Научная статья на тему 'ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ ЖЕНСТВЕННОСТИ В «МАРТЫНОВСКОМ» ЦИКЛЕ В.С. СОЛОВЬЁВА'

ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ ЖЕНСТВЕННОСТИ В «МАРТЫНОВСКОМ» ЦИКЛЕ В.С. СОЛОВЬЁВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
вечная женственность / сакрализация / символизм / софиология / eternal femininity / sacralization / symbolism / sofiology

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пермякова Л. А.

В статье анализируется «мартыновский» цикл В.С. Соловьёва сквозь призму его концепции Вечной Женственности. Акцентируется внимание на диалектической связи сакрализации и десакрализации женственности в поэтическом философствовании Соловьёва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESACRALIZATION OF FEMININITY IN «MARTYNOV CYCLE» BY VLADIMIR SOLOVYOV

The article analyzes V.S. Solovyov's "Martynov cycle" through the prism of his concept of Eternal Femininity. Attention is focused on the dialectical connection between the sacralization and desacralization of femininity in Solovyov's poetic philosophizing.

Текст научной работы на тему «ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ ЖЕНСТВЕННОСТИ В «МАРТЫНОВСКОМ» ЦИКЛЕ В.С. СОЛОВЬЁВА»

УДК 82.09

Пермякова Л.А.

канд. филол. наук, доцент кафедры башкирской литературы, фольклора и культуры Уфимский университет науки и технологий (г. Уфа, Россия)

ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ ЖЕНСТВЕННОСТИ В «МАРТЫНОВСКОМ» ЦИКЛЕ В.С. СОЛОВЬЁВА

Аннотация: в статье анализируется «мартыновский» цикл В.С. Соловьёва сквозь призму его концепции Вечной Женственности. Акцентируется внимание на диалектической связи сакрализации и десакрализации женственности в поэтическом философствовании Соловьёва.

Ключевые слова: вечная женственность, сакрализация, символизм, софиология.

С именем философа, поэта и публициста В.С. Соловьева связано возникновение и развитие символизма в русской литературе. Его софиология оказала колоссальное влияние на творчество «младших» символистов, особенно на А. Блока и А. Белого. Гуманистический посыл русского религиозного ренессанса предопределил пути развития русской культуры ХХ века. Но парадокс заключается в том, что сакрализация женственности в поэзии Соловьева неразрывно связана с её «оборотной» стороной - десакрализацией, манифестирующей «темную», архаическую сущность святости. Отчётливо это проявилось в стихотворениях «мартыновского» цикла.

В 1887 г. В.С. Соловьёв познакомился с Софьей Михайловой Мартыновой, светской замужней дамой. Их роман продолжался на протяжении 1892 -1894 гг. Открывается цикл стихотворением «Пусть осень ранняя смеётся надо мною...». Перед нами лирический роман в стихах. В первых стихотворениях цикла В.С. Соловьёв видит в С.М. Мартыновой земное

воплощение Вечной Женственности, как это было ранее в случае с С.П. Хитрово [1]. «Светлая» сторона сакральности отразилась в таких стихотворениях, как «Пусть осень ранняя смеётся надо мною...», «Сказочным чем-то повеяло снова...». Лирический герой в духе куртуазной традиции часто выступает не только в роли трубадура, воспевающего красоту своей Прекрасной Дамы, но и в роли ее освободителя, готового пожертвовать жизнью ради donna angelicata («ангелизированной» женщины). Это отчетливо проявилось, например, в стихотворении «Вижу очи твои изумрудные.». Но постепенно земная страсть начинает оттеснять платонические настроения на второй план, земное начинает доминировать над небесным, ибо «крылья вырваны у радужной мечты» (стихотворение «Три дня тебя не видел, ангел милый.»). Теперь лирический герой все свои прежние слова о мистической любви готов отдать

За мимолетный миг хоть одного свиданья, За звук один возлюбленных шагов [2, с. 87].

Борьба земной страсти и любви, «побеждающей время и смерть», достигает кульминации в стихотворениях «Потому ль, что сердцу надо.», «Зачем слова? В безбрежности лазурной.», «Тесно сердце - я вижу - твоё для меня.», «Мы сошлись с тобой недаром.». Романтическая антитеза «небо -земля» замещается противопоставлением «свет - тьма» в духе позднего романтизма и эстетизма. Усложняется задача лирического героя: теперь ему необходимо «стихию тёмную святым огнём расплавить», чтобы в «миг незримого свиданья» «нездешний свет» озарил ту, которая благодаря своему спасителю «отряхнула» «тяжкий сон житейского сознанья». Не случайно в «мартыновском» цикле земная страсть трактуется Соловьёвым как дионисийское безумие, одержимость:

...в тебе одной Безвозвратно потонули Сердце, жизнь и разум мой [2, с. 90].

Постепенно лирическая героиня цикла приобретает черты гностической «падшей Софии», находящейся во власти инфернальных сил: она и «холодная,

злая русалка» («Тесно сердце - я вижу - твоё для меня...»), и «жестокий, сладостный друг»(«Я добился свободы желанной. »), и «живой обман» («О, что значат все слова и речи.»). Очевидно, что в «мартыновском» цикле нашла отражение «тёмная» сторона сакральности, сближающая лирическую героиню с инфернальницами Ф.М. Достоевского. В этом отношении «мартыновский» цикл противостоит стихотворениям, посвящённым С.П. Хитрово. Характерно и то, что Вл. Соловьёв адресовал С.М. Мартыновой несколько шуточных стихотворений, чего никогда не делал по отношению к С.П. Хитрово, чтобы не разрушать идеализированный образ земного воплощения Вечной Женственности. Письмо Вл. Соловьёва к С.М. Мартыновой (сентябрь 1892 г.), в котором он говорит, что предмет его любви окончательно утратил «признаки божественной Софии», «радужное сияние», перекликается с акростихом «Мадонной была для меня ты когда-то. », написанным в то же время:

Мадонной была для меня ты когда-то: Алмазною радугой лик твой горел, Таинственно все в тебе было и свято, Рыдал я у ног твоих тысячекрат и Едва удавиться с тоски не успел, Но скрылся куда-то твой образ крылатый, А вместо него я Матрену узрел [2, с. 154].

Несмотря на разочарование, постигшее В.С. Соловьёва в отношениях с С.М. Мартыновой, он не оставил идею о возможности земного воплощения Вечной Женственности, что наглядно демонстрируют стихотворения «софийного» цикла, написанные в конце 90-х гг. XIX века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Пермякова Л.А. Традиции культа Dame de coeur в русской поэзии // Актуальные проблемы национальных литератур и отечественного литературоведения: сборник материалов Международной научно-практической

конференции (г. Уфа, 2 ноября 2023 г.) / Уфимский университет науки и технологий, ответственный редактор Г.Н. Гареева. Уфа: РИЦ УУНИТ, 2023. С. 187 -191;

2. Соловьёв В.С. Стихотворения и шуточные пьесы/ Вступ. ст., сост. и примеч. З. Г. Минц. Л.: Сов. писатель, 1974. 350 с.

Permyakova L.A.

Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russia)

DESACRALIZATION OF FEMININITY IN «MARTYNOV CYCLE» BY VLADIMIR SOLOVYOV

Abstract: the article analyzes V.S. Solovyov's "Martynov cycle" through the prism of his concept of Eternal Femininity. Attention is focused on the dialectical connection between the sacralization and desacralization of femininity in Solovyov's poetic philosophizing.

Keywords: eternal femininity, sacralization, symbolism, sofiology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.