Е. О. ЧАПАЕВА
Елена Олеговна Чапаева — аспирантка Иркутского государственного лингвистического университета.
В 2004 г. окончила Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет.
Автор 4 публикаций.
Область научной специализации — когнитивная прагматика. ^ ^ ^
ДЕСТАБИЛИЗИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ВОЗМУЩЕНИЯ*
Для успешности ведения переговоров, во избежание конфликтов, коммуникантам необходимо адекватно распознавать и оценивать эмоции своего речевого партнера по коммуникации; адекватно выражать и описывать свои эмоциональные переживания; вербально манипулировать своими и чужими эмоциями. Поэтому очень важно разработать методику управления своими и чужими вербальными эмоциями. Это поможет коммуникантам адекватно резонировать настроения своих речевых партнеров, распознать, а возможно, и предотвратить разрушение отношений.
Для этого нужно изучить то, как эмоции проявляются в речи, причину возникновения негативных эмоций, поскольку именно они приводят к ухудшению отношений между коммуникантами.
Одно из проявлений негативных эмоций — возмущение. Следует отметить, что возмущение выступает основным стимулятором конфликта, в котором выполняет дестабилизирующую функцию. Чаще всего проявление возмущения наблюдается в коммуникативной ситуации. Коммуникативная ситуация возмущения относится к ситуациям негативной реакции, которая представляется в речи говорящего с целью воздействия на адресата.
Сама семантика понятия возмущения представляет собой достаточно сложную парадигму, поэтому содержание коммуникативной ситуации возмущения основывается на нескольких значениях, среди которых выделяются значения раздражения, негодования, крайнего недовольства, гнева.
Говорящий высказывает категоричное возражение своему собеседнику. Последующее несогласие ограничивает или сводит общение на нет. При этом не всегда говорящим соблюдается принцип вежливости, который создает среду положительного взаимодействия коммуникантов.
Поскольку мы рассматриваем поведение адресанта и адресата, их взаимодействие в коммуникативной ситуации, то нас, в первую очередь, интересует человек возмущающийся как языковая и коммуникативная личность. Личность владеет речевой ситуацией, она может подняться над речевой ситуацией и задать необходимое направление в развитии дискурса. Личность включена в дискурс, но вместе с тем она творит этот дискурс, т. е. поднимается над ним. А это значит, что в дискурсе воплощаются присущие его субъектам темпераменты, способности к осуществлению определенных видов деятельности, в том числе и коммуникативной, доминирующие чувства и мотивы деятельности, индивидуальные особенности протекания психических процессов и т. п. [1, с. 10].
Необходимо отметить, что введение понятия личности в лингвистику означает возможность говорить о том, что язык принадлежит прежде всего и главным образом личности, осознающей себя и свое место в мире, свою роль в практической деятельности и языковом общении, свое отношение к принятым принципам и конвенциям ведения дискурса, творчески использующей их в своих предметных и речевых действиях. Речевые акты, речевые шаги, речевые ходы для личностно ориентированной прагмалингвистики не просто представляют собой компоненты дискурса, а выступают в качестве сознательных и целенаправленных актов определенной личности [там же, с. 9-16].
При построении речевого портрета личности следует иметь в виду все осуществляемые виды преобразований: лексико-грамматические, когнитивные и интенционально-интерактивные, относящиеся соответственно к трем уровням организации дискурса личности [2].
Суть коммуникативного типажа раскрывается с точки зрения аудитории, людей, воспринимающих его с позиции адресата речи, а сам он проявляется непосредственно в коммуникации, где выступает агентом, инициатором дискурса. Поэтому мы полагаем, что коммуникативный типаж целесообразно описывать с позиции теории коммуникативного поведения.
Коммуникативное поведение человека определяется И. А. Стерниным как «его поведение в процессе общения, регулируемое коммуникативными нормами и традициями, которых он придерживается» [3, с. 180].
ГРНТИ 16.21.27 © Е. О. Чапаева, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра филол. наук, проф. Г. М. Костюшкиной.
И. А. Стернин выделяет параметры коммуникативного поведения, каждый из которых представляет собой набор вариативных признаков, например: установление контакта (роль знакомства для вступления в контакт; легкость подключения к общению разговаривающих; свобода вступления в контакт с незнакомыми; настойчивость при вступлении в контакт), общительность (стремление к общению; доля общения в структуре деятельности; допустимость общения с незнакомыми; интимность обсуждаемой тематики), коммуникативная самопрезентация (общий характер самопрезентации; допустимость самопохвалы, саморекламы, демонстрации личных
успехов окружающим; коммуникативный эгоцентризм), вежливость (бытовая и деловая вежливость; допустимость перебивания собеседника; императивность этикетных норм общения; подчеркнутая вежливость к старшим по возрасту; допустимость сквернословия в межличностном общении) и др. [там же, с. 190].
Основываясь на списке коммуникативных параметров в работе И. А. Стернина и внеся в него определенные изменения, мы выделили параметры, которые, на наш взгляд, являются маркерами описания коммуникативного поведения «человека возмущающегося».
По данным параметрам тип «человек возмущающийся» обладает следующими признаками: настойчивость, неудовлетворенность, чувство крайнего недовольства, раздраженность, озлобленность, игнорирование специфики ситуации общения и характеристик адресата, неучет реакции собеседника, спонтанность общения, коммуникативный эгоцентризм, допустимость перебивания собеседника, допустимость сквернословия в межличностном общении.
Мы предлагаем различать человека возмущающегося как с позитивной, так и с негативной стороны. По степени нарастания можно выделить сильную и слабую степени. При слабой степени (позитивной) возмущающийся приводит доводы, он неконфликтен, соблюдает формально-этикетные отношения с окружающими, готов к спору, категоричен в выражении несогласия, готов к критике собеседника. При сильной степени возмущения (негативной) выделяются следующие критерии: эмоционален, игнорирует реакцию собеседника, выражает угрозу, не готов к критике, создает конфликтогенную ситуацию, в речи использует ругательства, повышает тон.
Возмущение часто предполагает непосредственное воздействие на субъект какого-то фактора, причем в большинстве случаев (хотя и не всегда) взрыв недовольства провоцируют чьи-то слова. В ситуации возмущения происходит так называемое «столкновение мнений». Участники коммуникации выдвигают какие-то доводы в поддержку своих позиций, каждый из спорящих подвергает критике позицию противной стороны.
Выражаясь психологическим языком, «у возмущающегося имеются особые установки». В психологии под установкой понимается «устойчивая предрасположенность индивида к определенной форме реагирования на какой-либо объект» [4]. Она включает в себя: когнитивный компонент — знания об объекте, аффективный компонент — эмоциональное отношение к объекту и поведенческий компонент — устойчивый способ внешнего поведения. Согласно А. Эллису, практически все люди имеют убеждения, опосредующие их восприятие событий, заставляющие трактовать происходящее определенным, предсказуемым образом.
Приведем пример:
— Как! — нервно вскричал начальник «Геркулеса». — Они пишут мне «предлагается»! Мне, подчиненному непосредственно центру! Да что они, с ума там посходили? А?
— Они бы еще написали «предписывается», — поддала жару Серна Михайловна. — Мужланы!
— Это просто анекдот, — сказал Полыхаев, мрачно улыбаясь. — Будут знать в другой раз, что я им не ночной сторож и никаких «предлагается» мне писать нельзя, — бормотал товарищ Полыхаев, вынув из кармана резиновую печатку со своим факсимиле и в волнении оттиснув подпись вверх ногами [5, с. 397]. Полыхаев возмущен, он не принимает тот факт, что его выгоняют.
Ряд подобранных примеров указывает на то, что возмущение появляется там, где речь идет о ссорах и скандалах. Говорящий иногда не в силах привести весомый аргумент, или же он понимает, что собеседник несправедлив к нему. Такое положение выводит его из себя. Достаточно часто говорящий, осознавая свою слабость, бросает обидные слова в адрес слушающего.
Возмущение — это проявление психического состояния в речи, в коммуникативной ситуации, возникающее у говорящего в ответ на воздействие раздражителей, сопровождающееся агрессивным поведением, проявлением негативных эмоций, гнева, обиды.
Возмущение относится к конфликтному виду общения. Ситуация общения называется конфликтной тогда, когда происходит отклонение от «благополучной» ситуации общения; когда коммуникант выбирает такую линию поведения, которая приводит к возникновению спора, разногласий; он отделяется от идеальной схемы, намерения коммуникантов теряют взаимосогласованность, и если им не удается нейтрализовать негативное влияние своих действий на характер протекания коммуникативного акта, то последний может закончиться полной или частичной неудачей.
Рассмотрим пример:
— Все-таки мне кажется, что вам нужен врач. Я не буду вас допрашивать, когда вы в таком состоянии.
— В каком состоянии? — окрысился Суриков. — Чего вы придумываете? Месяц целый меня мурыжите, даже больше, только и ищете повод, чтобы дело не делать. У вас небось свидание назначено, торопитесь уйти поскорей, а на меня спихиваете, будто я больной [6, с. 39]. Суриков пытается вступить в конфликт со следователем, он устал от постоянных допросов, ни к чему не приводящих. Он раздражается, показывая свое недовольство.
В нашем исследовании мы имеем дело с эмоциональными конфликтами, которые возникают из агрессивных импульсов, ищущих выражения вне зависимости от объекта. Они не имеют функциональных альтернатив, поскольку не направлены на достижение конкретного результата, а являются каналами агрессии.
Цель возмущения — показать свое неудовлетворение и несогласие. Говорящий исходит из того, что некоторые когнитивные пресуппозиции у участников коммуникативного акта не совпадают, и партнер не хочет делать то, что ему навязывают. Поэтому предполагается, что первоначальной реакцией на речевые действия инициатора будет прямой или косвенный отказ.
Основная функция возмущения — не установление контакта и не поддержание добрых отношений, а, наоборот, привнесение разногласия между коммуникантами.
Таким образом, в коммуникативной ситуации возмущения происходят выражение негативных эмоций, разлад в отношениях, разногласие между коммуникантами. В связи с этим, как отмечается психологами и лингвистами, установлено, что для успешной коммуникации, в первую очередь, необходимо понимание между коммуникантами. А понимание возникает тогда, когда собеседники используют один и тот же языковой код и обладают единой системой кодификации и декодификации.
Исследование коммуникативной ситуации возмущения показывает, что основная причина возникновения возмущения кроется в появлении негативных эмоций, их экспликации в речи, возникновении коммуникативного дисбаланса. Соответственно возмущение является причиной возникновения конфликтной ситуации, что влечет за собой разрушение отношений. Коммуникативная ситуация возмущения — это ситуация, связанная с ссорами, скандалами, т. е. конфликтная ситуация.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сусов И. П. Личность как субъект языкового общения // Личностные аспекты языкового общения: межвуз. сб. науч. тр. Калинин: КГУ, 1989. 150 с.
2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Едиториал УРСС, 2004. 264 с.
3. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2001. 224 с.
4. ВасильевН. Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.: Речь, 2002. 174 с.
5. Ильф И., Петров Е. Золотой теленок. М.: Изд-во «Эксмо», 2002.
6. Маринина А. Имя потерпевшего — никто. М.: Изд-во «Эксмо», 2006.