Научная статья на тему 'ДЕСТРУКТИВНОСТЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР ДЕЗАДАПТАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ДЕСТРУКТИВНОСТЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР ДЕЗАДАПТАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / СЕМЕЙНОЕ (ДОМАШНЕЕ) НАСИЛИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дороженко Е. К., Шиляева И. Ф.

В статье описаны особенности юношеского возраста и специфика социальной адаптации в этот возрастной период. Охарактеризованы стили семейного воспитания с точки зрения воздействия на социальную адаптацию личности. Рассмотрен феномен семейного насилия и его виды. Приведены результаты исследования влияния пережитого опыта семейного насилия на социальную адаптацию в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESTRUCTIVE FAMILY EDUCATION AS A FACTOR OF DISADAPTATION IN ADOLESCENT AGE

The article describes the features of adolescence and the specifics of social adaptation in this age period. The styles of family education and their analysis from the point of view of the impact on the social adaptation of the individual are given. The phenomenon of domestic violence and its types are considered. The results of a study of the influence of the experienced experience of family violence on social adaptation in adolescence are presented.

Текст научной работы на тему «ДЕСТРУКТИВНОСТЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР ДЕЗАДАПТАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.9

1 2

Дороженко Елена Константиновна , Шиляева Ирина Фаритовна

12Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа,

Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Автор, ответственный за переписку: Дороженко Елена Константиновна

Elkd2001@mail. ru

ДЕСТРУКТИВНОСТЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР ДЕЗАДАПТАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье описаны особенности юношеского возраста и специфика социальной адаптации в этот возрастной период. Охарактеризованы стили семейного воспитания с точки зрения воздействия на социальную адаптацию личности. Рассмотрен феномен семейного насилия и его виды. Приведены результаты исследования влияния пережитого опыта семейного насилия на социальную адаптацию в юношеском возрасте.

Ключевые слова: юношеский возраст, адаптация, дезадаптация, стили семейного воспитания, семейное (домашнее) насилие

1 2

Elena K.Dorozhenko , Irina F.Shilaeva

1 2

' Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla, Ufa, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Corresponding author: Elena K.Dorozhenko, [email protected]

DESTRUCTIVE FAMILY EDUCATION AS A FACTOR OF DISADAPTATION IN ADOLESCENT AGE

Annotation. The article describes the features of adolescence and the specifics of social adaptation in this age period. The styles of family education and their analysis from the point of view of the impact on the social adaptation of the individual are given. The phenomenon of domestic violence and its types are considered. The results of a study of the influence of the experienced experience of family violence on social adaptation in adolescence are presented.

Key words: adolescence, adaptation, maladjustment, styles of family education, family (domestic) violence

Юношеский возраст - один из самых сложных периодов в жизни человека. В это время юноши и девушки должны определить, чем они хотят заниматься, какая профессия им подходит; им предстоит узнать, как правильно выстраивать отношения с людьми.

Несмотря на то, что подростковый ранимый период к этому времени уже пройден, юношеский возраст (17-21 год) всё ещё является сложным периодом, когда юноши и девушки еще не готовы в полной мере принять вызовы взрослой жизни. И в этом случае больше повезёт тем, кому была оказана соответствующая помощь со стороны взрослых -родителей и учителей или других взрослых наставников.

В нашем понимании, юношеский возраст - это стадия онтогенеза, идущая после подросткового возраста и предшествующая взрослости [9]. Точного возрастного разграничения для юности нет. Его границы могут находиться в диапазоне от 12-14 до 25 лет. В нашей стране юношеский возраст выделяется в самостоятельный период развития человека. При этом возрастные границы у разных авторов варьируются. И.С.Кон определяет

юношеский возраст в границах от 14 до 18 лет [5]. В.С.Мухина, которая называет юностью период от отрочества до взрослости, определяет границы от 15-16 до 21-25 лет [7].

Психология юношеского возраста является одним из самых обширных разделов в возрастной психологии. Как самостоятельная категория юношеский возраст разработан в деятельностном подходе А.Н.Леонтьева. Возраст, исходя из позиции автора, - это «изменение места, занимаемого человеком в системе общественных отношений, который может ответить на вопрос о движущих силах развития его психики» [1;67]. Основная стадия профессионализации и завершающий этап формирования личности приходится как раз на юношеский возраст (17-25 лет) [12;53].

Ведущая деятельность по возрастной периодизации А.Н.Леонтьева и Д.Б.Эльконина в юношеском возрасте - учебно-профессиональная деятельность. Интересно также, что сейчас в России почти все выпускники школ стремятся к получению высшего образования. Но, несмотря на хорошую школьную успеваемость и относительную самостоятельность, многие юноши и девушки при поступлении в вуз испытывают трудности в обучении. Это указывает прежде всего на то, что при смене обстановки адаптация у многих молодых людей проходит сложно. Накладывается еще и тот факт, что период вузовского обучения является сенситивным для профессионального и личностного развития [3].

Итак, все перечисленные выше особенности юношеского возраста накладывают определённый отпечаток на протекание адаптации в этом возрасте. Адаптация в нашем понимании - это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса. Психическая адаптация связана с психической активностью человека или группы и понимается как взаимодействие процессов аккомодации и ассимиляции [13].

Ещё одним фактором (помимо естественных возрастных изменений, смены обстановки и влияния социума), влияющим на дальнейшую адаптацию в юношеском возрасте, является семья.

Семья является одной из самых важных ценностей в жизни человека. Для всего общества и государства в частности семья играет очень важную роль, т.к. основная задача семьи - это рождение и воспитание детей. В развитии личности семья играет первостепенную роль [10].

Гармоничность и степень развития личности в большей мере зависит от того, какой стиль воспитания будет реализовываться в семье. Стиль семейного воспитания - это отношение родителей и ребенка, совокупность применяемых методов и приемов взаимодействия с ребенком. В отечественной психологии традиционно выделяется 6 стилей семейного воспитания: попустительский, авторитарный, хаотичный, демократический, гиперопека и отчужденный. [4;55]

Демократический стиль является самым благоприятным для развития личности человека. Ребёнок занимает активную позицию в семейной системе. Родители всесторонне поддерживают его, помогают в реализации потенциала, заботятся о нём и любят. Дети в таких семьях растут разносторонними личностями, легко адаптируются к любым жизненным ситуациям. К сожалению, дисгармоничных стилей семейного воспитания намного больше.

Гиперопека - ребёнок в семье лишён самостоятельности и права голоса. У него не развивается самостоятельность, инициативность, активность в социальных взаимодействиях. Цели в жизни людей, вышедших из таких семей, достигаются с трудом или не достигаются вовсе. Инфантильность, нерешительность и несамостоятельность значительно затрудняют адаптацию в последующих возрастах.

Авторитарный стиль - родители загоняют ребёнка в жёсткие рамки, пытаются воспитать из него послушного исполнителя. Ребёнок в будущем станет либо робким и запуганным, либо агрессивным и авторитарным. Адаптация в социуме в любом из двух вариантов проходит очень затруднительно [6].

Хаотичный стиль - у родителей нет единого подхода к воспитанию ребёнка. Между родителями присутствует высокая конфликтность, что наделяет ребёнка различными

невротическими реакциями. Такие дети часто тревожны, импульсивны, агрессивны. Дальнейшая адаптация зачастую оказывается нарушенной.

Гипоопека (попустительский стиль) - в семье царит бесконтрольность и вседозволенность. Родители редко утруждают себя воспитанием ребёнка, не руководят им, не объясняют ему, что у него должны быть обязанности. Дети таких родителей часто вырастают конфликтными эгоистами. Взаимоотношения с другими людьми у них затруднено, прочные межличностные связи не выстраиваются, что так же ведёт к нарушениям адаптации в будущем.

Отчуждённый стиль - существование ребёнка родителям безразлично. Часто такой стиль встречается в семьях алкоголиков и наркоманов. Ребёнок страдает от одиночества, не может выстраивать здоровые межличностные контакты, что опять-таки затрудняет процесс адаптации в последующем.

Итак, как мы видим из приведённого списка, дисгармоничных стилей семейного воспитания гораздо больше, чем гармоничных и эффективных. К сожалению, именно в таких семьях, где реализуются неэффективные стили семейного воспитания, часто возникает такое явление, как семейное насилие. Влияние опыта пережитого семейного насилия на адаптацию в юношеском возрасте будет более подробно рассмотрено в работе дальше.

На данном этапе развития российского общества феномен семейного или домашнего насилия начинает привлекать к себе все больше внимания исследователей. 40% всех тяжких преступлений происходит именно в семьях [8]. А.С.Синельников даёт следующее определение семейного насилия - это повторяющиеся во времени инциденты множества видов физического, сексуального, психологического и экономического насилия [11;92]. Е.Н.Волкова определяет этот феномен как физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности [2;65].

Среди видов семейного насилия выделяют: физическое, психологическое, сексуальное, экономическое. Чаще всего в семье присутствуют несколько или даже все виды насилия.

Физическое насилие - это причинение тяжкого вреда здоровью, побои, удушение, пощечины и т.д. Психологическое насилие - это словесные оскорбления, психоэмоциональном подавление, шантаж, высказывание угроз и тотальный контроль, когда у жертвы не остается личного пространства. Сексуальное насилие - это принуждение к половому акту или иным сексуальным действиям с использованием угроз, силы и подавления воли жертвы. В отношении детей сексуальное насилие также часто замалчивается, т.к. детям либо не верят, либо считают эту тему слишком «позорной», чтобы её обсуждать или решать.

В своей работе мы решили проверить взаимосвязь двух феноменов: пережитого семейного насилия и уровня адаптации. Целью нашего исследования стало изучение степени влияния опыта пережитого семейного насилия на адаптацию личности в юношеском возрасте. Гипотеза исследования: опыт пережитого семейного насилия является фактором дезадаптации в юношеском возрасте.

В исследовании участвовала выборка из 20 человек. Её можно описать следующим образом: пол респондентов - 11 девушек (55%) и 9 юношей (45%); возраст респондентов -19 лет (2 чел.), 20 лет (7 чел.), 21 год (5 чел.), 22 года (3 чел.), 23 года (1 чел.), 24 года (2 чел.); место проживания респондентов - Республика Башкортостан, Челябинская область; семейного положение респондентов - не женаты/не замужем.

Чтобы оценить степень влияния опыта пережитого семейного насилия на социальную адаптацию в юношеском возрасте, нами была выбрана методика «Шкала социально-психологической адаптированности (СПА) (разработана К. Роджерсом и Д. Даймондом, адаптирована Т. В. Снегиревой)». Чтобы отобрать ту категорию молодых людей, которые были подвержены одному или нескольким видам семейного насилия, нами была

использована методика ICAST (ISPCAN Child Abuse Screening Tools) - международные опросники для изучения распространенности насилия над детьми, а именно ICAST - R -ретроспективный опросник для изучения опыта пережитого насилия у молодежи 18-24 лет. Коэффициент корреляции r-Пирсона был применён для определения степени корреляции результатов двух методик.

После проведения исследования мы выяснили, что только 35% респондентов (7 чел.) имеют сниженный уровень социальной адаптации. При этом результаты второй методики показали нам, что опыт пережитого семейного насилия имеют 60% (12 чел.) всех опрошенных. Также мы выяснили, что из 20 человек только 3 человека (15%) не переживали опыта семейного насилия над собой в детстве. Из этого следует, что респондентов, которые пережили опыт семейного насилия в любом из его видов, было почти в два раза больше, чем тех, кто показал низкий уровень социальной адаптации. Значит, пережитый опыт семейного насилия не всегда является причиной дезадаптации в юношеском возрасте. Значение коэффициента корреляции r-Пирсона было равно 0,584882. Проведённый статистический анализ указывает на среднюю силу связи между результатами двух выборок.

Итоговый коэффициент корреляции отражает среднюю силу связи между двумя массивами (социальной адаптацией и пережитым опытом семейного насилия). Это указывает нам на то, что насильственный опыт в детстве оказывает значительное влияние на проявление дезадаптации в юношеском возрасте. У части студентов с опытом пережитого семейного насилия прослеживается проявление дезадаптации. Однако такое явление отмечено не на всей выборке. При проведении исследования на большем количестве человек и с привлечением дополнительных методов исследования мы могли бы получить более точный результат. Такой работой мы планируем заняться в рамках нашего будущего исследования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь. Москва: Генезис, 2005. 256 с.

2. Волкова Е.Н. Защита детей от жестокого обращения. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 243 с.

3. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология.

2012. № 4. С. 11-17.

4. Зайцев Д., Зайцева О. Социокультурный анализ современных семей разных типов: сравнительный анализ // Вестник психосоциальной и коррекционно - реабилитационной работы. 2005. N 4. С. 55.

5. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Москва: Книга по Требованию,

2013. 176 с.

6. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Санкт-Петербург: Речь, 2000. 206 с.

7. Мухина В.С. М92 Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов. Москва: Академия, 1999. 456 с.

8. Понятие термина «семейное насилие» и его виды [Электронный ресурс]: XII Международная студенческая научная конференция: Студенческий научный форум. Юрасова, 2020. URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018022848 (дата обращения: 31.01.2023).

9. Рыбакова Л.А., Бабынина Т.Ф. Р93 Дети группы риска: особенности развития, психологопедагогические технологии работы с детьми группы риска: учебное пособие. Казань: Бриг, 2015. 200 с.

10. Семья в психологической консультации / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - Москва: Педагогика, 2011. 160 с.

11. Синельников А.С. Выученный уроки: подростки и проблема насилия в семье //

Едиториал. 2003. С. 92-122.

12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Москва: Высшая школа, 2000. 111 с.

13. Словарь практического психолога [Электронный ресурс]: Харвест. Головин: Минск, 1998. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/ (дата обращения: 04.02.23)

REFERENCES

1. Alekseeva I.A., Novoselsky I.G. Child abuse. Causes. Consequences. Help. Moscow: Genesis, 2005. 256 p.

2. Volkova E.N. Protecting children from abuse. St. Petersburg: Piter, 2007. 243 p.

3. Derkach A.A. Psychological and acmeological foundations and means of optimizing the personal and professional development of a competitive specialist // Akmeologiya. 2012. No. 4. P.11-17.

4. Zaitsev D., Zaitseva O. Sociocultural analysis of modern families of different types: a comparative analysis // Bulletin of psychosocial and correctional - rehabilitation work. 2005. N 4. S. 55.

5. Kon I.S. Psychology of adolescence. Moscow: Book on Demand, 2013. 176 p.

6. Markovskaya I. M. Training of interaction between parents and children. St. Petersburg: Rech, 2000. 206 p.

7. Mukhina V.S. M92 Developmental psychology: phenomenology of development, childhood, adolescence: a textbook for universities. Moscow: Academy, 1999. 456 p.

8. The concept of the term "family violence" and its types [Electronic resource]: XII International Student Scientific Conference: Student Scientific Forum. Yurasova, 2020. URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018022848 (accessed 01/31/2023).

9. Rybakova L.A., Babynina T.F. P93 Children at risk: features of development, psycho-pedagogical technologies of work with children at risk: a textbook. Kazan: Brig, 2015. 200 p.

10. Family in psychological counseling / ed. A. A. Bodaleva, V. V. Stolin. - Moscow: Pedagogy, 2011. 160 p.

11. Sinelnikov A.S. Lessons learned: adolescents and the problem of domestic violence // Editorial. 2003. S. 92-122.

12. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psychology of human development. Moscow: Higher School, 2000. 111 p.

13. Dictionary of practical psychologist [Electronic resource]: Harvest. Golovin: Minsk, 1998. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/ (date of access: 04.02.23)

Информация об авторах

Е.К. Дороженко — студент;

И.Ф. Шиляева — доцент, кандидат философских наук.

Information about the authors

E.K. Dorozhenko — student;

I.F. Sidorov — Associate Professor, PhD in Philosophy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.