Научная статья на тему 'Дестигматизационные программы: индивидуальный и семейный уровни'

Дестигматизационные программы: индивидуальный и семейный уровни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
130
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТИГМАТИЗАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / УРОВНИ СТИГМАТИЗАЦИИ / DESTIGMATIZATION PROGRAMS / LEVELS OF STIGMATIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лукина Нелли Петровна, Слободская Анастасия Валерьевна

Массовое распространение практики стигматизации в современном обществе приводит к необходимости не только создания, но и анализа программ ее нейтрализации. Для этого необходимо рассмотреть и проанализировать существующие на сегодняшний день дестигматизационные программы. В ходе анализа были выявлены и проанализированы два уровня дестигматизационных программ, каждый из которых имеет свою направленность и специфику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESTIGMATIZATION PROGRAMS: INDIVIDUAL AND FAMILY LEVELS

Mass distribution of stigmatization practice in modern society leads to the necessity of not only creating but also analysis of its neutralization programs. This requires considering and analyzing currently existing destigmatization programs. During the analysis two levels of destigmatization programs have been defined and analyzed, each of which has its orientation and specificity.

Текст научной работы на тему «Дестигматизационные программы: индивидуальный и семейный уровни»

ДЕСТИГМАТИЗАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И

СЕМЕЙНЫЙ УРОВНИ

Лукина Нелли Петровна

д-р филос. наук, профессор кафедры гуманитарные проблемы информатики Национального исследовательского Томского государственного университета,

РФ, г. Томск E-mail: lukinapv@rambler. ru Слободская Анастасия Валерьевна магистрант кафедры гуманитарных проблем информатики Национальный исследовательский Томский государственный университет, РФ, г. Томск

E-mail: sloboda91@,sibmail.com

DESTIGMATIZATION PROGRAMS: INDIVIDUAL AND FAMILY LEVELS

Nelli Lukina

doctor of philosophical sciences, professor of the Department of Humanitarian Problems of Informatics, National Research State Tomsk University, Russia, Tomsk

Anastasia Slobodskaya

master's degree student of the Department of Humanitarian Problems of Informatics,

National Research State Tomsk University, Russia, Tomsk

АННОТАЦИЯ

Массовое распространение практики стигматизации в современном обществе приводит к необходимости не только создания, но и анализа программ ее нейтрализации. Для этого необходимо рассмотреть и проанализировать существующие на сегодняшний день дестигматизационные программы. В ходе анализа были выявлены и проанализированы два уровня дестигматизационных программ, каждый из которых имеет свою направленность и специфику.

ABSTRACT

Mass distribution of stigmatization practice in modern society leads to the necessity of not only creating but also analysis of its neutralization programs. This requires considering and analyzing currently existing destigmatization programs. During the analysis two levels of destigmatization programs have been defined and analyzed, each of which has its orientation and specificity.

Ключевые слова: дестигматизационные программы; уровни стигматизации.

Keywords: destigmatization programs; levels of stigmatization.

Практики стигматизации, получившие на сегодняшний день достаточно широкое распространение в сфере общественных отношений, оказывают негативное влияние не только на отдельно взятых индивидов (представителей стигматизируемых групп), но и на все общество в целом. Для их нейтрализации, разрабатываются и реализовываются дестигматизационные программы. Все существующие на сегодняшний день подобные программы локального характера, в зависимости от целевой группы и сферы направленности, можно разделить на два уровня, каждый из которых имеет свою специфику.

Первый уровень представлен программами индивидуальной дестигматизации. Уже, исходя из названия данных программ, очевидно, что они направлены на индивида, подвергшегося стигматизационному воздействию. Однако необходимо отметить, что программы индивидуальной дестигматизации (как и программы семейной дестигматизации) чаще всего разрабатываются для лиц, находящихся в лечебных и реабилитационных учреждениях. Таким образом, целевая группа данных программ представлена такими стигматизируемыми категориями индивидов, как лица, страдающие психическими заболеваниями. Процесс реализации индивидуальных дестигматизационных программ зависит от вида лечения и типа медицинского учреждения, в котором находится индивид. Выделяют основные этапы индивидуальной дестигматизации [2, c. 120]:

1. Оценка и планирование. На первом этапе для каждого индивида персонально определяются цели и задачи дестигматизационной работы. Стигматизация негативно влияет на всех индивидов, однако степень ее влияния варьируется в зависимости от определенных факторов. Для определения характера влияния стигмы изучаются как социальные (отношения с семьей,

наличие друзей), так и психологические (тип темперамента, уровень нейротизма, стрессоустойчивость) характеристики индивида. Также изучается качество и уровень жизни, условия проживания, определяются его личностные проблемы и ближайшее социальное окружение. Все это делается для того, чтобы определить сильные и слабые стороны индивида, характер и специфику его самостигматизации. Далее, определяются наиболее актуальные на данный момент последствия стигматизации, и разрабатываются индивидуальные программы для работы с ними.

2. Реализация разработанных программ. Второй этап индивидуальной дестигматизации представляет собой совокупность психосоциальных вмешательств, разработанных на предыдущем этапе, целью которых является решение специфических проблем клиента. Так, психологические способы воздействия направлены на повышение стрессоустойчивости, обучение навыкам саморегуляции, выработку позиции дистанцирования от проявлений стигматизации. Социальные способы воздействия направлены на восстановление адаптационного потенциала индивида. Психосоциальное влияние может оказываться посредством тренингов, групповых и индивидуальных занятий [4, с. 15]. Для проведения групповых занятий привлекаются как те, кто еще не избавился от негативного воздействия стигмы, так и те, кто уже излечился, что позволяет не только делиться положительным жизненным опытом, но и выстраивать новые социальные связи. Второй этап завершается оценкой результатов работы, которая может проводиться как посредством наблюдения за пациентом, так и посредством заполнения им различного рода анкет, что позволяет не только оценить эффективность программы, но и проследить различного рода изменения, происходящие с ним.

3. Выход из программы. Последний этап завершается оценкой проделанной работы, как с точки зрения специалиста, так и с точки зрения пациента. Оценивается необходимость разработки новой программы, это происходит в случае, если не все последствия стигматизации нивелированы.

Не смотря на то, что все индивидуальные дестигматизационые программы имеют примерно одинаковую структуру, их содержание и форма реализации может варьироваться в зависимости от намеченных целей, которые определяются для каждого клиента индивидуально. Все это позволяет создавать уникальные варианты программ, которые полностью подходят для оказания помощи конкретному индивиду, что существенно повышает их эффективность.

Второй уровень дестигматизации представляет собой реализацию программ по дестигматизации семьи. Исходя из того факта, что процессы стигматизации негативно воздействуют не только на самого стигматизируемого индивида, но и на членов его семьи [5, с. 53], выявляется необходимость разработки и реализации программ семейной дестигматизации. Чаще всего они являются дополнительным звеном программы индивидуальной дестигматизации, в рамках лечения и реабилитации лиц, страдающих психическими заболеваниями. Так, индивидуальная дестигматизация проходит эффективней, если в ней участвует не только стигматизируемый индивид, но и члены его семьи. Цель семейной дестигматизации — нейтрализация негативных эффектов стигматизации как у каждого отдельного члена семьи, так и у всей семьи в целом. Выделяют следующие этапы семейной дестигматизации [3, с. 13]:

1. Первый этап начинается тогда, когда индивид поступает на лечение. Там он и его родственники должны столкнуться с благожелательным, а не стигматизирующим отношением персонала больницы, что способствует снятию напряжения, связанного с боязнью подвергнуться стигматизации при обращении за помощью, развенчанию негативного стереотипа о том, что персонал больницы всегда склонен к стигматизированию.

2. Выяснение с помощью беседы стигматизационных установок у родственников, поступившего на лечение индивида.

3. На основании полученной информации происходит разработка и проведение тренинговых программ с родными больного, направленных как на

донесение правдивой информации о психических заболеваниях, так и о способах их лечения. Знакомство с историями излечившихся пациентов позволяет нейтрализовать стигматизационные установки.

4. Составление и реализация психокоррекционных программ по работе с чувством вины членов семьи больного.

5. Реализация мер, направленных на восстановление старых социальных связей семьи. Один из самых эффективных методов по преодолению социальной изоляции семьи, является групповая терапия, которая организовывается по принципу приглашения родственников других индивидов, находящихся на лечении. Таким образом, реализуется сразу две цели — расширение социальных связей семьи (вывод из социальной изоляции) и получение семьей эмоциональной и социальной поддержки. Все это способствует улучшению качества жизни.

Дестигматизация семьи способствует улучшению взаимоотношений между ее членами, восстановлению и созданию новых социальных связей. Все это приводит к тому, что семейные связи и отношения способствует снижению стигматизационного влияния общества на индивида.

Следует отметить, что реализация как индивидуальных, так и семейных дестигматизационных программ представляется достаточно трудной задачей, ведь она требует немалых усилий не только со стороны персонала и специалистов, но и со стороны администрации лечебных учреждений. Необходимо присутствие квалифицированного сотрудника,

специализирующегося не только на оказании психологический помощи, но на нейтрализации негативных последствий стигматизации. Необходимость, как привлечения новых специалистов, так и переобучения практически всего персонала больницы, направленного на устранение стигматизационных установок и предубеждений, также создает определенные трудности. Ситуация усложняется еще и тем фактом, что процессы стигматизации являются латентными, и не воспринимаются в качестве проблемной области, требующей

решения (например, некоторые наркологи сами склонны стигматизировать своих пациентов) [1, с. 44].

Список литературы:

1. Александров А.А. Стигматизация в наркологии//Медицинская панорама.

— 2006. — № 6. — с. 42—46.

2. Кнуф А. Стигма: теория и практика//Знание. Понимание. Умение. — 2006.

— № 2. — с. 149—153.

3. Коцюбинский А.П., Бутома Б.Г., Зайцев В.В. Стигматизация и дестигматизация при психических заболеваниях// Социальная и клиническая психиатрия. — 1999. — № 3. — с. 9—14.

4. Ястребов В.С., Михайлова И.И., Гонжал О.А., Митихин В.Г. Программа дестигматизации в психиатрии: методические рекомендации. М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 19 с.

5. Goffman E. Stigma: notes on the management of spoiled identity. New York: Prentice-Hall, 1963. — 168 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.