Научная статья на тему 'Деривационная категория вещественности как средство познания мира'

Деривационная категория вещественности как средство познания мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деривационная категория вещественности как средство познания мира»

Т.Г. БОРИСОВА

ДЕРИВАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МИРА

На рубеже XX и XXI столетий появилась возможность анализировать единицы дериватологической системы русского языка, а также процессы деривации в русле новых научных направлений. Это объясняется возникновением когнитивной парадигмы знания и развитием исследований в области деривационных явлений именно с когнитивной точки зрения: «Когнитивный подход к языку - убеждение, что языковая форма в конечном счете является отражением когнитивных структур, то есть структур человеческого сознания, мышления» [1:126].

С позиций когнитивной лингвистики деривация как глобальный процесс языкового развития направлена на «оптимизацию и обеспечение познавательной деятельности человека, на вербализацию духовной жизни человека и воспринятого им мира» [2: 393]. Это в свою очередь приводит к созданию деривационных категорий и деривационных моделей, по своему содержанию отвечающих «уровням членения информации и выделению в ней наиболее существенных для жизнедеятельности человека смыслов» [3: 393].

Категоризация как базовое понятие описания познавательной деятельности человека связана «едва ли не со всеми когнитивными способностями и системами в когнитивном аппарате человека, а также с совершаемыми в процессе мышления операциями - сравнением, отождествлением, установлением сходства и подобия» [4: 42-43].

Деривационные процессы имеют исключительную важность для формирования языковой картины мира. По мнению Е.С. Кубряковой, «нет ничего более естественного, чем анализ деривационных явлений с когнитивных позиций: очевидно, что именно соотнесение этих явлений с процессом познания и закрепления его результатов позволяет наблюдать, с одной стороны, в каких формах протекали познавательные процессы в языке, а с другой - как менялся язык под воздействием этих процессов и как происходило его постоянное обогащение и развитие по мере их осуществления» [5:90-96]. Следовательно, продуцирование дериватов прежде всего обусловливает закрепление человеческого опыта, что приводит к отражению когнитивных итогов осмысления мира в единицах дериватологии.

Деривация как сложный феномен имеет многомерную иерархическую организацию, формируемую сетью простых и комплексных единиц. Одной из основных комплексных единиц дериватологии выступает деривационная категория, объединяющая деривационные типы с общим деривационным значением.

Деривационные категории не равны ни по количеству дериватов, ни по числу реализуемых в пределах одной категории деривационных моделей, ни по релевантности самой категории для картины мира. В процессах концептуализации и категоризации деривационные категории участвуют для выявления их направленности на систематизацию различных аспектов человеческого опыта.

В настоящее время в русистике особое значение имеет деривационная категория вещественности как одна из базовых языковых категорий. Мы определяем деривационную категорию вещественности следующим образом: деривационная категория вещественности является результатом обобщения лингвоисторического опыта в процессах познания мира, отражает наиболее существенные корреляции объективной действительности, мышления и языка, реализуясь в способности (свойстве) конкретного деривата с помощью особых когнитивно-вербальных механизмов эксплицировать и воспроизводить по определенным языковым правилам семантику (признак) вещества как качественной сущности материи.

Вся совокупность наименований различных видов веществ, репрезентирующая на лексическом уровне деривационную категорию вещественности, выступает в качестве «моделирующей знаковой системы» (термин В.М. Лейчика), предназначенной для получения, хранения и передачи информации

о соответствующем фрагменте действительности. История континуума наименований многочисленных видов вещества демонстрирует эволюцию языковой категории вещественности, тесно связанную с эволюцией коллективного сознания, с развитием абстрактного мышления. В этом движении проявляется неразрывная связь между реальностью, языком, мышлением и сознанием. Изменение действительности требует иных моделей для ее интерпретации. Языковой знак удерживает и фиксирует не всю информацию, связанную с обозначаемыми объектами и ситуациями, а сосредоточивает внимание лишь на определенных деталях. Таким образом, во вновь создаваемых единицах номинации отражается присущее данному периоду определяющее направление коллективного сознания.

В связи с этим появилась возможность выявить и описать новые параметры структуры и внутренней организации деривационной категории вещественности, а также ее функцию в процессах категоризации и концептуализации мира - направленность на систематизацию разных аспектов человеческого опыта.

В современном русском языке деривационную категорию вещественности формируют мотивированные субстантивы с вещественным значением. Лексический состав этих номинативов представляет собой динамическую и незамкнутую структуру, в которой выделяются значительные по объему семантико-когнитивные блоки лексем, называющих химические элементы периодической системы Д.И. Менделеева и изотопы, химические соединения, минералы, породы, руды, лекарственные средства и препараты, белки, гормоны, ферменты и т.д., например: резерфордий, курчатовий, европий, америций, ниобий, ванадий, плутоний, хлорат, акрилаты, алюминаты, бромиды, висмутиды, александрит, гетит, лабрадорит, анальгин, амидопирин, фибрин, кортизол, эстрадиол, амилаза, инвертаза и многие другие. Эти субстантивы являются особыми языковыми единицами - терминами.

Вещественность как деривационная категория, будучи языковым явлением, выступает особой комплексной единицей дериватологии, которая, имея специфический состав гетерогенных конституентов, характеризуется специфической корреляцией деривационного, когнитивного, семантического и функционального аспектов. В ментальном и языковом пространстве категория вещественности выступает средством познания мира и роли человека в нем. Представленная обширным корпусом наименований, являющихся принадлежностью и общеупотребительного языка, и языка науки, эта категория выполняет пограничную функцию делимитации обыденного и специального типов знания.

В современном русском языке деривационная категория вещественности формируется шестью деривационными субкатегориями: «Химические вещества», «Реалии природы», «Полезные ископаемые», «Вещества как результат каких-либо процессов», «Пища; продукты питания», «Промышленная продукция». Данные деривационные субкатегории как репрезентанты фрагментов действительности отражают процессы субкатегоризации мира в многочисленном континууме вещественных дериватов со значениями «химические элементы», «изотопы», «химические соединения», «напитки», «пищевые продукты», «кушанья», «блюда», «текстильные ткани», «синтетические волокна» и т.д., которые обслуживают определенную сферу жизни и деятельности человека.

В свою очередь субкатегории формируются определенными лексико-семантическими группами, каждую из которых мы интерпретируем как вербально-когнитивный результат объективации деривационной категории вещественности в современном русском языке.

Лексико-семантических группа представляет специфическую совокупностью дериватов, объединенную интегральной семой и представленную следующими параметрами: 1) собственным фондом производящих баз / основ; 2) арсеналом специализированных деривационных формантов; 3) набором интегральных и дифференциальных сем; 4) специфическими функциональными характеристиками.

Описывая когнитивные основания семантики лексических единиц, исследователи практически во всех случаях прибегают к словам, относящимся к одной лексико-семантической или тематической группе. В.В. Леденева отмечает, что «лексико-семантическую группу (ЛСГ) считаем основной единицей репрезентации того или иного фрагмента языковой картины мира (ЯКМ) и ориентиром в нем, поскольку Лсг как парадигматическое объединение является крупным блоком, сцементированным ядерной семой, присутствующей в семантическом содержании всех ее единиц ...» [7: 50-51].

т.г. Борисова

В рамках деривационной категории вещественности действуют специфические когнитивнодеривационные процессы, направленные на продуцирование дериватов с вещественным значением, и на выявление закономерности закрепления за деривационными формантами специального значения, систематизирующего ряд понятий одного уровня гносеологического членения.

Деривационная система, формирующая категорию вещественности в современном русском языке, представлена собственным арсеналом производящих баз / основ и формантов.

Мотивирующими для простых суффиксальных субстантивов с вещественным значением выступают многочисленные имена нарицательные, латинские, греческие и заимствованные из других языков слова, широкий спектр антропонимов, топонимов, мифонимов, космонимов, имена прилагательные, глаголы, адъективные словосочетания.

«Вещественные» субстантивы, формирующие деривационную категорию вещественности, в своем большинстве являются специальными и узкоспециальными терминами, принадлежащими медицинской, фармакологической (в т.ч. ветеринарной), сельскохозяйственной, технической, химической, биологической, биохимической, минералогической, кристаллографической, петрографической и другим терминологиям и когнитивным сферам.

особую роль в системе терминологической деривации играют форманты, которые выражают формально-семантическое отношение деривата к своему производящему и являются единицами когнитивного кода. Узкоспециальные форманты кодируют эксклюзивную информацию на уровне деривата, поэтому возможна понятийная расшифровка термина по формантной части, которая, как правило, является постоянной и стабильной для закрепленного за ней категориально-семантического субстрата. таким образом, в терминодеривате формант выступает средством вербально-когнитивной идентификации (ВКИ).

Деривация простых суффиксальных имен существительных с вещественным значением осуществляется с помощью формантов, образующих специфическую систему, которую мы интерпретируем как механизм когнитивного развития и кодирования. В системе деривационных отношений суффикс функционирует как эксклюзивный посткорневой деривационно-когнитивный код, который несет и репрезентирует определенную информацию.

соотнесение когнитивных механизмов деривации с процессом выработки знания, закреплением его результатов позволяет наблюдать, как накапливались знания о мире, как репрезентировались они в языке, как развивался язык под их влиянием. Продуцирование дериватов с вещественной семантикой ведет к закреплению опыта взаимодействия человека с окружающей его объективной реальностью, к отражению коллективного знания о мире, об эволюции Вселенной и самого человека, к отражению в деривационной категории вещественности итогов осмысления мира, состоящего из множества веществ. Все это свидетельствует о том, что деривационная категория вещественности в современном русском языке формировалась постепенно, прошла определенные этапы развития, отражающие как эволюцию знания и познания, так и русского языка в целом.

С позиций своей когнитивной значимости деривационная категория вещественности обеспечивает языку «выход за пределы непосредственно наблюдаемого и описывает беспредельные возможности дальнейшего развития языка и его совершенствования» [6: 90-96].

Литература

1. Кибрик А.Е. Когнитивные исследования по дискурсу // Вопросы языкознания. 1994. № 5. С. 126.

2. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения.

Роль языка в познании мира. М.: Рос. Академия наук. Институт языкознания. 2004. С. 393.

3. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения.

Роль языка в познании мира. М.: Рос. Академия наук. Институт языкознания. 2004. С. 393.

4. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац, Ю.Г., Лузина, Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.,

1996. С. 42-43.

5. Кубрякова Е.С. К построению типологии словообразовательных категорий: // Актуальные проблемы современного словообразования: Труды Международной научной конференции (г. Кемерово, 1-3 июля 2005 г.). Томск, 2006. С. 90-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.