Научная статья на тему 'ДЕРЕВО, КАМЕНЬ, НИТЬ: ЭСТЕТИКА ДРЕВНЕЙШИХ АРХЕТИПОВ В СОВРЕМЕННОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ'

ДЕРЕВО, КАМЕНЬ, НИТЬ: ЭСТЕТИКА ДРЕВНЕЙШИХ АРХЕТИПОВ В СОВРЕМЕННОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC
181
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАМЕНЬ / НИТЬ / ДЕРЕВО / АРХЕТИП / ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА / МИФ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Никифорова Анастасия Александровна, Воронова Наталья Игоревна

Статья посвящена трансформации традиционных для народной культуры архетипов дерева, камня, нити в современном декоративно-прикладном искусстве, а также способам использования нитей, дерева и камня как материалов для изготовления объектов современного искусства. Исследование не ставит своей целью повторять классические этнографические исследования или реферировать монографии по истории культуры. Статья представляет собой попытку комплексного анализа современной практики декоративно-прикладного искусства с точки зрения философии культуры и практической эстетики. Данный подход является уникальным опытом аналитики ювелирной и декоративной практик обработки разнородных материалов природного происхождения. Кластер мастеров декоративно-прикладного искусства в России расширяется, возможностей и материалов для творчества становится все больше, однако сами авторы изделий не занимаются стилистическим, искусствоведческим или философским осмыслением своей деятельности. Тем не менее, в их работах, по мнению исследователей, отражаются древнейшие мифологические образы, являющиеся краеугольными камнями отечественной культуры и представляющие собой наследие мировой культуры, трансформированное пост-культурой и техногенными тенденциями, проникшими, в том числе, и в искусство. Архетипы дерева, камня, нити, сохраняясь с древнейших времен, приобретают новые смыслы и новые формы воплощения в творчестве современных авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOOD, STONE, THREAD: AESTHETICS OF THE MOST ANCIENT ARCHETYPES IN MODERN DECORATIVE AND APPLIED ART

The article is devoted to the transformation of traditional folk culture archetypes of wood, stone, thread in modern decorative and applied art, as well as ways of using threads, wood and stone as materials for the manufacture of objects of modern art. The research does not aim to repeat classical ethnographic studies or to refer monographs on the history of culture. The article is an attempt at a comprehensive analysis of the modern practice of decorative and applied art from the point of view of the philosophy of culture and practical aesthetics. This approach is a unique experience in the analysis of jewelry and decorative practices of processing heterogeneous materials of natural origin. The cluster of masters of decorative and applied art in Russia is expanding, there are more and more opportunities and materials for creativity, but the authors of the products themselves are not engaged in stylistic, art criticism or philosophical understanding of their activities. Nevertheless, their works, according to researchers, reflect the oldest mythological images that are the cornerstones of Russian culture and represent the heritage of world culture, transformed by post-culture and man-made trends that have penetrated, among other things, into art. Archetypes of wood, stone, thread, preserved since ancient times, acquire new meanings and new forms of embodiment in the works of modern authors.

Текст научной работы на тему «ДЕРЕВО, КАМЕНЬ, НИТЬ: ЭСТЕТИКА ДРЕВНЕЙШИХ АРХЕТИПОВ В СОВРЕМЕННОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ»

Философия и культура

Правильная ссылка на статью:

Никифорова А.А., Воронова Н.И. — Дерево, камень, нить: эстетика древнейших архетипов в современном декоративно-прикладном искусстве // Философия и культура. - 2022. - № 9. DOI: 10.7256/24540757.2022.9.38781 EDN: ABLROM URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.ptp?id=38781

Дерево, камень, нить: эстетика древнейших архетипов в современном декоративно-прикладном искусстве

Никифорова Анастасия Александровна

ORCID: 0000-0002-8410-9446 кандидат философских наук

Доцент кафедры эстетики и этики Института философии человека, Российский государственный

педагогический университет им. АИ. Герцена

19118, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Наб.р. Мойки, 48

zuru-s@yandex.ru

Воронова Наталья Игоревна

ORCID: 0000-0003-0728-757X кандидат философских наук

Доцент кафедры философии, истории, политологии и права Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный

университет»

140411, Россия, Московская область, г. Коломна, ул. Зеленая, 30

voronova-ni@mail.ru

Статья из рубрики "Эстетика"

DOI:

10.7256/2454-0757.2022.9.38781

EDN:

ABLROM

Дата направления статьи в редакцию:

16-09-2022

Аннотация: Статья посвящена трансформации традиционных для народной культуры архетипов дерева, камня, нити в современном декоративно-прикладном искусстве, а также способам использования нитей, дерева и камня как материалов для изготовления объектов современного искусства. Исследование не ставит своей целью повторять классические этнографические исследования или реферировать монографии по истории культуры. Статья представляет собой попытку комплексного анализа современной практики декоративно-прикладного искусства с точки зрения философии культуры и

практической эстетики. Данный подход является уникальным опытом аналитики ювелирной и декоративной практик обработки разнородных материалов природного происхождения. Кластер мастеров декоративно-прикладного искусства в России расширяется, возможностей и материалов для творчества становится все больше, однако сами авторы изделий не занимаются стилистическим, искусствоведческим или философским осмыслением своей деятельности. Тем не менее, в их работах, по мнению исследователей, отражаются древнейшие мифологические образы, являющиеся краеугольными камнями отечественной культуры и представляющие собой наследие мировой культуры, трансформированное пост-культурой и техногенными тенденциями, проникшими, в том числе, и в искусство. Архетипы дерева, камня, нити, сохраняясь с древнейших времен, приобретают новые смыслы и новые формы воплощения в творчестве современных авторов.

Ключевые слова:

камень, нить, дерево, архетип, философия искусства, миф, декоративно-прикладное искусство, современное искусство, культура, эстетика

Художественная обработка камня, нити и дерева сопутствует истории человечества с древнейших времен - без нее невозможно представить историю материальной культуры. От древнего плетения к ткачеству, от корения до резьбы, от сверления до огранки, от естественных потребностей в защите до стремления к роскоши, - эволюция обработки природных материалов сложна и разнообразна. Ручная обработка камня и древесины, плетение шнуров из льняной или крапивной нити, ткачество - все эти процессы, как и практически любой труд в традиционной культуре, сопровождались бытовой магией. Предметы украшались особыми знаками и становились оберегами, например, как пояса, плетеные на бёрдо в славянских культурах. Домашние деревянные идолы, каменные божки известны этнографам по всему миру, а мифологический смысл традиционных узоров на полотнах или в резьбе по дереву уже стали предметами научных исследований наряду с устным народным творчеством. Большой объем научной литературы посвящен не только истории искусства, но семантике, генезису и онтологии мифа и самого мифологического сознания, что значимо для понимания древних культурных традиций и современных тенденций их интерпретации. Миф сегодня понимается не как сказка, выдумка или фантазия, но как сила, формирующая «на основе сакрализации данной информации определенный образ себя и окружающего мира, систематизирующий пространственно-временные связи и ценностные ориентиры» Г1. с. 131

Аналитика современного декоративно-прикладного искусства позволяет выделить несколько направлений в декоративной обработке камня, дерева, волокон:

Первое демонстрирует технологичные и оптимизированные приемы обработки, характерные для цивилизации 20-21 веков. Здесь - мебель, ткани и ювелирные украшения фабричного производства, массовость тиражей и авторские или высококачественные изделия, которые не выходят за рамки общепринятой стилистики, либо подражают стилям ушедших эпох. Кто скажет, что мебельный гарнитур, выполненный из карельской березы в стиле ампир или барокко, не востребован сегодняшним покупателем, мечтающим жить по-царски? То же можно сказать и о ювелирных коллекциях модных европейских домов и ювелирных холдингах: драгоценные камни ценились и в древнем Риме, и сегодня. При огромном количестве стилей,

направлений в предметном и средовом дизайне, технологий обработки материалов, большая часть выпускаемой продукции лишена какого-либо сакрального смыла (за исключением особых ритуальных предметов) и сугубо функциональна Г2-4].

Второе - сохранение и развитие традиционных народных промыслов, связанных с обработкой ткани, дерева и камня. К примеру, в настоящее время в России существует Ассоциация народных промыслов, объединяющая более 200 организаций в 48 регионах. Среди многочисленных ресурсов, пропагандирующих народные традиции можно назвать «Путеводитель по русским ремеслам», «Народные художественные промыслы России», портал Ассоциации народных художественных промыслов России, ресурс «Ремесленничество России» и другие. Часть из этих промыслов процветает, часть -

нуждается в поддержке и развитии Однако современное производство, сохраняя стилистику предметов, пережившую не один век, трансформируя или обновляя ее, не наделяет эти предметы - кружева или деревянные изделия, - символическим значением. Они продолжают существовать как традиция, как одно из направлений декоративно-прикладного искусства, как коммерческий проект.

В мировой практике существует третье направление - реконструкция традиций прошлого, связанных с ткачеством, дерево- и камнеобработкой. Примерами могут служить не только деятельность музеев по сохранению этнографического наследия, но и многочисленные мастерские и клубы по интересам, возрождающие забытые традиции -деревянную игрушку, ткачество, вышивку и пр., практика изготовления которых была прервана, не сохранилась или не стала такой узнаваемой как ростовская финифть, гжельский фарфор или хохломская роспись. Часто любителями-реконструкторами становятся этнографы, краеведы, люди, знакомые с историей культуры своего региона

В этом плане очень показательна деятельность и творчество нашего современника краснодеревца Дэвида Эстерли: в свое время он был поражен красотой и изяществом творчества Гринлинга Гиббонса, увлекся резьбой по дереву и стал одним из лучших специалистов по истории художественной обработки дерева 18 века, а также уникальным мастером, освоившим приемы и технологии, характерные для той эпохи. В России тоже достаточно своих мастеров-ремесленников, уважающих старые традиции и не согласных с тем, что предметы народного творчества достойны быть лишь музейными экспонатами. Однако приверженцев данной деятельности не так уже много и предметы, создаваемые ими, скорее можно отнести к авторскому декоративно-прикладному искусству, копирующему или возрождающему какое-либо ремесло.

Четвертое направление связано с возрождением интереса не столько к ремеслу (ткачеству, обработке дерева, камнерезной практике), сколько к мифу. Цивилизация 20 века, прошедшая под знаменем атеизма, борьбы с прошлым и безудержным стремлением к новым технологиям, где нет места ручному труду, сделав круг, в 21 веке снова возродила интерес к архаике: «мифологическое видится и как непременный атрибут сознания индивида, и как «генетическая память» культуры этносов, влияющая на их социокультурные установки. Кроме того, миф бытует не только как отдельная форма сознания, но и (за пределами своей собственной экзистенции) как сакральная составляющая религии, морали, т. е. как программная информация всей данной

этнокультурной традиции»^71. Обнаружение этих глубинных связей мифологического сознания и современной культуры становится одной из задач актуального искусства. Предмет декоративно-прикладного искусства - это «особая форма, в которой бытийствует человеческая память. Именно на этом ценностном уровне происходит предметная «концептуализация» вещи, антропоморфность которой соотнесена не только

с потребностями тела, но имеет мировоззренческие основания, оказывается соотнесена

со структурами индивидуального сознания» В русле этого направления и проведено исследование архетипов в творчестве современных авторов.

Камень, нить и древо рассматриваются далее в двух ипостасях - и как образ, и как материал. Образы камня, дерева, нити являются архетипическими и восходят к глубокой древности. Как материалы они интересны с точки зрения нетрадиционных способов обработки, реализующих новые авторские подходы к транскрипции этих материалов для воплощения художественны идей. Эволюция образов и эволюция методов обработки самих материалов наиболее наглядно представлена в таблице (табл.1), где предпринята попытка систематизировать разнообразие архетипов, связанных с нитью, деревом и камнем, а также обнаружена цикличность обращения к образам древности, но уже в современном искусстве, владеющим новыми технологиями обработки этих материалов. Список авторов (отечественных и зарубежных), представленный ниже, далеко не исчерпывающий. Он показателен с точки зрения

сознательного обращения художниками к теме архетипов в культуре а также инновационного отношения к материалам для воплощения своих идей. При этом одни и те же тенденции в отношении к материалу и его обработке обнаруживаются в творчестве американских, европейских, российских и азиатских авторов.

Таблица 1

Нить Дерево Камень

Историко-культурное наследие:

Архетипические / мифологические образы и связанные с ними сюжеты Ж изнь Путь Мойры Нить Ариадны Волос Па мя ть Сила Судьба Мировое древо Древо жизни Древо познания Дриады Духи леса /покровители ремесел Мировая гора Мать-природа Камень на распутье Бел-горюч камень Остров Буян Та рта р

Традиционные материалы Конопля, крапива, лен, шелк, шерсть, хлопок, пух, лоза и пр. Древесина разных пород Отделочные породы, Поделочные, полудрагоценные, драгоценные камни

Традиционные приемы /методы обработки материала Пл е те ние Ткачество Вышивка Вязание (крючки, спицы, коклюшки и пр.). Плотницкие и с то ля рные прие мы обработки. резьба, точение, сверление, шлифовка, вощение, золочение, Шлифовка, сверление, полировка, огранка, резьба по камню, мозаика (римская, флорентийская),

Окраска окрашивание. блокированная

натуральными скульптура.

красителями,

набойка.

Предметы быта, Полотно Предметы быта, Идолы

кул ьта декоративно- прикладного искусства и Пояс Веревка Одежда Скатерть Платок строения, инструменты, Средства передвижения, Храмовые комплексы, капища, идолы, Камни-объекты поклонения Предметы быта, строения, инструменты, предметы культа, украшения,

Полотенце и пр. Деревянные скульптуры /картины, декор предметы роскоши и статуса владельца.

зданий Сад камней

Бусины, гребни ,

спицы и пр.

Искусство бонсай

Современное искусство:

Синтетические, Натуральная нить, Стабилизированная Искусственный

необычные, композиционные материалы Синтетическая нить, Искусственное нетканое полотно, древесина, Искусственный шпон, камень (композиционный ма те риа л в с ме с и с полимерами),

Свет и цвет как имитация нитей. шпон Табу, Композиционные ма те риа лы из Синтетические корунды и имитации драгоценных камней,

древесины, слэбы, шишки и пр. Открытые в 20 веке новые минералы

Окаменелое дерево.

Новые способы Фабричное Тиснение по дереву, 3D резьба,

обработки материалов из гото в ле ние синтетических нитей/ полотен, 3D резьба, Резьба на станках Резьба на станках ЧПУ,

Новые технологии окраски тканей и нанесения рисунка. ЧПУ, Лазерная резка и гравировка. Инновационные камнерезные скульптуры, объемная мозаика

Г101

окрашивание

камней, лазерная

обработка,

облучение.

Современные Д вижение Дерево - символ Камень как живое

идеи /

концепции в искусстве

|£_Ц О VI /Т\ V- П I—

Кровь

Энергия жизни

Н ить -

«скрученное» про стра нс тв о .

Лента времени,

Связь между

людьми,

Визуализированные математические формулы, фракталы.

КI 1"1 В I

приобщения у

природе,

возвращения к

истокам.

Мировое древо,

Дерево жизни,

Древо познания,

Дерево - живое существо,

Экологическое мышление, предпочтение натуральным ма те риа ла м.

Гиперреализм,

Пиксельные скульптуры,

Корнепластика.

|\и1'1ьпи |\и 1\ лхкю^и

существо.

Окаменение как

см е рть, фиксация в вечности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К а м е н ь как фундамент и основа цивилизации и жизни

Камень - пластичный материал для

воплощения идей

Стремление выразить красоту самого

камня.

Современные а вто ры

Тихару (Япония)

Габриэель (Мексика)

С ио та

Доу

Шон МакГиннес

(США)

Алена (Россия)

Коган

Агнес Герцлед

(Венгрия)

студии

Ball-Nogues (США ) Ева Гессе (США )

Гоголев Кронид, Сергей Бобков,

Николай Лавданский

(Россия)

Кит Дженнингс ( США )

Рэндал Розенталь (США )

Чжэн Чуньху (Китай )

Иоп ван Дриль (Голландия )

Дэвид Эстерли (США )

Кавабэ Такэо

(Япония )

Хсу Тунг Хан (Тайвань )

Бруно Уолпот

(Италия )

Сергей Фалькин,

Александр Веселовский,

Алексей Антонов,

Сергей Шиманский,

Владимир Путрин (Россия )

Семья Хенн (Германия )

Х ир о то ши (Япония )

И то

Билл Прикет

(Великоритания )

Денгдинг Руи Яо (Мьянма )

Габор Миклоша Соке (Венгрия )

Нагато Ивасаки

(Япония )

Тет-студио (Россия)

Кирил Томанов

(Болгария)

Современная цивилизация дала принципиально новые возможности для обработки дерева, камня, производства нитей и тканей. Изобретение синтетических материалов, искусственных камня и шпона, разработка высокотехнологичных станков и инструментов для их обработки дали мастерам новые возможности для воплощения идей, сняли существовавшие ранее ограничения, связанные с техническими особенностями материалов, сократили время и трудозатраты по их обработке. Широкое распространение технологий и информации о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве позволили большему количеству людей овладеть разными видами прикладной деятельности, сделав ее более доступной. Открытость технологий, знаний, обеспеченность материалами дали толчок к развитию авторских уникальных техник и образов в декоративно-прикладном ис кус с тв е .

Поиск идеальных форм для воплощения материального проявления феноменов потустороннего мира - духов, богов, энергий, сакрального знания, - на протяжении всей истории культуры приводил к обнаружению одних и тех же закономерностей бытия, отраженных в образах мировой горы/дерева, нити жизни и т.д., о которых нам хорошо

известно из древних легенд и мифов народов мира. Современные авторы ^^ идут каждый своим путем, но некие общие глубинные закономерности сознания и культуры приводят их к тем же образам, что существовали и тысячи лет назад. При этом создаваемые художниками произведения, с одной стороны, десакрализованы, поскольку не отсылают к реальному первообразу, чье наличие или отсутствие в нашей реальности даже не обсуждается автором: никому в голову не придет искать мировую гору, приносить жертвы мойрам или искать в эдемском саду дерево жизни. С другой стороны -авторы апеллируют к этим архетипическим образам как к феноменам культуры и сознания, что характерно для посткультуры, использующей формы, существующие в культуре и искусстве для создания новых смыслов. К примеру, в работе Сергея Фалькина «Бурхан» [илл.1] мы видим «мифопоэтичное изображение хранителя местности [...]. Это работа из серии крупных скульптур, посвящённых традициям и культуре Забайкалья — родного края мастера. Все в ней «пропитано» временем: с одной стороны, образ — известный и почитаемый с древности дух, с другой, ствол дерева, который природа и время бережно сохранили, превратив в твёрдый камень. В прожилках и полостях образовались небольшие жеоды, переливающиеся на свету. Особенности удачно подобранного материала стали выразительным художественным средством, при котором авторский замысел акцентируется очерченными деталями. Он предстаёт ликом старца — мудрого и всевидящего, в пне многовекового реликтового дерева»

Илл.1 Фалькин С. Бурхан. Илл.2. Лавданский Н. Большие тотемы.

Окаменелое дерево, металл. Коллекция «Чернобог». Жженый дуб,

Размер: 123:48 см. смола. Размер 170:50:49 см.

Образ нити как символа жизни является принадлежностью не только древних культур. Инсталляции современной художницы Алены Коган, созданные из целлофановых канатов и полотен, посвящены таким мифологическим темам как «Схема рождения нового мира, «Крылья / Падение», «Прорыв», являются яркой иллюстрацией того, что «в современной культуре это стремление к упорядочиванию и структурированию выражается в процессах гипернормализации действительности, отражающей ее в системе нерефлексивной образности, утверждающей почти мифологического свойства незыблемость общечеловеческих ценностей и созидающей систему иллюзий, принимаемых за

несомненную реальность» ИЗ!. Цветные нитяные скульптуры Габриэля Доу и Шона МакГинниса фиксируют попытки художников преобразовать внутреннее и внешние пространства, запечатлеть процесс трансформации мира, показать его структуру, скрытую в обычное время сонмом предметов. Нитяные объекты, лишенные предметности - суть внутренние закономерности бытия, его математические, фрактальные, объемные формулы, делающие видимым- невидимое, осязаемым - неосязаемое. Огромные пространства из нитей, созданы, подобно рисункам в воздухе, японской художницей Тихару Сиота. Они охватывают, как растения, комнаты, залы, потолки и стены, оплетают мебель, лодки и иные предметы, попадающие в сферу их воздействия. Сама художница связывает эти растительноподобные инсталляции с метафорами путешествия, течения жизни, бесконечных связей во вселенной, памяти, эмоций. Работы студии Ball-Nogues (г. Лос-Анжелес) серии String Theory напрямую отсылают нас к теории возникновения вселенной (теория супер-струн): в их конструкциях соединены компьютерные технологии, традиционные индонезийские методы ткачества и плетения, оригинальная цветовая гамма, создающие визуальные эффекты, меняющие восприятие инсталляции в зависимости от точки зрения на нее.

Если обратиться к образу дерева в мировой культуре, то мы обнаружим там Мировое древо, дриад, родовые деревья, погребальные, деревянные идолы и обереги, где сама суть древесных духов воплощена в материале, а процесс роста и развития семечка суть сама жизнь. Формы этой мифологизации бесконечны. К примеру, искусство бонсай, столетиями хранящее принципы построения композиции, эстетические закономерности

в творчестве Кавабэ Такэо (Япония) приобретает новое прочтение, поскольку самым важным мастер считает не следование канону, но возможность услышать голос дерева и придать ему такую форму, которое оно само предпочитает. «Сущность ремесленной культуры как раз и заключается в том, чтобы проявить жизнь, заключённую в материале.

Красота - это не то, что создаётся человеком, она - в самой жизни» С другой стороны, сами архаические образы могут получить неожиданное прочтение и нестандартную прикладную окраску, становясь мотивами произведений искусства, арт-объектов, ландшафтных скульптур. В коллекции Н. Лавданского «Чернобог» мы видим, что «время и пространство — категории взаимообратимые» [16,с,128]: в современных арт-объектах фиксируются мифологические образы прошлого, перенося зрителя не только в иную эпоху, но и в иное пространство, где есть место богам и духам природы [илл. 2 ].

Резьба по дереву сложнейшего уровня характерна и для русской традиции, и для европейской, и для стран Азии: здесь можно упомянуть таких авторов как Кронид

Гоголев, Кирил Томанов1171, Рендал Розенталь, Иоп ванн Дриль, Чжэн Чуньху, Хсу Тунг Хан - каждый из этих мастеров создал свой уникальный стиль, раскрывая все

возможности дерева как материала ¿А81. Некоторые авторы придерживаются традиций ремесла и канонов и сюжетов родной культуры, некоторые - создают нечто принципиально новое. А разговоры с природой и создание духов места Китом Дженнингсом, корнепластика Нагато Ивасаки как особые виды ландшафтного искусства, позволяют созерцать застывшую красоту движения в сочетании с естественными формами, созданными самой природой.

В камнерезном искусстве высокого качества обработки камня достигли многие отечественные и зарубежные авторы, такие как Владимир Путрин, семья Хенн из Германии и другие. Некоторые из камнерезов сохраняют и развивают стилистику и наработки предшественников, создавая, к примеру, цветочные композиции, популярные

еще с конца 19 века I191. Принципиально новых высот и результатов достигают те мастера, которые не пытаются повторить эстетические идеалы прошлого (как, например,

подражатели творчества К.Фаберже) [201, но хорошо чувствуя возможности самого материала, подчиняют его более значимой идее - выражению пластики, движения, чувства, - того, что будет ценно для современного зрителя и интереснее, чем просто бриллианты в оправе. И снова здесь реализуется идея - показать в первую очередь красоту самого камня, выявить его максимально выразительную форму, в которой он раскроется в полноте фактуры и цвета. Еще в «Трактате о создании садов» (Япония, эпоха Хейан 790-1192) мастеру-создателю сада рекомендуется «следовать воле камней» и размещать их так, как они сами бы хотели лежать [21].

Авторы-камнерезы, такие как, например, Сергей Фалькин, Александр Веселовский показали, что драгоценные и полудрагоценные камни заслуживают большего, нежели быть ограненными и вставленными в колье. Чистота цвета, ясность фактуры и их соответствие созданному художественному образу ясно демонстрирует, что «в произведениях искусства выражается та аксиосистема которая пронизывает всю

культуру и лежит в ее основе» -1221, а именно - желание показать красоту и силу самого материала, его самодостаточность в возможности передать замысел автора. В этом случае нет необходимости в вычурности форм, «преодолении материала», скорее наоборот - рука мастера лишь раскрывает тот дух, эмоцию, движение, которые заключены в самом камне. Уважение к материалу, отношение к нему, как к живому существу приводит к созданию ярких произведений искусства, обладающих своим характером. И уже неважно, из драгоценного они камня (как в творчестве Алексея

Антонова), или из обыкновенного гранита (как у Хиротоши Ито) [23].

Следование воле материала, раскрытие его эстетического потенциала мы видим также и в работах современных авторов, где причудливым образом переплетаются ткань, дерево, камень [илл. 3]. В области создания украшений интересным примером может служить такое творческих кредо как стремление видеть и запечатлевать «красоту несовершенства»: плетеные вручную жгуты из натурального льна органично сочетаются с деревянными и янтарными деталями, напоминая украшения и магические обереги древних славян [илл. 4]. Они «хранят тайну», ведут свой диалог, замирают во времени, фиксируют необычные «эмоции природы», приоткрывают завесу в скрытый мир нити и дерева.

Илл.4. Синькевич Е. Мотылек. Интерьерное Илл.4 . ТЕТ studio . Подвес. Лен, панно. Янтарь, кожа (питон, змея, замша), дерево, металл.

карельская береза. Размер 37: 28 см.

Таким образом, аналитика современного декоративно-прикладного искусства позволила выявить несколько важных аспектов в его взаимоотношениях в древними архетипическими образами. С одной стороны, искусство отражает интерес пост-культуры к архаике, ее наследию и связи с бессознательным, с другой стороны - трансформирует

архетипические мифологические образы, наделяя их новым смыслом I24!. Лишенные сюжетности, изъятые из родной историко-культурной среды, образы мирового древа, духа камня, нити становятся не мертвыми музейными экспонатами или героями статей в мифологической энциклопедии, но живыми объектами, воскрешенными современными технологиями и облеченными в новую плоть. Древние архетипы не теряют при этом свой первоначальный смысл, но, оживая в руках мастера, становятся актуальным инструментом познания мира, его скрытых закономерностей и возможностей, предлагая зрителю осязаемые, видимые, чувственные образы миропорядка. Эстетическое восприятие реальности и художественное воплощение констант бытия всегда находились и находятся на грани магии, медитации и просветления, когда за грубыми формами камня, нити, дерева автор и зритель ощущают не абстрактный мир идей, но прикасаются к древним основам устройства материального мира, могут ощутить их дух и жизненную силу.

Библиография

1. Московкина И.И. Неомифология древнего и нового мира // Русский язык, литература, культура в школе и вузе. 2006. № 4. С. 3-12.

2- Jordaan R. Contemporary Jewellery as Gnosis: Interpreting alchemy through

contemporary jewellery objects [Электронный ресурс]: Stellenbosch University Library and information services.-режим доступа-2022.-

https ://scholar.sun.ac.za/bitstream/handle/10019.1/124937/jordaan_contemporary_202 2.pdf?sequence = 1

3. Изместьев С.А.Русские самоцветы: возрождение ювелирных традиций уральских мастеров // Актуальные исследования. 2021. № 12 (39). С. 30-34.

4. Li J., Li Y. Traditional Carving Art and Modern Advertising Design // Canadian Social Science Vol. 10, No. 3, 2014, pp. 149-152. doi::10.3968/4561

5. Хошимова Ш.Ф. Народные промыслы и их возрождение // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. 2021. № 2 (67). С. 44-48.

6. Сырова Н.В., Морозова А.А. Народные промыслы и современное декоративно-прикладное искусство: точки соприкосновения// Культура, образование и искусство: традиции и инновации. Сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 110-летию нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Нижний Новгород, 2021. С. 115-118.

7. Воронова Н.И. Особенности этнонационального мифотворчества в культуре современной России // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006 г. т.2 № 19, С.15-22.

8. Летягин Л.Н. Усадебный музей: вещесловие мифа // Новые российские гуманитарные исследования. 2020. № 15.

9. Иванова М.Г. Архетипы культуры. Поиск центрального архетипа. Москва, 2021. 480 с.

10. Блинова И.В. Произведения в технике скульптурной (объемной) мозаики уральской камнерезной мастерской «Святогор» // Материалы X международной научно-практической конференции вузов России. Наука и образование в области технической эстетики, дизайна и технологии художественной обработки материалов Санкт-Петербург, 23-28 апреля 2018 года. Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2018. С. 324-329

11. Gurrey Ch. Transformations of matter:contemporary carving in stone. Sculpture Journal 21.1 . 2012 p. 30-37

12. Фалькин C. Бурхан [Электронный ресурс]: персональный сайт Сергея Фалькина.-2022-режим доступа-https ://sergeyfalkin.ru/raboty/burhan-2/

13. Игнатьев Д.Ю. "Холодное искусство" в контексте гипернормализации массовой культуры // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 1 (106). С. 199-203.

14. Kawasumi M.II , Kawasumi M.III . The Secret Techniques of Bonsai: A Guide to Starting, Raising, and Shaping.-^Tokyo, Kodansha International, 2013.

15. Рёити Т. Услышать голоса деревьев: бонсай Кавабэ Такэо [Электронный ресурс]: Nippon.com Современный взгляд на Японию. - электронный журнал. - 03.04.2017-режим доступа-https ://www.nippon.com/ru/views/b02317/

16. Летягин Л.Н. Топология путешествий: профанное и сакральное // Ценности и смыслы, 2011 г. С.126-135

17. Konov M. Contemporary Miniature Wood Carving. Themes and Motifs in Kiril Tomanov's Artworks // visual studies «st. Cyril and st. Methodius» university of veliko tarnovo-university press 2020 (4) iss 2. Pages: 181-187 doi: https://doi.org/10.54664/xcws7771

18. Пухначева Е.Ю. Резьба по дереву в современной культуре // Материалы международного научного форума "Образование. Наука. Культура". Материалы международного научного форума «Образование. Наука. Культура». В 5 ч.. Гжель, 2020. С. 115-117.

19. Габриэль Г.Н. Цветочные композиции в контексте отечественного камнерезного искусства: история и современность // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. 2020. № 4. С. 60-65.

20. Скурлов В.В. (ред.-сост.), Фаберже Т.Ф., Илюхин В.Н. К.Фаберже и его продолжатели. Санкт-Петербург: Издательство «Лики России», 2009.

21. Takei J. Sakuteiki, visions of the Japanese garden: a modern translation of Japan's gardening classic / Jiro Takei and Mark P. Kean. Boston: Tuttle Publ., 2008.

22. Никифорова А.А. Художественный образ как система ценностей // Картина человека: философия, культурология, коммуникация. Коллективная монография. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Гродненский государственный университет им. Я. Купалы, Петровская академия наук и искусств, Институт философии человека РГПУ им. А. И. Герцена, Герценовское философское общество.-Санкт-Петербург, 2016. С. 535-541.

23. Schmidt F.. The Art of Shaping Materials // Art & Perception. 28 Oct 2019. doi:10.1163/22134913-20191116

24. Баркова В.В. Миф как универсальная форма интерпретации глубин человеческого мышления о миробытии. Челябинск, 2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Обращение к архетипам вновь и вновь в русле искусства и культуры позволяет получить довольно любопытные результаты, при этом, что главное - именно архетипы связывают времена или эпохи, людей, культуры и общества, поэтому почти всегда попадание архетипов в зону исследования сулит эвристические значимые результаты, имеющие значение для науки и почти всегда имеющие выход на практику, например, выявление оснований для сохранения тех или иных традиций, ценностей и норм.

Автор в представленной работе пошел по интересному пути: обратился к эстетике архетипов дерева, камня и нить с целью проследить их смысловое и атрибутивное воплощение в декоративно-прикладном искусстве современности. Связано это прежде всего с художественной обработкой дерева, камня и нити. В аналитике современного декоративно-прикладного искусства автор в результате обобщений выделяет несколько направлений в художественной обработки камня, дерева, нити: так, например, первое направление связано с современными условиями обработки, которые носят продуктивный технологичный характер - в этом случае автор даже апеллирует, хотя и вскользь к явлениям массовой культуры: изготовлению мебели для широкого потребления и т.д. Представляется, что выделение таких направлений имеет убедительную авторскую трактовку, сопровождается соответствующими примерами. В целом такой подход обоснован: автор не просто склоняется к исследованию научных работ по теме, а идет по несколько другому пути - анализирует ключевые направления декоративно-прикладного искусства, в котором применяются указанные атрибуты: дерево и т.д. Это позволит автору далее перейти к интерпретациям архетипики, что в

конечном итоге приведет к полноценному раскрытию заявленной темы. К тому же автором оперирует необходимыми понятиями для успешного обобщения по тематике, например, использует сакральную составляющую религии, генетическую память культуры и т.д. Это придает научность материалу, но не только: автор таким образом демонстрирует свое погружение в тему, и доверие в связи с этим по ходу прочтения статьи только возрастает. Рассуждения по ключевым вопросам, затрагиваемым в материале, обоснованны, соответствуют выстроенной логике научного поиска, отражают глубину проработки тематики. Несомненными плюсами статьи можно рассматривать присутствие в ней иллюстративного материала, а также достаточного списка источников. При этом автор сопровождает иллюстрации пространным комментарием, который позволяет глубже понять архетипику дерева, камня и нити в декоративно-прикладном искусстве. Я бы, пожалуй, большее внимание все же сосредоточил на эстетике древнейших архетипов (кстати, считаю, что слово древнейших - здесь лишнее, т.к. архетипы восходят к глубинам эпох). У автора именно эстетика становится по ходу повествования вторичным элементом, а вместе с тем она должна быть на первом месте. Хотя, к слову сказать, это не мешает понять авторскую задумку, а автору справиться со столь сложным и многогранным материалом. Об этом, в частности, свидетельствуют следующие моменты: 1) затронут поиск идеальных форм для воплощения материального проявления феноменов потустороннего мира - «духов, богов, энергий, сакрального знания»; 2) затронуты принципы построения композиции, которые не могут быть не сопряжены с нормами эстетики, и т.д. Таким образом, статья может представлять интерес для читателей и рекомендуется к опубликованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.