Научная статья на тему 'Дестинация в системе туризма'

Дестинация в системе туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1172
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТИНАЦИЯ / ТУРИЗМ / ИНФРАСТРУКТУРА / ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МЕСТНОСТЬ / РЕСУРСЫ / ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гитиномагомедова Хадижат Магомедовна, Гитиномагомедов И.М.

В статье рассматриваются различные подходы к формированию и содержанию понятия дестинация (туристическая местность) её значению и перспективам в региональной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дестинация в системе туризма»

Гитиномагомедова Хадижат Магомедовна

К.э.н. ДГУ Г. Махачкала

Гитиномагомедов И.М.

Магистр 2 курса ДГУ

Дестинация в системе туризма

Аннотация: В статье рассматриваются различные подходы к формированию и содержанию понятия дестинация (туристическая местность) её значению и перспективам в региональной экономике.

Ключевые слова: дестинация, туризм, инфраструктура, туристические предприятия, местность, ресурсы, транспорт.

Gitinomagomedova H.M., Gitinomagomedov I.M. Destination in tourism system

Abstract: In article various approaches to formation and the content of concept a destination (the tourist district) to its value and prospects in regional economy are considered.

Key words: destination, tourism, infrastructure, tourist enterprises, district, resources, transport

Развитие туризма играет важную роль в решении экономических, социальных проблем любой страны, обеспечивая существенные поступления в бюджет, способствуя успешной деятельности организаций малого и среднего бизнеса, обеспечивая доход занятых в этой сфере граждан. Вместе с этим туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами.

Туристическая система состоит из двух взаимодействующих компонентов: субъекта (туристы) и объекта туристической деятельности: туристические ресурсы, инфраструктура, туристические предприятия. [2] (рис.1).

Рис.1. Туристическая система

Отдельную подсистему компонента «объект туристической деятельности», образует «туристическая дестинация». Очевидно, что как направление, цель туризма дестинация занимает ключевую позицию, [7] (рис.2), привлекая туристов, мотивируя визит и таким образом активизируюя всю туристскую систему.

РЕГИОН ПОСТОЯННОГО

ПРЕБЫВАНИЯ -<-*

перемещение

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ

Пребывание и деятельность

возвращение

Рис.2. Передвижение туристов в туристической системе

В России понятие «туристическая дестинация» введено в оборот сравнительно недавно и за-имственно из английского языка, что буквально означает туристичекое место назначение (Destination - предназначение, базовый). В зарубежных научных кругах данное понятие используется с 1980 года. Тогда впервые он был введен в терминологический оборот ученым Н. Лайпером. Однако, различными авторами, как зарубежными так и отечественными, «туристическая дестинация» трактуется неоднозначно (см. табл. 1).

Таблица 1

Определения понятия «дестинация», предлагаемые зарубежными и отечественными авторами [4].

Автор определение

В зарубежной литературе

П.Пирс Это место посещение от которого оставляет у туристов различные впечатления, эмоции, опыт

К.Каспар Это пункт «кристаллизации туристического спроса»

Н.Лейпер Географическая территория обладающая привлекательностью для туристов

В отечественной литературе

М.А. Морозов Территория, предполагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребности туриста и удовлетворяют его спрос на перевозку, ночевку, питание, развлечения и т. д.

Т.А. Себекина Место, имеющее реальную или умозрительную границу (физическую, политическую, географическую, рыночную): страна, область, остров и т.п., которое посещают туристы с определенной целью.

А.Ю.Рябухов Дестинацией могут выступать либо местность, либо сооружения, обладающие туристическим потенциалом, т.е. это то, что турист выбирает для своего посещения и что продают производители услуг.

С.С. Николаев Под сформировавшейся туристической дестинацией понимается некая социально-географическая местность (место, регион, город, деревня), которую конкретный турист или целый сегмент туристического спроса выбрал в качестве цели поездки.

Можно заметить, что при многообразии определений, авторами все же выделяются четыре существенных аспекта, характеризующие туристическу дестинацию:

Территориальный - понятие туристическая дестинация основана на критерии «привязанности» ее территории к конкретной географической местности, и по направлению к которому премещаются туристы.

Экономический - туристическая дестинация предполагает наличие «туристического спроса». Туристическая дестинация - это товар, имеющий свою потребительную стоимость, выступающий в качестве объекта рыночных отношений, который ведет в конечном итоге к формированию своего рода экономического пространства. [3].

Социальный - это некоторая социально-экономическая местность, которая одновременно является жизненным пространством местного сообщества.

Управленческий - это объект управления, подразумевающий наличие субъектов управления.

Таким образом, туристическую дестинацию можно обозначить как географическую точку (страну, регион, город, поселок - территория, имеющая определенные границы) которая привлекает туристов, и в которую они регулярно направляются, именно из-за созданной в ней возможности потреблять туристский продукт. Следует уточнить, что понимается под туристическим продуктом - это комплекс работ, услуг, товаров, необходимых для удовлетворения потребностей туристов в период его туристического путешествия. От его потребления, туристическая дестинация получает приличные результаты в разных сферах своего хозяйства - финансовые, социальные, культурные, но при этом сохраняет свои туристские ресурсы на долгие годы. Территория туристической дестинации включает в себя всевозможные удобства, средства обслуживания и услуг для обеспечения всевозможных нужд и потребностей туристов, другими словами, она включает в себя наиболее важные и решающие элементы туризма, необходимые для туристов.

Каждой дестинации свойственны свои собственные черты, но все же можно выделить и четыре общие [1].

1. Дестинация представляет собой совокупность следующих компонентов:

-достопримечательность (природные богатства или созданные человеком, т.е. то, что побуждает туриста совершать путешествие);

-удобства (размещение, питание, развлечения, а также розничная торговля и другие предприятия сферы услуг);

-доступность (Для туристов важна не только физическая доступность дестинации, т.е. внешние транспортные связи с ней, но и наличие развитых внутренних транспортных связей);

-вспомогательные службы, которые предоставляют такие услуги, как реклама дестинации, координация и управление ее развитием, предоставление населению и организациям необходимой информации и услуги по резервированию, обеспечению оборудованием, обеспечение дестинации руководящим персоналом.

2. Дестинация представляет собой культурную ценность: посетители должны считать дестина-цию привлекательной и заслуживающей времени и денег, потраченных на путешествие.

3. Дестинация неразделима, т.е. туристский продукт потребляется там, где он непосредственно производится, и, чтобы его испытать, туристы должны физически присутствовать в дестинации.

4. Услугами и удобствами дестинации пользуются не только туристы, но и другие люди: местные жители и работники данной дестинации.

Немаловажно различать понятия "туристская дестинации" и "курорт". Туристская дестинация это более широкое понятие, чем курорт; это регион, который нас больше всего привлекает (например, Западная Европа это "туристская дестинация", а Лазурный берег курорт).

Для того чтобы географическая точка стала туристической дестинацией необходимы пять усло-вий[8]:

1) входящие ресурсы для развития туризма;

2) местная среда, благоприятствующая туризму;

3) соответствующая международная среда;

4) привлекательный туристский продукт;

5) конкретные положительные результаты существования туристской дестинации.

Если говорить о входящих ресурсах, то здесь имеются в виду инвестиции (местные или внешние), предпринимательские инициативы в сфере туризма местных жителей, наличие людей, квалификация которых позволяла бы им работать в туризме. То есть необходимы доказательства того, откуда и с какими ожиданиями приедут туристы и в эту географическую точку. Не следует путать входящие ресурсы с природными условиями. Она останется невостребованной, если входящие ресурсы в дефиците.

Кроме входящих ресурсов для создания и развития туристской дестинации необходимы соответствующие местная и международная среда. И та и другая состоят из местных и международных политических, экономических, правовых, культурных и экологических условий.

О четвертом условии развития туристской дестинации - наличии туристского продукта. Он создается и развивается благодаря входящим ресурсам и среде, но сам по себе продукт не окончательная цель.

Было бы ошибочным полагать что туристские ресурсы (природа, инфраструктура, материальная база, транспортная доступность, гостеприимство населения) уже достаточны, что бы просто привлечь туристов. Необходимо просчитать то, какими должны быть результаты развития дестинации: создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие туристического бизнеса, роста местной экономики, улучшения экологических условий, уменьшение прошлых и нынешних негативных последствий развития туризма (стихийное строительство, уничтожение местного ландшафта). Только тогда туристская дестинация может развиваться в нужном и полезном для всех направлении.

Дестинации в огромной степени подвержены различным внешним и внутренним воздействиям [6]. (см. рисунок 3).

Множество факторов влияет на жизненный цикл туристических дестинаций [5]. Его цикл сходен с циклом развития любой системы, который включает в себя несколько стадий: зарождение (возникновение), рождение, рост, насыщение, спад, исчезновение либо возрождение.

26

Многие туристские дестинации в своем развитии проходят все стадии от зарождения до исчезновения, а затем осуществляется возрождение на новой основе. На цикл развития дестинации могут влиять различные факторы, например развитие транспортной сети. Так, с развитием железнодорожного транспорта близлежащие к местам проживания туристов курорты стали менее привлекательны и уступили место удаленным морским курортам. Развитие авиационного транспорта снизило привлекательность местных морских курортов и способствовало развитию удаленных экзотических де-стинаций.

Рис. 3. Внутренние и внешние факторы туристических дестинаций

«Создание туристического кластера - это не только довольно хлопотное дело - строительство объектов и инфраструктуры обслуживания туристов, подготовка высококвалифицированных специалистов обслуживающего персонала для туристических объектов, но и большая подготовительная разъяснительная и заинтересовывающая работа по обеспечению доброжелательного отношения к приезжим туристам местного населения.» [9, с. 53]

Во всех традиционных туристских регионах имеется тенденция к концентрации туристских дестинаций вблизи наиболее развитых промышленных и культурных центров. Это отрицательно влияет на развитие других территорий. Последние довольствуются эксплуатацией рыночных ниш, которые, из-за неизменной экономии, обусловленной ростом масштабов производства, находятся вне интересов крупнейших дестинаций.

Поэтому будущее дестинаций во многом будет зависеть от туристской политики, ориентированной на инновации. Такая политика должна помочь расширить жизненный цикл туристских продуктов и услуг и достигнуть постоянных показателей роста.

Список использованной литературы

1. Боголюбов В.С. Экономика туризма.- М.:Академия, 2005 - 192 с.

2. Горохов А.Ф. Туристическая дестинация в системе туризма//«Бренд-менеджмент» издательского дома «Гребенников».- №3(46) 2009.

3. Джанджугазова Е.А. - Маркетинг туристических территорий, М.- 2006 г.

4. Машкович Е.А. Оценка понятия «туристическая дестинация» в контексте современной туристики.//Известия Иркутской государственной экономической академии, 2007 г. №6.

5. Новиков В.С. Характерные черты туризма XXI века - устойчивое и инновационное развитие. http://www.intacadem.ru/content/view/272/261/1/2/

6. Райхъ Фрида Менеджмент туристических дестинаций frieda.raich@eurac.edu.

7. Саранча М.А., Кусков А.С. Эволюция подходов к исследованию территориальных туристско-рекреационных систем//Вестник удмуртского университета. - 2011 г. Вып. 3.

8. Христова Т. Туристская дестинация: зеленый свет кластеру// «Дагестан» .- 2011, №9(72).

9. Багомедов М.А. Абасова Х.У. Туристско-рекреационный комплекс как новая специализация региона // Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2010, №4, с.52-55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.