Научная статья на тему 'Деструктивная секта как "психологическая" тюрьма (методы вовлечения и изменения сознания в деструктивных сектах)'

Деструктивная секта как "психологическая" тюрьма (методы вовлечения и изменения сознания в деструктивных сектах) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4487
620
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ ПОМЕШАТЕЛЬСТВО / PARANOIA RELIGIOSA / РИТУАЛЬНЫЕ УБИЙСТВА / ДЕСТРУКТИВНЫЕ СЕКТЫ / УПРАВЛЕНИЕ СОЗНАНИЕМ / ПРОМЫВАНИЕ МОЗГОВ / RELIGIOUS INSANITY / RITUAL MURDERS / DESTRUCTIVE SECTS / CONSCIOUSNESS MANAGEMENT / BRAINWASHING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильюк Е.В.

Существуют виктимные качества, повышающие риск быть вовлеченными в деструктивную секту, и отработанная методика вовлечения. Вначале происходит «бомбардировка любовью», затем активируются подсознание и подавляется сознание, подавляется «Я» человека, затем осуществляется «перепрограммирование» сознания по образцу «Учителя». Деструктивные секты и группы совершают ритуальные убийства, членовредительство, склоняют к самоубийствам, совершают преступления против собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The destructive sect as a "psychological" prison (methods of involving and reforming consciousness in destructive sects)

There are victim qualities that increase the risk of being involved in the sect, and a proven technique of involving in a destructive sect. In the beginning, the “bombardment with love” takes place, then the subconscious is activated and consciousness is suppressed, the “I” of the person is suppressed, then the “reprogramming” of consciousness is carried out on the model of the “Teacher”. Destructive sects and groups commit ritual murders, self-mutilation, commit suicide, commit crimes against property.

Текст научной работы на тему «Деструктивная секта как "психологическая" тюрьма (методы вовлечения и изменения сознания в деструктивных сектах)»

X 7 ПОТЕРПЕВШИЙ

у ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

У УДК 340.6 Виктимология 1(15) / 2018, с. 50-57

Ильюк Е. В.

ДЕСТРУКТИВНАЯ СЕКТА КАК «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ» ТЮРЬМА (МЕТОДЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ В ДЕСТРУКТИВНЫХ СЕКТАХ1)

Существуют виктимные качества, повышающие риск быть вовлеченными в деструктивную секту, и отработанная методика вовлечения. Вначале происходит «бомбардировка любовью», затем активируются подсознание и подавляется сознание, подавляется «Я» человека, затем осуществляется «перепрограммирование» сознания по образцу «Учителя». Деструктивные секты и группы совершают ритуальные убийства, членовредительство, склоняют к самоубийствам, совершают преступления против собственности.

Ключевые слова: религиозное помешательство, paranoia religiosa, ритуальные убийства, деструктивные секты, управление сознанием, промывание мозгов.

Чтобы не стать жертвой вербовки, дезинформации и манипулирования, нужно знать о приемах, которые используют вербовщики из сект. Информированность — это защита от деструктивных сект. [3, с. 67]

Деструктивность секты проявляется в совершении ритуальных убийств, причинии вреда либо склонению к причинению вреда здоровью (самопричинению вреда); в склонении к суициду; причинению имущественного вреда, склонению к передаче имущества или денег организации или лидеру организации.

В 2016 г. в Уфе расследовали деяния секты «Наследие предков», было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 239 УК РФ

(создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью). Для «открытия дара целительства» сектантов возили по святым местам, во время поездок запрещалось спать. Методами лечения были отказ медицинского лечения, «лечение» плеткой, святая вода, молитвы. По рассказам родственников адептов, в еду в секте было принято добавлять белену, от которой у людей начинались галлюцинации.

В 2012 г. в Оренбурге расследовалось дело о деяниях секты психиатра Веснина, потерпевшими стали 14 мальчиков, причем некоторых привели в секту роди-

1 Автор не рассматривает философские, политические и религиозные аспекты ритуальных убийств, а только психолого-психиатрические аспекты и выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Автор не рассматривает понятия «секта», «тотатитарная секта», «культ», используя понятие «деструктивная секта».

тели, в отношении мальчиков совершались половые преступления. Следствием выявлено 180 преступных эпизодов.

В 2010 г. Верховный суд республики Мордовия рассматривал уголовное дело молодых людей, создавшими «Благородный орден Дьявола», которые считали себя сатанистами, проводили сексуальные оргии, занимались самоистязанием, призывали к убийствам.

В 2009 г. Верховный суд Хакассии рассматривал уголовное дело о ритуальном убийстве. «Поклонники сатаны» совершали ритуальные убийства — жертвоприношения - сначала животных (кошки, козленка), а затем — человека.

В 2017 г. в г. В. Пышма Свердловской области был вынесен приговор Байрам-бекову, совершившему ритуальные убийства четырех человек, недалеко от Гани-ной Ямы. Оккультизмом он начал заниматься с 2013 г., вначале для ритуалов использовал куски мяса, купленные в магазине, затем стал приносить жертвоприношения мелких животных (кошек, кур), затем — крупных (коз). Осенью 2014 года Байрамбеков приготовил в лесу специальные площадки для человеческих жертвоприношений с выложенными по кругу камнями, связанными с определенными богами, и с сентября по ноябрь 2014 г. убил четырех людей, перерезая горло и сливая кровь. Ритуал осуществлялся при разведенном костре, с чтением молитв. Байрамбеков пытался оживить свои жертвы и создать из них армию зомби. «Зомби» — легенда, по которой западно-африканские и гаитянские племена называют «оживших мертвецов», людей, впавших по приказу колдуна в летаргическое состояние. Спустя некоторое время они поднимаются и начинают двигаться, как автоматы, слепо выполняя команды человека, который всецело подчинил себе их волю. В ходе следствия было проведено три психолого-психиатрические экспертизы. Почему ритуальные убийства — жертвоприношения совершаются долго, с длительными мучениями жертвы, с особой жестокостью? Потому что проводящий ритуал от страданий жертвы ожидает усиления своей «магической силы» и магических возможностей.

При расследовании таких аномальных, нетипичных уголовных дел следователям необходимо знать группу риска

(возможных потерпевших), виктимные факторы, знать распространенные методы воздействия руководителей сект на новичков, привлекаемых в секту.

Группа риска. Виктимные качества потерпевших, которые привлекают организаторов ритуальных действий или деструктивных сект:

1) низкая самооценка, у включенных в секту ее еще более снижают, усиливая мысли о греховности. В секте активизируется паническое ощущение беспомощности, ощущение «пешки». Но рядом всемогущий Лидер, Учитель, который защитит.

Если вовлекаемый в секту — «омега», то лидер секты — «альфа». Многие лидеры сект страдали сильным комплексом неполноценности. В детстве они были замкнутыми и одинокими детьми. Эти люди жаждут не только материальных благ, но и внимания и власти. Власть как наркотик, и лидеры сект приобретают зависимость от власти, им необходимо все больше и больше власти. Они психически неуравновешенны и сами начинают верить в то, что пропагандируют, они действительно считают себя «Богом», «Мессией», «гуру» или просветленным Учителем [3, с. 68—69].

Власть лидера абсолютна. Каждый человек в секте запрограммирован останавливать все «негативные» мысли о лидере, доктрине или организации. Процесс остановки мыслей запускается всякий раз, когда член секты считает, что кто-то ставит под сомнение общественную значимость его группы и групповой миссии, критикует группу или подвергает сомнению;

2) активируется чувство вины, для этого применяются систематические исповеди; полученная информация используется для дальнейшей активизации чувства вины;

3) страхи, фобии, которые активируются.

Фобии — навязчивое состояние страха.

а) Самая распространенная — ожидание «конца света». Этот страх систематически поддерживается «мессией», он же и отодвигает им же ранее «установленные» даты. Заполняются хранилища на случай конца света, все члены секты считают себя «армией Господа».

б) Прививается фобическая реакция

на мысль о выходе из секты. Данные фобии связаны с одной из основных, базовых потребностей человека- потребности в безопасности. Фобии возникают в результате травмирующего жизненного опыта. Фобии лишают свободы выбора. Принадлежность к секте дает иллюзию защищенности;

4) повышенная внушаемость;

5) аддиктивность как склонность к зависимому поведению;

6) слабый тип нервной системы;

7) несовершеннолетний возраст (когда сознание еще не полностью сформировано) или пожилой возраст (когда нарушаются функции сознания);

8) низкий уровень образования и культуры, который влечет снижение способности к критическому восприятию информации.

Вербовщик получает как можно больше информации о вербуемом, чтобы узнать, на какие «кнопки» нажать, чтобы затянуть человека в секту. Хороший вербовщик умеет «задеть за больное» и эффективно воздействовать на человека через его слабые места. Слабым местом могут быть проблемы с любимым, родителями, членами семьи, в школе, в университете, на работе, смерть родного или близкого человека, переезд в новый город.

Термин «промывание мозгов» возник в 1950-е годы. В сентябре 1950 года вышла статья Эдварда Хантера, в которой использовался термин «Тактика промывания мозгов». К методам, используемым в Китае для «промывания мозгов», относились жестокие условия физического ограничения и социального отчуждения. Позднее разрабатывались методы, которые бы разрушили бы индивидуальность человека и его способность в отношении обработки и запоминания информации, в отношении сохранения нравственных ценностей. Методы включали: доведение людей до животного состояния путём лишения сна, частичного сенсорного лишения, психологического преследования, внушения вины, группового социального давления. Это особенно эффективно при апеллировании к националистическим или религиозным чувствам, в условиях низкой образованности населения и ограниченного доступа к независимым СМИ. В 60-е годы техники «промывания мозгов» или «управления сознанием» совершенствовались.

Первый этап воздействия: при

первых контактах «насадить на крючок» через «бомбардировку любовью» — окружить заботой, добротой, показать светящиеся счастливые лица, использовать поглаживание, объятия, улыбки. Первое время после вступления в деструктивную секту человек, как правило, переживает состояние эйфории. Это фаза «медового месяца», на которой бомбардируют любовью, окружают заботой и вниманием.

Второй обязательный момент: изоляция, чтобы вырвать жертву из привычного окружения, дезориентация во времени и пространстве.

Один из методов — ограничения доступа к независимым источникам информации. Многие из этих методов часто используются в обыденной жизни в сфере рекламы, политики, образования, в общественных и семейных взаимоотношениях. Техники отрабатывались в новых религиозных движениях в 1960-х годах, когда молодым людям сделали «промывание мозгов», изолируя их от их родственников и друзей, устраивая программу лишения сна (встречи с наставником в 3 часа утра) и устанавливая практику громких и повторных пений.

Нужно лишь несколько минут полной изоляции, чтобы возникло беспокойство, лишь несколько часов, чтобы появились галлюцинации.

Если вы пришли на собрание не один, а с другом, то первым признаком того, что вы находитесь в деструктивной секте, послужит то, что вас постараются под любым предлогом рассадить. Обычно это делается незаметно: один из членов деструктивной секты вступает в беседу с вашим приятелем, а другой в это время начинает задавать вопросы вам. Ни в коем случае нельзя не расставаться с другом, нужно быть все время вместе [3, с.48, 50].

Третий этап воздействия: ставится задача отключить сознание, активировать бессознательное. Когда призывают «отключить» ум, человек уже находится в опасности.

Для этого применяются следующие техники:

1) прыжки, хороводы, вращения, ритмичные движения, хлопки руками в течение определенного времени;

2) ритмичные песнопения, мантры, молитвы (минимальное число прочтений — 7-8, оптимальное для воздействия от 12

раз), включают лингвистическое программирование, медитативная музыка с монотонно усыпляющей мелодией, при этом происходит подмена понятий и перевод на другую лексику;

3) возможно применение психотропных веществ, алкоголя, галлюциногенов, слабых наркотиков, вызывающих расслабление и затуманивание сознания;

4) лишение нормального сна, программы лишения сна (например, встреча с наставником в 3 часа);

5) резко изменяется режим приема пищи и рацион питания. Особая диета — вегетарианство, отказ от сахара и соли; голодание; посты; либо строгое вегетарианство при избыточном потреблении сахара, создающего у членов секты ощущение «подъема»;

6) создание состояния хронической усталости от непосильной работы;

7) усиление навязчивых страхов — по поводу близкого конца света;

8) изоляция от внешнего мира, запрет на общение с семьей, на просмотр телевизора, запрет на получение информации извне, т.е. контроль и ограничение поступающей информации;

9) контроль мыслей, контроль эмоций, контроль поведения;

10) строгий режим, моления — до 65 часов в неделю;

11) изменение ориентации во времени. Например, навязывается новое летоисчисление, где начальной точкой является дата зачатия или рождения Мессии, Учителя.

Осознание «Я» начинается с 3 лет, в последующие годы ребенок в ходе социализации учится гармонично взаимодействовать с другими людьми, учится определять свои истинные цели и не идти на поводу у «манипуляторов». Целью воздействия в деструктивной секте является отказ от собственного «Я», своей системы ценностных ориентаций, приоритетов, целей и своего жизненного пути. «Я» полностью подчинено МЫ или лидеру (Гуру, мессии, Учителю). Происходит приобретение групповых стереотипов мышления с потерей самоидентификации и формированием зависимости.

Дети родителей, вступивших в деструктивную секту, часто воспитываются «коммуной» и им только изредка разрешают видеться с родителями. Детей учат хранить верность и преданность лидеру

секты или группе, а не родителям. Часто они не получают образования. Так же, как и их родителям, им внушают, что мир за стенами группы чудовищен и враждебен. В некоторых группах провинившихся детей подвергают телесным наказаниям и запугиванию. В секте Дэвида Кореша детей принуждали к сексуальным контактам [3, с. 68].

Обстановка и средства, которые используются: 1) за городом, отрыв от семьи; 2) «магический круг»; 3) пламя костра, пламя факелов.

Четвертый этап после снятия контроля сознания — перепрограммирование:

1) внедрение бредовых идей (сделать из людей бесполых ангелов путем ампутации половых органов);

2) подмена понятий (любовь ^ групповой секс; Иисус пострадал, значит счастье — в страдании...);

3) неправильное восприятие мира — измененная система ценностных ориен-таций;

4) смена имени;

5) другая лексика, на которой легко общаться с сектантами, но трудно с друзьями и родными;

6) приемы нейролингвистического программирования.

Осуществляется изменение половой роли и правил полового поведения: стать бесполым ангелом, отказ от половой жизни («невесты Христа») или наоборот, отказ от ограничений и запретов. В некоторых сектах интимные отношения членов группы регламентируются лично Учителем.

Преподобный Сан Мюн Мун как минимум дважды отбывал наказание в тюрьме в Корее за отправление церковных обрядов с совершением половых актов [3, с.69]. В сектах скопцов и хлыстов реализовывалась бредовая идея о том, что человек должен быть подобен ангелу и стать бесполым существом, поэтому удалялись половые органы.

Самоистязание — это насаждение и культивирование садомазохизма. Унизительные поручения руководителей секты воспринимаются как вид «мученичества» (например, сбор пожертвований).

Для стратегий манипулятивного психологического воздействия в деструктивных сектах и новых религиозных учениях характерна нацеленность на формирова-

ние виктимных качеств, социально-дезадаптирующих индивида; служащие самоуничижению и самодискредитации личности; навязывающие заведомо негативную самооценку; формирующие нефоку-сированное и необоснованное чувство вины и психологическую зависимость перед лидером секты, формирующие установку к отказу от нормального поло-ролевого функционирования, формирующие установку на позитивное эмоциональное состояние при любых личных контактах, что обеспечивает социально-благоприятный имидж членов секты; некоторые установки способствуют возникновению выученной беспомощности индивида.

Происходит психологическое перепрограммирование человека, реформирование его сознания и рождение новой личности. Для этого используются такие основные приемы, как контроль поведения, контроль мыслей, контроль эмоций и контроль поступающей информации [3, с.37—39].

Приведем отрывок из заключения экспертов по делу о сектантах-пятидесятниках, в котором эксперты отвечая на вопрос, как отразилось на детях участие в деятельности секты и соблюдение ими религиозных обрядов, отметили следующее: «Обследовано 30 детей сектантов. Они резко отстают от своих сверстников в физическом и психическом развитии. Обнаруживают эмоциональную неустойчивость (замкнутость, плаксивость, пугливость), узкий кругозор, примитивность суждений. Не посещают кино, театров, культурных и спортивных мероприятий. На молениях испытывают страх. Исполнение обрядов, сопровождаемых плачем, криками и трясками верующих, глубоко расстраивает легко ранимую нервную систему ребенка, длительное пребывание в этой обстановке приводит к психическому истощению детей. Сектанты воспитывают своих детей в духе религиозного фанатизма, в постоянном страхе, о чем свидетельствует и содержание таких гимнов, как «День великий, страшный близко», «Расстанутся дети и родители». Участие несовершеннолетних в сборищах и молениях, соблюдение ими обрядов этой секты пагубно влияет на физическое и психическое развитие детей, приводит к ограничению их кругозора, задержке в развитии интеллекта и уродливому формированию личности» [2].

Пятый этап: удержание в секте.

Почему рядовые члены секты поддерживают деструктивные действия руководителей, совершающих действия, которые идут вразрез с нравственными нормами?

1) В секте поощряется слежка за другими участниками: объединение по парам по системе «приятельства» для наблюдения и контроля; доносительство лидеру об отклоняющихся от (культовых доктрин) мыслях, чувствах и действиях (поступках);

2) Групповой конформизм. Когда человек поддается влиянию всеобщего действия и начинает вести себя вовсе не так, как делал бы это в одиночку, он проявляет групповой конформизм. Зигмунд Фрейд писал, что эволюция толпы базируется на побуждении людей поступать так же, как остальные, чтобы «быть в гармонии с большинством», участникам группы свойственно следовать за лидером и отождествляться с ним.

Милгрэм не только выяснил, что люди демонстрируют подчинение авторитету, но и выяснил условия, вызывающие подчинение. Это эмоциональное отстранение от жертвы, близость к легитимному авторитету и престиж авторитета. По мнению Милгрэма, для устранения или уменьшения такого противоречия «многие испытуемые начинали давать жертве резко отрицательную и заниженную оценку, стараясь оправдать жестокие действия, которые они совершали против нее. Решившись действовать против жертвы, испытуемые вынуждены рассматривать ее как малоценную личность, чье наказание неизбежно из-за дефектов интеллекта и характера самой жертвы» [4].

3) Материальная зависимость от секты, когда отдают секте все имущество, возникает безысходность.

4) Оказывается внушающее воздействие: если уйдешь, с тобой случится беда.

Последствия пребывания в сектах.

Привитые в секте фобии, которые находятся в подсознании в виде фиксированных установок, могут стать «бомбами замедленного действия». Человеку, который в секте был отрезан от общества, очень трудно вернуться к обычной жизни. Поэтому некоторые снова возвраща-

ются в секты в поисках безопасности. Обычно это очень ранимые люди, которые в отсутствие психологического контроля секты ощущают себя брошенными на произвол судьбы.

Люди, страдающие фобиями, как и остальные жертвы деструктивных сект, панически боятся встречи с «внешним миром». Им кажется, что жизнь кончена и, чтобы избавиться от страданий, они думают о самоубийстве.

В некоторых оккультных сектах в подсознание людей вводят «программу самоуничтожения», которая должна сработать, если они покинут секту. После выхода из секты такие люди абсолютно убеждены, что их духовное тело распалось, и они постепенно умирают.

В первые месяцы после выхода из секты бывшие последователи страдают тяжелыми формами депрессии и видят жизнь в черном свете. Они замечают только плохое и трактуют все события только негативно. В секте наносится психическая травма, а затем сектанты переживают «посттравматический стресс».

При оказании им психологической помощи им нужно помочь осознать, что при всех негативных обстоятельствах они приобрели в секте жизненный опыт.

Бывшие члены сект крайне зависимы от чужого мнения. Они утратили самостоятельность мышления (свое «Я»), у них нет собственного мнения, они ждут руководства. Им нужно, чтобы кто-то их направлял. В секте за них думал лидер, а они были послушными исполнителями чужой воли, усмиряли гордыню, отказывались от собственного «Я», не имели своего мнения. В секте формируется полная зависимость от лидера и заниженная самооценка, человек утрачивает способность самостоятельно принимать решения.

Многих бывших членов сект мучают ночные кошмары, стыдятся того, что в секте занимались мошенничеством, проституцией и продажей наркотиков.

«Перепрограммирование» нередко приводит к нарушению целостности психики, к развитию психических расстройств. «Живые боги» и «пророки» страдают психическими отклонениями и искренне верят в реальность собственных видений и галлюцинаций [3, с. 14].

Характерные признаки шизофрении — слуховые, зрительные и тактильные галлюцинации (народное выражение — «напился до чертиков»); голоса, разговаривающие между собой в голове или приказывающие, диктующие человеку, что ему следует сделать; спутанность или нелогичность мыслей; бредовые идеи (например, «создание армии зомби» из убитых им людей — у Арсена Байрамбекова). Фундаментальные бредовые идеи: величия (мистический бред, бред мессианства, бред реформаторства), преследования и воздействия (бред колдовства), ипохондрические и вины (бред греховности и одержимости) [5, с. 27].

Религиозно-архаический бредовой комплекс отражает искаженные болезненным процессом религиозно-мистические переживания и включает религиозный (бред мистический, мессианства, реформаторства, греховности) и архаический (бред колдовства, одержимости) компоненты. «Наиболее брутальные формы — физическая агрессия и гомицидное поведение чаще всего наблюдаются при бреде колдовства» [5, с. 29]. На основе бредовых идей строятся ритуалы. Возможны такие психические расстройства, как шизофрения, гомицидомания и па-рафилии (некрофилия, некрофагия, педофилия).

Категория «религиозное помешательство» (paranoia religiosa) была описана В.П. Сербским в 1906 году. Синдром включал зрительные и слуховые галлюцинации религиозного содержания и религиозный бред о божественном призвании. Мужчины чаще отождествляли себя с пророками, женщины — с Христовыми невестами, поведение соответствовало фабуле бреда [6]. Э. Блейлер утверждал, что религиозное помешательство, «религиозные психозы» встречаются при всех психических заболеваниях, но чаще при шизофрении [1].

Содержание бреда отражает не только культуру определенного времени и значимые общественно-политические события, но и те особенности общественной жизни, которые обычно не освещаются прессой, а также господствующие страхи и суеверия, агрессивное возрождение религии, древних ритуалов и язычества [7].

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Блейлер Э. Руководство по психиатрии / пер. изд. А.С. Розенталь. — Берлин: Изд-во «Врач», 1920. — 536 с.

2. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза. - М., 1977. - 57 с.

3. Лири Т., Стюарт М. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. Под ред. И. Митрофановой. Перевод с англ. — «Janusbooks», С-Пт: «Экслибрис», 2002. — 224 с. URL:http://www.leary.ru/books/cult/(дата обращения: 25.01.2018).

4. Милгрэм С. Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль. Изд. Альпина Диджитал, 1974; Милгрэм С. Как хороший человек становится негодяем. Эксперименты о механизмах подчинения. Индивид в сетях общества. АСТ, 2017. — 320 с.

5. Пашковский В.Э. Религиозно-архаический бредовый комплекс (психопатология, нозологическая принадлежность, терапевтическая динамика): автореф. дис. ... докт. мед. наук. Спб., 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Сербский В.П. Руководство к изучению душевных болезней. — М.: Студ. мед. изд. комис. им. Н.И. Пирогова, 1906.

7. Цой Р.А., Сим И.В., Молчанова Е.С. Отражение исторических событий в клинической картине параноидной шизофрении // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2017. — T. 9, № 1(42). — URL: http://mprj.ru (дата обращения: 25.01.2018).

REFERENCES:

1. Bleyler E. Rukovodstvo po psikhiatrii / per. izd. A.S. Rozental'. — Berlin: Izd-vo «Vrach», 1920. — 536 s.

2. Kochenov M.M. Sudebno-psikhologicheskaya ekspertiza. — M., 1977. — 57 s.

3. Liri T., Styuart M. Tekhnologii izmeneniya soznaniya v destruktivnykh kul'takh. Pod red. I. Mitrofanovoy. Perevod s angl. — «Janusbooks», S-Pt: «Ekslibris», 2002. — 224 s. URL:http://www.leary.ru/books/cult/(data obrashcheniya: 25.01.2018).

4. Milgrem S. Podchineniye avtoritetu. Nauchnyy vzglyad na vlast' i moral'. Izd. Al'pina Didzhital, 1974; Milgrem S. Kak khoroshiy chelovek stanovitsya negodyayem. Eksperimenty o mekhanizmakh podchineniya. Individ v setyakh obshchestva. AST, 2017. — 320 s.

5. Pashkovskiy V.E. Religiozno-arkhaicheskiy bredovyy kompleks (psikhopatologiya, nozologicheskaya prinadlezhnost', terapevticheskaya dinamika): avtoref. dis. ... dokt. med. nauk. Spb., 2011.

6. Serbskiy V.P. Rukovodstvo k izucheniyu dushevnykh bolezney. — M.: Stud. med. izd. komis. im. N.I. Pirogova, 1906.

7. Tsoy R.A., Sim I.V., Molchanova Ye.S. Otrazheniye istoricheskikh sobytiy v klinicheskoy kartine paranoidnoy shizofrenii // Meditsinskaya psikhologiya v Rossii: elektron. nauch. zhurn. — 2017. — T. 9, № 1(42). — URL: http://mprj.ru (data obrashcheniya: 25.01.2018).

ИЛЬЮК Елена Вадимовна, к.ю.н., доцент, доцент кафедры уголовного права, ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации» (ИПК, 2 факультет, Екатеринбург). E-mail: Elena.ilyuk@mail.ru

Ilyuk E. V.

THE DESTRUCTIVE SECT

AS A "PSYCHOLOGICAL" PRISON

(METHODS OF INVOLVING

AND REFORMING CONSCIOUSNESS

IN DESTRUCTIVE SECTS)

There are victim qualities that increase the risk of being involved in the sect, and a proven technique of involving in a destructive sect. In the beginning, the "bombardment with love" takes place, then the subconscious is activated and consciousness is suppressed, the "I" of the person is suppressed, then the "reprogramming" of consciousness is carried out on the model of the "Teacher". Destructive sects and groups commit ritual murders, self-mutilation, commit suicide, commit crimes against property.

Keywords: Religious insanity, paranoia religiosa, ritual murders, destructive sects, consciousness management, brainwashing.

ILYUK Elena Vadimovna, Candidate of Law, Associate Professor, Moscow academy of the Investigative Committee of the Russian Federation. E-mail: Elena.Ilyuk@mail.ru

Дата поступления: 12.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.