Научная статья на тему 'Деструктивные и конструктивные функции юмора (социологический аспект)'

Деструктивные и конструктивные функции юмора (социологический аспект) Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
880
185
Поделиться
Ключевые слова
ЮМОР / ТЕОРИИ ВРАЖДЕБНОСТИ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ / КОНСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ / САРКАЗМ / САТИРА

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Белова Людмила Ивановна

Рассматриваются основные функции юмора с позиций социологического подхода. Защитная, коммуникационная и др. функции юмора в современном обществе трансформируются под влиянием различных факторов. Помимо конструктивных функций, юмор выполняет еще и деструктивные социальные функции.

CONSTRUCTIVE AND DECONSTRUCTIVE FUNCTIONS OF HUMOUR (SOCIOLOGICAL ASPECT)

The author considers basic functions of humour in terms of sociological approach. Protective, communicative and other functions of humour are modified under influence of different functions in modern society. Apart from constructive functions humour has deconstructive ones as well.

Текст научной работы на тему «Деструктивные и конструктивные функции юмора (социологический аспект)»

УДК 316 ББК С564.06

Л. И. Белова

деструктивные и конструктивные функции юмора (социологический аспект)

L. I. Belova

constructive and deconstructive functions of humour (sociological aspect)

Рассматриваются основные функции юмора с позиций социологического подхода. Защитная, коммуникационная и др. функции юмора в современном обществе трансформируются под влиянием различных факторов. Помимо конструктивных функций, юмор выполняет еще и деструктивные социальные функции.

Ключевые слова: юмор, теории враждебности, деструктивное влияние, конструктивное влияние, сарказм, сатира.

The author considers basic functions of humour in terms of sociological approach. protective, communicative and other functions of humour are modified under influence of different functions in modern society. Apart from constructive functions humour has deconstructive ones as well.

Keywords: humour, enmity theory, deconstructive influence, constructive influence, sarcasm, satire. как известно, юмор и смех является неотъемлемой частью человеческого существования. Юмор занимает существенное место в духовной жизни индивида и социальных общностей любого уровня.

Исследованиями юмора в последнее десятилетие стали заниматься не только философы, но и социологи, психологи, лингвисты, писатели, журналисты.

С позиций социологии юмор — это всегда выражение какой-либо стороны общественной оценки какого-либо явления, события, личности, ситуации.

Известный социолог юмора А. В. дмитриев представляет всю систему творчества и потребления юмора своеобразным зеркалом общественной сути человека, одной из форм его самоутверждения.

С одной стороны, юмор выступает в качестве важного фактора социальной адаптации, способствует сглаживанию социальных конфликтов, осуществляет коммуникационную функцию, но в то же время может являться мощным оружием усиления процесса массовизации личности. За последние годы можно увидеть четкую линию деградации современного юмора. Современный юмор отличается отсутствием толерантности и получает весьма опасное развитие — сарказм, цинизм, отсутствие нравственности, безразличие к окружающей действительности.

В СМИ культивируются шутки над религией, политикой, общечеловеческими ценностями, доходящие до голого нигилизма. Восхваляется бездуховность, появляются даже такие понятия как «здоровый цинизм» или «здоровый пофигизм», что в целом не может не вызывать опасений.

Мы полагаем, что рассмотрение феномена юмора невозможно в отрыве от функций, которые он выполняет в обществе. Целью данной работы является рассмотрение специфики юмора как социокультурного феномена, которая выражается через его функции.

Изучение социальных функций юмора способству-

ет пониманию различных социальных процессов и может предоставить методологическую основу для их регуляции. Мы полагаем наличие как конструктивных, так и деструктивных функций юмора.

на сегодняшний день существует несколько классификаций юмора по различным основаниям. например, А. В. дмитриев предлагает следующие дихотомии социологических функций юмора: функции конфликта и согласия; интеграции и дифференциации; самоидентификации и групповой идентичности1.

главнейшей функцией юмора ряд ученых (д. Монро, И. кричтафович и др.) называют защитную функцию. По мнению И. кричтафовича, «защитным» юмором вынуждены пользоваться те, кто находится внизу социальной иерархии и не имеет возможности шутить свободно и непринужденно, как вышестоящие2. то есть, между высшими и низшими слоями населения постоянно происходит некая борьба, где низшие слои населения вынуждены использовать юмор за неимением другого оружия (например, политические анекдоты, юмор военный, юмор национальных меньшинств и т. п.).

Защитная функция юмора проявляется в периоды политических и экономических кризисов либо в военное время, когда общество нуждается в эмоциональной разрядке и защите. Формой такой защиты и является сатира, смех. Вся история отечественной журналистики является тому доказательством — каждый период подъема общественной мысли неизменно сопровождался расцветом сатирической журналистики, возникновением новых сатирических журналов и газет, оживлением юмористических отделов в уже существующих изданиях. например, 1860-е годы, в период расцвета общественной мысли, сатирические журналы возникали как «грибы после дождя» и имели огромные по тем временам тиражи. Сатирическое

Серия «Социально-гуманитарные науки», выпуск 19

143

философия и социология

приложение «Современника», «Свисток» н. А. добролюбова, расходилось тиражом до 7000 экземпляров; «Искра» В. С. курочкина и н. А.Степанова печаталась тиражом в 10 000 экземпляров. Помимо них издавались и другие журналы: «гудок», «Заноза», «Оса», «Будильник», «Развлечение» и т. п.3

Юмор, актуальный в период кризисов, в периоды стабилизации, утрачивает свою актуальность. например, М. Ю. Федосюк на материале карикатур периода Первой мировой войны4 показал, как многие произведения сатиры и юмора, созданные в военное время, в мирное — утрачивают свой комический эффект.

Об адаптивно-защитной функции юмора говорит также В. И. карасик. Будучи культурным концептом, юмор обладает ценностными характеристиками, то есть связан с ключевыми жизненными ориентирами. Юмор — это реакция на неожиданное развитие событий, в известной мере это примирение с действительностью, причем с переживанием положительных эмоций, которые, как известно, способствуют укреплению здоровья человека. таким образом, юмор — это органическая защитная характеристика человеческой психики, достаточно тонкий и сложный эмоциональный феномен, связанный с выживаемостью человека как вида, то есть юмор связан с витальными ценностями человека5. О роли защитной функции смеха в традиционных культурах говорит С. В. Березницкий. Таким образом, юмор выполняет в обществе адаптивно-защитную функцию.

Важными функциями юмора, на наш взгляд, являются также передача социального опыта и функция социализации.

В. Прокопенко полагает, что юмор выполняет информационную, коммуникативную, развивающую, диагностическую и регулятивную функции. Приведенные функции юмора подчеркивают общепсихологические характеристики данного феномена, они в большей или меньшей степени отражают функционирование юмора в педагогическом процессе6.

Изучая специфику юмора в коммуникативном процессе, мы можем выделить такие функции, как: информативная, эмоциональная, мотивационная и регулирующая функции. Выступая как средство сплочения, юмор способствует благоприятному разрешению конфликтных ситуаций, в результате чего конфликт будет исчерпан. Являясь основой доброжелательных отношений между участниками педагогической системы, юмор предполагает наличие позитивных намерений и положительного идеала у каждого из них, таким образом, все вышеперечисленные функции носят конструктивный характер.

Однако, помимо конструктивных функций, юмор выполняет еще и деструктивные социальные функции. на них акцентируют внимание приверженцы теории враждебности (в их основе лежит осознание смешного в нахождении чувства превосходства над

чем-либо или в преодолении препятствия или агрессии, нападения на какой-то объект). Теоретические обоснования теории враждебности юмора можно найти в трудах Платона, Э. Людовичи, М. Истмена, А. Раппа и других.

Российский исследователь М. Е. Иванов также подчеркивает, что позиция чрезмерного увлечения положительной ролью юмора на современном этапе развития общества является наивной7. Одной из функций юмора является сублимация конфликта. Вовремя сказанная шутка способна его ослабить или свести к минимуму. Но в то же время именно острота может стать источником обиды или конфликта. В современном обществе, где модно быть остроумным, этот факт часто оставляют без внимания. В настоящее время комическое в массовой культуре практически перестает выполнять функцию «очищения». Юмор и остроумие только развлекают и отвлекают от проблем.

А. В. Дмитриев удивляется, что люди смеются над несчастьями других: падением на улице, попаданием в нелепые ситуации и т. п., «смех над несчастьями других доставляет удовольствие»8.

В современном обществе юмор выступает чем-то вроде оружия в борьбе за социальный статус, то есть, чтобы психологически шутнику возвыситься над соперником, поставить последнего в глупое положение.

таким образом, юмор способен выступать инструментом разрушения, отвлечения внимания от значимых проблем, а с другой — способствует адаптации человека в обществе, является неким защитным механизмом для незащищеных слоев общества и эффективным средством для вымещения недовольства и предотвращения физической агрессии.

Примечания

1. Дмитриев А.В. Социология юмора: очерки. — М. : рАн, 1996. — 214 с. URL: http://sbiblio.com/biblio/ archive/dmitriev_soc/

2. Krichtafovich I. Humor Theory: Formula of Laughter. 2005. URL: http://www.humortheory.com/index.php/ humor-theory/30

3. Шарифуллина С. В. Из истории русской журналистики // Вестник Череповецкого университета. — 2009. — № 3. — С. 53—55.

4. Федосюк М. Ю. Представления о комическом в военное время (на материале карикатур периода Первой мировой войны) // Политическая лингвистика. — 2011. — № 2 (36). — С. 54—58.

5. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — Волгоград : Перемена, 2002. — С. 156.

6. Прокопенко В. Возможности юмора // Народное образование. — 2000. — № 8. — С. 200—203.

7. Иванов М. Е. О деструктивных аспектах комического // Вестник Чувашского университета. — 2008. — № 1. — С. 334.

8. Дмитриев А. В. Указ. соч.

Поступила в редакцию 11 июля 2012 г

БЕлоВА людмила Ивановна — кандидат культурологии, доцент кафедры средств массовой информации, Южно-Уральский государственный университет. Научные интересы: функции юмора, теории враждебности. E-mail: 2679101@mail.ru

BELOVA Liudmila Ivanovna, Candidate of Cultural Studies, Associate Professor of the Department of Mass Media, South Ural State University. Research interests: functions of humour, enmity theory. E-mail: 2679101@mail.ru

144

Вестник ЮУрГУ, № 32 (291), 2012