Научная статья на тему 'Деревянные счётные бирки на территории Якутии'

Деревянные счётные бирки на территории Якутии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деревянные счётные бирки на территории Якутии»

НА ТЕРРИ

СЧЕТНЫЕ БИРКИ ТОРИИ ЯКУТИ

Саша Илларионов,

ученик 8 «в» класса МОБУ НПСОШ № 2, г. Якутск

Моя мама, Илларионова Юлия Владимировна, работает в Якутском государственном объединённом музее истории и культуры народов Севера им. Е. М. Ярославского. Однажды она показала мне деревянные палочки, на которых были вырезаны разные знаки в виде крестиков, чёрточек, точек и других обозначений. Такие палочки с зарубками называются счётными бирками. Мне стало интересно, как ими пользовались и что означают знаки на этих палочках. В Интернете я узнал, что счётные бирки употреблялись во многих странах - Древней Руси, Скандинавии, Германии, Англии, Польше, Италии и др. Так, в Новгороде их было найдено около 600 штук [1]. Бумага в те времена была дефицитом, поэтому для записей использовали доступный материал - дерево. Древние греки и римляне тоже применяли бирки для обучения счёту. Были и такие бирки, которые использовались в качестве денег

Если на севере Европы бирки стали исчезать к началу ХХ в., то в отдалённых областях России ими пользовались почти до середины ХХ в. [1]. В книге Д. И. Дьячковского - СэЬюн Боло «Прошлое якутов до прихода русских на Лену» имеются зарисовки знаков с деревянных бирок, сделанных им в декабре 1935 г. в Сомор-сунском наслеге Амгинского района. Информаторами были жители данного наслега Пётр Попов и Григорий Канаев [2]. Вполне возможно, что в Якутии счётные бирки использовались почти до 1930-х годов. В музее я ознакомился с тремя деревянными бирками.

Первая бирка имеет учётный номер 52278 и прикреплена к картонной карточке с надписью: «Деревянная бирка с нарезами, обозначающими количество и род необходимых покупок. Употребляется неграмотными якутами дальних наслегов. От Андреева Кузьмы. Г. Якутск, 20 июня

С.Илларионов DOI: 10.24411/1728-516Х-2019-10012

1915 года» (рис. 1). Там же дана зарисовка лицевой части бирки с пояснениями о наименовании и количестве заказов. Насечки расположены на правой стороне в одной плоскости. Сверху нарисованной бирки указаны значения нарезок: «Первому заказчику. Второму. Третьему. Четвертому». Получается, что было четыре заказчика. Однако две тонкие вертикальные линии, разделяющие грань на три части, указывают на наличие трёх заказов.

Первый заказчик просил купить ему 2 фунта сахара, 2 фунта чая и 20 аршин ситца. На палочке 2 фунта сахара нанесены в виде двух угловых зарубок, 2 фунта чая обозначены двумя выемками, проделанными с нижней стороны бирки, а 20 аршин ситца изображены в виде двух крестиков «ХХ». Знак «Х», означавший число 10, заимствован из римской системы счисления, известной с древних времён. Согласно существовавшей в те годы метрической системе 1 русский фунт сахара был равен 409,5 г, 1 аршин - 0,7 м. Получается, что первый заказчик просил привезти ему 819 г сахара, 819 г чая и 14 м ситцевой ткани. Заказ от второго лица представлен в виде трёх зарубок в нижней части бирки, одной зарубки и одной выемки с верхней стороны, далее одной вертикальной палочки и двух соединённых в нижней части наклонных палочек в виде римской цифры «V». К сожалению, на карточке к этим обозначениям не даны пояснения. Третьему заказчику надо было купить 2 шёлковых платка (они изображены в виде двух маленьких галочек чуть выше центра); справа от них наискосок сделан короткий надрез, означающий крупчатку. В музее мне сказали, что крупчаткой называли самый лучший сорт муки. В нижней части сделан треугольной формы надрез, значит, табак. На карточке не указан вес крупчатки и табака. Предполагаю, что один знак

Рис. 1. Бирка для записи заказов № 52278.

Поступила 20 июня 1915 г. от жителя г. Якутска К. Е. Андреевича (из фондов Якутского государственного объединенного Музея истории и культуры народов Севера им. Е. М. Ярославского (ЯГОМИиКНС им. Е. М. Ярославского)

Рис. 2. Кузьма Егорович Андреевич (1892-1964 гг.).

Политссыльный, предприниматель, социал-демократ, член Якутской областной продовольственной управы, большевик. Передал в 1915 г. бирку для записей необходимых покупок в Якутский Областной музей

означал один фунт. На этой бирке также имеются насечки в виде двух прямых палочек и одной палочки, верхний конец которой наклонён в правую сторону. К первой палочке не даны пояснения, вторая означает 5 аршин, т. е. 3,5 м ситца. Таким образом, глядя на бирку, торговец, знал, кто, что и в каком количестве купил у него.

Интересной оказалась история поступления в музей этой бирки. На карточке было написано, что бирку сдал Андреев Кузьма. На самом деле его фамилия была Андреевич (рис. 2). Об этом рассказала сотрудница музея Д. П. Попова, работающая с коллекцией фотографий и документов. Андреевич Кузьма Егорович был предпринимателем, членом областной продовольственной управы, социал-демократом, впоследствии примкнувшим к большевикам. Наравне с тремя тысячами политических ссыльных, отправленных в далёкую Якутию, он принимал активное участие в революционных событиях и так же, как и многие грамотные ссыльные, интересовался укладом жизни местного населения. Бирка попала к нему, очевидно, в то время, когда он занимался предпринимательской деятельностью. Так как он был знаком с заведующим Якутским музеем Емельяном Ярославским, то, скорее всего, передал бирку ему. Е. М. Ярославский в своей статье «Бирки и записи долговъ» пишет: «Такие похожие бирки в старину употреблялись по всей европейской России, да и теперь их можно встретить в глухих углах у неграмотного населения. Самая же система обозначения цифр, применяемая к этим биркам, почти целиком выработана многолетней практикой

и настолько получила права гражданства, что официально была узаконена в "Высочайше утверждённых правилах о порядке взимания денежных сборов с государственных крестьян" 12 декабря 1844 г. (№ 18519). Знаки эти следующие: □ = 10 рублей

0 = 1 (рубль) Х = 10 копеек

1 = 1 (копейка) - = % (копейки)

Приблизительно такие же изображения были введены в "Уставъ об управлен/и инородцевъ въ Сибири" в 1822 г, для выдачи квитанций неграмотным старостам в приёме от них ясачных сборов натурою (шкурами зверей) или же деньгами» [3, с. 180].

Таким образом, система знаков, существовавшая со времён ясачных отношений, проникла и в торговые отношения в Якутской области в начале ХХ в. Этому способствовала общая неграмотность населения (почти 98 %), которое, главным образом, проживало в сельской местности (96 % общего числа населения) [4]. По знакам на бирке можно представить картину торговли в Якутском крае в те годы. Большим спросом пользовались чай, табак, сахар, мука и ткани. Все эти товары завозились, в основном, в период навигации, и закупить их можно было только в г. Якутске.

Вторая бирка (№ 52279) поступила в музей в декабре 1916 г. от торговавшего в г. Якутске Михаила Егорова, жителя Дженнандинского (Жанхандинского,

-Л и.

и

го» Si.iT,.

5».

ТО*ТОВЧйи»ЬГО в

Д)Х1:НН*НДС1Н1ГКОГО ПЯСЛ

■Яну

2р, «й 1ШЕЛ.

Мегинрмяго аласи М«*я.и!п £гоеовл,

та ГРИ&ЛЯЪШЬГО ЭТЛ ЙЧРКМ Для знянчи падгое ВГНИМН Ц1™1Ч1СЧПИ ^ДбНяБРО, 5

Рис. 3. Бирка долговая № 52279.

Поступила в декабре 1916 г. от жителя Жанхандинского наслега Мегинского улуса Михаила Егорова (из фондов ЯГОМИиКНС им. Е. М. Ярославского)

ныне с. Техтюр) улуса. Эта информация записана на картонной карточке (рис. 3). Там же отмечено, что бирку он использовал для записи долгов во время торговли продуктами питания. Бирка представляет собой четырёхгранную палочку длиной 27,5 см. На всех четырёх гранях нанесены разные знаки, обозначающие суммы долга в денежном выражении. Рубли от 1 до 4 изображены прямыми палочками, 5 рублей - наклонной палочкой, 10 - в виде римской цифры «Х», 20 - «ХХ». Копейки: 10 -в виде зарубок по верхнему или нижнему краям; единицы нанесены как точки. При этом изображение одного долга от другого отделёно мелкими отверстиями в виде треугольников, нанесённых по центру. На этикетке даны зарисовки с пояснениями каждой грани долговой палочки. Например, долг 5 руб. 67 коп. на одной грани изображён следующим образом: 5 руб. - наклонной палочкой, 60 коп. - одной косой зарубкой (50 коп.) и прямой зарубкой (10 коп.) в нижней части, 7 коп. - в виде семи точек в центре долговой зоны первого должника.

Третья бирка (№ 34705) поступила в Якутский музей в 1956 г. из Таттинского музея после его закрытия (рис. 4). Бирка представляет собой расколотую по длине на две половинки палочку длиной 21,8 см, шириной 3,4 см и толщиной 1,9 см. В вертикальном положении бирки можно увидеть высеченные ножом 10 поперечных

зарубок, а также 10 отверстий в два ряда. С двух боковых сторон сделаны выемки. Может быть, эти выемки означали какое-то количество денег или товаров, а может, служили для прочного закрепления ремешка или верёвки, соединяющих обе половинки. В книге поступления нет сведений, что означали эти зарубки и отверстия, поэтому предполагаю, что зарубки могли изображать рубли, а отверстия - копейки. Тогда получается, что кредитор дал в долг 10 руб. и 5 (50?) коп. Возможно, что в качестве долга были получены не деньги, а какие-нибудь товары. Одна расколотая половинка бирки оставалась у кредитора, вторая у должника. После расчёта две половинки палочки складывались, зарубки должны были совпасть, после этого палочка уничтожалась.

Мы послали запрос в Ытык-Кюельский литературно-художественный музей-заповедник «Таатта», открывшийся в 2001 г., спустя 45 лет после его ликвидации. Главный хранитель музея А. Н. Постникова написала, что модель тунгусской долговой палочки сдал в феврале 1951 г. известный

Рис. 4. Бирка долговая № 34705, работы Е. Д. Кулаковского.

Была передана им Таттинскому музею в феврале 1951 г. В 1956 г. после закрытия Таттинского музея передана в фонд ЯГОМИиКНС им. Е. М. Ярославского

Рис. 5. Егор Дмитриевич Кулаковский -

Уот Хойостоон (1878-1956 гг.), сказитель олонхо Таттинского района,

родственник якутского писателя А. Е. Кулаковского - вксекулээх влексей. В феврале 1951 г. сдал в Таттинский музей изготовленную им модель тунгусской долговой палочки (№ 34705)

олонхосут - родственник А. Е. Кулаковского Егор Дмитриевич Кулаковский - Уот Хойостоон (рис. 5). Бирка была изготовлена им самим, возможно, по заказу Тат-тинского музея.

Эта бирка, как и вышеуказанные бирки для записи заказов, имеет одну и ту же систему обозначения чисел с использованием римских цифр. Во время изготовления долговой бирки (№ 52279) отец показал мне её грань, где были стёрты знаки, и сказал, что хозяин ножом выскоблил старые записи. «Наверное, он делал так, когда рассчитывался с должником», - объяснил отец. Из-за этого бирка приняла дугообразную форму.

Рассмотренные долговые бирки имеют разное назначение. Одна бирка предназначалась для записи долгов определённого количества людей, другая использовалась между двумя лицами - кредитором и должником.

В 1935 г. известный собиратель якутского фольклора, археолог и этнограф Дмитрий Иванович Дьячковский (СэЬюн Боло) отправился в центральные районы Якутии для сбора информации по истории, фольклору и этнографии (рис. 6). В Соморсунском наслеге Амгинско-го района он встречался с местными жителями и срисовал знаки со старинных бирок. Мы с отцом решили сделать деревянные бирки по зарисовкам СэЬюн Боло

Рис. 6. Дмитрий Иванович Дьячковский -СэЬэн Боло (1905-1948 гг.), исследователь якутского фольклора, этнограф, археолог, автор книги «Прошлое якутов до прихода русских на Лену» (1938), автор зарисовок старинных якутских бирок

из его книги «Прошлое якутов до прихода русских на Лену». Для лучшего восприятия мы решили использовать метод выжигания. Знаки на старинных якутских бирках, зарисованные СэЬюн Боло, были почти такие же, как на долговой палочке с № 52279. Числа от 1 до 9 изображены прямыми палочками (рис. 7), число 10 -«Х», 20 - «ХХ» и т. д. Новым знаком для меня были кружки, проставленные над числами. Например, один кружок, нарисованный над числом X, означал умножение числа «Х» на число 10 (о) с результатом сложения -100. Знак в виде маленькой «х», стоящий справа от числа «Х», указывал на прибавление числа 10. Например, «Хх» с кружком в верхней части означал действие «1010+10» с результатом 110. Знак «Ххх» также с кружочком сверху соответственно равен числу 120. Число 1000 представлено в виде прямоугольника с двумя диагоналями. У жителя Соморсунского наслега Амгинского района Попова Петра, поделившегося информацией о бирках СэЬюн Боло, имеются другие изображения чисел 20, 50 и 100. Например: число 20 у него представлено в виде «Х» с поперечной линией в середине и по две симметрично расположенные точки по обе стороны линии, число 50 - в виде пяти наклонно поставленных палочек, разделённых поперечной линией посередине, число 100 обозначалось знаком «+».

С^иа-^егяее;

Тиок з.ле^ешеа,

Таай вугуке«,

Оа11аап вигикзи^,

Оааппаад о^иоЗваца зигиНии,

Егвео|1 яааопьь,

7оп)ии>

1 5 '0 15 20 ЮО 110 120

// V у у-7-т

1—:-¿-А / \ брзаа*осооооооо . ! I

Ц 200 105 19

^ / У-

_XXX

1000

Бь1ьтеь 5»аа!аг шз^а 5иги]в к11е1яе,

иж 1 10 20

50

100

«вдио аеШ1»!!п \irin» ого [дога йоцЬицс Ворриор Вумуг пц*ка ыгамьи» 29/ХЕМ935 вЯап :,!>,.

ШГЕ^ЖЖ

Ю 20 30 60

Рис. 7. Знаки на старинных якутских бирках, зарисованные Д. И. Дьячковским - СэЬэн Боло в 1935 г. (из книги «Прошлое якутов до прихода русских на Лену», 1938)

У другого информатора, жителя того же наслега Канаева Григория, цифра 10 изображена десятью наклонно поставленными палочками (//////////), а число 20 -в виде одной наклонно поставленной палочки с маленьким кружочком на правой стороне (/о). Число 30 он представил знаком «+», число 60 - в виде трёх наклонных палочек, соединённых друг с другом косыми линиями. При этом с двух сторон этих трёх палочек (выше справа и ниже слева) изображены кружочки. Цифра 100 представлена двумя наклонными прямыми палочками, соединёнными косой линией [2]. Таким образом, у каждого жителя одного и того же наслега имелись свои обозначения чисел. При этом общими оставались римские цифры для изображения простых натуральных чисел (рис. 8).

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. В фондовой коллекции музея преобладают бирки только из центральных улусов Якутии. Это связано с тем, что данные улусы располагаются рядом с г Якутском, который являлся центром торговли.

2. Бирки использовались и распространялись среди населения вследствие неграмотности. Согласно резуль-

Рис. 8. Вид различных счётных бирок, которые использовались в наслегах Якутии в Х1Х-ХХ вв.

татам Всероссийской переписи населения Российской империи 1897 г. [4] в Якутской области в конце XIX - начале ХХ вв. было только 2,7 % грамотных.

3. Каждый владелец бирок вносил свои условные знаки для обозначения определённого количества денег, наименования товаров и т. д. При этом на всех бирках были употреблены римские обозначения чисел, использовавшиеся при составлении ясачных книг в XVII-XVIII вв.

4. Мною были найдены и просмотрены в фондах музея только долговые бирки и бирки для записей, хотя в разных странах, помимо них, использовались бирки-этикетки, бирки-деньги и другие. Возможно, на территории Якутии распространение имели именно эти два вида бирок. Кроме записей о долгах бирки использовались для обозначения количества денег, наименования товаров, численности домашних животных, земельных угодий и т. д.

Список литературы

1. Новгородские бирки [Электронный ресурс] / Наука и жизнь. - Режим доступа : https://www.nkj.ru/archive/ articles/4469//.

2. Боло, С. И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену / С. И. Боло. - Якутск, 1938. - 247 с.

3. Губельман, М. И. Бирки и записи долговь графически представленные в своей торговой книге неграмотным якутом Верхоянского округа / М. И. Губель-ман // Известия Якутского отдела Русского Географического общества. - Якутск, 1915. - Т. 1. - С. 99-102.

4. Курчатова, Т. Т. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. в Якутской области (историко-демографический аспект) : дис. ... канд. истор. наук / Тамара Тимофеевна Курчатова. -Якутск, 2002. - С. 163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.