Научная статья на тему 'Деструктивные факторы дисфункции института семьи'

Деструктивные факторы дисфункции института семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4609
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСФУНКЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / ГОСУДАРСТВО / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / СИСТЕМНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕТОД / ФУНКЦИОНАЛИЗМ / DYSFUNCTION / SOCIAL PROCESSES / FAMILY INSTITUTION / STATE / INSTITUTIONAL FUNCTIONALITY / SYSTEM CONFLICTS / INSTITUTIONAL METHOD / FUNCTIONALISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Плотников Владимир Валериевич

В статье системно рассмотрена проблема дисфункции социального института в проекции на институциональную функциональность социальной системы на общем уровне. В качестве примера дисфункции конкретного социального института анализируется институт семьи. В тексте дается общая характеристика института семьи и его дисфункций, а также определено влияние дисфункции института семьи на системные противоречия государственной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper provides a systematic examination of the problem of dysfunction of a social institution in the context of the institutional functionality of the social system in general. The author studies the family institution as an example of dysfunction of a particular social institution. The paper describes in general the family institution and its dysfunctions, and examines the impact of the family dysfunction on the system conflicts of the state system.

Текст научной работы на тему «Деструктивные факторы дисфункции института семьи»

УДК 316.614 Плотников Владимир Валериевич

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД РФ

ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ДИСФУНКЦИИ ИНСТИТУТА СЕМЬИ

Аннотация:

В статье системно рассмотрена проблема дисфункции социального института в проекции на институциональную функциональность социальной системы на общем уровне. В качестве примера дисфункции конкретного социального института анализируется институт семьи. В тексте дается общая характеристика института семьи и его дисфункций, а также определено влияние дисфункции института семьи на системные противоречия государственной системы.

Ключевые слова:

дисфункция, социальные процессы, институт семьи, государство, институциональная функциональность, системные противоречия, институциональный метод, функционализм.

Plotnikov Vladimir Valeriyevich

PhD (Philosophy), Assistant Professor, Philosophy and Social Science Department, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

DESTRUCTIVE FACTORS OF THE FAMILY INSTITUTION DYSFUNCTION

Summary:

The paper provides a systematic examination of the problem of dysfunction of a social institution in the context of the institutional functionality of the social system in general. The author studies the family institution as an example of dysfunction of a particular social institution. The paper describes in general the family institution and its dysfunctions, and examines the impact of the family dysfunction on the system conflicts of the state system.

Keywords:

dysfunction, social processes, family institution, state, institutional functionality, system conflicts, institutional method, functionalism.

Важное место в структуре общества занимает институт семьи, на уровне которого реализуется ряд социальных функций, благодаря чему формируется определенная система социальных отношений. Являясь устойчивой социальной группой, семья помогает реализовывать базовые потребности личности. Когда же функция института семьи нарушается, нарушается система структурных связей в социуме, снижая эффективность функционирования общества.

Ранее, в предшествующих публикациях, мы уже давали общую характеристику функциональности институциональной системы [1; 2]. На данном этапе сфокусируем внимание на исследовании социальной дисфункции в конкретном аспекте.

Одним из примеров нарушения функции семьи служит факт неверного распределения социальных ролей в рамках семьи, что приводит к снижению эффективности данной социальной единицы, а значит, нагрузка на внешние социальные системы повышается. К примеру, в семье, где трудоспособные члены не в состоянии обеспечивать нетрудоспособных, эти обязанности приходятся на социальные службы. Значимость в данном случае приобретает функциональная определенность института семьи.

Институт семьи и прочие социальные институты глубоко взаимосвязаны на функциональном уровне общества, поэтому любая дисфункция института семьи деструктивно влияет и на другие социальные институты. Чтобы принимать адекватные меры для противодействия нарушениям функции семейного социального института, необходимо представлять специфику и рамки нормы функционирования данного института. А для того чтобы определить механизмы социальной деструктивности в рамках социальных институтов, необходимо провести анализ взаимных связей между обществом и социальным институтом, так как определить формы дисфункции института семьи можно лишь через раскрытие его основных функциональных связей.

При рассмотрении функциональных особенностей института семьи можно выделить следующие его функции. Во-первых, это биологическая репродукция (воспроизводство населения). Во-вторых, социализация и общественный контроль подрастающих членов общества. В-третьих, это назначение социальных ролей и деление социальных благ в рамках семьи.

Отметим функции института семьи по отношению к связям с прочими социальными институтами. В отношении религиозного социального института семья выполняет функцию передачи религиозных убеждений, этики, норм и ценностей от старших членов семьи младшим. Формируя рамки социально допустимого поведения, правосознания, контролируя поведение ребенка в обществе, институт семьи действует на уровне института права. В рамках института образования

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 6)

можно говорить о том, что функцией семьи является передача ребенку первоначальных дошкольных знаний, воспитание дошкольников на подготовительном этапе и школьников - совместная организация учебного и воспитательного процессов. Кроме того, здесь же стоит отметить такие немаловажные функции, как материальное обеспечение процесса образования, мотивация школьника к учебному процессу и создание максимально удобных условий для физического и умственного обучения. В рамках института экономики влияние семейного института принимает двоякую форму - производство (подготовка трудового персонала, мотивация и обучение трудовой деятельности) и потребление (насыщение экономических потребностей семьи, как в точке возникновения, так и в процессе развития).

Межинституциональные связи могут быть нарушены вследствие дисфункции института семьи, что приводит к деструктивному воздействию на основные социальные институты. Так как деструктивное воздействие возможно лишь на уровне определенности института семьи, необходимо исследовать основные виды дисфункции семьи и рассмотреть их влияние на прочие социальные институты. Рассмотрим особенности межинституционального взаимодействия в рамках общей методологии.

Для прикладной методологии полезно отметить следующие два вида нарушения функциональности - внутреннее и внешнее. В первом случае подразумевается нарушение социальных связей внутри самого института, во втором - особенности межинституциональных связей. Здесь также стоит отметить тот факт, что нарушение функциональности на внутреннем уровне впоследствии приводит к возникновению проблем и на внешнем. Для выработки программы нормализации социальной сферы необходимо четко определять типы дисфункций и создавать максимально удобные условия для оптимизации функциональности социального института.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда возрастающее количество неблагополучных семей является следствием дисфункции института семьи. Для решения этой проблемы необходимо проведение реформ в экономике и культуре, что должно создать благоприятные социально-экономические условия, обусловить поддержку морально-нравственного воспитания и выработку семейных ценностей. В качестве объекта здесь выступает социальный институт с нарушенной социальной функцией. Когда же речь идет о нарушенной функциональной согласованности, процесс должен быть направлен на достижение эффективной адаптации социальных институтов либо определение изменений, которые необходимо внести в один из институтов, чтобы восстановить эффективность социальных связей. Примером может служить внешне благополучная семья с высоким уровнем экономического дохода, семейных ценностей, но по какой-либо причине отрицающая какую-нибудь общественную установку (к примеру, отказ от сферы образования либо медицины). Такой процесс приводит к формированию своего рода клана, представляющего собою государство в государстве и имеющего собственную внутреннюю и внешнюю мораль. В разрешении подобных противоречий и несогласованности межинституциональных связей существуют варианты, так как сами виды дисфункций вариативны.

При нарушениях функциональных связей института семьи с институтом религии можно говорить о таком явлении, как нарушение преемственности традиции, что является результатом неэффективно проводимого в семье процесса воспитания. Обычно в таких случаях процесс реализации смещается в сторону связей со сверстниками и глобальными источниками информации, нарушая тем самым передачу традиций от старшего поколения к младшему. Таким образом, процесс формирования ценностей происходит в среде, ограниченной качественно-возрастными критериями. Здесь также формируется такая характерная для подростков черта, как отрицание авторитетов старшего поколения, что по факту означает отрицание традиционных ценностей. Таким образом, конфликт поколений представляет собой одну из самых частых разновидностей дисфункции семьи, которая постепенно сводит на «нет» религиозное мировоззрение и его нравственные ориентиры в социальной среде.

На уровне взаимодействия с правовым институтом дисфункция института семьи проявляется посредством уменьшения контроля внутри семьи, что выводит подростков в группу риска, потенциально способную на совершение преступной деятельности. Здесь также срабатывает уже отмеченное нами смещение социализации в сторону коммуникации со сверстниками, оказывающее при этом деструктивное влияние. Существенно повышает уровень преступности в социуме и экономическое неблагополучие семьи, часто присущее неполным семьям либо семьям, в которых один из членов семьи имеет зависимость от алкоголя или относится к группе риска в отношении противоправной деятельности. По мнению авторитетных социологов, проблемная коммуникационная среда в рамках института семьи ведет к криминализации в первую очередь незащищенных социальных групп, а именно молодежи [3]. Без привития на уровне института семьи адекватной культуры приложения социальной энергии копится негативный потенциал социальной деструктив-ности, который кратко может быть определен в качестве экстремпарантности [4].

Что касается института образования, то тут нарушенное функционирование связей с семьей может выражаться на нескольких планах. Дисфункция института семьи может привести к возникновению проблем на одном из уровней, как то: начальная учебная и воспитательная подготовка ребенка, социализация и контроль в рамках семьи, обеспечение образовательной деятельности необходимыми материалами и условиями.

Дисфункция института семьи в рамках института экономики разнопланова. Проявляется это нарушение в основном в виде перемен в сферах производства и потребления. Эффективность экономики падает при низком уровне мотивации, отсутствии образования и недостатке дисциплины. А материальное состояние населения и, как следствие, положительная ситуация в сфере потребления ухудшаются при падении уровня профессионализма и трудовой занятости. В итоге уровень потребления снижается, высокотехнологичные производства оказываются невыгодны, что приводит к одностороннему развитию лишь сферы развлечений и товаров жизнеобеспечения.

Подводя итог, отметим, что состояние института семьи важно для общего состояния социальной системы государства: в условиях дисфункции института семьи значительно снижается уровень экономики, смещая всю сферу человеческой жизнедеятельности в сторону выживания.

Ссылки:

1. Плотников В.В. Деструкция социальной группы как среда существования экстремизма // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 4. С. 38-41.

2. Плотников В.В. Дисфункциональный кризис социальных институтов и локальная угроза национальной безопасности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 19. С. 19-22.

3. Кубякин Е.О., Сафронов А.Н. Информационный экстремизм в среде молодежи как деструктивный феномен современного российского общества // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013. № 4 (22). С. 100-104.

4. Кубякин Е.О. Основания социологического обоснования феномена экстремизма. Экстремпарантность : монография. Краснодар, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.