Научная статья на тему 'Деструктивная сексуальность: философский аспект'

Деструктивная сексуальность: философский аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7984
1518
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКСУАЛЬНОСТЬ / ПСИХОАНАЛИЗ / ФРЕЙД / ВЛЕЧЕНИЕ / СЕКСУАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ / СЕКСУАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ / ИНСТИНКТ / АММОН / ДЕСТРУКТИВНОСТЬ / САДИЗМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлова Е. А.

Сексуальность рассматривается в статье как природный и социокультурный феномен, проводятся примеры трансформаций представлений общества от древних времен до современности о приемлемости отдельных проявлений человеческой сексуальности. Представлены философские взгляды сторонников психоаналитической парадигмы на проблему деструктивной сексуальности. Рассмотрен процесс становления сексуальности человека, особенности формирования сексуальных предпочтений, согласно теории З. Фрейда. В рамках описания механизма развития сексуальности отражены основные позиции психоанализа в отношении специфики выбора человеком сексуальной цели и сексуального объекта. В статье приводятся варианты отклонения от норм, которые становятся причиной развития сексуальности в извращенных формах. Представлена типология сексуальности Г. Аммона и классификация перверсий З. Фрейда. Приведены примеры отступления в отношении сексуальной цели и в отношении сексуального объекта. Рассмотрены типы перверсий с точки зрения их принадлежности к формированию деструктивной сексуальности. Представлена позиция психоанализа относительно феномена садизма как агрессивного компонента мужского сексуального влечения и как перверсии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деструктивная сексуальность: философский аспект»

Деструктивная сексуальность: философский аспект

Козлова Евгения Анатольевна,

аспирант, кафедра философии и мировых религий, Донской государственный технический университет, [email protected]

Сексуальность рассматривается в статье как природный и социокультурный феномен, проводятся примеры трансформаций представлений общества от древних времен до современности о приемлемости отдельных проявлений человеческой сексуальности. Представлены философские взгляды сторонников психоаналитической парадигмы на проблему деструктивной сексуальности. Рассмотрен процесс становления сексуальности человека, особенности формирования сексуальных предпочтений, согласно теории З. Фрейда. В рамках описания механизма развития сексуальности отражены основные позиции психоанализа в отношении специфики выбора человеком сексуальной цели и сексуального объекта. В статье приводятся варианты отклонения от норм, которые становятся причиной развития сексуальности в извращенных формах. Представлена типология сексуальности Г. Аммона и классификация перверсий З. Фрейда. Приведены примеры отступления в отношении сексуальной цели и в отношении сексуального объекта. Рассмотрены типы перверсий с точки зрения их принадлежности к формированию деструктивной сексуальности. Представлена позиция психоанализа относительно феномена садизма как агрессивного компонента мужского сексуального влечения и как перверсии.

Ключевые слова: сексуальность, психоанализ, Фрейд, влечение, сексуальная цель, сексуальный объект, инстинкт, Аммон, деструктивность, садизм

Введение

Изменения представлений научного сообщества о сексуальности прошли путь от признания этого феномена чисто биологическим до культурного понимания сексуальности и значительного расширения круга явлений, входящих в структуру сексуальности или имеющих к ней отношение.

Ученые, которые придерживались мнения о сексуальности как о чисто биологическом явлении, выражали уверенность во врожденности сексуальности, считая ее природно обусловленной. Сексуальная активность с такой позиции рассматривалась как одна из основных потребностей человека.

С появлением психоанализа значение сексуальности было переосмыслено. Сторонники психоаналитической теории признавали врожденность сексуального инстинкта, а также наличие прирожденной сексуальной конституции, направляющей сексуальность человека. Существенное отличие взглядов психоаналитиков на проблему сексуальности от биологизаторских подходов заключалось в том, что целью сексуальной активности теперь провозглашалось не репродукция человека, а получение чувственного удовольствия. Психоанализ отводит роль контролирующего органа при выборе форм удовлетворения сексуального инстинкта социуму. Общество пытается взять под контроль формы проявления и реализации сексуального влечения. Архаичная культура не предъявляла серьезных требований к моральному облику человека, в это время практиковались неупорядоченные сексуальные связи. Прогресс культуры и появление религиозных учений повлекли за собой утверждение множества моральных норм, ограничивших сексуальную свободу. Человек вынужден отказаться от сексуальных практик, неприемлемых в его культурном сообществе. Еще несколько столетий назад в высших сословиях инцест считался вполне допустимым явлением. В настоящее время в большинстве стран мира сексуальная связь между близкими родственниками осуждается и запрещена законом. Но уголовное наказание за подобные действия до сих пор не предусмотрено в некоторых высокоразвитых странах: Франция, Бельгия, Португалия.

Исследования феномена сексуальности всегда вызывали неоднозначную реакцию в научном сообществе. «Видимо, дело в том, что эта проблематика затрагивает самое интимное и болезнен-

гп Д

о о .п

о

о

Я

О о о

в

^

я

П ■о

ш д х

О"

е

и

о

о л

(Б д

О 00 О) X

в о

о сч

ю

О!

ное в человеке, прикасается к глубинам психики, в которые лучше иногда не заглядывать. Тезис «Загляни в себя и ужаснешься!» как нигде более применим к сфере сексуальности, которая тесно связана с потенциальным насилием и агрессией» [1].

Учение З. Фрейда с момента своего возникновения весьма проблематично вписывалось в принятые каноны научного знания. Однако, несмотря на столь строгую оценку со стороны ревнителей чистоты науки, фрейдизм все же был отнесен к сфере научного, а не метафизического знания [4].

Теория сексуальности

Психоанализ позволил в значительной мере расширить границы применения термина «сексуальность» и выйти за пределы лишь биологического его понимания. Представление о сексуальности как о стремлении к совершению полового акта в целях продолжения рода становится неактуальным после выхода в свет психоаналитических исследований.

Механизм формирования сексуальности подробно описан в работе З. Фрейда «Очерки по психологии сексуальности». Ученый опровергает общепринятое мнение об отсутствии у человека полового влечения в период раннего детства. Причину ошибки, допущенной научным сообществом в определении сроков пробуждения сексуальности, З. Фрейд видит в существовании инфантильной амнезии, скрывающей от человека воспоминания о самых ранних интимных переживаниях.

Процесс становления сексуальности занимает довольно длительное время и, согласно теории психоанализа, разделяется на несколько стадий.

У новорожденного половое влечение выражается в отношении единственного сексуального объекта - материнской груди. В это время еще не произошло отделения инстинкта приема пищи от сексуального инстинкта, ребенок еще не способен дифференцировать эти два влечения. Сексуальной целью в период младенчества становится как бы поглощение сексуального объекта.

Следующая фаза характеризуется преобладанием анальной эротики и проявлением склонности к садизму. В этот период отмечается борьба двух противоречивых чувств. «Влечение к овладеванию», проявляющееся в деятельности мускулатуры тела, является активным источником удовлетворения. Пассивным источником З. Фрейд называет слизистую оболочку кишечника. В связи между активной мускульной деятельностью и ростом сексуального возбуждения основатель психоанализа видит одну из главных причин возникновения садистского влечения. Инфантильная сексуальность на данном этапе своего развития зачастую проявляется в двух, казалось бы, взаимоисключающих желаниях, возникающих в отношении интересующего

объекта: сексуальном влечении и желании ударить.

Описанные выше фазы З.Фрейд называет пре-генетальными организациями, так как в оба эти периода генитальные зоны еще не приобретают первостепенного значения в испытываемом ребенком сексуальном влечении. Инфантильная сексуальность характеризуется тремя основными признаками: отсутствием сексуального объекта (автоэротичнстью сексуального влечения), использованием для достижения удовольствия раздражения какой-либо эрогенной зоны, присоединением к сексуальным проявлениям какой-либо жизненно важной функции организма.

Рассуждая о стремлении детей к познанию, З. Фрейд отмечает, что интерес к проблемам, затрагивающим сексуальную сферу, проявляется у детей поразительно рано: в возрасте 3 - 5 лет. Особое внимание при описании процесса инфантильного сексуального исследования ученый уделил явлению, названному им «кастрационным комплексом». Суть этого явления заключается в том, что как для девочек, так и для мальчиков новость о различии в строении мужских и женских половых органов становится причиной довольно сильных душевных терзаний. Девочки, уяснив это различие, испытывают дискомфорт, связанный с желанием быть мальчиком. З. Фрейд видит причину пренебрежительного отношения к женщинам со стороны многих мужчин в ощущаемом ими чувстве превосходства, связанном с наличием у них пениса.

В латентный сексуальный период в человеке формируются те качества, которые в дальнейшем будут отвечать за процесс торможения сексуальных влечений: чувства отвращения, стыда и сострадания. Формирование этих качеств, по мнению З. Фрейда, происходит у девочек раньше, чем у мальчиков, и встречает гораздо меньше внутреннего сопротивления. В процессе воспитания вырабатываются установки, способствующие ограничению сексуальной активности человека, и корректирующие его поведение с учетом существующих в обществе норм морали. З. Фрейд отводит воспитанию довольно скромную роль в этом процессе, признавая доминирующую позицию биологической предопределенности. В силу того, что в период инфантильной сексуальности еще не завершен процесс формирования ограничителей сексуального поведения, ребенок становится легкой мишенью соблазнителей и может без сопротивления согласиться на различные извращения, преждевременно получив сексуальный объект, в котором в этот период развития собственной сексуальности он совершенно не нуждается.

Для трансформации инфантильной сексуальности в ту окончательную форму, с которой человек будет жить всю жизнь, в человеческом организме происходит ряд изменений, объединенных понятием «половое созревание». К моменту наступления половой зрелости сексуальность человека имеет структуру, которая заметно отличается от инфантильной. Первое изменение связано

с поиском сексуального объекта среди других людей. Второй значимый момент - изменение сексуальной цели. Если раньше это было чувство наслаждения, то теперь это удовлетворение сексуального желания с конкретным мужчиной или конкретной женщиной. Третье изменение относится к предназначению сексуального влечения. В инфантильный период оно не служит функции продолжения рода, а во время половой зрелости становится нацеленным на репродукцию.

Деструктивная сексуальность

Последователь З. Фрейда Г. Аммон считал сексуальность одной из главных Я-функций, находящихся в бессознательной сфере. Всякое проявление сексуальности, согласно его теории, представляет собой некое отражение Я-идентичности. Г. Аммон утверждает, что сексуальность взаимосвязана с другими функциями, среди которых он выделяет агрессию, страх, а также внутренние и внешние ограничения. Развитие сексуальности происходит в условиях сосуществования и взаимовлияния этих функций. Специфика этого развития заключается в его группо-динамическом характере.

Г. Аммон выделял три разновидности сексуальности: конструктивную, деструктивную и де-фицитарную.

Конструктивная сексуальность - это стремление самодостаточной личности к объединению в союз с другой самодостаточной личностью с целью как телесного, так и душевного слияния. Г. Аммон сравнивает конструктивную сексуальность с симбиозом, при котором оба партнера стремятся к сохранению единства не только с целью удовлетворения биологических потребностей, но и для духовного общения, направленного на раскрытие уникальности партнера.

Дефицитарная сексуальность формируется в результате внутреннего запрета на сексуальную жизнь. В этом случае сексуальность как бы лишается воображения. У человека с таким типом сексуальности часто присутствует страх перед сексуальным контактом или даже перед прикосновениями. Дефицитраная сексуальность может проявляться в формах импотенции, фригидности или полного отказа от сексуальной активности. Одной из причин дефицитарной сексуальности можно считать давление на человека со стороны общества, связанное с навязыванием излишне строгих норм морали и преподнесением отказа от сексуальных отношений как доказательства соответствия эталонам высокой нравственности. «Репродуктивная функция и деторождение признаются необходимым благом практически всеми, однако проявление сексуальности расценивается как нарушение нравственности и морали» [6].

Деструктивная сексуальность - результат нарушения целостности Я-идентичности. Сексуальность в этом случае отделяется от общей модели поведения личности и преследует соб-

ственные цели. Человек с деструктивной сексуальностью может быть сконцентрирован исключительно на достижении физического удовольствия от сексуальной активности, состоящей в раздражении конкретной эрогенной зоны или в проявлении острого желания продемонстрировать свое сексуальное превосходство. Зачастую такой человек оскорбляет своими действиями партнера. В зависимости от специфики сексуальных желаний человека он предпочитает наносить телесные повреждения или моральные мучения своему партнеру.

Если конструктивная сексуальность является способом достижения близости, то деструктивная сексуальность - средство оградить себя от реального контакта, от личного общения.

Формирование представлений Г. Аммона о деструктивной сексуальности произошло под влиянием учения З. Фрейда об извращенной сексуальности (отклоняющейся от нормы). В «Очерках по психологии сексуальности» он привел классификацию сексуальных расстройств, разделив множество вариантов проявления сексуальных отклонений на две основные группы. Отклонения первого типа связаны с отступлением в отношении сексуального объекта, второго типа - в отношении сексуальной цели.

Выбор нестандартного сексуального объекта происходит, согласно теории З. Фрейда, двумя путями: или в виде полового влечения человека к людям одного с ним пола, или в форме предпочтения животных или незрелых в половом отношении лиц в качестве сексуального объекта.

По мнению З. Фрейда, существует две точки зрения на инверсию: патологическая и антропологическая. Он опровергает предположения о том, что инверсия является врожденным признаком нервной дегенерации. В качестве доказательств отсутствия связи между сексуальным влечением к лицам своего пола и дегенарцией З. Фрейд приводит ряд фактов: наличие инверсии у людей, не имеющих других существенных отклонений от норм; отсутствие нарушения работоспособности у инвертированных и высокий уровень развития интеллекта у многих из них. Также в качестве аргумента З. Фрейд приводит примеры, которые не позволяют применять термин «дегенерация» при характеристике инвертированных. Он пишет о высокой распространенности инверсии среди диких и примитивных народов и указывает на невозможность применения данного термина в силу того, что понятие «дегенерация» предполагает изначально высокий уровень развития цивилизации. Кроме того, З. Фрейд отмечает, что инверсия была достаточно частым явлением в сексуальной культуре древних народов, находящихся на высшей ступени своего развития.

В эпоху Просвещения мужеложество резко осуждалось, доказанный факт сексуального контакта между мужчинами мог стать основанием для казни обоих. Современная культура требует толерантного отношения к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Но сторонников резко негативного

гп Д

о о .п

о

О Я

О о о

в

^

я

П ■о

ш й X О"

О

о л

(Б й О 00 ш

X

© о

о сч

ю

О!

взгляда на проблему однополой любви все еще достаточно. В настоящее время существует множество неформальных общественных объединений, преследующих сексуальные меньшинства.

З. Фрейд признает, что психоанализу не удалось дать исчерпывающий ответ на вопрос о происхождении инверсии. Ученый ставит врожденность инверсии под сомнение. Он выражает уверенность в возможности прекращения инверсии с помощью гипнотического внушения.

Вторая группа сексуальных отклонений связана с отступлением в отношении сексуальной цели (перверсии). Нормальной сексуальной целью он называет «соединение гениталий в акте, называемом совокуплением, ведущем к разрешению сексуального напряжения и к временному угасанию сексуального влечения» [7].

В зависимости от формы проявления перверсии ученый выделяет два основных типа отклонений. Первый выражается в виде перехода за анатомические границы частей тела, предназначенных для полового контакта, второй проявляется как остановка на промежуточных отношениях к сексуальному объекту. Причину перверсий первого типа З. Фрейд видит в специфике психической оценки человеком выбранного сексуального объекта. Склонность человека ощущать сексуальное возбуждение от всего, что связано с предметом обожания, тенденция к ослаблению критической оценки поведения и физических качеств сексуального объекта способствует выбору различных частей тела для достижения сексуальной цели.

Практика использования во время сексуального контакта слизистых оболочек человеческого тела, не представляющих интереса для человека с нормальной сексуальностью, известна с древних времен. Для культуры Древнего Рима и Древней Индии это явление считалось вполне нормальным. Большинством религиозных учений резко осуждаются такого рода действия. В современном мире интерес к нетрадиционным формам сексуального контакта довольно высок, что подтверждает присутствие соответствующих сцен в большинстве порнографических роликов, размещенных в сети интернет.

З. Фрейд указывает на возможность выбора в качестве сексуального объекта таких частей тела человека, при помощи которых достижение сексуальной цели становится весьма затруднительным, а также неодушевленных предметов, имеющих связь с лицом, внушающим сексуальное влечение (фетишизм). Патологической такую сексуальную цель можно называть только в тех случаях, когда фетиш привлекает человека сильнее, чем нормальная сексуальная цель. Отмечаются случаи, когда связь между привлекательным в сексуальном плане человеком и фетишем, имеющим к нему отношение, полностью прерывается, и фетиш окончательно занимает место единственного сексуального объекта.

В средние века женский носовой платок был символом романтической любви и своеобраз-

ным фетишем. Но уже через пару столетий от этой традиции не осталось и следа. В настоящее время наиболее распространенными фетишами считаются нижнее белье, татуировки, БДСМ-атрибутика.

Перверсии, проявляющиеся в фиксации предварительных сексуальных целей, обоснованы влиянием на человека внутренних и внешних факторов, затрудняющих достижение нормальной сексуальной цели (импотенция; большие материальные затраты, необходимые для достижения сексуальной цели с конкретным лицом). Под воздействием таких факторов у человека проявляется склонность к задержке на подготовительных этапах к сексуальному акту. Таким образом формируются новые сексуальные цели, ограничивающиеся разглядыванием и ощупыванием.

Одним из видов деструктивной сексуальности можно назвать нарциссизм. З. Фрейд отводит ему место особенной стадии на пути трансформации аутоэротизма в объектную любовь. Деструктивную форму нарциссизм приобретает, когда неосознаваемая зависть и разочарование вызывают в человеке желание разрушать внешние объекты [5].

В эпоху Средневековья себялюбие резко осуждалось, обществом порицались люди, обращающие внимание окружающих на собственную особу. Эпоха Просвещения провозглашала эгоизм и любование собой не только допустимой, но и одобряемой формой поведения. В наши дни нарциссизм достиг небывалых масштабов распространения в обществе. Увлечение селфи-фото охватило весь мир.

К числу перверсий относится и страсть к подглядыванию. Патологический характер эта склонность приобретает лишь в тех случаях, когда она вытесняет нормальную сексуальную цель, а не выступает в качестве подготовительного этапа к сексуальному акту. Сдерживающим механизмом в случае с данной перверсией становится не только чувство отвращения, но и чувства стыда. Эти душевные силы пытаются не дать выхода сексуальному влечению за пределы допустимых обществом норм.

Наблюдение за сексуальными действиями других людей со стороны как форма удовлетворения сексуального влечения известно с древних времен. Древнегреческие театры предлагали публике зрелища, содержащие самые разнообразные извращения. Литературные источники подтверждают существование во все времена тайных комнат со специальным отверстием для подглядывания в публичных домах.

Все описанные выше формы сексуальных извращений могут быть расценены как проявления деструктивной сексуальности только с учетом их разрушительного воздействия на личность человека, страдающего тем или иным видом расстройства. Особенного внимания среди сексуальных отклонений заслуживает, несомненно, садизм. Ведь в случае с садизмом речь уже не идет о поиске комфортного для человека пути ограждения

себя от реального сексуального контакта или о совершении полового акта в специфических формах без ущерба для здоровья окружающих. Человек с садистскими наклонностями претендует на переход через границы личной безопасности сексуального партнера.

Психоаналитики уверены в неразрывной связи полового влечения и жестокости. Говоря о садизме, З. Фрейд подчеркивает необходимость разграничения представлений об этом явлении как об агрессивном компоненте мужского сексуального влечения и как о перверсии. Ученый признает существование агрессивной составляющей в сексуальности большинства мужчин, необходимой, по его мнению, для насильственного преодоления сопротивления женщины. З. Фрейд видит в действиях такого рода биологическое значение. Проблема агрессии рассмотрена в его работах «По ту сторону принципа наслаждения» и «Я и Оно» [8;9].

Форму сексуального расстройства садизм приобретает в том случае, когда достижение сексуального удовлетворения неразрывно связано с причинением сексуальному объекту страданий, насилием и желанием подчинить жертву. Мазохизм является разновидностью садизма и характеризуется направленностью на собственную личность. Удовлетворение при этой перве-зии возможно при ощущении физических и моральных страданий, источником которых становится выбранный сексуальный объект.

Особенность данной перверсии в сосуществовании в одном и том же человеке обеих форм расстройства. Человек, испытывающий влечение к терзаниям сексуального объекта, имеет склонность периодически играть роль жертвы. Пассивная и активная формы этого сексуального расстройства имеют место, таким образом, у одного и того же человека. Степень активности и уровень частоты садистских и мазохистских действий проявляются в зависимости от индивидуальных предпочтений человека, на основании чего можно сделать вывод о его принадлежности к активной или пассивной форме перверсии. Такое разграничение представляет собой всего лишь подтверждение преобладания одного из двух сексуальных проявлений, но не отрицает наличие противоположной склонности (менее выраженной).

Вся история существования человечества пропитана жестокостью. Во все исторические эпохи (начиная с античности и до наших дней) люди проявляют свои садистские наклонности, совершая поступки, выходящие за грань норм морали. В настоящее время психологи и психиатры обсуждают возможность исключения диагноза «садизм» из диагностических руководств. Отношение к садизму как к психическому или сексуальному расстройству устарело. Общество демонстрирует большую степень принятия и понимания. Видеоматериалы, содержащие сцены насилия, в том числе и сексуального, можно найти во всемирной сети в два-три клика. При-

чем с первых же минут просмотра подобных сайтов становится понятным, что число роликов, содержащих действия с применением жестокости, значительно превосходит количество видео в других категориях.

Заключение

Полное понимание феномена сексуальности не представляется возможным. Л.В. Жаров в своей работе «Сексуальность человека в пределах науки - что это такое?» пишет: «Дать исчерпывающее определение человеческой сексуальности - задача сложная и парадоксальная, ибо в этом случае предполагается, что науке более или менее ясен феномен самого человека» [2].

В философской антропологии человек рассматривается как определенная целостность. Проблематичным является момент определения места и роли сексуальности и ее извращенных форм в этой целостности.

Психоанализ внес существенный вклад в исследование проблемы сексуальности. Работы З. Фрейда и его последователей стали фундаментом для дальнейших научных разработок в этой области и дали толчок для более основательного философского осмысления феномена сексуальности.

Обширная психоаналитическая практика позволила сделать выводы о возможных путях развития сексуальности и особенностях формирования сексуальных предпочтений людей. Особое внимание в психоанализе уделяется развитию сексуальности с отклонением от норм, даются разъяснения причин возникновения извращенной сексуальности (как врожденных, так и социально обусловленных).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С позиций психоанализа, деструктивная сексуальность подразумевает использование партнера или компонентов своей сексуальности в качестве объекта эксплуатации. При этом признается возможность применения некоторой доли агрессии в отношении сексуального объекта в силу необходимости преодоления препятствий на пути к продолжению рода. Проявление жестокости в умеренных количествах считается вполне приемлемым. Садизм расценивается сторонниками психоанализа как перверсия только в том случае, когда человеком движет стремление причинить страдания партнеру.

Концепция З. Фрейда по сей день вызывает противоречивые суждения и оценки. Однако не подлежит сомнению та исключительная роль, которую венский мыслитель сыграл в становлении наук о человеке [3].

Рассмотренный материал позволяет сделать вывод о том, что психоаналитический подход к пониманию сексуальности сохраняет научную состоятельность и сегодня.

Литература

1. Жаров Л.В. Бисексуальная революция. -Ростов-на-Дону, 2003. - 282 с.

2. Жаров Л.В. Сексуальность человека в пределах науки - что это такое? // Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - №5. - С. 13-32.

гп Д

О

о .с

о

О Я

О о о

в

^

я

П ■о

ш й X О"

и

о

о л

(Б й о 00 ш

X

3. Залевский Г.В. К 150-летию со дня рождения Зигмунда Фрейда// Сибирский психологический журнал. - 2006. - №24 . - С.103-108.

4. Кондратьев В.Ю. Б.П. Вышеславцев и Л.С. Выготский: два взгляда на психоанализ З. Фрейда // Вопросы философии. - 2012. - №10. - С. 108-116.

5. Павлова О.Н. Цивилизационный феномен нарциссизма: векторы объективации в парадигме психоанализа // Вопросы философии. - 2010. - №6. - С. 20-32.

6. Светличная Т.Г., Мосягин И.Г., Губерниц-кая С.В. Сексуальная культура: мультидисци-плинарный подход к проведению исследований // Экология человека. - 2012. - №8. - С.19-24.

7. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. - Тбилиси, 1991. - 426 с.

8. Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения. - Тбилиси, 1991. - 397 с.

9. Фрейд З. Я и Оно. - М., 2014. - 864 с.

Destructive sexuality: the philosophical aspect Kozlova E.A.

Don State Technical University

Sexuality is considered in the article as a natural and sociocultural phenomenon, examples of transformations of the ideas of society from ancient times to the present about the acceptability of individual manifestations of human sexuality are carried out. The philosophical views of the supporters of the psychoanalytic paradigm on the problem of destructive sexuality are presented. The process of the formation of human sexuality, especially the formation of sexual preferences, according to the theory of Z. Freud, is considered. The description of the mechanism of development of sexuality reflects the main positions of psychoanalysis regarding the specifics of a person's choice of a sexual goal and sexual object. The article provides options for deviations from the norms that cause the development of sexuality in perverted forms. A typology of sexuality is presented. G. Ammon and the classification of perversions of Z. Freud. Examples of derogations are given in relation to a sexual purpose and in relation to a sexual object. The types of perversions from the point of view of their belonging to the formation of destructive sexuality are considered. The position of psychoanalysis regarding the phenomenon of sadism as an aggressive component of male sexual desire and as perversion is presented.

Keywords: sexuality, psychoanalysis, Freud, attraction, sexual

goal, sexual object, instinct, Ammon, destructiveness, sadism References

1. Zharov L.V. Bisexual revolution. - Rostov-on-Don, 2003 .-- 282

p.

2. Zharov L.V. Human sexuality within science - what is it? //

Humanitarian and social sciences. - 2009. - No. 5. - S. 13-32.

3. Zalevsky G.V. On the 150th anniversary of the birth of Sigmund

Freud // Siberian Psychological Journal. - 2006. - No. 24. - S. 103-108.

4. Kondratiev V.Yu. B.P. Vysheslavtsev and L.S. Vygotsky: two views on the psychoanalysis of Z. Freud // Problems of Philosophy. - 2012. - No. 10. - S. 108-116.

5. Pavlova O.N. The civilization phenomenon of narcissism: the vectors of objectification in the paradigm of psychoanalysis // Problems of Philosophy. - 2010. - No. 6. - S. 20-32.

6. Svetlichnaya T.G., Mosyagin I.G., Gubernitskaya S.V. Sexual

culture: a multidisciplinary approach to research // Human Ecology. - 2012. - No. 8. - S.19-24.

7. Freud Z. Essays on the psychology of sexuality. - Tbilisi, 1991 .--

426 p.

8. Freud Z. On the other side of the principle of pleasure. - Tbilisi,

1991 .-- 397 p.

9. Freud, Z. I and It. - M., 2014 .-- 864 p.

© о

0 сч

ю

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.