Научная статья на тему 'Державность как идеология развития России в постиндустриальной системе глобальной цивилизации'

Державность как идеология развития России в постиндустриальной системе глобальной цивилизации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1520
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЖАВНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / СЛАВЯНСКАЯ МЕГАКУЛЬТУРА / GREAT POWER STATEHOOD / NATIONAL AND STATE IDEOLOGY / SLAVONIC MEGA-CULTURE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Юрьев Владислав Михайлович

В статье рассмотрены современные особенности развития российской национально-государст-венной идеологии, которые строятся на основе принципов державности. Показано, что основы державности заложены в русской культуре, которая может стать интегрирующим фактором создания объединенной славянской мегакультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREAT POWER STATEHOOD AS IDEOLOGY OF RUSSIAN DEVELOPMENT IN POST-INDUSTRIAL SYSTEM OF GLOBAL CIVILIZATION

The article scrutinizes the modern features of Russian development of national and state ideology which are built on the bases of great power statehood principles. It is shown that the bases of great power statehood are established in Russian culture which can be the integrating factor of creation of united Slavonic mega-culture.

Текст научной работы на тему «Державность как идеология развития России в постиндустриальной системе глобальной цивилизации»

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ДЕРЖАВНОСТИ

УДК 316.722

ДЕРЖАВНОСТЬ КАК ИДЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

© Владислав Михайлович ЮРЬЕВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, ректор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, e-mail: urotdel@tsu.tmb.ru

В статье рассмотрены современные особенности развития российской национально-государственной идеологии, которые строятся на основе принципов державности. Показано, что основы дер-жавности заложены в русской культуре, которая может стать интегрирующим фактором создания объединенной славянской мегакультуры.

Ключевые слова: державность; национально-государственная идеология; славянская мегакультура.

Второе десятилетие XXI в. началось для России не самым лучшим образом. Последствия экономического кризиса снизили планку жизни народа. Объявленная политика «модернизации» никак не может выйти из периода «организационного младенчества». Коррупция, казнокрадство, организованная экономическая преступность являются лишь пеной тех «волн шторма», который в реальности бушует сегодня в России.

Обстановка сложная и требует непростых управленческих решений. При этом следует помнить, что Россия сегодня - государство, развивающееся в глобальной цивилизации. И второе, Россия, хотя медленно и противоречиво, вошла в постиндустриальное состояние своей системы. И третье, социум, ощущая это, проявляет нервозность, которая переходит на экономические отношения, делая их более одновекторными в решении, но многоцелевыми в направлении этих решений. В частности, это активно проявляется в развитии отношений собственности, законе целеполагания развития системы, в экономическом механизме хозяйствования и др.

В таких условиях необходимо определить основные направления не только социально-экономического и политического, но и духовного развития общества, основой которого должна стать идеология. Традиционно для России была характерна национально-

государственная идеология, которая формировалась на таких составляющих, как государство, нация, народ, русская культура, православие, славянский мир и т. д. Прежде чем перейти к раскрытию державности как идеологии развития России в современной глобальной цивилизации, попытаемся рассмотреть современное состояние этих традиционных основных составляющих российской идеологии.

Государство. В условиях неустойчивости государство в лице В.В. Путина, а позднее Д.А. Медведева вынуждено было свернуть экономические и политические отношения развития России конца ХХ в. В этих условиях государство должно перейти к строгой вертикали власти и ручному управлению процессами социально-экономического развития.

То есть в государственной политике Правительство перешло фактически к опыту России начала ХХ в. (С.Ю. Витте, П. А. Столыпин). Влияние государства возросло во всех сферах жизни общества и его хозяйства.

Одновременно государство, понимая, что устойчивость власти зависит от политического состояния общества, его общественного мнения, строго придерживается принципа первенства социальной политики. Даже в условиях кризиса социальные обязательства Правительства не были нарушены. Сего-

дня данная социальная политика Правительства осуществляется в ущерб развитию реального сектора экономики. Именно в силу первенства социальной политики Правительством в бюджетно-финансовой сфере было выбрано монетаристское построение экономического развития России.

Как итог, мы сегодня в России имеем уникальную организацию общественной жизни: государственно-монополистический

социально ориентированный капитализм.

Народ. Народ России - это население нашего государства. Со всеми вытекающими из этого выводами и обобщениями. Но если это население, то, следовательно, это совокупность индивидов, проживающих в границах того или иного государства. Однако если индивид - это часть народной массы, то и его интересы так или иначе отражены в интересах всего народа. Но интересы специфичны.

Специфика интересов индивида - это их четкая ориентация на удовлетворение сугубо личных потребностей, как материальных, так и духовных. Крайне интересна диалектика интересов индивида. По мере развития общества роль удовлетворения духовных потребностей возрастает. Это во многом определяет ту структуру потребностей, которая сложилась у народа России в начале XXI в.

Сегодня народ России ориентирован в своих интересах на стабильность государства, порядка, жизни и т. п. Население ушло от поклонения всяким «измам» и требует реализации своих интересов в простых жизненных сферах: семье, детях, благополучии себя и своих близких, в проживании в комфортных условиях жизни.

И еще, произошла экономическая революция в целеполагании развития общества. Народ хочет иметь высокий порог благополучия, т. е. заработка, прибыли, ренты. Говоря просто - деньги.

Нация. Н.А. Бердяев определял нацию как единство исторической судьбы и осознание этой судьбы. Питирим Сорокин был убежден, что нация представляет сложное и разнородное тело. Большинство современных ученых (экономистов, политологов, философов, социологов, психологов и т. д.) солидарно считают, что нация характеризуется общностью территории, языка, экономических связей, психологического склада, культуры и самосознания.

Но следует помнить, что Россия как нация имеет исторически сложившиеся традиционные черты: духовность, соборность, патриотизм, здравый смысл.

Опираясь на все эти составляющие сущности нации, мы предполагаем, что в начале XXI в. они приобрели особые, специфические черты.

К началу XXI в. российская нация как бы смирилась с лишением страны реального суверенитета и началом территориального разлада государства. Сегодня самосознание русских вновь четко ориентировано на государственный патриотизм и сохранение единого суверенного государства.

Вместе с тем в самосознании все большее место занимает развитие разносторонней демократии, институтов гражданского общества, ориентация на формирование единого правового пространства, а также упрощенная организация экономического механизма хозяйствования, возрастание государственных гарантий в социальной сфере. Особо выделяется в самосознании повышение защищенности каждого гражданина России как внутри страны, так и за ее пределами и вообще снижение рисков во всех сферах жизни социума.

Таким образом, под влиянием «реформирования» и «модернизации» конца ХХ в. вопрос о национально-государственной идеологии государства стал как бы «научно неприличным». То есть выработка национальной идеологии отнесена к научному шаманству. Но в реальности идеология как национально-государственная политическая концепция развития - это отражение общественным сознанием народа реальной обстановки. Как и всякое отражение, оно является процессом субъективным. Это четко выражается в его институциональном оформлении в соответствующих группировках, союзах, партиях, движениях.

Наиболее признанными идеологическими концепциями допостиндустриальной системы являлись:

- религиозные теории;

- консерватизм;

- либерализм;

- социалистические теории.

В ХХ в. они дополняются идеологией конвергенции новых религиозно-политических институтов.

XXI век - это период формирования глобальной цивилизации. Сегодня на смену различным религиозным идеологиям приходит идеология единого Бога. Социально-политические традиционные идеологии активно сливаются в единую универсальную концепцию развития человеческого общества.

Однако этот процесс неоднозначный. Он противоречив и имеет различные формы своего проявления. При этом особую роль в процессе формирования универсальной идеологии занимают национальные политико-хозяйственные концепции развития. Для России это ДЕРЖАВНОСТЬ.

Прежде чем давать определение держав-ности как политико-хозяйственной концепции государственной идеологии России, позвольте напомнить, что любая идеология проходит ряд этапов своего развития: 1) идея; 2) процесс формирования; 3) организационные формы; 4) корректировка и обновление идеологии; 5) распространение; 6) огосударствление; 7) привнесение в миропорядок; 8) противоречия с тенденциями суверенитета; 9) роль в процессе глобализации; 1Q) новая организационная форма глобального социума; 11) перерастание (переход) в следующий этап развития глобального социума; 12) футурологические прогнозы и ожидания.

С позиции этих периодов державность прошла их все. Например, огосударствление державности произошло в 1614 г. и было связано с формированием экономической политики и идеологии новой царской династии.

Корни идеологии державности, безусловно, находятся в православной русской религии. Именно РПЦ явилась той первоначальной идеологией, из которой выросла идеология державности. Есть мнение, что 1917 г. прервал идеологию державности, заменив ее коммунистической идеологией. Но в реальности с приходом к власти И. В. Сталина и последующих советских руководителей страны идеология державности, неестественным образом перемешавшись с коммунистической идеологией, сохранила свои основные характеристики. СССР, как и державная Россия, считал себя «III Римом».

XXI в. вновь постепенно характеризуется тем, что новая Россия становится при-

знанным лидером многополярного глобального мира.

Поскольку державность вышла из православия, то это специфическая форма отражения философии «справедливости» и «общественного блага». Эти две теории выражаются в позиции индивида, группы, общества, государства, мирового сообщества в определенной поддержке тех социальных индивидов и структур, которые, не будь этого, оказались бы в неблагоприятной экономической, политической, социальной ситуации.

М.А. Волошин написал удивительные строки: «Безмерное и смутное: Россия». Аллегория восхитительная. Но Россия - это государство, и, как всякое государство, оно обладает своими национально-государственным интересами. Их суть условно можно свести к семи важнейшим группам: 1) суверенитет; 2) человеческий капитал; 3) социально-ориентированная рыночная экономика; 4) опережающее развитие как реализация теории модернизации; 5) максимальная экс-портизация готовой продукции; 6) качественно новый тип расширенного воспроизводства, в основе которого стоит конкурентоспособная информация; 7) рост национального богатства в суммарном мировом богатстве.

Исходя из того, что державность как идеология развития нашей страны в глобальном пространстве есть организация реализации национально-государственных интересов, можно дать условное, абстрагированное определение данной политико-хозяйственной концепции.

Державность есть идеология конкретной политико-хозяйственной формы реализации национальных государственных интересов России, обусловливающая приоритет интересов нашей страны, но не во вред интересам других стран глобального мира.

Державность - сугубо российская теория развития в глобальном мировом пространстве человеческой цивилизации.

Сегодня державность развития России происходит в мировом глобальном пространстве. А процессы глобализации, глобальная экономика и политика, сами теории глобализации - вотчина США. Доллар - пусть виртуальный и эфемерный, но хозяин мировой экономики. Фактически, мир сегодня однополюсный.

Но это временная реальность. В мире уже сложились и другие лидеры: Китай, Индия, Япония, Бразилия, Аргентина, ассоциативные формы организации африканских государств, единая Европа и, безусловно. Россия. Однако мир имеет не только чисто государственное устройство. В основе мирового деления лежит культура как обобщающая форма объединения народов и, через них, наций.

В отношении России это славянская культура, а также славянская мегакультура. Сегодня в мире более 500 млн славян. Они живут не только в Европе, но и в Северной Америке, Южной Африке, Южной Америке и других геополитических конструкциях.

Однако главным сосредоточением славян является Восточная Европа. Исторически так сложилось, что Россия была, есть и останется лидером славянского мира. Но она -лидер не политический, а культурный. То есть она объединяет славян не по суверени-тетному устройству, а по сущности мегакультуры как пространственно объединяющему принципу существования в глобальном мире.

Основой мегакультурного объединения славян является российская державность. Это не панславянизм новой конструкции, а новая форма взаимоотношений в глобальном мире, где каждая нация своеобразна, но их основа - славянская мегакультура - едина.

Объективно существующий и субъективно подталкиваемый процесс глобализации, пусть и тормозимый национальными конструкциями, создает новые, качественно иные условия развития социально-экономических и политико-организационных систем

государственного уровня. Для России же, несмотря на всевозможные эксперименты, сейчас есть реальный шанс создать содержательные и профессиональные глубокие программы обновления (модернизации) общества. То есть создать новую, нацеленную на всеобщее благо, в масштабах нашей страны и всего мира, экономику.

Сегодня у России есть полный набор инструментов механизма национального вхождения в глобальное пространство человечества. При этом у России есть первооснова стать одним из полюсов многополярного глобального пространства как в геополитической, так и мегакультурной сфере. Реальность этого процесса помножена на исторические корни и традиции развития страны. В их основе - державность. Это сугубо специфическая форма глобального развития страны. Но она не противоречит ни общим тенденциям глобализации, ни интересам других государств, осуществляющих свой, специфический вход в глобальное социальноэкономическое пространство человеческой цивилизации.

Державность, особенно сегодня, - реальная возможность реализации на практике государственного строительства, обновленной, исторически сложившейся политикоэкономической концепции развития России. Подытоживая, можно сказать, что держав-ность - это идеология развития нашей страны в постиндустриальной системе глобальной цивилизации.

Поступила в редакцию 30.04.2011 г.

UDC 316.722

GREAT POWER STATEHOOD AS IDEOLOGY OF RUSSIAN DEVELOPMENT IN POST-INDUSTRIAL SYSTEM OF GLOBAL CIVILIZATION

Vladislav Mikhailovich YURYEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Rector, Honoured Worker of Science of Russian Federation, e-mail: urotdel @tsu.tmb.ru

The article scrutinizes the modern features of Russian development of national and state ideology which are built on the bases of great power statehood principles. It is shown that the bases of great power statehood are established in Russian culture which can be the integrating factor of creation of united Slavonic mega-culture.

Key words: great power statehood; national and state ideology; Slavonic mega-culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.