языкознание
в.в. БОГОМАЗОВА (Волгоград)
деструктивное общение в сети интернет (на примере жанра интернет-комментария)
Освещается актуальная на сегодняшний день проблема деструктивного общения в сети Интернет и в жанре интернет-комментария в частности. Сделан экскурс в историю термина «деструктивность»; указаны возможные причины возникновения деструктивности в общении; дано сравнение терминов «агрессия» и «деструктивность». Значительное внимание уделяется рассмотрению характеристик интернет-комментария, коррелирующих с понятием «деструктивность».
Ключевые слова: деструктивность, агрессия, деструктивное общение, Интернет, интернет-комментарий.
Одной из наиболее важных проблем современной теории коммуникации представляется изучение деструктивного общения, т. к. повышение уровня агрессивности личности и социума в целом проявляется в агрессии и деструк-тивности. Среди явных причин данной тенденции стоит отметить быстрый темп современной жизни, личную неустроенность, экономические трудности и прочие социальные проблемы, способствующие возникновению состояния фрустрации, при котором попавшие в конфликтную ситуацию люди не могут достигнуть своих целей, что естественным образом находит отражение в общении. Исходя из выбранного человеком при конфронтации способа поведения, «выделяют физическую и вербальную агрессию, которая может быть прямой и косвенной. Под прямой физической агрессией понимают физическое воздействие на другого человека (нападение, насилие, пре-пятствование осуществлению каких-либо действий). Косвенная физическая агрессия выражается в виде разрушения предметов, ударе кулаком по столу, хлопанье дверью при уходе из помещения и пр. Прямая вербальная агрессия подразумевает прямое словесное оскорбление человека, высказываемое ему лично, а косвенная вербальная агрессия за его спиной (в разговоре с другими людьми, не участвовавшими в конфликте).В зависимости от направленности агрессивного поведения различают
© Богомазова В.В., 2022
гетероагрессию (направленность на других) и аутоагрессию (направленность на себя, самообвинение и самонаказание)» [12].
Во избежание терминологической неточности поясним, что различия между агрессией и деструктивностью значительны. В случае достижения человеком своих целей агрессия исчезает, в то время как деструктивность бесконечна. Вслед за немецким психологом и психоаналитиком Э. Фроммом, которому принадлежит заслуга введения в научный обиход термина «деструктивность» [16], мы склонны считать, что деструктивность не является врожденным человеческим инстинктом, в отличие от агрессии, которая имеет спонтанный, неумышленный характер, выступает защитной реакцией на источник раздражения и исчезает вместе с ним. Из этого следует, что теория врожденной агрессивности и деструктивности избавляет человечество от задачи поиска причин роста деструктивности в современном мире, «успокаивает нас и заявляет, что даже если все мы должны погибнуть, то мы, по меньшей мере, можем утешать себя тем, что судьба наша обусловлена самой "природой" человека и что все идет именно так, как и должно было идти» [2, с. 39].
В теории коммуникации под деструктивным общением понимают «такой тип эмоционального общения, направленного на сознательное и преднамеренное причинение собеседнику морального и/или физического вреда, характеризуемого негативной реакцией со стороны адресата и чувством удовлетворения от страданий жертвы и/или сознанием собственной правоты со стороны адресанта» [Там же, с. 72]. Данные факты дают возможность выделить основную причину деструктивного коммуникативного поведения человека - неумение и зачастую нежелание контролировать свои эмоции, приводящее к намеренному нарушению принципа эмпатии в общении. Отсюда следуют такие стимулы деструктивного поведения, как клевета, оскорбление, хамство, унижение, упреки, покушение на объект почитания, противоречия во взглядах, неуважительное отношение и пр.
деструктивность общения не только присуща реальной коммуникации, но и имеет отражение в интернет-коммуникации, которая из-за ряда причин и процессов, происходящих в современном обществе, по праву занимает лидирующие место. Являясь открытым коммуникативным пространством, Интернет оказывает влияние на все сферы человеческой
известия вгпу. филологические науки
жизни. Среди основных результатов влияния виртуального общения на язык укажем усиление диалогичности (форумы, чаты, комментарии, интернет-конференции); развитие разговорной письменной речи (сокращения, простые предложения, экспрессивная лексика, непринужденность); рост экспрессем и эмоционально окрашенной лексики в текстах; огрубление речи, постоянное формирование «облика врага». Именно последняя тенденция дает исследователям интернет-дискурса (Е.Н. Галичкина, С.М. Карпоян, В.В. Леонтьев, О.В. Лутовинова и др.) основание полагать, что наличие деструктивности в виртуальном общении весьма не редкое явление.
особенно ярко деструктивность способна проявляться в жанре интернет-комментария. «Интернет-комментарий является одним из основных видов виртуальной коммуникации, реализующим, собственно, базовую функцию Всемирной сети - интерактивность. Посредством комментария на интернет-сайтах различного типа новостных, аналитических, в блогах выражается отношение пользователя сетей к событиям, мнениям, постам, формулируется индивидуальное и коллективное мнение пользователей о проблемах, анализируются преимущества и достижения, критикуются недостатки, приводится оценка материалов сети - в целом ведется непрерывный диалог, отражающий жизненную реальность в виртуальном пространстве» [7].
Деструктивность интернет-комментария обусловлена, прежде всего, такой его характеристикой, как анонимность, которая в некоторых случаях отожествляется с безнаказанностью. Бескомпромиссные суждения участников общения и социально-агрессивное поведение основаны на возможности иметь несколько имен в сети Интернет (ников) и ак-каунтов. Именно поэтому каждому участнику виртуального общения известны авторы, оставляющие комментарии с целью оскорбить своих собеседников. Исследователь А.Е. Жич-кина поясняет, что «анонимность в сети Интернет обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление, но и быть тем, кем он захочет» [5]. Более того, рав-ностатусность всех участников общения и всеобщая доступность позволяют абсолютно любому коммуниканту присоединиться к обсуждению и оставить комментарий с резко отрицательной оценкой или даже перейти на личности и осудить, задеть собеседника без явных последствий.
Такие характерные черты интернет-комментария, как факультативный характер, отсутствие иллокутивного вынуждения и асин-хронность, приводит нас к мысли о том, что во многих случаях интернет-комментарий - это не импульсивная агрессивная реакция на высказывание, а интенциональное, деструктивное действие с целью умышленного нанесения морального вреда собеседнику с осознанием отрицательных последствий. В деструктивных интернет-комментариях инициатива всегда принадлежит обидчику, который в большинстве случаев действует с нарушением всяких этических норм. Нападающий не учитывает мнение партнера, а любая попытка сопротивления, как правило, вызывает усиление негативной реакции. как результат, создатели таких комментариев получают удовольствие после достижения поставленной цели. Следовательно, исследование деструктивности в интернет-комментариях поможет нам лучше понять суть данного явления, узнать и декодировать случаи деструктивного общения.
Авторы интернет-комментариев, как правило, позиционируют себя в качестве экспертов и зачастую позволяют себе едкие замечания в адрес тех, кто не разделяет их позицию или полностью не согласен с ней. В качестве примера приведем комментарий одного из пользователей Сети по поводу истории отношений России и Украины:
.. .ну насчёт братьев это тебя занесло, девочка, учи историю и будешь знать, что окраинцы всегда выступали против Москвы и русских, вспомним 1-ю смуту и войну на стороне Польши, хлеб с солью для фашистских войск, дивизии СС, лагеря смерти и т.д., а ты о братьях талдычешь...* [14].
Цель данного интернет-комментария в прилюдном унижении знаний партнера, нападающий апеллирует к историческим фактам, приводит примеры. Помимо этого употребление повелительного наклонения и переход на «ты» заведомо подчеркивают позицию «над» собеседником. Использование неодобрительного просторечия талдычишь передает мысль о бесполезности высказывания коммуниканта; графон окраинцы актуализирует сему изгнания.
С точки зрения продолжительности деструктивное общение не имеет четких границ. Что касается жанра интернет-комментария, отметим, что это может быть и диалог, состо-
* Здесь и далее в приводимых интернет-комментариях орфография и пунктуация авторов сохранены.
язы1кознание
ящий из одной, двух реплик, а может быть и развернутый полилог в виде континуума бесконечных ситуаций деструктивного общения, перетекающих одна в другую, при которой оппонент задет, обижен, уязвлен. В результате мы получаем ответную реакцию на обиду. Рассмотрим на примере:
1 е s s s: моей знакомой звонили через каждый час и чаще ночью. Начали угрожать, пришлось пригласить в гости но никто так и не появился. Хотя возможно и были но узнав к кому приехали отказались от своих намерений . Порядка 17т.р. она вскоре выплатила . р^. посылайте резко на х .. и пишите заявление полиционерам , самый простой способ.
brazzerscom: поржал на «пишите заявления полиционерам». Эти только окучивать безма-сочников готовы и курящих на остановках.
1 е s s s: с одной стороны, тут, куда не плюнь, храбрые борцы с режимом. С другой стороны тут же, они же дико боятся заявление в полицию написать, когда на них кто-то по телефону наезжает. Слышь, «борцы», в полиции нострадамусы не работают и что у вас там творится они могут узнать, только после того, как вы им это сообщите.А если сидеть, молча и только в сетях возмущаться - так и будут наезжать.Нет, понятно что повод замечательный прокукарекать - куда смотрит власть!
brazzerscom: кукарекаешь и лижешь здесь пока ты лишь ты, думая что эта директорша без тебя не догадывалась звонить ментам, откуда ей отвечали когда убьют тогда и прийдете. А зашевелится им пришлось лишь,тггда когда они помешали работе избирательного участка . А это уже другой уроы-ень. Изучай практику теоретик!
1esss: подъезжайте, г. Смоленск, ул. Дзержинского, д.13, у дежурного спросить Леса - поведаете мне про практику.
brazzerscom: попробуй-ка предложить свои услуги в других тредах
1 е s s s: а по-русски не умеете? brazzerscom: я не русская , соре канечн 1 е s s s: в Смоленск никак, не? Так откуда у вас знания практики МВД РФ?
1 е s s s: смешной ты человек запомни полиция защищает власть и себя в собственном лице всю жизнь у нас в России
brazzerscom: да не спорь с этим ботом, косящим под законника.он с луны походу, нет смысла ему что то доказывать.. .Адрес Луны - чуть выше.) [8].
Грубые реплики в адрес собеседника, критика его личностных качеств делает данный диалог неконструктивным, употребление сниженной лексики кукарекаешь и лижешь вместе с частицей лишь, усиливающей экспрессивность высказывания, эксплицируют не доверительное отношение к позиции собеседника,
принижение его личного достоинства в глазах читателей и, как следствие, умаление значимости его высказывания: изучай практику теоретик; не спорь с этим ботом, косящим под законника. Деструктор постоянно перехватывает инициативу, наносит моральный удар, его конечной целью служит осознание собственной правоты и ощущение чувства превосходства: нет смысла ему что то доказывать... Адрес Луны - чуть выше. В результате данный комментарий служит примером деструктивного общения, т. к. деструктор достиг своей цели и оставил последнее слово за собой, собеседник унижен и оскорблен. Более того, данный диалог приобрел атональный характер, а предмет дискуссии ушел на второй план, что характеризует его как безрезультативный с точки зрения достижения прагматических целей коммуникантов. В ситуации деструктивного общения полемика в интернет-комментариях часто оказывается важнее самой информации в тексте.
Таким образом, сделав небольшой экскурс в историю термина «деструктивность», мы видим, что агрессия выступает более общим понятием. деструктивность представляет такие виды отрицательных коммуникативных действий, которые связаны с преднамеренным, осознанным причинением морального или физического вреда и получением удовлетворения от страданий жертвы и сознания собственной правоты. При деструктивном общении деструктор старается разрушить общение всей группы, сорвать обсуждение вопроса, увести его из конструктивного русла в деструктивное, причем целенаправленно. Такие характеристики интернет-комментария, как анонимность, факультативность, отсутствие иллокутивного вынуждения и асинхронность, позволяют деструктору достичь своей цели. Изучение данного явления не только помогает понять принципы и механизмы коммуникации, но и способствует его распознаванию и выявлению, что позволяет сделать общение более гармоничным и полезным.
Список литературы
1. Богомазова В.В., Петрова A.A. Оппозиция «свой - чужой» в аспекте коммуникативной категории деструктивности // Современные проблемы лингвистики и лингводидактики: междисциплинарный подход в гуманитарных науках: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., г. Волгоград, 23-28 апр. 2018 г. Волгоград, 2018.
2. Волкова Я.А. Деструктивное общение в когнитивно-дискурсивном аспекте: дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2014.
известия вгпу. филологические науки
3. Галичкина Е.Н. Компьютерная коммуникация: лингвистический статус, знаковые средства, жанровое пространство: автореф. дис. ... д-ра фи-лол. наук. Волгоград, 2012.
4. Деструктивное общение [Электронный ресурс]. URL: https://psyera.ru/destruktivnoe-obshche-nie-1685.htm (дата обращения: 20.01.2021).
5. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета // Образование и информационная культура. Социокультурные аспекты: труды по социологии образования / под ред. В.С. Собкина. М., 2000. T. V. Вып. VII. С. 431-460.
6. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб., 2009.
7. Карпоян С.М. Эпистемическая модальность в интернет-комментарии: дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д., 2014.
8. Коллекторы парализовали работу школы из-за микрозайма родственника сотрудника [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/in cidents/45737131 -koUektory-paralizovali-rabotu-shko ly-iz -za-mikroz ayma-rodstvennika-sotrudnika/ comme nts/ (дата обращения: 09.02.2021).
9. Копнина Г. Речевое манипулирование. М., 2014.
10. Леонтьев В.В. Стратегии невежливой коммуникации в компьютерном дискурсе // Человек. Язык. Культура. Киев, 2013. С. 714-723.
11. Лутовинова О.В. Языковая личность в виртуальном дискурсе: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2013.
12. Маковская И. Агрессивность: проявления, причины, предупреждение // Родина и школа. 1979. № 8. URL: https://psyera.ru/agressivnoe-povedenie-kak-proyavlenie-konfrontacii_14435.htm (дата обращения: 01.02.2021).
13. Немчинова А.Л. Понятие человеческой де-структивности: сущность метафизического подхода // Вестник Астрах. гос. тех. ун-та. 2005. № 5(28). С. 17-26.
14. Собчак хочет попросить прощения у Украины [Электронный ресурс]. URL: https://news.ram bler.ru/politics/38727111-sobchak-hochet-poprosit-pro scheniya-u-ukrainy/comments/?updated (дата обращения: 14.02.2021).
15. Тошович Б. Интернет-стилистика. М., 2015.
16. Фромм Э. Анатомия человеческой деструк-тивности. М., 1994.
17. Чарыкова О.Н., Попова З.Д., Стернин И.А. основы коммуникации. основы теории языка и
коммуникации: учеб. пособие. М., 2010.
* * *
1. Bogomazova V.V., Petrova A.A. Oppoziciya «svoj - chuzhoj» v aspekte kommunikativnoj kategorii destruktivnosti // Sovremennye problemy lingvistiki
i lingvodidaktiki: mezhdisciplinarnyj podhod v gu-manitarnyh naukah: materialy VIII Mezhdunar. na-uch.-prakt. konf., g. Volgograd, 23-28 apr. 2018 g. Volgograd, 2018.
2. Volkova Ya.A. Destruktivnoe obshchenie v kognitivno-diskursivnom aspekte: dis. ... d-ra filol. nauk. Volgograd, 2014.
3. Galichkina E.N. Komp'yuternaya kommuni-kaciya: lingvisticheskij status, znakovye sredstva, zhanrovoe prostranstvo: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. Volgograd, 2012.
4. Destruktivnoe obshchenie [Elektronnyj resurs]. URL: https://psyera.ru/destruktivnoe-obshche nie-1685.htm (data obrashcheniya: 20.01.2021).
5. Zhichkina A.E., Belinskaya E.P. Samoprezen-taciya v virtual'noj real'nosti i osobennosti identich-nosti podrostka-pol'zovatelya Interneta // Obrazova-nie i informacionnaya kul'tura. Sociokul'turnye as-pekty: trudy po sociologii obrazovaniya / pod red. V.S. Sobkina. M., 2000. T. V. Vyp. VII. S. 431-460.
6. Il'in E.P. Psihologiya obshcheniya i mezh-lichnostnyh otnoshenij. SPb., 2009.
7. Karpoyan S.M. Epistemicheskaya modal'nost' v internet-kommentarii: dis. . kand. filol. nauk. Rostov n/D., 2014.
8. Kollektory paralizovali rabotu shkoly iz-za mikrozajma rodstvennika sotrudnika [Elektronnyj resurs]. URL: https://news.rambler.ru/incidents/4573 7131 -kollektory-paralizovali-rabotu-shkoly-iz-za-mik rozayma-rodstvennika-sotrudnika/comments/ (data ob-rashcheniya: 09.02.2021).
9. Kopnina G. Rechevoe manipulirovanie. M., 2014.
10. Leont'ev V.V. Strategii nevezhlivoj kommu-nikacii v komp'yuternom diskurse // Chelovek. Yazyk. Kul'tura. Kiev, 2013. S. 714-723.
11. Lutovinova O.V. Yazykovaya lichnost' v vir-tual'nom diskurse: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. Volgograd, 2013.
12. Makovskaya I. Agressivnost': proyavleniya, prichiny, preduprezhdenie // Rodina i shkola. 1979. № 8. URL: https://psyera.ru/agressivnoe-povedenie-kak-proyavlenie-konfrontacii_14435.htm (data obrashcheniya: 01.02.2021).
13. Nemchinova A.L. Ponyatie chelovecheskoj destruktivnosti: sushchnost' metafizicheskogo podho-da // Vestnik Astrah. gos. tekh. un-ta. 2005. № 5(28). S. 17-26.
14. Sobchak hochet poprosit' proshcheniya u Ukrainy [Elektronnyj resurs]. URL: https://news.ram bler.ru/politics/38727111-sobchak-hochet-poprosit-pro scheniya-u-ukrainy/comments/?updated (data obrashcheniya: 14.02.2021).
15. Toshovich B. Internet-stilistika. M., 2015.
16. Fromm E. Anatomiya chelovecheskoj destruktivnosti. M., 1994.
17. Charykova O.N., Popova Z.D., Sternin I.A. Osnovy kommunikacii. Osnovy teorii yazyka i kom-munikacii: ucheb. posobie. M., 2010.
языкознание
Destructive communication
in the Internet (on the basis of the genre
of the Internet comments)
The article deals with the current issue of the destructive communication in the Internet and particularly in the genre of the Internet comments. There is made the excursion in the history of the term "destructiveness". There are noted the possible reasons of the origin of the destructiveness in the communication. The author compares the terms "aggression" and "destructiveness". There are strongly focused the characteristics of the Internet comments correlating with the concept "destructiveness".
Key words: destructiveness, aggression, destructive communication, Internet, Internet comments.
(Статья поступила в редакцию 20.10.2021)
н.а. Стародубцева, с.ю. харченко
(волгоград)
специфика
функционирования глаголов межличностных отношений в прозе а.п. чехова
Представлена функционально-семантическая характеристика глаголов, участвующих в раскрытии межличностных отношений героев произведений А.П. Чехова. Определены особенности лексической наполняемости данных глагольных единиц и охарактеризован их экспрессивно-стилистический потенциал в рассказах и повестях писателя; выявлены приемы авторского использования глаголов межличностных отношений в контексте.
Ключевые слова: художественный текст, лексическая семантика, глаголы межличностных отношений, язык А.П. Чехова.
Семантическая типология глагольной лексики представляется на современном этапе развития филологической науки достаточно разработанной, однако при анализе конкретного употребления единиц в речи спорным остается вопрос их отнесения к тому или иному семантическому классу, поскольку во многих
О Стародубцева H.A., Харченко С.Ю., 2022
случаях емкость семантики глагола не позволяет однозначно интерпретировать его типологическую принадлежность. Данное замечание справедливо и применительно к глаголам межличностных отношений, вызывающим неизменный исследовательский интерес [1; 3; 7; 11; 12]. В работах языковедов неоднократно указывалось на сложность семантической структуры указанных единиц, поэтому состав этой лексико-семантической группы (далее -ЛСГ) по-прежнему нельзя считать окончательно определенным [4; 5; 6; 9].
обращение к текстам рассказов и повестей А.П. Чехова, созданным в конце 1880-х - начале 1900-х гг. [13], представляется оправданным, поскольку данные произведения отразили те коренные преобразования в общественном строе России, которые наложили отпечаток в том числе и на взаимоотношения людей. Необходимость осмысления новых социально-политических процессов способствовала появлению оригинальной творческой манеры писателя, отличающейся выверенным отбором языковых единиц и их специфической организацией в художественном тексте, и предопределила активность употребления А.П. Чеховым соответствующих средств для описания человеческих взаимоотношений.
Под межличностными обычно понимаются отношения, при которых люди воспринимают и оценивают друг друга независимо от социального статуса, социальной роли, такие отношения основаны на эмоциях (чувствах), на оценке по личностным качествам [12, с. 8]. Однако глаголы рассматриваемой ЛСГ могут отражать не только взаимоотношения людей, но и отношения других видов. Важно учитывать также, что «значение, актуализированное в контексте, может разрушать сложившиеся системные отношения, открывая широкие возможности для различного рода сближений лексем в тексте, способствуя созданию многообразных индивидуально-авторских приемов повествования» [8, с. 164].
В текстах рассказов и повестей А.П. Чехова межличностные отношения выражаются сложившимися в системе русского языка глаголами эмоционально-оценочного отношения, внешнего проявления отношения, контакта [10, с. 593-606], которые обозначают как положительный, так и отрицательный характер отношения. Изучение особенностей функционирования глагольных единиц, участвующих в раскрытии различного рода отноше-