_КРЫМСКИЙ АРХИВ, 2015, J№ 1 (16)_
УДК 745(477.75)
ДЕРЕВЯННЫЕ РЕЗНЫЕ ПОТОЛКИ В ТРАДИЦИОННОМ ЖИЛИЩЕ КРЫМА
Полканова Анна Юрьевна,
заместитель генерального директора по научной работе ГБУ РК «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник» (г. Бахчисарай, Республика Крым, РФ).
Тел.: +7 978 025-44-73, e-mail: [email protected]
Мамутова Зера Аблаевна,
старший научный сотрудник ГБУ РК «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник» (г. Бахчисарай, Республика Крым, РФ).
Тел.: +7 978 877-34-36, e-mail: [email protected]
В статье описываются декоративные деревянные потолки в жилищах Крыма, даны классификация, терминология, примеры.
Ключевые слова: деревянные потолки, крымские дома, крымские татары, крымские караимы.
Одним из популярных элементов убранства традиционного жилища крымских караимов и крымских татар в XVIII - начале XX в. были резные деревянные потолки с плафонами. Материалы об архитектуре жилых домов в Крыму и их интерьеров сохранились в коллекции фотонегативов ГБУ РК «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник» (ГБУ РК БИКАМЗ). Специальные работы по декоративным потолкам Крыма нам не известны. В работах о традиционном жилище крымцев многие путешественники и учёные их не упоминают вовсе (А. Бернштам [3], Г. Бонч-Осмоловский [6], М. Дубровский [8], Г. Радде [18] и др.). Некоторые сведения о потолках есть в Караимской народной энциклопедии [15], в работах Б. Кокеная [2], Б. Куфтина [13], Б. Засыпкина [10], У. Боданинского [4] и др. Турецкие историки K. Yildirim и L. Hidayetoglu [22] детально описали деревянные потолки традиционного турецкого жилья. Целью нашей работы является исследование деревянных традиционных потолков Крыма на основе фотоматериалов КРУ БИКЗ и других собраний, что даст новый материал для исследований традиционного искусства народов по© А. Ю. Полканова, З. А. Мамутова, 2015
луострова, поможет лучше понять самобытную культуру крымчан, а современным архитекторам и дизайнерам даст возможность применять в профессиональной деятельности.
В документах 1900-1908 гг. Научно-художественной комиссии по составлению проекта реставрации Бахчисарайского ханского дворца были собраны материалы, позволяющие отреставрировать дворец наиболее приближенно к его первоначальному виду Тогда специалистами были изучены и закуплены изящные фрагменты потолков и плафонов периода Крымского ханства у жителей Бахчисарая из домов муллы Бекира, Бакал Сеит Беляла, Аджи Умера Куркчиева [17, с. 45]. Исследователь Г Котов [12, с. 11, 13] упоминал, к примеру, что «интересны по отделке бывший дом Сейдамета... в квартале Орта-Джами и рядом с ним в №№ 731 (принадлежит караиму Садук-Борю)... Владелец дома 731 намерен скоро его переделывать, и, по-видимому, не прочь уступить старые части в распоряжение администрации дворца для его реставрации». Возможно, так в дальнейшем и произошло, т.к. фотонегативы с изображением дома Борю хранятся в фондах ГБУ РК БИКАМЗ [КП 3724, 3725, 3779].
Предложения Научно-художественной комиссии по реставрации были отклонены, а собранные фрагменты потолков стали частью коллекции дворца [17, с. 45].
В 1920-е годы первым директором Бахчисарайского музея У. Бода-нинским была предпринята попытка реставрации дворцового комплекса, для чего изучалась жилищная архитектура Крыма. Этнографическими экспедициями музея собирались материалы из жилых домов разных регионов полуострова. В музей были доставлены деревянные части дома Бакши из Карасубазара (Белогорск): двери, плафон, пристенные шкафы и полки [4, с. 29]. Вероятнее всего, в то время проводилась фотофиксация фрагментов интерьеров на фотонегативы, которые сейчас в основном фонде ГБУ РК БИКАМЗ.
В первой четверти ХХ в. в Бахчисарае, Евпатории и Карасубазаре ещё «сохранялись дома XVП-XVШ вв., в которых жила татарская и караимская знать, с деревянной отделкой, резьбой, позолотой и росписью, сделанными с исключительным мастерством и художественным вкусом» [4, с. 28]. О потолках в домах знати вскользь упоминает Кон-дараки так: «у богатейших из них, в особенности, если они носят титулы мурз и беев, дома отличаются... узорами потолков...» [11, с. 261]. В более позднее время (к. XVIII - XIX вв.), когда наблюдался экономический упадок в Крыму и понижение технической и художественной культуры ремесленного производства [5, с. 74], украшение жилищ сложным декором угасло.
О послевоенной судьбе деталей интерьеров жилья Бахчисарая и Карасубазара из собрания музея неизвестно. Неизвестны и имена авторов этих художественных полотен из дерева. Есть лишь краткие сведения начала ХХ в. о ремесленниках Бахчисарая бешикчи (изготовители детских кроваток) и сандыкъчи (изготовители сундуков), которые занимались работами по дереву в традициях средневековья. Ремесленники объединялись в профессиональные цеха эснаф. Имели своего про-
Дом Бабовича. Плафон.
фессионального наставника-покровителя пира и статут селеф-наме. Мастера зачастую были и резчиками, и инкрустаторами [4, с. 28]. Этих ремесленников в середине XIX в. кратко описал В. Кизеветтер [20, с. 78]: «Некоторые мужчины... загораживали часть дороги. Каждый из них протягивая взад и вперёд через маленькое колёсико кожаный ремень, приводил тем самым в движение токарный станок. Мастер же, сидя на своём рабочем месте, подогнув ногу, крепко держал одной ногой и одной рукой резец, который другая рука, направляя, вела над
вращающейся древесиной так, чтобы, закругляя её, придать ей определённую форму. Соседями токарей были столяры, которые, большей частью сидя, занимались изготовлением маленьких оконных рам и низких дверей». Г. Радде отмечал, что «в Крыму много отличных токарей», они изготавливают «кроме небольших деревянных вещиц» колыбели, а «доски и палочки бывают украшены различными минеральными красками и натираются маслом» [18, с. 412]. Процесс художественной резьбы был сложен и трудоемок, следовательно дорог, поэтому круг заказчиков ограничивался только зажиточными людьми.
ных замков, сложнейшей орнаментики, тончайшей резьбы по дереву в колонках, капителях и перильцах, - все они сооружались приблизительно 150-200 лет назад, т.е. до реставрации Бахчисарайского дворца» (до 1736 г.) [15, с. 32]. Для домов Бахчисарая, Евпатории, Карасубазара и других мест характерны были глубокие свесы крыш с бахромой сачакъ, аркады деревянных колонн с резными капителями и балюстрадой пар-маклык по фасаду. Во внутренних покоях распространение получили деревянные пристенные шкафы камере и встроенные полкираф, потолки таван с резьбой в техниках художественного паркета и аппликации дерева по дереву, зачастую с плафонами кобек (пуп) в центре кобекли таван [5, с. 79]. Интересно, что в центре помещения бани устанавливался большой камень кобек-таш (камень-пупок) [2, л. 27], а безворсовые крымские ковры килимы, в центре которых был ромб или квадрат, назы-
Плафон дома Бабовича. Рисунок.
История обустройства домов декоративными потолками насчитывает столетия. В Крыму они стали популярны в период Крымского ханства. В крупных торговых городах - центрах ремесленного производства -строили дома с изящной наружной и внутренней отделкой. О них писали: «Все эти дома, полные изумительных деталей прекраснейших деревянных потолков, медных рез-
вались кобекли. Такие килимы употреблялись для покрытия пола в центре жилища или мечети под центральной частью деревянного резного и расписного потолка [5, с. 79].
Резные деревянные наборные потолки жилых домов в Евпаторию (степной безлесной местности) привнесены из Бахчисарайского и др. регионов полуострова. Их истоки (или аналоги) прослеживаются в архитектуре Малой Азии и на Балканах [15, с. 32, 34].
Самой красивой была комната для гостей (соба, мусафирхане). Она украшалась росписью, резьбой и инкрустацией [13, 19]. К примеру, чиновник П. Сумароков в 1799 г. сообщал о гостиной дома в Кафе (г. Феодосия), что стены отделаны каштановыми досками, а потолок из пальмового и орехового дерева с резьбой и бирюзой [19, с. 65]. Сто тридцать лет спустя исследователь караимской культуры Б. Кокенай так писал о доме караима в Яп-рак-маалесы Феодосии: «В доме Ага, как передавали, было богатое убранство, а потолок был инкрустирован перламутром и, когда зажигали свечи, то потолок переливался всеми цветами радуги при свете огней» [2, л. 42]. В татарских домах Бахчисарая встречались потолки «с деревянной аппликацией из палочек, образующие в центре потолка розетку с расходящимися от неё лучами. Иногда вместо аппликации встречается роспись или же та и другая одновременно...» [13, с. 29].
В одном жилище могли соседствовать роскошные деревянные потолки гостиных с затейливым рисунком рядом со скромно оформленными потолками коридоров и других помещений. Так, в усадьбе А. Фирковича в Чуфут-Кале замысловатый орнамент имеет только потолок из орехового дерева в гостиной, все остальные помещения устроены значительно проще - щели между досками скрывают рейки. В альбоме ра-
Плафон в усадьбе Фирковича.
бот художника-этнографа В. Кизеветтера потолки помещений тоже простые и не имеют яркой окраски, а в некоторых случаях, возможно,
В. Кизеветтер. Золотой кабинет.
вообще без окраски [20, с. 49, 65, 69, 73, 75, 103, 123]. Исключение составляют красно-коричневый потолок Большой дворцовой мечети, разбитый на квадраты [20, с. 93, 95], и потолки помещений Ханского
В. Кизеветтер. Летняя беседка.
дворца (Кофейная комната, Летняя беседка, Золотой кабинет). В этих комнатах на доминирующем ярко-красном и зелёном полях выделены
плафоны и периметр не менее насыщенными зелёным, синим, фиолетовым, золотым и оранжевым цветами [20, с. 83, 85, 87]. В. Кизевет-
Бахчисарай. Ханский дворц. Дом Бюро.
тер, посетивший полуостров в 1845-47 гг., видел дворец уже после ремонтов и переделок русского архитектора И. Колодина. Современная раскраска потолка Летней беседки после реставрации Е. Лопушин-
Бахчисарай. Ханский дворц. Посольский зал.
ской (1960-80-е гг.) иная - центральное поле над фонтаном оранжевое, над входом - голубое.
По поводу предпочтений цветовой гаммы в прошлом мы можем только догадываться. В доме Бакши круг плафона (общий цвет неизвестен) разделяли чёрные полукруглые палочки на шестиконечные звёзды, которые были украшены белыми и красными цветами [10, с. 231].
Н. Акчурина-Муфтиева считает основным фоновым цветом подшивных потолков голубой и оранжевый [1, с. 87]. Фоном потолков комнат Ханского дворца (Жилой и Свитский корпусы, Гарем, Зал Дивана и др.), изготовленных по подобию потолков жилых домов, являются голубые оттенки (от бледного, до насыщенного, 14 потолков). В коридорах и проходных (реже комнатах и беседках) превалируют оттенки оранжевого и жёлтого (охристые, золотистые, 13 потолков). Встречаются фоновые розовый (3), зелёный (8), коричневый (4) оттенки. В оформлении некоторых потолков основного цвета нет (3). В комнатах, где функциональные зоны отделены (арками, балюстрадой, галтелями, уровнем пола) потолки тоже разделены на зоны другим цветовым, а иногда и орнаментальным решениями (например, 2 комнаты гарема Ханского дворца, Летняя беседка, Спальня). Дополнительные цвета в основном яркие и насыщенные, палитра богатая (однако, встречается и нежный бледно-розовый, светло-серый и пр.). Типичны контрасты: белый -тёмно-голубой; светло-коричневый - чёрный, разделённый белым; жёлто-оранжевый - тёмно-коричневый и др. Но была ли такая палитра 250 лет назад? Исследователь Ханского дворца акад. Г. Котов писал, что красная и «прочная и не очень яркая светло-зелёная краска, кото-
Плафон дома Бакши.
Махфил Большой мечети.
рой были окрашены фоны орнаментов» «местные и добываются вблизи Бахчисарая, а потому легко предположить, что эти краски можно считать за след более древней краски». «По всей вероятности эта окраска столбов в тёмно-красный цвет (местной краской) практиковалась при ханах», «она производит приятное впечатление на глаз и кажется типичной» [12, с. 4,
9].
Основой декоративных потолков служил набитый на балки перекрытия настил из досок. Качество сложных орнаментов достигалось безупречной резьбой и идеально подогнанными деталями. Долгосрочность в эксплуатации (100-200 лет и более), отсутствие трещин, прогибов, чёткость линий рисунка говорят об использовании древесины высокого качества (дуб, орех, бук, кизил, акация). Прочную строительную древесину получали при заготовке леса в зимнее время, когда движение сока минимально. Материал подвергался естественной усушке в течение нескольких лет (дуб - до 7).
В ремесленной культуре средневековья существовали трактаты, служившие руководством для создания сложных орнаментов в материале. Известен, например, труд XI в. на фарси анонимного автора «О том, что необходимо ремесленникам из геометрических построений». В нём приводятся чертежи простейших геометрических фигур, примеры построения орнаментов, обучающие тексты и сведения о необходимых профессиональных инструментах. По трактату можно судить о высоком уровне знаний и о необходимости творческих способностей у мастера [7, с. 326]. Какие руководства использовали крымские мастера - неизвестно.
Махфил Большой мечети.
Условно деревянные потолки помещений можно классифицировать
так:
1) по наличию вспомогательной зоны: простые и сложные (с основной и вспомогательной зонами);
Потолок дома Кефели
2) по форме конструкции: прямые, купольные, корытообразные;
3) по наличию плафона: с плафоном и без;
4) по орнаменту: декоративный (с использованием деревянных деталей, с росписью) и простой.
Приведём некоторые названия потолков [14, с. 159], [1, с. 323, 360]:
• с использованием деревянных деталей:
- шак таван - с рейками шакъ,
- шачик таван - с тонкими рейками шачикъ, чубукъ, или вы
точенными криволинейными резными деталями,
- с рейками в клетку - сантрат (сантрач?) таван;
• по орнаменту:
- дам - декоративный,
- с орнаментом серги (двойная линия клетки?),
- аналы-къызлы таван тёпеси - с двойным узором,
- дёрткоше, мюрабе - квадрат-орнамент;
• серган (серги?) губек таван - с орнаментом серги и резным плафоном;
• басни таван - техника рисунка и композиция не определена.
Известны турецкие названия баккал таван - простой потолок, чи-
талы таван - из реек, тонуз таван - арочный, куббе таван - купольный, ельпазе - веерообразный, таван текнесы - корытообразный объём потолка (плоскость потолка по периметру выделена объемными полукруглыми падугами), суслеме таван - резной расписной потолок.
Мастера в прошлом работали по памяти, опираясь на предыдущий опыт. Для создания рисунка предварительно наносился контур на основу в натуральную величину. Использовались геометрические, растительные и астрономические мотивы, каллиграфия. В геометрических
Палас орта кобек.
композициях потолков наиболее популярными были рисунки из полос, треугольников, квадратов и ромбов, реже - звёзд, которые, переплетаясь, образовывали сплошной ковровый орнамент из тонких реек. Иногда
использовали криволинейные деревянные накладки. Характерен акцент в виде контрастных кружочков (точек) или звёздочек, чаще золотых. На голубом фоне они создают имитацию неба.
Рисунок плафонов был гораздо сложнее. Орнамент, сложенный из реек, заполнялся плитками из дерева в технике художественного паркета. Обрамление резных плиток рейками придавало небольшую рельефность работе. Эта техника похожа на инкрустацию перламутром, украшавшую столики, полоч-Старый потолок ки и другие предметы, популярные
в Крыму в XVIII - н. XX вв. В них перламутровые части выделялись металлической проволокой, придавая ажурность композиции. При оформлении плафонов перламутровые детали и металлическая проволока заменены деревом.
Геометрические узоры имели широкое применение в дереве, металле, камне и керамике. География подобных орнаментов обширна (Центральная и Малая Азия, Кавказ, Ближний Восток), что указывает на культурные связи Крыма с этими регионами [21]. Характерными для рисунка потолков были чёткий ритм, розетки в центре, чередование мотивов и вариации геометрических узоров [15, с. 32-34].
Приведём примеры потолков до- Старый потолок
мов.
В доме Бакши (Карасубазар) в основе плафона квадрат. Определён его центр с вписанным квадратом, а в нём - двенадцатилепестковая «ромашка». По периметру центрального квадрата - половинная и четвертная геометрически стилизованные «ромашки», вписанные в пря-
моугольники и квадраты. Точки пересечения линий прямоугольников и квадратов - центры пересечения диагоналей восьми ромбов, с углами 60° и 120°. В построении сторон этих четырёхугольников используется угол в 30°. Стороны ромбов образуют касательные, ограничивающие лепестки центральной «ромашки». Пересечения ромбов попарно создают сложные геометрические фигуры в технике художественного паркета.
Г. Котов [12, с. 11] указывает на то, что в домах квартала Хаджи Кокей №№ 113 и 118 (г. Бахчисарай) «не заметно никаких позднейших ремонтов и вследствие этого отделка потолков с позолотой и расписанными орнаментами также орнаментальная роспись каминов, сохранились нетронутыми, и не имеют ничего барочного (напоминает плафон
Потолок Золотого кабинета.
Большой ханской ложи в большой дворцовой мечети)». Поэтому вторым примером мы выбрали потолок махфиля (специально отведенное место для правителя в большой мечети) Буюк Хан Джами (Бахчисарай): квадратный плафон по периметру украшен двумя рядами изящной росписи растительного орнамента. Центральную часть составляет объёмная «астра». Она обрамлена десятиугольником, вписанным в ромб, касательные к сторонам которого образуют, в свою очередь, равные между собой ромбы. Ромбы переплетаются между собой и создают сложный орнамент. Внутренний периметр квадрата по углам обрамляют стилизованные четверти, а по сторонам - половины «ромашек». Применены резьба, художественный паркет и роспись.
В третьем примере - веранда дома Хаджи Аги С. Бобовича в Евпатории [9, с. 103] - в квадратный плафон вписан большой круг, в него -восьмиугольная звезда, образованная пересечением равнобедренных прямоугольных треугольников с углами 45°. Взаимное пересечение треугольников образует в центре квадрат, в который вписана круглая розетка. Стороны треугольников и лучи из углов внутреннего квадрата сделаны из реек и украшены резьбой в виде бус. Углы большого квадрата заполнены резными кустами с цветами. Внутренняя сторона круга разделена на фигурные секции. Использовалась резьба, аппликация дерева по дереву и роспись.
Потолок Главного корпуса.
Подобные плафоны в усадьбе Фирковича и на снимке дома Кефели.
Б. Засыпкин [10, с. 164] находил примеры подобных орнаментов плафонов в искусстве Средней Азии, Персии, Испании. Аналоги орнаментов и их фрагментов встречаются на разных архитектурных объектах Крыма (фонтанах, надгробиях, воротах, дюрбе, мечетях и пр.), украшают посуду, религиозную утварь, мебель, ткани... Широко распространены звёзды (символы изобилия, красоты, любви, милости, гармонии, свободы, мира, взаимности, симметрии, образа человека) и розетки - солярные знаки (древнейшие символы солнца, символизирующие богатство, изобилие, жизненную силу и пр.) [16].
Подводя итог, отметим следующее:
• Традиционно в крымских жилищах использовались деревянные потолки;
• Деревянные декоративные потолки для богатых домов крымских татар и крымских караимов создавались в техниках резьбы, художественного паркета, росписи, аппликации и пр. с использованием ценных пород дерева, перламутра, бирюзы;
• Главным образом в декоративных потолках применялся геометрический орнамент, реже растительный и астрономический;
• Превалировали голубые и оранжевые тона фоновых цветов.
Прекрасные образцы искусно выполненных деревянных потолков
вдохновляли архитекторов на создание подобной красоты. Так, академик архитектуры, Н. Краснов возвёл для князя Ф. Юсупова в с. Коккозы (ныне с. Голубинка) дворец, применяя традиционные крымские мотивы, в том числе и в оформлении потолков (рис. 6). Для препятствия обезличиванию Крыма, хорошо было бы использовать в современных постройках (особенно общественного назначения) опыт зодчих и краснодеревщиков полуострова, в том числе и в устройстве декоративных резных потолков с полихромной раскраской и пышными плафонами.
Список литературы
1. Акчурина-Муфтиева Н. М. Декоративно-прикладное искусство крымских татар XV - первой половины ХХ вв.: монография. Симферополь, 2008.
2. Архив Полканова Ю. А. Дневник Б. Я. Кокеная.
3. Бернштам А. Н. Жилище Крымского предгорья // Крымские татары: хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре. Симферополь. С. 23-40.
4. Боданинский У. Археологическое и этнографическое изучение татар в Крыму // Изучение татар в Крыму. Отдельный оттиск из сборника Крымплана «Реконструкция народного хозяйства в Крыму». Вып. II. Симферополь, 1930. С. 1-31.
5. Боданинский У. А. Производство из шерсти у крымских татар // Крымские татары: хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре. Симферополь, 2005. С. 75-81.
6. Бонч-Осмоловский Г. А. Крымские татары: хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре. Симферополь, 2005. С. 82123.
7. Булатов М. С. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии К-^ вв. М., 1978.
8. Дубровский М. И. Жилища крымских горных татар // Крымские татары: хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре. Симферополь, 2005. С. 176-186.
9. Заскока В. М., Кропотов В. С. Караимы Евпатории: история, культура, архитектура. Симферополь, 2009.
10. Засыпкин Б. Н. Памятники архитектуры крымских татар // Крым. N 2 (4). М., 1927. С. 114-168.
11. Кондараки В. Х. Жилище и семейный быт татарина // Крымские татары: хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре. Симферополь, 2005. С. 260-269.
12. Котов Г. И. Бахчисарайский дворец // Зодчий. 1896. N 1. С. 114.
13. Куфтин Б. А. Жилище крымских татар в связи с историей заселения полуострова // Изучение татар в Крыму. Отдельный оттиск из сборника Крымплана «Реконструкция народного хозяйства в Крыму». Вып. II. Симферополь, 1930. С. 1-58.
14. Маркевич А. К истории Ханского Бахчисарайского дворца // Известия Таврической ученой архивной комиссии. N 23. Симферополь, 1895.
15. Облик жилища // Караимская народная энциклопедия. Т. 6. Ч. II. Крым, 2007. С. 31-52.
16. Полканова Г. Ю. Орнаменти кримських караъмiв як фрагмент загальнотюркськоъ культури // Лгтература. Фольклор. Проблема поети-ки. Вип. 33. Ч. 2. Киъв, 2009. С. 245-253.
17. Протоколы реставрационных заседаний. II. Бахчисарайский дворец // Известия Императорской Археологической комиссии. Вып. 34. С.-Пб., 1910.
18. Радде Г. И. Крымские татары // Крымские татары: хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре. Симферополь, 2005. С. 370 - 414.
19. Сумароков П. Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 г. М., 1800.
20. Художник и этнограф Вильгельм Кизеветтер в Крыму (18111865) / ред. Б. Кульбах, Э. Титмайер. Киев, 2005. 130 с.
21. Remal Hoca. Tarih-i Sahib Giray Han / ter. Dr. Ozalp Gokbilgin. Ankara, 1973.
22. Yildirim K., Hidayetoglu M. L. Geleneksel türk evi ah§ap tavan süsleme özelliklerinin ve yapim tekniklerinin £e§itligi üzerine bir inceleme // Uluslarasi geleneksel sanatlar sempozyumu. 2007. S. 332-341.
WOODEN CARVED CEILING IN THE TRADITIONAL CRIMEAN RESIDENCE
Polkanova Anna Yuryevna,
General director deputy for research of SBICR «Historical-cultural and archeological museum-reservation of Bahchisaray» (Bahchisaray, Crimean Republic, Russia).
Теl.: +7 978 025-44-73, e-mail: [email protected]
Mamutova Zera Ablaevna,
Senior Researcher of SBI CR «Historical-cultural and archeological museum-reservation of Bahchisaray» (Bahchisaray, Crimean Republic, Russia). Теl.: +7 978 877-34-36, e-mail: [email protected]
Wooden carved ceiling in the traditional Crimean Residence are described in this article. There are classification, terminology and examples.
Keywords: wooden ceiling, crimean houses, crimean tatars, crimean caraites.
References
1. Akchurina-Muftieva N. M. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo krymskih tatar XV - pervoj poloviny XX vv.: monografiya [Arts and crafts of the Crimean Tatars XV - the first half of the twentieth century: monograph]. Simferopol, 2008.
2. The arhives of Polkanov U. A. Dnevnik B. Y. Kokenaya [The diary of B. Y. Kokenay].
3. Bernshtam A. N. Zhilishche Krymskogo predgor'ya [Foothills Crimean Residence] // Krymskie tatary: hrestomatiya po ehtnicheskoj istorii i tradicionnoj kul'ture [Crimean Tatars: a textbook about ethnic history and traditional culture]. Simferopol, 2005. Pp. 23-40.
4. Bodaninskij U. Arheologicheskoe i ehtnograficheskoe izuchenie tatar v Krymu [Archaeological and ethnographic study of the Tatars in the Crimea] // Izuchenie tatar v Krymu. Otdel'nyj ottisk iz sbornika Krymplana «Rekonstrukciya narodnogo hozyajstva v Krymu» [Separate print from the collection Krymplan "Reconstruction of the national economy in the Crimea"]. I. II. Simferopol, 1930. Pp. 1-31.
5. Bodaninskij U. A. Proizvodstvo iz shersti u krymskih tatar [Manufacturing wool] // Krymskie tatary: hrestomatiya po ehtnicheskoj istorii i tradicionnoj kul'ture [Crimean Tatars Crimean Tatars: a textbook about ethnic history and traditional culture]. Simferopol, 2005. Pp. 75-81.
6. Bonch-Osmolovskij G. A. Krymskie tatary: hrestomatiya po ehtnicheskoj istorii i tradicionnoj kul'ture [Crimean Tatars: a textbook about ethnic history and traditional culture]. Simferopol, 2005. Pp. 82-123.
7. Bulatov M. S. Geometricheskaya garmonizaciya v arhitekture Srednej Azii IX-XV vv. [Geometric harmonization in the architecture of Central Asia IX-XV centuries]. M., 1978.
8. Dubrovskij M. I. Zhilishcha krymskih gornyh tatar [Homes of Crimean Tatars in mountains] // Krymskie tatary: hrestomatiya po ehtnicheskoj istorii i tradicionnoj kul'ture [Crimean Tatars: a textbook about ethnic history and traditional culture]. Simferopol, 2005. Pp. 176-186.
9. Zaskoka V. M., Kropotov V. S. Karaimy Evpatorii: istoriya, kul'tura, arhitektura [Karaites Yevpatoria: history, culture, architecture]. Simferopol, 2009.
10. Zasypkin B. N. Pamyatniki arhitektury krymskih tatar [Architectural Monuments of Crimean Tatars] // Krym [Crimea]. N 2 (4). M., 1927. Pp. 114-168.
11. Kondaraki V. H. Zhilishche i semejnyj byt tatarina [Dwelling and family life] // Krymskie tatary: hrestomatiya po ehtnicheskoj istorii i tradicionnoj kul'ture [Tatar Crimean Tatars: a textbook of ethnic history and traditional culture]. Simferopol, 2005. Pp. 260-269.
12. Kotov G. I. Bahchisarajskij dvorec [Bakhchisarai Palace] // Zodchij [Architect]. 1896. 1 1. Pp. 1-14.
13. Kuftin B. A. Zhilishche krymskih tatar v svyazi s istoriej zaseleniya poluostrova [Residence of Crimean Tatars in connection with the history of the settlement of the peninsula] // Izuchenie tatar v Krymu. Otdel'nyj ottisk iz sbornika Krymplana «Rekonstrukciya narodnogo hozyajstva v Krymu» [Study of the Tatars in Crimea. Separate print from the collection of Krymplan "Reconstruction of the national economy in the Crimea"]. I. II. Simferopol, 1930. Pp. 1-58.
14. Markevich A. K. Istorii Hanskogo Bahchisarajskogo dvorca [On the history of the Khan palace Bakhchisaray] // Izvestiya Tavricheskoj uchenoj arhivnoj komissii [News Taurian scientific archival commission]. N 23. Simferopol, 1895.
15. Oblik zhilishcha [The appearance of dwellings] // Karaimskaya narodnaya ehnciklopediya [Karaite folk encyclopedia]. T. 6. P. II. Crimea, 2007. Pp. 31-52.
16. Polkanova G. Yu. Ornamenti krims'kih karaumiv yak fragment zagal'notyurks'kou kul'turi [The ornaments of the Crimean Karaites as a fragment in Turkic culture] // L3teratura. Fol'klor. Problema po°tiki [Literature. Folklore. Problems of poetics]. I. 33. P. 2. Kiev, 2009. Pp. 245-253.
17. Protokoly restavracionnyh zasedanij. II. Bahchisarajskij dvorec [Minutes of meetings of the restoration. II. Bakhchisarai Palace] // Izvestiya Imperatorskoj Arheologicheskoj komissii [Proceedings of the Imperial Archeological Commission]. I. 34. S.-Pb., 1910.
18. Radde G. I. Krymskie tatary [Crimean Tatars] // Krymskie tatary: hrestomatiya po ehtnicheskoj istorii i tradicionnoj kul'ture [Crimean Tatars: a textbook of ethnic history and traditional culture]. Simferopol, 2005. Pp. 370 - 414.
19. Sumarokov P. Puteshestvie po vsemu Krymu i Bessarabii v 1799 g. [Travel across Crimea and Bessarabia in 1799]. M., 1800.
20. Hudozhnik i ehtnograf Vil'gelm Kizevetter v Krymu (1811-1865) [An artist and ethnographer Wilhelm Kiesewetter in the Crimea (1811-1865)] / ed. B. Kul'bah, E. Titmayer. Kiev, 2005.
21. Remal Hoca. Tarih-i Sahib Giray Han / tr. Dr. Ozalp Gokbilgin. Ankara, 1972.
22. Yildirim K., Hidayetoglu M. L. Geleneksel turk evi ahjap tavan susleme ozelliklerinin ve yapim tekniklerinin fejitligi uzerine bir inceleme // Uluslarasi geleneksel sanatlar sempozyumu. 2007. Pp. 332-341.
Отпечатано в издательском отделе ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» 295007, Республика Крым, r. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4. Телефон: +7 (3652) 60-84-98. E-mail: [email protected]