Научная статья на тему 'ДЕРАДИКАЛИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОГО МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ'

ДЕРАДИКАЛИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОГО МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
281
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Дерадикализация / ценности / молодежь / пропаганда / коллективизм / патриотизм / традиции. / Deradicalization / values / youth / propaganda / collectivism / patriotism / traditions.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Абукин Динар Марсельевич

В статье рассматривается проблема дерадикализации представителей подрастающего поколения, так необходимой в свете усиления угрозы экстремистской пропаганды в России. Обосновывается идея о том, что для эффективной дерадикализации необходимо активное участие всех социальных групп населения. Важно также сотрудничество между государственными и негосударственными организациями, включая молодежные клубы, школы и иные учебные заведения, с целью создания необходимых условий для дальнейшей дерадикализации в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DERADICALIZATION OF RUSSIAN YOUNG GENERATION REPRESENTATIVES: TO THE STATEMENT OF THE PROBLEM

The article deals with the problem of deradicalization of the younger generation, which is so necessary in the light of the growing threat of extremist propaganda in Russia. The idea is substantiated that effective deradicalization requires the active participation of all social groups of the population. It is also important to cooperate between state and non-state organizations, including youth clubs, schools and other educational institutions, in order to create the necessary conditions for further de-radicalization among the youth.

Текст научной работы на тему «ДЕРАДИКАЛИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОГО МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ»

Динар Марсельевич АБУКИН - председатель местной общественной организации «Национально-культурная автономия татар города Тюмени « Себертатарлар» (Сибирские татары), член комиссии Общественной палаты Тюменской области по культуре, сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей Российская Федерация, Тюмень, e-mail: abukinduma@gmail.ru

Для цитирования: Д.М. Абукин. Дерадикализация представителей российского молодого поколения: к постановке проблемы // Ообщество и государство. 2023. №2(42). С. 28-30 DOI: 10.24412/2224-9125-2023-2-28-30

ДЕРАДИКАЛИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОГО МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема дерадикализации представителей подрастающего поколения, так необходимой в свете усиления угрозы экстремистской пропаганды в России. Обосновывается идея о том, что для эффективной дерадикализации необходимо активное участие всех социальных групп населения. Важно также сотрудничество между государственными и негосударственными организациями, включая молодежные клубы, школы и иные учебные заведения, с целью создания необходимых условий для дальнейшей дерадикализации в молодежной среде.

Ключевые слова: дерадикализация, ценности, молодежь, пропаганда, коллективизм, патриотизм, традиции.

Dinar Marselevich ABUKIN - Chairman of the local public organization «National-cultural autonomy of Tatars of Tyumen «Sebertatarlar» (Siberian Tatars), member of the commission of the Public Chamber of the Tyumen region on culture, preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values» Russian Federation, Tyumen, e-mail: abukinduma@gmail.ru

DERADICALIZATION OF RUSSIAN YOUNG GENERATION REPRESENTATIVES: TO THE STATEMENT OF THE PROBLEM

ANNOTATION

The article deals with the problem of deradicalization of the younger generation, which is so necessary in the light of the growing threat of extremist propaganda in Russia. The idea is substantiated that effective deradicalization requires the active participation of all social groups of the population. It is also important to cooperate between state and non-state organizations, including youth clubs, schools and other educational institutions, in order to create the necessary conditions for further de-radicalization among the youth.

Keywords: deradicalization, values, youth, propaganda, collectivism, patriotism, traditions.

В последние годы Россия столкнулась с проблемой радикализации детей и молодежи в связи с пропагандой экстремистских идеологий, таких как исламский фундаментализм и национализм. Но как можно препятствовать радикализации в молодежной среде, сохраняя при этом свободу мысли и веры? Один из подходов, который недавно получил особенное внимание — это дерадикализация через ценности современной молодежи.

Не вызывает сомнения тот факт, что современная молодежь нуждается в защите от экстремизма с его крайней степенью восприятия мира, радикализма. На данный момент существует явная необходимость в борьбе с институтом радикализма, используя принцип высокоэффективного коллективизма и патриотизма, опираясь на принципы фундаментальности знаний о мире. Итак,

коллективизм, патриотизм и научный подход — это три важных момента дерадикализации российской молодежи.

Исторически сложилось, что каждый человек обязан пройти испытание эгоцентризмом: на первом этапе (с 10 до 13-14 лет) человек остро переживает личностную социализацию; на втором подростковом уровне (до 18-20 лет), человек входит в зону высочайшей турбулентности (период максимализма). Наконец, третий период биологического роста (до 25 лет) — это период социального становления или, другими словами, формирование социального статуса.

Очевидно, что дерадикализация российских детей и молодежи — это одно из главных на сегодняшний день социальных направлений, которому необходимо уделить

должное внимание.

Безусловно, правильно структурированная коллективная деятельность — это самый эффективный метод в борьбе против радикализма. Такой коллективизм просто не даст объединиться радикализму, а это всегда деструктивная система, во многом действующая подпольно и скрыто, расшатывающая и подрывающая общественно

— государственные устои.

Коллективизм, патриотизм и научный подход — это три важные составляющие дерадикализации российского подрастающего поколения, где помощниками являются семьи, школы, стадионы и дома культуры.

Научив детей любви и доброте, мы никогда не увидим проявлений жестокости и агрессии у подростков, а это, в свою очередь, будет гарантией отсутствия формирования идейной молодежи, деструктивно относящейся к другим членам общества. Это своего рода профилактические меры против экстремизма среди подрастающего поколения. Любовь — это главная ценность современной молодежи, и она же — абсолютное оружие против зла [1, с. 134]!

Ярчайший пример своего отношения к Родине демонстрируют наши современники, наши братья и сестры на Донбассе, воюющие уже более восьми лет с украинскими националистами за Родину. Они сражаютсяза свою землю, где они родились, за Родину, в которой из поколения в поколение живут их родные и близкие. И здесь надо понимать,что патриотизм — это любовь и уважение к своему народу, а значит — и к своему Отечеству.

Не менее важной ценностью российского детства и молодежи являются традиции. Любовь и уважение к родителям, своему народу; познав традиции, молодёжь невольно задается важным вопросом: а как оно было раньше? откуда всё пошло и к чему должно привести [5, с. 325]?

Безопасность, как ценностная идеологема, — это платформа безостановочного участия индивидов, семей, коллективов и власти в рождении, росте, развитии, продвижении и распространении жизни как внутри детей и молодежи, так и вокруг него. А здесь не обойтись без того политического управления, где принципами фактически являются искренняя преданность и добровольное служение многонациональному народу Россиии Российскому государству.

Безусловно, доброта — наиважнейшая ценность современной молодёжи. Добро от зла отличается только вектором: если зло — это всегда порождение замкнувшегося в себе эгоцентризма, то добро, наоборот, — это эгоцентризм, развернувшийся для социума.

Добро для самого себя - это эгоизм, порождающий зависть, зовущую к жизни ненависть. Добро для других

- это всегда благополучие, радость и счастье. Добрый человек умеет и созидать, и творить, и производить, и трудиться, и служить, и работать.

Ярчайшим примеромуспешных социальных объектов можно обозначить детские развивающиеся центры «Сириус», а также президентские кадетские училищаи старейшие суворовские и нахимовские. На сегодняшний день важно постепенно возрождать высокоэффективную и четко структурированную систему профессиональных техникумов и училищ, поскольку именно они учат самостоятельности и уверенности в завтрашнем дне.

За последние годы наблюдается тенденция к росту

детской, подростковой и молодежной преступности. Когда отсутствует примеры доброты, традиций, любви, то самостоятельность превращается в убийство невинных детей, старших школьников, учителей и других людей. Лишенный добра и любви ребенок ищет выход в жестоких американских играх, оказывается замешанным в криминале, пробует тяжелые наркотики, в нем развивается нелогичный протестный экстремизм, абсолютно необъяснимый радикализм. Необходимо постоянно помнить о том, что самостоятельность детям нужна как воздух и ее надо обязательно развивать и поощрять, но через слово и поступки, т.е. тесной связке с другими ценностями и на живых примерах [3, с. 206].

Универсализм — близкая к самостоятельности ценность подрастающего поколения, поскольку она является прекрасным жизненным показателем образовательно-опытного уровня последней. Детская самостоятельность должна развиваться гармонично, не вредя самим детям, чтобы в итоге получить настоящих универсалов жизни, т.е. таких специалистов социально — экономической действительности, которые смогут сами о себе позаботиться и других этому научить [4, с. 157].

Мы прекрасно знаем, что молодежныймаксимализм зачастую построен на крайностях, поэтому наша задача понять их инастроить на положительный результат. Здесь необходим пример кумиров, но не коммерческий, где практически каждый результат подменен победными деньгами. Нужны именно идейные примеры, если в спорте, то не ради денег, а ради того, чтобы сделать спорт привлекательней, сильней и интересней. Если в искусстве, то не ради гонораров и аукционных выплат, а ради совершенствования мастерства. В Тюмени есть яркий пример такой результативности — это успех тюменского героя-подвижника Ген Саныча, который сотни детишек вытащил из криминальной среды. Результатом его деятельности является благодарная память его учеников.

С целью дерадикализации детей и молодежи крайне важно поощрять у детей здоровый интерес к «правильным» приключениям. В географии юга тюменской области с одной стороны нет ничего необычного, но с другой стороны Тоболо — Иртышская речная система представляет собой уникальную платформу для экстремального, спортивного, поискового и романтического туризма. По-смотреввнимательно на карту России, можно заметить, что у россиян есть возможность по речным маршрутам попасть практически в любую точку страны. Это и есть Тюменская, так называемая туристическая платформа приключений, или приключенческий туризм. И наравне с Тюменью, Ялуторовском, Тобольском, Уватом и Нижняя Тавда с Вагаем могут быть портами для этого приключенческого туризма [2, с. 238].

Учитывая вышесказанное, основными ценностями современной молодёжи должны являться основные понятия, такие, как — любовь, родина, традиции, история, власть, безопасность, доброта, самостоятельность, универсализм, результативность и приключения.

Ценности молодежи описывают мир, к которому молодые люди стремятся. Они отражают видение жизни и понимание морали в контексте современной культуры. Ценности молодежи могут быть использованы как инструмент дерадикализации, потому что они включают в себя базовые принципы, такие как уважение к различным

культурам и верам, толерантность и защиту прав человека [6, с. 166].

Дерадикализация через ценности молодежи предполагает, что молодые люди воспринимаются как принимающие ценности, а не враждебные иностранцы. Этот подход подразумевает создание в молодежной среде условий, согласующихся с ценностями молодежи, таких как модернизация и профессиональное развитие, а также создание продуктивных контактов между различными социальными группами. Кроме того, данный подход поощряет активное участие молодежи в общественной, политической и экономической жизни страны.

Основной задачей дерадикализации через ценности молодежи является создание альтернативы радикальным идеологиям, выходящих за рамки закона и угрожающих демократическим институтам. Одним из способов реализации этой задачи может быть организация регулярных местных событий, направленных на объединение людей вокруг общих интересов, таких как спортивные турниры, музыкальные и культурные мероприятия. Кроме того, необходимо создание организаций, посвященных пропаганде альтернативных ценностей и жизненного стиля.

Таким образом, дерадикализация через ценности молодежи может стать эффективным подходом для противодействия экстремизму и радикализации в России. Этот подход должен быть основан на создании условий, согласующихся с ценностями молодежи, и на обучении молодежи навыкам критического мышления и уважительного отношения к различным культурам и верам. Реализация данного подхода требует сильного лидерства, а также коллективного участия в этом деле, чтобы обеспечить успех в борьбе против радикализации в молодежной среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гимадова Н.Х. Взаимодействие культур как благоприятная основа национальной безопасности //Актуальные проблемы социального, экономического и информационного развития современного общества Всероссийская научно-практическая конференция, посвящённая 100-летию со дня рождения первого ректора Башкирского государственного университета Чанбарисова Шайхуллы Хабибулловича. Башкирский государственный университет. Уфа, 20 мая 2016 г. / Ч. 1. гл.ред. В.П. Захаров.— Уфа: Аэтерна, 2016. - С.134-137.

2. Игнатов И.В., Фадеева Т.В.Формирование приоритетных ценностей среди молодежи через молодежные объединения // Модернизационный потенциал российской молодежи: сборник научных трудов/отв. ред. О.В. Шиня-ева. - Ульяновск:УлГТУ, 2017. - С. 238-241.

3. Идиатуллина А. М., Фролова И. А. Роль молодежных объединений и организаций в реализации молодежной политики на 241 муниципальном уровне: на материалах г. Казань Республики Татарстан // Молодой ученый. 2010. № 3. - С. 206-209.

4. Лушников Н.Д. Жизненные ценности студенческой молодежи через призму безопасности // Актуальные проблемы социального, экономического и информационного

развития современного общества: Материалы II Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции, Уфа, 26 апреля 2017г. /гл. ред. А.И. Уразова. — Уфа: Башкирский государственный университет, 2017. — С. 157-161.

5. Тайгулова Г.С. Анализ отношения современной молодежи к семейным ценностям (порезультатам социологического опроса молодежи) // Развитие человека в современном мире: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 ч., Новосибирск, 14—16 апреля 2015 г. / ФГБОУВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». Ч. I. — Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2015. — С. 325-341.

6. Шамшикова ОА., Кормачёва И.Н. Эмпирические характеристики обусловленности стилей любви ценностными ориентациями личности в период взросления// Сибирский педагогический журнал. 2014. №2. — С. 165-169.

SPISOK LITERATURY:

1. Gimadova N.KH. Vzaimodeystviye kul'tur kak blagopriyatnaya osnova natsional'noy bezopasnosti //Aktual'nyye problemy sotsial'nogo, ekonomicheskogo i informatsionnogo razvitiya sovremennogo obshchestva Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya, posvyashchonnaya 100-letiyu so dnya rozhdeniya pervogo rektora Bashkirskogo gosudarstvennogo universiteta Chanbarisova Shaykhully Khabibullovicha. Bashkirskiy gosudarstvennyy universitet. Ufa, 20 maya 2016 g. / CH. 1. gl. red. V.P. Zakharov. — Ufa: Aeterna, 2016. — S. 134-137.

2. Ignatov I.V., Fadeyeva T.V. Formirovaniyeprioritetnykh tsennostey sredi molodezhi cherez molodezhnyye ob"yedineniya // Modernizatsionnyy potentsial rossiyskoy molodezhi: sbornik nauchnykh trudov / otv. red. O.V. Shinyayeva. — Ul'yanovsk: UlGTU, 2017. — S. 238-241.

3. Idiatullina A. M., Frolova I. A. Rol' molodezhnykh ob"yedineniy i organizatsiy v realizatsi imolodezhnoy politiki na 241 munitsipal'nom urovne:na materialakhg. Kazan'Respubliki Tatarstan //Molodoyuchenyy. 2010. № 3. — S. 206-209.

4. Lushnikov N.D. Zhiznennyye tsennosti studencheskoy molodezhi cherez prizmu bezopasnosti // Aktual'nyye problem sotsial'nogo, ekonomicheskogo i informatsionnogo razvitiya sovremennogo obshchestva: Materialy II Yezhegodnoy Vserossiysko ynauchno-praktichesko ykonferentsii, Ufa, 26 aprelya 2017g. /gl. red. A.I. Urazova. — Ufa: Bashkirskiy gosudarstvennyy universitet, 2017. — S. 157-161.

5. Taygulova G.S. Analiz otnosheniya sovremennoy molodezhi k semeynym tsennostyam (po rezul'tatam sotsiologicheskogo oprosa molodezhi) // Razvitiye cheloveka v sovremennom mire: materialy VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem: v 2 ch., Novosibirsk, 14—16 aprelya 2015 g. / FGBOU VPO «Novosibirskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet». CH. I. — Novosibirsk: Novosibirskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, 2015. — S. 325-341.

6. Shamshikova O.A., Kormachova I.N. Empiricheskiye kharakteristiki obuslovlennosti stiley lyubvi tsennostnymi oriyentatsiyami lichnosti v period vzrosleniya // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2014. №2. — S. 165-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.