Научная статья на тему 'Деревообработка на Руси'

Деревообработка на Руси Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1269
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОНДАРНОЕ / САННОЕ И ТОКАРНОЕ РЕМЕСЛО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жиров Н.Н.

Проведен краткий обзор продукции и технологии производства деревообрабатывающей продукции на Руси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Жиров Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деревообработка на Руси»

ДЕРЕВООБРАБОТКА НА РУСИ

© Жиров Н.Н.*

Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия,

г. Черкесск

Проведен краткий обзор продукции и технологии производства деревообрабатывающей продукции на Руси.

Ключевые слова бондарное, санное и токарное ремесло.

Основным поделочным материалом в древней Руси было дерево. Все, начиная с жилищ и заканчивая детскими игрушками делалось из древесины. Особенно широкого распространения и высокого мастерства деревообрабатывающие ремесла достигли в центральных и северных районах Руси, богатых хвойными и лиственными лесами.

До последних лет эта отрасль древнерусской промышленности оставалась неизученной, так как среди археологических материалов деревянные находки, как правило, отсутствовали. Но в русских городах - Новгороде, Москве, Смоленске, Пскове, Белоозере, Вологде, Ладоге - древесина с разной степенью сохранности доходит вместе с иными находками. Наилучшую сохранность древесина имеет в земле Новгорода. Прежде всего мы должны дать характеристику древесины, имевшей в древней Руси промышленное применение. Новгородцы для изготовления всевозможных предметов и возведения построек и сооружений применяли древесину 27 пород: 19 пород -местные, из лесов центральных и северных районов Руси (сосна, ель, можжевельник, дуб, ясень, клен, береза, липа, ольха, ива, осина, вяз, ильм, лещина, рябина, яблоня, груша, черемуха, бересклет), 8 пород (лиственница, пихта, кедр, самшит, тисс, каштан, бук и грецкий орех) привезены с юга, востока и запада.

Самыми распространенными видами поделочной древесины были сосна и ель. Из этой породы древесины строили жилища, городские укрепления, мостовые, водопроводы, корабли, станки, разные ремесленные приспособления и орудия труда. Выбор сосны и ели, исходя из качества древесины, для указанных изделий был самым рациональным. Хорошо зная свойства всех видов древесины, ремесленники-специалисты по обработке дерева для определенных категорий изделий выбирали наилучшие породы. Например, токари для точеной посуды применяли только клен и ясень, точеные коробочки делали из ольхи, ложки и ковши - из клена, бондарную посуду, кроме бочек, изготовляли из сосны и ели, а бочки - чаще всего из дуба. Полозья саней всегда делали дубовыми. Для мебели и других изделий, украшавших-

* Студент.

ся резьбой, применяли липу; даже гребни делали в основном из самшита. В Новгород самшит привозили из лесов Талыша или северных склонов Кавказского хребта.

Деревообрабатывающий инструментарий в ХГУ-ХУ вв., как впрочем и в Х-ХШ вв., был представлен всеми видами режущего и рубящего инструмента. Специализированные кузнецы изготовляли для плотников, столяров, токарей и других ремесленников по дереву высококачественные стальные инструменты. Наиболее полная коллекция деревообрабатывающего инструмента - новгородская; там есть топоры, тесла, пилы, скобели, долота, сверла, наструги (инструмент типа рубанка), стамески, бондарные скобель-ки, уторные пилки, резцы токарные, резцы ручные, резцы для художественной резьбы, ножи, гвоздодеры и другие орудия. Кроме того, в инструментарии были деревянные клинки, чекмари и ряд деревянных приспособлений.

Сделать хотя бы очень краткий обзор продукции и технологии производства деревообрабатывающего ремесла не позволяет объем этой статьи, мы ограничимся только некоторыми примерами из истории бондарного, санного и токарного ремесел.

Бондарные изделия, то есть сосуды из отдельных планок-клепок, скрепленные обручами с вставным одним или двумя днищами, - массовая археологическая находка (конечно, на тех археологических памятниках, где сохраняется древесина). Например, в быту новгородцев бондарная посуда имела широкое распространение. Во всех слоях, а также и в слоях ХГУ-ХУ вв., фрагменты бондарной посуды в виде отдельных клепок, днищ или обручей встречаются в каждом жилище и на территории каждого двора по нескольку экземпляров.

Среди видов бондарных изделий бытовали: бочки, бочонки, кадки, ведра, жбанчики, ушаты и лохани. Эти сосуды всегда изготовлялись традиционных типов и емкости. Размер ведер колебался от 10 до 12 л. Емкость жбанчиков составляла от 0,5 до 3 л, ушатов - от 2 до 10 л. Несколько шире колебалась емкость лоханок - от 6 до 25 л. Особенно широко колебалась емкость бочек и кадок; наиболее крупные размеры имели бочки. В новгородских слоях XIV в. найдена водовозная бочка емкостью около 500 л (примерно 40 ведер).

Бондарю для изготовления бочки или кадки были необходимы: топор, пила, скобель, сверло, бондарный нож, вогнутый нож, скобелька, уторник, натяг, циркуль, чекмарь и скамья-станок. Все эти инструменты, кроме натяга и скамьи-станка, представлены в археологическом материале Новгорода.

Из средств сухопутного транспорта наиболее распространенными на Руси были сани. Новгородские раскопки и в этой области дали такое большое количество археологического материала, что мы свободно можем представить и конструкцию саней, и технику их изготовления.

14

НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 2015

В Новгороде встречены в большом количестве как отдельные детали саней (полозья, копылы, грядки, вязки, отводы, задки, оглобли), так и некоторые части в собранном виде, например полоз со вставленными копылами, одетой грядкой и отходящими в сторону вязами. Технический анализ всего комплекса находок позволил выделить шесть типов саней, бытовавших в Новгороде в XIV-XV вв.: сани грузовые обычные (дровни), грузовые тяжеловозные, легковые пассажирские, легковые с высокой грядкой (беговые), сани-возки с кузовом и ручные салазки.

Мы опишем конструкцию обычных грузовых саней. Их основу составляли два полоза - прямолинейные дубовые брусы трапециевидного, прямоугольного или полукруглого сечения с плавно загнутой высокой передней головкой. Полозья обычных саней имели 2,5 м длины. В полоз вставляли 46 копылов. Копыл - это вертикально стоящий брусок высотой около 15 см с отходящим от него вязом для соединения с копылом другого полоза. Вязом служил естественный сучок, отходящий от копыла. Копыл с полозом соединялся шиповым замком вполутемок, то есть шип был потайной и имел дополнительное опорное плечико. На копыл, в верхней части которого тоже имелся шип, по всей длине полоза надевался брус, называемый грядкой. Грядка служила основой платформы саней. Копылы и грядки делали из сосны или ели.

Собранные таким образом два полоза соединялись вязами. Ход саней, то есть расстояние между полозьями, колебался от 60 до 80 см. Вязы копылов скреплялись специальной оплетной лозой, соединялись также и верхние части головок полозьев. Оглобли прикреплялись непосредственно к первому копылу. На платформу саней в зависимости от назначения устанавливали тот или иной рабочий кузов и сани были готовы к употреблению. Технологический анализ деталей саней показал, что большинство из них сделаны с высоким профессиональным мастерством.

Одной из древнейших отраслей древнерусской промышленности было токарное дело. Деревянная точеная посуда имела широкое распространение в быту уже в X в. На токарных станках изготовляли несколько видов посуды, в основном столовой. Кроме посуды на станке делали коробочки, балясины, шахматы, шашки, веретена и другие детали. В ХГУ-ХУ вв. в быту рядовых горожан применялись 8 видов точеной посуды: чаши, мисы, чашки, блюда, кубки, сосуды на стоянах, чаши фигурные и чарки.

Техника токарного ремесла характеризуется высоким уровнем; сложную технологию этого производства мы рассмотрим на примере изготовления деревянной посуды.

При изготовлении точеной посуды новгородские токари применяли два способа использования ствола дерева - в поперечном и продольном (тан-гентально-радиальном) направлениях.

Основной способ пластинчатый: углубление в сосуде делали с боковой стороны ствола (на радиальном или тангентальном разрезе дерева), поэтому направление волокон древесины всегда было перпендикулярно плоскости стенок сосуда. Это придавало изделию повышенную прочность и красивую текстуру поверхности. Таким способом изготовлено около 95 % всей точеной посуды, собранной на раскопках в Новгороде.

Второй способ - стоечный: углубление в сосуде делали с торцовой части ствола дерева таким образом, что направление древесных волокон более или менее совпадало с боковыми стенками сосуда.

Для технологического процесса изготовления точеных сосудов как пластинчатых, так и стоечных были необходимы: токарный станок с принадлежностями, топор, тесло, ножи, пила, набор токарных резцов, клинья, чек-мари, клинки.

Список литературы:

1. Вихров В.Е., Колчин Б.А. Древесина в хозяйстве и быте древнего Новгорода. - М.: ТИЛиД, 1962. - Т. 21.

2. Памятники социально-экономической Истории Московского государства ХГУ-ХУГГ вв. Т. I / Под ред. С.Б. Веселовского и А.И. Яковлева. - М.: Изд. Центрархива РСФСР, 1929.

3. Желиговский В.А. Эволюция топора и находки на метрострое // Сб. «По трассе первой очереди Московского метрополитена». Архивно-исторические и археологические работы Академии в 1934 г. - Л.: ОГИЗ, 1936.

4. Колчин Б.А. УК. соч. МИА. - № 65.

5. Колчин Б.А. Новгородские древности. Деревянные изделия. - М.: Наука, 1968.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КРОЕНОЙ ОДЕЖДЫ

© Курбатова М.А.*, Белько Т.В.*

Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти

Данная статья посвящена исследованию и анализу предпосылок становления и развития кроя прилегающей одежды, способствующего созданию трехмерной искусственной оболочки, точно повторяющей фигуру человека.

Ключевые слова конструктивный крой одежды, прилегающая трехмерная форма одежды, развитие кроя европейской одежды.

* Аспирант кафедры «Дизайн и художественное проектирование изделий».

* Заведующий кафедрой «Дизайн и художественное проектирование изделий», доктор технических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.