Научная статья на тему 'Деревянные диптихи типа грамот Виндоланды и их отражение в римской литературе'

Деревянные диптихи типа грамот Виндоланды и их отражение в римской литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
94
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАБЛИЧКИ ИЗ ВИНДОЛАНДЫ И КАРЛАЙЛА / EPISTULAE И CODICILLI В РИМСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Антонец Екатерина Владимировна

It has been noted that codicilli mentioned by Cicero were tablets made of thin pieces of wood and covered with wax (Tyrrell 1903: 177). Cicero and Seneca contrasts epistulae (written on papyrus) with codicilli. New evidence from Vindolanda and the passages from Sueton (Suet. Otho 10, 2), Dio Cassius (Dio Cass. LXVII 15, 3; Dio Cass. LXXII 8, 4) and Herodian (Herodian. I 17, 1) allow to offer new interpretation of codicilli. It is possible that codicilli were inkwritten tablets like the tablets of Vindolanda. They were used for any sudden exigency requiring haste or for writting short messages. For wax tablets the words tabulae, tabellae, codex or cerati codicilli were in use.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деревянные диптихи типа грамот Виндоланды и их отражение в римской литературе»

Е. В. Антонец Деревянные диптихи типа грамот Виндоланды

и их отражение в римской литературе

Начиная с 1973 г. по настоящее время на месте римского форта Виндоланда (Vindolanda, совр. Chesterholm) близ Адриа-нова вала ведутся археологические раскопки, в ходе которых обнаружено несколько сотен тонких деревянных дощечек с латинскими текстами, написанными чернилами (Bowman 1983). Аналогичные по форме, строению и типу письма таблички обнаружены также и при раскопках римского форта в Карлайле (Carlisle, лат. Luguualium). Оба собрания относятся к концу I в. н. э. - началу II в. н. э.

В настоящее время большая часть табличек Виндоланды хранится в Британском музее. Первый каталог табличек был опубликован в 1983 г. Аланом Боуменом и Дэвидом Томасом (Tab. Vind. 1983), а затем вышли дополнительные тома, содержащие новые находки (Tab. Vind. 1994; Tab. Vind. 2003). Поддающиеся прочтению таблички из Карлайла также опубликованы (Tomlin 1998).

Таблички Виндоланды содержат официальные военные документы, финансовые счета и другие материалы, относящиеся к управлению фортом, а также частные письма. Коллекция документов из Виндоланды и Карлайла имеет важное значение как для изучения фонетики, лексики и синтаксиса разговорного латинского языка и для изучения языка военной документации (Adams 1995; Adams 2003), так и для исследований в области книжного дела античности.

До открытия грамот Виндоланды было принято считать, что для повседневных заметок, писем и документов преходящего значения в Риме использовали толстые деревянные восковые дощечки (cerae, tabulae), на которых писали стилем. Значительное преобладание тонких диптихов, исписанных чернилами, над церами в Виндоланде (найдено около десятка цер и несколько сотен грамот, написанных чернилами) говорит о том, что в классической древности в широком употреблении находилась тонкая гибкая древесина, предназначенная для письма чернилами, -

по крайней мере, в тех частях империи, куда доставлять папирус было дорого и долго.

Единственное упоминание и подробное, достаточно пространное описание диптихов, в точности соответствующих найденным в Виндоланде, мы находим в греческой литературе у Геродиана (III в. н. э.) и Диона Кассия (II/III в. н. э.). Эти диптихи называются ypa^axElov toútwv 5^ râv ¿к и oraví&iov ф^ЛÚQlvov 5l9uqov (Dio Cass. LXVII 15, 3; Dio Cass. LXXII S, 4; Herodian. I 17, 1). Императоры Коммод и Домициан, по словам историков, используют такие таблички в качестве записной книжки, чтобы записать имена людей, которых они планируют убить; а также для письменных приказов (Антонец 2009: 35-41). Диптихи представлены обоими историками как вполне обычная чисто римская реалия.

В настоящей заметке ставится задача попытаться найти также и в римской литературе упоминание этой реалии, которая, как показывают многочисленность археологических находок, с одной стороны, и свидетельства историков, с другой стороны, не могла иметь исключительно локального значения.

В ряду лексических единиц, служивших в латинском языке для обозначения разного рода материальных носителей письменного текста, находится слово codicilli. Это слово имеет несколько значений, два из которых связаны со сферой документации и юриспруденции. Первое специальное значение слова codicilli - «императорский рескрипт, петиция к императору» (OLD: s. v. 3), «докладная записка, просьба, прошение» (Gaffiot, Flobert 2000: s. v. 2). Второе - «дополнение к завещанию, коди-цилл» (OLD: s. v. 4; Дыдынский 1997: 99).

Третье значение этого слова, имеющее непосредственное отношение к предмету данного сообщения, сформулировано Оксфордским словарем латинского языка следующим образом: «2 (pl.) A set of writting-tablets, b (as a medium of a letter)» (OLD: s. v. 2), а словарем Гаффио-Флобера: «tablettes à écrire; lettre, billet» (Gaffiot, Flobert 2000: s. v. 2). Таким образом, словом codicilli обозначаются таблички для письма, а также и само письмо.

Как известно, для обозначения письма в латинском языке существовали слова litterae и epistula (о различии между ними см. Adams 2003: 570). Чтобы выявить различия между epistula и codicilli, рассмотрим случаи употребления слова codicilli. Оно встречается в римской литературе достаточно редко, причем из приблизительно 330 случаев 300 приходится на долю юриди-

ческих сочинений, где оно главным образом употребляется в указанном выше техническом значении. Основная масса употребления слова codicilli в значении «таблички; письмо» в литературных текстах падает на переписку, прежде всего - на переписку Цицерона (засвидетельствовано У случаев). Причем это слово встречается в контекстах, где речь идет о коротком письме, содержащем два-три слова:

simul accepi a Seleuco tuo litteras, statim quaesiui a Balbo per codicillos quid esset in lege. rescripsit eos qui facerent praeconium ... (Cic. fam. VI 18, 1);

puer Acidini obuiam mihi uenit cum codicillis in quibus erat scriptum paulo ante lucem Marcellum diem suum obisse (Cic. fam. IV 12, 2).

Первое письмо, отправленное в виде codicilli, содержало один вопрос (quid est in lege?), второе, которое получил Цицерон, - сообщение о смерти Марцелла. Послания такого рода в соответствии с современной терминологией следовало бы назвать «запиской». Возникает вопрос, в какой форме могли существовать упоминаемые Цицероном codicilli? Как известно, для обозначения толстых табличек из дерева в эпоху Цицерона существовало слово tabulae. На деревянных дощечках писали важные документы, прежде всего денежные расписки и завещания (Антонец 2009: 25-32). Цицерон неоднократно употребляет это слово как применительно к денежным документам, так и применительно к государственным «бумагам»: tabulae в значении «счет (расписка о выплате денег)»: emi, pecuniam solui. etiam tabulae proferentur. est tanti, cedo tabulas (Cic. Verr. II 4, 43); в значении «завещание»: tabulae testamenti (Cic. Verr. II 1, 114 и 11У); в значении «общественные документы»: tabulae publicae (Cic. Verr. II 3, 183).

Существительное codicilli, напротив, встречается у Цицерона исключительно по отношению к преходящим заметкам временного характера, прежде всего к письмам, причем к письмам, не предполагающим последующей публикации и не требующим длительного хранения. Все остальные (помимо приведенных выше) примеры употребления codicilli у Цицерона также согласуются с данным наблюдением: quae desideras omnia scripsi in codicillis eosque Eroti dedi, breviter, sed etiam plura quam quaeris, in iis de Cicerone; cuius quidem cogitationis initium tu mihi attulisti (Cic. Att. XII У, 1); de Balbo et in codicillis scripseram et ita cogito, simul ac redierit. sin ille tardius, ego tamen triduo, et, quod praeterii, Dolabella etiam mecum (Cic. Att. XII У, 2); Marcus Quinto

fratri salutem. epistulam hanc convicio efflagitarunt codicilli tui. nam res quidem ipsa et is dies quo tu es profectus nihil mihi ad scribendum argumenti sane dabat (Cic. Q. fr. II 10, 1).

Такие письма писались не на толстых деревянных досках, потому что, если бы Цицерон имел в виду их, он обозначил бы их прямым названием - tabulae или cerae. Использование другого слова - codicilli - показывает, что за этим словом стояла иная реалия, нежели за tabulae. По-видимому, функциональное различие между этими реалиями выражалось в том, что восковые таблички предназначались для многократного использования, а codicilli - для разового; деревянные таблички с завещанием и распиской - для длительного хранения, а codicilli - по прочтении выбрасывались в мусор (поэтому в большинстве своем и не сохранились до наших дней).

Аналогичное противопоставление epistulae и codicilli обнаруживается в письмах Сенеки: adeo tecum sum ut dubitem an incipiam non epistulas, sed codicillos tibi scribere (Sen. ep. 55, 11). Это делает очевидным предположение о разном внешнем облике подразумеваемых реалий. Термином epistula обозначалось папирусное письмо. Под codicilli следует понимать послание на мягком материале в виде сложеного пополам листа1.

Роберт Тиррелл в своем комментарии к Cic. Q. fr. II 9 также отмечает противопоставление epistulae и codicilli у Цицерона и Сенеки, и полагает, что под codicilli подразумеваются тонкие деревянные дощечки, покрытые воском, которые употреблялись для кратких и срочных записок или в случаях, когда папируса и калама не было под рукой (Tyrrell 1903: 177).

Однако следует заметить, что о восковом покрытии применительно к codicilli Цицерон не говорит. Более того, для обозначения восковых дощечек Цицерон (так же, как и другие авторы)

1 Форма codicillorum обусловлена этимологией этого слова и находит подтверждение в сообщениях античных писателей. Определение кодекса можно найти, например, у Варрона: quod antiqui pluris tabulas coniunctas codices dicebant «так как древние несколько соединённых табличек называли кодексом» (Varro ap. Non. Marc. p. 535 M.) и Сенеки: plurium tabularum contextus caudex apud antiquos uocabatur, unde publicae tabulae codices dicuntur «связка нескольких досок называлась у древних кодексом, отсюда общественные таблицы называются кодексами» (Sen. de breu. uit. 13).

использует слово cerae (или codex)2. Так, слова tabulae и codex выступают как синонимы и противопоставлены слову codicilli.

Поэтому для ряда контекстов употребления слова codicilli (прежде всего - для перечисленных в данном сообщении) мы предложили бы другую трактовку этого слова. Как показывают документы Виндоланды, тонкие деревянные диптихи, предназначенные для письма чернилами, использовались для кратких посланий, сообщений, приглашений и других коротких писем (Антонец 2009: 211-225). Среди грамот Виндоланды мы находим приглашение на день рождения, просьбу купить кое-что из провизии, просьбу прислать одежду и т. п. Функциональное назначение диптихов Виндоланды, таким образом, вполне соответствует назначению той реалии, которую Цицерон обозначает словом codicilli.

Следует также заметить, что использовать папирус (на котором обычно писали длинные послания) для записок и коротких сообщений могло быть неэкономно в связи с нехваткой папируса, о которой сообщает, например, Цицерон. В своих письмах он дважды говорит о недостатке бумаги. Письмо к Аттику в Рим из Беневента Цицерон заканчивает так: habes ad omnia. etsi paene praeterii chartam tibi deesse ... tu vero aufer CC; etsi meam in eo parsimoniam huius paginae contractio significat (Cic. Att. V 4, 4). Второй контекст следующий: laudo equidem parsimoniam, sed miror quid in illa chartula fuerit quod delere malueris ... non enim puto te meas epistulas delere ut reponas tuas. an hoc significas, nihil fieri, frigere te, ne chartam quidem tibi suppeditare? (Cic. fam. VII 18, 2).

Кроме Цицерона и Сенеки упоминание писем в форме codicilli мы находим у Светония. Небезынтересным представляется засвидетельствованное у Светония использование этого слова для обозначения любовной записки:

Curtius Nicia haesit Cn. Pompeio et C. Memmio sed cum codi-cillos Memmii ad Pompeii uxorem de stupro pertulisset, proditus ab ea Pompeium offendit domoque ei interdictum est (Suet. gramm. 14).

2 Существительное cerae «восковые дощечки для письма» засвидетельствовано уже у Плавта: expleui totas ceras quattuor (Pl. Cur. 410). Ср.: in codicis extrema cera (Cic. Verr. I 92).

Грамматик Курций Никий3 поплатился добрым отношением Помпея и отказом от дома за то, что передал жене Помпея любовную записку от Гая Меммия - вряд ли послание такого рода могло иметь большой размер и громоздкость деревянных досок. Скорее речь идет о гибком и легком материала, который можно легко переносить и скрыть от посторонних глаз. Отметим, что употребление слова codicilli по отношению к любовной записке встречается в римской литературе неоднократно (Plin. n. h. XXVI 62; Quint. inst. VII 2, 51-53; Tac. ann. XI 34).

Но особенно показателен и, как кажется, весьма важен следующий контекст:

(Otho) ... dimisit omnis, secretoque capto binos codicillos exarauit, ad sororem consolatorios et ad Messalinam Neronis, quam matrimonio destinarat, commendans reliquias suas et memoriam. quicquid deinde epistularum erat, ne cui periculo aut noxae apud uictorem forent, concremauit (Suet. Otho 10, 2).

Этот пассаж происходит из жизнеописания Отона. Он, как известно, свергнув в январе 69 г. Гальбу, провозгласил себя императором; затем потерпел поражение в битве с войском своего соперника Вителлия и вынужден был покончить с собой в апреле 69 г. Приняв решение о самоубийстве, он пишет две записки (binos codicillos) - с утешениями к сестре и к Мессалине с последними распоряжениями. Общая ситуация, сопряженная со спешкой или с тайной, назначение записок, использование их императором вполне соответствуют описаниям, засвидетельствованным у Диона Кассия и Геродиана. Таким образом, мы находим в римской литературе упоминание под словом codicilli реалии, которая Дионом Кассием обозначена как aaví&iov фlЛÚQlvov 5l0uqov (Dio Cass. LXVII 15, 3), и устройство которой подробно описано Геродианом (Herodian. I 17, 1).

Еще более близкую параллель к описанию греческих историков представляет пассаж из жизнеописания Тиберия у Светония:

excessum Augusti non prius palam fecit, quam Agrippa iuuene interempto. hunc tribunus militum custos appositus occidit lectis codicillis, quibus ut id faceret iubebatur; quos codicillos dubium fuit, Augustusne moriens reliquisset, quo materiam tumultus post se

3 Курций Никий был близок Цицерону, который упоминает его в своих письмах (Сю. fam. IX 10; Сю. ЛИ. XII 26).

subduceret; an nomine Augusti Liuia et ea conscio Tiberio an ignaro, dictasset (Suet. Tib. 22).

«Кончину Августа он держал в тайне до тех пор, пока не был умерщвлен молодой Агриппа. Его убил приставленный к нему для охраны войсковой трибун, получив об этом письменный приказ. Неизвестно было, оставил ли этот приказ умирающий Август, чтобы после его смерти не было повода для смуты, или его от имени Августа продиктовала Ливия, с ведома или без ведома Тиберия» (пер. М. Л. Гаспарова).

Как мы видим, словом codicilli Светоний обозначает письменное распоряжение императора, которое он отправляет подчиненным. Аналогичную реалию Дион Кассий называет ураццатеТа, oíá ye ек фсЛирад noielxai (Dio Cass. LXXII 8, 4). Широкое использование тонких деревянных дощечек, предназначенных для письма чернилами, в военной документации демонстрируют многочисленные таблички из Виндоланды.

Необходимо заметить, что использование императором Домицианом (правил в 81-96 гг.) и Отоном (правил в 69 г.), а также Коммодом (правил в 180-192 гг.) тонких деревянных диптихов, равно как и время жизни Сенеки и Светония, практически современны находкам из Виндоланды.

Все это в совокупности делает весьма правдоподобным предположение, что codicilli, упоминаемые Цицероном, Сенекой, Светонием, и диптихи Виндоланды идентичны. Представляется возможным полагать, что словом codicilli в некоторых контекстах (а именно, в тех, где речь идет о записках и коротких письмах) обозначены тонкие деревянные диптихи для письма чернилами, подобные найденным в Британии.

Литература

Антонец 2009 - Антонец Е. В. Введение в римскую палеографию. М., 2009.

Дыдынский 199У - Дыдынский Ф. Латинско-русский словарь к

источникам римского права. М., 199У. Adams 1995 - The language of the Vindolanda writing tablets: an interim

report // Journal of Roman Studies. 85. 1995. P. 9У. Adams 2003 - Adams J. N. The New Vindolanda Writing Tablets //

Classical Quartely. 53 (2). 2003. P. 530-5У5. Gaffiot, Flobert 2000 - Gaffiot F. Ancien professeur à la Sorbonne, Doyen de la Faculté des Lettres de Besançon. Le Grand Gaffiot-Dictionnaire Latin-Français. Nouvelle édition revue et augmentée sous la direction de Pierre Flobert, Professeur émérite à l'Université de Paris-Sorbonne,

Directeur d'études à l'École Pratique des Hautes Études. (Paris: Hachette-Livre, 2000). Bowman 1983 - Bowman A. K. The Roman Writing Tablets from

Vindolanda. [London]: British Museum, 1983. OLD - Oxford Latin Dictionary. Edited by P. G. W. Glare. Oxford, 19681982.

Tab. Vind. 1983 - Vindolanda: the Latin writing-tablets. By Alan K. Bowman and J. David Thomas with contributions by J. N. Adams and Richard Tapper. London, 1983. Tab. Vind. 1994 - The Vindolanda writing-tablets (Tabulae Vindolandenses II). By Alan K. Bowman and J. David Thomas with contributions by J. N. Adams. London, 1994. Tab. Vind. 2003 - The Vindolanda writing-tablets (Tabulae Vindolandenses). Vol. III. By Alan K. Bowman and J. David Thomas with contributions of John Pearce. London, 2003. Tomlin 1998 - Tomlin R. S. O. Roman Manuscripts from Carlisle: The

Ink-Written Tablets // Britannia. 1998. Vol. 29. P. 31-84. Tyrrell 1903 - Cicero in his Letters. Edited with notes by Robert Yelverton Tyrrell. [4th ed.] London, 1903 (= New York, 1966).

Summary

It has been noted that codicilli mentioned by Cicero were tablets made of thin pieces of wood and covered with wax (Tyrrell 1903: 177). Cicero and Seneca contrasts epistulae (written on papyrus) with codicilli. New evidence from Vindolanda and the passages from Sueton (Suet. Otho 10, 2), Dio Cassius (Dio Cass. LXVII 15, 3; Dio Cass. LXXII 8, 4) and Herodian (Herodian. I 17, 1) allow to offer new interpretation of codicilli. It is possible that codicilli were ink-written tablets like the tablets of Vindolanda. They were used for any sudden exigency requiring haste or for writting short messages. For wax tablets the words tabulae, tabellae, codex or cerati codicilli were in use.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.