к данному виду учебной деятельности на долгосрочной основе. Грамотное стимулирование активности во время занятия иностранным языком и умелое использование психических процессов (внимания, мышления, памяти, формулирование мыслей средствами языка) наряду с четко поставленными целями, мотивами, желаниями, интересами может ускорить этот процесс. А это уже зависит от вас самих.

Правило третье: Активно учить язык несколько лет, а потом совершенствовать его всю жизнь.

■ Вопрос четвертый: Что (необходимо) ?

Экономисты знают, что в управленческом учете

планирование немыслимо без SWOT-анализа. Он включает в себя 4 части, состоящих из букв S+W+O+T,

где S (strengths) - сильные стороны, способные выполнять роль локомотива и двигать студента в направлении цели,

W (Weaknesses) - слабые стороны, вызывающие торможение на пути к цели,

O (Opportunities) - возможности, которые можно и нужно использовать для того, чтобы совершенствовать и оттачивать свои знания, двигаясь к желаемому уровню владения иностранным языком,

T (Threats) - угрозы, стоящие на пути к заветной цели.

Главное, ради чего и затевается этот SWOT-анализ в процессе изучения неродного языка, -объективно определить все плюсы и минусы, способные как подтолкнуть, так и затормозить ваше иноязычное развитие. Преподаватель английского в вузе, репетитор, друзья, коллеги (для работающих студентов) помогут более объективно оценить все четыре буквы в процессе анализа (S+W+O+T), хотя нужно быть готовым к достаточно жестким замечаниям и выводам. В итоге можно будет определить стратегию развития сильных сторон, уход (или минимизацию) от слабых конструктов в этой пирамиде, оптимально использовать все возможности, которые дает вуз, Интернет, личное общение с иностранцами, а также стороной обходить возможные угрозы (как внешнего, так и внутреннего характера), включая свою лень и более привлекательные занятия, чем зубрежка английского (а без нее никак не обойтись, ибо самоменеджмент в изучении иностранного - ваше главное орудие производства по добыче знаний!). Средства производства, материальные активы подвержены амортизации, а в иностранном языке они просто отмирают без надобности и их придется «списывать», а потом создавать заново, увы.

Правило четвертое: Грамотный SWOT-анализ.

■ Вопрос пятый: Кто (учитель)?

Мудрецы говорят: «Когда ученик готов, появляется учитель». Вы сами почувствуете, когда придет это время. Лучше, конечно, поймать этот момент на ранних этапах обучения в вузе, чтобы оставалось время «для разбега» и плотного, продуктивного общения с целью получения максимального объема знаний в концентрированной форме и (по возможности) за короткий срок. Таким Учителем не обязательно должен стать ваш преподаватель по иностранному языку в вузе, это может быть и проверенный годами практики и с массой положительных рекомендаций репетитор, преподаватель с курсов, языковых школ, а также ваш научный руководитель, спикер с конференции, чья речь вас задела и восхитила, человек-практик с хорошими знаниями специфичных сегментов экономики, которая вам понадобится в ближайшее после окончания вуза время. Главное, чтобы вы почувствовали эмпатию и видели объективный профессионализм своего Учителя.

Правило пятое: Нужен не просто учитель, а Наставник.

■ Вопрос шестой: Где (учить) ?

Ответ на этот вопрос прост, как дважды-два: везде и при любой возможности! Едете в транспорте -

учите слова на карточках-заготовках, описывайте про себя все и всех, кого видите вокруг, «проматывайте» в голове на английском все события дня, прежде чем заснуть, не стесняйтесь подходить на улице к иностранцам, испуганно озирающимся: вы им помощь - они вам бесплатное общение, а, возможно, и знакомство с последующей регулярной практикой и визитами друг к другу. Хорошего экономиста отличает возможность использовать все средства для достижения поставленной цели с максимальной выгодой и минимальными издержками. Даже в критических условиях. Главное, помнить: кто хочет, ищет способ выполнения, кто не хочет, ищет причину не делать. В моей группе в годы обучения в вузе был парень, значительно старше нас, но который знал английский безупречно и повергал нас в шок своим богатым лексическим запасом. Секрет его глубочайших знаний заключался в том, что он много лет прожил в тайге со староверами, и когда проселочные дороги размывало весной и осенью, он был отрезан от мира, и его единственным развлечением было прослушивание американских радиопередач. «Добирая» теоретические знания по учебникам, он через аудирование «раскачал» свой речевой аппарат просто блестяще. А потом приезжал на сессию летом и зимой (когда дороги были уже проходимы) и сдавал все предметы на отлично. У вас, людей со всеми благами человечества на расстоянии вытянутой руки и на кончиках пальцев, просто нет права говорить о трудностях в постижении иностранного языка.

Правило шестое: Учить здесь и сейчас, в любой точке пространства.

■ Вопрос седьмой: Когда (заниматься)?

Человеческая психика и физиология устроены так,

что им не хочется выходить из зоны комфорта, поэтому мозг в сговоре с телом начинает убеждать своего владельца, что у него нет способностей к иностранному языку, что он устал / возбужден / голоден / переел / опоздал / и далее по списку. Мозго-тело постоянно будет отговаривать и придумывать массу уловок и оправданий, лишь бы не напрягаться. Боритесь с ленью! Она - основной враг на пути овладения английским (и не только). Деятельность, активность, самодисциплина (или поиск хорошего «сержанта» с дубиной как альтернатива) должны войти в привычку, стать спичкой радости, от которой возгорится костер навыков и умений, а со временем и языковых компетенций (но это уже тема другого разговора).

Правило седьмое: Самодисциплина = постоянная и методичная работа.

■ Вопрос восьмой: Сколько (готов потратить) и чем (готов платить)?

Многих в изучении иностранного языка отпугивает вопрос цены: на курсы, стажировку за границей или репетитора нет денег. Если вопрос действительно упирается только в это - решите его! Вы же будущий экономист, значит, должны уметь либо создать бартерную систему и обменять что-то (например, свои знания в области бухучета на хорошие знания английского у своего одногруппника или соседа по общежитию), либо продать что-то (например, свои знания по математики - школьникам, чьи родители не хотят или не могут сами эти знания передать детям). Экономистам проще применить на практике теоретические знания в области прироста капитала (а знания - это капитал, изучение иностранных языков - отличная инвестиция в будущее), так воспользуйтесь этим, затраты оправдают себя со временем, и не раз! ВУЗы тоже иногда предлагают дополнительные и бесплатные возможности развивать свой языковой потенциал: ходите на лекции иностранных приглашенных преподавателей, пользуйтесь библиотечным арсеналом на английском (масса полнотекстовых материалов англоязычных вузов и издательств есть в наличии по подписке, стоит только зарегистрироваться в медиатеке и ... удаленный доступ вам в помощь!), записывайтесь на факультативы по английскому или курсы по выбору, участвуйте в конкурсах кейс-стади. Есть масса возможностей, была бы мотивация.

Если решена проблема с монетарной стороной данного вопроса, подумайте и честно ответьте на вопрос: чем вы готовы пожертвовать ради изучения английского? Походом на вечеринку (всем там будет весело, а вы должны сидеть и делать презентацию на английском)? Застольными разговорами по пустякам, болтовней по телефону часами (этим в большей степени грешат девушки)? Шопингом (опять девушки)? В конце концов сном? Но нормальному мозго-телу хватит в молодом возрасте 6-7 часов на восстановление, остальное посвящаем учебе и изучению языков! Деньги и время у хорошего экономиста должны всегда работать и приносить дивиденды!

Правило восьмое: Инвестиции в интеллект - самое выгодное вложение.

■ Вопрос девятый: Как (извлекать выгоды)?

Будущий экономист должен уметь извлекать

выгоды из всего. Какой профит сулит знание иностранного языка? От маленьких доходов (перевел аннотацию для статьи одногруппнику за шоколадку) до приличного заработка (репетиторские занятия на старших курсах с вузовскими новичками или двоечниками). Со временем знания иностранного будут приносить все большие прибыли: продвижение по службе, рост дохода, общение с коллегами из-за рубежа в совместных проектах, просто масса экономии во время поездок за границу, потому что больше других можно сэкономить и лучше других можно ориентироваться в море информации на английском (а вся важная информация дублируется именно на этом языке международного общения).

Правило девятое: От маленьких выгод - к большой прибыли.

■ Вопрос десятый: Кому (передать) ?

Нет ничего лучше в изучении неродного языка, чем объяснять другому то, что сам только что выучил. Сразу масса белых пятен проявляется. Они требуют устранения. А это - дополнительный мотиватор для того, чтобы узнавать больше, двигаться дальше. Кроме того, это хорошо активизирует системный подход, будит когнитивные способности от спячки. А гордость и осознание того, что первые неуверенные фразы на чужом языке становятся все более быстропроизносимыми, складными, со временем превращаясь в поток, в фонтан речи! Не зря же во многих американских фильмах самый крутой кадр -довольное лицо героя, характерный жест и фраза "I've done it!" (Я сделал это!). Это поистине удовольствие -подставить свое плечо другому, еще неопытному новичку на этом пути, и пойти вместе по дороге знаний.

Правило десятое: Из ученика - в учителя.

Подводя итог вопросно-ответным формам, можно сделать вывод, который заключается в нескольких словах: в иноязычном образовании человек сам себе и друг, и враг. А практика показывает, что с собой лучше дружить, хвалить, инвестировать в себя, а уж результаты этой благой деятельности и доходы не заставят себя ждать. Проверено практикой!

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.