Научная статья на тему '«Деревенская проза» в творчестве Бориса Жилина'

«Деревенская проза» в творчестве Бориса Жилина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1302
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гурылёва Валентина Венедиктовна

Творчество Б. Жилина соотносится с одним из направлений русской советской литературы XX в. «деревенской прозой», жанром, способным передать своеобразие жизни деревень, существенные черты народного быта. Строгая простота и ясность видения жизни, глубина проникновения в ее противоречия, точность психологического анализа составляют особенность эпически объективной манеры Б. Жилина. Писателя волнуют не только социально-исторические проблемы, но и философские основы бытия. Среди актуальных вопросов критерии нравственной, этической оценки человека и действительности, формирование национального самосознания, проблема преемственности и памяти. Анализируются достоинства прозы Б. Жилина историзм и бескомпромиссность в оценке изображаемых явлений, любовь к людям села. Библиогр. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"RURAL PROSE" IN BORIS ZHILIN'S WORKS

Boris Zhilin's works correspond with one of directions of the Russian Soviet literature of XX century "rural prose", a genre that is capable to transfer originality of village life, essential features of folk life. Strict simplicity and clearness of life vision, depth of penetration into its contradictions, accuracy of the psychological analysis all this is the distinguishing feature of B. Zhilin's epically objective manner. The writer is worried not only by social-historical problems, but also by philosophical bases of life. The most urgent questions he touches upon are criteria of moral, ethical estimation of a person and reality, formation of national consciousness, the problem of succession and memory. The advantages of B. Zhilin's prose like historicism and uncompromisingness in the estimation of depicted events, love to village people are analyzed in the work.

Текст научной работы на тему ««Деревенская проза» в творчестве Бориса Жилина»

ББК 83.3(2Р)7-8.4

В. В. Гурылёва Астраханский государственный университет

«ДЕРЕВЕНСКАЯ ПРОЗА» В ТВОРЧЕСТВЕ БОРИСА ЖИЛИНА

Универсальность художественной системы Б. И. Жилина проявилась в его причастности к различным художественным методам, системам, направлениям и течениям. «Социалистический реализм», романтизм, «традиционный» реализм, постмодернизм в разное время так или иначе оказали воздействие на творчество писателя. «Производственная», «исповедальная», «лирическая», «военная», «деревенская» проза, «перестроечная», «возвращенная», «постмодернистская» литература - все эти и многие другие явления литературного процесса 1950-1990-х гг. также получили отклик в творчестве Б. Жилина.

Идеологическая и стилевая близость Б. Жилина к «деревенской» прозе не означала для него «растворения» в ней. Наиболее значимые произведения Б. Жилина имеют оригинальное звучание потому, что они являются вполне осознанными «репликами» писателя в идеологическом и жанрово-стилевом диалоге литературы 1950-1990-х гг. Литературный контекст этого времени не только влиял на писателя, но и сам испытывал его воздействие.

Значимость «деревенской прозы» бесспорна. Крестьянская цивилизация является самой древней, и судьба России неразрывно связана с судьбой деревни. Для русской литературы ХХ в. крестьянство не просто тема. Деревня - это аналог национального бытия, народной жизни, это связь с историческим прошлым, «памятью земли».

Драматическая злободневность данного направления определяется необходимостью сохранить от забвения уходящий в прошлое вековой уклад деревенской жизни. Стремление познать истоки нравственной культуры народа стало одной из причин пристального внимания литературы к психологии русского крестьянина, особенностям его труда и быта.

Напряженность писательского интереса к современной деревне связана и с формированием ее нового уклада, новых социальных фигур, таких как председатель колхоза, бригадир, колхозник. Кроме того, так называемая «деревенская проза» острее других почувствовала «нарушенное равновесие между городом и деревней» и первой обратила на это внимание общества.

Современная «деревенская проза» воспроизводит жизнь в объективных формах, наиболее близких традициям классической литературы

Х1Х в. Современность в ней одухотворена историей.

Строгая простота и ясность видения жизни, глубина проникновения в ее противоречия, точность психологического анализа, верные приметы быта составляют особенность эпически объективной манеры писателей этого периода.

Децентрализация героя, связанная с тяготением литературы к достоверности, определила во многом циклическое строение ряда романов и повестей. Фрагментарность становится в них художественным принципом повествования.

Пик расцвета «деревенской прозы» приходится на 1960-1980-е гг., и основной интерес исследователей направлен на этот период. Литература этого времени активно изучалась такими литературоведами, как Г. А. Белая, Л. Ш. Вильчик, Ф. Ф. Кузнецов, М. Л. Макина, А. И. Смирнова, Г. А. Цветов и др. Так, Ф. Ф. Кузнецов рассматривал в своей работе проблему характера в социальном аспекте [1]. Г. А. Цветов [2-4] обращался к публицистическому началу в деревенской прозе, раскрывая эволюцию характеров, поэтику «деревенской прозы».

Осмысление взаимоотношений «человек - природа» в аспекте натурфилософии дано в работе А. И. Смирновой [5]. Большинство статей и диссертационных исследований о деревенской прозе относится к 1970-1980-м гг.

Важным аспектом для «деревенской прозы» и для Б. Жилина является тема «человек и природа». Она отражена в творчестве В. Распутина,

В. Белова, Б. Можаева и других авторов.

От большинства произведений писателей-«деревенщиков» веет грустью, и причины этого понятны. При Советской власти исчез традиционный уклад деревенской жизни, природа систематически уничтожалась, а уровень жизни крестьян был катастрофически низким. Село обезлюдело, из жителей остались в основном слабые, безынициативные. Но «деревенщики» грустят даже по этому уходящему миру. Когда критики насмешливо называют их «мужиковствующими» и вспоминают об «идиотизме деревенской жизни», они отвечают, что идиотизм городской жизни еще ужаснее.

Б. Жилина волнуют не только социально-историческое проблемы, но и философские основы бытия. Среди актуальных вопросов хроники - критерии нравственной, этической оценки человека и действительности, формирование национального самосознания, проблема преемственности и памяти.

«Деревенская проза» как направление исчерпала себя к концу 80-х гг.

ХХ в. Творчество Б. Жилина является своеобразным итогом ее развития, поэтому изучение его произведений актуально.

В 70-80-е гг. ХХ в. в литературе наблюдается тенденция к историческому переосмыслению прошлого с позиций современности и истории. Это находит свое выражение и в романах Б. Жилина. В своем творчестве писатель шел от малых жанровых форм (рассказов, повестей) к более крупным - роману, исторической хронике.

При жанровом анализе романов Б. Жилина выделяются исторический, семейный и философский аспекты. Принцип временного изображения нашел свое выражение в его произведениях. Вопрос лишь в том, в какой степени автор обращается к этим аспектам. В этом смысле романы Б. Жилина не равнозначны.

Так, в «Людях без колокольчиков» черты семейной хроники, преобладающие в первой и второй частях романа, дополняются признаками исторической хроники благодаря использованию историко-фактического материала. В романе «Шутиха» доминантой является историческое повествование.

Для писателя значимы не внешние действия персонажей, а мотивы или цепь обстоятельств, побудивших к поступку. Человек раскрывается в привычной жизни, изо дня в день.

С приходом Советской власти жизнь жителей деревни, станиц, по мнению Б. Жилина, преобразилась: «Жили мы, казачки, и считали -неплохо жили. Большинство - в достатке. А что за жизнь была? Прямо скажу: крепостная жизнь. Только и знали - мужа ублажи, детей выращивай да кружись по хозяйству. Могли б мы думать, чтоб вот так собрались, как сейчас?» - сказала Ира на партсобрании. «- Трудно нам сейчас, ох, трудно! Большое дело задумали и делаем. А новое завсегда трудно начинать ... Свободной я стала в нашем народном государстве. И верю: будет у нас культурная и сытая жизнь!» [6, с. 152]; «Веками была ты рабою, Веками ты вещью была, Ты воли своей не имела. Зачем, для чего ты жила? Теперь ты свободною стала, Вперед идти гордо должна. Туда к угнетенным сестрам, Их взоры с слезами и скорбью Все устремленные к вам» [6, с. 153]; «Матвей Павлович был взволнован: голодные, ослабевшие люди, сами вчера лишь сбросившие ярмо рабства, думали и мечтали об освобождении угнетенных на всем белом свете. Велико же и спасительно чувство дружбы и братства у тружеников земли» [6, с. 153].

«Малый» мир для сельских жителей в творчестве Б. Жилина ассоциируется прежде всего с образом деревни, станицы. В свою очередь, в пространстве деревни существует другой «мир» - дом человека. Образ дома, традиционный в творчестве В. Распутина, В. Белова, В. Шукшина,

С. Залыгина, В. Тендрякова и др., значим и для Б. Жилина.

Объективность и достоверность изображения, исследование жизненного процесса в его непосредственном протекании, анализ в первую очередь определенной социальной среды и ее типовых представителей составляют своеобразие романов и повестей о деревне. Драматизм человеческих судеб обусловлен в них драматизмом ее исторического и общественного развития.

«Значение этой прозы, давшей литературе имена Ф. Абрамова,

С. Антонова, В. Белова, С. Залыгина, Е. Носова, В. Распутина, В. Шукшина, будет состоять в том, что она станет прозой о России, о русском человеке, его исторических и нравственных корнях, об испытаниях, которые суждено было пережить стране и народу на суровых дорогах ХХ столетия» [7].

Строгая простота и ясность видения жизни, глубина проникновения в ее противоречия, точность психологического анализа, верные приметы быта составляют особенность эпически объективной манеры писателей этого периода.

В произведениях Б. Жилина крестьянский быт оказывается сферой проявления сложных социальных противоречий, воссоздается атмосфера духовной жизни деревни, движение крестьянской мысли от узкого круга мужицких проблем, связанных со своим наделом, своей лошадью, своей семьей, к идее необходимости коллективного хозяйствования на земле.

Созданные писателем характеры, относящиеся, в своем большинстве, к деревенскому быту, в основном однородные, хотя действуют в различных обстоятельствах, устойчивы в своей психологической характеристике, взаимоотношениях с окружающим миром, основанных на нравственности и ответственности, во взглядах на общество, личность и природу и в понимании человеческого достоинства и совершенства, общественной справедливости и жизненных целей, нравственных идеалов и духовных качеств.

Произведения Б. Жилина вбирают в себя обширный круг интересов автора: картины домашнего быта, мир интимных чувств персонажей, их труд, их нравственные ценности.

Докопаться до героических начал в самом простом человеке, очаровать нас абсолютной их чистотой стремится Б. Жилин, создавая рассказ «Мужество», сборник рассказов «Родное и близкое». Название книги «Родное и близкое» соответствует содержанию. Все, о чем рассказывает автор, ему действительно знакомо, близко, дорого. Автор - сам непосредственный наблюдатель, участник, иногда главное действующее лицо записок. Врач по профессии, Б. Жилин хорошо знаком с условиями жизни, бытом, спецификой работы сельского населения Волжского понизовья, где рыболовство, животноводство и сельское хозяйство соприкасаются, а иногда и тесно переплетаются между собой на территории одного района, участка и даже села.

Герои его - настоящие живые люди, показанные в действии, в борьбе за лучшее. Но писатель хорошо знал, что в жизни существуют не одни лишь светлые души, есть и отрицательные персонажи. Причем у одних отрицательное есть следствие потери чувства коллективизма в работе, неумения, а порой и нежелания увязывать свою деятельность с работой своего товарища.

Другие персонажи отрицательны в силу влияния на них тепличных условий среды. Это, например, Женя Лезнева - врач областного туберкулезного диспансера. Для Лезневой деревня - «глушь», в которой «только сном и можно убивать время», чтобы не сойти с ума от скуки. Интересы Лезневой, вне квартиры со всеми удобствами, сосредоточиваются на прилавке магазина, где продается красивая ткань. Ее жизненная «философия» определяется формулой «Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше» (рассказ «Волжское»).

Некоторые действующие лица произведений Б. Жилина отрицательны, так сказать, по своей сущности. Таким является блестящий клиницист, в прошлом ассистент терапевтической клиники Саратовского медицинского института Дмитрий Данилович Козлов (рассказ «Под прокурором»). Ни безупречная внешность, ни эрудиция, ни большой опыт врача-диагноста не могут скрыть мелкой, трусливой душонки обывателя - мещанина, боящегося, «как бы чего не вышло!».

Роман «Шутиха» привлекает остротою поставленных в нем вопросов идейно-нравственной жизни, яркими образами обитателей казачьей станицы, многоплановой композицией, вобравшей в себя богатые по содержанию ретроспективные сцены. Рушатся в круговерти и человеческие судьбы. Писатель показывает извечную борьбу между добром и злом. Победу в этой борьбе одерживают люди высокой нравственности.

Место действия повести «Черные флажки» - села Нижнего Поволжья. Герои ее - врачи, медицинские сестры, овцеводы, чабаны, водители машин, директор и служащие совхоза - простые люди. Они не совершают каких-либо героических поступков, не творят необыкновенных дел, а выполняют свою обычную, повседневную работу.

Жизнь, действия, поступки героев повести органически связаны и жизнью и делами людей совхоза, разнообразных по характерам, профессиям, возрасту, морали.

В повести поднимаются и вопросы взаимоотношений между лечебной и профилактической медициной, врачебного призвания, этики и морали.

Большой знаток степей Нижнего Поволжья, тонкий психолог и наблюдатель, Б. Жилин дает картины природы в различные времена и часы суток, то весеннюю - в свете заходящего солнца, то зимнюю - в предутреннем морозном тумане, то ночную - пахнущую полынью и дымом пастушеского костра. Хорошо чувствуя природу, он раскрывает на ее фоне душевные переживания своих героев. Вот одна из таких картин: «Хорошо было смотреть больным из еще раскрытых в полдень окон на пронизанную последними теплыми лучами рощу, и виделось им, как трепещут ее листья и будто звенят далеким-далеким прощальным звоном. И думы, грустные и легкие, как паутинки, прилетали и улетали, и вечные надежды на исцеление не покидали больных перед лицом этой красоты. А другие, немногие, с их смирением безнадежных больных, глядя на пламеневшую вдали рощу, вспоминали промчавшуюся жизнь и не одну счастливую золотую осень...» [8].

В панораме села Грушево в романе «Люди без колокольчиков» представлены честные, преданные делу люди, для которых правила социалистического общежития, общее благо естественны, как дыхание. Но немало и таких, которые умело уходят от общественного контроля, мошенничают, воруют. Оценивать людей и их поступки бескомпромиссно, принципиально, не отступая от высоких нравственных требований - пафос романа.

В произведении много действующих лиц. Сквозная сюжетная линия главного персонажа - Ильи Воронцова - организует повествование, придает ему цельность, несмотря на разнообразие бытовых картин, конфликтных ситуаций, ретроспективных сцен. Мы видим его честный, добросовестный труд, исконную крестьянскую расчетливость, это человек, по-хозяйски болеющий за колхозные дела, способный и председателя Дудина призвать к ответу. С немалой иронией рисует писатель показное «мероприятие», осуждая формализм, терпимость к разгильдяям и любителям погреть руки за колхозный счет.

Нужно отдать должное писателю: он приложил немало усилий, чтобы самостоятельная, в сущности, и отдающая случайностью тема о лепробольных органично вписалась в многоплановый роман о жизни современного села, приобрела идейно-художественную значимость.

Типичные черты нового человека, который ощутил настоящую красоту свободного труда, писатель раскрыл в романе «Люди без колокольчиков» и повести «Черные флажки» на примере характеров Воронцова, знатного гуртоправа, воевавшего на фронте, побывавшего в плену, и Вер-

шилова, талантливого, честного, волевого человека, без остатка отдавшего себя совхозу, сделавшего его рентабельным хозяйством, добившегося значительного повышения заработков чабанов. Они любят свою землю, ибо это - частица их жизни, их мечты.

В основном повествовании и в ретроспективе, но достаточно крупным планом, показывается борьба противостоящих сил; два полюса определяют напряженность, конфликтность сюжета. С одной стороны - силы старого, эксплуататорского мира, носители собственнической психологии. Это Шершаки (роман «Шутиха»), Боевы (повесть «Язва») и другие приспособленцы и расхитители. Этой косной и злобной стихии противопоставлены те, кто перестраивает жизнь, берет на себя руководство ею, вносит в нее идею, порядок, кто добросовестно, с душой трудится на полях и фермах, на чабанских точках. Это Михаил Томилин (роман «Шутиха»), Петр Ромахин (повесть «Черные флажки»), Илья Воронцов (роман «Люди без колокольчиков») и десятки других героев, любовно выписанных Б. Жилиным.

В произведениях Б. Жилина мы видим наблюдательного, вдумчивого, художественно чувствующего повествователя, мимо внимания которого не проходят и рубчатые следы автомобильных колес в степях, где недавно ходили только верблюды, и грамматические ошибки в истории болезни, допущенные врачом Козловым (рассказ «Под прокурором») после приглашения прокурора зайти к нему, и многое другое, что могло бы остаться незамеченным простым хроникером.

Хорошо понимая, что художественная литература, как и медицина, не терпит дилетантства, «не терпит суеты», писатель очень придирчиво относится к каждой своей строчке и очень серьезно воспринимает критические замечания в свой адрес.

Общаясь между собой, герои Б. Жилина проявляют себя, свои характеры и, незаметно заставляя читателя следить за развитием событий, вовлекают его в круг хорошо ему понятных интересов, забот, желаний. И мы вместе с героями произведений радуемся их успехам, печалимся их горем, ненавидим их ненавистью. В этом большой общечитательский интерес произведений Б. Жилина.

С каждым новым произведением Б. Жилин все глубже проникал в тайны человеческой жизни и подвига, развенчивая все, что мешает подлинному счастью людей.

Художественное исследование повседневности сельских жителей в произведениях Б. Жилина покоряет стремлением понять красоту, высокий смысл жизни и чувств простых тружеников, оценить содержание нравственного опыта и традиций народа, найти устойчивые духовные ценности в его жизни.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Кузнецов Ф. Ф. Самая кровная связь: Судьба деревни в современной прозе. -М.: Просвещение, 1977. - 250 с.

2. Цветов Г. А. Тема деревни в современной советской прозе. - Л., 1985;

3. Цветов Г. А. Русская деревенская проза: Эволюция жанра. - СПб., 1992.

4. Цветов Г. А. Русская деревенская проза: Эволюция. Жанры. Герои: Учеб. пособие. - СПб., 1992.

5. Смирнова А. И. Русская натурфилософская проза 1950-1960-х годов: философия, мифология, поэтика: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Воронеж, 1995. - 44 с.

6. Жилин Б. Шутиха. - Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1965.

7. Трубина Л. А. Русская литература ХХ века. - М.: Флинта: Наука, 2002.

8. Жилин Б. И. Люди без колокольчиков. - Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 2000. - 200 с.

Получено 16.06.2006

"RURAL PROSE” IN BORIS ZHILIN’S WORKS

V. V. Guryleva

Boris Zhilin's works correspond with one of directions of the Russian Soviet literature of XX century - "rural prose", a genre that is capable to transfer originality of village life, essential features of folk life. Strict simplicity and clearness of life vision, depth of penetration into its contradictions, accuracy of the psychological analysis - all this is the distinguishing feature of B. Zhilin's epically objective manner. The writer is worried not only by social-historical problems, but also by philosophical bases of life. The most urgent questions he touches upon are criteria of moral, ethical estimation of a person and reality, formation of national consciousness, the problem of succession and memory. The advantages of B. Zhilin's prose like historicism and uncompromisingness in the estimation of depicted events, love to village people are analyzed in the work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.