ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2019. № 4
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
H.В. Громова
ДЕСТРУКЦИЯ СИСТЕМЫ ИМЕННЫХ
СОГЛАСОВАТЕЛЬНЫХ КЛАССОВ В ЯЗЫКАХ БАНТУ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
119991, Москва, Ленинские горы, 1
В статье рассматриваются нарушения основной типологической черты языков банту - системы именных классов. Деструкция этой системы проявляется в редукции инвентаря именных классов, унификации средств выражения множественного числа и тенденции перехода от классного формально-числового согласования к новой парадигме семантического согласования, основанной на оппозиции двух признаков - одушевленность/неодушевленность. Приводится иллюстративный материал крупных межэтнических и миноритарных внутриэтнических языков банту.
Ключевые слова: языки банту; именные классы; редукция; плюральность; семантическое согласование.
I.0. Как известно, определяющей чертой грамматической структуры языков банту является наличие системы именных согласовательных классов, проявляющейся в формальном классно-числовом согласовании имени существительного с зависящими от него частями речи (глагол, все типы местоимений, прилагательное и числительное). Это устойчивая система средств обязательной выраженности классного нормативного согласования. Хрестоматийные примеры продемонстрируют классическое согласование в двух этнических языках Танзании, расположенных в разных регионах и имеющих разное количество носителей языка. Это миноритарный язык манда (N.11) на юго-западе страны с численностью говорящих всего 43115 человек1:
Громова Нелли Владимировна - доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой африканистики ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: gromova@ iaas.msu.ru).
1 Данные о численности носителей языка приводятся по: Atlasi ya lugha za Tanzania. Mradi wa lugha za Tanzania. СМо Kikuu cha Dar es Salaam. 2009 (Атлас языков Танзании. Проект по изучению языков Танзании. Дар-эс-Саламский университет. 2009).
Litunda langu lela liyili koki?
Litunda l angu l ela li yili
5cl фрукт 5cl мой 5cl тот 5cl находиться где Где находится тот мой фрукт?
Второй язык джита (E.25) локализуется на северо-востоке и численность носителей языка достигает 364 889 человек:
Jinjira jindi jinyirafuru ni ja kisi
Jinjira ji ndi ji nyirafuru ni j a kisi
10cl дорога 10cl другой 10cl черный есть 10cl Poss красота
Другие черные дороги красивы.
Подобные примеры стройной системы согласования встречаются во многих банту, в том числе и в межэтническом языке суахили:
Vitu vyangu vikubwa vile vimevunjika
Vitu vy angu vi kubwa vi le vi me vunjika
8cl вещь 8cl мой 8cl большой 8cl тот 8cl Prf ломаться
Те мои большие вещи сломались.
Такой тип согласования с тождественным морфемным цитированием или согласование с морфо-фонетическими алломорфами маркеров-показателей класса при соблюдении формального классно-числового признака (часто называют бантуским каноном), можно обнаружить во многих языках банту. Однако в ряде современных языков банту наблюдается определенное движение языковой нормы в сторону деструкции этой грамматической бантуской нормы.
1.1. Тенденция к размыванию четких согласовательных норм более ярко проявляется в межэтнических языках, которые демонстрируют как типичные виды согласования, так и значительные отступления от регулярных норм. К языкам такого типа относятся языки, обслуживающие более чем один этнос. При этом территория их распространения не зависит от государственных или административных границ. Начнем с рассмотрения нарушений и сдвигов в системе именных согласовательных классов в межэтнических языках суахили, лингала и китуба.
Язык суахили (G.42) распространен на обширной территории восточной и центральной Африки, является государственным или
одним из государственных/официальных языков в Танзании, Кении, Уганде и Конго (ДРК). По некоторым данным, численность носителей языка суахили как первого, так и используемого в качестве второго и третьего, достигает 200 млн человек.
Язык лингала (С.36ф распространен на обширной территории практически всей центральной Африки. На нем говорят народы, населяющие обе республики Конго и соседние районы ЦАР, Габона, Анголы и Судана. Этнической группы, для которой лингала являлся бы родным языком, не существует. Численность говорящих на нем превышает 10 миллионов человек. Лингала - один из официальных языков в Республике Конго и Демократической Республике Конго.
Язык китуба (монокутуба, Н.16) является средством коммуникации в центральной Африке, в обеих республиках Конго и имеет статус официального языка. Численность говорящих на нем составляет примерно пять с половиной миллионов человек.
2.1. Прежде всего нарушения обнаруживаются в системе именной классификации. Так, в языке суахили исчез ряд классов, постулируемых для прабанту: нет классов 1а/2а и 9а, оценочные диминутивные классы (12, 13, 19) поглощены 7/8 классом, классы с аугментативной семантикой (20, 21, 22) включены в состав 5/6 классов, 14 класс с абстрактным значением объединен в суахили с 11 классом. Таким образом, из 22 прабантуских классов в суахили представлены 15 классов.
В языке лингала выделяют 12 именных классов и 2 подкласса2. По числовому признаку классы образуют бинарные оппозиции 1/2, 3/4, 5/6, 7/8, однако реально корреляция классов намного сложнее. В языке лингала представлены разнообразные формы асимметрии сингулярных и плюральных классов.
В языке китуба3 есть 1а класс (которого нет в суахили и лингала), но исчезли классы 10, 12, 13, а также локативные классы 16-18 и оценочные 19-22. Язык китуба, имеющий более низкий социальный статус и престиж по сравнению с суахили и лингала, сохранил архаический бантуский строй в большем объеме, хотя, возможно, и здесь сказывается доминирующее воздействие более крупного межэтнического языка в бассейне Конго - языка лингала.
Именные классы нечетного ряда выражают, как правило, единственное число, классы четного ряда - множественное. Такая пар-
2 См.: Топорова И.Н. Грамматика языка лингала. М., 1994. С. 36.
3 Stucky S.U. How a noun class system may be lost: evidence from Kituba (Lingua franca Kikongo) // Studies in the linguistic sciences. Vol. 8. 1978. № 1. P. 216-233.
ность классов это идеальная система, в которой серии сингулярных и плюральных классов должны быть изоморфны. Так, М. Гасри подобные двухклассные серии предлагает называть родами (genders)4. Однако языки банту обнаруживают в этом отношении значительное разнообразие по степени диспропорции между сингулярными и плюральными классами. При этом такая диспропорция зависит не только от наличия немногочисленного подкласса существительных типа singularia tantum и pluralia tantum в составе того или иного класса, но и от деформации классной системы, вызванной общим упрощением грамматической системы языка под воздействием контактирующих языков разного социального статуса и разного престижа.
2.2. В современных межэтнических языках суахили, лингала и китуба четко прослеживается тенденция к уменьшению количества плюральных именных классов, а также унификация выражения плюральности с помощью ограниченного набора префиксов-показателей множественного числа.
Так, для всех языков банту корреляция 5 и 6 класса (с префиксом ma-) является регулярной. В то же время префикс ma- берет на себя функцию плюрализатора и для ряда других классов, например: в языке суахили 6 класс < 5 класс (tunda/matunda 'фрукт/фрукты'), 6 класс < 9 класс (babu/mababu 'дед/деды'), 6 класс < 11 класс (ugon-jwa/magonjwa 'болезнь/болезни'), в языке зулу 6 класс < 5 класс (ilanga/amalanga 'солнце/солнца'), 6 класс < 9 класс (inkosana/ama-kosana), в языке руанда 6 класс < 5 класс (izuru/amazuru 'нос/носы'), 6 класс < 9a класс (ibaruwa/amabaruwa 'письмо/письма'), в языке лингала 6 класс < 5 класс (libela/mabela 'колодец/колодцы'), 6 класс < 9 класс (mboka/mamboka 'город/города') и др. В целом, 6 класс наряду с регулярной корреляцией образует большое количество (13!) нерегулярных корреляций по числовому и оценочному признакам5.
Процесс нивелировки плюральности в ряде языков банту значительно продвинулся. Речь идет о центральноафриканских бантуских языках лингала, китуба (монокутуба), аква и других, которые в качестве плюрализатора выбирают префикс 2 класса ba-. Так, например, в китуба6 с помощью префикса ba- образуется множественное число существительных 1 класса (muntu/bantu 'человек/люди'),
4 GuthrieM. Gender, number and person in Bantu languages // BSOAS. Vol. 12. 1948. № 3-4; Guthrie M. The classification of the Bantu languages. Oxford, 1948.
5 См.: Аксенова И.С., Топорова И.Н. Введение в бантуистику. Имя. Глагол. М., 1990. С. 56.
6 Stucky S.U. How a noun class system may be lost: evidence from Kituba (Lingua franca Kikongo) // Studies in the linguistic sciences. Vol. 8. 1978. № 1. P. 216-233.
1а класса (шаша/Ьашаша 'мать/матери'), 3 класса (т'шпёа/ттда/ Ьат'шпёа 'свет/много света'), 5 класса (д1Ье1е/шаЬе1е/ЬаЬе1е 'грудь/ груди'), 9 класса (шЬи1и/ЬашЬи1и 'шакал/шакалы'), 11 класса (1иза-^и/Ьа^а^и 'помощь/помощи'), 13 класса (капШ/ЬакапШ 'нож/ ножи'), 14 класса (Ь'а1а/ЬаЬ'а1а 'деревня/деревни').
Таким образом, «несимметричность сингулярных и плюральных форм в языках с именными классами - явление обычное, однако здесь мы видим тенденцию к стандартному и единообразному выражению плюральности, и такая тенденция наносит сильнейший удар по стройности классной системы, а тем самым и по ее существованию»7.
3.1. Еще одним ударом по «стройности классной системы» является ее деструкция на синтаксическом уровне, которая обнаруживается при реализации категории одушевленности/неодушевленности. Такая именная категория, по мнению одних исследователей8, возникла недавно. Существует и иная точка зрения, согласно которой семантическая оппозиция по признаку одушевленности/неодушевленности с канонизацией показателей 1/2 классов «людей» была маркирована уже в прабантуском состоянии9. Парадигма этой категории состоит в том, что глагольное субъектно-объектное, адъективное, местоименное и нумеративное согласование по формальному признаку классно-числовой принадлежности «одушевленного» существительного заменяется согласованием на семантических основаниях. Такой категорией наделены номинации биологических объектов (лица/личности и другие живые существа), представленные именами 1/2 классов «людей» и 9/10 классов «животных», а также другими одушевленными именами, которые можно обнаружить в составе любого предметного класса.
По мнению ряда исследователей, во внутриэтнических языках, сохраняющих архаичный бантуский строй в самой яркой типологической особенности, т.е. системе согласования, такие процессы недопустимы10, например, в языке курия (Е.43):
7 Виноградов В.А. Число и класс на фоне определенности // Проблемы изучения языков Африки. Материалы конференции, посвященной 30-летию отдела африканских языков. М., 1995. С. 32.
8 См.: Ольдерогге Д.А. Определение времени и пространства в языках банту (локативные классы) // Памяти В.Г. Богораза. М.; Л., 1937. С. 368.
9 Meeussen A.E. Bantu grammatical reconstruction // Africana lingüistica III. Tervuren, 1967. P. 97; Виноградов В.А. Именные классы и местоимения в бамилеке // Морфонология и морфология именных классов в языках банту. М., 1979. С. 113.
10 См.: ТопороваИ.Н. Указ. соч. С. 85.
Egetoko egeke gekagamba iga
Egetoko ege ke ge ka gamba iga
7cl заяц 7cl маленький 7cl Nar говорить так И маленький заяц сказал так11.
Тем не менее в этом же языке обнаруживаем определенные нарушения имманентного согласования по формально-числовому признаку и реализацию согласования по семантическому признаку:
Endoi akaita icitinyi
Endoi a ka ita icitinyi
9cl лев 1cl 3Sg Nar убивать 8cl звери Лев убивал зверей12.
3.2. В других языках банту, в том числе языках внутриэтниче-ского статуса, например, в языке лугуру (G.35), наблюдаются все этапы формирования категории одушевленности/неодушевленности, начиная от частичного нарушения согласования, где только субъектный и объектный маркеры глагола формально соотносятся с 1/2 классом «людей» при соблюдении формального адъективного и местоименного согласования до полного согласования по семан-
13
тическому признаку одушевленности13:
Ndembo nkolu gwene ngaatumbula kwalongelela
Ndembo n kolu gw ene nga a tumbula ku wa longelela
9cl слон 9cl большой 9cl сам Nar 3Sg начинать Inf 3РЮЪ|звать
Большой слон сам начал звать их.
Ng'onyo wose wasikitika mana manyasi gose ganyala
Ng'onyo w ose wa+Imp sikitika mana manyasi g ose ga+Imp nyala
10cl звери 2cl весь 3Pl печалиться 9cl причина 6cl трава 6cl весь 6cl сохнуть
Все звери печалятся, потому что вся трава сохнет.
3.3. В грамматической системе современного суахили согласование с учетом категории одушевленности/неодушевленности стало
11 См.: АксеноваИ.С., ТопороваИ.Н. Язык курия. М., 1994. С. 52-53.
12 Там же. С. 186.
13 См.: Громова Н.В., Урб М.Р. Влияние языка суахили на местные языки банту в современной Танзании // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2019. № 2. С. 20-34.
нормой, т.е. все одушевленные имена-контролеры согласования, а именно номинации людей и животных, независимо от их классной принадлежности, вызывают согласование зависимых слов по числовому признаку 1 или 2 классов:
Bwana amenunua kijakazi mpya na mbwa wawili
Bwana a me nunua kijakazi m pya na mbwa wa wili
5cl хозяин 3Sg Prf купить 7cl рабыня 1cl новый и 10cl собака 2cl два
Хозяин купил новую рабыню и двух собак.
При этом, однако, в отличие от лингала, множественное число одушевленных существительных образуется по нормам соответствующего класса: bwana (5 класс) > mabwana (6 класс), kijakazi (7 класс) > vijakazi (8 класс), mbwa (9 класс) > mbwa (10 класс).
В языке лингала основные отклонения от системы согласования проявляются в трех вариантах реализации числа в пределах одной согласовательной парадигмы: полное согласование, частичное нарушение и максимальное нарушение согласования, например, максимальный случай несогласованности:
Bikolo misusu bandimaki
Bikolo mi susu ba ndimaki
8cl народы 4cl другой 2cl 3Pl одобрять Prf
Другие народы одобрили.
При этом в синтагме происходит морфологическая манифестация одушевленных объектов разных классов префиксами 1/2 классов, т.е. замена исходного префикса класса или препрефиксация показателя 1/2 класса:
Bankosi bakufi
Ba n kosi ba kufi
2cl 9cl лев 2cl умирать Prf
Львы умерли.
В этом отношении язык лингала более «продвинут» по сравнению с суахили.
3.4. В грамматической системе современного суахили категория одушевленности/неодушевленности стала нормой. Тем не менее в парадигму согласования по семантическому признаку вовлекаются референты, не обладающие свойствами личности или другого живого существа. Как правило, такие референты представлены
как отдельными лексемами, так и именными посессивными словосочетаниями, предполагающими наличие значительного состава участников действия. Несмотря на классную рассогласованность составляющих, все же наблюдается семантическая когерентность в синтагме. При этом происходит семантическое согласование по признаку одушевленности и личности, тождественное нормам согласовательной системы плюрального 2 класса, независимо от формального признака классно-числовой принадлежности множественного актанта. В качестве маркера выступает сема множественности или совокупности.
Подлежащее (актант речевого высказывания), контролирующее согласование, может быть выражено однословными номинациями различных коллективных объединений, обладающими семантикой множественности, например:
Mbozi walimwita waziri
Mbozi wa li mw ita waziri
9cl (жители) Мбози 3Pl Pst 3SgObj звать 5cl министр
(Жители) Мбози (название деревни) пригласили министра.
Uongozi wa chama hawakuangalia
Uongozi wa chama ha wa ku angalia
11cl руководство 11cl Pos 7cl партия Neg 3Pl Pst быть внимательным
Руководство партии не было внимательным.
Выбор плюрального показателя wa- нельзя объяснить влиянием младописьменных языков центральной зоны, с которыми суахили не имеет достаточно активных контактов. Скорее всего, это влияние английского языка. Собирательно-коллективные существительные английского языка типа family, committee, team могут сочетаться с глагольным сказуемым во множественном числе.
4. Выбор префикса 6 класса ma- как маркера множественного числа ряда классов во многих языках банту юго-восточной зоны (суахили, зулу, ганда, кикуйю и др.) диктуется, скорее всего, его исходной семантикой собирательной множественности, т.е. pluralia tantum14. В ряде других языков центрального ареала (лингала,
14 См.: Громова Н.В. Нейтрализация категории класса во множественном числе в языках банту // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1981. № 3. С. 69-74.
лелеми, киконго, китуба и др.) в качестве единообразного плюра-лизатора выбирается префикс 2 класса ba-, исконный для класса лиц, «в противоположность размытым и плохо структурированным неодушевленным классам»15. В последнее время и суахили также использует плюральный показатель 2 класса wa- в определенных контекстах.
Таким образом, приведенные примеры свидетельствуют об изменении контура согласовательных классов в сторону бинаризации классной системы с редукцией классов множественного числа, что в плане содержания выражает противопоставление многочисленных классов единичности и одного-двух классов с единообразными плюральными маркерами. Наблюдается также замена многочленной и сложной парадигмы согласования другой парадигмой, основанной на семантической оппозиции по двум признакам одушевленности/ неодушевленности. При этом такая языковая структура вовлекает в свою орбиту не только одушевленные существа, но и номинации различных коллективных организаций. Сложная система формального классно-числового согласования в языках банту деформируется в сторону семантического согласования.
Список сокращений:
3 - третье лицо; cl - именной класс; Imp - имперфект; Inf - инфинитив; Nar - нарратив; Neg - отрицательный формант; Obj -объектный показатель; Pl - множественное число; Pos - посессив; Prf - перфект; Pst - прошедшее время; Sg - единственное число.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова И.С., Топорова И.Н. Введение в бантуистику. Имя. Глагол. М., 1990.
2. Аксенова И.С., Топорова И.Н. Язык курия. М., 1994.
3. Виноградов В.А. Именные категории в языках Африки // Основы африканского языкознания. Именные категории. М., 1997.
4. Виноградов В.А. Число и класс на фоне определенности // Проблемы изучения языков Африки. Материалы конференции, посвященной 30-летию отдела африканских языков. М., 1995.
5. Виноградов В.А. Именные классы и местоимения в бамилеке // Морфонология и морфология именных классов в языках банту. М., 1979.
6. Громова Н.В. Нейтрализация категории класса во множественном числе в языках банту // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1981. № 3.
15 Виноградов В.А. Именные категории в языках Африки // Основы африканского языкознания. Именные категории. М., 1997. С. 20.
7. Громова Н.В., Урб М.Р. Влияние языка суахили на местные языки банту в современной Танзании // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2019. № 2.
8. Ольдерогге Д.А. Определение времени и пространства в языках банту (локативные классы) // Памяти В.Г. Богораза. М.; Л.,1937.
9. Топорова И.Н. Грамматика языка лингала. М., 1994.
10. Atlasi ya lugha za Tanzania. Mradi wa lugha za Tanzania. Chuo Kikuu cha Dar es Salaam. 2009.
11. GuthrieM. Gender, number and person in Bantu languages // BSOAS, vol. 12, № 3-4. 1948.
12. Guthrie M. The classification of the Bantu languages. Oxford, 1948.
13. Meeussen A.E. Bantu grammatical reconstruction // Africana linguistica III, Tervuren, 1967.
14. Stucky S.U. How a noun class system may be lost: evidence from Kituba (Lingua franca Kikongo) // Studies in the linguistic sciences. Vol. 8. 1978. № 1.
Nelly V. Gromova
THE DESTRUCTION OF THE SYSTEM OF NOMINAL AGREEMENT CLASSES IN THE BANTU LANGUAGES
Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow,19991
The article deals with violations of the basic typological features of the Bantu languages - the system of nominal classes. The destruction of this system is manifested in the reduction of the inventory of noun classes, unification of methods of expressing the plural and trends of transition from formal-numerical agreement to a new paradigm of the semantic agreement based on the opposition of two signs -animation/inanimation. There are illustrations from extra-ethnic and intra-ethnic minority Bantu languages.
Key words: Bantu languages; nominal classes; reduction; plurality; semantic agreement.
About the authors: Nelly V. Gromova - D.Sc. (Philology), Professor, Head of the Department of African Studies, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: [email protected]).
REFERENCES
1. Aksenova I.S., Toporova I.N. Vvedenie v bantuistiku. Imja. Glagol. M., Nauka, 1990.
2. Aksenova I.S., Toporova I.N. Jazyk kurija. M., Vostochnaja literatura RAN, 1994.
3. Vinogradov V.A. Imennye kategorii v jazykah Afriki. Osnovy afrikanskogo jazy-koznanija. Imennye kategorii. M., Aspent Press, 1997.
4. Vinogradov V.A. Chislo i klass na fone opredelennosti. Problemy izuchenijajazykov Afriki. Materialy konferencii, posvjashhennoj 30-letiju otdela afrikanskih jazykov. M., 1995.
5. Vinogradov V.A. Imennye klassy i mestoimenija v bamileke. Morfonologija i mor-fologija imennyh klassov v jazykah bantu. M., 1979.
6. Gromova N.V. Nejtralizacija kategorii klassa vo mnozhestvennom chisle v jazykah bantu. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Serija 13. Vostokovedenie. 1981. № 3.
7. Gromova N.V., Urb M.R. Vlijanie jazyka suahili na mestnye jazyki bantu v sovre-mennoj Tanzanii. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Serija 13. Vostokovedenie. 2019. № 2.
8. Ol'derogge D.A. Opredelenie vremeni i prostranstva v jazykah bantu (lokativnye klassy). Pamjati V.G. Bogoraza. M.; L., 1937.
9. Toporova I.N. Grammatika jazyka lingala. M., Pomovskij i partnery, 1994.
10. Atlasi ya lugha za Tanzania. Mradi wa lugha za Tanzania. Chuo Kikuu cha Dar es Salaam. 2009.
11. Guthrie M. Gender, number and person in Bantu languages. BSOAS, vol. 12, № 3-4. 1948.
12. Guthrie M. The classification of the Bantu languages. Oxford, 1948.
13. Meeussen A.E. Bantu grammatical reconstruction. Africana linguisticaIII, Tervuren, 1967.
14. Stucky S.U. How a noun class system may be lost: evidence from Kituba (Lingua franca Kikongo). Studies in the linguistic sciences, vol. 8, № 1, 1978.