Научная статья на тему 'ДЕРЕВЯННЫЕ ЖИЛЫЕ КВАРТАЛЫ КАЗАНИ. СТАРОТАТАРСКАЯ СЛОБОДА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ДЕРЕВЯННЫЕ ЖИЛЫЕ КВАРТАЛЫ КАЗАНИ. СТАРОТАТАРСКАЯ СЛОБОДА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
191
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВЯННЫЕ ЖИЛЫЕ КВАРТАЛЫ / МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК СТАРОТАТАРСКАЯ СЛОБОДА / РЕНОВАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙЗАСТРОЙКИ / WOODEN RESIDENTIAL QUARTERS / THE OLD TATAR SETTLEMENT MUSEUM-SANCTUARY / THE RENOVATION OF HISTORIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Айдарова Г.Н.

Статья посвящена вопросам преемственности традиций деревянной жилищной архитектуры в формировании Старотатарской слободы как музея-заповедника, как места локального проживания казанских татар на протяжении ряда столетий.Рассмотрены особенности формирования деревянных кварталов, связанные с традиционным социально-национальным укладом жизни, составом усадебных строений, объемно-планировочным решением, системой декоративного убранства.На протяжении ряда веков изменялась структура, плотность, типология застройки кварталов. Формирование татарского жилого квартала включает несколько периодов: русско-татарское Cредневековье; период Российской империи; советский период, постсоветский период. Значительные утраты деревянной городской жилищной архитектуры ставят задачи разработки историко-архитектурных обоснований для сохранения, изучения и воссоздания архитектурно-градостроительных типов деревянных жилых домов. Новая жизнь Старотатарской слободы связана с развитием туристической инфраструктуры,с практическими вопросами и методами воссоздания утраченных жилых домов, организации общественных пространств,нового строительства в условиях существующих регламентов и т. д. Предложены рекомендации по развитию архитектурной среды музея-заповедника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wooden Residential Quarters of Kazan, the Old Tatar Settlement:History and Modernity

The article is devoted to the issues of continuity of the traditions of wooden housing architecture in the formation of the Old Tatar settlement as a museumsanctuary,as a place of local habitation of Kazan Tatars for several centuries. The features of the wooden neighborhoods formation associated with the traditional socio-national way of life, the composition of the estate buildings, space-planning solution, a system of decorative elements were considered. Over the centuries,the structure, density, and typology of residential quarters have been changing. The formation of the Tatar residential quarter includes several periods: theRussian-Tatar Middle Ages; the period of the Russian Empire; Soviet period, post-Soviet period. Considerable losses of wooden urban housing architectureset the task of developing historical and architectural substantiations for the preservation, study and reconstruction of architectural and town-planning typesof wooden houses. The new life of the Old Tatar settlement is associated with the development of tourist infrastructure, with practical issues and methods ofrecreating lost houses, organizing public spaces, and new construction under the existing regulations, etc. As part of this publication, recommendations on thedevelopment of the architectural environment of the museum-sanctuary were proposed.

Текст научной работы на тему «ДЕРЕВЯННЫЕ ЖИЛЫЕ КВАРТАЛЫ КАЗАНИ. СТАРОТАТАРСКАЯ СЛОБОДА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Preservation of architectural heritage

УДК 72.03, 72.01, 72.8

Г.Н. АЙДАРОВА, д-р архитектуры (aidagalnik@mail.ru)

Казанский государственный архитектурно-строительный университет (420043, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Зеленая, 1)

Деревянные жилые кварталы Казани. Старотатарская слобода: история и современность

Статья посвящена вопросам преемственности традиций деревянной жилищной архитектуры в формировании Старотатарской слободы как музея-заповедника, как места локального проживания казанских татар на протяжении ряда столетий. Рассмотрены особенности формирования деревянных кварталов, связанные с традиционным социально-национальным укладом жизни, составом усадебных строений, объемно-планировочным решением, системой декоративного убранства. На протяжении ряда веков изменялась структура, плотность, типология застройки кварталов. Формирование татарского жилого квартала включает несколько периодов: русско-татарское Средневековье; период Российской империи; советский период, постсоветский период. Значительные утраты деревянной городской жилищной архитектуры ставят задачи разработки историко-архитектурных обоснований для сохранения, изучения и воссоздания архитектурно-градостроительных типов деревянных жилых домов. Новая жизнь Старотатарской слободы связана с развитием туристической инфраструктуры, с практическими вопросами и методами воссоздания утраченных жилых домов, организации общественных пространств, нового строительства в условиях существующих регламентов и т. д. Предложены рекомендации по развитию архитектурной среды музея-заповедника.

Ключевые слова: деревянные жилые кварталы, музей-заповедник Старотатарская слобода, реновация исторической застройки.

Для цитирования: Айдарова Г.Н. Деревянные жилые кварталы Казани. Старотатарская слобода: история и современность // Жилищное строительство. 2018. № 12. С. 45-49.

G.N. AIDAROVA, Doctor of Sciences (Architecture) (aidagalnik@mail.ru) Kazan State University ofArchitecture and Engineering (1, Zelyonaya, Kazan, 420043, Russian Federation)

Wooden residential quarters of Kazan, the Old Tatar settlement: history and modernity

The article is devoted to the issues of continuity of the traditions of wooden housing architecture in the formation of the Old Tatar settlement as a museum-sanctuary, as a place of local habitation of Kazan Tatars for several centuries. The features of the wooden neighborhoods formation associated with the traditional socio-national way of life, the composition of the estate buildings, space-planning solution, a system of decorative elements were considered. Over the centuries, the structure, density, and typology of residential quarters have been changing. The formation of the Tatar residential quarter includes several periods: the Russian-Tatar Middle Ages; the period of the Russian Empire; Soviet period, post-Soviet period. Considerable losses of wooden urban housing architecture set the task of developing historical and architectural substantiations for the preservation, study and reconstruction of architectural and town-planning types of wooden houses. The new life of the Old Tatar settlement is associated with the development of tourist infrastructure, with practical issues and methods of recreating lost houses, organizing public spaces, and new construction under the existing regulations, etc. As part of this publication, recommendations on the development of the architectural environment of the museum-sanctuary were proposed.

Keywords: wooden residential quarters, the Old Tatar Settlement museum-sanctuary, the renovation of historic development.

For citation: Aidarova G.N. Wooden residential quarters of Kazan, the Old Tatar settlement: history and modernity // Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Contraction]. 2018. No.12, pp. 45-49. (In Russian).

Исследованию деревянной народной архитектуры посвящено множество работ [1-7]: городская профессиональная деревянная архитектура XIX в. пристально изучается преимущественно в последние два десятилетия в связи со значительной утратой массовой деревянной застройки в ходе реконструкции исторических центров городов, таких как Казань, Нижний Новгород, Самара и др. В советский период отдельные исследования деревянных жилых домов, мечетей Казани и сел Татарстана предпринимались в рамках выявления и сохранения памятников истории и культуры [8-14]. Однако специальные комплексные исследования деревянной архитектуры Казани немногочисленны. Еще в меньшей степени изучены вопросы адаптации исторической деревянной жилой застройки к условиям современности.

Вместе с тем актуальность древесины как материала, относящегося к возобновляемым ресурсам, возрастает, проблемы гуманизации архитектурной среды усиливают значимость сохранения наследия деревянного зодчества, продолжения его традиций в современных условиях. Наглядным примером служит широкое применение дерева в жилых и общественных комплексах зарубежных стран (Швейцарии, Германии, Болгарии, Финляндии, Норвегии и др.).

Дерево - уникальный материал, способный долгое время сохранять эксплуатационные и декоративные свойства. Известны самые старые деревянные строения, сохраняющие свое первоначальное назначение или музее-фицированный облик на протяжении столетий. Например, деревянный мост в Люцерне (XIV в.) продолжает служить

Сохранение

архитектурного наследия

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

по первоначальной функции; сохраняются с XVI-XVШ вв. му-зеефицированные жилые дома и церкви Русского Севера (Кондопога, Кижи, Малые Корелы, Тальцы и др.). В Татарстане старейшей деревянной постройкой является Троицкая церковь в Свияжске XVI-XVШ в.), сельские деревянные мечети и байские дома XVШ-XIX вв. (мечеть в деревне Асан-Елга, дом купца Даутова в деревне Большая Атня).

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. проблемы сохранения и использования деревянных жилых домов не нашли адекватного решения. В условиях отсутствия финансирования и соответствующих методик сохранения деревянной жилой застройки реставрировались отдельные объекты республиканского значения (музей В.И. Ленина, музей в селе Тукай-Кырлай и др.), появлялись отдельные новоделы (дом по ул. К. Насы-ри, 26). В настоящее время происходит процесс осмысления и поиска новых подходов к сохранению и использованию наследия деревянной архитектуры, развитию региональных традиций деревянного зодчества.

Казань - один из крупнейших городов на Волге - исторически формировалась под влиянием множества факторов. Из них основные: климат (умеренно континентальный); обилие лесных массивов; историко-культурный фактор (восточная окраина Европы, северо-западная окраина исламского мира). Особенностью жилищной архитектуры Казани издревле являлись деревянные конструкции: стоечно-балоч-ные, срубные, каркасно-щитовые. Археологические данные свидетельствуют о широком использовании в Казанском Поволжье срубных конструкций начиная с глубокой древности. Морфология деревянной застройки складывалась на протяжении многих столетий в местах активного рельефа и прибрежных зонах. Несколько слобод, сформировавшихся за пределами крепостных стен Казани: Суконная, Старотатарская, Адмиралтейская, Игумнова, Ягодная, Козья, Архангельская - почти полностью были застроены деревянными жилыми кварталами. Деревянная массовая застройка в разных частях города имела различия в зависимости от этносоциального состава жителей (структура квартала, типы усадебных комплексов, наружная отделка домов).

Старотатарская слобода образовалась на месте старинного татарского предместья периода ханско-татарского Средневековья. После вхождения Казани в состав Московского государства (1552 г.) слобода оставалась местом локального проживания казанских татар вплоть до середины ХХ в. Ее расположение на западном берегу р. Булак и западном берегу оз. Кабан постепенно определило разви-

4б| -

тие новых планировочных зон Закабанной и Забулачной, ставших местом расселения разных социальных сословий (купцов, мещан, духовенства). Основные периоды их преобразований связаны со сменой государственности. В рамках русско-татарского Средневековья (Казанское ханство, Московское государство) структура квартала носила нерегулярную планировку и застройку. Типологию планировочных элементов выявил в свое время В.В. Егерев на основе анализа традиционных татарских деревень, в которых отдельные планировочные элементы Средневековья сохранялись еще в первой половине XIX в. [15]. Подтверждение тому мы выявили по архивным топосъемкам татарских деревень 1796 г. (план деревни Малые Тоябы, Каргала Тож, Тетюш-ского уезда) [16]. Планировка деревень отличалась скученностью, запутанностью связей, кустовым принципом организации пространства. Каждый куст (квартал) имел свой центр в виде мечети или жилища основателя рода, вокруг которого без видимой системы в свободном порядке размещены жилые дома, хозяйственные постройки родственных семей. Принцип организации пространства включал три элемента: магистральные дороги, связывавшие кварталы, переулки и тупики внутри кварталов. Такие кварталы находились на некотором расстоянии друг от друга, окружались высокими заборами, жилые дома в них были сориентированы окнами не к улице, а к мечети или родовой усадьбе в центре квартала. Улиц как таковых не было, на проезжую коммуникацию выходили высокие заборы, за которыми располагались надворные строения и огороды.

Рис. 3. Доходный дом конца XIX в. в Старотатарской слободе. Современный вид после реставрации

12'2018

Рис. 4. Татарский жилой дом второй половины XIX в. Современный вид после реставрации

В процессе урегулирования застройки центральных улиц Казани, а затем и деревянных жилых кварталов, начало которому было положено на рубеже XVШ-XIX вв. и продолжено вплоть до конца XIX в., Старотатарская слобода была преобразована в красных линиях. Кварталы были застроены усадьбами, в каждой из них жилой дом располагался в глубине от улицы, в окружении надворных строений, сада с чайными беседками. На улицу выходили высокие дощатые заборы с ажурными решетками и нарядными воротами, из-за которых был виден только фронтон дома.

Во второй половине XIX-XX вв. происходило уплотнение периметра квартальной застройки, вытеснение огородов и садов, выдвижение на красную линию жилых домов и более регулярное расположение надворных строений: флигелей, амбаров, сараев. Типология деревянных жилых домов включала усадебный дом, особняк, многоквартирный дом, доходный дом. Изменяется система проектирования и строительства, по профессиональным проектам возводятся все деревянные жилые дома Казани. Особенностью татарского деревянного домостроения было участие артелей из татарских мастеров на стадии завершения строительства и украшение фасадов народным декоративным орнаментом. Появление масляной краски дало возможность для татарских заказчиков вернуться к традициям полихромного декора, известным по архитектурным артефактам булгаро-татар-ского Средневековья (город Булгар). Все элементы усадебного комплекса: углы, фронтоны, наличники украшались своеобразным накладным декором: дощечками различной геометрической формы с последующей раскраской в определенные цвета - синий, зеленый, охристый [17] (рис.1-5).

В советский период деревянные кварталы Старотатарской слободы сохранялись вплоть до 1980-х гг. Степень износа таких домов составляла 75% и более. Многие дома без капитального ремонта продолжали служить более 100 лет. Под охрану были взяты отдельные деревянные дома, но в итоге сохранить удалось единицы. Массовому сносу деревянная застройка подвергалась с 1996 г. в ходе выполнения программы ликвидации ветхого жилого фонда, затем при подготовке к 1000-летию Казани (2005 г.). В целом в разных частях города было снесено порядка двадцати четырех деревянных кварталов: такие деревянные улицы, как Тельмана, Свердлова, Тукаевская, Волкова и др. Особенно пострадала Старотатарская слобода.

После крупных спортивных событий, состоявшихся в Казани (Всемирная Универсиада-2013; Чемпионат мира по

Рис. 5. Старотатарская слобода, улица им. Каюма Насыри. Современный вид

футболу-2018), в городе появилась развитая инфраструктура гостиниц и общественного питания, а следовательно, возможность приема большого количества туристов. При этом стало очевидно, что потеря деревянных кварталов нанесла значительный ущерб туристическому потенциалу Казани. В последние годы взят курс на сохранение деревянной архитектуры, реставрацию и воссоздание утраченных объектов. Исследования деревянной архитектуры Казани, проведение конференций, издание альбомов-атласов способствовали пробуждению общественного интереса к наследию, появлению спонсоров, берущихся за сохранение деревянных жилых домов.

В настоящее время реновации Старотатарской слободы уделяется большое внимание. Создание в 1992 г. историко-культурного заповедника «Старотатарская слобода» предполагало создание музея под открытым небом. Проблема заключается в том, что после массового сноса остались единицы аутентичных деревянных домов. К музейной части можно отнести в большей степени кирпичные мечети и особняки. Не уцелело ни одного деревянного квартала, нет уже тех типов деревянных жилых домов и усадеб, которые могли бы составить музейную часть заповедника. Проблема заключается и в том, что значительная территории (88 га) мало включена в общественную жизнь, не отвечает современным требованиям комфорта города-миллионника. Современные подходы к управлению историческим наследием включают сохранение, исследование и воссоздание [18, 19].

Метод воссоздания получил достаточное признание в условиях значительных утрат достоверной исторической среды. Прецеденты реставрации с воссозданием отдельных фрагментов были запланированы в разных частях города (дом Дружининой, дом Дротоевского, дом по ул. Гла-дилова, 46). В Старотатарской слободе в план воссоздания вошли сгоревший дом Валина с флигелем по ул. К. Насыри; дом, где жил Шигабутдин Марджани (ул. Каюма Насыри, 10), татарская усадьба по ул. Ш. Марджани, 8; дом Бегаева по улице Парижской Коммуны, 18; сгоревший дом Авдеева на Юнусовской площади. В настоящее время на улице К. Насыри и набережной оз. Кабан развернуто туристическое обслуживание в жилых дворах: уютные рестораны, сувенирные лавки с народными промыслами. В оформлении использованы типичные для этнотуризма объекты народного быта (телеги, полотенца, колеса, муляжи лошадей и утвари), предусмотрены возможности организации народных праздников посреди пешеходной улицы К. Насыри.

Сохранение

архитектурного наследия

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

В Татарстане приняты к внедрению типовые проекты деревянных жилых домов XIX в. для малых исторических поселений как продолжение традиций жилищного строительства в России по типовым альбомам (тетрадям). При этом учтены требования современного комфорта во внутренней планировке и интерьере домов, которые должны отвечать современным требованиям удобства. Для дальнейшего формирования музея-заповедника необходимы более взвешенные, научно обоснованные подходы к воссозданию объектов деревянной городской архитектуры казанских татар. Можно было бы восполнить в штучных экземплярах отдельные типы утраченных деревянных жилых домов XIX в.: жилые усадьбы, усадьбы с той или иной производственной функцией, многоквартирные и доходные дома. Их в первую очередь следует выявлять в архиве как достоверно существовавшие на территории слободы, имевшие владельцев и вновь построенные на другом месте, но в той же Старотатарской слободе.

Воссоздание деревянных жилых домов по архивным чертежам может отчасти компенсировать потери и явиться обоснованием к формированию концепции музея-заповедника. В нем могут найти место научно воссозданные модели (макеты) жилых кварталов разных периодов, отражающие историю развития Старотатарской слободы, ее быт, повседневную предметную среду татарского интерьера,

Список литературы

1. Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев, белорусов // Восточнославянский этнографический сборник: Тр. Ин-та этнографии АН СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1956. 458 с.

2. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера. Страницы истории. Л.: Стройиздат. Ленинградское отделение. 1981. 128 с.

3. Ушаков Ю.С. Памятники деревянного зодчества. Принципы организации музеев-заповедников // Строительство и архитектура Ленинграда. 1973. № 6. С. 24-26.

4. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. Т. 1. Гражданское зодчество. М.: Искусство, 1983. 287 с.

5. Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии.: Строй-издат, 1972. 119 с.

6. Бострем Л.А. Пути максимального повышения долговечности памятников деревянного зодчества в условиях их эксплуатации в музеях под открытым небом // Пути сохранения и методы реставрации памятников деревянного зодчества, 1990. С. 86-89.

7. Бодэ А.Б. Поэзия Русского Севера: иллюстрированный обзор существующих памятников деревянного культового зодчества. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 216 с.

8. Айдаров С.С. Архитектурное наследие Казани. Казань: Татарское книжное издательство, 1978. 79 с.

9. Халитов Н.Х. Памятники архитектуры Казани XVIII - начала XIX века. М.: Стройиздат, 1989. 191 с.

10. Надырова Х.Г. Деревянное культовое зодчество Волго-Камья: истоки и традиции. Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. - 1917 г.). Материалы Всероссийской научно-практической конференции (25 апреля 2006 г., Казань). Казань: Институт истории АН РТ, 2006. С. 287-305.

прикладное искусство горожан. Функциональное наполнение воссоздаваемых деревянных домов должно отвечать современным требованиям. Необходимы отели, специальные магазины с традиционными для татар продуктами, почта, аптека, поликлиника, художественные мастерские. Их можно размещать в воссозданных деревянных домах. Традиционные виды транспорта (тарантас) могут внести дополнительный колорит.

Вместе с тем территория Старотатарской слободы не должна застывать в туристских муляжах. В ней должны найти место современные архитектурные формы, разно-образные типы жилых и общественных зданий. В отдельных экземплярах можно было бы возводить новые жилые дома из клееных деревянных конструкций. Целесообразно было бы воссоздать традиционные виды ремесленного производства, в том числе народные промыслы, производство традиционных продуктов питания. Татарские типографии в конце XIX в. славились по всему Поволжью; производство печатной продукции (буклеты, альбомы, художественная и краеведческая литература) повысило бы культурную значимость заповедника. Вектор движения должен быть направлен от туристского кича к исторической достоверности, с одной стороны, и более широко - как возвращение на новом уровне к традициям деревянного зодчества с использованием современных технологий, стилистики, комфорта - с другой.

References

1. Blomkvist E.Eh. Peasant buildings of Russians, Ukrainians, Be-larusians. Vostochnoslavyanskij ehtnograficheskij sbornik: Tru-di Instituta ehtnografii AN SSSR. Moscow: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1956. 458 p. (In Russian).

2. Milchik M.I., Ushakov Yu.S. Derevyannaya arhitektura russ-kogo Severa. Stranicy istorii [Wooden architecture of the Russian North. Pages of history]. Leningrad: Strojizdat, Len-ingradskoe otdelenie. 1981. 128 p. (In Russian).

3. Ushakov Yu.S. Monuments of wooden architecture. Principles for the museum-sanctuary organization. Stroitefstvo i arhitektura Leningrada. 1973. No. 6, pp. 24-26. (In Russian).

4. Opolovnikov A.V. Russian wooden architecture. Vol. 1. Civil architecture. Moscow., Iskusstvo, 1983. 287 p. (In Russian).

5. Orfinskij V.P. Derevyannoe zodchestvo Karelii [Wooden architecture of Karelia]. Leningrad: Strojizdat, 1972. 119 p. (In Russian).

6. Bostrem L.A. Ways of maximizing the durability of wooden architecture monuments under conditions of their operation in open-air museums. Puti sohraneniya i metody restavracii pamyatnikov derevyannogo zodchestva. 1990, pp. 86-89. (In Russian).

7. Bodeh A.B. Poeziya Russkogo Severa: illyustrirovannyj obzor sushchestvuyushchih pamyatnikov derevyannogo kul'tovogo zodchestva [Poetry of the Russian North: an illustrated overview of the existing monuments of wooden religious architecture]. Moscow: Ehditorial URSS. 2002. 216 p.

8. Ajdarov S.S. Arhitekturnoe nasledie Kazani [Architectural heritage of Kazan]. Kazan: Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo. 1978. 79 p. (In Russian).

9. Halitov N.H. Pamyatniki arhitektury Kazani XVIII-nachala XIX vekov [Monuments of Kazan architecture of the 18th-begin-ning of the 19th centuries]. Moscow: Strojizdat 1989. 191 p.

10. Nadyrova H.G. Wooden religious architecture of the Volga-Kama: origins and traditions / Mecheti v duhovnoj kul'ture tatarskogo naroda (XVIII v. - 1917 g.). Materialy Vserossi-

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Preservation of architectural heritage

11. Айдаров Р.С. Деревянная застройка казанских улиц второй половины Х1Х-начала ХХ веков // Известия КГАСУ. Вып. 2 (8). Казань: КГАСУ, С. 5-11.

12. Аитов Р.Р., Афанасьева Е.А. Проблема реконструкции традиционной татарской колористики (на примере квартала № 205 Старотатарской слободы) // Известия КГАСУ, 2015. № 2 (32). С. 13-23.

13. Нугманова Г.Г. Татарские слободы в застройке Казани / Татарские слободы Казани: Очерки истории. Казань: Изд-во ин-та Истории АНРТ, 2002. С. 75-80.

14. Айдарова Г.Н., Айдаров Р.С. Деревянная архитектура прибрежных территорий Казани рубежа Х1Х-ХХ веков // Исвестия КГАСУ. 2018. № 2 (44). С. 7-13.

15. Егерев В.В. Самобытное расселение народностей Казанского края // Вестник научного общества татароведе-ния.1928. № 3. С. 55-59.

16. Айдарова-Волкова Г.Н. Архитектурная культура Среднего Поволжья XVI-XIX веков. Казань: модель развития, структура типов, влияния. Казань: КГАСУ, 1997. 196 с.

17. Айдаров Р.С. Казанский деревянный дом XIX-начала XX века в акварели и графике. Казань: Kazan-Казань, 2015. 224 с.

18. Франческо Бандарин, Рон ван Оепс. Исторический городской ландшафт. Управление наследием в эпоху урбанизма. Казань: Отечество. 2013. 228 с.

19. Вавилонская Т.В. Стратегия обновления архитектурно-исторической среды. Самара: СГАСУ, 2006. 369 с.

Открыта подписка на журнал «Жилищное строительство» на 2019 год

www.rifsm.ru/page/5/

jskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (April 25, 2006, Kazan). Kazan: Institut istorii AN RT. 2006, pp. 287-305.

11. Aydarov R.S. Wooden buildings of Kazan streets of the second half of the XlX-early XX centuries. Izvestiya KGASU. 2008. No. 2 (8), pp. 5-11. (In Russian).

12. Aitov R.R., Afanas'eva E.A. The problem of reconstruction of the traditional Tatar coloristics (on the example of the quarter № 205 in the Old Tatar settlement). Izvestiya KGASU, 2015. No. 2 (32), pp. 13-23. (In Russian).

13. Nugmanova G.G. Tatarskie slobody v zastrojke Kazani / Ta-tarskie slobody Kazani: ocherki istorii [Tatar settlements in the construction of Kazan / Tatar settlements of Kazan: history essays]. Kazan: Publishing house of the Institute of History of the Academy of Sciences. 2002, pp. 75-80.

14. Ajdarova G.N., Ajdarov R.S. Wooden architecture of the coastal areas of Kazan of the turn of the 19th-20th centuries. Isvestiya KGASU. 2018. No. 2 (44), pp. 7-13. (In Russian).

15. Egerev V.V. The original settlement of the peoples of the Kazan region. Vestnik nauchnogo obshchestva tatarovedeniya. 1928. No. 3, pp. 55-59. (In Russian).

16. Aydarova-Volkova G.N. Arhitekturnaya kul'tura Srednego Po-volzh'ya XVI-XIX vekov. Kazan': model' razvitiya, struktura ti-pov, vliyaniya [The architectural culture of the Middle Volga region of the XVI-XIX centuries. Kazan (model of development, structure of types, influence)]. Kazan: KGASU. 1997. 196 p.

17. Aydarov R.S. Kazanskij derevyannyj dom XIX-nachala XX veka v akvareli i grafike [Kazan wooden house of the XIX-be-ginning of the XX century in watercolor and graphics]. Kazan: Kazan-Kazan'. 2015. 224 p.

18. Francesco Bandarin, Ron van Oepse Istoricheskij gorodskoj landshaft. Upravlenie naslediem v epohu urbanizma [Historic urban landscape. Managing Heritage in the Age of Urban-ism]. Kazan: Otechestvo. 2013. 228 p.

19. Vavilonskaya T.V. Strategiya obnovleniya arhitekturno-is-toricheskoj sredy [The strategy of updating the architectural and historical environment]. Samara: SGASU. 2006. 369 p.

В Екатеринбурге подвели итоги V Международного форума и выставки высотного и уникального строительства

100+ Forum Russia

5-7 декабря 2018 г. в МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО» состоялся форум 100+ Forum Russia. В рамках деловой программы на форуме выступили 350 спикеров.

В первый день работы 100+ Forum Russia состоялись четыре форума «одного дня»: российский форум BIM-технологий «BIM 3D: Отечественный и зарубежный опыт информационного моделирования зданий и сооружений», форум конструкторов-строителей и инженеров-расчетчиков ИНТЕРК0НСТР0Й-2018, АРХ ЕВРАЗИЯ «Жилье и системы расселения на Евразийском пространстве. Градостроительные стратегии и архитектурные практики в новых экономических условиях» и Форум Уральского содружества в сфере строительства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В программу форума вошло более 50 тематических секций по высотному и уникальному строительству, цифровым технологиям в проектировании и строительстве, комфортной городской среде и архитектурному наследию, зеленому строительству и технологиям умного города.

Эксперты обсудили государственное регулирование, нормативы в строительстве зданий выше 100 м, цифровое производство, основные сложности при внедрении технологий информационного моделирования и других инновационных решений в российских компаниях, а также подвели итоги работы основных секций форума.

Участники заседания также обсудили процесс цифро-визации отрасли и федеральный проект «Цифровое строительство», который реализуется в рамках нацпроекта «Цифровая экономика».

Также в рамках 100+ Forum Russia состоялась церемония награждения победителей IV регионального конкурса достижений и инноваций в сфере недвижимости «Строительный триумф», церемония награждения победителей XIV Международного конкурса архитектуры и дизайна «Евразийская премия» и подведение итогов конкурса на разработку дизайн-концепции на благоустройство общественных пространств Екатеринбурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.